ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ НА ВАГОННЫЕ, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ И СКЛАДСКИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
НА Ж/Д
Учебный справочник
Составитель О. В. Молчанова
Екатеринбург Издательсво УрГУПС 2012
год
УДК 656.015.2 Е33
Е33 Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы : учеб. справочник / сост. О. В. Молчанова. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. – 106, [2] с.
Приведены единые нормы выработки и времени на вагонные автотранс- портные и складские механизированные погрузочно-разгрузочные работы.
Справочник предназначен для студентов специальностей 190701 – «Орга- низация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)», 190500 –
«Эксплуатация транспортных средств», 100101 – «Сервис», 080502 – «Экономи- ка и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», 080102 – «Ми- ровая экономика», может быть использован при изучении дисциплин «Транс- портно-грузовые системы», «Управление грузовой и коммерческой работой»,
«Технология грузовой и коммерческой работы», а также при выполнении кур- сового и дипломного проектирования.
УДК 656.015.2
Печатается по решению
редакционно-издательского совета университета.
Составитель: О. В. Молчанова, доцент кафедры «СУГР»,
канд. техн. наук, УрГУПС
Рецензент: А. В. Колыханов, главный инженер Свердловской
дирекции по управлению терминально-складским комплексом ‒ структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально- складским комплексом ‒ филиала ОАО «РЖД»
Погрузка или выгрузка навалочных грузов ленточными транспортерами 100
Погрузка или выгрузка навалочных грузов
(минеральных удобрений) машинами типа МВС-4 100
Погрузка навалочных грузов (минеральных удобрений) многоковшовыми погрузчиками типа Д-565 из штабеля
в автотранспорт 101
Погрузка торфа в железнодорожный подвижной состав
узкой колеи и в автотранспорт. 102
ОГНЕУПОРНЫЕ ГРУЗЫ 103
Погрузка-выгрузка огнеупорных изделий с применением транспортера и автомобильного погрузчика 104
Погрузка цемента в автоцементовозы 106
Погрузка цемента в вагоны – хопперы 106
ВВЕДЕНИЕ
Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспорт- ные и складские погрузочно-разгрузочные работы (ЕНВ) предназна- чены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно- разгрузочные работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а так- же планирования численности рабочих.
Нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Фе- дерации при участии научных и нормативно-исследовательских ор- ганизаций различных отраслей экономики.
В основу разработки норм положены:
«Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранс- портные и складские погрузочно-разгрузочные работы», изд. 1987 г.;
изменения и дополнения к Единым нормам выработки и време- ни на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгру- зочные работы, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1990 г. N 289/12-13;
фотохронометражные наблюдения;
технические характеристики погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, подвижного состава;
результаты анализа организации труда и мероприятия по ее со- вершенствованию;
технические расчеты.
Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы рекомендуются для примене- ния в организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм, ведомственной принадлежно- сти и форм собственности.
Приведенные в справочном пособии межотраслевые нормы со- держат нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранс- порта и складские работы, выполняемые механизированным спосо- бом, на следующие категории грузов: тарно-упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и ме- таллические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалоч- ные, зерновые и др.
Нормы времени дифференцированы в зависимости от способов и средств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, массы од- ного места груза, расстояния перемещения груза, высоты подъема
груза, вида упаковки, численности состава исполнителей и других факторов.
Нормы времени предназначены для нормирования труда рабо- чих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также планирования числен- ности рабочих.
В ЕНВ существуют пять разделов:
Общая часть.
Организация труда.
Механизированные погрузочно-разгрузочные работы.
Погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вручную без применения или с применением простейших приспособлений.
Складские работы, выполняемые с применением погрузочно- разгрузочных машин и вручную без применения или с применени- ем простейших приспособлений.
В этих разделах нормы выработки даются по наиболее важней- шим грузам.
В данном справочном пособии приведены нормы только на ме- ханизированные погрузочно-разгрузочные работы.
Норма выработки (планируемая) – это количество тонн, штук, м3груза, которое должна перерабатывать машина с учетом вида механизма, под- вижного состава, выполняемых операций, рода груза и т. д. за смену.
Фактическая норма выработки – это количество тонн, штук, м3груза, фактически переработанного машиной, бригадой за 1 смену (нужна для отчетных статистических данных и начисления заработной платы).
