Основные чертежные и браковочные
размеры узлов дизеля Д49
Агрегаты и детали
Чертежный размер, мм
Допускаемый размер при выпуске
тепловоза из текущих ремонтов ТР-3, ТР-2, мм
Браковочный размер при выпуске
тепловоза из текущего ремонта ТР-1 и непланового ремонта,
мм
1
2
3
4
1.Блок цилиндров
Пояса блока, диаметр:
верхний
340Н7+0,057
340+0,35
средний
320Н8+0,1
320+0,35
нижний
295Н7+0,05
295+0,25
Износ верхних плит блока под
крышками цилиндров
-
0,3
0,4
Коренной вкладыш:
толщина с освинцеванием
7,405-0,028
7,32
менее 7,3
величина выступания поверхности
стыков вкладышей
0,18-0,22
0,13
менее 0,11
суммарный натяг двух половин
вкладышей
0,36-0,44
0,26
менее 0,22
размер по стыку в свободном
состоянии
236+2
235+2,5
более 238,0
менее 235,4
отклонение от прямолинейности
образующей затылка
вкладыша
нижнего верхнего
0,02
0,03
0,04
0,05
0,05
0,06
Зазор «на масло» между
подшипником и коренной шейкой коленчатого вала
по обмеру
0,19-0,321
по щупу
0,14-0,29
по обмеру
0,19-0,38
по щупу
0,14-0,34
по обмеру
более 0,40
по щупу
более 0,36
Зазор между подшипником и
коренной шейкой коленчатого вала в районе стыков
по щупу
0,06
по щупу
0,06
по щупу
менее 0,06
Зазор в упорном подшипнике между
полукольцами и буртом
0,1-0,4
0,1-0,60
0,75
2.Коленчатый вал:
Диаметр коренной шейки
220-0,029
1)220-0,13
с серийными коренными вкладышами
2)219,9-0,13 с
вкладышами 1-ой ремонтной градации
3)219,8-0,13
с
вкладышами 2-ой ремонтной градации
4)219,7-0,13
с
вкладышами 3-ей ремонтной градации
5)219,6-0,13
с
вкладышами 4-ой ремонтной градации
менее 219,4
Диаметр шатунной шейки
190-0,029
1) 190-0,13
с серийными шатунными вкладышами
2)189,9-0,13
с
вкладышами 1-ой ремонтной градации
3)189,8-0,13
с
вкладышами 2-ой ремонтной градации
4)189,7-0,13
с
вкладышами 3-ей ремонтной градации
5)189,6-0,13
с
вкладышами 4-ой ремонтной градации
менее 189,4
Овальность коренных и шатунных
шеек
0,01
0,04
более 0,04
Биение вала по коренным шейкам
0,05
0,1 при относительном более
радиальном биении смежных шеек не более 0,05
более 0,1
Шероховатость коренных и шатунных
шеек
Rа0,16
мкм
Rа1,25мкм
допускаются риски глубиной и шириной до 0,03 мм в количестве
более 10 шт. (или с суммарной шириной до 3 мм)
Rа1,25
мкм или риски глубиной и шириной более 0,03 мм или в количестве
более 10 шт. (или с суммарной шириной более 3 мм)
3.Антивибратор
Диаметр пальцев
48-0,05
57-0,05
47,9
56,9
47,85
56,85
Износ втулок
-
0,08
более 0,1
Допуск овальности отверстий в
ступице и маятниках (полуразность диаметров), замеренная вне
зоны контактного износа
0,0175
0,025
0,03
Натяг втулок:
Ǿ80
Ǿ90
0,08-0,10
0,10-0,12
0,07-0,10
0,09-0,12
0,06
0,08
4.Втулка цилиндра:
Внутренний диаметр втулки цилиндра:
в районе установки верхнего
компрессионного кольца;
на остальной части втулки
260,4
260,2
260,5
260,25
Диаметр верхнего опорного пояса
втулки цилиндра
339,5
339,35
Овальность верхнего пояса втулки
цилиндра
0,04
0,10
0,13
Диаметр нижнего опорного пояса
втулки цилиндра
294,7
294,6
Овальность нижнего опорного пояса
втулки цилиндра
0,026
0,1
0,13
Втулка в цилиндре в сборе с
крышкой цилиндра. Овальность рабочей поверхности замеряется на
расстоянии 360 мм от нижнего торца втулки
0,035
0,08
0,10
5.Крышка цилиндров:
Крышка цилиндра, зазор между
