Модуль терминальный графический (далее терминал) предназначен
для реализации диалога «оператор – БИУС» (БИУС – бортовая
информационноуправляющая система), предоставляя оператору
возможность управления и контроля рабочих органов комбайна,
наблюдения в реальном времени за состоянием узлов комбайна
(гидравлики, механики и т.д.), а также информирования о наличии
аварийных ситуаций.
Терминал имеет цветной графический интерфейс (вывод
осуществляется на панель ЖК-индикатора), выполненный в виде
системы меню, каждый раздел которой предоставляет доступ к
определенным функциональным группам: индикаторам параметров,
командам узлам комбайна и т.д.
На лицевую панель терминала (рисунок 1.1) вынесены:
ЖК-экран,
на котором в графическом виде отображается рабочая
информация, разнесенная по экранам меню;
Кнопки навигации по меню(8
шт.) – расположены в 2 ряда. Левый ряд предназначен для
включения систем автоматики комбайна на главном экране и для
навигации по меню терминала на экране «Главное меню», а
правый ряд для навигации по меню терминала, предоставляя
оператору возможность просмотра требуемой в данный момент
информации и отправки модулю БИУС необходимых команд.
Основные назначения кнопок приведены в таблице 1.1 и таблице
1.2.
ЖК-экран
1 5
2 6
3 7
4 8
Рисунок 1.1 – Лицевая панель терминала
Таблица 1.1 – Функциональные назначения кнопок терминала на
главном экране
Расположение кнопок
Функциональные назначения кнопок главного экрана
*Знакоместо №1
Автоматика управления загрузным транспортером
**Знакоместо №2
Запустить переборочный стол
*Знакоместо №3
Система автоматического выравнивания управляемых
колес
*Знакоместо №4
Система автоматического вождения по рядкам
Знакоместо №5 (ОТМЕНА)
Отмена (подтверждение) сообщений
Знакоместо №6
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! «Поднятие бункера и включение
загрузного транспортера заблокированы, дышло в
неприемлемом положении для подъема бункера» (см.
рисунок 2.2)
или
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! «Поднятие бункера и включение
загрузного транспортера заблокированы, бункер в
транспортном положении»
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! «Переведите дышло в положение,
приемлемое для выгрузки или опустите бункер в связи
с высокой вероятностью опрокидывания» (см. рисунок
2.3)
Появляется при одновременном обнаружении предыдущих
двух пунктов
Знакоместо №7
Информирует, что в данный момент есть аварии
Знакоместо №8 (ВВОД)
Вход в подменю
Примечания:
функции автоматики активируются длительным нажатием (около 3
сек.) на соответствующую кнопку на терминале и отключаются
при кратковременном нажатии на данную кнопку;
**
данная функция автоматики активируется длительным нажатием
(около 3 сек.) на соответствующую кнопку на терминале, а
отключаются автоматически.
Когда функция автоматики активна, ее пиктограмма имеет
зеленый фон, когда неактивна – серый.
Таблица 1.2 – Функциональные назначения кнопок терминала в
главном меню и в окне задания
Расположение кнопок
Функциональные назначения кнопок главного меню
Знакоместо №1 (ВПРАВО)
Выбор следующего пункта меню (правее
относительно текущего)
Знакоместо №2
-
Функция отсутствует
Знакоместо №3
-
Функция отсутствует
Знакоместо №4 (ВЛЕВО)
Выбор предыдущего пункта меню (левее
относительно текущего)
Знакоместо №5 (ОТМЕНА)
Выход из подменю
Отмена режима задания величины
Знакоместо №6 (ВВЕРХ)
Выбор предыдущего пункта меню
Увеличить задание на единицу (по короткому
нажатию)
Знакоместо №7 (ВНИЗ)
Выбор следующего пункта меню
Уменьшить задание на единицу (по короткому
нажатию)
Знакоместо №8 (ВВОД)
Подтверждение задания
Посылка команд на исполнение действий
Посылка команд на исполнение ответственных
действий (долгое нажатие)
На экране терминала можно условно выделить три области
(рисунок 1.2):
Информационная область–
предназначена для отображения экранов и разделов системы
меню, содержащих информацию о состоянии аналоговых,
частотных, дискретных датчиков и предоставляющих
возможность отправки команд модулям БИУС. Является
основным рабочим полем на экране терминала;
Область включения систем автоматики–
предназначена для отображения текущего состояния систем
автоматики, а также для их включения и выключения по
нажатию на кнопки терминала;
Панель навигациипредоставляет
оператору возможность просмотра требуемой в данный
момент информации и отправки модулю БИУС необходимых
команд (см. таблицу 1.1).
