Перечень руководств на ремонт узлов тепловозов при среднем и капитальном
ремонтах тепловозов серии ТЭ10 - часть 2
Таблица Д.4.1 Зависимость полной мощности дизель-генераторов 10Д100М1А,
М1Б от параметров окружающей среды
Температу-ра окруж. среды,
К (°С)
Атмосферное давление в кПа
89
91
92
93
95
96
98
99
100
101
102
233 (-40)
243 (-30)
253 (-20)
2080
263 (-10)
273 (0)
2050
2060
2070
283 (+10)
2020
2030
2040
2050
2060
2070
293 (+20)
1990
2000
2010
2020
2030
2040
2050
2060
2070
303 (+30)
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2030
2020
2030
2040
2050
313 (+40)
1910
1920
1930
1940
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2010
318 (+45)
1890
1900
1910
1920
1930
1940
1950
1960
1970
1980
1990
Таблица Д.4.2 Зависимость полной мощности дизель-генераторов 10Д100,
10Д100М, 10Д100Б от параметров окружающей среды
Темпера-тура ок-руж. сре-ды,
К (°С)
Атмосферное давление в кПа
89
91
92
93
95
96
98
99
100
101
102
233 (-40)
243 (-30)
253 (-20)
263 (-10)
273 (0)
2030
2040
2050
283 (+10)
2000
2010
2020
2030
2040
2050
293 (+20)
1970
1980
1990
2000
2010
2020
2030
2040
2050
303 (+30)
1930
1940
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2010
2020
2030
313 (+40)
1890
1900
1910
1920
1930
1940
1950
1960
1970
1980
1990
Во время сдаточных испытаний параметры работы дизеля должны
удовлетворять следующим показателям:
Температура выпускных газов, замеренная термопарами на выпускных
кол-лекторах дизеля и перед турбинами должна быть не более 430 °С
при максимальной мощности и стандартных атмосферных условиях,
указанных в п.1.15. При повышении (понижении) температу-ры
окружающей среды на каждые 10 °С температура выпускных газов
повышается (понижается) на 15 °С. При несоответствии этих величин
проверку производить контрольной термопарой. Раз-ность температур в
выпускных патрубках цилиндров допускается не более 55 °С.
Температура вы-пускных газов в 10-м цилиндре по отношению к прочим
цилиндрам может быть до 70 °С.
При стандартных атмосферных условиях максимальное давление сгорания
на максимальной мощности для дизелей 10Д100, 10Д100М, 10Д100Б
10Д100М1А (М1Б) должно быть не более 10,5 МПа при температуре
воздуха в ресивере в пределах от 338 до 344 К (от 64 до 70 0С).
Разность давления сгорания по цилиндрам допускается не более 0,7
МПа.
При понижении (повышении) температуры окружающей среды на каждые 10
°С макси-мальное давление сгорания повышается (понижается) на 0,15
МПа.
Программа испытаний и величины проверяемых параметров приведены в
таблице Д.5.
Таблица Д.5
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
Полная мощность на выходных клеммах генератора, кВт при
услови-ях:
208010
206010
п. 1.16.
-частота вращения коленчатого вала, с-1;
14,17±0,17
14,17±0,17
-температура окружающего воздух, К (°С)
293 (20)
293 (20)
-атмосферное давление кПа
101
101
-разрежение на впуске кПа
2,3 -3,0
2,3 -3,0
-противодавление на выпуске кПа
1-0,1
1-0,1
-температура охлаждающей воды на входе в охладитель
наддувочного воздуха, К (°С)
318 (45)
318 (45 )
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
-температура топлива перед подка-чивающим насосом, К
(°С).
293 (20)
293 (20)
Примечание:
При изменении параметров атмо-сферного давления и температуры
окружающей среды величина пол-ной мощности устанавливается
со-гласно таблиц Д.4.1 и Д.4.2, а при изменении влажности
окружающей среды и температуры топлива на входе в дизель
корректировка мощ-ности не производится.
Полная мощность дана для к.п.д. генератора 0,942 и длительном
токе генератора в пределах 4100 -4320А.
Значение температуры охлаж-дающей воды на входе в охладитель
наддувочного воздуха в зависимости от температуры окружающей
среды устанавливается согласно табл.Д.7.
Допускается, вместо температуры воды на входе в охладитель
надду-вочного воздуха, производить про-верку температуры воздуха
в реси-вере, которая должна быть в преде-лах 377…343 К (64…70
°С) при лю-бых температурах воздуха на всасы-вании.
