| Приказ
Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533
"Об утверждении Федеральных норм и правил в области
промышленной безопасности "Правила безопасности опасных
производственных объектов, на которых используются
подъемные сооружения"
Самоходные ПС -
ПС, отбор мощности для собственного передвижения и
работы механизмов которых осуществляется от собственного
источника энергии, а именно:
грузоподъемные краны, установленные на автомобильные
шасси, специальные шасси автомобильного типа;
грузоподъемные краны на пневмо-, гусеничном, тракторном,
железнодорожном ходу;
краны-манипуляторы;
подъемники (вышки), в том числе подъемники с рабочими
платформами;
краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с
крюком
Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение
промышленной безопасности ОПО, на которых применяются
следующие ПС и оборудование, используемое совместно с
ПС:
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения
людей, людей и груза (подъемники с рабочими
платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по
надземным рельсовым путям совместно с кабиной
управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с
крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные
грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты,
спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые
совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) тара для транспортировки грузов, за исключением
специальной тары, применяемой в металлургическом
производстве (ковшей, мульдов), а также специальной
тары, используемой в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на
грузозахватные органы кранов и используемые для подъема
и перемещения людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС,
передвигающихся по рельсам).
Для предотвращения и/или минимизации последствий аварий,
инцидентов на ОПО, с учетом возможной потери жизни и/или
здоровья людей, должны выполняться следующие общие
принципы (требования) промышленной безопасности ПС:
а) соответствие высоты подъема, грузоподъемности ПС (и
грузового момента для ПС стрелового типа) максимальным
по массе грузам, перемещаемым в технологическом
процессе;
б) соответствие группы классификации (группы режима
работы) ПС, а также групп классификаций механизмов,
установленных на ПС, требованиям обслуживаемого ПС
технологического процесса;
в) соответствие прочности, жесткости, местной или общей
устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее
только для стрел ПС, имеющих в конструкции систему
уравновешивания) элементов металлоконструкции и
механизмов ПС нагрузкам в рабочем и нерабочем
состояниях.
г) соответствие оснащенности ПС регистраторами,
ограничителями и указателями, указанными в паспорте ПС,
а также требованиям обеспечения безопасности
технологического процесса, обслуживаемого ПС;
д) соответствие фактического срока службы ПС (срок
службы исчисляется с момента изготовления ПС)
заявленному изготовителем, если фактический срок службы
не продлевался по результатам проведения экспертизы
промышленной безопасности;
е) соответствие прочности, жесткости, устойчивости
строительных конструкций (в том числе здания, эстакады,
рельсовые пути и/или площадки установки ПС) нагрузкам от
его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы
ПС и транспортируемого груза, а также нагрузок от
наличия других рядом эксплуатируемых ПС, а также других
технологических машин и оборудования, нагрузки от
статических и динамических испытаний;
ж) соответствие требованиям промышленной безопасности в
процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в
том числе ремонта, реконструкции и ликвидации ПС,
приведенных в настоящих ФНП;
з) соответствие порядку действий в случае аварии или
инцидента с ПС.
Требования ФНП обязательны для применения на всех
стадиях жизненного цикла ПС и оборудования,
используемого совместно с ПС, введенных в обращение до
вступления в силу Технического регламента ТР
ТС 010/2011, а также на другие ПС и
оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не
противоречащей требованиям законодательства о
техническом регулировании.
