Гонки на тандемах (велосипедный спорт)

  Главная       Учебники - Спорт      Тактика в велосипедном спорте (А.А. Красников) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

Гонки на тандемах (велосипедный спорт)

 

Соревнования на тандемах разыгрываются так же, как и спринтерские гонки, но длина дистанции 2 км. В заездах принимают участие две-три пары спортсменов. Нагрузки, получаемые гонщиками в ходе соревнования, по физиологической характеристике лежат в зонах умеренной, субмаксимальной и максимальной мощности. При движении со старта в течение 2 – 3 кругов гонщики выполняют нагрузки умеренной мощности. В дальнейшем начинается борьба за лучшую позицию, и спортсмены, увеличивая скорость, переходят порой в зону субмаксимальной мощности. На последнем круге скорость возрастает, и оставшиеся 250 – 300 м гонщики проходят на предельной скорости – зона максимальной мощности. Последние 200 м лучшие гонщики мира преодолевают за 10,0 – 10,5 сек.

Успех спортсменов в гонках на тандемах во многом зависит от их взаимопонимания и синхронности работы. Функции гонщиков различны. Сидящий первым управляет движением велосипеда, принимает решения по ведению гонки и является как бы мозгом этой маленькой команды. Второй велосипедист наблюдает за маневрами противников, находящихся на второй позиции, и информирует своего товарища. При составлении пары очень важно, чтобы партнеры обладали примерно равными скоростными качествами, имели одинаковую быстроту реакции и дополняли друг друга в силе и выносливости, представляли единый коллектив.

Помимо физических качеств на успех пары оказывает влияние и сочетание антропометрических показателей. Лучшим вариантом здесь будет примерное сходство гонщиков по росту, пропорциональности длины конечностей. Следует также принимать во внимание и характер педалирования. И как бы венцом этих показателей будет слаженная, доведенная до полной синхронности работа ног спортсменов.

Тактика в гонках на тандемах во многом сходна с тактикой спринтерских гонок. Здесь так же, как и в спринте (в матчевых заездах), существуют две, схемы: ведение гонки на первой и на второй позициях.

Гонщики на тандемах применяют те же варианты и тактические приемы, что и гонщики – участники спринтерских состязаний.

Выбор тактической схемы здесь зависит от физических, технических качеств гонщиков, мастерства противников и в значительной степени от геометрии и покрытия трека. Чтобы разогнать тандем до предельной скорости, потребуется почти вдвое большее расстояние, чем на обычном велосипеде. Спортсмены это всегда учитывают при составлении тактического плана гонки.

Сильные, быстрые, высокотехничные спортсмены в большинстве своем (с равными противниками) останавливают выбор на первой позиции, особенно на треках с короткой финишной прямой (треки 333,33 м и менее). В подавляющем большинстве эта позиция выигрышная. На треках длиной 400 м и более спортсмены решают свой спор на последнем отрезке дистанции. На таких треках борьба идет за то, чтобы заставить противников начать финиширование возможно раньше.

Приводим наиболее характерные для гонок на тандемах тактические схемы.

Первая схема (борьба с первой позиции). Гонщики со старта выдвигаются вперед и отходят несколько вправо. По своей быстроте это движение будет зависеть от действий противников. Если они прямо со старта захотят захватить инициативу, то выход вперед должен выполняться энергичным рывком.

Следуя впереди противников, сидящий вторым наблюдает за их действиями. При этом необходимо еще до старта изучить, насколько это возможно, поведение соперников и их отношение друг к другу, техническую подготовку и т. д. Эти данные помогут понять поведение противников. Следя за ними, второй гонщик информирует партнера. Они стараются держаться на некотором расстоянии от противников. Это расстояние должно обеспечивать компенсацию того времени, которое будет затрачено на реакцию, вызванную проведением приема (в большинстве – рывки) противниками. Например, противники начали рывок для выхода на первую позицию. Лидирующие мгновенно или одновременно с противниками отвечают соответствующим ускорением, чтобы не дать им приобрести преимущество в скорости.

Медленное приближение противников очень часто может свидетельствовать о том, что, сблизившись, они сделают резкий рывок и попытаются выйти на первую позицию. Не следует отпускать противников на расстояние, при котором трудно следить за ними (20 м и более). Такой отход и маневрирование строго в затылок также будут свидетельствовать о том, что последует рывок. В этом случае следует несколько увеличить скорость и создать видимость ухода или подняться на верх виража, готовясь броситься вниз и отстоять свою позицию.