Допускается при испытаниях увеличение значения противодавле-
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
ния на выпуске, связанное с конст-руктивными
особенностями стендо-вой выпускной системы.
Удельный расход топлива, приве-
238+12
231+11
п. 1.18.3
денный к условной теплотворной
способности топлива 42700 кДж/кг,
на режиме полной мощности, при
нормальных атмосферных условиях,
не более:
-для дизель-генератора, г/кВт·ч
-для дизеля, г/кВт ч:
223+11
218+11
Максимальное давление сгорания, не более, МПа:
11,3-1
11,3-1
п. 1.17.2
Разность давления сгорания по ци-линдрам, не более, кПа
685
685
Примечание: При понижении (по-вышении) температуры
окружающей среды на каждые 10 0С
давление
147 кПа
147 кПа
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
сгорания повышается (понижается)
на
Давление наддувочного воздуха в ресивере на режиме
полной мощно-сти, кПа
Примечание: При других атмосфер-ных условиях
руководствоваться таблицей Д.6
111+29
111+29
п. 1.17.4
Давление наддувочного воздуха по-сле каждого
турбокомпрессора на режиме полной мощности, кПа
77,4
77,4
Температура выпускных газов по цилиндрам на режиме
полной мощ-ности, при нормальных атмосфер-ных условиях,
не более, К (0С)
703 (430)
703 (430)
п. 1.17.1
Разность температур по цилиндрам, не более, 0С
55
55
п. 1.17.1
Примечание:
70
70
Температура масла на выходе из ди-зеля, К (0С)
353-20(80-20)
353-20(80-20)
Давление масла в верхнем коллекторе при температуре
масла на выходе из
196+10
При повышении (понижении) тем-пературы окружающей среды на
ка-ждые 10 0С
температура выпускных газов повышается (понижается) на 15 0С.
Для 10 цилиндра разность темпера-тур допускается, не более, 0С
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
дизеля 348 К (75 0С),
не менее, кПа:
39+10
196+10
-при (14,170,17)
с-1(85010)
об/мин;
-при (4,50,33)
с-1(27020)
об/мин
для
68+10
-при (6,70,17)
с-1(40010)
об/мин
для
Давление масла после масляного на-соса (до фильтра
грубой очистки) при температуре масла на выходе из
дизе-ля 348 К (75 0С),
не более, кПа
655
655
Давление масла после фильтров лево-го и правого
турбокомпрессоров при частоте вращения коленчатого вала
(14,170,17)
с-1(85010)
об/мин, не менее, кПа
245
245
Температура воды на выходе из дизе-ля, К (0С)
338+15(65+15)
338+15 65+15)
Перепад температуры воды на входе и выходе из дизеля, не
более, 0С
15
15
Давление топлива на входе в топлив-ный коллектор дизеля,
в пределах, кПа
147 -245
147 -245
Разрежения в картере, кПа, не более:
п. 1.18.5
1) на режиме полной мощности:
0,9
0,9
-при разрежении на всасывание в
пределах 2,3 -3,0 кПа;
-при разрежении на всасывание в
пределах 1,5 -1,6 кПа ;
0,6
0,6
2) на режимах от 10 до 0 позиции
0,05
0,05
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
контроллера, кПа, не менее
Примечание:
0,2
0,2
Амплитуда вибрации дизель-генератора на 9, 11, 15
позициях кон-троллера, не более, мм:
0,25
0,30
0,25
0,30
Амплитуда вибрации центробежного фильтра на полной
мощности дизель-генератора (в продольном и попереч-ном
направлениях на гранях пробки в верхней части), мм:
0,1
0,25
0,1
0,25
Продолжительность запуска дизеля при температуре воды и
масла со-гласно п. 9 и п. 13 настоящей табли-цы, не
более, с
20
20
Давление масла, при котором сраба-тывает реле, в
пределах, кПа:
-на сброс нагрузки
98 -108
98 -108
Разность разрежения после масло-отделителей с левой и правой
сторо-ны, кПа, не более.
Давление в картере на любых ре-жимах не допускается.
