Volkswagen двигатель FSI 3,2 л и 3,6 л. Устройство и принцип работы - часть 1

 

  Главная      Автомобили - Volkswagen     Volkswagen двигатель FSI 3,2 л и 3,6 л. Устройство и принцип работы

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Volkswagen двигатель FSI 3,2 л и 3,6 л. Устройство и принцип работы - часть 1

 

 

Введение
S360_203
Новые двигатели FSI V6 объёмом 3,2 л и 3,6 л,
Увеличение рабочего объёма двигателя до
а также двигатель FSI V6 3,6 л являются самыми
3,2 л или 3,6 л в сочетании с переходом на
последними представителями двигателей серии
технологию FSI приводит к значительному
VR. На европейский Volkswagen Passat впер-
увеличению мощности и крутящего момента по
вые устанавливается 3,2-литровый двигатель,
сравнению с предшествующими моделями.
одновременно с этим североамериканский
Таким образом, максимальная мощность 3,6-
Volkswagen Passat оснащается 3,6-литровым
литрового двигателя FSI V6 составляет 220 кВт,
двигателем.
а максимальный крутящий момент 350 Нм. Все
В Европе двигатель FSI V6 3,6 л устанавливает-
три компактных агрегата при движении обла-
ся на Audi Q7 и Volkswagen Touareg.
дают повышенным потенциалом мощности и
динамическим крутящим моментом.
4
Особые признаки новых двигателей V6:
сохранение внешних габаритов
непосредственный впрыск бензина FSI
4 клапана на цилиндр с роликовыми рычагами
система внутренней рециркуляции ОГ
пластиковый впускной коллектор с изменя-
емой геометрией в виде единой детали на
двигателе FSI V6 3,2 л, Motor,
в виде двух деталей - на двигателях FSI V6
3,6 л и R36 V6 3,6 л
картер коленвала уменьшенной массы из
серого чугуна
цепной привод, расположенный со стороны
коробки передач со встроенным приводом
ТНВД и вакуумного насоса
бесступенчатая регулировка распредвалов
впускных и выпускных клапанов
Использование технологии непосредственно-
го впрыска FSI позволяет выдерживать нормы
токсичности ОГ EU4 и LEV2 и одновременно
экономить топливо даже без использования
системы вторичного воздуха.
S360_254
5
Введение
Технические характеристики двигателя
FSI V6 3,2 л
Кривая мощности и крутящего момента
Нм
кВт
Тип
6-цилиндровый VR-дви-
гатель
400
200
Рабочий объём
3168 см3
360
180
Диаметр цилиндра
86,0 мм
Ход поршня
90,9 мм
320
160
Угол развала цилиндров
10,6°
280
140
Количество клапанов на
4
цилиндр
240
120
Степень сжатия
12 : 1
Максимальная мощность
184 кВт при 6250 об/мин
200
100
Максимальный крутящий
330 Нм при 2750 - 3750
160
80
момент
об/мин
Управление двигателя
Motronic MED 9.1
120
60
Топливо
АИ 98 (АИ 95 при незна-
чительном уменьшении
80
40
мощности)
Нейтрализация ОГ
Трёхступенчатый катали-
40
20
затор с лямбда-регулиро-
ванием
1000
2000 3000 4000
5000
6000
Норма токсичности ОГ
EU4
об/мин
Мощность [кВт]
Крутящий момент [Нм]
S360_116
Технические характеристики двигателя
FSI V6 3,6 л (Touareg)
Кривая мощности и крутящего момента
Нм
кВт
Тип
6-цилиндровый VR-дви-
гатель
400
200
Рабочий объём
3597 см3
360
180
Диаметр цилиндра
89 мм
Ход поршня
96,4 мм
320
160
Угол развала цилиндров
10,6°
280
140
Количество клапанов на
4
цилиндр
240
120
Степень сжатия
12 : 1
Максимальная мощность
206 кВт при 6200 об/мин
200
100
Максимальный крутящий
360
160
80
момент
Нм при 2500 - 5000
об/мин
120
60
Управление двигателя
Motronic MED 9.1
Топливо
АИ 98 (АИ 95 при незна-
80
40
чительном уменьшении
мощности)
40
20
Нейтрализация ОГ
Трёхступенчатый катали-
затор с лямбда-регулиро-
