ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО «Российские железные дороги». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОАО «РЖД». Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2014 год - часть 3

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

33

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Оценки и допущения (продолжение)

Группа определила возмещаемые стоимости ГЕ ИС, ГЕ ППДС и ГЕ ППП по состоянию на 31 декабря
2014 г. на  основе  расчета  стоимости  в  использовании. В  результате  тестирования, проведенного  по
состоянию  на  31  декабря  2014  г.,  Группа  выявила  убытки  от  обесценения,  рассчитанные  как
превышение  балансовой  стоимости  ГЕ  над  ее  возмещаемой  стоимостью  для  ГЕ  ППДС  и  ГЕ  ППП,
представленные ниже (в миллионах рублей):

ГЕ ППДС

2014 г.

2013 г.

Возмещаемая стоимость по состоянию на 31 декабря

241 071

184 495

Ставка дисконтирования, использованная для определения

стоимости в использовании

10,53%

9,17%

Убыток от обесценения

(11 588)

(163 616)

ГЕ ППП

2014 г.

2013 г.

Возмещаемая стоимость по состоянию на 31 декабря

Ставка дисконтирования, использованная для определения

стоимости в использовании

10,53%

9,17%

Убыток от обесценения

(4 598)

(131 715)

В  2014  году  Группа  также  признала  убыток  от  обесценения  прочих  ГЕ  в  сумме
8 109 миллионов рублей (2013 г.: 3 424 миллиона рублей).

Признанные  убытки  от обесценения отражены в составе статьи «Убытки от обесценения основных
средств и нематериальных активов»
 консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Группа  не  включает  данные  об  активах  в  информацию  по  сегментам. Соответственно, Группа  не
распределяет убытки от обесценения между отчетными сегментами.

По  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  обесценения  ГЕ  ИС  выявлено  не  было.  Однако,  негативные
изменения в темпах роста грузо- и пассажирооборота и тарифов, уровне поддержки правительства, а
также  в  иных  прогнозных  факторах, описанных  выше, в  будущих  периодах, если  таковые  будут
иметь  место, могут  привести  к  возникновению  существенных  убытков  от  обесценения  ГЕ  ИС  в
периодах, в которых произойдут такие изменения.

Группа рассматривает следующие факторы в  качестве  основных причин, вызывающих обесценение
ГЕ ППДС и ГЕ ППП:
·

ГЕ  ППДС: негативные  изменения  в  ожидаемых  объемах  пассажирских  перевозок  дальнего
следования  в  связи  с  негативными  трендами  в  российской  экономике  и  недостаточная
индексация тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, которая не в полной мере
компенсируется государственными субсидиями,

·

ГЕ  ППП: общая  убыточность  пригородных  пассажирских  перевозок, обусловленная
недостаточностью  компенсации  недополученных  доходов  от  перевозок  пассажиров  в
пригородном  сообщении  в  связи  с  регулированием  тарифов  на  данные  перевозки
региональными органами власти.

Указанные оценки, включая использованную методологию, могут в существенной степени повлиять
на величину соответствующего обесценения основных средств и прочих нефинансовых активов.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

34

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Оценки и допущения (продолжение)

Гудвил тестируется на предмет обесценения ежегодно по состоянию на 30 июня, а также в случаях,
когда  события  или  обстоятельства  указывают  на  то,  что  его  балансовая  стоимость  может  быть
обесценена. Обесценение  гудвила  определяется  путем  оценки  возмещаемой  стоимости  каждой  ГЕ
(или  группы  ГЕ),  к  которым  относится  гудвил.  Если  возмещаемая  стоимость  ГЕ  (или  группы  ГЕ)
меньше  балансовой  стоимости, то  признается  убыток  от  обесценения. Убыток  от  обесценения
гудвила не может быть восстановлен в будущих периодах.

Нематериальные активы с неограниченным сроком полезного использования тестируются на предмет
обесценения  ежегодно  по  состоянию  на  30  июня  на  уровне  ГЕ,  а  также  если  обстоятельства
указывают на то, что их балансовая стоимость могла обесцениться.