на лапе генератора (в горизонтально и вертикальном
направлениях);
на турбокомпрессорах (горизон-тальная, по оси компрессоров и
вер-тикальная
высокочастотная;
низкочастотная
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
-на остановку дизеля При 4,5 с-1 (270
об/мин)
При 6,7 с-1(400
об/мин)
19,5 -39
39,5 -59
Проверка системы автоматического регулирования частоты
вращения (САРЧ)
Частота вращения коленчатого вала
27020
47510
400±15
560±15
дизеля по позициям контроллера,
об/мин:
0-1
6
10
64510
690±15
12
72510
755±15)
14
81010
820±15
15
850 10
-5
850 10
-5
Примечание: Частота вращения на
остальных позициях рукоятки кон-троллера должна иметь
прирост в пределах 0,17 -1,25с-1(10
-75 об/мин) при переходе с одной пози-ции на другую
Нестабильность частоты вращения с-1
0,08
(5)
0,08
(5)
(об/мин):
-при работе с постоянной нагрузкой
на установившихся режимах;
-при работе на нулевой позиции кон-
троллера;
0,17
(10)
0,17
(10)
-при работе на 1 -15 позициях кон-
троллера без нагрузки
0,25
(15)
0,25
(15)
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
При быстром переводе рукоятки кон-троллера с 15-ой
позиции (с полной нагрузки) в нулевую (при нагрузке 30
-50 кВт)
Проверяется два раза
При сбросе полной нагрузки с 15 по-зиции контроллера
выключением возбуждения:
Предельный выключатель не дол-жен срабатывать
10
При отключении кнопки «остановка дизеля
Должна быть обеспечена останов-ка дизеля
Длительность переходного процесса после быстрого
изменения настройки частоты вращения с 1 позиции по 15
без нагрузки, в пределах, с-1
30 -45
Проверка работы предельного вы-ключателя:
-частота вращения коленчатого вала, при которой
останавливается дизель-генератор, в пределах, с-1
15,67 -16,33
15,67 -16,33
Проверка работы турбокомпрессоров:
283,3
50
283,3
50
п. 1.18.4
Давление впрыска форсунок, кПа
205,8 8,8
4,9 ·102
205,8 8,8
4,9 ·102
дизель не должен глохнуть.
должна быть устойчивая работа дизеля на минимальной частоте
вращения
заброс частоты вращения после сброса полной нагрузки;
длительность переходного процесса регулирования, не более, с
частота вращения при полной мощ-ности, не менее, с-1;
выбег ротора турбокомпрессора, не менее, с
Наименование проверок (парамет-
ров)
Численные значения для дизелей
Методы проверок, пункты программы
10Д100М1А,
10Д100М1Б
10Д100,
10Д100М,
10Д100Б
Проверка установки упора ограниче-ния подачи топлива
п. 1.18.2
Проверка наличия пломб: на упоре (общем), ограничивающем
макси-мальную подачу топлива; на рейке каждого
топливного насоса
Визуально
Проверка герметичности стыков и отсутствие течи
Визуально
Проверка продолжительности испы-таний
Таблица Д.6 -Значение
давлений наддувочного воздуха в ресивере при различных атмосферных
давлениях и температурах окружающей среды
Температу-ра окру-жающей среды, К (0С)
Атмосферное давление, кПа
92
93
96
99
101
103
Давление наддувочного воздуха, кПа)
273 и ниже
(0 и ниже)
Не менее 113
(не менее 1,15)
273 (0)
111
112
283 (+10)
109
110
111
112
293 (+20)
107
108
109
110
111
112
303 (+30)
105
106
107
108
109
110
313 (+40)
103
104
105
106
107
108
Примечание:
При увеличении (уменьшении) температуры воздуха в ресивере в
пределах от 337 до
343 К (от 64 до 70 0С)
на каждые 10 °С давление наддува увеличивается (уменьшается) на
1,96 кПа.
При увеличении (уменьшении) частоты вращения коленчатого вала
дизеля в преде-лах (14,70,17)
с-1(85010)
об/мин на каждые 0,17 с-1(10
об/мин) давление наддува увеличивается (уменьшается) на 2,44
кПа.
Предельные отклонения давления наддувочного воздуха кПа +29.
Таблица Д.7 -Значение
температуры воды на входе в охладитель наддувочного воздуха в
зависимости от температуры окружающей среды
Температура окружающей среды, К (0С)
Температура воды на входе в охладитель, К (0С)
293 (+20)
318 (45)
295 (+22)
320 (47)
297 (+24)
322 (49)
299 (+26)
324 (51)
301 (+28)
325 (53)
303 (+30)
328 (55)
305 (+32)
330 (57)
307 (+34)
332 (59)
309 (+36)
334 (61)
311 (+38)
336 (63)
313 (+40)
338 (65)
Допустимое отклонение по температуре воды 2 0С.
