|
|
содержание .. 100 101 102
ОСНОВНЫЕ (СОБСТВЕННЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА
К ним относятся упражнения в проведении технических и тактических действий (и их элементов) с партнером и различного характера схватки. Упражнения с партнером дают возможность тонко прочувствовать все детали выполняемого технического или тактического действия, добиться четкого и оптимально быстрого выполнения приема. Однако это удается только при правильном поведении партнера: когда он точно воспроизводит заданную ситуацию и каждый раз оказывает необходимую в данный момент степень сопротивления. В зависимости от задачи, стоящей перед упражняющимся, партнер может сопротивляться слабо (иначе говоря, относительно не сопротивляться), сопротивляться вполсилы или в полную силу. Выполнение упражнений при абсолютном отсутствии сопротивления не принесет упражняющемуся пользы, так как это может привести к искажению рациональной структуры приема.
Способы тактической подготовки
При совершенствовании способов тактической подготовки необходимо обусловленное сопротивление партнера. Подбирать партнера нужно с таким расчетом, чтобы его особенности и подготовка способствовали решению поставленной перед упражняющимся задачи. Так, если задача сводится к совершенствованию контрприемов от броска отхватом, то партнер должен хорошо владеть этим приемом. Упражнения с партнером на фоне отдельных тактических эпизодов приближают выполнение приема к условиям схватки. Упражнения с партнером могут быть эффективно использованы и для развития необходимых борцу физических качеств.
Примерные упражнения с партнером в удержаниях на мосту и уходах с моста
Борец (верхний) находится сбоку и держит руку под плечом, а другой рукой за туловище. Партнер (нижний) освобождает захваченную руку, что удается редко, и уходит с забеганием в сторону от противника. Если не удалось освободить руку, то надо соединить свои руки, сделать ими резкое движение и одновременно повернуться в сторону от противника. Поворачиваясь на бок, перетянуть противника через себя и повернуться грудью на него (рис. 481—а, б, в, г).
Борец (сверху) занимает положение сбоку и держит обе руки стоящего на мосту под плечами. Обхватить туловище противника и, делая резкое движение руками (как бы подтягивая верхнего к себе на грудь, к голове), повернуться на бок в сторону от противника и перевернуть его через себя. Противник лежит на животе со стороны головы борца, находящегося внизу, и держит обе его руки и голову. Соединить пальцы под животом противника, упереться руками в его живот, столкнуть борца в сторону и, повернувшись в сторону, противоположную толчку, руками уйти с моста (рис. 482—а, б, в).
Верхний лежит на животе и держит руку и туловище сбоку. Соединить руки и обхватить его шею и руку. Резким движением туловища влево забежать ногами влево и перевернуть верхнего на спину (рис. 483—а, б, в).
Верхний лежит на животе и держит руку и туловище сбоку. Соединить свои руки около его руки и, прижимая ее к себе, забежать в левую сторону, повернуться грудью вниз (рис. 484— а, б, в). Борец, находящийся вверху, сидит сбоку и держит руку и шею нижнего. Соединить руки, обхватив руки верхнего, и прижать их к груди. Забежать в левую сторону и повернуться грудью вниз (рис. 485—а, б, в).
Верхний сидит сбоку спиной к нижнему и держит его за туловище сверху и за руку на своем боку. Сильней прогнуться на мосту, освобождая правую руку, забежать влево, повернуться грудью вниз и поставить верхнего на мост (рис. 486—а, б, в).
Верхний сидит сбоку ногами вперед и держит нижнего за руку и туловище. Захватить правой рукой его руку около плеча. Сделать резкое движение к ногам и, упираясь на левый локоть, выполнить высед, перетянув верхнего на спину или на мост {рис. 487—а, б, в, г).
Все указанные выше упражнения вначале проводятся с помощью партнера, который облегчает захват и способствует их выполнению. В дальнейшем эти упражнения и дополнительно упражнения, описанные в разделах «Дожимы и уходы с моста» в классической и вольной борьбе, следует выполнять с полным напряжением сил. Такие упражнения способствуют уходам от удержаний в борьбе самбо. Упражнения для отработки вызова построены на опережении противника (встречной атаки). Аналогичные упражнения в схватках могут быть даны и для отработки других тактических действий. Схватки решают задачи приобретения, закрепления и дальнейшего совершенствования технических и тактических умений и навыков; воспитания и развития необходимых борцу физических и волевых качеств; приобретения и поддержания высокой тренированности. Каждая из перечисленных задач находит свое наиболее полное разрешение в определенных по характеру схватках: учебных, учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных. Учебная схватка направлена на усвоение нового материала по технике и тактике борьбы. Проводится она по заданию. Партнер сопротивляется не в полную силу и в ходе схватки периодически создает упражняющемуся благоприятные (согласно заданию) условия для выполнения приема. В задачу учебной схватки входит освоение какого-либо одного приема (элемента) или сочетание двух-трех приемов. Она проводится только в стойке или только в партере (если не ставится задача изучить связку). Для контроля за своими действиями избирается медленный или средний темп. Быстрота выполнения действий может быть различной (определяется заданием). Схватка может длиться 9 мин. Борцы не должны утомляться, так как это будет мешать правильному усвоению приема. С этой целью схватку можно разбить на отдельные отрезки, между которыми наметить отдых. В случае неточного выполнения задания схватку прерывают для исправления ошибок. В учебной схватке партнер должен помочь борцу выполнять задание. Эти схватки надо проводить в начале основной части урока. Они используются главным образом в подготовительном периоде и на этапе предварительной подготовки в основном периоде.
