Отличительная
особенность телескопических стрел - возможность их удлинения с
подвешенным на крюке грузом. Телескопическая стрела состоит из основной
и одной - четырех выдвижных секции, выполненных в виде балочных
конструкций или решетчатых ферм коробчатого сечения.
На гидравлических кранах в основном применяют стрелы с жесткой подвеской
с помощью гидроцилиндров, соединенных с основной секцией и поворотной
платформой.
Телескопическая стрела включает в себя две выдвижные секции8,9и
удлинительную секцию10.
Штоки гидроцилиндров5и6закреплены
на секциях8и2,
а гильзы - на секциях9и8.
Секции10и9выдвигаются
с помощью гидроцилнндра5и
каната7, а
все секции относительно основной - с помощью гидроцилиндра6.
На секциях предусмотрены опорные элементы3и12,
которые служат для направления секций стрелы при ее телескопировании.
Схема телескопической стрелы
Стрела через проушину13соединена
с гидроцилиндром14,
обеспечивающим ее подъем и опускание. Стрела с помощью пяты15присоединена
к поворотной платформе крана.
Грузовой канат с отводного блока1идет
на обводной блок11и
затем на грузовой полиспаст.
Грузозахватные съемные приспособления
Производительность
стреловых самоходных кранов и безопасность производства работ в большой
степени зависят от правильного выбора и рациональной эксплуатации
грузозахватных и монтажных приспособлений.
Грузозахватные и монтажные приспособления и устройства разделяются на
две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные,
устанавливаемые на монтируемых элементах. В первую группу входят
универсальные и специальные стропы, универсальные и специальные
траверсы, захваты клещевые и подхваты, электромагнитные и вакуумные
захваты, грейферы, бадьи. Ко второй группе относятся кондукторы и
шарнирные связи.
Каждый стреловой самоходный кран снабжен комплектом грузозахватных
приспособлений и приспособлений для временного закрепления и выверки
монтируемых конструкций. Количество и номенклатура утих приспособлений
должны соответствовать технологической карте монтажа данного объекта или
оборудования. Наиболее распространенными и простыми по конструкции
устройствами для захвата различных грузов и подвеса их на крюке крана
являются стропы и траверсы.
Стропы и траверсы,
предназначенные для подъема различных грузов, деталей и конструкций,
называютсяуниверсальными.
Стропы и траверсы, конструкция которых рассчитана для подъема
ограниченного количества элементов, называютсяспециальными.
Грузовые стропы грузоподъемностью от 0,32 до 32тизготовляют
следующих типов; 1СК - одноветвевые; 2СК - двухветвевые; ЗСК -
трехветвевые; 4СК - четырехветвевые; УСК1 - двухпетлевые универсальные;
УСК2 - исполнения 1 и 2. Универсальный строппредставляет
собой канатную петлю. Концы каната соединены на сплетке или на сжимах.
Стропы
Облегченный строппредставляет
собой отрезок каната, на концах которого прочно закрепляют крюки, скобы,
серьги или карабины. С помощью петли строп надевают на крюк крапа. Все
детали стропа, за исключением карабина, глухие, неразъемные; их
используют для образования петель при обвязке поднимаемых грузов, а
также для временного соединения с монтажными петлями, скобами и крюками,
закрепляемыми на строительных конструкциях и деталях.
Для подъема плит перекрытий, длинномерных и пакетированных грузов
применяют двух- и четырех ветвевые стропы. Последние представляют собой
облегченные стропы (два - четыре), подвешенные к кольцу или скобе. В
четырехветвевом стропе "пауке" канаты попарно соединяют через две скобы,
которые в свою очередь надевают на третью скобу. Такая конструкция
обеспечивает равномерное распределение нагрузок от поднимаемых деталей
на все четыре ветви стропа.
Четырехветвевой строп "паук"
Простым и эффективным грузозахватным
приспособлением являютсяполуавтоматические
стропы; их применяют для захвата деталей, не имеющих монтажных
петель и скоб. Полуавтоматические стропы позволяют ускорять съем
поднимаемых конструкций с крюка крана без подъема к месту строповки.
Принцип действия полуавтоматического стропа заключается в следующем.
Канат6стропа
соединяют с вилкой9или
навешивают на ролик2,
помещаемый на запорный штифт3.
Штифт входит в стакан4и
упирается в пружину8.