Давление наддувочного воздуха на режиме полной мощности и
стандартных условиях, указанных в п. 1.15 в воздушном ресивере
должно быть не менее 0,113 МПа. При других атмосферных условиях
пользоваться таблицей Д.6.
При нормальных температурах выпускных газов, нормальных давлениях сгорания и
удель-ном расходе топлива отклонение давления воздуха в ресиверах не является
браковочным призна-ком.
При сдаточных испытаниях производится:
Проверка мощности дизель-генератора.
Мощность дизель-генератора Рев
кВт определяется по формуле:
Проверка установки упора ограничителя подачи топлива.
Для проверки установки упора ограничения подачи топлива необходимо
на-грузить дизель-генератор на мощность 2120 кВт с учетом поправок на
атмосферное давление и температуру окружающей среды. Для этого
необходимо при существующих условиях по таблице 21 установить величину
мощности и добавить к этой мощности 40 кВт.
При нагружении дизель генератора до мощности 2120 кВт, с учетом поправок
по таблице 21, зазор между упором и опорной поверхностью регулировочного
болта должен от-сутствовать. Проверить путем увеличения мощности пока не
снизится частота вращения до13,8 с -1(830
об/мин). При этом мощность не должна превышать мощности при которой
установлен упор.
Мощность необходимо установить при температуре воды и масла на выходе из
дизеля в пределах, указанных в таблице Д.5.
Проверка удельного расхода топлива.
Удельный расход топлива дизель-генератора в г/кВт·ч на полной мощности
приведенный к условной теплотворной способности топлива, определяется по
формуле:
Проверка работы турбокомпрессоров.
На всех режимах работы дизель-генератора турбокомпрессоры должны
рабо-тать без помпажа.
Давление газов перед каждым турбокомпрессором должно быть не
выше дав-ления воздуха после турбокомпрессора. Разность давления
воздуха и давления газов должна быть не ниже 0…14,7 кПа.
Проверить при периодических испытаниях.
Герметичность стыков и отсутствие течей проверить осмотром на
работаю-щем дизеле, (допускается нанесение мыльного раствора или
дизельного масла). В стыках корпусов не допускается образование
подтеков масла или появление пузырьков воздуха. Допускается
выход паров масла и незначительный выброс масла (не более 12
капель в мин.) через дренажное отвер-стие газоприемного корпуса.
Выход дыма через дренажное отверстие не допускается.
Чистоту надувочного воздуха проверить на полной мощности путем
прило-жения чистой плотной белой бумаги любого сорта к открытому
контрольному отверстию на наду-вочном коллекторе на расстоянии
100 мм. Если в течение 15 с на бумаге появляется сплошное
масляное пятно, турбокомпрессор подлежит замене.
Примечание: Перед заменой турбокомпрессор необходимо повторно
проверить чистоту воздуха при отсоединенной трубе отсоса от
маслоотделителя (чтобы убедиться в отсутствии под-соса из
картера). Продолжительность работы дизеля при отсоединенном
маслоотделителе допус-кается не более 5 мин. Чистоту воздуха
проверить на полной мощности, а также на холостом ходу на 1 и 4
позиции контроллера.
При снижении давления мала после фильтров левого или правого
турбоком-прессоров ниже допустимого (таблица Д.5) необходимо
снять крышку масляного фильтра и про-мыть фильтрующий элемент
дизельным топливом. Испытание дизеля с давлением масла после
фильтров турбокомпрессоров ниже допустимого не допускается.
Примечание: В случае получения неудовлетворительных параметров
дизеля (зависящих от турбокомпрессоров), при его испытании на
предприятии изготовителе дизель-генератора, на такой дизель
устанавливаются новые турбокомпрессоры, для повторной проверки
параметров дизеля.
Проверка разрежения в картере.
Разрежение в картере замерить дифференциальным манометром,
навешенном на дизель.
Разрешается разрежение в картере подрегулировать за счет подбора
шайб Д100.20.340, Д100.20.341 и Д100.20.342 на трубах отсоса
газов из картера. Допускается рассвер-ловка отверстий в шайбах,
при этом диаметр отверстий должен быть в пределах от 14 до 30
мм.