Когда масса, заполняемая бункер, пересекает порог срабатывания датчика
ультразвукового загрузного транспортера – (расстояние от нижней
поверхности датчика до картофеля – 35÷50 см, задается с терминала),
загрузной транспортер поднимается на 10 см, имеется возможность изменять
данный параметр от 10 до 20 см (чувствительность датчика) на экране
настроек терминала.
Предыдущая операция выполняется, пока датчик угла загрузного
транспортера не просигнализирует о достижении крайнего верхнего
положения загрузного транспортера и масса не пересечет порог
срабатывания ультразвукового датчика загрузного транспортера.
После того как транспортер достиг крайнего верхнего положения,
происходит смещение массы по выгрузному транспортеру. Смещение массы
происходит, пока расстояние до нижней части ультразвукового датчика
загрузного транспортера не
станет равным 400 10 мм. В случае превышения максимальной высоты
загрузки загрузной транспортер опустится до допустимой высоты загрузки.
Эта операция выполняется, пока в зоне видимости, ультразвукового датчика
загрузного транспортера не появится загружаемая масса. После того, как
сработает, ультразвуковой датчик выгрузного транспортера на экране
терминала появится сообщение «100 % заполнения бункера» и воздействие со
стороны модуля на выгрузной транспортер прекратится.
По мере выгрузки массы из бункера загрузной транспортер станет
опускаться. Опускание будет происходить, пока датчик угла загрузного
транспортера не просигнализирует о том, что достигнуто крайнее нижнее
положение загрузного транспортера или пока не достигнет порога
срабатывания ультразвуковой датчик загрузного транспортера плюс порог
чувствительности.
Система автоматического выравнивания управляемых колес
При развороте комбайна оператор кнопкой «Повернуть колеса влево/ вправо»
поворачивает управляемые колеса на требуемый угол. После того как
комбайн развернулся при активировании системы автоматического
выравнивания управляемых колес управляемые колеса, возвращаются в ранее
запомненное нулевое положение.
Система автоматического вождения по рядкам:
Когда система автовождения по рядкам включена (или в момент включения) и
дышло повернуто в положение менее 3º к одному из крайних положений,
тогда на экране терминала появится предупреждение: «ВНИМАНИЕ!Система
автовождения может работать некорректно, крайнее положение дышла!».
Так же в системе предусмотрена регулировка чувствительности. По
умолчанию система начинает поворот дышла при отклонении копирующих колес
на 1,5º. Данная регулировка предоставляет возможность механизатору
задавать в процентном соотношении угол отклонения копирующих колес (0%
1º, 100% 2º), после которого система копирования будет поворачивать
дышло в зависимости от направления отклонения копирующих колес.
При возникновении аварии текстовое аварийное сообщение появляется поверх
всех окон (см. рисунок 2.1), появляется пиктограмма аварии и
сопровождается звуковым сигналом.
Возможны ситуации, когда возникает несколько аварий. В этом случае будет
отображено аварийное сообщение, имеющее наивысший приоритет. При сбросе
этого сообщения будет следующее сообщение со вторым по значимости
приоритетом, при его сбросе появится следующее и так далее, пока все
аварийные сообщения не будут прочитаны оператором и сброшены.
На рисунках 2.2 – 2.4 показаны предупреждения, которые были описаны в
таблице 1.1.
Рисунок 2.1 – Аварийное сообщение
или
Рисунок 2.2 – Предупреждение об аварии бункера
Рисунок 2.3 – Предупреждение об аварии дышла
и после нажатия на кнопкуОТМЕНА
Рисунок 2.4 – Предупреждение об аварии дышла и бункера
Система меню терминала состоит из экранов меню. Последние, в свою
очередь, в зависимости от функционального назначения могут включать в
себя различные элементы: индикаторы, команды заданий, команды исполнения
операций, вызовы подменю и др.