Норма выработки (Нвыр) – это комплексная норма выработки, т. е. сменная норма выработки всех рабочих (механизатора, стропальщи- ков или грузчиков), входящих в бригаду.
Нвр.мех– это норма времени механизатора в часах на единицу из- мерения (т, м3, шт.).
Нвр.стр, Нвр.гр– это норма времени стропальщиков, грузчиков в чел- час на единицу измерения (определена путем умножения нормы вре- мени (механизатора) в часах на количество рабочих в бригаде).
Нормы установлены на семичасовой рабочий день. При измене- нии продолжительности рабочей смены и при пятидневной рабочей неделе нормы соответственно пересчитываются.
Единые нормы выработки установлены в тоннах с учетом тары (исключение составляют контейнеры и самоходные грузы – шт.; лес- ные грузы – в тоннах и м3; торф – м3).
В ЕНВ приведены:
состав работы;
состав бригады;
для нужного типа механизма выбираются Нвыр, Нвр.мех, Нвр.стр, Нвр.гр.
Через норму выработки можно определить производительность
погрузочно-разгрузочных машин:
Нвыр= Псм; (1)
где Псм– сменная производительность.
Нвыр.
Пэ ;
7
(2)
где Пэкс– эксплуатационная производительность;
7 – количество часов в смене.
Птех
П
э ;
Квр
(3)
где Птех– техническая производительность.
Кроме того, если в таблицах не приведены нормы времени, то их можно определить из соотношения
Нвр
1 . П
При этом
экс
(4)
Нвр.мех = Нвр; (5)
Нвр.стр=
rp· Нвp; (6)
где
rp– количество рабочих (стропальщиков, грузчиков и т. д.) в со- ставе бригады.
При изменении количества человек в бригаде или продолжитель- ности рабочей смены норму выработки можно откорректировать по следующей формуле:
Нвыр
7
.
Нвр.мех
(7)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Предусмотрены нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы на группы грузов следующих категорий:
Тарно-упаковочные и штучные грузы:
грузы в мешках, кулях, пакетах, к которым относятся различ- ные грузы (в мешках или пакетах джутовых, льняных, бумажных (одно- и трехслойных), полиэтиленовых и др.), грузы в кипах, гру- зы в ящиках (в деревянных, металлических, фанерных, пластмассо- вых, картонных), в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы – толь, ру- бероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанер- ных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) мас- сой одного места до 500 кг.
Мясные грузы: мясо мороженое, охлажденное в тушах, полуту- шах и четвертинах.
Хлебобулочные изделия: хлеб печеный всякий, булочные и мел- коштучные изделия, уложенные в специальные лотки.
Тяжеловесные грузы:
грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейне- ры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанер- ных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) мас- сой одного места более 500 кг.
Металлы и металлические изделия: металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам.
Лесоматериалы: лесоматериалы круглые всех пород любого диа- метра, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева – детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечка россыпью.
Огнеупорные грузы: все виды изделий из огнеупорных материа- лов – шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, вы-
сокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлурги- ческих и нагревательных печей.
подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот;
кукуруза в початках.
Овощные грузы россыпью: картофель, свекла, морковь, лук реп- чатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т. п.
Навалочные грузы: различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью), – уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др.
Единые нормы выработки и времени предусматривают следую- щие варианты погрузочно-разгрузочных работ:
железнодорожный подвижной состав – склад, склад – желез- нодорожный подвижной состав;
железнодорожный подвижной состав – автотранспорт, авто- транспорт –железнодорожный подвижной состав;
железнодорожный подвижной состав – железнодорожный под- вижной состав;
автотранспорт – склад, склад – автотранспорт.
К складским операциям относятся: перемещение, переклад- ка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т. п.
Нормы времени (Нвр) на погрузку, выгрузку и перемещение грузов установлены на тонну с учетом массы тары (упаковки), за ис- ключением отдельных грузов, единицы измерения которых указа- ны в таблицах.
Нормы времени установлены для механизаторов в часах; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента – в человеко-ча- сах на единицу измерения (т; шт.; м3и т. п.).
Нормами учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов, отдых и личные надобности.