Проверка работы предельного выключателя.
1 Работу предельного выключателя проверить на работающем дизеле
без на-грузки, для этого необходимо механическим воздействием на
шток регулятора увеличить подачу топлива и соответственно
частоту вращения.
В момент срабатывания предельного выключателя фиксировать
частоту вра-щения коленчатого вала по штатному тахометру.
Проверка уровня шума.
Уровень шума контролировать на дизель-генераторе, при его работе
на пол-ной мощности, при этом уровень шумовых помех должен быть
ниже шумоизлучения испытуемого дизеля не менее 10 дБ. Микрофон
устанавливать на расстоянии 1 метра от поверхности дизеля в
районе 5-го цилиндра на уровне топливного насоса. Уровень ума
должен быть не более 114 дБ.
Дизель-генераторную установку подвергнуть повторным испытаниям
(приработке и сдаточным), в зависимости от наименования и количества
заменяемых деталей, если замена по-следних произошла во время или после
сдаточных испытаний. Продолжительность каждого по-вторного испытания
указана в таблице Д.8.
Режим сдаточных испытаний устанавливать каждый раз по согласованию с ОТК
и инспек-тором – приемщиком заводского Центра технического аудита. Если
на дизеле заменить одновре-
менно несколько деталей или узлов из числа перечисленных в таблице Д.8,
то продолжительность повторных испытаний брать по нормам деталей и
узлов, замена которых требует более длительно-го испытания.
В случае замены деталей и узлов в количествах более указанных в таблице
Д.8 или колен-чатого вала или блока дизеля, проведенные испытания
считать аннулированными и должны быть повторены в полном объеме в
соответствии с настоящими техническими требованиями.
Таблица Д.8 -Продолжительность
дополнительных испытаний при замене узлов и деталей
дизеля
Наименование заменяемых деталей и узлов
Приработка, мин
Сдаточные испытания, мин
Втулка цилиндровая (не более двух на дизель)
4
1
Коренные или шатунные вкладыши (не более двух на дизель)
1
0,5
Воздуходувка
2
0,5
Поршень (не более двух на дизель)
3
1
Поршневые кольца (не менее 10 и не более 20)
2
0,5
Вертикальная передача дизеля
2
0,5
Турбокомпрессор (один или оба)
3
1
Любая шестерня редуктора воздуходувки 2-й ступени
2
0,5
После переборки дизель-генератора с целью приработки деталей произвести
обкатку на режимах, указанных в таблицах Д.9.
Таблица Д.9.1 -Обкатка дизель-генераторов 10Д100М1А, 10Д100М1Б после
переборки
Остановка х). Регу-лировка углов опе-режения подачи топлива
11
15
14,170,17
85010
1590-50
10
12
15
14,170,17
85010
1670-50
10
13
15
14,170,17
85010
1800-50
10
14
15
14,170,17
85010
1860-50
10
Режим
испытаний
Положение рукоятки
контроллера
Частота вращения коленчатого вала
Нагрузка по приборам нагрузочно-го реостата, кВт
Продол-житель-ность ис-пытания, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
2
3
4
5
6
7
15
15
14,170,17
85010
1920-50
15
16
15
14,170,17
85010
1970-50
15
17
15
14,170,17
85010
2080 10
40
Проверка mах. дав-ления сгорания х1)
18
15
14,170,17
85010
2120 Mах
20
х1) Контроль уста-новки упора
Всего: 5ч. 25 мин. -1
Таблица
Д.9.2 -Обкатка дизель-генераторов 10Д100, 10Д100М, 10Д100Б после
переборки
Режим испыта-ний
Положени рукоятки контролле-ра
е Частота вращения коленчатого вала
Нагрузка по приборам нагрузочного реостата, кВт
Продол-житель-ность, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
2
3
4
5
6
7
1
1
6,70,25
40015
0
5
Остановка и осмотр дизеля
2
2
7,20,25
43015
270
5
-
3
4
8,250,25
49515
540
5
Остановка и осмотр дизеля
4
6
9,30,25
56015
810
5
5
8
10,40,25
62515
1070
10
6
10
11,50,25
69015
1320
10
7
12
12,60,25
75515
1560
15
8
14
13,70,25
82015
1780
15
9
1
6,70,25
40015
0
20
Замерить дав-ление сжатия. Остановка и осмотр
Режим испыта-ний
Положени рукоятки контролле-ра
е Частота вращения коленчатого вала
Нагрузка по приборам нагрузочного реостата, кВт
Продол-житель-ность, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
2
3
4
5
6
7
10
15
14,20,17
850 10
1920
20
Замерить дав-ление сгорания
11
4
8,250,25
49515
540
2
-
12
15
14,20,17
850 10
2000
20
Остановка, ос-мотр
13
15
14,20,17
850 10
2040
20
Замерить давле-ние сгорания
14
15
14,20,17
850 10
2070
3
Контроль уста-новки упора
Всего: 2ч. 35 мин.
