ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Газпром     ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

ПАО Газпром. Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 год - часть 2

 

 

47 

 

Номер счета: 26005011221602 
Корр. счет: не применимо 
Тип счета: мультивалютный счёт в гривне, долларах США, евро и российских рублях 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: Banco Itau BBA S/A № 341, Branch № 0911 
Сокращенное фирменное наименование: Banco Itau BBA 
Место нахождения: Av. Brigadeiro Faria Lima, 3400, 11 andar, Sao Paulo, SP-Cep 04538-132, Brazil 

Номер счета: 11024-5 
Корр. счет: не применимо 
Тип счета: в бразильских реалах 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: Qatar National Bank SAQ (QNB) 
Сокращенное фирменное наименование: 
Место нахождения: PO Box 1000, Doha, Qatar 

Номер счета: 0250-024895-002 
Корр. счет: не применимо 
Тип счета: в долларах США 

 

Сведения о кредитной организации 

Полное фирменное наименование: Qatar National Bank SAQ (QNB) 
Сокращенное фирменное наименование: 
Место нахождения: PO Box 1000, Doha, Qatar 

Номер счета: 0250-024895-001 
Корр. счет: не применимо 
Тип счета: в катарских риалах 
 
(Указанная  информация  раскрывается  в  отношении  всех  расчетных  и  иных  счетов  эмитента,  а  в 
случае, если их число составляет более 3, - в отношении не менее 3 расчетных и иных счетов эмитента, 
которые он считает для себя основными). 

 

 

1.2. Сведения об аудиторе (аудиторской организации) эмитента 

Указывается  информация  в  отношении  аудитора  (аудиторской  организации),  осуществившего 
(осуществившей)  независимую  проверку  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  эмитента,  а  также 
консолидированной  финансовой  отчетности  эмитента,  входящей  в  состав  ежеквартального  отчета,  а 
также  аудитора  (аудиторской  организации),  утвержденного  (выбранного)  для  проведения  аудита 
годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и  годовой  консолидированной  финансовой 
отчетности эмитента за текущий и последний завершенный отчетный год. 
Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовые и 
бухгалтерские консультанты»
 
Сокращенное фирменное наименование: ООО «ФБК» 
Место нахождения: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1, стр.2 АБ 
ИНН: 7701017140 
ОГРН: 1027700058286 
Телефон: (495) 737-5353 
Факс: (495) 737-5347 

48 

 

Адрес электронной почты: www.fbk.ru 

 

Данные о членстве аудитора в саморегулируемых организациях аудиторов: 

Полное наименование: Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» 

Место нахождения: 

119192 Россия, г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 21 корп. 4 

Отчетный  год  (годы)  из  числа  последних  пяти  завершенных  финансовых  лет  и  текущего  финансового 
года,  за  который  (за  которые)  аудитором  проводилась  (будет  проводиться)  независимая  проверка 
годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента: 

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, Год 

Консолидированная финансовая отчетность, Год 

2015 

2015 

2016 

2016 

2017 

2017 

 

Описываются  факторы,  которые  могут  оказать  влияние  на  независимость  аудитора  (аудиторской 
организации)  от  эмитента,  в  том  числе  указывается  информация  о  наличии  существенных  интересов, 
связывающих  аудитора  (лиц,  занимающих  должности  в  органах  управления  и  органах  контроля  за 
финансово-хозяйственной  деятельностью  аудиторской  организации)  с  эмитентом  (лицами, 
занимающими  должности  в  органах  управления  и  органах  контроля  за  финансово-хозяйственной 
деятельностью эмитента): 
Факторов, которые могут оказать влияние на независимость аудитора (аудиторской организации) 
от  эмитента,  в  том  числе  существенных  интересов,  связывающих  аудитора  (лиц,  занимающих 
должности в органах управления и органах контроля за финансово-хозяйственной деятельностью 
аудиторской организации) с эмитентом (лицами, занимающими должности в органах управления и 
органах контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента), нет.
 

Порядок выбора аудитора эмитента 

Наличие процедуры тендера, связанного с выбором аудитора, и его основные условия: 

На  основании  Федерального  закона  от  30  декабря  2008  года  №  307-ФЗ  «Об  аудиторской 
деятельности» и конкурсных документов, разработанных в соответствии с Федеральным законом 
от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для 
обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»  проводится  открытый  конкурс  по  отбору 
аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита ПАО «Газпром». 

