МЕТРАН РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ РД. Руководство по эксплуатации 2000.000.00 РЭ

 

  Главная       Учебники - Техника      МЕТРАН РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ РД. Руководство по эксплуатации 2000.000.00 РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТРАН РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ РД. Руководство по эксплуатации 2000.000.00 РЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

   

 


 

Содержание

 

1 Описание и работа. 4

1.1 Назначение. 4

1.2 Характеристики. 4

1.3 Устройство и работа. 5

1.4 Средства измерения, инструмент и принадлежности ……………………………………….5

1.5 Маркировка. 6

1.6 Упаковка. 7

2 Использование по назначению.. 7

2.1 Подготовка изделия к использованию.. 7

2.2 Использование изделия …………………………………………………………………………..8

2.3 Возможные неисправности и способы их устранения ……………………………………….8

3 Техническое обслуживание. 8

3.1 Общие указания. 8

3.2 Меры безопасности. 9

4 Транспортирование и хранение. 9

Приложение А  Ссылочные нормативные документы.. 10

 


 

Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) распространяется на реле давления РД ( в дальнейшем реле ) и предназначено для изучения их устройства, принципа действия и правил эксплуатации, хранения и транспортирования.

Ссылочные нормативные документы приведены в приложении А.

 

1 Описание и работа

 

1.1 Назначение

 

Реле предназначается для применения в автоматике безопасности для сигнализации и регулирования избыточного давления и разрежения в автоматизированных системах контроля давления.

В зависимости от величины контролируемого давления реле подразделяются на:

-   реле давления-разрежения РД-0,1; РД-2,5; РД-12; РД-100 для контроля избыточного давления и разрежения;

-   реле давления РД-400; РД-1600 для контроля избыточного давления.

Контролируемая среда – воздух, вода, газы и жидкости не агрессивные к нержавеющей стали.

Реле соответствует климатическому исполнению УХЛ категории 3.1 по ГОСТ 15150-69, но для работы при температуре от -30 до +50ºС.

По  степени  защиты от  воздействия пыли и воды реле соответствует группе IP 54 по ГОСТ 14254-96.

По стойкости к механическим воздействиям – реле вибропрочное, исполнения L3 по ГОСТ 12997-84.

 

1.2 Характеристики

 

1.2.1 Условные обозначения реле, диапазон уставок, давление перегрузки, габаритные и присоединительные размеры, масса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Условное обозначение реле

Диапазон уставок,

кПа

Давление перегрузки,

кПа

Габаритные размеры

Масса, кг,

не более

Д мм

Н мм

РД-0,1

 

 

РД-2,5

 

 

РД-12

 

 

РД-100

 

РД-400

 

РД-1600

(-0,4) – (-0,05)

0,05 – 0,4

 

(-2,5) – (-0,4)

0,4 – 2,5

 

(-12) – (-2,5)

2,5 – 12

 

(-90) – (-12)

12 – 100

 

80 – 400

 

400 - 1600

5

 

 

10

 

 

80

 

 

500

 

1000

 

2000

150

 

 

110

 

 

57

 

 

57

 

42

 

42

120

 

 

120

 

 

120

 

 

120

 

120

 

120

0,9

 

 

0,7

 

 

0,5

 

 

0,5

 

0,25

 

0,25

 

1.2.2 Предел допускаемой основной погрешности срабатывания реле:

§          избыточного давления - не более   ± 1% от верхнего предела диапазона уставки;

§          давления-разрежения – не более ±1% ( для РД-0,1 – ± 4%) от суммы абсолютных значений верхних пределов диапазона уставок избыточного давления и разряжения.

1.2.3 Величина зоны возврата срабатывания реле:

 – избыточного давления – 10% от верхнего предела диапазона уставок;

 –  давления - разрежения – 5% от суммы абсолютных значений верхних пределов избыточного давления и разрежения диапазона уставок.

1.2.4 Дополнительная погрешность реле, вызванная изменением температуры окружающего воздуха в рабочем диапазоне температур, выраженная в процентах от верхнего предела

уставки на каждые 10 °С изменения температуры не более 1%.

Примечание – В случае настройки реле на месте эксплуатации при постоянной температуре в рабочем диапазоне, температурная погрешность исключается.

1.2.5 Дополнительная погрешность в РД-0,1, вызванная воздействием вибрации не более 1% от верхнего предела уставки.

