Поршневые пальцы двигателей мотоциклов Урал,
Днепр
Поршневые пальцы всех двигателей мотоциклов" Днепр" и "Урал"
взаимозаменяемы. Поршневые пальцы изготавливаются из легированной стали.
Внешний диаметр пальца составляет 21,00 мм, толщина стенки около 3,5 мм.
Для того, чтобы избежать стука из-за большой динамической нагрузки,
пальцы устанавливают в бобышках поршня с натягом 0,0045 -0,0095 мм, а
также во втулке верхней головки шатуна с зазором 0,0045-0,0095 мм. Для
обеспечения необходимой посадки отверстия в бобышках поршня и верхней
головки шатуна разбиты на четыре группы (через 0,0025 мм) и
маркированы краской на внутренней поверхности
соответствующим цветом.
У подобранных поршней двигателя цвет маркировки отверстия под поршневой
палец, отверстия верхней головки шатуна и поршневого пальца должен быть
одинаковым, то есть они должны иметь одну размерную группу.
Шатуны двигателей мотоциклов Урал, Днепр
Шатуны двигателя МТ 10-32 и его крышка отштампованы из стали 40Х.
Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. В верхнюю головку шатуна
запрессована бронзовая втулка. Для обеспечения правильной посадки
поршневого пальца отверстие втулки обработано с большой точностью. Для
подачи смазки в зону трения пальца в головке шатуна сделаны два
отверстия. Нижняя головка шатуна - несимметричная, разъемная, с
тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Номинальная толщина
вкладышей 1,750 мм. Вкладыши ремонтных размеров уменьшены по диаметру на
0,05; 0,25; 0,50 и 0,75 мм. При этом толщина вкладышей соответственно
составляет 1,775; 1,875; 2,00 и 2,125 мм.
Крышки шатунов - не взаимозаменяемые. Они крепятся двумя болтами с
резьбой М8х1. Болты из легированной стали и подвергнуты термической
обработке. Правильное центрирование нижней крышки относительно шатуна
обеспечивается болтами шлифованного пояска. Корончатые гайки шатунных
болтов затягиваются с усилием 31,4 -35,2 Нм (3,2 - 3,6 кГм). Шплинты,
которые законтривают эти гайки, должны входить в отверстие болтов
плотно, без зазоров. Использование старых шплинтов не допускается.
Высокая точность отверстия под вкладыши обеспечивается за счет
совместной обработки нижней головки шатуна в сборе с крышкой.
Недопустимо использование крышек других шатунов. В случае замены
вкладышей нельзя спиливать стыки вкладышей, ставить прокладки между
вкладышем и его постелью в шатуне. Вкладыши должны хорошо прилегать к
поверхности постели и иметь натяг. Для замены изношенных или дефектных
частей поставляются вкладыши нормального и 5-ти ремонтных размеров.
Ремонтные вкладыши поставляются комплектно по 4 штуки (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Номера комплектов вкладышей нормального и ремонтного
размеров
Размер
Величина
ремонтного уменьшения, мм
Диаметр шатунной
шейки, мм
Нормальный
-0,05
47,975-48,000
1-й ремонтный
-0,25
47,435-47,750
2-й ремонтный
-0,50
47,475-47,500
3-й ремонтный
-0,75
47,225-47,250
Примечание: Возможно использование шатунных вкладышей от двигателя
автомобиля "Москвич-408" (каталожные номера: 407-1004058-А2,
407-1004058-А2Р1, 1004058-A2P2,
1004058-A2P4
и 1004058-А2Р5). Они соответственно имеют нормальный размер и уменьшение
диаметра на 0,05; 0,25; 0,50 и 0,75 мм. В комплект входит 8 вкладышей.
Диаметральный зазор между шатунной шейкой
коленчатого вала и вкладышами должен быть в пределах 0,025 - 0,085 мм.
Для правильной установки шатунов на коленчатом валу стержни шатунов
снабжены выступами, которые должны быть направлены наружу относительно
щеки коленчатого вала (для правого шатуна выступ направлен в сторону
маховика, для левого - в сторону центрифуги). Верхняя головка шатуна
подбирается к поршневому пальцу, как по диаметру втулки, так и по весу.
Для этого шатуны в собранном виде сортируются по весу на группы (через 5
г) и маркируются краской на нижней крышке. На коленчатый вал должны
устанавливаться шатуны с одинаковой маркировкой.
Шатуны двигателей К-750М и М67-36 неразъемные. Они отштампованы вместе с
нижней головкой. В нижней головке шатуна находится однорядный
роликоподшипник с дюралюминиевым сепаратором.
Внешним кольцом подшипника является внутренняя поверхность нижней
головки, которая имеет высокую твердость. Для обеспечения необходимой
точности сборки шатунного
подшипника, головки сортируются на размерные
группы, обозначения которых наносятся краской на нижней части стержня
(табл. 2.6). В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.
Таблица 2.6
Номер
группы ролика и его диаметр для нижней головки шатуна двигателей М67-36
и К-750М
Цвет маркировки и
диаметр головки шатуна, мм
Цвет маркировки и
диаметр пальца, мм
Красный
40,01040,006 (36,000 - 35,996)
Белый 40,006 -
40,002 (35,996 - 35,992)
Зеленый 40,002 -
39,998 (35,992 - 35,988)
Красный 39,998 -
39,994 (35,988 - 35,984)
Желтый
50,01850,015
№5 5,004 - 5,006
№6 5,006 - 5,008
№7 5,008-5,010
№8 5,010-5,012
Голубой
50,01550,012
№4 5,002 - 5,004
№5 5,004 - 5,006
№6 5,006 - 5,008
№7 5,008-5,010
Красный
50,01250,009
№3(4) 5,000 -
5,002 (6,996 - 6,998)
№4(3) 5,002 -
5,004 (6,998 - 7,000)
№5(2) 5,004 -
5,006 (7,000 - 7,002)
№6(1) 5,006 -
5,008 (7,002 - 7,004)
Белый 50,0009 -
50,006
№3(4) 5,000 -
5,002 (6,996 - 6,998)
№4(3) 5,002 -
5,004 (6,998 - 7,000)
№5(2) 5,004 -
5,006 (7,000 - 7,002)
№6(1) 5,006 -
5,008 (7,002 - 7,004)
Зеленый 50,006 -
50,003
№2(5) 4,998 -
5,000 (6,9946,996)
№3(4) 5,000 -
5,002 (6,996 - 6,998)
№4(3) 5,002 -
5,004 (6,998 - 7,000)
№5(2) 5,004 -
5,006 (7,000 - 7,002)
Черный 50,003 -
50,000
№1(6)4 4,996 -
4,998 (6,992 - 6,994)
№2(5)4 4,998 -
5,000 (6,994 - 6,996)
№3(4)4 5,000 -
5,002 (6,996 - 6,998)
№4(3)4 5,002 -
5,004 (6,998 - 7,000)
Таблица 2.7
Маркировка групп и диаметры отверстий верхней головки шатуна
Цвет
Диаметр отверстия
верхней головки шатуна, мм
маркировки
"Урал" М62, М63,
М66, М67-36
"Днепр" К-650,
МТ9, MT10-36,
"Днепр- 12"
Красный
21,005-21,002
21,0020-20,9995
Белый
21,002-20,999
21,0070-21,0045
Зеленый
20,999 - 20,996
20,9995 - 20,9970
Черный
20,996 - 20,993
21,0045-21,0020
Таблица 2.8 Маркировка групп и диаметры отверстий
нижней головки шатуна