На право заключения  договора оказания  услуг по аудиту  бухгалтерской (финансовой)  отчетности 
ПАО «Газпром»,  сводной  бухгалтерской  отчетности  Группы  Газпром  и  консолидированной 
финансовой  отчетности  Группы  Газпром,  подготовленной  в  соответствии  с  Международными 
стандартами  финансовой  отчетности  (МСФО),  за  2017  год  открытый  конкурс  был  объявлен 
20 февраля 2017 года. 
 

В  2017  году  при  формировании  конкурсной  документации  для  проведения  открытого  конкурса 
также  было  использовано  Постановление  Правительства  от  28.11.2013  г.  №  1085  «Об 
утверждении  правил  оценки  заявок,  окончательных  предложений  участников  закупки  товаров, 
работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».  
Основные требования к участникам размещения заказа в 2017 году: 

соответствие требованиям, предусмотренным статьей 31 Закона от 05.04.2013г.  

№ 44-ФЗ; 

соответствие 

условиям, 

предъявляемым 

к 

аудиторским 

организациям 

законодательством  Российской  Федерации,  включая  наличие  сведений  о  членстве  в 
профессиональных  аудиторских  объединениях,  аккредитованных  при  уполномоченном 
федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; 

49 

 

внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в сумме 

19 768 578,70 российских рублей; 

непревышение начальной (максимальной) цены договора на оказание аудиторских услуг. 

Критерии 

оценки 

заявок 

на 

участие 

в 

конкурсе, 

разработанные 

на 

основании 

Постановления № 1085: 

цена договора; 

качественные характеристики объекта закупки; 

квалификация участника конкурса, в том числе наличие опыта аудиторской организации 
и ее сотрудников в проведении аудиторских проверок организаций, деятельность которых 
сопоставима по размерам и масштабу с деятельностью ПАО «Газпром»  

Кроме того, установлена необходимость представления обеспечения исполнения договора в размере 
суммы авансов, предусмотренных договором оказания услуг по аудиту. 

В  ПАО  «Газпром»,  в  соответствии  с  решением  Совета  директоров  ОАО  «Газпром»  от 
19 ноября 2002  года  №  390,  образован  Комитет  Совета  директоров  ПАО  «Газпром»  по  аудиту, 
одной из основных функций которого является оценка кандидатов в аудиторы Общества. 

 

 

Процедура  выдвижения кандидатуры  аудитора  для  утверждения собранием акционеров (участников),  в 
том числе орган управления, принимающий соответствующее решение: 
Согласно  пункту  49.2  Устава  ПАО  «Газпром»  Общее  собрание  акционеров  утверждает  аудитора 
Общества.  

Согласно  пункту  4.27  Кодекса  корпоративного  управления  ПАО  «Газпром»  аудитор  Общества 
утверждается  Общим  собранием  акционеров  Общества  на  основании  предложений  Совета 
директоров по итогам проведения конкурса по отбору аудиторских организаций в соответствии с 
действующим законодательством. 
В  соответствии  с  действующим  законодательством  Аудитор,  ставший  победителем  конкурса, 
утверждается на Общем собрании акционеров ПАО «Газпром» по представлению его кандидатуры 
Советом директоров ПАО «Газпром».
 

 
Работ аудитора, в рамках специальных аудиторских заданий, не проводилось. 
 
Описывается  порядок  определения  размера  вознаграждения  аудитора  (аудиторской  организации), 
указывается  фактический  размер  вознаграждения,  выплаченного  эмитентом  аудитору  (аудиторской 
организации)  по  итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской 
организацией)  проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и 
(или) годовой консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
Размер  оплаты  услуг  аудитора  определяется  Советом  директоров  Общества  по  результатам 
ежегодного конкурса.
 
 
 
Фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору (аудиторской организации) по 
итогам  последнего  завершенного  отчетного  года,  за  который  аудитором  (аудиторской  организацией) 
проводилась  независимая  проверка  годовой  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  и  (или)  годовой 
консолидированной финансовой отчетности эмитента: 
 

Год 

Размер вознаграждения, 

выплаченного аудитору 

(тыс. рублей) 

(1)

 

2016 

269 040 

2017 

147 264 

(1)

  Размер  вознаграждения,  выплаченного  аудитору,  включает  оплату  услуг  по  проведению  аудита  годовой 

бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» (головная компания), сводной бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» 
и его дочерних обществ и консолидированной финансовой отчетности ПАО «Газпром» в соответствии с МСФО. 

