2. Социальные психологи выделяют обычно два вида ре-
ферентных групп: а) компаративные (группы сравнения),
с которыми индивид соотносит свои оценки себя и других;
б) нормативные, служащие источником норм и ценностей
индивида [172, 127}. Естественно, что применительно к про-
тивоправному поведению особый интерес представляют так
называемые нормативные референтные группы.
В жизни сравнительно нередки случаи, когда тот или
иной индивид недоволен своим положением в группе непо-
средственного основного общения. В этом случае возникает
межличностная несбалансированность, которая неизбежно
ведет к несбалансированности внутриличностной. Для того
чтобы обрести устойчивость, внутреннюю удовлетворен-
ность, личность будет стремиться к таким межличностным
отношениям, в которых этот отрицательный для нее элемент
будет отсутствовать. В этих условиях она, как подчеркива-
ет Н. С. Петрова, может воспринимать какую-либо другую
группу как группу возможно более благоприятного обще-
ния. Однако каждая такая группа всегда имеет одну или
несколько норм (ценностей, вокруг которых, собственно, и
происходит объединение ее членов. И индивид, стремящий-
ся к членству в такой значимой для него группе, неизбежно
должен интериоризовать ее нормы, превратить их в свои
[172,127].
Поэтому определить референтную группу того или иного
лица - значит <установить существенную социальную ха-
рактеристику его личности> [249, 775] .
3. И в социально-психологической, и в криминологичес-
кой литературе уже не раз отмечалось негативное значение
второгодничества как фактора, приводящего к правонару-
шениям несовершеннолетних. В нашей выборке, охватившей
600 несовершеннолетних, второгодники составили 52 %.
При этом 31,9% из них оставались на второй год два и бо-
лее раза.
Как показало обобщение ответов, полученных на специ-
ально поставленные в анкетах вопросы, механизм влияния
второгодничества на антиобщественное поведение подрост-
ков прежде всего был связан с их неудовлетворенностью
своим социальным статусом в новых для них группах непо-
средственного общения, с распадом прежних межличност-
ных контактов. Лишь 7 % подростков-второгодников, судя
по их словам, влились в коллектив нового для них класса.
Еще 4 % сохранили стойкие межличностные контакты со
своими бывшими соучениками, основанные на общности их
внешкольных интересов (авиамоделирование, фотография).
Остальные же либо примкнули к межклассной группе шко-
льных нарушителей (19 %), либо идентифицировали себя с
группами подростков по месту жительства, стремясь здесь
повысить свой социальный статус.
<Подростки, оставшиеся на второй год,- справедливо