5.16.1. Особенности конструкции системы смазки двигателя двигателя ЗМЗ-409 УАЗ Патриот
Система смазки двигателя комбинированная: масло подается к
трущимся поверхностям деталей под давлением и
разбрызгиванием.
Система смазки состоит из масляного картера, масляного
насоса с приемным патрубком и редукционным клапаном, привода
масляного насоса, масляных каналов в блоке, головке блока и
коленчатом валу, полнопоточного масляного фильтра, указателя
уровня масла, крышки маслоналивной горловины, датчиков
давления масла.
На указатель уровня масла нанесены метки «П» и «0»
соответственно верхнего и нижнего уровней. Уровень масла
должен находиться между этими метками.
Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос
засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его
к полнопоточному фильтру. После фильтра масло поступает в
главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает
коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые
пальцы, подшипники распределительных валов, промежуточного
вала и валика привода масляного насоса, а также винтовые
шестерни привода масляного насоса.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло
через поперечные сверления и внутреннюю полость валика
подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной
поверхности ведомой шестерни привода.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла
через сверление в главной масляной магистрали.
Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней
головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.
Из главной масляной магистрали через канал в блоке масло
поступает в головку блока цилиндров, смазывает опоры
распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи
второй ступени привода распределительных валов, к
гидротолкателям и датчикам давления масла. Вытекая из
зазоров и стекая в картер в передней части головки блока
цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства
и звездочки привода распределительных валов.
Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления
и указателем в комбинации приборов. Кроме того, система
снабжена датчиком и сигнальной лампой аварийного падения
давления масла. Она загорается по достижении давления в
системе 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см2).
Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный
канал головки блока цилиндров.
Масляный насос односекционный, шестеренчатого типа
установлен внутри масляного картера и приводится от
промежуточного вала парой винтовых шестерен. Корпус насоса и
приемный патрубок изготовлены из алюминиевого сплава,
перегородка — из чугуна, шестерни — из металлокерамики.
Для охлаждения масла в систему включен масляный радиатор с
предохранительным клапаном, а для очистки масла служит
полнопоточный масляный фильтр.