ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕПИ ТЕПЛОВОЗОВ 3ТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, 2ТЭП60

 

  Главная      Книги - Тепловозы     Электрические схемы тепловозов 3ТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, 2ТЭП60 (Вилькевич Б.И.) 3-е издание - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

Глава 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕПИ ТЕПЛОВОЗОВ 3ТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л, 2ТЭП60

 

 

29 Цепи управления муфтой включения вентилятора и жалюзи холодильника

 

 

Тепловозы ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л. Привод к вентилятору холодильника осуществлен через гидромуфту переменного наполнения, автоматически регулирующую частоту вращения в зависимости от температуры воды и масла в системе дизеля. Предусмотрена возможность увеличения частоты вращения вентиляторного колеса до номинальной за счет ручного управления через вентиль ВП2. Включение и выключение жалюзи холодильника (верхних, водяных и масляных) может производиться с помощью вентилей ВП3—ВП5 как автоматически при достижении заданной температуры, так и вручную дистанционным путем (рис. 126).

Цепи управления холодильником получают питание от плюсовых зажимов 1/1—4 через автомат «Жалюзи» и контакты реверсивной рукоятки контроллера (на тепловозах 3ТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В) или контакты замкового ключа К3 (на тепловозах 2ТЭ10Л). При включении тумблера ТХ (42) в положение «Ручное управ-ление» с помощью тумблеров «Вентилятор холодильника», «Жалюзи воды и верхние», «Жалюзи верхние», «Жалюзи масла и верхние» имеется возможность вручную управлять вентилятором холодильника, включая вентиль ВП2, и жалюзи холодильника с помощью вентилей ВП3—ВП5. При включении тумблера ТХ (42) в положение «Автоматическое управление» разрывается цепь на перечисленные выше тумблеры и напряжение подводится к микропереключателям ВКВ и ВКМ. Когда температура воды в системе дизеля достигнет 73±2°С, терморегулятор в водяной системе включит микропереключатель ВКВ, через который включатся вентили ВПЗ и ВП4 управления верхними жалюзи и жалюзи охлаждения воды. Как только температура масла достигнет указанного значения, терморегулятор в масляной системе, включив микропереключатель ВКМ, замкнет цепи на катушки вентилей ВП4 и ВП5. Вентиль ВП5 откроет жалюзи охлаждения масла, и если к этому моменту вентиль ВП4 не был включен в результате регулирования температуры воды, то он включится, открыв верхние жалюзи. При снижении температуры воды и масла ниже 70±2°С

терморегуляторы через микропереключатели ВКВ, ВКМ отключат вентили ВП3—ВП5, закрывая жалюзи.

 

 

 

 

Рис. 126. Принципиально-монтажная электрическая схема управления муфтой включения вентилятора и жалюзи холодильника тепловозов 3ТЭ10М и 2ТЭ10М

 

 

Рис. 127. Принципиально-монтажная электрическая схема включения электроманометров и электротермометров на крайних секциях тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М

 

 

Рис. 128. Принципиально-монтажная электрическая схема включения электроманометров и электротермометров на средней секции тепловозов ЗТЭ10М

 

 

Рис. 129. Схема работы указателя повреждений

 

 

 


Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60. Вентиляторы холодильника имеют гидростатический привод и самостоятельную систему автоматического управления. Жалюзи холодильника управляются электропневматическими вентилями ВЖ1 и ВЖ2, которые могут включаться и выключаться как вручную через тумблеры, так и автоматически с помощью температурных реле (см. рис. 5).

Изменение режима управления жалюзи осуществляется при помощи тумблера, который имеет два положения: «Автоматическое управление» и «Ручное управление». При первом положении в цепи катушек вентилей ВЖ1 и ВЖ2 соответственно включены замыкающие контакты реле

РТ620 и РТ70°. При втором положении в цепи катушек вентилей включены тумблеры «Жалюзи масла» и «Жалюзи воды».


30. Цепи электроманометров и электротермометров, указатель повреждений и цепь электродвигателя маслопрокачивающего насоса

 

Цепи электроманометров и электротермометров. На тепловозах для дистанционного измерения давления и температуры применяются электроманометры ЭДМУ-6 на 600 кПа (6 кгс/см2) и ЭДМУ-15ш на 1500 кПа (15 кгс/см2), а также электротермометры ТП-2, состоящие из указателя ТУЭ-8А и полупроводникового приемника ПП-2. Рабочее напряжение питания 27 В±10%.