1000
2000 3000 4000
5000
6000
ванием
об/мин
Норма токсичности ОГ
EU4, LEV2
Мощность [кВт]
Крутящий момент [Нм]
S360_115
6
Технические характеристики двигателя
R36 V6 3,6 л
Кривая мощности и крутящего момента
Нм
кВт
Тип
6-цилиндровый VR-дви-
гатель
400
200
Рабочий объём
3597 см3
360
180
Диаметр цилиндра
89 мм
Ход поршня
96,4 мм
320
160
Угол развала цилиндров
10,6°
280
140
Количество клапанов на
4
цилиндр
240
120
Степень сжатия
11,4 : 1
Максимальная мощность
220 кВт при 6600 об/мин
200
100
Максимальный крутящий
350 Нм при 2400 - 5000
160
80
момент
об/мин
Управление двигателя
Motronic MED 9.1
120
60
Топливо
АИ 98 (АИ 95 при незна-
чительном уменьшении
80
40
мощности)
Нейтрализация ОГ
Трёхступенчатый катали-
40
20
затор с лямбда-регулиро-
ванием
1000
2000 3000 4000
5000
6000
Норма токсичности ОГ
EU4, LEV2
об/мин
Мощность [кВт]
Крутящий момент [Нм]
S360_400
7
Механика двигателя
Кривошипно-шатунный механизм
Блок цилиндров
S360_004
Блок цилиндров был существенно изменён
Другие нововведения по сравнению с двига-
в сравнении с двигателем 3,2 л со впрыском
телем 3,2 л со впрыском топлива во впускной
топлива во впускной коллектор.
коллектор:
Целью переоснащения было увеличение рабо-
чего объёма двигателя до 3,6 л без изменения
- масляный насос установлен в блок цилинд-
наружных габаритов. Это было достигнуто
ров
путём изменения угла развала и смещения
- больший диаметр обратного масляного
цилиндров.
канала от блока цилиндров к масляному
На двигатели FSI V6 3,2 л и 3,6 л и двигатель
поддону
FSI R36 V6 3,6 л установлены новые блоки
- улучшена жёсткость блока цилиндров при
цилиндров. Блок отлит из пластинчатого серого
одновременном уменьшении веса
чугуна.
- в блоке цилиндров объём охлаждающей
жидкости был сокращён на 0,7 литра, за
счёт чего она нагревается быстрее.
8
Угол развала
цилиндров
10,6°
Продольная ось
цилиндра
S360_003
Центральная ось коленвала
22 мм
Смещение цилиндров
Угол развала цилиндров
Перекрытие цилиндров
Угол развала блока цилиндров составляет
За счёт уменьшения угла развала цилиндров
10,6°.
продольная ось цилиндра внизу смещается
За счёт изменения угла развала цилиндров с
относительно коленвала наружу.
15° на 10,6° появилась возможность достичь
Смещение - это расстояние между продольной
необходимой толщины стенок цилиндров без
осью цилиндра и центральной осью коленвала.
изменения монтажных размеров двигателя.
Смещение цилиндров увеличилось с 12,5 мм
до 22 мм по сравнению с двигателем со впрыс-
ком топлива во впускной коллектор.
9
Механика двигателя
Слой покрытия для ус-
корения приработки
Выемка в днище поршня
S360_001
Коленвал
Шатуны
Отлитый из серого чугуна коленвал имеет 7
Шатуны изготовлены методом распила, а не
опор, как и в двигателе 3,2 л со впрыском топ-
конструктивного излома.
лива во впускной коллектор.
Головка шатуна выполнена в форме трапеции.
Шатунные подшипники имеют молибденовое
покрытие.
В результате улучшается приработка и повы-
Поршни
шается устойчивость к нагрузкам.
Поршни имеют выемку в днище и изготовле-
ны из алюминиевого сплава. Для улучшения
приработки они имеют графитовое покрытие
юбки.
В ряде цилиндров 1 и ряде цилиндров 2 порш-
ни различаются. В поршнях по-разному рас-
положены гнёзда клапанов и полости камеры
сгорания.
Благодаря соответствующему положению и
определённой форме выемок в днище поршней
впрыскиваемая струя топлива закручивается и
смешивается со всасываемым воздухом.