После переборки и обкатки дизель-генератор должен пройти
приемо-сдаточные ис-пытания продолжительностью 2 ч. 20 мин. на режимах,
указанных в таблицах Д.10 или на режи-мах, установленных заводом по
согласованию с ОТК.
Таблица Д.10.1 -Контрольно-сдаточные
испытания после переборки дизель-генераторов
10Д100М1А, 10Д100М1Б
Режим испыта-ния
Положение рукоят-ки контроллера
Частота вращения ко-ленчатого вала
Нагрузка по приборам нагрузочного реостата, кВт
Продолжи-тельность испытания, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
1
4,5+0,33
270+20
хол. ход
5
2
6
7,9+0,17
475+10
41020
5
3
10
10,75+0,17
645+10
1100-50
5
4
14
13,5+0,17
810+10
1800-50
15
5
15
14,17+0,17
850+10
1970-50
40
6
15
14,17+0,17
850+10
208010
60
Проверка всех пара-метров
Режим испыта-ния
Положение рукоят-ки контроллера
Частота вращения ко-ленчатого вала
Нагрузка по приборам нагрузочного реостата, кВт
Продолжи-тельность испытания, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
1
4,5+0,33
270+20
хол. ход
5
18
15
14,17+0,17
850+10
2120 max
10
Проверка установки упора
Всего: 2 ч.20 мин.
Таблица Д.10.2 -Контрольно-сдаточные испытания после переборки
дизель-генераторов 10Д100, 10Д100М, 10Д100Б
Режим испытания
Положение рукоятки контроллера
Частота вращения ко-ленчатого вала
Нагрузка по прибо-рам нагру-зочного реостата, кВт
Продолжи-тельность испытания, мин
Примечание
с-1
об/мин
1
1
6,7±0,25
400±15
хол. ход
5
2
6
9,3±0,25
560±15
40020
5
3
10
11,5±0,25
690±15
800-50
5
4
15
14,20,166
0,083
850 10
5
1500-50
15
5
15
14,20,166
0,083
850 10
5
1860-50
40
18
15
14,20,166
0,083
850 10
5
206010
60
Проверка всех параметров
6
15
14,20,166
0,083
850 10
5
2100 max
10
Проверка ус-тановки упора
Всего: 2 ч.20 мин. Примечание:
остановка дизель-генератора не допускается;
в случае проведения перекадмирования поршней во время переборки,
необходимо произвести осмотр таких поршней через окна гильз
цилиндров после проведения контрольно-сдаточных испытаний.
Измерение дымности отработавших газов (ОГ).
Нормы дымности и способы измерений дымности ОГ устанавливать согласно
ГОСТ Р
51250-99.
Дополнительные требования к испытательному стенду для измерения
дым-ности ОГ.
Испытательный стенд, на котором проводятся периодические
испытания ди-зель-генераторов, должен быть оборудован следующими
устройствами для определения дымности ОГ:
дымомерами СИДА-107 или МК-3 «Хартридж», или рекомендуются
применять ды-момер «МЕТА-01МП» и газоанализатор Vario Plus
фирмы «MPU GmbH», Германия;
газоотборными зондами (один в выпускной трубе стенда, два
других в патрубках перед турбокомпрессорами);
системой подвода газов от зондов к дымомеру и отвода их
после дымомера;
система автоматического регулирования частоты вращения
коленвала дизеля долж-на быть переведена на ручное
регулирование.
Дымомер СИДА-107 подключать к зонду в выпускной трубе
испытательного стенда. При этом выпускная труба с внутренним
диаметром D должна иметь прямолинейный уча-сток не менее 9D.
Устанавливать газоотборный зонд на расстоянии 6D от
присоединения к дизе-лю.