Основные элементы, встречающиеся на экранах меню:
Числовые индикаторы–
содержат пиктограмму, численное значение величины и единицу
измерения величины.
Задания(рисунок
3.1) – предназначены для задания численных значений параметров
модуля автоматики. Поле задания величины обычно включает в себя:
заголовок, указывающий название задаваемого параметра;
пределы, в которых можно задавать численное значение;
текущее численное значение.
Рисунок 3.1 – Пример задания (чувствительность датчика
ультразвукового загрузного транспортера)
Установка задания происходит следующим образом:
Сначала кнопками для навигации по меню терминала (см. таблицу 1.1)
выбирается соответствующий пункт меню. Выбранное задание помечается
курсором в виде рамки, охватывающей все поле задания.
Далее нажатием кнопки«ВВОД»активируется
режим задания.
Кнопками«+»и«-»(см.
рисунок 3.1) осуществляется установка необходимого значения
задаваемой величины (каждое нажатие указанных кнопок осуществляет
уменьшение или увеличение задания на величину шага, определенную для
данного параметра). Далее задание подтверждается нажатием кнопки«ВВОД».
При этом модулю автоматики посылается команда на установку заданной
величины, отменяется режим задания и, в случае успешного задания,
начинает отображаться новое значение задания.
Для отмены режима задания без внесения изменений необходимо нажать
кнопку«ОТМЕНА».
Команды исполнения операций–
предназначены для отправки команды модулю автоматики с целью
исполнения определенных операций. Для актива-
ции/деактивации систем автоматики необходимо нажать на
соответствующую кнопку 2-4сек.
Главный экран (рисунок 3.2) – предназначен для отображения
рабочих параметров, наиболее актуальных для механизатора для
контроля техпроцесса.
Рисунок 3.2 – Главный экран
Список параметров главного экрана приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Параметры главного экрана
Параметр
Тип индикатора
Диапазон индикации
Угол поворота управляемых колес
числовой
-30 – +30°
Угол поворота дышла
числовой
0 – +38°
об/мин
Обороты ВОМ
числовой
0 – 999
оборотов/мин
Угол наклона комбайна
числовой
-15 – +15°
Комбайн КПБ-260-2. Главное меню
Главное меню (рисунок 3.3) предоставляет оператору доступ к
функциональным возможностям БИУС в рабочем режиме: установка
чувствительности и порога срабатывания датчика ультразвукового
загрузного транспортера, установка чувствительности датчика
копирующего колеса по ряду, отображение рабочей статистики,
интервалов техобслуживания и т.д.
Рисунок 3.3 – Главное меню
Вход в главное меню осуществляется нажатием кнопкиВВОДпри
активном главном экране. КнопкойОТМЕНАосуществляется
возврат из главного меню к главному экрану.
Примечание:
если в настоящий момент активно одно из подменю главного меню,
то кнопкойОТМЕНАбудет
осуществлен возврат в главное меню.
Для оперативного доступа экраны главного меню распределены по
разделам в соответствии с их функциональным назначением. Список
разделов главного меню приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Список разделов главного меню
Раздел
Интервалы техобслуживания
Статистика
Настройки оператора
Продолжение таблицы 3.2
Диагностика
Настройки дилера
Аварии
Настройки терминала
Выбор необходимого раздела осуществляется кнопкамиВВЕРХ(раздел
сверху от выбранного в настоящий момент),ВНИЗ(раздел
снизу от выбранного в настоящий момент),ВПРАВО(раздел
правее от выбранного в настоящий момент) илиВЛЕВО(раздел
левее от выбранного в настоящий момент).
Примечание:
если активно какое-либо из заданий (режим задания величины), то
кнопкамиВВЕРХ
/ ВНИЗбудет
осуществляться изменение задаваемой величины. Для выбора раздела
в данном случае необходимо сначала выйти из режима задания его
подтверждением или отменой.
Раздел «Интервалы техобслуживания» (рисунок 3.4)
предоставляет оператору доступ к счетчикам интервалов
техобслуживания.