седлом и крышкой
0,24-0,325
0,24-0,50
0,55
Крышка цилиндра, осевой ход седла
0,16-0,33
0,16-0,63
0,70
Зазор между направляющей втулкой
и стержнем клапана (замер на расстоянии 30 мм от нижнего торца
втулки):
впускной
выпускной
0,132-0,194
0,174-0,236
0,13-0,50
0,18-0,60
0,65
0,75
Зазор между металлокерамической
втулкой и стержнем клапана (замер по втулке средней части):
впускной
выпускной
0,072-0,124
0,114-0,166
0,07-0,35
0,12-0,35
0,40
0,40
Биение элементов клапана
относительно стержня:
посадочные поверхности тарелки
выточки под сухарь
0,03
0,05
0,15
0,10
0,20
0,15
Ход клапана впускного или
выпускного
не менее 24
не менее 24
не менее 24
Зазор между торцом втулки
гидротолкателя и рычагом
прохождение щупа более 0,03
не допускается
Зазор между осью и втулкой рычага
до 01.07.84
с 01.07.84
0,05-0,155
0,05-0,145
0,05-0,35
0,05-0,35
более 0,45
более 0,40
Зазор между торцом скребка и
регулировочными прокладками
0,10-0,20
0,10-0,20
менее 0,05
более 0,25
Толщина цилиндрической части
тарелки клапана под фаски:
впускного
выпускного
4,84-5,0
3,2-3,5
менее 2,8
менее 2,5
менее 2,5
менее 2,0
Утопание нового (не работавшего)
клапана (седло):
в седло выпускного
в гнездо впускного
0,0-0,8
0,015-0,67
не более 2,2
не более 4,0
свыше 2,5
свыше 4,0
6.Шатуны
Втулка в проушинах главного
шунта:
- внутренний диаметр
70,32
Шатунный подшипник, зазор «на
масло» по обмерам
0,14-0,26
0,14-0,35
0,36
Втулка верхней головки шатуна,
зазор «на масло»
0,072-0,148
0,072-0,38
0,40
Втулка в проушинах главного
шатуна, зазор «на масло»
0,06-0,12
0,06-0,35
0,40
Прицепной палец, диаметр
70-0,02
69,78
Толщина вкладыша шатунного
подшипника в среднем сечении
5,91-5,93
Вкладыш заменяется
на новый при износе
покрытия до бронзы
Вкладыш, размер по стыку в
свободном состоянии
202,7+2
202,3-203
202,2
Вкладыш, натяг в приспособлении
0,12-0,16
0,08
0,07
Суммарный натяг двух половин
вкладышей
0,24-0,32
0,20
0,18
Непрямолинейность образующей
затылка вкладышей
0,02
0,04
0,05
Главный шатун, осевой разбег на
шейке коленчатого вала
0,40-0,96
0,40-1,20
1,30
Прицепной шатун, осевой разбег в
проушинах главного шатуна
0,30-0,82
0,30-1,1
1,20
Шатун главный, отверстие нижней
головки (без вкладышей):
в плоскости, перпендикулярной к
разъему
в плоскости разъема
допуск овальности (полуразность
диаметров)
202+0,029
202+0,029
0,01
0,01
0,045
7.Поршень
Тронк, диаметр отверстий в
бобышках (в сборе с головкой)
95+0,035
95+0,20
Тронк, овальность и конусность
отверстий в бобышках (в сборе с головкой)
0,015
0,03
0,04
Тронк, диаметральный зазор между
диаметром направляющей части поршня и диаметром втулки цилиндра
(разность измерений наибольшего диаметра поршня и наименьшего
диаметра втулки)
0,36-0,502
0,30-0,75
0,80
Поршневые кольца, зазор в замках
поршневых колец в рабочем состоянии:
компрессионное с односторонней
трапецией
компрессионное (минутное)
первое маслосъемное
второе маслосъемное
0,9-1,17
0,8-1,04
0,9-1,2
0,9-1,7
1,9
2,5
2,8
2,8
2,2
3,2
3,3
3,3
Поршневые кольца, зазор между
кольцами и канавками поршня по высоте:
компрессионные с односторонней
трапецией
компрессионные (минутное)
первое маслосъемное
второе маслосъемное
0,00-0,04
0,12-0,17
0,10-0,17
0,10-0,17
0,2
0,40
0,40
0,40
0,25
0,50
0,50
0,50