10
Головка блока цилиндров
Форсунки 1, 3, 5
S360_006
Форсунки 2, 4, 6
S360_330
Место установки
вакуумного насоса
Место установки ТНВД
S360_007
Головка блока цилиндров изготовлена из спла-
Отверстия для форсунок цилиндров 1, 3 и 5
ва алюминия, кремния и меди и одинакова для
находятся над фланцем впускного коллектора.
обоих двигателей. Из-за технологии непос-
Форсунки цилиндров 2, 4 и 6 устанавливаются
редственного впрыска топлива головка блока
под фланцем впускного коллектора.
цилиндров имеет новую конструкцию.
ГБЦ имеет удлинённую форму для установки
Благодаря подобному расположению форсун-
цепного привода и для надёжного крепления
ки цилиндров 1, 3 и 5 проходят через впускной
ТНВД.
канал ГБЦ.
Форсунки обоих рядов цилиндров расположе-
Для того чтобы сгладить неравномерность вли-
ны со стороны впускных клапанов ГБЦ.
яния форсунок на поток во впускном канале,
расстояние между клапанами для всех цилин-
дров было увеличено с 34,5 до 36,5 мм. Таким
образом, минимизируется влияние форсунок
на отклонение потока при продувке цилин­
дров.
Учитывать, что из-за двух различных монтажных положений требуются разные по длине
форсунки.
11
Механика двигателя
Регулировка фаз газораспределения
Бесступенчатый регулятор фаз газораспределения впускных клапанов
Бесступенчатый регулятор фаз газораспределения выпускных клапанов
S360_012
N318 клапан 1 регулировки фаз газораспределения на выпуске
N205 клапан 1 регулировки фаз газораспределения на впуске
За счёт регулировки фаз газораспределения
Максимальная регулировка распредвалов:
в зависимости от нагрузки двигателя повыша-
ется его мощность и крутящий момент, а также
- распредвал впускных клапанов: угол пово-
экономно расходуется топливо и уменьшается
рота коленвала 52°
токсичность ОГ.
- распредвал выпускных клапанов: угол пово-
Регулировка фаз газораспределения осущест-
рота коленвала 42°.
вляется двумя бесступенчатыми регуляторами.
Оба распредвала можно бесступенчато пере-
Оба регулятора фаз газораспределения
ключать на более раннее или более позднее
регулируются двумя клапанами под действием
открывание клапанов.
давления масла двигателя.
Для регулировки распредвалов блок управле-
ния двигателя управляет электромагнитными
Регулировка обоих распредвалов позволяет
клапанами:
достичь максимального перекрытия фаз в 42°
- N205 клапаном 1 регулировки фаз газорас-
по углу поворота коленвала. Благодаря пере-
пределения на впуске
крытию фаз осуществляется внутренняя рецир-
- N318 клапаном 1 регулировки фаз газорас-
куляция ОГ.
пределения на выпуске.
12
Внутренняя рециркуляция ОГ
Разрежение впускного коллектора
Впускной клапан открывается
Выпускной клапан
Впускной клапан
Выпускной клапан закрывается
ВМТ
Перекрытие фаз
Такт 4
Такт 1
НМТ
Такт 2
Такт 3
S360_124
Внутренняя рециркуляция ОГ препятствует
Принцип действия
образованию оксидов азота NOx.
На такте выпуска одновременно открыты впуск­
Как и при внешней рециркуляции ОГ, сокра-
ные и выпускные клапаны. За счёт высокого
щение образования NOx основано на том, что
разряжения во впускном коллекторе часть от-
при добавлении отработанных газов темпера-
работанных газов всасывается из камеры сго-
тура сгорания снижается.
рания обратно во впускной канал и в момент
При смешении отработанных газов с парами
последующего впуска вновь попадает в камеру
топлива возникает незначительный недостаток
сгорания для повторного сгорания.
кислорода. Поэтому температура сгорания не
так высока, как при избытке кислорода.
Преимущества внутренней рециркуляции ОГ:
Оксиды азота в больших количествах образу-
ются только при достаточно высокой темпера-
- экономия топлива за счёт сокращённой ра-
туре.
боты по газообмену
Благодаря снижению температуры сгорания в
- увеличение диапазона частичных нагрузок
двигателе и недостатку кислорода сокращает-
при помощи рециркуляции ОГ,
ся образование NO
- улучшение плавности хода
x.
