ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 4

 

  Главная      Книги - Тесты по ЕГЭ     ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

ЕГЭ по обществознанию. Сборник тестов для тематического контроля и подготовки с ответами - часть 4

 

 

Свобода как благо

«Свобода   —   это,   несомненно,   одно   из   наиболее   ценимых   человеком

благ.   На   протяжении   столетий   человечество   приносило   самые   большие
жертвы   для   того,   чтобы   завоевать   или   защитить   свободу.   В   юности
проявляется  инстинктивная   тяга   к   свободе.   Преступления   наказываются
лишением свободы.

Слово   «свобода»   может   означать   весьма   различные   понятия.

Фактически   «быть   свободным»   —   значит   иметь   свободу   выбора.   Но   нельзя
оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть
своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода  является  первостепенным условием достоинства человека,

она   ничто   без   воспитания,   не   того   воспитания,   которое   навязано   извне   и
связывает, а того, которое  приобретается на основе опыта, размышления или
сознания.

Реализация   свободы   достаточно   трудна:   необходимо   делать   выбор,   а

разные   выборы   дают   неодинаковые   результаты.   По   существу,   природа
человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны
или полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно
убеждается каждый на собственном опыте. 

Обучение   свободе,   таким   образом,   еще   более   важно,   чем   свобода

сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора
—   нет   ничего   более   опасного.   Один   способ   прожить   жизнь   позволяет
каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и
такие,   что  ведут   нас   к   отупению,   закабалению   или   саморазрушению.

27

Человек   тем   более   свободен,   чем   полнее   осуществляемый   им   выбор
соответствует его природе».

(М.Малерб)

Выделите   основные   смысловые   части   текста.   Озаглавьте   каждую   из   них
(составьте  план текста).

Сформулируйте   своими   словами   авторское   понимание   свободы   человека.
Приведите подтверждение приведенного суждения. 
Какими аргументами автор подтверждает свою мысль о ценности свободы?
Приведите любые два подтверждения с опорой на текст и знание курса.

Почему автор считает, что человеку трудно реализовать в обществе свободу?
Приведите любой пример из истории, подтверждающий мысль автора.
Рассмотрите ситуацию: в столицу на заработки приехал молодой человек. Он
не успел закончить среднюю школу, и у него не было никаких специальных
профессиональных   навыков.   В   чем   ограниченность   его   профессинального
выбора? Дайте ответ и приведите в его обоснование цитату из текста.

В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее
осуществляемый   им   выбор   соответствует   его   природе».   Сформулируйте
свое   отношение   к   приведенной   точке   зрения.   С   опорой   на   текст   и
обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту
своей позиции.

 

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

Выделите   основные   смысловые   части   текста.   Озаглавьте   каждую   из   них
(составь план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

В   правильном   ответе   пункты   плана   должны   соответствовать
основным   смысловым   частям   текста   и  отражать   основную   идею
каждой части.
Могут быть выделены следующие смысловые части: 

1) ценность свободы для человека;
2) свобода и возможность выбора;
3) необходимость воспитания свободы;

С1

С2

С3

С4

С5

С6

С1

28

4) трудности реализации свободы;
5) условия обретения свободы.

Возможны   иные   формулировки   пунктов   плана,   не   искажающие
сути   основной   идеи   фрагмента,   и   выделение   дополнительных
смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество
выделенных частей может быть различным.

2

Выделены   не   все   (но   большая   часть)   основные   части   текста,   их
названия   (пункты   плана)   отражают   основные   идеи   выделенных
фрагментов   ИЛИ   Не   все   (но   большая   часть)   выделенные   части
текста   соответствуют   содержательно   и   логически   завершенным
компонентам   текста   ИЛИ   Не   все   (но   большинство)   названия
выделенных частей (пункты плана) соответствуют основной идее
фрагмента текста

1

Не выделены основные части  текста  ИЛИ Названия  выделенных
частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов
текста,   являясь   цитатами   из   соответствующего   фрагмента   ИЛИ
Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Сформулируйте   своими   словами   авторское   понимание   свободы   человека.
Приведите подтверждение приведенного суждения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

В   ответе   должны   быть   сформулировано   авторское   понимание
свободы, например:
- «быть свободным» — значит иметь свободу выбора;
приведено подтверждение, допустим:
- человек свободен, когда он имеет возможность самостоятельно
сделать осознанный выбор в условиях альтернативы, взять за него
на  себя  ответственность,  ни о  какой свободе   человека  не  может
быть   речи,   если   его   поведение   полностью   предопределено
обстоятельствами и он стиснут их рамками;
Подтверждение может быть приведено в иных формулировках.

