Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 3

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 3

 

 

 
18 

 

Трехдиапазон-

ная коробка 

передач 

Четырехдиа-

пазонная ко-

робка передач 

Вал отбора мощности*     .     .      .      .      . 

 
 
 
 

частота вращения, об/мин     .     .     .       

Независимый. Односту-

пенчатый редуктор с 

гидроподжимной муфтой 

включения. Расположе-

ние заднее 

540  и  1000  в  зависимо-

сти от наладки 

Параметры хвостовиков ВОМ: 

 

установлен на трактор хвостовик 

150.41.085-03 в комплекте с шестерней 
150.41.223-7А (количество зубьев - 21)      .      . 

 
 

ВОМ3 ГОСТ 3480-76, 

20 эвольвентных шли-

цев, наружный диаметр  

45 мм, передаваемая 

мощность – полная мощ-

ность двигателя 

прикладывается в одиночный комплект 

ЗИП хвостовик 150.41.085 в комплекте с ше-

стерней 150.41.224-4А (количество зубьев - 17) 

 
 

ВОМ1С ГОСТ 3480-76, 

8 прямобочных шлицев, 

наружный диаметр         

38 мм, передаваемая 

мощность – не более      

60 кВт (81,7 л.с.)

 

по отдельному заказу: 

 

хвостовик 150.41.085-01 в комплекте с ше-

стерней 150.41.224-4А (количество зубьев - 17) 

 

ВОМ1 СТ СЭВ 4459-83, 

6 прямобочных шлицев, 

наружный диаметр        

35 мм, передаваемая 

мощность – не более     

60 кВт (81,7 л.с.)

 

хвостовик 150.41.085-02 в комплекте с ше-

стерней 150.41.223-7А (количество зубьев - 21) 

 

ВОМ2 ГОСТ 3480-76, 

21 эвольвентный шлиц, 

наружный диаметр  

35 мм, передаваемая 

мощность – полная мощ-

ность двигателя

 

 
__________________________________________ 

* По заказу потребителя ВОМ на трактор может не устанавливаться 

 

 

 

19 

 

 

Трехдиапазон-

ная коробка 

передач 

Четырехдиапа-

зонная короб-

ка передач 

1.2.14  Дополнительное  оборудование  (устанавливается  по 

отдельному заказу 

Тягово-сцепное устройство типа ТСУ-3      

 
 
 
 
 
 

высота точки прицепа над поверх-

ностью земли, мм     .      .     .     .      .      .     .     . 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неподвиж-

ное, с  вра-

щающемся 

крюком и 

двухсто-

ронней 

амортиза-

цией 
700 

Седельное устройство 

Автомобильного типа 

Автосцепка      .      .      .      .       .       .     .  Соедини-

тельная 

рамка с ме-

ханизмом 

управления 

 

 

1.3 Краткие сведения об устройстве трактора 

 

Остовом  трактора  служит  шарнирносочленная  рама,  состоящая  из 

двух  полурам:  передней  и  задней,  соединенных  между  собой  вертикаль-

ными и горизонтальными шарнирами. 

На передней полураме на резинометаллических амортизаторах уста-

новлен  силовой  агрегат:  двигатель,  муфта  сцепления  с  проставочным 

корпусом,  коробка  передач  с  раздаточная  коробка,  образующие  единый 

блок. 

Двигатель  трактора  V-образный,  шестицилиндровый,  четырехтакт-

ный, жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.  

Особенности  конструкции,  правил  эксплуатации  и  технического  об-

служивания  двигателя  и  муфты  сцепления  приведены  в  прилагаемой  к 

трактору руководстве по эксплуатации двигателя. 

Система смазки двигателя комбинированная, охлаждения  - жидкост-

ная,  закрытого  типа  с  принудительной  циркуляцией  охлаждающей  жид-

кости. 

Пуск двигателя осуществляется электростартером. 

Для  облегчения  пуска  двигателя  в  холодное

 

время  года  на  тракторе  

установлен предпусковой подогреватель "Термо 90ST". По заказу потре-

бителя подогреватель может не устанавливаться. 

Муфта  сцепления  двигателя  сухая,  фрикционная,  однодисковая,  по-

стоянно-замкнутая с диафрагменной вытяжной пружиной. 

 
20 

Управление  муфтой  сцепления  дистанционное  с  пневматическим 

усилителем. 

Для обеспечения безударного введения в зацепление зубчатых колес  

коробки  передач,  в  корпусе  муфты  сцепления  установлен  колодочный 
тормозок. 

Коробка  передач  механическая,  с  зубчатыми  колесами  постоянного 

зацепления и фрикционными гидроподжимными муфтами, обеспечиваю-
щая  двенадцать  скоростей  движения  вперед  и  четыре  скорости  заднего 
хода с переключением передач на ходу внутри диапазона. 

