Общие сведения и технические характеристики вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Вагоны метрополитена моделей 81-740.4 и 81-741.4 с асинхронным тяговым приводом
КАТП - 1 и рекуперативно-реостатным торможением предназначены для перевозки
пассажиров на открытых линиях наземного метро, а также в тоннелях действующих
линий подземного метро.
Вагон метрополитена 81-740
Вагоны 81-740.4 и 81-741.4 являются самостоятельными подвижными единицами. Вагон
81-740.4 с кабиной управления и предназначается для эксплуатации в качестве
головного вагона в составе с вагонами модели 81-741.4 или в составе с другим
головным вагоном указанной модели. Вагон 81-741.4 без кабины управления
используется в качестве промежуточного вагона в составе поезда.
Каждый вагон представляет собой конструкцию из двух сочлененных секций кузова со
свободным сообщением салонов через межвагонный переход и трех тележек, на
которые устанавливается кузов (его секции). Крайние тележки являются моторными,
а средняя тележка не моторная, поддерживающая.
Кузов вагона 81-740.4 состоит из головной секции (с кабиной управления) и
концевой секции, а вагона 81-741.4 - из головной секции (без кабины управления)
и концевой секции. Концевые секции головного и промежуточного вагонов
аналогичны.
При формировании поездов из вагонов 81-740.4 и 81-741.4 вагоны модели 81-740.4
располагаются в голове и конце поезда. Количество промежуточных вагонов в
поездах не более трех, а общее количество вагонов - не более пяти.
Предусмотренные в конструкции вагонов моделей 81-740.4 и 81-741.4 органы
управления и системы безопасности движения обеспечивают управление поездом одним
машинистом из кабины управления головного вагона. Управление поездом
дистанционное, по системе многих единиц.
Технические характеристики вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Общий вид вагонов моделей 81-740.4 и 81-741.4, их габаритные размеры и основные
геометрические параметры.
Модели 740 и 741
Технические данные вагонов моделей 81-740 и 81-741
Наименование характеристики
Значение характеристики
81-740
81-741
Масса вагона (тара), кг, не более
47000
46000
Длина вагона по плоскостям автосцепки, мм
28175
27225
Ширина вагона, мм, не более
2712
2712
Шкворневая база вагона, мм
10500
10500
База тележки, мм
2150
2150
Высота от уровня головки рельса порожнего вагона, мм не более
3590
3590
Максимальное ускорение, м/с
1,0
1,0
Максимальное замедление, м/с
1,0
1,0
Скорость конструкционная, км/ч
90
90
Количество мест для сидения, шт.
54
60
Максимальная вместимость из расчета 8 чел/м свободной площади пола и
занятости всех мест для сидения, чел.
344
372
Кузов вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Кузов вагона является основной составной частью вагона и предназначен для
размещения оборудования пассажирских салонов, поста управления вагоном
(поездом), установки автосцепок, установки и монтажа электрического,
пневматического и другого вагонного оборудования и систем.
Кузов вагона 81-740 (741)
Кузова вагонов 81-740.4 и 81-741.4 выполнены из двух секций - головной и
концевой, устанавливаемых на тележках и соединенных между собой межсекционным
переходом.
Каждая секция кузова – цельнометаллическая, сварной конструкции с несущей
наружной обшивкой из нержавеющей стали. На все металлические конструкции кузова
с внутренней стороны наносится слой виброзащитной мастики. Между каркасами
боковых стенок и крыши и их обшивкой уложен теплоизолирующий материал.
Конструкция кузова включает в себя следующие составные элементы:
рамы
боковые стенки
лобовая часть (для головной секции вагона 81-740.4)
торцевые стенки (для концевой секции вагона 81-740.4 и обеих секций вагона
81- 741.4)
стенки перехода в обеих секциях кузова вагона 81-740.4 и 81-741.4
перегородка в аппаратном отсеке (для головной секции)
крыши секций
межсекционный переход.
Рама кузова вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Рамы секций кузова сварной конструкции, выполнены из швеллерообразных балок,
и состоят из следующих конструктивных элементов:
двух боковых поясов, составляющих вместе с концевыми частями замкнутый
контур
набора поперечных балок и угольников
шкворневой балки
хребтовых балок
концевой балки
Рама кузова секции вагона
Хребтовые балки располагаются вдоль продольной оси вагона в начале головной
и хвостовой части концевой секций. К хребтовым балкам приварены плиты,
предназначенные для крепления гнезд автосцепок. К гнездам автосцепок
крепятся также продольные тяги связи моторных тележек с кузовом. Шкворневые
балки служат для опоры секций кузова на моторные тележки.