50 

 

 

 
Отсроченных и просроченных платежей за оказанные аудитором услуги нет. 
 

Дополнительная информация: 
Аудиторская  проверка  промежуточной  финансовой  отчетности  эмитента  аудитором  не 
проводится,  при  этом  аудитором  проводится  обзор  финансовой  отчетности  Группы  Газпром  за 
3 месяца, закончившихся 31 марта отчетного года, за 6 месяцев, закончившихся 30 июня отчетного 
года,  и  за  9  месяцев,  закончившихся  30  сентября  отчетного  года.  По  результатам  указанных 
обзоров аудитором представляется отчет о результатах обзора отчетности соответствующего 
периода. 

 

1.3. Сведения об оценщике (оценщиках) эмитента 

Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили. 
 

1.4. Сведения о консультантах эмитента 

Финансовые  консультанты  по  основаниям,  перечисленным  в  настоящем  пункте,  в  течение 
12 месяцев до даты окончания отчетного квартала не привлекались. 

 

1.5. Сведения о лицах, подписавших ежеквартальный отчет 

ФИО: Миллер Алексей Борисович 
Год рождения: 1962 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: Председатель Правления 

 
ФИО: Васильева Елена Александровна 
Год рождения: 1959 

Сведения об основном месте работы: 

Организация: ПАО "Газпром" 
Должность: заместитель Председателя Правления - главный бухгалтер ПАО "Газпром", член 
Правления
 

 

Раздел II. Основная информация о финансово-экономическом 

состоянии эмитента 

2.1. Показатели финансово-экономической деятельности эмитента 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

 

2.2. Рыночная капитализация эмитента 

Рыночная 

капитализация 

рассчитывается 

как 

произведение 

количества 

акций 

соответствующей  категории  (типа)  на  рыночную  цену  одной  акции,  раскрываемую 
организатором торговли.
 
Единица измерения: руб. 

 

51 

 

Наименование показателя 

На 31.12.2016 г. 

На 31.12.2017 г. 

Рыночная капитализация 

3 635 067 905 795 

3 074 479 120 323 

 

 

Информация  об  организаторе  торговли  на  рынке  ценных  бумаг,  на  основании  сведений  которого 
осуществляется расчет рыночной капитализации, а также иная дополнительная информация о публичном 
обращении ценных бумаг по усмотрению эмитента: 

Публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ранее - Закрытое акционерное 
общество «Фондовая Биржа ММВБ»). 

Распоряжением  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа)  №  1876-р  от 
24.12.2013 г. приняты следующие решения:  

- о переводе из раздела «Перечень внесписочных ценных бумаг» в раздел «Котировальный список «А» 
второго  уровня»  Списка  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в  ЗАО  «ФБ  ММВБ»  (в  настоящее 
время  –  ПАО  Московская  Биржа),  акций  обыкновенных  ПАО  «Газпром»  (государственный 
регистрационный номер выпуска -  1-02-00028-А от 30.12.1998 г.); 

-  об  утверждении  Изменений  №  2520  в  Список  ценных  бумаг,  допущенных  к  торгам  в 
ЗАО «ФБ ММВБ»  (в  настоящее  время  –  ПАО  Московская  Биржа),  вступающих  в  силу  26  декабря 
2013 года. 

Решением ОАО «Санкт-Петербургская биржа» (в настоящее время – ПАО «Санкт-Петербургская 
биржа»)  от  15  апреля  2014  года  акции  ПАО  «Газпром»  включены  с  17  апреля  2014  года  в 
котировальный список «А» второго уровня путем перевода из котировального списка «Б». 

9 июня 2014 года ЗАО «ФБ ММВБ» (в настоящее время – ПАО Московская Биржа) включило акции 
ПАО «Газпром» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам. 

21  июля  2014  года  ОАО  «Санкт-Петербургская  биржа»  (в  настоящее  время  –  ПАО  «Санкт-
Петербургская биржа») включило акции ПАО «Газпром» в котировальный список первого (высшего) 
уровня. 
 

 

2.3. Обязательства эмитента 

2.3.1. Заемные средства и кредиторская задолженность 

Не указывается в отчете за 4 квартал. 