На тепловозах 3ТЭ10М, 2Т310М, 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л, а также на тепловозах ТЭП60 № 156, 157 и с № 167 питание приборов осуществляется полным напряжением вспомогательного генератора через резисторы в плюсовой и минусовой цепях (рис.127 и 128). На средней секции тепловоза ЗТЭ10М при сочленении трех секций тумблеры ПТМ, ПТ В на среднем пульте должны находиться в положении «Откл.», тумблер ПКР на крайних ВВК во включенном положении «Работа III секции». При сочленении крайних секций ПКР выключить.


Указатель повреждений. На тепловозах 2ТЭ10Л № 3043, 2Т310В №4059 и с № 4227, а также на всех тепловозах 3T310M и 2ТЭ10М для проверки состояния электрических цепей

устанавливаются указатели повреждений. Основной узел указателя повреждений — прибор УП (рис. 129), реагирующий на изменение тока. Он подключен к контролируемым цепям через резисторы с большим сопротивлением R1—R10, один конец которых подсоединен к участкам контролируемых цепей, а другой через общий провод — к указательному прибору. Число резисторов зависит от числа контролируемых участков. Значение тока, протекающего через прибор, зависит от числа параллельно включенных резисторов, а это определяется местом нарушения контакта.

На тепловозах в качестве указательного прибора использован прибор типа М4200 с максимальным током 5 мА. Поэтому суммарное сопротивление всех параллельно включенных резисторов должно быть

 

 

 

Значение сопротивления каждого резистора зависит от числа участков контролируемой цепи. При восьми контролируемых участках в каждой цепи сопротивление резисторов будет 120 кОм. Следует отметить, что сопротивление резисторов, как и в рассмотренном примере, должно быть большим, чтобы исключить включение аппаратов при нарушении основной цепи или не позволить остаться им включенными после размыкания контактов в цепи их катушек.
 


Рассмотрим действие указателя повреждений на примере цепи катушек контакторов пуска дизеля, представленной принципиальной схемой (см. рис. 129). Если в этой цепи ни один из контактов К6—К10 не нарушен, то катушки контакторов пуска дизеля получат питание и через все параллельно включенные резисторы R6—R10 к прибору будет подходить максимальный ток. Этот ток отклонит стрелку прибора в крайнее правое положение, которое должно быть обозначено индексом, свидетельствующим о включении пусковых контакторов. Если нарушен контакт К6, то, естественно, к катушкам контакторов пуска дизеля ток не будет поступать.

 

Не получит при этом питания и прибор УП и его стрелка будет находиться в крайнем левом положении. Это положение должно быть обозначено индексом, свидетельствующим о нарушении контакта К6. Если же будет нарушен промежуточный контакт (например, К8), то к прибору будет поступать ток через резисторы R6 и R7, отклоняя стрелку прибора в положение, которое должно быть обозначено индексом, свидетельствующим о нарушении контакта К8.

Указатель повреждений с рассмотренной схемой может быть использован для контроля нескольких цепей.

 

Для этого в цепи резисторов предусмотрен переключатель, который автоматически или неавтоматически переключает прибор с одной цепи на другую (см. контакт реле РУ9 на рис. 129). В этом случае шкала прибора имеет деления для нескольких цепей.

На тепловозах перечисленных выше серий указатель повреждений контролирует цепи включения пусковых контакторов (режим пуска дизеля) и контакторов силовой тяговой цепи, возбуждения генератора и возбудителя (режим движения). В режиме пуска дизеля тепловозов 3T310M, 2ТЭ10М и 2ТЭ10В контролируемыми участками цепи являются (см. рис.
1 и 130) главный контакт контактора КТН, контакты кнопки ПД1 (зажим 2/7), замыкающий контакт реле РУ6, замыкающий контакт реле РВ1 с выдержкой времени, замыкающий вспомогательный контакт контактора КМН, контакт 105 валопово-ротного механизма, замыкающий вспомогательный контакт контактора Д3. В режиме движения контролируемыми участками цепи для этих тепловозов являются вспомогатель-ные контакты реверсора ПР, вспомогательные контакты контакторов Д1, Д2, контакты блокировок дверей аппаратных камер БД1—БД4, размыкающий контакт реле заземления РЗ, замыкающий вспомогательный контакт контактора КВ, контакт реле РДВ, замыкающие вспомогательные контакты контакторов П1—П6, замыкающие контакты реле РУ2. Контроль с цепи пуска дизеля на режим движения переключается размыкающим контактом реле РУ9, который выключается после пуска дизеля. Контроль с одной секции тепловоза 2ТЭ10В на другую переключается

тумблером Т23. На тепловозах 3ТЭ10М контроль цепей первой секции осуществляется при включении тумблера ТУ1; для включения контроля цепей второй или третьей секции тумблер ТУ2, ТУЗ должен быть установлен в соответствующее положение.