На рамах кузова смонтировано электрооборудование (аппараты тягового привода,
вспомогательное электрооборудование, источники бортового электропитания,
блоки системы отопления и вентиляции салона), компрессорное оборудование,
магистрали пневмосистем вагонов, резервуары, кондуиты и другое оборудование.
Для крепления оборудования к раме приварены кронштейны и дополнительные
балки, изготовленные из различных прокатных и штампованных профилей.
Поперечные балки по всей длине имеют отверстия для прокладки трубопроводов и
кондуитов.
На рамы секций кузова укладывается металлический настил пола.
Стенки кузова, пол салона, окна вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Боковые стенки секций кузова представляют собой сварной металлический
каркас, выполненный из вертикальных стоек, подоконных балок, верхнего и
нижнего поясов.С
внешней стороны каркас обшит плоскими листами из нержавеющей стали
подкрепленный с внутренней стороны гофрированными листами. Гофрированные
листы приварены к наружным листам контактной сваркой.
Боковые стенки в нижней части заканчиваются свесами, повторяющими профиль
боковин. В боковых стенках предусмотрены проемы для установки раздвижных
дверей салона и окон, а также предусмотрены различные крепежные элементы под
установку сидений пассажиров и оборудования системы отопления и вентиляции
салона (СОВС). На боковых стенках головной секции вагона 81-740
предусмотрены проемы под установку прислонно-сдвижных дверей кабины
машиниста. В верхней части в боковых стенках предусмотрены щели под
вентиляционные решетки системы СОВС. С наружной стороны боковых стенок
устанавливается декоративный пояс, выполненный из алюминиевого профиля.
Боковая стенка кузова вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Лобовая часть головной секциивагона
81-740.4 («маска»), выполненная из стеклопластика связующего на полиэфирной
основе. На маске предусмотрены проемы под установку лобового и боковых
стекол кабины машиниста. В нижней части конструкции маски с лицевой и
боковых сторон предусмотрены свесы, на которые устанавливаются нижние
габаритные сигнальные фонари и подножки для входа в (выхода из) кабину
машиниста с обеих сторон. На лицевой части маски предусмотрены места для
установки фар и эмблемы предприятия.
Лобовая часть крепится к кузову с помощью болтового и клеевого соединений
через каркас, изготовленный из труб и приваренный к кузову.
Лобовая часть кузова вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Габаритные размеры лобовой части кузова вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Торцевые стенкивагонов
выполнены из вертикальных стоек, поперечин и силовых поясов из нержавеющей
стали и обшиты гладкими листами. Соединение торцевых стенок с боковыми
стенками (боковинами), рамой и крышей выполнено с помощью электродуговой
сварки. В конструкции торцевых стенок предусмотрены проемы для установки
торцевых дверей и узких глухих окон. На торцевой стенке головной секции
вагона 81-741.4 оборудованы шкафы под установку электрического и
пневматического оборудования поста управления промежуточного вагона. С
наружной стороны торцевых стенок установлены предохранительные устройства,
предупреждающие падение пассажиров на путь между вагонами, и переходные
поручни.
Стенки переходавыполнены
в виде каркаса из вертикальных стоек и поперечных балок и обшиты гладкими
листами из нержавеющей стали. Стенки соединяются с боковыми стенками кузова,
рамой и крышей электродуговой сваркой.
В стенках у переходов между секциями вагона предусмотрены проемы
межсекционного перехода, оборудованные для прохода пассажиров из одной
секции вагона в другую, а также проемы под шкафы для разъемов межсекционных
электрических соединений. На стенках перехода оборудованы места под
установку и крепление оборудования межсекционного перехода.
Внутриголовная
секция вагона 81-740.4 разделена перегородкой на две части (отсека) - под
пассажирский салон и кабину машиниста.
Стенки перегородки выполнены двойными из стальных штампованных профилей,
которые обшиты металлическими листами. В наружной стенке перегородки, с
правой стороны, предусмотрен проем под установку одностворчатой двери для
прохода из салона в кабину машиниста.