Примерные упражнения с партнером для обработки быстроты технических действий
Учебно-тренировочная схватка. Такие схватки в основном решают задачу дальнейшего освоения и совершенствования техники и тактики борьбы в значительно более легких условиях, чем на соревнованиях. Они проводятся с различными заданиями, направленными на дальнейшее освоение и закрепление технических и тактических действий, на устранение недостатков, на развитие физических качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Например, можно дать задание провести схватку одновременно обоим борцам. Перед одним борцом ставится задача совершенствовать переводы в партер, перед другим — уходы в стойку из положения партера. В учебно-тренировочной схватке борец всесторонне отшлифовывает приемы, контрприемы, защиты. Он должен стремиться побывать в самых различных положениях, ситуациях и найти из них правильный выход; выполнять технические действия из разнообразных положений; упражняться в осуществлении всевозможных тактических замыслов и маневров при ведении схватки с различными противниками. Если перед борцами не ставится специального задания — совершенствовать защиту, все их стремление должно сводиться к выполнению приемов и контрприемов. Они должны по возможности чаще создавать острые ситуации и использовать их для проведения атак, контратак. Если во время учебно-тренировочных схваток в результате проведенного приема (контрприема) один из борцов оказывается спиной к ковру, ему нужно встать на мост либо повернуться на бок, а атакующему обязательно занять правильное исходное положение для выполнения дожнма или удержания. Если специальное задание на удержание противника на мосту (или на спине в самбо) не дается, то надо, чтобы нижний ценой небольших усилий смог уйти с моста (или от удержания в самбо). Учебно-тренировочные схватки строятся по разным формулам (с различными чередованиями борьбы в стойке и в партере, только в стойке или только в партере). Они могут проводиться в различном темпе. Учебно-тренировочную схватку, так же как и учебную, в случае необходимости можно прерывать для указаний ошибок, но злоупотреблять этим не следует. Время проведения учебно-тренировочных схваток в уроке зависит от разновидности занятия. Если занятие учебно-тренировочное, то учебно-тренировочную схватку проводят в начале основной части; если же занятие тренировочное — в конце, после того, как борцы закончат тренировочную схватку и некоторое время отдохнут. Наиболее часто учебно-тренировочные схватки применяются в подготовительном периоде, на этапах предварительной и непосредственной подготовки к соревнованиям основного (соревновательного) периода. Тренировочная схватка. В этих схватках борцы совершенствуют технику, тактику, развивают физические и волевые качества в условиях, близких к условиям соревнований. Выполнение всех действий и движений проходит с повышенной ответственностью за их правильный исход. Ведя схватку, спортсмен не должен бояться проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию излюбленных приемов и контрприемов. Тренировочные схватки могут выполняться и без задания (вольная схватка). При этом определяют общее время схватки и спортсмены ведут борьбу в том положении (партере или стойке), которое складывается по ходу поединка. При проведении вольной схватки борцы должны выполнить возможно большее количество излюбленных приемов и контрприемов. При этом надо использовать различные хорошо освоенные способы подготовки и благоприятные ситуации, возникающие по ходу борьбы. Тренировочную схватку не рекомендуется прерывать для замечаний. В крайнем случае их можно сделать по ходу борьбы. Замечания должны быть ясными и короткими, не отвлекающими борцов от схватки. Разновидностью тренировочной схватки является схватка без бросков. К ней прибегают, если по каким-либо причинам нет возможности проводить тренировки на ковре (например, когда борцы продолжительное время находятся в пути к месту соревнований). Такая же схватка может быть использована на последней тренировке перед началом соревнований с целью избежать получения травм. Схватки без бросков могут быть включены и в занятия по физической подготовке. Тренировочные схватки в основном используются на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Соревновательная схватка. Здесь каждый из борцов, используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, стремится добиться преимущества над противником. В соревновательной схватке проходит дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. Эти схватки борец проводит в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в подготовительном периоде тренировки, но в менее значимых состязаниях, не требующих от борца специальной подготовки. В зависимости от условий, характера выполнения схваток и задач, стоящих перед борцом, одни и те же специальные и основные упражнения служат для развития и совершенствования самых различных сторон технического, тактического мастерства, а также физических и волевых качеств. Если борец выполняет бросок с обратным захватом туловища в партере с партнером относительно легкого веса и акцентирует при этом свое внимание на точности выполнения отдельных деталей броска, то он совершенствует технику. Если же это упражнение он выполняет с более тяжелым партнером, то он будет развивать прежде всего силу мышц сгибателей рук, разгибателей ног и спины.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Часть 1. Теоретические и методические основы борьбы Глава I. Краткий исторический очерк о развитии спортивной борьбы Глава II Классификация, систематика и терминология Глава III. Теоретические основы борьбы Глава IV. Формы организации и содержания занятий Глава V. Организация, планирование и учет учебно-спортивной Глава VI. Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе Глава VII. Методика обучения спортивной борьбе Глава VIII. Тренировка Глава IX Особенности работы с юношами Глава X. Оборудование мест занятий и спортивный инвентарь Часть II. Техника и тактика борьбы Глава XI. Техника классической борьбы в стойке Глава XII. Техника классической борьбы в партере Глава XIII. Техника вольной борьбы в стойке Глава XIV. Техника вольной борьбы в партере Глава XV. Техника борьбы самбо в стойке Глава XVI. Техника борьбы самбо лежа Глава XVII. Тактика борьбы Глава XVIII. Упражнения борца
содержание .. 100 101 102
|
|
|