Переключение передач на ходу осуществляется поворотом золотника 

распределителя  переключения  передач.  На  тракторе  с  трехдиапазонной 
коробкой  передач  безразрывность  потока  мощности  обеспечивается  за 
счет подпитки от насоса выключенной гидроподжимной муфты через де-
лителя  потока  и  клапана  подпитки,  встроенные  в  распределитель  пере-
ключения передач. На тракторе с четырехдиапазонной коробкой передач 
делителя потока и клапана подпитки в распределителе переключения пе-
редач отсутствуют. 

Переключение  диапазонов  и  передач  осуществляется  отдельными 

рычагами. 

В конструкции коробки передач предусмотрен механизм блокировки, 

предотвращающий  пуск  двигателя  при  включенном  диапазоне,  а  также 
механизм  блокировки,  дающий  возможность  переключать  диапазоны 
только при полностью выключенной муфте сцепления. 

Раздаточная  коробка  механическая,  двухдиапазонная,  с  зубчатыми 

колесами постоянного зацепления, передает крутящий момент к отключа-
емому переднему и постоянно включенному заднему мостам трактора. На 
приводе  к  переднему  мосту  установлен  стояночный  тормоз.  В  раздаточ-
ной коробке находятся приводы к насосам гидравлических систем короб-
ки  передач,  рулевого  управления  и  навесного  устройства,  механизм 
включения привода ВОМ. 

Гидравлическая  система  коробки  включает  следующие  основные 

сборочные  единицы:  шестеренный  насос,  распределитель  переключения 
передач, перепускной распределитель, предохранительный клапан радиа-
торной  ветви,  фильтр  линии  нагнетания,  заправочный  и  заборный  филь-
тры. 

Передний и задний мосты трактора ведущие, конструктивно одинако-

вые,  отличаются  только  картерами.  Главные  передачи  мостов  взаимоза-
меняемы.  С  целью  повышения  тягово-сцепных  качеств  и  проходимости 
трактора в ведущих мостах установлен механизм автоблокировки диффе-
ренциала.  Дифференциал  служит  для  передачи  крутящего  момента  к  ве-
дущим  колесам  и  обеспечения  вращения  колес  с  различными  угловыми 
скоростями.  В  процессе  эксплуатации  он  не  требует  регулировки  и  не 
подлежит разборке до полного его износа. 

 

 

21 

Передний мост крепится к  передней  полураме на рессорах. Динами-

ческий ход переднего моста вверх ограничен двумя резиновыми буфера-
ми. Для улучшения плавности хода установлены телескопические гидро-
амортизаторы. 

Задний мост крепится к задней полураме жестко. 
К  фланцам  корпусов  ведущих  мостов  жестко  прикреплены  фланцы 

ступиц  колесных  редукторов  планетарного  типа  в  сборе  с  колесными 
тормозами, образующими единый блок. Колесные тормоза обоих мостов 
имеют пневматический привод и управляются педалью из кабины тракто-
ра. 

Поворот трактора осуществляется путем "излома" рамы трактора во-

круг вертикального шарнира на угол  до 30° в обе стороны от исходного 
положения с помощью гидрообъемного рулевого управления, состоящего 
из следующих основных частей: насоса-дозатора, шестеренного насоса с 
приводом  от  двигателя  или  колес  при  буксировании  трактора,  бака  с 
фильтрами,  предохранительного  клапана,  двух  гидроцилиндров  и  трубо-
проводов. Рулевая колонка регулируемая по высоте и углу наклона. 

На  тракторе  установлены  четыре  одинаковых  дисковых  колеса  с 

пневматическими шинами низкого давления. Во избежание повышенного 
износа шин при движении трактора по дороге с твердым покрытием и по 
укатанной  грунтовой  дороге  отключайте  передний  мост.  Передний  мост 
включайте  только  при  выполнении  сельскохозяйственных  работ,  движе-
ния по бездорожью и повышенном буксовании задних колес. На дорогах с 
твердым покрытием допускается только кратковременное включение пе-
реднего моста для преодоления тяжелых участков дороги. 

Кабина  –  каркасная,  безопасная,  двухместная,  установлена  на  четы-

рех  резиновых амортизаторах,  термо- и  шумоизолированая,  оборудована 
кондиционером,  обеспечивающий  вентиляцию  кабины,  охлаждение  или 
подогрев воздуха в кабине с отбором тепла от системы охлаждения двига-
теля,  электрическими  стеклоочистителями  переднего  и  заднего  стекол, 
стеклоомывателем  переднего  стекла.  По  отдельному  заказу  потребителя 
взамен  кондиционера  может  устанавливаться  отопительно-вентиляцион-
ный блок. 