- возможность рециркуляции ОГ при холод-
ном двигателе
13
Механика двигателя
Вентиляция картера коленвала
Эта система предотвращает попадание обо-
гащённых углеводородами паров (картерных
газов) из картера коленвала в атмосферу. Сис-
тема вентиляции картера коленвала состоит из
вентиляционных каналов в блоке цилиндров и
ГБЦ, циклонного маслоотделителя и вентиля-
ционного и нагревательного элемента картера
коленвала.
Принцип действия
Картерные газы в картере коленвала всасыва-
S360_332
Циклонный
Вентиляционный и
ются под воздействием разрежения впускного
маслоотделитель
нагревательный элемент
картера коленвала
коллектора через:
- вентиляционные каналы в блоке цилиндров,
- вентиляционные каналы в ГБЦ,
- циклонный маслоотделитель
- вентиляционный и нагревательный элемент
картера коленвала,
а затем направляются снова во впускной кол-
лектор.
S360_253
Вентиляционные каналы в блоке цилин-
дров и ГБЦ
Циклонный маслоотделитель
Клапан регулировки давления
Циклонный маслоотделитель
Циклонный маслоотделитель установлен в
крышку ГБЦ. Его задача состоит в том, чтобы
отделять масло из картерных газов и вновь воз-
вращать его в систему смазки.
Клапан регулировки давления ограничивает
разрежение во впускном коллекторе прибл. с
700 мбар до 40 мбар.
Он предотвращает образование в картере
S360_058
коленвала разряжения, равного разряжению
во всасывающем коллекторе, что препятствует
Отверстие для выхода масла
Ко впускному коллектору
всасыванию моторного масла и повреждению
уплотнений.
14
Принцип действия
Циклонный маслоотделитель отделяет масло,
содержащееся во всасываемых парах. Он
работает по принципу отделения под воздей­
ствием центробежной силы.
Благодаря тому, что маслоотделитель имеет
конструкцию циклонного типа, всасываемые
Циклонный масло-
Редукционный
Всасывающий
пары приходят во вращение. За счёт центро-
клапан
патрубок
отделитель
бежной силы масло попадает на маслоотде-
Отверстие для выхода масла
S360_025
лительную стенку и собирается на ней в более
крупные капли.
Одновременно с процессом стекания масла в
ГБЦ порции газа попадают во впускной кол-
Вход
лектор по гибкой трубке.
Выход газа ко впуск-
ному коллектору
Порции газа
Частицы масла
S360_059
Отверстие для выхода масла
в картер коленвала
При неисправности клапана регулировки давления на систему вентиляции картера ко-
ленвала воздействует разрежение впускного коллектора и внутреннее давление картера
коленвала. По этой причине большое количество масла высасывается из картера коленва-
ла, что может вывести двигатель из строя.
Вентиляционный и нагревательный элемент
Гибкая трубка
картера коленвала
Нагревательный элемент установлен в гибкую
трубку, идущую от циклонного маслоотде-
лителя ко впускному коллектору, и соединён
S360_026
болтами со впускным коллектором. Он предот­
Нагревательный элемент
вращает замерзание поступающих картерных
газов при слишком холодном всасываемом
воздухе.
15
Механика двигателя
Впускной коллектор
В двигателе FSI V6 3,2 л установлен пластиковый впускной коллектор с изменяемой геометрией в
виде одной детали. В двигателях FSI V6 3,6 л и FSI R36 V6 3,6 л установлен пластиковый впускной
коллектор с изменяемой геометрией в виде двух деталей. Для Touareg предусмотрен впускной кол-
лектор с изменяемой геометрией.
Конструкция
Вал переключения с заслонками
Короткая резонаторная трубка
Вентиляция картера коленвала
Мощностной ресивер
Основной ресивер
Длинная резонаторная трубка
S360_021
Модуль дроссель-
ной заслонки
Конструкция
Элементы впускного коллектора с изменяемой
Резонаторные трубки имеют разную длину,
геометрией двигателя FSI V6 3,2 л:
так как для достижения большого крутящего
момента требуется длинная трубка, а для полу-
- основной ресивер,
чения высокой мощности необходима короткая
- две разные по длине трубки на каждый ци-
резонаторная трубка.