1.2.6 Сопротивление изоляции между электрическими цепями и корпусом реле должно быть не менее:

-   20 МОм при нормальных климатических условиях;

-   5 МОм при воздействии температуры 50 °С;

-   5 МОм при  относительной влажности 95% и температуре 35 °С;

1.2.7 Диапазон коммутируемых токов от 0,01 до 0,5 А, диапазон коммутируемых напряжений от 0,05 до 36 В на индуктивной нагрузке и до 100 В на активной нагрузке.

1.2.8  Коммутируемая мощность при нагрузке индуктивной – 0,6 В.А; активной – 10 Вт.

1.2.9 Реле должно быть прочным к воздействию давления перегрузки, указанному в таблице 1 в течение 1 мин.

 

1.3 Устройство и работа

 

Принцип действия реле основан на передаче упругой деформации чувствительного элемента на коммутирующее устройство при воздействии давления или разрежения контролируемой среды на чувствительный элемент.

Реле состоит из двух основных узлов ( рисунок 1):

-   приемника давления (поз. 1);

-   механизма настройки реле (поз. 2).

Примечание – Двухпредельное реле имеет два механизма настройки.

Приемник давления состоит из штуцера, упора и чувствительного элемента – мембраны. Упор обеспечивает защиту мембраны от перегрузочного давления.

Механизм  настройки   состоит из  геркона типа МК –10 – 3 гр. А (поз. 4), закрепленного через пластину (поз. 12) на каретке (поз. 5), регулировочной гайки (поз 7.), направляющей (поз. 6) и магнита (поз. 9), закрепленного на штоке (поз. 10).

Для  исключения  нарушения настройки  при  эксплуатации реле  закрывается кожухом (поз. 8).

Контролируемая среда через штуцер воздействует на чувствительный элемент, который перемещает магнит, действующий своим магнитным полем на контакты геркона, замыкая или размыкая электрическую цепь.

Подключение реле к электрической цепи осуществляется с помощью разъема РС4ТВ в соответствии с рисунком 2 или рисунком 3 для двухпредельного реле.

 

1.4 Средства измерения, инструмент и принадлежности

 

1.4.1 При проверке реле использовать

-  образцовый манометр класса точности не грубее 0,4 с верхним пределом измерений не менее давления уставки;

-  или калибратор давления портативный (например - ПКД-10М, класса точности 0,1) с модулем, выбранным в соответствии с верхним пределом диапазона уставок , либо другое средство измерения, не уступающее ему по метрологическим характеристикам;

-  пробойная установка УПУ-1;

-  мегомметр на напряжение постоянного тока до 100 В;

-  источник задания контролируемых давлений среды;

-  устройство сигнализации срабатывания реле.

 

 

1.5 Маркировка

 

1.5.1 На прикрепленной к реле табличке нанесены следующие знаки и надписи:

-   товарный знак предприятия-изготовителя,  наименование предприятия-изготовителя);

-   условное обозначение реле;

-   порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;

-   дата выпуска (месяц, год).

         1.5.2 На транспортной таре в соответствии с ГОСТ 14192 – 96 нанесены основные,  дополнительные и  информационные надписи  и манипуляционные знаки,  соответствующие обозначениям:  "Хрупкое.  Осторожно",   "Беречь   от  влаги"  и " Верх".

 

 

 

Рисунок 1

 

 

 

 

Рисунок 2

 

                                                                    

Рисунок 3

 

1.6 Упаковка

 

1.6.1 Упаковка реле состоит из потребительской и транспортной тары, изготавливаемой по чертежам предприятия-изготовителя.

1.6.2 Упаковка произведена в соответствии с конструкторской документацией и обеспечивает сохранность реле при транспортировании и складском хранении в течение гарантийного срока.

 

2 Использование по назначению

 

2.1 Подготовка изделия к использованию

Перед монтажом, если реле находилось на хранении более шести месяцев, необходимо проверить электрическое сопротивление изоляции между корпусом (упором) и электрическими выводами.

Электрическая  схема однопредельного реле приведена на рисунке 2, двухпредельного – на рисунке 3. Подсоединение к  колодке  разъема  необходимо   производить   проводниками сечением 0,35 – 1,0 мм.

Настроить реле на требуемую уставку по контрольному манометру (вакуумметру) или калибратору на месте установки реле. Класс точности контрольных приборов должен быть не ниже 0,4.

Реле устанавливаются на объекте в вертикальном положении штуцером вниз. Особенно важно вертикальное положение реле РД-0,1. Настройка реле может производиться как в сторону повышения давления (тип уставки В – верхняя), так и в сторону понижения давления (тип уставки Н – нижняя).

Не допускается наличие магнитных полей в месте установки реле.

