Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 599

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  597  598  599  600   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 599

 

 

Глава 4.  Шасси, основные принципы. 

4.01. Система «водитель-автомобиль-дорога». 

 

Внешние 

воздействия 

 

Рисунок 4.1 

 

4.02. Понятие шасси. 

Под  термином  шасси  понимают  совокупность  определенных  механизмов, 

узлов и деталей автомобиля. В состав шасси входят: рама (если есть), подвеска, 
колеса  и шины,  система  рулевого  управления  и  тормозная  система. Рама  может 
отсутствовать или быть интегрирована в кузов. К шасси присоединяют двигатель 
и  трансмиссию.  Сверху  к  шасси  присоединяют  кузов.  Шасси  с  присоединенной 

трансмиссией показано на рисунке. 

4.03. Подрессоренная и неподрессоренная массы, 
колебательная модель. 

 

Дорожные 

факторы 

 
Автомобиль 

 

Воздействи

е на органы 
управления 

Води-

тель 

 

Реальное 

направление 

движения: 

результат 

чувствительно

сти 

автомобиля к 

управляющим  

и другим 

воздействиям 

Задан
ное 
напра
влени
е 
движе
ния 

 

 

32

Подрессоренная  
масса 

Неподрессоренная 
масса 

Представим автомобиль, как набор грузов, связанных друг с другом 
пружинами.  Тогда  колеса,  шины,  ступицы  колес,  тормозные 
механизмы,  часть  силовой  передачи  и  часть  элементов  подвески - 
то есть все, что связано с колесом - будут «подпружинены» только 
за счет упругих свойств пневматической шины и заключенного в ней 
сжатого воздуха.   
 
 

 

Лучше 

Хуже 

Когда 

колесо 

наезжает  на  неровность, 
оно  поднимается  вверх  и 
пытается  передать  усилие 
на  кузов,  действуя  через 
упругий  элемент.  Насколько 
кузов  «почувствует»  это 
усилие,  будет  зависеть  от 
того, 

насколько 

кузов 

тяжелее колеса и всего, что 
соединено 

с 

колесом, 

другими  словами – от 

соотношения 

подрессоренных 

и 

неподрессоренных масс. 

Низкая частота и малая 

амплитуда вибраций 

Высокая частота и большая 

амплитуда вибраций 

Рисунок 4.2

 

Чем  тяжелее  кузов  относительно  колеса,  тем  быстрее  колесо  возвращается  на 
место  постоянного  контакта  после  того,  как  оторвется  от  дороги  при  наезде  на 
неровность. 
  

Именно поэтому, одной из основных задач при разработке шасси является 

уменьшение неподрессоренной массы автомобиля. Достигается это применением 
легких  сплавов  при  изготовлении  элементов  подвески – например,  используют 
рычаги  из  кованного  алюминия,  а  также  использованием  колесных  дисков  из 
легкосплавных  материалов,  использованием  облегченных  шин.  Немаловажным 
шагом  на  пути  снижения  неподрессоренных  масс  стал  переход  от  зависимых 
подвесок  к  независимым,  а  также  применение  дисковых  тормозов  вместо 
барабанных. 
 
 
 
 
 
 
 

 

33

4.04. Степени свободы автомобиля. 

Пневматические шины и подвеска обеспечивает различные степени свободы 
автомобиля: вертикальные колебания, 
крен, галопирование. 
 
 

галопирование 

 
 
 
 
 
 
 

крен 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

4.05. Управление, управляемость и устойчивость. 

Управление, управляемость и устойчивость – разные по сути параметры, каждый 
из которых зависит от конструкции шасси. 
 

 

 
Через  систему  управления  водитель 
задает 

перемещение 

автомобиля 

и 

получает 

обратную 

связь. 

Система 

управления 

выполняет 

команды 

водителя, 

который 

«говорит» 

автомобилю, куда ехать. 

 

 

 

 

   

 

 

 

34

 

 

 

 
Устойчивость – свойство  автомобиля 
сохранять  контакт  с  дорогой,  особенно 
при 

прохождении 

поворотов. 

Устойчивость  определяется  сцепными 
свойствами  шин  и  качеством  дорожного 
покрытия. 

 

 

 

 
Управляемость  определяет,  как  поведет 
себя  автомобиль  под  действием  сил  в 
повороте.  Управляемость  зависит  от 
многих факторов: 
конструкции 

подвески 

наличия 

стабилизаторов  поперечной  устойчивости 
распределения 

веса 

в 

автомобиле 

конструкции  шин  и  давления  в  них  типа 
трансмиссии и т.д. 
 

 

4.06. Шумы и вибрации шасси. 

Другой  важной  задачей,  стоящей  перед 
автомобильными 

инженерами, 

является 

необходимость  отфильтровать  дорожный  шум 
и вибрации прежде, чем они достигнут салона и 
непосредственно пассажиров. 
При  движении  по  неровной  дороге  колесо 
воспринимает  все  толчки  и  удары  от  покрытия 
и  передает  эти  удары  назад - в  направлении, 
противоположном  движению – на  кузов, 
создавая  вибрацию  всего  автомобиля.  Чтобы 

уменьшить  данный  эффект,  крепления  современных  подвесок  к  кузову 
разрабатываются так, чтобы колесо могло перемещаться вперед-назад. При этом 
на кузов передается только часть ударов и толчков от дороги. 

Втулка продольного 
рычага подвески 

Однако,  не  стоит  забывать,  что  подвеска  имеет  вертикальный  «ход»,  причем 
иногда довольно значительный. Таким образом, колесо перемещается в четырех 
направлениях: вверх, вниз, вперед, назад.  
При этом еще надо обеспечить прямолинейное движение колеса, которое должно 
четко контролироваться.

  

Отсюда  можно  сформулировать  требования,  предъявляемые  к  конструкции 
подвески:  обеспечить  достаточную  свободу  колес  и  одновременно  точный 
контроль над их перемещениями. 
Одновременное  соблюдение  всех  названных  условий  определяет  устойчивость 
автомобиля. 
 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  597  598  599  600   ..