Организация (индивидуальный предприниматель),
эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными
службами работ по ремонту, реконструкции или
модернизации) (далее - эксплуатирующая организация),
должна соблюдать требования руководств (инструкций) по
эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять
следующие требования:
а) поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном
состоянии, соблюдая графики выполнения технических
освидетельствований, технического обслуживания и
планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать
срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный
изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения
экспертизы промышленной безопасности о возможности его
продления;
б) не превышать характеристики и не нарушать требования,
изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по
эксплуатации ПС (грузоподъемность или грузовой момент,
группу классификации режима и другие паспортные режимы
эксплуатации);
в) не допускать к применению неработоспособные и не
соответствующие технологии выполняемых работ
грузозахватные приспособления и тару;
г) не эксплуатировать ПС с неработоспособными
ограничителями, указателями и регистраторами;
д) не эксплуатировать ПС на неработоспособных рельсовых
путях (для ПС на рельсовом ходу);
е) не эксплуатировать ПС с нарушениями требований по их
установке. Не эксплуатировать ПС с отступлениями от
регламентированных размеров между ПС и посадочными
лестницами, и площадками, строительными конструкциями,
оборудованием, другими ПС, штабелями грузов, траншей,
котлованов и ограничений, установленных в руководстве
(инструкции) по эксплуатации ПС. Не допускать
эксплуатацию ПС на площадках и (или) подкрановых
строительных конструкциях, нагрузочные характеристики
которых менее нагрузок от ПС с грузом, указанных в
паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС;
ж) разработать и утвердить распорядительным актом
эксплуатирующей организации инструкции с должностными
обязанностями, а также поименный перечень лиц,
ответственных за промышленную безопасность в организации
из числа ее аттестованных специалистов:
специалист, ответственный за осуществление
производственного контроля при эксплуатации ПС;
специалист, ответственный за содержание ПС в
работоспособном состоянии;
специалист, ответственный за безопасное производство
работ с применением ПС.
В организациях, где производство работ с применением ПС
выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному
специалисту совмещать обязанности ответственного за
содержание ПС в работоспособном состоянии и за
безопасное производство работ;
з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной
работе на ПС персонала и контролировать его соблюдение;
и) обеспечить соблюдение технологических процессов с ПС,
исключающих нахождение работников и третьих лиц под
транспортируемым грузом и в опасных зонах, а также
исключающих перемещение грузов за пределами границ
опасных зон;
к) не допускать транспортировку кранами работников,
кроме случаев, указанных в пунктах
239 - 251 настоящих
ФНП;
л) исключить случаи использования ПС для подтаскивания
грузов и использования механизма подъема крана с
отклонением канатов от вертикали;
м) иметь в наличии грузы (специальные нагружатели) для
выполнения испытаний ПС либо проводить испытания на
специально оборудованном полигоне (допускается применять
для испытаний грузы, взятые в аренду в других
организациях).
Если эксплуатирующая организация выполняет работы по
ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в
эксплуатации, она должна иметь в своем составе
соответствующее подразделение.
При эксплуатации ПС эксплуатирующая организация
обязана:
а) устанавливать порядок контроля обучения и
периодической проверки знаний специалистов и персонала,
работающих с ограничителями, указателями и
регистраторами, а также документально подтверждать его
соблюдение с учетом требований руководства (инструкции)
по эксплуатации;
б) организовывать (в том числе с привлечением
специализированных организаций) считывание данных с
регистратора параметров не реже сроков, указанных в
руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора,
осуществлять обработку (расшифровку) этих данных с
оформлением протокола, выявлять нарушения правил
эксплуатации ПС.
При отсутствии в эксплуатационных документах
регистраторов указаний о сроках считывания данных
выполнять такие операции не реже одного раза в шесть
месяцев;
в) обеспечивать соблюдение технологического процесса
транспортировки грузов и приостановку работы ПС в случае
возникновения угрозы аварийной ситуации;
г) при выявлении нарушений требований к эксплуатации ПС,
изложенных в настоящих ФНП, принимать меры по их
устранению и предупреждению, в том числе проводить
внеочередную проверку знаний работников, допустивших
такие нарушения.