Спортсменов, использовавших в других заездах проходы слева, нужно держать от себя справа, и наоборот. Иногда при разгоне можно несколько больше освободить проход слева и в момент, когда соперники устремятся туда, восстановить прежнее положение. Противники же будут вынуждены несколько выключиться из борьбы и даже снизить скорость. Это создает благоприятные условия для лидирующих.

На коротких треках результат заезда обычно решается до входа в последний поворот. Вошедший в поворот первым почти всегда побеждает.

Схема вторая – борьба со второй позиции – ставит пару гонщиков (на коротких треках) в трудное положение. Основная задача – добиться первой позиции или войти в последний поворот с некоторым преимуществом (хотя бы несколько десятков сантиметров). Отбирать первую позицию следует или сразу со старта, или на протяжении первых 2 – 3 кругов. На предпоследнем круге это сделать почти невозможно, так как здесь гонщики обычно начинают разгоняться.

Спортсмены стараются замаскировать, всячески дезориентировать противников различными действиями. Применяется езда вплотную, отставание и следование строго по линии движения противников, подъемы на вираж и т. д. Рывок выполняется неожиданно и быстро. Он лучше всего удается при входе в поворот или при выходе из него с самой различной скоростью. Это зависит от скоростных качеств соперников. Если рывок не удается, то надо попробовать заставить противников начать финиширование за 1,5 – 2 круга, а то и раньше. Для этого пара делает рывок и выравнивается с противниками, имитируя борьбу за первую позицию.

Если соперники не принимают атаки, то следует еще больше увеличить скорость. Если же они включились в борьбу и идут на предельной скорости, то надо следовать строго за ними и при выходе на последнюю прямую сделать ускорение и поравняться с ними. Надеяться на последние метры не стоит, так как легче выровнять велосипед при выходе на прямую, чем перед финишем, где противники сконцентрируют все свои силы, всю волю. Выход гонщика рядом может поколебать уверенность соперников в победе.

Если гонщики чувствуют, что догоняют противников, то при обгоне могут быть два варианта: в первом случае при сближении с соперниками, обладающими хорошей техникой и едущими обычно прямолинейно, атакующие могут проезжать почти касаясь соперников. Во втором, случае при обгоне противника атакующие проходят на значительном от него расстоянии. Езду на близком расстоянии применяют и при встречах с противниками, боящимися сближения. Это их порой дезорганизует.

На, треках с длинными прямыми первая схема по тактическим приемам будет примерно та же. Разница лишь в том, что гонщики до последней прямой могут не оказывать давления на соперников.

В задачу пары входит сэкономить на первых 4 – 4,5 кругах силы для заключительной борьбы на последних 100 м. Гонщики стремятся как можно ближе подвести соперников к линии финиша. Это осуществляется при езде на возможно близком от них расстоянии. При этом своим тандемом нужно все время преграждать путь соперникам (в соответствии с правилами).

Возможен и другой прием. Гонщики отводят противников к барьеру и держат их сзади, стараясь двигаться с одинаковой скоростью. То же можно сделать и у бровки. Вверху от бровки надо держать противников, имеющих относительно небольшую передачу, у бровки – наоборот.

При финишировании в последнем повороте гонщики не всегда опускаются к измерительной линии, иногда ониедут у линии стайера на треках с большой крутизной виража. При малой крутизне виража все происходит наоборот. Это относится к тем положениям, когда спортсмены развивают предельную скорость.

Вторая схема на треках с длинной прямой уравнивает или даже дает некоторое преимущество. Задачи те же, что и в первом положении (на треке 333 м), т. е. измотать противника, заставить его прийти на последнюю прямую несколько ослабленным, неуверенным в себе. Для этого гонщики дезориентируют противников различными тактическими приемами, рывками и т. д., чтобы они до последнего круга не знали, с какой позиции начнет атаку соперничающая с ними пара.

Со старта пара может выйти вперед, через некоторое время уступить первую позицию, затем отобрать ее, отвести противников к барьеру, выпустить вперед и сделать ложный рывок. Такие маневры повторяются на протяжении 3 – 3,5 кругов. На предпоследнем круге гонщики подстегивают своих противников ложными рывками, выходя справа и делая вид, что хотят закрыть их.

В гонках на тандемах крайне редко применяют такой прием, как уход со старта или с первой половины дистанции. С равными противниками это приводит к неудаче. Рекомендации по применению передач то же, что и в спринтерской гонке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..