Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами) - часть 7

 

  Главная      Книги - Тесты     Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами) - часть 7

 

 

Пример 8.

27 (39). Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: 

 -Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может 
привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). 

Ответ

 

 :  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;
2) в   белке   может   произойти   замена   одной   аминокислоты   на   другую,
в результате изменится первичная структура белка;

3) могут измениться все остальные структуры  белка, что повлечет за собой
появление у организма нового признака.
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше 
элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше 
элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ выпускника:

Если   заменить   Т   на   Ц,   то   изменится   состав   нуклеотида,   будет   кодироваться   другая
аминокислота,   синтез  белка   может  прекратиться,  а   фрагмент  ДНК  будет   иметь   вид
ГАТГААЦАГТГЦТ

Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника – 2.

В ответе  указан  правильно только  один элемент  – появление  другой аминокислоты.  Нет
объяснения,   почему   прекратится   синтез   белка.   Белок   может   измениться,   но   синтез
прекратится   только   в   том   случае,   если   триплет   окажется   стоп-кодоном.   Это   объяснение
отсутствует.   Пример   измененного   фрагмента   цепи   ДНК   нельзя   считать   правильным
элементом. Оценка выпускника явно завышена. Выпускник должен был получить 1 балл.

25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пример 9. 

27 (39).  Хромосомный набор соматических  клеток  пшеницы  равен 28. Определите

хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом
мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в
эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. 

Ответ

 

 :  

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) перед началом мейоза число молекул ДНК – 56, происходит репликация и
число   ДНК   удваивается,   число   хромосом   не   изменяется   –   28,   но   каждая
хромосома состоит из двух хроматид;
2) в   анафазе  I  мейоза   число   молекул   ДНК   –   56,   число   хромосом   –   28,   к
полюсам   клетки   расходятся   гомологичные   хромосомы,   но   все   хромосомы
находятся в одной клетке;

3) в анафазе II мейоза число молекул ДНК – 28, хромосом – 28, после первого
мейотического   деления   число   ДНК   и   хромосом   уменьшилось   в   2   раза,   к
полюсам   клетки   расходятся   сестринские   хромосомы   (дочерние
однохроматидные хромосомы)
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше 
элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше 
элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ выпускника:

Перед мейозом ДНК удваивается – 56, хромосом – 28. В анафазе мейоза 1 к полюсам

клетки   расходятся  гомологичные   хромосомы,   поэтому   в   клетке   число   ДНК   и  хромосом
уменьшается в 2 раза, ДНК – 28, хромосом – 14. В анафазе мейоза 2 к полюсам расходятся
сестринские хроматиды, образуются 4 клетки с гаплоидным набором хромосом, ДНК – 14,
хромосом – 14. 

Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника –2.
В ответе  допущены  ошибки.  Выпускник,  описывая  правильно процессы  в анафазе

мейоза 1 и мейоза 2, допускает ошибки в определении число хромосом и ДНК в клетке. Он
считает, что клетка уже поделилась в анафазе мейоза 1. Аналогичная ошибка допускается и
при описании анафазы мейоза 2. В ответе имеется только один правильный элемент, поэтому
1 балл. Эксперты посчитали, что правильное описание процесса в анафазе дает право на
получение   еще   1   балла.   Однако   новые   клетки   образуются   только   в   телофазе.   Оценка
выпускника завышена. 

26

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пример 10. 

28   (40).  Скрестили   дигетерозиготных   самцов   мух-дрозофил   с   серым   телом   и

нормальными   крыльями   (признаки   доминантные)   с   самками   с   черным   телом   и
укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также
возможные   генотипы   и   фенотипы   потомства   F

1

,   если   доминантные   и   рецессивные   гены

данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не
происходит.   Составьте   схему   решения   задачи.   Объясните   полученные   результаты.   Какой
закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: ♀ ааbb (гаметы: аb), ♂ AaBb (гаметы: АB, аb);