Работники ОПО, непосредственно занимающиеся
эксплуатацией ПС, должны соответствовать следующим
требованиям:
а) быть обученными и иметь выданное в установленном
порядке удостоверение на право самостоятельной работы по
соответствующим видам деятельности;
б) знать критерии работоспособности применяемых ПС в
соответствии с требованиями руководства (инструкции) по
эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс
транспортировки грузов;
в) в случае возникновения угрозы аварийной ситуации
информировать об этом своего непосредственного
руководителя;
г) знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей
организации в случае возникновения аварий и инцидентов
при эксплуатации ПС, а также выполнять данные
инструкции;
д) пройти в установленном порядке аттестацию (только для
специалистов) на знание настоящих ФНП и не нарушать их в
процессе выполнения работ.
При эксплуатации ПС эксплуатирующая организация
обязана:
а) устанавливать порядок контроля обучения и
периодической проверки знаний специалистов и персонала,
работающих с ограничителями, указателями и
регистраторами, а также документально подтверждать его
соблюдение с учетом требований руководства (инструкции)
по эксплуатации;
б) организовывать считывание данных регистратора
параметров не реже сроков, указанных в руководстве
(инструкции) по эксплуатации регистратора, осуществлять
обработку (расшифровку) этих данных с оформлением
протокола, выявлять нарушения правил эксплуатации ПС;
в) обеспечивать соблюдение технологического процесса
транспортировки грузов и приостановку работы ПС в случае
возникновения угрозы аварийной ситуации;
г) при выявлении нарушений требований к эксплуатации ПС,
изложенных в настоящих ФНП, принимать меры по их
устранению и предупреждению, в том числе проводить
внеочередную проверку знаний работников, допустивших
такие нарушения.
Работники ОПО, непосредственно занимающиеся
эксплуатацией ПС, должны соответствовать следующим
требованиям:
а) быть обученными и иметь выданное в установленном
порядке удостоверение на право самостоятельной работы по
соответствующим видам деятельности;
б) знать критерии работоспособности применяемых ПС в
соответствии с требованиями руководства (инструкции) по
эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс
транспортировки грузов;
в) в случае возникновения угрозы аварийной ситуации
информировать об этом своего непосредственного
руководителя;
г) знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей
организации, в случаях возникновения аварий и инцидентов
при эксплуатации ПС, а также выполнять данные
инструкции;
д) пройти в установленном порядке аттестацию (только для
специалистов) на знание настоящих ФНП и не нарушать их в
процессе выполнения работ.
Пуск ПС в работу и постановка на учет
Решение о пуске в работу ПС выдается специалистом,
ответственным за осуществление производственного
контроля при эксплуатации ПС, с записью в паспорте
ПС на основании положительных результатов технического
освидетельствования в следующих случаях (кроме случаев,
указанных в пунктах 139, 140, 141 настоящих
ФНП):
а) перед пуском в работу после постановки ПС на учет;
б) после монтажа, вызванного установкой ПС на новом
месте, а также после перестановки на новый объект
гусеничных, пневмоколесных и башенных быстромонтируемых
кранов, питающихся от внешнего источника энергии;
в) после реконструкции;
г) после ремонта расчетных элементов или узлов
металлоконструкций с применением сварки.
Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу ПС,
должна быть сделана соответствующая запись в его
паспорте, а после перестановки на новый объект
гусеничных, пневмоколесных и башенных быстромонтируемых
кранов, питающихся от внешнего источника энергии, запись
должна быть сделана в вахтенном журнале.
Решение о пуске в работу ПС, отбор мощности у которых
для собственного передвижения и работы механизмов
осуществляется от собственного источника энергии, а
именно:
грузоподъемных кранов, установленных на автомобильные
шасси, специальные шасси автомобильного типа;
грузоподъемных кранов на пневмо-, гусеничном,
тракторном, железнодорожном ходу;
кранов-манипуляторов;
подъемников (вышек), в том числе подъемников с рабочими
платформами;
кранов-экскаваторов, предназначенных для работы с
крюком, после перестановки их на новый объект
выдается специалистом, ответственным за безопасное
производство работ с применением ПС, с записью в
вахтенном журнале.
Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных
приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек
(для подъема и перемещения людей кранами) записывается в
специальный журнал учета и осмотра специалистом,
ответственным за безопасное производство работ.
Решение о пуске в работу ПС, подлежащих учету в
федеральных органах исполнительной власти в области
промышленной безопасности, осуществляющих ведение
реестра ОПО, выдается специалистом, ответственным за
осуществление производственного контроля при
эксплуатации ПС, с записью в паспорте ПС на основании
предложений комиссии о возможности пуска ПС в работу в
следующих случаях:
при пуске в работу после установки на объекте башенных
кранов (за исключением быстромонтируемых) и
грузопассажирских строительных подъемников;
при пуске в работу после установки на объекте кранов
мостового типа и портальных кранов;
при пуске в работу после постановки на учет самоходных
кранов иностранного производства грузоподъемностью 25
тонн и более, а также быстромонтируемых башенных кранов
иностранного производства;
при смене эксплуатирующей организации для ПС,
отработавших срок службы.
Для принятия решения о возможности пуска ПС в работу
эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии
в составе:
председателя комиссии - уполномоченного представителя
эксплуатирующей организации;
членов комиссии - уполномоченных представителей
эксплуатирующей организации, специализированных
организаций (если осуществлялся монтаж, проводилась
экспертиза промышленной безопасности), а также
уполномоченного представителя федерального органа
исполнительной власти в области промышленной
безопасности.
При работе указанной комиссии осуществляется проверка
возможности эксплуатации ПС (проверка соответствия
требованиям технических регламентов и настоящих ФНП,
эксплуатационной и ремонтной документации, проверка
работоспособности ПС).
Эксплуатирующая организация не менее чем за 10 дней до
начала работы комиссии письменно уведомляет организации,
представители которых включены в состав комиссии, о дате
работы комиссии по пуску ПС в работу.
Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в
работу.
Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна
выполняться в соответствии с Правилами регистрации
опасных производственных объектов в государственном
реестре опасных производственных объектов.
ПС подлежат снятию с учета в федеральных органах
исполнительной власти в области промышленной
безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, в
следующих случаях:
при утилизации;
при передаче другому владельцу;
при переводе в разряд не подлежащих учету.
Не подлежат учету в федеральных органах исполнительной
власти в области промышленной безопасности,
осуществляющих ведение реестра ОПО, следующие ПС:
а) краны мостового типа и консольные краны
грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с
пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на
кране, или со стационарного пульта, а также управляемые
дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за
исключением кранов мостового типа, имеющих кабины
управления;
б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т
включительно;
в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не
снабженные механизмом поворота;
г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб,
устанавливаемые на монтируемом сооружении;
д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных
заведений;
е) краны, установленные на экскаваторах,
дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и
других технологических машинах, используемые только для
ремонта этих машин;
ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т
включительно, используемые как самостоятельные ПС;
з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и
краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым
моментом до 4 т·м включительно;
и) грузовые строительные подъемники;
к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы,
съемные грузозахватные приспособления и тара;
л) мостовые краны-штабелеры;
м) краны-трубоукладчики.
Ответственность за обеспечение безопасной
эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных
органах исполнительной власти в области промышленной
безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, а
также назначение ответственных лиц, обеспечивающих
безопасную эксплуатацию таких ПС, возлагается на
организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок
обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не
подлежащих учету в федеральных органах исполнительной
власти в области промышленной безопасности,
осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливаются в
соответствии с требованиями руководств (инструкций) по
эксплуатации ПС.
Организация безопасной эксплуатации ПС в составе
ОПО
Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС
в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации
и осуществления производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности на
опасном производственном объекте.
Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить
содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные
условия их работы путем организации надлежащего надзора
и обслуживания, технического освидетельствования и
ремонта.
