шающим фактором нередко выступает именно микросреда,
углубленное изучение ее роли в опосредовании целенаправ-
ленных воздействий макросреды на формирование личнос-
ти приобретает особое значение. В круг социологических
проблем борьбы с преступностью как социальным явлени-
ем должны все шире включаться вопросы семейного воспи-
тания, обеспечения индивидуального подхода к воспитанию
детей и подростков в дошкольных учреждениях и школах,
повышения уровня психологической подготовки лиц, выпол-
няющих воспитательные функции, создания необходимого
психологического климата в трудовых коллективах, обще-
ственных формированиях граждан, группах межличностно-
го общения. Последнее тесно связано с проблемами группо-
вой преступности, ибо наличие общего антиобщественного
интереса у членов конкретной малой группы ведет к консо-
лидации этой группы и к групповым антиобщественным
действиям.
III. В криминологическом плане основной задачей долж-
но быть изучение преступности, ее сущности и форм прояв-
ления, причин, ее порождающих, и разработка, осуществле-
ние таких мер, которые способствовали бы устранению
этих причин из социальной действительности, дефектов в
формировании личности. Применительно к групповой пре-
ступности такие меры должны, в частности, включать:
а) своевременное выявление просоциальных групп несо-
вершеннолетних, в которых вызревают асоциальные на-
строения, а также асоциальных и антисоциальных групп;
б) расслоение этих групп, привнесение в их деятель-
ность определенных социально значимых интересов, отве-
чающих наклонностям и влечениям членов этих групп;
в) изоляцию от таких групп лиц с антисоциальной на-
правленностью деятельности (особенно тех, которые стар-
ше остальных участников групп по возрасту, в прошлом
судились или привлекались к ответственности) и, если не-
обходимо, продуманную дискредитацию их действий в гла-
зах других участников группы;
г) своевременное выявление групп, формирующихся по
месту работы в целях расхищения социалистической собст-
венности;
д) изучение механизмов взаимодействия лиц, совершаю-
щих преступления в соучастии, способов организации пре-
ступной деятельности, склонения к ней, выявления типовых
особенностей отдельных видов соучастников;
е) выявление распространенности, динамики и общест-
венной опасности отдельных совместных деяний и на этой
основе разработку предложений по их криминализации
или декриминализации.