 

 

Рис. 130. Принципиально-монтажная электрическая схема указателя повреждений на тепло возах 3ТЭ10М и 2ТЭ10М



На панели резисторов БР смонтировано 16 резисторов R1—R16, из которых резисторы R7 и R8 являются как бы базовыми для двух контролируемых цепей, причем их сопротивление подобрано так, чтобы стрелка прибора находилась в крайнем левом положении.

 

 

Цепь электродвигателя маслопрокачивающего насоса. Для прокачки масла в системе дизеля перед пуском на тепловозах ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л используется маслопрокачивающий насос с электродвигателем МН (см. рис. 1 и 4). Для этой же цели на тепловозах ТЭП60 используется насос с электродвигателем ЭНМ (см. рис. 5). Включение этих электродвигателей осуществляется контактором КМН.

Для прокачки масла после ремонта предусмотрена возможность включения контактора КМН тумблером «Маслопрокачивающий насос». При этом катушка контактора КМН получает питание от плюсовых зажимов 1/1—4 через автомат «Работа дизеля» (на тепловозах 3T310M и 2ТЭ10М) или «Управление дизелем» (на тепловозах 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л) и замыкающий контакт тумблера «Маслопрокачивающий насос». Размыкающий контакт этого тумблера в цепи тягового электромагнита ЭТ исключает возможность пуска дизеля при включении тумблера.

На тепловозах Т3П60 катушка контактора КМН получает питание от плюсовых зажимов 7/1—5 через автомат АВ5 «Жалюзи» и тумблер ТбЗ «КМН».

 

 

 

Цепи электродвигателей вентиляторов кузова, кабины, калорифера и управления системой сушки сжатого воздуха

Цепи электродвигателей вентиляторов кузова» кабины и калорифера. Тепловозы ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В.

 

На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М электродвигатель ВК вентилятора кузова включается автоматом А9 «Вентилятор кузова». При этом ток течет от зажимов 1/1—4 через автомат А9, обмотки электродвигателя и далее иа минусовые зажимы (рис. 131). На тепловозах 2ТЭ10В применяются два вентилятора кузова, при этом их электродвигатели ВК1 и ВК2 также включаются автоматом А9 «Вентиляторы кузова». На тепловозах 3T310M, 2ТЭ10М, а также на тепловозах 2ТЭ10В, выпускаемых с 1980 г., электродвигатель МК калорифера включается контактором КМК через автомат А14 «Калорифер». При этом включение может производиться как автоматически, так и неавтоматиче-ски. Для автоматического включения тумблер Т26 (Т1)* должен быть установлен в положение «Автоматическое управление».

 

*В скобках указано для тепловозов 2ТЭ10В.

 

 Тогда при достижении в кабине определенной температуры датчик температуры ДТ типа ДТКБ-53 включит контактор КМК и через него электродвигатель МК калорифера. При положении тумблера Т26 (Т1) «Ручное управление» и включении автомата А14 «Калорифер» включаются контактор КМК и электродвигатель МК калорифера.

 

Вентиляторы кабины машиниста (антиобледенители) с электродвигателями на тепловозах 3T310M, 2Т310М и 2ТЭ10В не устанавливаются.
 

 

Тепловозы 2ТЭ10Л. Электродвигатели ВК1, ВК2 вентиляторов кузова получают питание от зажимов 1/1—4 через автомат 46 «Вентиляторы кузова».

 


По два вентилятора кузова устанавливаются на тепловозах 2ТЭ10Л, выпускаемых с 1973 г.

 

 

 

 

Рис. 131. Принципиально-монтажная электрическая схема включения электродвигателей топливоподкачиваюшего насоса, вентилятора кузова, калорифера, системы осушки сжатого воздуха, вентиля отпуска тормозов и вольтметра для контроля напряжения и состояния изоляции в цепях управления тепловозов ЗТЭ10М и 2ТЭ10М

 

 

 

К электродвигателю МК калорифера напряжение подводится от зажимов 7/1—2 через автомат 46 «Калорифер».

К электродвигателям В1, В2 вентиляторов кабины (антиобледенителей) напряжение подводится от зажимов 1/1—4 через автомат 45, резисторы СВ и тумблеры 42.