В  кабине  установлено  два  сиденья:  подрессоренное  для  оператора  и 

дополнительное  неподрессоренное  для  инструктора.  Сиденье  оператора 
имеет  эластичную  подвеску  с  гидравлическим  амортизатором  и  мягкие 
подушку  и  спинку,  регулируется  по  росту  и  весу  водителя.  Имеется  ре-
мень безопасности. 

Дополнительное сиденье нерегулируемое, без спинки, не имеет ремня 

безопасности  используется  инструктором  при  обучении  новых  операто-
ров или когда техник по обслуживанию производит диагностирование не-
исправности трактора. 

 
22 

Сзади кабины на продольных усилителях установлен топливный бак. 

На  лентах  крепление  топливного  бака  предусмотрено  место  крепления 

лопаты. 

Для  освещения  местности  и  агрегатируемых  с  трактором  машин  и 

орудий на кабине установлены впереди две и сзади четыре рабочие фары. 

Для освещения пути движения и обеспечения безопасности движения 

на дорогах общего пользования на тракторе установлены две транспорт-

ные фары, имеющие ассиметричное светораспределение на ближнем све-

те, а так же необходимая светосигнальная аппаратура. 

На задней полураме установлен редуктор вала отбора мощности с не-

зависимым приводом. Привод к редуктору ВОМ осуществляется кардан-

ной передачей. Включение привода ВОМ и управление гидроподжимной 

муфтой редуктора ВОМ осуществляется двумя рычагами с рабочего места 

водителя. 

Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, 

которая  служит  для  управления  навесным  устройством  трактора  и  рабо-

чими органами агрегатируемых с трактором гидроуправляемых машин. 

Для агрегатирования с гидрофицированными сельхозмашинами (ору-

диями) и транспортными средствами между задними крыльями трактора 

на кронштейне установлено восемь соединительные муфты. 

Для агрегатирования с навесными и полунавесными машинами (ору-

диями)  на  тракторе  установлено  навесное  устройство  с  двумя  силовыми 

гидроцилиндрами,  управляемое  из  кабины  рычагом  распределителя  гид-

равлической  системы.  Для  различных  условий  работы  конструкцией 

навесного  устройства  предусмотрено  присоединение  орудия  к  трактору 

по двухточечной и трехточечной схемам наладки. 

Для снижения трудоемкости агрегатирования с навесными сельскохо-

зяйственными  машинами  и  орудиями  на  навесное  устройство  трактора 

может устанавливаться автосцепка и механизм управления с  фиксатором 

рамки. 

Для работы с прицепными машинами и орудиями трактор оборудует-

ся тягово-сцепным устройство типа ТСУ-1Ж (прицепной и упряжной ско-

бами). 

Для  работы  с  прицепами,  полуприцепами,  машинами  для  внесения 

удобрений  и  другими  машинами  к  трактору  прикладывается  тягово-

сцепное  устройство  типа  ТСУ-2,  а  также  по  дополнительной  заявке  на 

трактор может устанавливаться тягово-сцепное устройство типа ТСУ-3 и 

седельное устройство. 

Работа  составных  частей  и  систем  трактора  контролируется  кон-

трольно-измерительными  приборами  (тахометром  со  счетчиком  моточа-

сов, указателем температуры охлаждающей жидкости в системе охлажде-

ния двигателя, указателем давления воздуха в пневмосистеме и тормозной 

системе, указателями давления масла в гидравлических системах коробки 

передач и вала отбора мощности, системе смазки двигателя и гидросисте-

ме  ВОМ,  указателем  напряжения,  контролирующего  зарядно-разрядный 

 

 

23 

режим  аккумуляторных  батарей,  работу  генератора  и  преобразователя 

напряжения, указателем уровня топлива в баках), контрольными лампами 

и  светодиодами  засоренности  воздухоочистителя  и  фильтра  грубой 

очистки  масла  в  системе  смазки  двигателя,  включения  стояночного  тор-

моза,  дальнего  света  транспортных  фар,  указателей  поворота  трактора  и 

прицепа,  аварийной  температуры  охлаждающей  жидкости  в  системе 

охлаждения двигателя, аварийного давления масла в системе смазки дви-

гателя и аварийного давления воздуха в пневмосистеме. 

 
1.4 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬ-

НЫЕ ПРИБОРЫ  

 

Все  органы  управления  трактором,  контрольно-измерительные  при-

боры,  сигнализационная  и  коммутационная  аппаратура  в  основном  раз-

мещены в кабине и под кабиной. 

1, 4 (см. рисунок 3) – дефлекторы системы микроклимата кабины. 