Нормами предусмотрены и отдельно не оплачиваются:
подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожно- го подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;
подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза;
накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; от- крывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспор- та, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки крепления) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и авто- транспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; до- полнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных; подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнез- дах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения; очистка подвижно- го состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава); установ- ка (снятие) реек, решеток и стеллажей;
установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других двер- ных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на рас- стояние до 50 м с укладкой в штабель;
подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т. п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т. п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хране- ния на расстояние до 50 м;
подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бун- там), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т. п. и от- носка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м;
укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и дру- гих грузов, а также его свертывание и относка;
подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгруз- ки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-раз- грузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза;
сепарирование грузов – отделение одной партии груза от дру- гой на складе и в подвижном составе;
экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение во- дой, смазочными материалами, топливом и т. п.);
смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);
смена спецодежды, респираторов и т. п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с кото- рыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;
передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, ва- гонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных по- грузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабо- чей зоны на расстояние до 10 м;
кантовка катно-бочковых грузов, установка на упоры и креп- ление на месте складирования;
взвешивание мяса в процессе погрузки (и выгрузки) на врез- ных и подвесных весах;
передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;
перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или ав- томобиля, разравнивание навалочных, зерновых грузов россыпью в подвижном составе;
подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным те- лежкам на расстояние до 5 м;
установка автокранов на аутригеры;
уборка своего рабочего места после окончания работы;
очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов;
укладка тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м.
Если расстояние более предусмотренного описанными выше нор- мами, нормы времени пересчитываются согласно табл. 9 [2].
Нормы выработки и времени рассчитаны на следующие сред- ние расстояния перемещения погрузочно-разгрузочных машин по фронту работы:
бесконсольных козловых электрокранов при погрузке (выгруз- ке) – до 30 м, при сортировке и перегрузке на складах и железнодо- рожных путях – до 40 м;
двухконсольных козловых, мостовых, башенных электрокра- нов и кранов на железнодорожном ходу при погрузке (выгрузке) – до 50 м, при сортировке и перегрузке на складах и железнодорож- ных путях – до 60 м;
погрузчиков и аккумуляторных тележек – до 50 м.
При перемещении грузов на расстояние более предусмотренного нормами нормы времени пересчитываются согласно таблице 4 [2].
Нормами времени на выгрузку грузов из полувагонов с повы- шенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков по-
сле выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона уста- навливается норма времени 0,025 чел.-ч.
При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нор- мы времени увеличиваются на 10 %.
Нормы времени рассчитаны на выполнение погрузочно-раз- грузочных работ в пределах одной рабочей зоны, на нормальное со- стояние груза, рациональную организацию труда рабочих с необ- ходимыми средствами механизации и погрузочно-разгрузочными приспособлениями с учетом требований правил техники безопас- ности.
В тех случаях, когда по условиям производства рабочие в течение смены вынуждены переходить из одной рабочей зоны в другую, на- ходящуюся на расстоянии более 200 м, устанавливается норма вре- мени на дополнительные переходы из расчета 0,2 ч на 1 км для ка- ждого рабочего.
Нормы времени на дополнительные работы, не учтенные нор- мами при взвешивании, приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Нормы времени на дополнительные работы, не учтенные нормами при взвешивании зерновых грузов россыпью
Нормы времени на 1 т, чел.-ч
Наименование работ
Тяжело- весное зерно
Легко- весное зерно
Подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм
Кукуруза в почат- ках
Взвешивание на спаренных бун- керных весах при подаче транс- портерами
0,12
0,16
0,19
0,23
Взвешивание на спаренных бун- керных весах при подаче скреб- ковыми самоподавателями, а также при выгрузке вагонораз- грузчиком и механической ло- патой
0,08
0,11
0,14
0,17
Взвешивание на одинарных бункерных весах при подаче транспортерами
0,24
0,32
0,42
0,48
Взвешивание на одинарных бун- керных весах при подаче скреб- ковыми самоподавателями, а также при выгрузке вагонораз- грузчиком и механической
0,17
0,24
0,28
0,34
Таблица 2
Нормы времени на дополнительные работы, не учтенные нормами, на взвешивание груза вне процесса погрузки-выгрузки
Наименование работы
Нормы времени на 1 т, чел.-ч
Взвешивание грузов с укладкой на весы и снятием с весов вручную:
катно-бочковых
0,26
остальных грузов
0,18
Грузы в корзинах приравниваются к грузам в ящиках соответ- ствующей массы.