Тепловозы ТЭП60. К электродвигателю ЭВ1 вентилятора кузова напряжение подводится (см. рис. 5) от зажимов питания 7/1—5 через автомат АВ11 «Вентилятор кузова», расположенный на стенке аппаратной камеры. Электродвигатели ЭВ2, ЭВЗ вентиляторов обеих кабин получают питание от тех же выводов через резисторы СЭВ1 (в первой кабине) и СЭВ2 (во второй кабине) и автоматы АВ10 «Вентиляторы кабины», общие на два двигателя каждой кабины. От этих же зажимов напряжение подводится к электродвигателям ЭКФ вен-тиляторов калориферов обеих кабин через автоматы АВ9 «Электродвигатель калорифера», расположенные на пультах помощника машиниста.


Цепь управления системой осушки сжатого воздуха. Система осушки сжатого воздуха, поступающего в питательную магистраль тепловозов 3ТЭ10М и 2ТЭ10М, управляется при помощи электропневматических вентилей ВПП и ВП12 типа ВВ-32.

Переключателем ТО типа П2Т-1 поочередно включаются вентили ВПП «Правый адсорбер» или ВП12 «Левый адсорбер» и тем самым поочередно переключаются адсорберы в режим осушки или регенерации.

 

 

 

32. Цепи освещения

 

Тепловозы ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В. Цепи освещения тепловозов 3ТЭ10М и 2ТЭ10М представлены на рис. 3. Для тепловозов 2ТЭ10В эти цепи в основном аналогичны, за исключением специально оговоренных ниже отличий.

Лампа прожектора Лn типа ПЖ50-500-1 (50 В, 500 Вт) получаение от зажимов 1/1—4 через автомат А8 «Светосигнальные приборы», расположенный на стенке правой аппаратной камеры, и резистор СПр. При включении тумблера Т13 «Прожектор тусклый», расположенного на пульте управления, лампа прожектора получает питание через резистор СПр и горит тусклым светом; при включении тумблера Т12 «Прожектор яркий» часть резистора шунтируется и лампа горит с полным накалом.

 

Лампы буферных прожекторов тепловозов 2ТЭ10В получают напряжение от тех же зажимов 1/1—4 и через тот же автомат А8 «Светосигнальные приборы». На переднем и заднем буферных брусьях установлено по два буферных прожектора 10. В каждом из прожекторов смонтировано по два патрона 9 с электролампами 8 типа Ж80-60 (80 В, 60 Вт), одна из которых имеет белую, а другая красную линзы. Включение ламп осуществляется тумблерами Т2—Т5, расположенными на пульте машини-ста. Эти тумблеры имеют по три положения: «Выключено», «Белый свет», «Красный свет». На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М буферные прожекторы имеют такое же устройство и схему включения ламп; на схемах этих тепловозов буферные прожекторы, патроны и лампы обозначены
1ЛБ—4ЛБ, 1ЛК—4ЛК.

На тепловозах 2ТЭ10В от зажимов 1/1—4 через автомат А8 «Светосигнальные приборы» и тумблер Т16 «Подкузовное освещение», расположенный на стенке правой аппаратрой камеры, получают питание четыре светильника 11 типа СЖ-1 с лампами 8 типа Ж80-(60, а также две розетки РЭ3 и РЭ4 подкузовного осве-щения (правая и левая). На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М подкузовные светильники имеют такое же устройство и схему включения ламп. На схемах этих тепловозов светильники, патроны и лампы обозначены Л9— Л12. На тепловозах 2ТЭ10В от зажимов 11/1—2, через автомат А14 «Калорифер» напряжение подводится к розеткам РЭ1, РЭ2. На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М напряжение к этим розеткам подводится от зажимов 1/1—4 через автомат А6 «Жалюзи».

Ряд цепей освещения получает питание непосредственно от аккумуляторной батареи так, что эти цепи могут быть включены даже при выключенном рубильнике батареи ВБ. Защитой в этих цепях служат автоматы А12 «Общий плюс» и A11 «Общий минус», расположенные на стенке правой аппаратной камеры.

На тепловозах 2ТЭ10В в эти цепи включены:

7 ламп освещения пульта управления 28 типа РН110-8 (ИОВ, 8 Вт) со штифтовыми патронами 2Ш15-250ПНКВ-1*;
одна лампа 28 освещения скоростемера со светильником 7 типа УФО-4*;
одна лампа 28 со светильником 27 зеленого света типа С3СЛ-60;
одна лампа 28 со штифтовым патроном 29 для освещения держателя расписания с включением тумблером


* В цепи этих ламп включен расположенный на пульте управления реостат РО типа П90 для изменения яркости освещения. Предусмотрена возможность переключения этих ламп на цепь светильника 27 зеленого света при помощи переключателя Т6 «Освещение пульта управления» типа П2Т-1, расположенного на пульте управления.