Направления потока воздуха подаваемого в кабину регулируется враще-

нием колец и поворотом решеток дефлекторов; 

2 – место установки магнитолы; 
3 – плафон, включатся выключателем расположенным рядом с пла-

фоном; 

5 – панель переключателей; 
6 – колонка рулевая. Регулируется   по углу наклона и по высоте, от-

кидывается в положение  для  посадки и высадки оператора (см. подраз-

дел 5.4.13); 

7 – рычаг ручного управления топливным насосом двигателя. При пе-

ремещении  "от  себя"  подача  топлива  увеличивается.  Крайнее  переднее 

положение  рычага соответствует  максимальной подаче  топлива,  крайнее 

заднее – минимальной подаче топлива; 

8 – пепельница; 
9 – рукоятка (красного цвета)  останова двигателя. Для останова дви-

гателя  необходимо  вытянуть  рукоятку  "на  себя"  до  упора,  после  оста-

новки двигателя рукоятку необходимо вернуть в исходное положение; 

10 – педаль управления тормозным краном привода колесных тормо-

зов; 

11 – рычаг тормозного крана  управления стояночным тормозом.  Для 

затормаживания  трактора  на  стоянке  с  помощью  стояночного  тормоза 

необходимо  переместить  рычаг  крана  в  крайнее  заднее  положение.  Для 

растормаживания трактора необходимо перемесить фиксатор рычага к его 

рукоятке и отпустить рычаг, после чего рычаг должен автоматически пе-

реместиться в исходное положение. Во избежание поломки крана при-
лагать усилие к рычагу для его возврата в исходное положение не до-

пускается

12 – педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована 

с рычагом 7; 

 
24 

 

 

 

Рисунок 3 - Органы управления трактором 

 

13 – рычаг включения привода переднего моста. На тракторе с  трех-

диапазонной коробкой передач передний мост включается перемещением 

рычага  вперед,  а  на  тракторе  с  четырехдиапазонной  коробкой  передач  – 

назад.  Включать  передний  мост  необходимо  при  полностью  выжатой 

муфте сцепления; 

14 – рычаг управления автосцепкой (автосцепка и её привод устанав-

ливаются по заказу потребителя); 

15 – рычаг включения гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. При 

перемещении  рычага  вверх  ВОМ  включается.  Включать  гидроподжим-

ную  необходимо  плавно  при  минимально-устойчивой  частоте  вращения 

коленчатого вала двигателя;  

16  -  рычаг  включения  привода  редуктора  ВОМ  и  привода  насосов 

гидравлических систем коробки передач и рулевого управления от колес 
трактора.  Схема  положений  рычага  показана  на  рисунке  4.  Включайте 
привод ВОМ и привод насосов только при неработающем двигателе.
  

 

 

25 

При буксировании трактора на  гибкой  сцепке  с неисправным  двига-

телем  для  управления поворотом, а  также при буксировании  на  жесткой 
сцепке для обеспечения смазки деталей коробки передач, включайте при-
вода насосов гидросистем коробки передач и рулевого управления от ко-
лес. 

 

 

 

1 – насосы включены от колес, ВОМ выключен; 2 – насосы включены от двигателя, 

ВОМ выключен; 3 - насосы включены от двигателя, ВОМ включен 

 

Рисунок 4 - Схема положений рычага включения привода редукто-

ра ВОМ и привода насосов гидросистем коробки пере-

дач и рулевого управления от колес 

 

Для включения привода насосов гидросистем коробки передач и ру-

левого управления от колес для перевода рычага вдавите до отказа стопор 
2 (см. рисунок 5) на верхней крышке механизма включения, а затем пере-
двиньте рычаг включения ВОМ в переднее крайнее положение и отпусти-
те  стопор.  В  таком  положении  рычаг  заблокирован.  Чтобы  разблокиро-
вать его, нужно снова нажать на стопор и перевести рычаг в  среднее по-
ложение. 

 

 

 

1 - крышка механизма включения; 2 - стопор 

 

Рисунок  5  -  Расположение  стопора  механизма  включения 

приводов насосов и ВОМ 

 

При  буксировке  трактора  с  работающим  двигателем  нельзя 

включать привод насосов от колес. 

БУКСИРОВАНИЕ  ТРАКТОРА  ЗАДНИМ  ХОДОМ  КАТЕГОРИ-

ЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО; 

17 – рычаг включения привода насоса гидравлической системы трак-

тора. При перемещении рычага вперед насос включается. Включайте 

привод насоса при неработающем двигателе

18  -  рычаг  переключения  диапазонов  коробки  передач.  Рычагом 

включают тот или иной диапазон при полностью выжатой муфте сцепле-

ния,  при  включении  диапазон  заднего  хода  дополнительно  остановите 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..