В этих целях должны быть:
а) установлен порядок периодических осмотров,
технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих
содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов,
приспособлений и тары в работоспособном состоянии;
б) обеспечен установленный порядок аттестации
(специалисты) и допуска к самостоятельной работе
(персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в
которых указывается тип ПС, а также виды работ и
оборудования, к работам на которых они допущены;
г) разработаны должностные инструкции для специалистов и
производственные инструкции для персонала, журналы,
программы выполнения планово-предупредительных ремонтов,
ППР, ТК, схемы строповки, складирования;
д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП,
должностных инструкций и руководящих указаний по
безопасной эксплуатации ПС, а у персонала -
производственных инструкций;
е) созданы условия неукоснительного выполнения
специалистами требований настоящих ФНП, должностных
инструкций, а персоналом - производственных инструкций.
Численность специалистов эксплуатирующей организации
должна определяться распорядительным актом
эксплуатирующей организации, а также с учетом количества
и фактических условий эксплуатации ПС.
На время отпуска, командировки, болезни или в других
случаях отсутствия ответственных специалистов выполнение
их обязанностей возлагается распорядительным актом
эксплуатирующей организации на работников, замещающих их
по должности, имеющих соответствующую квалификацию,
прошедших обучение и аттестацию.
Периодическая проверка знаний должностных инструкций и
настоящих ФНП у специалистов, ответственных за
осуществление производственного контроля при
эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за
содержание ПС в работоспособном состоянии, и
специалистов, ответственных за безопасное производство
работ, должна осуществляться в соответствии с
распорядительным актом эксплуатирующей организации и
проводиться ее комиссией.
Для управления ПС и их обслуживания эксплуатирующая
организация обязана назначить распорядительным актом
машинистов подъемников, крановщиков (операторов), их
помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров,
рабочих люльки и наладчиков (кроме наладчиков
привлекаемых специализированных организаций).
В качестве рабочих люльки подъемников (вышек) могут
допускаться работники других организаций,
соответствующие требованиям, предъявленным в руководстве
(инструкции) по эксплуатации подъемника (вышки) после
проведения этим работникам инструктажа специалистом,
ответственным за безопасное производство работ с
применением ПС.
К управлению ПС с пола или со стационарного пульта могут
быть допущены рабочие, обученные в соответствии с
требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по
эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с
использованием системы дистанционного управления (по
радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в
руководстве (инструкции) по эксплуатации системы
дистанционного управления.
Для управления автомобильным краном
(краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой)
может назначаться водитель автомобиля после его обучения
в установленном порядке.
В целях обеспечения промышленной безопасности
эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал
производственными инструкциями, определяющими их
обязанности, порядок безопасного производства работ и
ответственность. Производственные инструкции персоналу
должны выдаваться под расписку перед допуском их к
работе.
В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью
не просматривается из кабины управления (с места
управления), и при отсутствии между оператором
(крановщиком) и стропальщиком радио- или телефонной
связи, для передачи сигнала оператору (крановщику)
должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков.
Такие сигнальщики назначаются специалистом,
ответственным за безопасное производство работ с
применением ПС.
А в случаях, когда зона, обслуживаемая подъемником
(вышкой), не просматривается с места управления
оператора (машиниста подъемника), для передачи сигналов
оператору (машинисту подъемника или персоналу,
находящемуся в люльке подъемника, вышки) должна
использоваться радио- или телефонная связь.
Обслуживание и ремонт ПС, а также ремонт и рихтовка
рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам)
должны выполняться с учетом требований руководства
(инструкции) по эксплуатации ПС и настоящих ФНП.
Эксплуатирующая организация обязана обеспечить
своевременное устранение выявленных неисправностей
(дефектов и повреждений), а также обеспечить
соответствие ПС технологическому процессу с учетом
требований настоящих ФНП.
Если ПС невозможно привести в соответствие с
требованиями обеспечения промышленной безопасности
технологического процесса, в котором используется ПС,
его эксплуатация должна быть остановлена. |