 

 

Т22 «Освещение держателя расписания»;

11 ламп 8 в светильниках 16 типа У70.10.048 освещения дизельного помещения, включаемые тумблером Т20 «Освещение дизельного помещения», расположенным на стенке правой аппаратной камеры;

2 лампы 8 в светильниках 16 освещения шахты холодильника с включением тумблера Т21 «Освещение холодильной камеры»;

4 лампы 5 типа Ц127-25-1 (127 В; 25 Вт; цоколь B22d/25) освещения номера тепловоза, включаемые тумблером Т18 «Световой номер», который расположен на стенке правой аппаратной камеры;

2 лампы 8 в светильниках 16 освещения кабины с возможностью переключения этих ламп для изменения яркости при помощи переключателя Т14 «Освещение кабины» типа П2Т-1 (расположенного на пульте управления) с последовательного на параллельное соединение;

2 лампы 8 освещения аппаратных камер с включением тумблера Т19 «Освещение камер» на стенке правой аппаратной камеры;

3 розетки РЭ5, РЭ6 и РЭ7.

На тепловозах ЗТЭ10М и 2ТЭ10М в эти цепи включены:

9 ламп освещения пульта управления Л1—Л8, JI20 типа РН60-4,8 (60 В; 4,8 Вт, цоколь Bl5d/18), включенные через резисторы CО1—СО9*;

 

 
* В цепи этих ламп включен расположенный на пульте управления реостат Р01 типа П90 для изменения яркости освещения. При помощи переключателя Тб «Освещение пульта управления» имеется возможность переключения этих ламп и а цепь светильника С1 зеленого света.

 

 

одна лампа Л13 со штифтовым патроном для освещения держателя расписания с включением через резистор СО10 тумблером Т22 «Освещение держателя расписания»;

одна лампа Л21 освещения скоростемера со светильником типа УФО-4, включаемая через резистор СО11;

одна лампа Л22 освещения столика помощника машиниста, включаемая через резистор С012 тумблером Т24;

одна лампа С1 со светильником зеленого света типа C3CЛ-60, включаемая через резистор СО/3 тумблером Т25;

11 ламп С4—С14 типа Ж80-60 дизельного помещения в светильниках типа У70.10.048, включаемых тумблером Т20 «Освещение дизельного помещения» на стенке правой аппаратной камеры;

 

2 лампы С15, CI6 типа Ж80-60 в светильниках такого же типа для освещения шахты холодильника с включением тумблером Т21 «Освещение холодильной камеры»;

4 лампы Л16—Л19 типа Ц127-25-1 (127 В; 25 Вт, цоколь B22d/25) освещения номера тепловоза, включаемые тумблером Т18 («Световой номер» расположен на стенке правой аппа-ратной камеры) ;

2 лампы С2, С3 в светильниках У70.10.048 освещения кабины с возможностью переключения этих ламп для изменения яркости с последовательного на параллельное соединение при помощи переключателя Т14 «Освещение кабины» типа П2Т-1 (расположен на пульте управления);

2 лампы Л14, Л15 типа Ж80-60 освещения аппаратных камер с включением тумблером Т19 «Освещение

камер» на стенке правой аппаратной камеры;

3 розетки РЭ5, РЭ6, РЭ7.

На тепловозе имеется переносный светильник типа СПР-1240 с лампой Ж80-60, со штепселем ШУ-5А и проводом ШРПЛ 2X1.

Тепловозы 2ТЭ10Л. К лампе прожектора 14 типа ПЖ-23 (500 Вт, 50В) напряжение подводится от зажимов 1/1—4 через автомат 45 «Светосигнальные приборы» и резистор СПр (автомат расположен на стенке правой аппаратной камеры).

При включении тумблера 42 «Прожектор тусклый» напряжение к лампе прожектора подводится через резистор СПр и лампа горит тусклым светом. Когда включается тумблер 42 «Прожектор яркий», шунтируется часть резистора и лампа горит с полным накалом. От тех же зажимов 1/1—4, через тот же автомат 45 «Све-тосигнальные приборы» получают питание лампы буферных прожекторов. На переднем буферном брусе установлены два буферных прожектора 10 типа ПБС-24 с лампами 8 типа Ж 80-60 (80 В, 60 Вт) и два сигнальных светильника 19 типа СМ-4 с лампами 6 типа СМ26-25 (26 В, 25 Вт) и с красными линзами. На заднем буферном брусе установлены четыре сигнальных светильника 19 с лампами 6, из них два с красными и два с белыми линзами. В цепи ламп 6 сигнальных светильников включены резисторы СС1 и СС2. Лампы включаются четырьмя тумблерами 43, расположенными на пульте управления. Эти тумблеры имеют три положения: «Выключено», «Белый свет», «Красный свет».