В случае невозможности выполнения этого требования допускается
применение выпря-мительных решеток на изгибе трубы в месте
соединения ее с дизелем, обеспечивающих равномер-ный поток газа
в выпускной трубе перед газоотборным зондом.
Дымомер МК-3 «Хатридж» подключать к двум зондам устанавливаемым
в выпускных коллекторах дизеля перед турбокомпрессорами.
Требования к газоотборным зондам согласно ГОСТ Р 51250.
Требования к системе подвода газов к дымомеру. Газоподводящие трубы
не должны иметь резких перегибов и вмятин, создающих местные
сопротивления. Система не долж-на иметь утечек газа и подсосов
воздуха из окружающей среды.
Проведение испытаний.
Перед проведением испытаний системы подвода и отвода газов
должна быть проверена на герметичность. Проверка на
герметичность осуществляется созданием в газоподво-дящей
магистрали избыточного давления воздуха в пределах от 10 до 30
кПа. При этом в течение 15 минут не должно быть падения
давления.
Подготовку дымомера к измерению производить в соответствии с
указания-ми руководства по эксплуатации приборов. Отсчет
показаний дымности производить: по цифро-вому измерительному
прибору дымомера СИДА-107; по вспомогательной линейной шкале
дымо-мера МК-3 «Хартридж».
Испытание дизеля по определению дымности ОГ производить согласно
таб-лицы Д.11.
При установке режимов испытаний дизеля по измерению дымности ОГ
до-пускается отклонение измеренных при испытаниях значений:
относительной частоты вращения коленчатого вала дизеля не более
чем на 1,5 %, относительной эффективной мощности – не более чем
на 2,5 %.
Измерение дымности ОГ на каждом режиме производить три раза с
проме-жутками между измерениями не более 1 мин. После каждого
измерения по истечении не более 5 с проверить нулевое положение
индикатора дымности.
Измерения считаются действительными, если расхождения между
двумя последователь-ными измерениями не превышают 2 %, а
результаты всех 3-х измерений не образуют монотонно убывающей
или возрастающей последовательности. Если эти условия не
выполняются, то серию измерений следует повторить до получения
трех последовательных измерений, удовлетворяющих указанным выше
условиям.
В качестве результата измерений параметров дымности ОГ применять
среднеарифметиче-ское значение трех измерений.
Результаты измерений параметров дымности заносить в протокол
испытаний дизеля по измерению дымности отработавших газов ГОСТ Р
51250-99 (приложение Б).
Допускается совмещать испытания по контролю дымности ОГ с
измерением выброса вредных веществ с ОГ (см. таблицу Д.12), при
этом измерения дымности следует произ-водить только на режимах,
соответствующих частоте вращения и мощности указанной в таблицах
Д.11.1, Д11.2.
Таблица Д.11.1 -для дизелей 10Д100М1А, 10Д100М1Б
№№ ре-жимов
Позиция контрол-лера
Частота вращения ко-ленчатого вала
Нагрузка ди-зель-генератора (Ре),
кВт
Предельно допустимые значения коэффициен-та ослабле-ния светово-го
потока (N), %
Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с ОГ – окислов
азо-та NОx и окиси углерода СО производить в соответствии с ГОСТ Р
51249-99.
Дополнительные требования к испытательному стенду.
Испытательный стенд на котором производят периодические
испытания, должен быть оборудован:
газоанализаторами для измерений концентраций выбросов
вредных веществ, кото-рые должны соответствовать ГОСТ 13320
(п.114 приложения Б);
газоотборными зондами, установленными по оси в выпускной
трубе стенда;
системой подвода газа от зонда к газоанализаторам и отвода
их после газоанализато-
ров;
дизеля;
устройствами для определения расхода топлива и расхода
воздуха дизелем;
регулятором 10Д100.36сб-2 с ручным управлением частотой
вращения коленвала
измерительными приборами для определения состояния
окружающей среды (темпе-
ратуры, давления).
Газоотборный зонд (для каждого газоанализатора индивидуальный)
устано-вит на прямом участке выпускной трубы испытательного стенда,
на расстоянии не менее 6-ти его диаметров от присоединения трубы к
дизелю.
Изготовить газоотборный зонд из стальной трубки с загнутым концом,
на котором устано-вить наконечник–рассекатель. На трубе, сразу после
рассекателя, должны быть четыре симмет-ричных радикальных отверстия
диаметром 3 мм для забора пробы газа. Загнутый конец зонда с
рассекателем направить против потока газа.
