Толкатели двигателей мотоциклов "Днепр" и "Урал" отлиты из специального
чугуна. Конструктивное исполнение толкателей разное. Толкатель 4
двигателя МТ10-32 (рис. 2.3) цилиндрический. Его внешний диаметр 20 мм.
На стержне толкателя выполнены винтовые пазы, которые играют роль
накопителей масла для смазывания деталей в головке цилиндра.
На верхней части толкателя находится сферическое углубление радиусом 3,6
мм, которое играет роль опоры нижнего наконечника штанги. Рядом с этим
углублением просверлено два отверстия для прохождения масла с винтовых
пазов толкателя к головке цилиндра. Направляющие гнезда для толкателей
сделаны в теле картера.
На отдельных моделях двигателя МТ 10-32 устанавливались стальные
толкатели грибовидного типа (рис. 2.32). Толкатель двигателя К-750М
состоит из цилиндрического стержня диаметром 14+0-016 мм и прямоугольной
головки, торец которой опирается на кулачок распределительного вала.
Вверху толкателя сделано нарезное отверстие, в который закручен
регулировочный болт. Толкатель двигателя МТ67-35 отличается от толкателя
двигателя К-750М тем, что вместо болта в его тело запрессован наконечник
с полусферическим углублением. Толкатели перемещаются в направляющих из
алюминиевого сплава. В нижней части направляющих имеются продольные
пазы, в которых скользят головки толкателя. Направляющие толкателя
двигателя К-750М крепятся к картеру при помощи конических планок,
направляющие толкателя двигателя М67-36 - винтом с потайной головкой
(рис. 2.27, поз. 8, 9).
Рис. 2.32. Стальной толкатель с наплавкой
двигателя MT1Q-32: 1 - штанга; 2 - стопорное кольцо; 3 - пружина; 4 -
толкатель; 5 - направляющая толкателя; 6 - картер двигателя
Клапаны двигателей мотоциклов Урал, Днепр
Впускные 18 и выпускные 22 (рис. 2.2) клапаны двигателя МТ10-32
отличаются друг от друга размерами и материалом. На конце стержня
клапана сделана проточка для сухариков 30. На стержень надеты
наконечники 20. Они защищают торцы клапанов от стирания.
Впускные и выпускные клапаны двигателя К-750М одинаковые. Оси клапанов и
толкателей двигателя К-750М смещены и расположены под углом друг к
другу, что обеспечивает прокручивание клапанов вокруг своей оси во время
поднятия и спускания, а также способствует уменьшению стирания рабочих
поверхностей клапана. Угол седла у клапанов всех двигателей составляет
45°. Размеры клапанов различных двигателей приведены в таблице 2.9.
Таблица 2 9 Размеры клапанов
Модель
МТ 10-32
МТ 10-32
М67-36
М67-36
К-750
К-750
Впускной
Выпускной
Впускной
Выпускной
Впускной
Выпускной
Диаметр го-
40,0
37,0,
38,0
35,0
38,0
38,0
Диаметр стержня,
мм
8-0,035
0,060
8-0,035-0,060
8-0,035-0,052
8-0,035-0,052
9-0,05-0,07
9-0,05-0,07
Длина, мм
92,3
92,3
92,2
91,0
137
137
Материал
40Х9С2
ЭПЗОЗ
40Х9С2
ЭПЗОЗ
40Х9С2
40Х9С2
Высота поднятия,
мм
9,0
9,0
8,3
8,3
6,9
6,9
На конце стержня клапанов есть выточки, в которые
вставляются разъемные конические сухари для крепления тарелки пружин.
На каждом клапане двигателей МТ10-32 (рис. 2.2, поз. 26, 27, 25) и
М67-36 (рис. 2.27, поз. 20, 24, 23, 25) одето по две пружины. Нижние
концы пружин опираются на тарелку. Внутренняя и внешняя пружины клапанов
двигателей МТ 10-32 и М67-36 взаимозаменяемы.
На клапан двигателя К-750М устанавливается одна пружина. Под ее верхнюю
тарелку подкладывается термоизоляционная прокладка, которая защищает ее
от сильного нагревания. Аналогичную прокладку устанавливают под нижнюю
тарелку пружины двигателя МТ 10-32. Стержни клапанов двигателя МТ 10-32
перемещаются в направляющих втулках из бронзы, запрессованных в головку
цилиндра.
Рис. 2.33. Клапан
Направляющие втулки клапанов двигателя М67-36 (рис. 2.27, поз. 9)
металлокерамические. Направляющие двигателя К-750М отлиты вместе с
цилиндром. При ремонте клапан может иметь следующие дефекты (рис. 2.33):
- коробление тарелки клапана более 0,04 мм - конусную поверхность
клапана обработать под углом 45 градусов до устранения дефекта (размер А
не менее 0,5 мм);
- места прогорания и задиры или износ поверхности конуса тарелки при
высоте цилиндрической части более 0,5 мм - поверхность проточить (размер
А не менее 0,5 мм, диаметр тарелки не менее 37,2 мм);
- износ поверхности стержня до диаметра менее 7,85 мм (для клапанов
двигателей К-750М и "Днепр-12" менее 8,85 мм) - поверхность восстановить
и шлифовать до размера, обеспечивающего зазор 0,2 мм с сопряженной
деталью;
- погнутость стержня более 0,02 мм - стержень править;
- местный износ на торцевой поверхности клапана - поверхность обработать
до устранения дефекта (для мотоциклов К-750м и "Днепр- 12" размер Л не
менее 136,3 мм; для мотоцикла "Урал" размер Л не менее 90,7 мм у
выпускного и 91,7 мм у впускного клапана; для остальных моделей
мотоциклов "Днепр" размер Л менее 91,8 мм.