 

 

От зажимов 1/1—4 через автомат 46 «Вентиляторы кабины» и тумблер 42 «Освещение приборов», расположенные на пульте машиниста, получают питание установленные на пульте или около него для освещения приборов четыре лампы 28 типа PH 110-8 (или на более старых тепловозах СЦ21) со штифтовыми патронами 29 типа 2Ш15-250ПНКв, лампа 28 в светильнике освещения скоростемера 30 типа УФО-4 и лампа 28 в светильнике зеленого света 27 типа СЗСЛ-60. В этой цепи включен регулировочный реостат РО типа П-90, с помощью которого можно изменять яркость освещения приборов.

Остальные цепи освещения тепловоза получают питание непосредственно от аккумуляторной батареи так, что они могут быть включены даже при выключенном рубильнике батареи ВБ. В этих цепях включены автоматы 46 «Общий плюс» и «Общий минус», расположенные на стенке правой аппаратной камеры. В эти цепи включены:

2 лампы 8 освещения кабины, включаемые тумблером 42 на стенке кабины;

одна лампа 28 освещения держателя расписания, включаемая тумблером 42;

2 лампы 8 освещения аппаратных камер, включаемых тумблером 42 на стенке правой камеры;

11 ламп 8 в светильниках 16 типа У70.10.048 освещения дизельного помещения, включаемые тумблером 42 «Освещение дизельного помещения» на стенке правой аппаратной камеры;

4 лампы 5 типа Ц127-25-1 бокового освещения номера тепловоза, включаемые тумблером 42 «Световой но-мер», который расположен на стенке правой аппаратной камеры;

2 лампы 8 в светильнике 16 освещения холодильной камеры, включаемые тумблером 42 «Освещение холодильной камеры», расположенным на клеммной коробке холодильника;
3 розетки 13.

На тепловозе используется переносный светильник 25 типа СПР-1240 с лампой 8, со штепселем ШУ-5А и проводом ШРПЛ 2X1-


Тепловозы ТЭП80. Лампы прожекторов Лn типа ПЖ50-500 (50 В, 500 Вт) обеих кабин получают напряжение через резистор СПр от зажимов питания 13/14—16 соответствующих пультов (см. рис. 6). Для включения прожекторов на пультах управления в передней и задней кабинах имеются автоматы АВ21 «Прожектор тусклый» и АВ22 «Прожектор яркий». Пр и включении автомата АВ21 «Прожектор тусклый» лампа прожектора получает питание через резистор СПр и горит тусклым светом; при включении автомата АВ22 «Прожектор яркий» часть резистора шунтируется и лампа горит с полным накалом.

От тех же зажимов питания на каждом пульте при включении тумблеров Т623 «Освещение скоростемера и пюпитра», расположенных на каждом пульте управления, включаются лампы Л30, Л31 типа ТН28-5 в светильниках КЛСТ-64 освещения скоростемера и пюпитра. Так как лампы ТН28-5 рассчитаны на напряжение 28 В, минусовая часть цепи соединена на зажимы 13/11—12 с напряжением 50 В и, таким образом, к лампам подводится напряжение, близкое к номинальному.

Лампы Л38 типа РНбО-4,8 (60 В; 4,8 Вт) в светильниках зеленого света СЗСЛ-60 для освещения приборов на каждом пульте получают напряжение от зажимов питания через тумблеры Т624 «Освещение приборов», расположенные на пультах управления. Для снижения напряжения, подводимого к лампам, используются резисторы СОП1 и СОП2.

К остальным цепям освещения напряжение подводится непосредственно от аккумуляторной батареи и поэтому они могут быть включены и при выключенном рубильнике ВкБ. В эти цепи включены:

2 лампы Л89 типа РН60-4,8 в светильниках зеленого света СЗСЛ-60 резервного освещения, которые включаются автоматами 23 «Резервное освещение», расположенными на пультах управления;

по 2 лампы Л1, Л2 и Л14, Л15 типа Ж80-60 в каждой кабине машиниста, которые включаются автоматами АВ24 «Освещение кабины», расположенными на пультах управде-ния;

по 2 лампы Л34, Л35 типа РНбО-4,8 (60 В; 4,8 Вт) в светильниках СМ-4 с линзами красного цвета на каждом буферном брусе. Минусовая часть цепи присоединена к зажимам 13/9—10 с напряжением 24 В, за счет чего к лампам подводится пониженное напряжение. Включаются эти лампы тумблерами Т617, Т618 «Красные буферные фонари», расположенными на столе помощника машиниста соответствующей кабины. В цепи этих ламп включен автомат АВ25 «Красные буферные фонари», установленный на стенке аппаратной камеры. В цепи этого же автомата

