5.4. Проверка компрессии в цилиндрах
Компрессия (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах —
важнейший показатель для диагностики состояния двигателя без
его разборки. По среднему значению компрессии и по разнице
значений в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью
точности определить степень общего износа деталей
шатунно-поршневой группы двигателя, выявить неисправности
этой группы и деталей клапанного механизма.
Проверяют компрессию специальным прибором, компрессометром,
который в настоящее время можно свободно приобрести в
крупных магазинах автозапчастей.
Примечание
Так выглядит компрессометр, использованный
для иллюстрирования данной книги. Существуют
варианты компрессометров, у которых вместо
резьбового штуцера для вворачивания вместо свечи
зажигания установлен резиновый наконечник. Такие
компрессометры при проверке компрессии просто
сильно прижимают к свечному отверстию.
|
Предупреждение
Важными условиями правильности показаний при
проверке компрессии являются исправность
стартера и его электрических цепей, а также
полная заряженность аккумуляторной батареи.
|
Вам потребуется торцовый ключ «на 21» для выворачивания
свечей зажигания.
1. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
2. Остановите двигатель, отсоедините колодку жгута
низковольтных проводов от модуля зажигания.
Предупреждение
Проворачивание двигателя стартером при
отсоединенных наконечниках высоковольтных
проводов и неотключенном модуле зажигания может
привести к пробою его высоковольтной цепи.
|
3. Выверните все свечи (см. «Замена
и обслуживание свечей зажигания»).
4. Отключите топливный насос, сняв колодку проводов с
выводов реле топливного насоса.
5. Вверните компрессометр в свечное отверстие проверяемого
цилиндра.
6. Нажмите на педаль акселератора до упора, чтобы полностью
открыть дроссельную заслонку.
7. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал
двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет
увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам
сжатия.
8. Записав показания компрессометра, установите его стрелку
на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха.
Примечание
У компрессометров иной конструкции показания
могут сбрасываться другими способами (в
соответствии с инструкцией к прибору).
|
9. Повторите эти операции для остальных цилиндров. Давление
должно быть не ниже 660 кПа (6,65 кгс/см2)
и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 98
кПа (1 кгс/см2). Пониженная
компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в
результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения
прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания
поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах
указывает на износ поршневых колец.
10. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в
цилиндр с пониженной компрессией около 20 см3 чистого
моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания
компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность
поршневых колец. Если компрессия осталась неизменной, то это
указывает на неплотное прилегание тарелок клапанов к их
седлам или на повреждение прокладки головки блока цилиндров.
Полезный совет
Причину недостаточной компрессии можно
выяснить, подав сжатый воздух в цилиндр, в
котором поршень предварительно установлен в ВМТ
такта сжатия. Для этого снимите с компрессометра
наконечник и присоедините к нему шланг
компрессора. Вставьте наконечник в свечное
отверстие и подайте в цилиндр воздух под
давлением 200–300 кПа. Для того чтобы коленчатый
вал двигателя не провернулся, включите высшую
передачу и затормозите автомобиль стояночным
тормозом. Выход (утечка) воздуха через
дроссельный узел свидетельствует о
негерметичности впускного клапана, а через
глушитель — о негерметичности выпускного. При
повреждении прокладки головки блока цилиндров
воздух будет выходить через горловину
расширительного бачка в виде пузырей или в
соседний цилиндр, что обнаруживается по
характерному шипящему звуку. При выработке
компрессионных колец воздух будет выходить через
масляный щуп.
|