Убытки по обесценению нефинансовых активов отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе
операционных расходов, за исключением убытков от обесценения активов, классифицированных, как
предназначенные для продажи, которые признаются в составе прочих расходов консолидированного
отчета о прибылях и убытках.

Для  целей  тестирования  на  возможное  обесценение, по  состоянию  на 30 июня 2014 г., гудвил  и
нематериальные активы с неограниченным сроком использования были отнесены, в основном, на ГЕ
Gefco.  Группа  определила  возмещаемую  стоимость  ГЕ  Gefco  на  основе  расчета  стоимости  в
использовании. В  расчете  используются  прогнозируемые  денежные  потоки, основанные  на
финансовых  бюджетах  утвержденных  руководством  на  пятилетний  период, и  ставка
дисконтирования  в  размере 10%. Денежные  потоки  после  пятилетнего  периода  и  до 2023 года
прогнозируются  на  уровне  потоков 2020 года. Для  более  длительных  периодов  был  использован
долгосрочный  темп  роста 2%. Руководство  Группы  полагает, что  возможный  эффект  разумного
изменения  основных  допущений, на  которых  основана  стоимость  в  использовании  ГЕ Gefco, не
приведет к превышению балансовой стоимости данной ГЕ над ее стоимостью в использовании.

По состоянию на 30 июня 2014 г. для гудвила и нематериальных активов с неограниченным сроком
использования, аллокированных в ГЕ Gefco, обесценение выявлено не было. Не было также выявлено
индикаторов обесценения данной ГЕ по состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 гг.

Обесценение финансовых активов

По  состоянию  на  каждую  отчетную  дату  Группа  производит  оценку  наличия  объективных
свидетельств обесценения финансового актива или группы финансовых активов. Финансовый актив
или  группа  финансовых активов  считаются  обесцененными  тогда и  только  тогда, когда  существует
объективное  свидетельство  обесценения  в  результате  одного  или  более  событий, произошедших
после первоначального признания актива (наступление «случая понесения убытка»), которые оказали
поддающееся надежной  оценке  влияние  на  ожидаемые будущие  денежные  потоки по  финансовому
активу или группе финансовых активов. Свидетельства обесценения могут включать в себя указания
на то, что  должник или группа должников испытывают существенные финансовые затруднения, не
могут  обслуживать  свою  задолженность  или  неисправно  осуществляют  выплату  процентов  или
основной  суммы  задолженности, а  также  вероятность  того, что  ими  будет  проведена  процедура
банкротства  или  финансовой  реорганизации  иного  рода. Кроме  того, к  таким  свидетельствам
относятся  наблюдаемые  данные, указывающие  на  наличие  поддающегося  оценке  снижения
ожидаемых  будущих  денежных  потоков  от  финансового  инструмента, в  частности, такие  как
изменение  объемов  задолженности  или  экономических  условий, находящихся  в  определенной
взаимосвязи с невозможностью исполнения обязательств по выплате задолженности.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

35

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Оценки и допущения (продолжение)

Финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости

В  отношении  финансовых  активов, учитываемых  по  амортизированной  стоимости, Группа  сначала
проводит  оценку  существования  объективных  свидетельств  обесценения  финансовых  активов
существенных  индивидуально  или  совокупно  с  иными  аналогичными  активами, не  являющихся
существенными  индивидуально. В  случае  если  Группой  установлено, что  в  отношении
индивидуально  рассмотренных  активов (как  существенных, так  и  не  существенных) отсутствуют
свидетельства  обесценения, Группа  включает  такие  активы  в  группу  активов, имеющих  схожие
характеристики кредитного риска, и проводит коллективную оценку обесценения такой группы.

Активы, индивидуально  оцененные  как  обесценившиеся, исключаются  из  коллективной  оценки
обесценения. При наличии объективных свидетельств возникновения убытков от обесценения, сумма
таких убытков определяется как разница между балансовой стоимостью актива и дисконтированной
суммой  будущих  денежных  потоков, связанных  с  этим  активом (исключая  возможные  будущие
потери, которые  еще  не  были  понесены). Дисконтированная  сумма  будущих  денежных  потоков
рассчитывается с использованием первоначально определенной ЭПС. В случае, когда заем был выдан
под «плавающую» ставку, расчет  дисконтированной  стоимости  с  целью  оценки  убытка  от
обесценения производится по текущей ЭПС.