включены две розетки Рз5, Рзб для переносной лампы, установленные в кабинах машиниста;

4 лампы Л25, Л26 типа Ж80-60 буферных прожекторов типа ПБС-24, которые включаются тумблерами Т619, Т620 «Буферные фонари», установленными на столах помощника машиниста соответствующей кабины. В цепи ламп включен автомат АВ26 «Буферные фонари», расположенный на стенке аппаратной камеры;

4 лампы Л23, Л24 типа Ж 80-60 передних и задних номерных знаков, которые включаются тумблерами Т621 «Номерные знаки», установленными на столах помощника машиниста обеих кабин. В цепи этих ламп включен автомат АВ26;

 

 

2 лампы Л29 типа ТН28-5 в светильниках КЛСТ-64 освещения столов помощника машиниста, включаемые тумблерами Т622 «Освещение стола помощника», которые расположены на этих столах;

2 лампы Л21, Л22 типа Ж80-60 освещения аппаратной камеры, которые включаются автоматом АВ27 «Освещение аппаратной камеры», располо-женным на стенке этой камеры;

12 ламп Л3—Л13, Л20 типа

Ж 80-60 в арматуре 2.56.86.00 и 14.70.10.021 освещения дизельного помещения, которые включаются автоматом АВ29 «Освещение дизельного помещения», расположенным на стенке аппаратной камеры;

4 лампы Л16—Л19 типа Ж 80-60 в арматуре № 1541 подкузовного освещения, включаемые автоматом АВ30 «Освещение подкузовиое», расположенным на стенке аппаратной камеры;

одна лампа Л40 типа РН60-4,8 освещения переходной площадки, включаемая автоматом АВ31 «Освещение переходной площадки», расположенным на пульте управления № 2;

7 розеток Рз1—Рз4, Рз7—Рз9 для переносной лампы, получающие напряжение при включении автомата АВ28 «Питание розеток», расположенного на стенке аппаратной камеры.
 


33. Цепи автоматической пожарной сигнализации

 

Общие сведения. Тепловозы ЗТЭ10М, 2ТЭ10М, 2ТЭ10В, 2ТЭ10Л и ТЭП60 оборудованы автоматической звуковой и световой пожарной сигнализацией. Установка для пожаротушения с автоматической пожарной сигнализацией не связана и приводится в действие локомотивной бригадой.

В качестве тепловых извещателей, реагирующих на повышение температуры, в этих установках используются выпускаемые промышленностью термодатчики ПТИ-КЗ с применением полупроводниковых терморезисторов КМТ-10, вмонтированных в специальную колодку и защищенных от механических повреждений металлическим колпаком с отверстиями. Полупроводниковые терморезисторы имеют такую особенность: при нагреве до определенной температуры электрическое сопротивление их резко падает. Например, при температуре 20°С сопротивление терморезистора составляет 2,4—2,7 МОм, а при 90°С — около 3—5 кОм, т. е. снижается примерно в 500—900 раз. Если полупроводниковый терморезистор включен в цепь с постоянным питающим напри-жением, такое снижение сопротивления вызовет резкое увеличение тока (происходит как бы включение цепи). Температура, при которой резко падает сопротивление терморезистора, зависит от ряда факторов, в частности, она может регулироваться изменением питающего напряжения. На тепловозах система пожарной сигнализации срабатывает при температуре около термодатчика (105± 10)С.


ТЕПЛОВОЗЫ 3ТЭ10М, 2ТЭ10М И 2ТЭ10В. В установку автоматической пожарной сигнализации входят расположенная в кабине каждой секции сигнальная коробка типа КС-1М, в

которой смонтированы исполнительные реле Р1 и Р2, кнопки проверки сигнализации К1, К2 и предохранитель. В установку входят панель ПС с резисторами R1 и R2, тумблер ТП1—II, лампа «Пожар» на пульте управления, а также термодатчики 1—21. В качестве звукового сигнала используется зуммер боксования СБ в кабине машиниста (рис. 132).
 

 

 

Рис. 132. Принципиально-монтажная электрическая схема цепей автоматической пожарной сигнализации на тепловозах 3ТЭ10М и 2ТЭ10М

 


К цепям установки через автомат А7 «Пожарная сигнализация» подводится напряжение вспомогательного генератора, равное 75 В. Это напряжение используется для питания зуммеров и сигнальных ламп. Резисторы RI и R2 используются в качестве делителя напряжения и через них под-водится напряжение к цепям термодатчиков: к цепи I 28 В, к цепи II— 40 В. В цепь I включены три термодатчика 19 -21, расположенные в аппаратных камерах и четыре термодатчика I, 2, 10, II, расположенные под крышей дизельного помещения. В эту цепь включено исполнительное реле Р2. В цепь II включены 14 термодатчиков, расположенных на стенках ди-зельного помещения (левая стенка — датчики 3—9, правая стенка — датчики 12—18). В эту цепь включено исполнительное реле Р1.