Рисунок 3.4 – Интервалы техобслуживания
Интервалы техобслуживания – это временные промежутки, по
истечению которых производится техническое обслуживание
комбайна в целом. Системой БИУС производится подсчет двух
периодов техобслуживания: ТО1, ТО2. Данные периоды
составляют соответственно 10ч, 60ч.
По истечению какого-либо интервала техобслуживания на экран
терминала будет выдано соответствующее сообщение.
После проведения технического обслуживания необходимо
сбросить соответствующий таймер из данного подменю.
Примечание: при сбросе таймеры устанавливаются в начальные
значения: ТО1 = 10ч, ТО2 = 60ч.
Подменю содержит следующие пункты:
Сброс сработавшего таймера ТО – используется для
установки всех таймеров ТО, которые обнулились, на
соответствующие времена;
Времена, оставшиеся до истечения каждого из интервалов
техобслужива-
Раздел «Статистика» (рисунок 3.5) предоставляет оператору
статистические данные по работе комбайна.
Статистические данные разделяются на суммарные и текущие.
Суммарные статистические данные исчисляются с момента ввода
комбайна в эксплуатацию. Оператор не имеет возможности их
обнулить.
Текущие статистические данные исчисляются с момента их
последнего сброса оператором. Текущие статистические данные,
таким образом, используются для определения общей статистики
за определенный временной интервал.
Экран статистики содержит следующие пункты меню:
Сброс текущей статистики комбайна–
используется для сброса общей текущей статистики;
Время работы комбайна, ч–
отображает суммарное и текущее время работы комбайна.
Чувствительность датчикаугол
отклонения копирующих колес (0% 1º, 100% 2º), в зависимости
от которого система копирования будет поворачивать дышло от
направления отклонения копирующих колес;
Задание скорости переборочного стола(0
– 100%) подменю, позволяющее оператору в процентном
соотношении задавать скорость переборочного стола (рисунок
3.9);
-Функция автоматического включения переборочного столавключает/отключает
функцию автоматического включения переборочного стола: когда
данная функция включена, то переборочный стол запускается
автоматически, как только обороты ВОМ >100 оборотов.
Рисунок 3.8 – Подменю датчика копирующего колеса по ряду
Рисунок 3.9 – Подменю задания скорости переборочного стола
аздел «Диагностика»
Раздел «Диагностика» (рисунок 3.10) содержит дополнительную
информацию о датчиках комбайна, которой нет на других
экранах.
Содержит следующие пункты меню:
Датчики
положения–
позволяет получить информацию о напряжении с датчика
копирующего колеса по ряду, датчика управляемых колес,
датчика загрузного транспортера, датчика положения дышла;
Датчик
наклона комбайна–
содержит информации о состоянии датчика угла наклона
комбайна;
Датчик
ультразвуковой загрузного транспортера–
содержит информацию о состоянии данного датчика;
Датчик
ультразвуковой выгрузного транспортера–
содержит информацию о состоянии данного датчика;
Диагностика
кнопок–
позволяет получить информацию о состоянии кнопок на пульте
управления: если кнопка не нажата, следовательно, ее
состояние будет =0, если нажата, то =1 (рисунок 3.11).
Рисунок 3.10 – Раздел «Диагностика»
Рисунок 3.11 – Подменю диагностики кнопок пульта управления
Раздел «Настройки дилера» предоставляет доступ в подменю
калибровок и тонких настроек модуля автоматики. Доступ к
данному подменю защищен паролем, который известен только
представителям сервисных служб.
аздел «Экран текущих аварий»
Раздел «Экран текущих аварий» (рисунок 3.12) содержит список
активных в данный момент аварий. После исчезновения
аварийной ситуации соответствующий пункт меню исчезает с
данного экрана.
Раздел «Настройки терминала» (рисунок 3.13) предназначен для настройки
яркости на экране, громкости звукового сигнала, а также переключением
между дневным и ночным режимами работы терминала.
Содержит пункты меню:
Яркость (1 – 10) – определяет яркость подсветки экрана;
Громкость (1 – 10) – определяет громкость звукового сигнала;
ДЕНЬ/НОЧЬ – переключение между дневным и ночным режимами работы
терминала (рисунок 3.14).