2.3.2. Кредитная история эмитента 

Описывается  исполнение  эмитентом  обязательств  по  действовавшим  в  течение  последнего 
завершенного отчетного года и  текущего года  кредитным договорам и (или)  договорам займа, в том 
числе  заключенным  путем  выпуска  и  продажи  облигаций,  сумма  основного  долга  по  которым 
составляла  пять  и  более  процентов  балансовой  стоимости  активов  эмитента  на  дату  окончания 
последнего  завершенного  отчетного  периода,  состоящего  из  3,  6,  9  или  12  месяцев, 
предшествовавшего  заключению  соответствующего  договора,  а  также  иным  кредитным  договорам  и 
(или) договорам займа, которые эмитент считает для себя существенными. 
Эмитент не имел указанных обязательств. 
 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

Дополнительная информация: 

Сведения об обязательствах ПАО «Газпром» из обеспечения, представленного третьим лицам, на 
дату  окончания  IV  квартала  2017  г.  не  приводятся  в  связи  с  отсутствием  сформированных 
показателей  годовой  бухгалтерской  отчетности.  Согласно  п.  86.  Положения  по  ведению 
бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  (приказ  Министерства  финансов  Российской 

52 

 

Федерации  от  29.07.1998  №  34н)  организации  обязаны  представлять  годовую  бухгалтерскую 
отчетность в течение 90 дней по окончании года. 
 

Указанная  информация  будет  приведена  в  Ежеквартальном  отчете  ПАО  «Газпром»  за 
I квартал 2018 г. в составе данных за 2017 год.
 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих  обязательств,  не  отраженных  в  бухгалтерской  (финансовой)  отчетности,  которые 
могут  существенно  отразиться  на  финансовом  состоянии  эмитента,  его  ликвидности, 
источниках  финансирования  и  условиях  их  использования,  результатах  деятельности  и 
расходов, не имеется. 
 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 

В  ПАО  «Газпром»  разработана  эффективная  система  управления  рисками,  позволяющая 
своевременно  идентифицировать,  оценивать  и  реагировать  на  потенциальные  события, 
обстоятельства, внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение поставленных целей.  

Компания, 

признавая, 

что 

осуществление 

деятельности 

подвержено 

воздействию 

неопределенностей  в  виде  рисков,  принимает  меры  по  их  управлению  с  целью  обеспечения 
достаточных  гарантий  достижения  целей,  поставленных  перед  ПАО «Газпром»  его  органами 
управления.  Система  управления  рисками  является  частью  корпоративного  управления  в 
ПАО «Газпром»  и  интегрирована  с  действующими  системами  планирования,  управления 
проектами  и  программами,  управления  производственной  безопасностью  и  другими  системами 
управления. 

Организация системы управления рисками реализует следующие основные принципы: системность, 
соответствие целям, разумная уверенность, адаптивность, ресурсное обеспечение, непрерывность, 
коллегиальность,  ответственность,  оценка  результатов,  структурированность,  единая 
нормативная среда, экономическая целесообразность. 

 

2.4.1. Отраслевые риски 

 
В  случае  реализации  одного  или  нескольких  из  перечисленных  ниже  рисков  ПАО  «Газпром» 
предпримет  меры  по  минимизации  негативных  последствий.  Для  снижения  части  рисков 
Эмитентом  предпринят  ряд  мер  защиты,  в  большей  степени  связанных  с  реализацией 
производственной  программы  Эмитента,  и  разработаны  мероприятия  по  действиям  Эмитента 
при реализации рисков. Предварительная разработка соответствующих мероприятий затруднена 
неопределенностью развития ситуации, и параметры проводимых мероприятий будут зависеть от 
особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае.  

ПАО «Газпром» не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших 
негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы 
находятся вне контроля ПАО «Газпром». 

 

Высокая степень государственного регулирования отрасли.  

ПАО  «Газпром»  является  крупнейшей  в  стране  газодобывающей  Компанией,  обеспечивает 
собственной добычей 66% всех объемов поставок газа по ГТС внутренним потребителям, занимает 
ведущее положение в экономике России. Деятельность ПАО «Газпром» по транспортировке газа по 
трубопроводам  в  соответствии  с  Федеральным  законом  Российской  Федерации  №147-ФЗ  от 
17 августа  1995  года  «О  естественных  монополиях»  регламентируется  как  деятельность 
естественных монополий.  