Для случаев, когда при однородном грузе и однородной таре масса отдельных мест неодинакова, применяются нормы времени из расчета средней массы места. Средняя масса места определяется пу- тем деления общей массы груза партии на количество мест груза.
При выгрузке из железнодорожного подвижного состава гру- зы складируются не ближе 2 м от наружной грани головки крайне- го рельса при высоте груза до 1,2 м и не ближе 2,5 м – при большей высоте груза.
При выгрузке слежавшихся, смерзшихся и окаменелых грузов, составляющих до 50 % общего количества (объема) груза:
на площадку, расположенную на уровне головки рельса или на одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава, норма времени соответствующего варианта работ применяется с коэффи- циентом пропорционально проценту слежалости, смерзлости, ока- менелости груза, т. е. 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,5;
на повышенных путях, эстакадах, в бункера и в траншеи на рых- ление, киркование или отогрев груза устанавливается дополнитель- ное время в том же размере, что и при выгрузке указанных грузов на площадку, расположенную на уровне головки рельса или на одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава, для соответ- ствующего варианта работы.
При слежалости, смерзлости, окаменелости грузов более 50 % об- щего количества (объема) на рыхление, киркование или отогрев гру- за устанавливается местная разовая норма.
Примечание. Процент слежалости, смерзлости, окаменелости в каждом отдельном случае устанавливается комиссией (в составе представителей работодателя, профсоюзного комитета, иного упол- номоченного работниками представительного органа) и оформля- ется актом.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в зимнее время на открытом воздухе и в неотапливаемом помещении норма времени применяется с коэффициентом по температурным зонам согласно Приложению 4 [2].
При одновременном применении к норме времени нескольких поправочных коэффициентов (кроме указанных в Приложении 4, предусмотренных в общей части и в соответствующих разделах сбор- ника [2], окончательная норма времени для конкретного варианта ра- боты определяется умножением основной нормы времени (без учета дополнительного времени) на произведение применяемых поправоч- ных коэффициентов.
Коэффициенты к нормам времени при выполнении работ в зим- нее время (Приложение 4) применяются к общему нормированному времени с учетом поправочных коэффициентов и дополнительного времени, предусмотренных для соответствующих условий выпол- нения работ.
Перечень грузов, при работе с которыми может применяться повышенная оплата труда, приведен в Приложении 3 [2].
При переводе тонн в кубические метры для круглых лесома- териалов следует относить:
сосну, кедр, осину, липу, ольху – к группе хвойных и мягколист- венных пород;
дуб, бук, граб, вяз, ясень, лиственницу, клен, березу и ильм – к группе твердолиственных пород;
лесоматериал круглый длиной до 2,0 м – к коротью; лесоматериал круглый более 6,5 м – к длинномерам.
В разделе «Лесоматериалы» нормы времени установлены в двух единицах измерения: в чел.-ч на тонну и в чел.-ч на кубиче- ский метр.
При нормировании погрузочно-разгрузочных работ предприятия и организации должны пользоваться нормами в тех измерениях, в ко- торых ведется учет перевозимых лесоматериалов.
Нормы времени на погрузку (выгрузку) лесоматериалов рас- считаны исходя из массы одного кубического метра:
лесоматериал круглый всех пород и размеров, тонкомерный лес толщиной до 13 см, подтоварник, дрова, рудстойка, балансы, про- псы – 900 кг;
пиломатериал, клепка, планки и дощечки россыпью, ящичная тара в пучках и контейнерах, дощечка тарная — 600 кг;
шпалы, брусья, фанера россыпью и в пачках, обапол, горбыль – 760 кг, щепа – 820 кг.
В наименованиях таблиц применяются термины: «погрузка или выгрузка» и «погрузка-выгрузка», которые означают, что в пер- вом случае нормы на погрузку и выгрузку грузов из подвижного со- става установлены одинаковые, а во втором случае – различные.
Наименования профессий рабочих указаны в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника ра- бот и профессий рабочих.
На погрузочно-разгрузочные работы, не предусмотренные на- стоящим сборником, могут устанавливаться аналитическим методом местные нормы времени. При разработке этих норм следует руково- дствоваться положениями, изложенными в общей части сборника [2], в его соответствующих разделах и приложениях.