50
2010 | Отчет Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» о деятельности в области устойчивого развития
СИСТЕМА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
В Корпорации построена комплексная многоуровневая
система управления рисками, включающая в себя
стратегическое, тактическое и оперативное управление.
Стратегическое управление рисками осуществляется
на уровне Совета директоров и Правления Корпорации.
Для этого определяются приоритетные задачи и утверж-
даются внутренние нормативные документы по управле-
нию рисками, основным из которых является политика
по управлению рисками.
Тактическое управление рисками осуществляют
коллегиальные органы управления Корпорации в рамках
установленных полномочий. Они утверждают порядок
выявления, оценки и управления рисками, принимают
управленческие решения, в том числе по представлению
службы риск-менеджмента.
Оперативное управление рисками осуществляется
структурными подразделениями Корпорации в рамках
своих полномочий, в том числе специализированными
независимыми службами риск-менеджмента и внутрен-
него контроля. Ответственность за управление рисками
на оперативном уровне, включая управление операци-
онными рисками, также несут бизнес-подразделения
Корпорации, казначейство, бэк-офис, расчетный центр
и другие службы, способные исключить или ограничить
риски Корпорации на своем уровне (службы поддержки
бизнеса, юридическая служба и т. п.).
Действующая система управления рисками в Корпо-
рации ориентирована на управление следующими
видами рисков: кредитные, рыночные, операционные,
правовые и репутационные. Механизмы управления
рисками зависят от их вида и прописаны во внутренних
методиках.
Ключевая роль в системе управления рисками принад-
лежит Совету директоров ОАО «Финансовая корпорация
УРАЛСИБ», который определяет общие принципы
построения системы, проводит мониторинг ее соответ-
ствия масштабам и бизнесу Корпорации. Для монито-
ринга качества системы управления рисками и опреде-
ления основных направлений развития системы
Корпорацией и ее дочерними и зависимыми общества-
ми регулярно привлекаются профессиональные консуль-
танты и эксперты.
Советы директоров дочерних и зависимых обществ
(ДЗО) обеспечивают реализацию общей стратегии
и утверждают политику в области управления рисками
ДЗО; правления/единоличные исполнительные органы
ДЗО обеспечивают распределение функций по управле-
нию рисками между коллегиальными органами и под-
разделениями ДЗО и контролируют их исполнение,
а также утверждают лимиты по разным типам финансо-
вого риска и их распределение по видам деятельности.
По результатам регулярного мониторинга формируется
отчетность о текущем уровне риска, которая позволяет
оперативно принимать решения по перераспределению
лимитов с целью оптимизации соотношения «риск — до-
ходность».
Правления/единоличные исполнительные органы
ДЗО имеют право делегировать полномочия по приня-
тию решений по управлению рисками ряду коллегиаль-
ных органов. Например, в кредитных организациях
комитет по управлению активами и пассивами отвечает
за реализацию политики по управлению структурными
рисками баланса, включая ценовой, процентный,
валютный риски и риск ликвидности. Кредитный
комитет оценивает риски корпоративных заемщиков
и утверждает параметры кредитных сделок.
Функции оперативного управления рисками делегиру-
ются профильным подразделениям, обладающим
соответствующими профессиональными компетенциями.
В частности, оценка рисков операций на финансовых
рынках (рыночных, кредитных, репутационных и др.)
осуществляется Службой риск-менеджмента согласно
утвержденным внутренним нормативным документам.
Рыночные риски оцениваются с использованием совре-
менных моделей, основанных на методологии VaR
*
, а
также путем регулярно проводимого стресс-тестирования.
* Методология «стоимости под риском» (Value-at-Risk — VAR) позволяет
оценить риски потенциальных убытков, которые могут возникнуть
в результате неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Все выявленные в рамках Корпорации события
операционного риска (в том числе факты коррупции и
мошенничества) регистрируются в автоматизированной
базе данных событий операционного риска. Сотрудники
Службы риск-менеджмента тщательно анализируют
нарушения и вырабатывают предложения по их предот-
вращению.
Особому контролю подлежат инциденты, связанные
с дискриминацией по половому признаку, отношению
к религии, семейному статусу, имущественному статусу,
политическим убеждениям, а также по другим обстоя-
тельствам, не связанным с деловыми качествами
кандидата или работника Корпорации.
Также Служба риск-менеджмента участвует в согласо-
вании всех новых продуктов и услуг с целью выявления
слабых мест в бизнес-процессах Корпорации и оценки
возможных рисков внутреннего или внешнего мошенни-
чества.
Исключение конфликта интересов
Исключение конфликта интересов происходит
благодаря введению в состав коллегиальных органов
представителей служб, которые не отвечают напрямую
ни за один из видов бизнеса и не мотивируются от
финансового результата.
В ходе кредитования конфликт интересов исключа-
ется четким разграничением ролей и полномочий,
закрепленных в рамках системы санкционирования
решений по операциям с кредитным риском. Требова-
ния к заемщикам и условия кредитных продуктов
утверждаются коллегиальным органом – Кредитным
комитетом Центрального офиса. Вынесение вопросов
на рассмотрение Кредитного комитета возможно
только при наличии заключения Службы риск-
менеджмента, ее представители также входят в состав
комитета.
Минимизировать конфликт интересов по отдельным
розничным кредитам позволяет система санкциониро-
вания, сопровождения и взыскания розничных креди-
тов, организованная по принципу «кредитного конвей-
ера». Она включает полностью централизованный
028 059 2 KSO AR 2011.indd 50
028 059 2 KSO AR 2011.indd 50
11/2/11 1:06:26 PM
11/2/11 1:06:26 PM