2) генотипы потомства: 1 АаBb – серое тело, нормальные крылья и 
1 ааbb – черное тело укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не осуществляется, то самец дает два
типа гамет АВ и аb, а самка – один тип гамет аb. У потомства проявляется
только два фенотипа в соотношении 1 : 1. Закон сцепленного наследования
признаков. 
(допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения
задачи).
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше 
элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше 
элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ выпускника 1:

Дано: А – серое тело, а – черное тело;В – нормальные крылья, b – укороченные крылья
Решение: ааbb (самка), АаBb (самец)
 G: а, b; Аb, Ва
F: Ааbb (сер. окр., укор. крылья) ааВb (черн. окр., норм. крылья)

Выставленные экспертами баллы: 2/3; оценка выпускника – 3.
Выпускник   получил   максимальный   балл   за   неправильно   решенную   задачу,   оба

эксперта не увидели грубых ошибок. В ответе составлена схема решения задачи: расписаны
генотипы родителей, гаметы, генотипы потомства. Из схемы решения видно, что учащийся
умеет решать генетические задачи, дан один элемент ответа. Однако допущена ошибка при
написании   гамет   самки,   возможно,   это   механическая   ошибка.   Ученик   не   объяснил
полученные результаты. Только один из элементов ответа засчитывается как правильный
(второй). За такое решение задачи выпускник должен получить только 1 балл. 

27

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ выпускника 2:

А – серое тело, а – черное тело;В – нормальные крылья, b – черные крылья
P: ааbb (самка) 
х АаВb (самец)
гаметы: аb и АВ, Аb, аВ, аb;
генотипы по томства (F

1

): АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb

фенотипы потомства: сер. тело, норм. крылья; сер. тело, укор крылья; черн. тело, норм.
крылья; черн. тело, укор. крылья.

Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника – 2.
Выпускник составил схему решения задачи, но она соответствует схеме дигибридного

скрещивания. Первый и второй элементы содержат ошибки: неправильно расписаны гаметы
при сцепленном наследовании признаков, поэтому получены неверные конечные результаты
(соотношение   генотипов   и   фенотипов   по   условиям   задачи   1:1,   а   не   1:1:1:1).   Третьего
элемента ответа – объяснения полученных результатов – нет вообще. Задача решена неверно
и должна быть оценена 0 баллов. 

Анализ ответов выпускников и их экспертных оценок позволил сделать вывод о том,

что выставление баллов часто основано на субъективности проверяющих. Поэтому перед
началом проверки работ тестируемых необходимо тщательное предварительное обсуждение
членами предметных комиссий критериев ответов, составление веера возможных вариантов
ответов и разработка единых подходов.
 

Извлечения   из   Методических   рекомендаций   Рособрнадзора   по   формированию   и
организации  работы   предметных комиссий  субъекта   Российской   Федерации  при
проведении   государственной   итоговой   аттестации   по   образовательным
программам среднего общего образования
Во время работы экспертам запрещается: 

самостоятельно изменять рабочие места;

копировать   и   выносить   из   помещений,   где   осуществляется   проверка,

экзаменационные   работы,   критерии   оценивания,   протоколы   проверки   экзаменационных
работ,  а также  разглашать посторонним лицам  информацию, содержащуюся в указанных
материалах;

иметь   при   себе   и  (или)   пользоваться   средствами   связи,   фото  и   видеоаппаратурой,

портативными   персональными   компьютерами   (ноутбуками,   КПК   и   другими),   кроме
специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-
телекоммуникационную   сеть   «Интернет»   для   обеспечения   возможности   уточнения
экспертами   изложенных   в   экзаменационных   работах   участников   ГИА   фактов   (например,
сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов
и т.п.);

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться,   если   речь   не   идет   о   консультации   у   председателя   ПК   или   у

эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;

если   у   эксперта   возникают   вопросы   или   проблемы,   он   должен   обратиться   к

председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом».

Заполнять бланки-протоколы следует, руководствуясь следующими правилами:

заполнять   поля   бланка-протокола   следует   печатными   заглавными   буквами

черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

использование   карандаша   (даже   для   черновых   записей),   ручек   со светлыми

чернилами   и корректирующей   жидкости   для   исправления   написанного   недопустимо

28

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..