Кольцо компрессионное, размер
замка в свободном состоянии
30+8
не менее 23
не менее 20
Палец поршня, наружный диаметр
95(-0,022)
-
-
8. Лоток с
распределительным механизмом
Подшипник распределительного
вала:
зазор между подшипником и опорной
втулкой
зазор между подшипником и лотком
(кроме упорного)
зазор между упорным подшипником и
лотком
зазор между фиксатором и втулкой
упорного подшипника
зазор между торцом подшипника и
упорной поверхностью приводной втулки
0,10-0,244
0,014-0,079
0,00-0,065
0,018-0,07
0,105-0,229
0,10-0,35
0,01-0,15
0,00-0,15
0,02-0,24
0,10-0,36
0,40
0,18
0,18
0,28
0,40
Рычаги:
зазор между втулкой рычага и осью
осевой зазор между двумя рычагами
зазор между внутренним отверстием
ролика и плавающей втулкой
зазор между внутренним отверстием
плавающей втулки и валиком
зазор между плавающими втулками
0,025-0,109
0,202-0,817
0,10-0,147
0,08-0,13
0,077-0,122
0,025-0,25
0,202-1,00
0,10-0,22
0,08-0,20
0,08-0,20
0,30
1,10
0,27
0,25
0,25
Распределительный вал:
осевой разбег распределительного
вала по индикатору
зазор между половинами впускного,
выпускного топливного кулаков и опорной втулки
Радиальный зазор между отбойником
и маслоулавливателем
0,23-0,48
-
-
Натяг посадки отбойника на
коленчатый вал
0,133-0,226
-
-
Размер между торцами отбойника и
маслоулавливателя
1-4
-
-
25. Привод тахометра
Осевое перемещение вал-шестерни
0,1-0,2
-
-
Осевое перемещение гибкого вала
1,5-2,5
-
-
Зазор между верхним торцом
резьбовой втулки и тахометром
0,5-0,7
-
-
Посадка подшипников №105 на
вал-шестерню
зазор 0,0065
натяг 0,0165
-
-
Посадка подшипников №201 на
вал-шестерню
натяг 0,0135
зазор 0,0055
-
-
-
-
Посадка подшипников №201 в корпус
и стакан
зазор
0,075-0,025
-
-
26. Вентилятор охлаждения
главного генератора
Натяг посадки втулки на вал
0,033-0,087
-
-
Натяг посадки подшипника на вал
0,003-0,032
-
-
Зазор в ручьях уплотнительных
колец
0,06-0,18
-
-
Осевой натяг колеса и шестерни на
валу
0,6-0,15
-
-
Боковой зазор между зубьями
шестерен
0,12-0,45
-
-
27. Управление регулятором.
Сервомотор пусковой.
Зазор между корпусом и поршнем
пускового сервомотора
0,2-0,46
-
-
Зазор между поршнем и стаканом
пускового сервомотора
0,03-0,12
-
-
Зазор между стаканом и корпусом
по посадочному пояску
0-0,08
-
-
28. Выключатель предельный
Зазор между зубьями стакана и
шестерни
0,12-0,36
-
-
Зазор между валиком и стаканом
0,24-0,47
-
-
Зазор между кулачком и корпусом
0,025-0,137
-
-
Зазор между шестерней и валиком
0,025-0,13
-
-
Зазор между валиком и корпусом
0,025-0,137
-
-
Осевой разбег груза на валу
0,3-0,5
-
-
Посадка подшипника на вал груза
натяг
0,081-0,025
-
-
Посадка подшипника в обойму и
крышку
натяг 0,010
зазор 0,033
-
-
-
-
Зазор между стаканом и корпусом
автомата выключения
0,025-0,112
-
-
Зазор между корпусом автомата
выключения и корпусом предельного выключателя
0,040-0,180
-
-
Натяг обоймы в корпусе
предельного выключателя
0,025-0,085
-
-
Посадка крышки в корпусе
предельного выключателя
натяг 0,012
зазор 0,047
-
-
Примечание: 1.
Установленные браковочные размеры при выпуске тепловозов из текущего
ремонта (ТР) или непланового ремонта использовать только в случае
разборки агрегата или сборочной единицы, кроме размеров, которые могут
быть проверены без разборки.