Строп подвешивают на крюк крана серьгой1или
канатной петлей10.
Рабочий с помощью канатика5с
перекрытия возводимого сооружения выдергивает штифт и освобождает канаты6вместе
с монтируемой конструкцией7от
крюка крана.
Полуавтоматические стропы
На нижнем рисунке показан строп с
полуавтоматическим захватом. Строп крепят к захвату, который серьгой4подвешивают
на крюк крана. Одним концом строп надевают на ось5,
а другим на шток6.
Шток может перемещаться в направляющих и удерживать или освобождать
канат9.
Удерживать канат штоком помогает пружина7.
Для освобождения каната и преодоления усилия пружины служит рычаг3,
соединенный с электромагнитом5.
Включая на расстоянии (дистанционно) электромагнит, заставляют рычаг3поворачиваться
влево, сжимать пружину и перемещать шток, который при этом освобождает
канат9и
вместе с ним монтируемую конструкцию. После этого поднимают крюк крана
вместе со стропом.
Строп с полуавтоматическим
захватом
Грузоподъемность стропов указывают при
угле между ветвями 90°.
При использовании многоветвевого стропа необходимо следить за
равномерной загрузкой отдельных его ветвей.
Стропы отличаются следующими недостатками: при подъеме крупноразмерных
(длинных) конструкций гибкие стропы занимают значительную полезную
высоту подстрелового пространства; в поднимаемых элементах и деталях при
небольших углах наклона стропов к горизонтали возникают сжимающие
усилия, которые в ряде случаев превышают расчетные нагрузки; осложнены,
а иногда и невозможны подъем и установка колонн в вертикальном
положении.
Отмеченные недостатки устраняются при использовании стропов с жесткими
элементами - траверс или комплекта приспособлений из траверс и захватов.
Крупноразмерные перегородочные панели поднимаютбалансирной
траверсой, оснащенной жесткими металлическими тягами с петлями по
концам. В эти петли закладывают штыри, на которые опирают перегородки.
Балансирная траверса для подъема
перегородок
Железобетонные балки и фермы поднимаюттраверсами
с гибкими захватами, удерживающими монтируемые элементы в двух -
четырех точках.
Траверса для подъема балок с
фонарем и ферм
С помощьювилочного
подхватаилитраверсы
с коромыслами, к концам которых закрепляют цепи с крюками, можно
поднимать одновременно несколько плит покрытий.
На монтажных работах и на складских операциях для подъема и перемещения
тавровых и двутавровых железобетонных и стальных балок иногда используютклещевые
захваты.
Клещевой захват состоит из шарнирно соединяемых рычагов - клещей. Клещи
с помощью жестких или гибких цепных подвесок закрепляют по концам
траверсы, подвешиваемой па крюк крана. Клещевые захваты не требуют
монтажных петель и скоб в железобетонных элементах.
Для временного закрепления монтируемых элементов предназначеныкондукторы.
Конструктивные исполнения кондукторов различны: они зависят от вида
монтируемых элементов и места установки.
Для временного закрепления и выверки колонн многоэтажных зданий,
устанавливаемых на оголовки нижестоящих колонн, применяют кондукторы.
Монтажные и грузозахватные приспособления должны быть стандартными,
заводского изготовления. Кроме того, они должны иметь клеймо или
прикрепленную бирку. Каждое приспособление, эксплуатируемое в
строительно-монтажной организации, получает инвентарный номер. Данные на
бирке выбивает завод-изготовитель, а величины этих данных вносит
монтажная организация. Сначала ставят наименование приспособления, номер
его, зарегистрированный в книге, и год изготовления, затем
грузоподъемность приспособления в т; далее число, месяц и год очередного
испытания и, наконец, название монтажного управления и треста.
При использовании грузозахватных приспособлений необходимо помнить, что
запрещается эксплуатация приспособлений, имеющих какой-либо дефект;
трещины, искривления, изломы, обрывы проволочек (сверх допускаемого
количества), неполное количество или помятые витки резьбовых соединений
и др.
В период временной консервации, при перерывах в работе приспособления
необходимо хранить в закрытых помещениях на стеллажах или в ящиках;
металлические элементы и части должны быть окрашены масляной или другой
антикоррозионной краской, а трущиеся сочленения покрыты смазочным
материалом; на стройке должен быть ответственный для наблюдений за
правильным использованием и хранением приспособлений.