В средней части двойные стенки перегородки образуют отсек, оборудованный для
монтажа и размещения электро- и радиоаппаратуры вагонного оборудования и
системы АСОТП - аппаратный отсек.
На наружной стенке перегородки со стороны салона предусмотрен проем для
установки одностворчатой двери аппаратного отсека. Внутри отсека на левой
боковой стенке предусмотрены две щели для решеток системы вытяжной
вентиляции отсека (выброс из аппаратного отсека нагретого воздуха).
Между секциями салона на всех вагонах для пассажиров оборудован
межсекционный переход,
конструкция которого обеспечивает безопасный и комфортабельный переход
пассажиров между секциями вагона, взаимные перемещения секций вагона при
движении, обеспечивает герметичность и исключает попадание в салон вагона
пыли, влаги и снега, исключает доступ пассажиров к межсекционным
электрическим соединениям; обеспечивает доступ обслуживающего персонала в
зону межсекционных соединений, переходных кабелей для проведения
обслуживания и ремонтных работ.
Межсекционный переход вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
В комплект межсекционного перехода входят:
волнообразный сильфон в комплекте с навесной рамой, консолью, напольной
плитой перехода
напольная плита со стороны вагона
комплект боковых стенок с креплениями
секционный потолок с подвеской и планкой
Межсекционный переход вагонов серии 81-740.4 и 81-741.4
Волнообразные элементы сильфона изготовлены из специального материала, сшиты
между собой и закреплены по краям с помощью стабилизирующих алюминиевых
профилей. Волнообразный сильфон в целом закрыт по кругу и закреплен с помощью
болтов. Сильфон состоит из средней консоли и двух конструкционно-одинаковых
волнообразных кожухов с навесной рамой. Консоль крепится на крутящей стойке и
служит для центральной опоры всего сильфона, а также для крепления комплекта
напольной плиты перехода.
Переходные кабели межсекционных соединений вагона располагаются внутри перехода
между наружной оболочкой волнистого сильфонного уплотнения и боковыми стенками
перехода.
Конструкция держателей боковой стенки и самой боковой стенки предусматривает ее
открытие внутрь перехода. Это обеспечивает доступ к разъемам переходных
электрических кабелей при проведении их технического обслуживания.
Кабели межсекционных соединений
Пол пассажирских салоноввагонов
выполнен из гофрированного металлического настила и многослойного покрытия. На
раму кузова укладывается и приваривается к ней электросваркой гофрированный
металлический настил.
В салонах секций вагонов укладка пола производится следующим образом: на
металлический настил рамы секций вагона предварительно наносится слой
виброзащитной мастики и на мастику укладывается слой базальтового картона, затем
гофрированный лист со вторым слоем базальтового картона, на который укладывается
трудно горючая фанера. На фанеру приклеивается линолеум. Линолеум
устанавливается на клеящую дисперсионную мастику или на ПВА с предварительным
покрытием фанеры грунтовкой. На поверхность линолеума наносится полимерная
матовая мастика. В кабине и хвостовой части на гофрированный лист рамы (гофра
вывернута над рамой) наносится мастика, затем укладываются два слоя базальтового
картона, фанера и на нее линолеум толщиной. Фанера и гофрированный лист пола
крепятся к раме вагона самонарезающими винтами.
Окна салонапредназначены
для обеспечения освещения салонов вагона в дневное время и защиты пассажиров от
воздействия внешних факторов атмосферной среды (температура, дождь, пыль, снег и
т.п.). Окна глухие из каркаса, собранного из двух полурам, изготовленных из
алюминиевого профиля с пластмассовой терморазвязкой, однокамерного стеклопакета,
резиновых уплотнителей, уплотняющих стеклопакет относительно каркаса и каркас
относительно элементов кузова вагона. Окно с форточкой состоит из каркаса,
аналогичного каркасу глухого окна, подфорточной перемычки, выполняющей функции
поворотно-опорного устройства, форточки с замками, стеклопакетов (форточного и
подфорточного) и резиновых уплотнителей. Для слива воды из подфорточной полости
предусмотрено отверстие. Для фиксации форточки в открытом
положении и устранения ее вибрации во время движения поезда, а также уменьшения
усилия закрытия форточки, между подфорточной перемычкой и форточкой установлены
Z