линдр,
Вал переключения открывает и закрывает со-
- вал переключения,
единение к мощностному ресиверу.
- мощностной ресивер
- вакуумный ресивер и
- клапан заслонки впускного коллектора
16
Переключающие заслонки
Используются для переключения между режи-
мами максимальной мощности и максимально-
го крутящего момента.
Переключающие заслонки управляются бло-
ком управления двигателя J623 при помощи
клапана заслонки впускного коллектора N316
под воздействием разрежения. При отсутствии
питания клапана заслонки открыты и находятся
в положении максимальной мощности.
S360_022
N316
Переключающие заслонки
Вакуумный ресивер
Вакуумный
ресивер
Во впускном коллекторе установлен вакуумный
ресивер, в котором поддерживается разреже-
ние, необходимое для управления переключаю­
S360_061
щими заслонками.
Обратный клапан
Воздух из вакуумного ресивера всасывается
Основной ресивер
в основной ресивер через обратный клапан, в
результате чего в вакуумном ресивере обра-
зуется разрежение. При неисправности об-
ратного клапана переключающие заслонки не
J623
работают.
N316
S360_060
17
Механика двигателя
Принцип работы впускного коллектора с изменяемой геометрией
Впускной коллектор работает по принципу резонаторной трубки и сконструирован таким образом,
что фазы газораспределения, такты всасывания и колебания воздуха согласовываются, что приво-
дит к увеличению давления в цилиндре и, соответственно, к улучшению наполняемости цилиндра.
Положение максимальной мощности впускного
Положение максимального крутящего момента
коллектора с изменяемой геометрией
впускного коллектора с изменяемой геометрией
Мощностной ресивер
Корпус впускного кол-
лектора с изменяемой
геометрией
Подача воздуха
Подача воздуха
из мощностного
из впускного
ресивера
коллектора
Вал переключения
S360_063
Вал переключения
S360_062
Частота вращения двигателя от 0 до прибл.
Частота вращения двигателя прибл. 1200-
1200 об/мин.
4000 об/мин.
Впускной коллектор находится в положении
Клапан заслонки впускного коллектора полу-
максимальной мощности. Отсутствует питание
чает питание от блока управления двигателя.
на клапане заслонки впускного коллектора.
Переключающие заслонки и, соответственно,
Волна разряжения, образующаяся в начале
трубки мощности закрыты. Цилиндры всасы-
процесса всасывания, на конце трубки мощнос-
вают воздух через трубки крутящего момента
ти отражается в мощностном ресивере и спустя
непосредственно из основного ресивера.
небольшой промежуток времени возвращается
во впускной клапан в виде волны сжатия.
Частота вращения двигателя, начиная при-
бл. с 4000 об/мин.
Отсутствует питание на клапане заслонки
впускного коллектора.
За счёт этого заслонки впускного коллектора
снова переключаются в положение максималь-
ной мощности.
Подробную информацию по конструкции и функционированию резонаторных трубок
впускного коллектора можно найти в программе самообучения 212 „Впускные коллекто-
ры с изменяемой геометрией в VR-двигателях”.
18
Впускной коллектор с изменяемой геометрией двигателя FSI V6
3,6 л в виде двух деталей
В то время, как двигатель FSI V6 3,2 л осна-
щается впускным коллектором с изменяемой
геометрией в виде одной детали, начиная с
2007 модельного года в двигателе FSI V6 3,6 л
в Passat и в двигателе R36 устанавливается
пластиковый впускной коллектор в виде двух
деталей. Его геометрия неизменяема, но тем не
менее он соответствует требованиям по мощ-
ности и крутящему моменту в различных диа-
пазонах частоты вращения за счёт изменённой
геометрии каналов.
Поэтому в таком впускном коллекторе отсут­
ствуют элементы, установленные в 3,2 л дви-
S360_348
гателе: электрический клапан заслонки впуск-
ного коллектора и вакуумный исполнительный
элемент с кулисой переключения на впускном
коллекторе.
Впускной коллектор состоит из верхней и
нижней частей, соединённых между собой
болтами. За счёт разделения коллектора на
две детали облегчается его установка и доступ
к деталям, расположенным под коллектором.
S360_360
Верхняя часть впускного
коллектора
Нижняя часть впускного
коллектора
19

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..