Требование к системе подвода газов от газоотборного зонда.
Газоподводящая система от газоотборного зонда к анализатору должна
быть герметичной и не иметь подсоса воздуха. Газоподводящая труба
должна иметь длину не более 5 м и диаметр 6 -8 мм.
Требования к устройству для измерения расхода отработавших газов
дизеля.
Устройство для измерения расхода отработанных газов дизеля
должно соот-ветствовать п.6 ГОСТ Р 51249-99 (п.113 приложения
Б).
Расчет расхода отработанных газов производить методом
углеродного балан-са в соответствии с приложением В 1 ГОСТ Р
51249-99 (п.113 приложения Б).
Проведение испытаний.
Установку газоанализаторов и подготовку их к изменениям
выполнять в со-ответствии с инструкцией по эксплуатации
приборов.
Газоотводящую систему перед началом испытаний дизеля необходимо
прове-рить на герметичность. Создав на входе в систему
избыточное давление воздуха в пределах от 10 до 30 кПа. При этом
в течении 15 мин. не должно быть падения давления. Контроль
производить по пружинному манометру класса 1,5 установленному в
газоанализаторе.
Отсчет показаний концентраций вредных веществ производить по
стрелоч-ным или цифровым измерительным приборам
газоанализаторов. Возможна запись на диаграмм-
ную бумагу.
Испытания дизеля по определению концентрации выбросов вредных
веществ с ОГ производить на режимах согласно таблицы 12.
При установке режимов испытаний дизеля по измерению выбросов
вредных веществ с ОГ допускается отклонение измерений при
испытаниях значений: относительно частоты вращения коленчатого
вала дизеля не более чем на 1,5 %, относительной эффективной
мощности – не более чем 2,5 %.
Измерение концентраций выбросов вредных веществ следует
производить на каждом режиме (с 1 – 20) по 3 раза с интервалом
после каждого измерения в 1 мин. При этом пер-вое измерение на
каждом режиме производить через 2 мин. после достижения
установившегося температурного состояния дизеля.
Результаты трех измерений на режиме испытаний не должны
отличаться друг от друга бо-лее чем на 10 %.
Окончательный результат измерений на каждом режиме –
среднеарифметическое значе-ние трех измерений.
На каждом режиме испытаний производить измерение расхода воздуха
и топ-лива дизеля.
Удельный выброс окислов азота LNОx и
окиси углерода LCO,
на всех режимах работы дизель-генератора по таблице Д.11 вычислять
по формулам:
Таблица Д.12.1 -для дизелей 10Д100М1А, 10Д100М1
№№ режимов
Позиция рукоятки контроллера
Частота вращения коленвала,
с-1(об/мин)
Нагрузка дизель-генератора, (Ре),
кВт
Нормы выбросов вредных ве-ществ удельные на 1 кг топлива
Нормы выбросов вредных веществ удельные на 1 кг топлива
Продол-житель-ность режимов, мин
окислы
азота
окись уг-
лерода
окислы
азота
окись уг-лерода
г/кВт·ч
г/кг
1
0
4,50,33
(27020)
0
25
10
-
-
10
2
4
8,250,25
(49515)
540
25
10
-
-
10
3
7
9,30,25
(59015)
940
25
10
-
-
10
4
11
12,0±0,25 (720±15)
1440
25
10
-
-
10
5
15
14,21±0,17 (850±10)
2070
Всего 50 мин
Для регистрации данных по выбросу вредных веществ с отработавшими
газа-ми оформлять протокол «Вредные выбросы с ОГ дизеля», в который
заносить следующее:
дата испытания;
тип газоанализатора;
номер испытуемого дизеля;
температура окружающей среды;
атмосферное давление;
частота вращения коленвала дизеля;
мощность Ре(кВт);
расход воздуха Gair(кг/с);
расход топлива Gf(г/с);
концентрация окислов азота CNox;
концентрация окиси углерода CСO;
удельный выброс окислов азота LNОx (г/кВт·ч);
удельный выброс окиси углерода LCО (г/кВт·ч)выброс
окислов азота на 1 кг топлива
L1NОx (г/кг);
1.24 Приемо-сдаточных испытаниях после переборки должны проверять на
соответствие указанным параметрам, предусмотренным программой
приемо-сдаточных испытаний настоящих Технических требований на стендовые
испытания дизель-генератора.