Термодатчики проверяются на время срабатывания. Для термодатчиков I группы оно составляет 5—20 с, II группы — 21—130 с. Номер группы наносится красной краской на крышке термодатчиков. При повышении температуры в месте установки термодатчика свыше (105±10)°С сопротивление его резко падает, что приводит к увеличению тока в цепи и срабатыванию исполнительного реле Р1 или Р2. Через контакты этих реле, шунтирующие термодатчики, включа-ются катушки реле на самопитание, а другие контакты включают звуковую и световую сигнализацию на двух или трех секциях тепловоза.

Для проверки действия пожарной сигнализации включают кнопки К1 или К2, которые своими контактами шунтируют термодатчики, чем как бы имитируют срабатывание их. Для выключения пожарной сигнализации выключают автомат А7 «Пожарная сигнализация».

На тепловозах 3ТЭ10М и 2ТЭ10М с 1982 г. применяется новая система автоматической пожарной сигнализации с термоизвещателями типа ИПЛ, залитыми легкоплавким сплавом. При температуре более 110°С сплав термо-извещателей расплавляется, разрывается цепь на катушку реле РУ14, которое своими размыкающими контактами включает лампу «Пожар» и зуммер на всех секциях тепловоза.


Тепловозы 2ТЭ10Л. На этих тепловозах у правой и левой стенок дизельного помещения расположено по

9 термодатчиков, в правой аппаратной камере — 2, в левой — один. В сигнальной коробке КС смонтированы исполнительные реле Р1 и Р2, кнопки проверки сигнализации К1, К2,
предохранитель, а также сигнальные лампы ВВК1, ДП1, ВВК2 и ДП2,
сигнализирующие о пожаре в аппаратной камере и дизельном помещении первой или второй секции. Установка работает аналогично описанному выше, подробнее см. [15].


Тепловозы ТЭП60. Автоматическая станция пожара АПСТ типа АПСТ-КЗ включает два исполнительных реле РПС1 и РПС2. На пультах управле-ния в обеих кабинах смонтированы сигнальные лампы Л1 «Пожар дизельного помещения, правая сторона» и JI2 «Пожар дизельного помещения, левая сторона», а также кнопки Кн5 «Контроль пожарной сигнализации» и Кн6 «Отпуск пожарной сигнализации» (рис. 133). Для звуковой сигнализации используются зуммеры СПЗ типа С-313, расположенные в обеих кабинах.

 

 

 

Рис. 133. Принципиально-монтажная электрическая схема цепей автоматической пожарной сигнализации на теп ловозах ТЭП60



Через автомат АВ17 «Пожарная сигнализация», расположенный на стенке аппаратной камеры, к автоматической станции пожара подводится напряжение, равное при работе вспомогательного генератора 75 В. Это напряжение используется для питания зуммеров и сигнальных ламп. К цепям термодатчиков напряжение подводится через автомат АВ20 и резистор П, с помощью которого можно регулировать подводимое к термодатчикам напряжение в зависимости от характеристики их. Все термодатчики в зависимости от их характеристик делятся на группы и различаются по цвету окраски. Для термодатчи-ков, окрашенных в красный цвет, подводится напряжение, равное (28±1)В, желтый — (33±1)В, зеленый — (38±1)В и синий — (43±1)В.

Всего используется 17 термодатчиков, объединенных в две цепи. В первой цепи включены 8 датчиков для контроля левой стороны дизельного помещения (И6—И13). Во второй цепи имеется 6 датчиков для контроля правой стороны дизельного помещения (ИЗ, И4, И14, И15, И18 и И20) и

3 датчика контроля аппаратной камеры (И16, И17, И19). В первую цепь включена катушка исполнительного реле РПС2, во вторую цепь — катушка исполнительного реле РПС1.

Действие установки аналогично описанному выше. Особенностью является то, что на каждом пульте управления имеется по две сигнальных лампы (для правой и левой сторон дизельного помещения). Для прекращения подачи сигнала после ликвидации пожара на пультах управления установлены кнопки Кн6 «Отпуск пожарной сигнализации». При включении одной из этих кнопок размыкающими контактами разрывается закорачивающая цепь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..