Подсоединение реле производить с помощью штуцера М12x1,5. В качестве уплотнения применять прокладки в виде шайб из свинца, фибры, фторопласта, полиуретана или мягкой меди.

Подвод контролируемой среды рекомендуется производить медной или стальной трубкой диаметром 10 мм и толщиной стенки 1 мм.

Рекомендуется на трубопроводе предусмотреть установку контрольного прибора для определения погрешности срабатывания.

2.2     Использование изделия

2.2.1 Перед началом использования реле необходимо проверить уставку давления срабатывания, указанную в паспорте. Проверку рекомендуется выполнять с использованием средств измерения и создания давления указанные в п. 1.4.1.

2.2.2 Настройка реле на определенную уставку производится вращением регулировочной гайки. Предварительно надо снять защитный кожух. Вращение регулировочного винта по часовой стрелке приводит к уменьшению величины уставки срабатывания, для реле РД-0,1, РД-2,5, РД-12 и РД-100 при контроле разряжения – к увеличению уставки.

После настройки на уставку давления срабатывания каретку с герконом законтрить винтом (рисунок 1,поз. 11), одеть и зафиксировать винтами защитный кожух.

 

2.3 Возможные неисправности и способы их устранения

2.3.1 Возможные неисправности, причины и методы их устранения приведены в таблице 2.

Таблица 2

Неисправность

Возможные причины неисправности

Методы устранения

Реле не реагирует на изменение давления

Засорился трубопровод

Прочистить трубопровод, осмотреть штуцер

Разгерметизировался приемник давления

Проверить герметичность (п. 3.3.2)

Реле работает с большим отклонением от требуемой уставки

Сбита настройка
Настроить реле на требуемую уставку (п. 2.2.2)

 

2.3.2 Проверка герметичности

Герметичность реле проверяется следующим образом:

-  подсоединить к штуцеру реле через тройник средство измерения давления и вспомогательный запорный вентиль;

-  подать через вспомогательный запорный вентиль давление равное 1,15 Р кПа, где Р-верхний предел диапазона уставок. После установления давления испытания вспомогательный запорный вентиль закрыть, а давление до вентиля сбросить;

-  выдержать 10 мин. Реле считается герметичным, если в течение последующих 5 минут падение давления не наблюдается;

Примечание – допускается пульсация показаний калибратора в пределах ≈ ±50 Па.

Если давление падает, то необходимо обнаружить место утечки обмыливанием всех мест возможного нарушения герметичности и устранить утечку.

Если после устранения утечек негерметичность устранить не удалось, необходимо отправить реле в ремонт предприятию-изготовителю.

 

 

3 Техническое обслуживание

 

3.1 Общие указания

В  период  эксплуатации реле необходимо следить за герметичностью соединений, не допускать  перегрузки по давлению выше  величины, указанной  в таблице 1.

Не реже одного раза в квартал необходимо проверять величину уставки.

Необходимо следить за тем, чтобы поступающее давление не было пульсирующим.

 

3.2 Меры безопасности

3.2.1 К эксплуатации реле допускаются лица, ознакомленные с правилами их эксплуатации и прошедшие инструктаж по охране труда ( для работ с электрическим оборудованием и давлением).

3.2.2 При монтаже, испытаниях и эксплуатации реле необходимо соблюдать общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.003-85 и руководствоваться действующими на предприятии-потребителе инструкциями по охране труда.

3.2.3  Устранение дефектов реле, замена его элементов, присоединение и отсоединение его от магистрали, подводящую измеряемую среду должно производится при полном отсутствии давления в магистрали и отключенном электрическом питании.

 

 

4 Транспортирование и хранение

 

4.1 Условия транспортирования должны соответствовать условиям хранения 5, для морских перевозок в трюмах условиям хранения 3, по ГОСТ 15150-69.

4.2 Транспортирование реле в упаковке предприятия-изготовителя должно производится всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах (авиатранспортом – в отапливаемых, герметизированных отсеках) в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

4.3 Условия хранения должны соответствовать условиям хранения 3 по ГОСТ 15150-69 и относиться к складским помещениям изготовителя и потребителя.

4.4 В складских помещениях не должно быть пыли, паров кислот, щелочей и газов, вызывающих коррозию металлических поверхностей.

 


 

Приложение А

(Справочное)

 

Ссылочные нормативные документы

 

Таблица А.1

Обозначение документа

Номер раздела,

подраздела, пункта РЭ

ГОСТ 12.3.003-85

ГОСТ 12997-84

ГОСТ 14192-96

ГОСТ 14254-96

ГОСТ 15150-69

3.2.2

1.1

1.5

1.1

1.1,4.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/////////////////////////////////