С2

29

Сформулировано   авторское   понимание   свободы,   приведено
подтверждение

2

Сформулировано   авторское   понимание   свободы   ИЛИ   приведено
подтверждение

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Какими   тремя   аргументами   автор   подтверждает   свою   мысль   о   ценности
свободы? Приведите обоснование любого из аргументов с опорой на текст и
знание курса.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

В ответе должны быть подтверждены ценности свободы:
1) человечество приносило во все века жертвы во имя свободы;
2) в юности проявляется естественная тяга к свободе;
3) преступников наказывают лишением свободы.
Приведено обоснование одного из аргументов, например:
-   человечество   приносило   во   все   века   жертвы   во   имя   свободы
(например, жертвы, которые народы приносили во имя восстаний и
революций, целью которых было обретение свободы, в частности,
восстание декабристов в 1825 г.);
Может   приведено   иное   обоснование   любого   из   авторских
аргументов.
Указаны три аргумента, приведено обоснование одного из них

2

Указаны   один-  два  аргумента,  приведено  обоснование  одного  из
них ИЛИ указаны два- три аргумента, обоснование не приведено 

1

Указан один аргумент ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Почему автор считает, что человеку трудно реализовать в обществе свободу?
Приведите любые два примера из истории, подтверждающие мысль автора.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

С3

С4

30

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Правильный ответ может содержать следующие позиции:
Обоснование автором трудности выбора:
- автор считает, что свобода трудна, так как сложно всегда сделать
правильный   выбор,   надо   быть   готовым   к   нему,   иметь   опыт
принятия подобных решений;
Пример из истории, допустим:
- самоотверженная борьба женщин за избирательные права;
- борьба афроамериканцев во главе с М.Л. Кингом за гражданские
права и свободы;
- забастовки и выступления рабочих в России в 1903-1905 гг. за
социальные и политические права и т.д.
Могут быть приведены иные примеры из истории.
Сформулировано обоснование авторской позиции, приведены два
примера 

3

Сформулировано обоснование авторской позиции, приведен один
пример ИЛИ обоснование в явном виде не дано, но приведены два
примера

2

Сформулировано   обоснование   авторской   позиции,   без
приведенного   примера   ИЛИ     приведен   любой   верный     пример,
обоснование не представлено

1

Приведены   рассуждения   общего   характера,   не   соответствующие
требованию задания ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

Рассмотрите ситуацию: в столицу на заработки приехал молодой человек. Он
не успел закончить среднюю школу, и у него не было никаких специальных
профессиональных   навыков.   В   чем   ограниченность   его   профессинального
выбора? Дайте ответ и приведите в его обоснование цитату из текста.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 
1)  объяснение  приведенного   в   задании  факта,   например:

С5

31

ограниченность   выбора   связана   с   тем,   что   молодой   человек   не
имеет   профессии,   у   него   нет   специальных   знаний,   поэтому   его
выбор ограничен только неквалифицированными работами.
Может   быть   дано   другое   объяснение   приведенного   в   задании
факта.
2)  фрагмент   текста:   «Реализация   свободы   достаточно   трудна:
необходимо  делать   выбор,   а   разные   выборы   дают   неодинаковые
результаты»
Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ Приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее
осуществляемый   им   выбор   соответствует   его   природе».   Сформулируйте
свое   отношение   к   приведенной   точке   зрения.   С   опорой   на   текст   и
обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту
своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 
1)   выражено  мнение  учащегося:   согласие   или   несограсие   с
позицией автора; 
2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора,
например:
в случае согласия может быть указано, что

- человек свободен, если он делает выбор исходя из своих

собственных   желаний   и   устремлений,   и   ни   кто   ему   их   не
навязывает извне; 

-   человек   должен   соотносить   выбор   со   своими

индивидуальными способностями, возможностями, навыками;
в случае несогласия  может быть указано, что 

- человек может действовать свободно и выбирать, даже если

это не соответствует его желаниям, например, выбирать партии в
парламент, если он никаких из них не знает и не поддерживает;

С6

32

- выбор работы части связан не с личными способностями, а с

особенностями   рынка   труда,   но   все   равно,   человек   выбирает   из
того, что есть на этом рынке.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено   мнение   учащегося,   приведен   один   аргумент   ИЛИ
Мнение   учащегося   не   выражено,   но   понятно   из   контекста,
приведены два аргумента

1

Выражено   мнение   учащегося,   аргументы   не   приведены   ИЛИ
Мнение   учащегося   не   выражено,   но   понятно   из   контекста,
приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

33

Выполните задания с развернутым ответом С7- С15.  Записать

ответ следует на отдельном листе в произвольной форме.

Проиллюстрируйте   тремя   конкретными   примерами  неформальные
межличностные отношения
 между людьми. 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены   примеры,   иллюстрирующие   неформальные
межличностные отношения между людьми, допустим:

1)

1)   Подруги   обсудили   совместный   поход   на   концерт

любимого исполнителя;

2)

2) Школьные друзья-одноклассники провели традиционный

вечер выпускников, пригласив учителей;

3)

3)   Супруги,   подавшие   на   развод,   поспорили   из-за   раздела

совместного имущества.
Могут быть приведены иные верные примеры.
Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

Проиллюстрируйте   на   примерах   трех   жизненных   ситуаций  влияние
самооценки
 на жизнь и деятельность человека. 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены   три   жизненные   ситуации,   иллюстрирующие   роль
самооценки, допустим:

1)

1)   выбор   профессии   (очень   важно   верно   оценивать   свои

способности   и   возможности,   чтобы   правильно   определить   кем
быть, какую профессию выбрать);

2)

2) выбор друзей (важно понимать какой ты, что ты можешь и

хочешь,   прежде   чем   найти   себе   друзей,   с   которыми   можно
разделить и хорошее и плохое в жизни);

С7

С8

34

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..