Контролируя  свыше  50%  акций  Компании  (включая  прямое  и  косвенное  владение),  государство 
оказывает  влияние  на  ее  деятельность.  Так,  государством  осуществляется  контроль  движения 
финансовых  потоков  ПАО  «Газпром»  через  участие  его  представителей  в  Совете  директоров 

53 

 

Общества,  к  компетенции  которого  относится  распределение  чистой  прибыли  по  итогам 
отчетного года, утверждение финансового и инвестиционного плана на предстоящие 1 и 3 года, а 
также долгосрочной программы развития.  

 
Риски, связанные с директивным установлением цен на газ на внутреннем рынке. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
Риски, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке. 

ПАО  «Газпром»  реализует  значительную  часть  добываемого  природного  газа  в  Западной  и 
Центральной  Европе.  Экспорт  природного  газа  в  европейские  страны  осуществляется 
ПАО «Газпром» преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, зависящим как от 
мировых цен на нефтепродукты, так и от котировок газа на европейских торговых площадках.  

Эти цены могут претерпевать  значительные  колебания  под воздействием целого ряда факторов, 
находящихся вне контроля ПАО «Газпром», включая: 

-  экономические  и  политические  события  в  нефтедобывающих  регионах  мира,  в  первую 

очередь на Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке; 

-  текущее  соотношение  спроса  и  предложения,  а  также  прогноз  спроса  и  предложения 

нефти и газа на перспективу; 

-  способность  ОПЕК,  а  также  нефтедобывающих  стран,  не  входящих  в  эту  организацию, 

регулировать добычу нефти с целью поддержания уровня цен; 

- активность биржевых спекулянтов («сырьевой» пузырь); 
- военно-политическую ситуацию в мире, включая угрозу террористических актов; 

- состояние мировой общехозяйственной конъюнктуры; 

- цены на альтернативные энергоносители; 

- развитие возобновляемых источников энергии (принимая во внимание госсубсидирование); 

- развитие новой техники и технологии; 

- погодные условия; 
-  пересмотр  планов  по  строительству  АЭС  и  другие  тенденции  в  электрогенерирующей 

отрасли; 

- требования по снижению выбросов парниковых газов.  

В  ООО  «Газпром  экспорт»  -  дочернем  обществе  ПАО  «Газпром»  -  реализована  система 
идентификации,  оценки  и  мониторинга  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье.  Ежемесячно 
осуществляется  оценка  рыночных  рисков  продаж  газа  в  дальнее  зарубежье  и  кредитных  рисков 
продаж газа в дальнее зарубежье. 

 

Риски, связанные с либерализацией европейского газового рынка.  

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 
 
 
Риски, связанные с реорганизацией ПАО «Газпром».   

Вертикально 

интегрированная 

структура 

ПАО 

«Газпром» 

позволяет 

обеспечивать 

гарантированное газоснабжение российских потребителей и поставки российского газа на экспорт 
в  соответствии  с  межправительственными  соглашениями  и  заключенными  долгосрочными 
контрактами.  

Нарушение  целостности  Общества  и  создание  на  его  базе  независимых  добывающих, 
транспортных и других компаний приведет к разрушению единой технологической цепочки, росту 
цен на газ для потребителя и увеличению затрат производителей, ослабит управляемость газовой 
отраслью,  создаст  неопределенность  в  распределении  ответственности  за  поставки  газа 
социально  чувствительным  секторам  газопотребления.  Разделение  ПАО  «Газпром»  сопряжено  с 
возникновением  большого  количества  рисков,  прежде  всего  для  Российской  Федерации  в  целом, 
основными  из  которых  являются:  риск  потери  государством  контроля  над  стратегической 
отраслью,  внешнеполитические  риски,  риск  роста  техногенных  катастроф  и,  как  следствие, 
возникновение  угрозы  для  энергетической  безопасности  России.  Кроме  того,  в  случае  разделения 
Компании  существует  вероятность  расторжения  действующих  долгосрочных  контрактов  на 
поставку  газа,  которые  изначально  заключены  с  вертикально  интегрированной,  а  не  добывающей 

54 

 

компанией. 

Для  устойчивого  функционирования  газовой  отрасли  России  ПАО  «Газпром»  во  исполнение 
положений  Федерального  закона  от  31  марта  1999  г.  №  69-ФЗ  «О  газоснабжении  в  Российской 
Федерации»  стремится  в  долгосрочной  перспективе  сохранить  в  качестве  вертикально 
интегрированного газовый бизнес Компании, обеспечивающий надежное функционирование Единой 
системы  газоснабжения,  включающей  добычу,  транспортировку,  хранение  и  поставку  газа  и 
гарантирующий энергетическую безопасность Российской Федерации. 
 

Риски, связанные с технологическими инновациями в отрасли. 

В отчетном квартале не произошло изменений в составе информации настоящего пункта. 

 

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников. 

Повышение  цен  на  энергоресурсы  и  развитие  технологий  разведки  и  добычи  углеводородов  в 
последние  десятилетия  обусловили  рост  интереса  к  производству  газа  из  нетрадиционных 
источников. 

Однако на фоне сохранения в 2015 - 2017 гг. относительно низкого уровня цен на нефть, а также в 
связи с неудовлетворительными результатами проведенных геологоразведочных работ в ряде стран 
за пределами североамериканского континента, общемировой интерес к данной тематике приобрел 
более сдержанный характер.  

Коммерческая  добыча  сланцевого  газа  по-прежнему  осуществляется  только  в  США,  а  также  в 
относительно  небольших  объемах  в  Канаде,  Китае  и  Аргентине.  В  США  рост  объёмов  добычи 
сланцевого газа привел к значительному снижению цен на газ на внутреннем рынке этой страны и 
послужил  толчком  к  проработке  большого  количества  проектов  по  экспорту  газа  в  виде  СПГ. 
В 2016 году  с  первого  СПГ-завода  на  восточном  побережье  США,  «Сабин  Пасс»,  было 
экспортировано  3,9 млрд куб. м  сжиженного  газа,  основной  объём  которого  (около  60  %)  был 
поставлен  в  страны  Латинской  Америки.  По  мере  наращивания  производственных  мощностей 
(начало  коммерческих  поставок  со  второй  и  третьей  технологических  линий)  в 2017  году  с  этого 
завода  было  отгружено  17,8 млрд куб. м  СПГ,  которые  были  направлены  преимущественно  в 
страны  АТР  (40 %  объёма  поставок)  и  Латинской  Америки  (33%),  а  также  в  ряд  стран  Европы, 
Ближнего Востока и Северной Африки.  Всего в 2016 и 2017 гг. суммарный объём поставок СПГ из 
США составил 21,7 млрд куб. м. (или 15,9 млн т), которые были экспортированы в 25 стран мира. 
Крупнейшими  странами-покупателями  американского  СПГ  в  указанный  период  стали  Мексика,  в 
которую было направлено более 20 % всего  объёма произведённого газа (4,6 млрд куб. м), и Южная 
Корея (2,9 млрд куб. м или 13,5% соответственно). При этом значительное сокращение разницы в 
ценах  на  природный  газ  на  мировых  рынках  (прежде  всего,  между  европейским  и 
североамериканским  рынками)  в  среднесрочной  перспективе  существенно  снизило  экономическую 
привлекательность приобретения СПГ с привязкой к внутренним ценам США.  

Попытки  организации  добычи  газа  сланцевых  залежей  в  странах  континентальной  Европы  не 
принесли  положительных  результатов  -  в  частности,  в  2016  году  разведочные  работы 
окончательно  завершились  в  Польше  и  Дании.  Первой  полный  мораторий  на  применение  этой 
технологии на своей территории в 2011 году ввела Франция, и к настоящему моменту запреты или 
ограничения  на  развитие  добычи  сланцевого  газа  с  использованием  ГРП  действуют  также  в 
Германии, Нидерландах и Болгарии. 

В Великобритании, несмотря на поддержку государства, геологоразведочные работы на сланцевый 
газ  до  настоящего  времени  практически  не  проводились.  Можно  ожидать,  что  даже  в  случае 
подтверждения  наличия  ресурсов  сланцевого  газа  и  возможности  его  коммерческой  добычи 
негативное  отношение  британского  общества  к  данной  отрасли  будет  оставаться  ключевым 
фактором, ограничивающим её развитие. 

Начало  коммерческой  добычи  сланцевого  газа  в  Европе  в  среднесрочной  перспективе  является 
маловероятным.  

В  Китае  поисковые  работы  на  сланцевый  газ  проводились  достаточно  активно  в  последние 
несколько  лет,  однако,  несмотря  на  определённый  прогресс,  в  целом  широкомасштабное  освоение 
его ресурсов в этой стране идёт более низкими темпами, чем планировалось.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..