Балансовая  стоимость  актива  уменьшается  через  использование  счета  резерва, и  убытки  от
обесценения признаются в консолидированном отчете  о прибылях и убытках в составе финансовых
расходов – для  займов  выданных  и  в  составе  операционных  расходов – для  дебиторской
задолженности. Начисление  процентов  в  отношении  уменьшенной  балансовой  стоимости  актива
продолжается  по  процентной  ставке, использованной  для  дисконтирования  будущих  денежных
потоков  с  целью  оценки  убытка  от  обесценения. Процентные  доходы  отражаются  в  составе
финансовых доходов в отчете о прибылях и убытках. Займы вместе с соответствующими резервами
списываются  с баланса, если отсутствует достаточная уверенность их возмещения в будущем, а все
доступное  обеспечение  было  реализовано, либо  передано  Группе. Если в  течение  следующего  года
сумма  расчетного  убытка  от  обесценения  увеличивается  или  уменьшается  ввиду  какого-либо
события, произошедшего  после  признания  обесценения, сумма  ранее  признанного  убытка  от
обесценения  увеличивается, либо  уменьшается  посредством  корректировки  счета  резерва. Если
предыдущее  списание стоимости финансового инструмента впоследствии восстанавливается, сумма
восстановления признается как уменьшение финансовых расходов в отчете о прибылях и убытках.

Долгосрочные вознаграждения сотрудникам – планы с установленными выплатами

Стоимость пенсионных планов с установленными выплатами, прочих выплат по окончании трудовой
деятельности  и  прочих  долгосрочных  вознаграждений  сотрудникам  и  дисконтированная  стоимость
соответствующих  обязательств  определяются  на  основе  актуарных  оценок, использующих  ряд
допущений, которые  могут  отличаться  от  фактических  будущих  событий. Подобные  допущения
включают  уровень  смертности  в  период  трудовой  деятельности  и  после  ее  окончания, текучесть
кадров, ставку дисконтирования, будущий уровень оплаты труда и выплачиваемых вознаграждений,
а  также, в  меньшей  степени, ожидаемую  прибыль  на  активы плана. Ввиду  сложности  оценки  и  ее
долгосрочного  характера, обязательства  по  планам  с  установленными  выплатами  высоко
чувствительны  к  изменениям  этих  допущений. При  определении  применимой  ставки
дисконтирования руководство Группы учитывает процентные ставки государственных облигаций со
сроками  погашения  и  валютами, соответствующими  валютам  и  ожидаемому  сроку  погашения
обязательств с установленными выплатами. Все допущения пересматриваются на каждую отчетную
дату. Подробная информация представлена в Примечании 19.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

36

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Оценки и допущения (продолжение)

Судебные иски

Руководство Группы применяет существенные суждения при оценке и отражении в учете резервов и
рисков  возникновения  условных  обязательств, связанных  с  существующими  судебными  делами  и
прочими  неурегулированными  претензиями, которые  должны  быть  урегулированы  путем
переговоров, посредничества, арбитражного разбирательства или государственного вмешательства, а
также  других  условных  обязательств. Суждение  руководства  необходимо  при  оценке  вероятности
удовлетворения  иска  против  Группы  или  возникновения  обязательства, а  также  при  определении
возможной  суммы  окончательного  урегулирования. Вследствие  неопределенности, внутренне
присущей  процессу  оценки, фактические  убытки  могут  отличаться  от  первоначальной  оценки
резерва. Такие оценки могут изменяться по мере поступления новой информации, как от собственных
специалистов, если  такие  есть, так  и  от  сторонних  консультантов, например, юридических  фирм.
Пересмотр таких оценок может оказать существенное влияние на будущие результаты операционной
деятельности.

Текущие налоги

Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и
подвержено частым изменениям. Интерпретация налогового законодательства налоговыми органами
применительно к операциям и деятельности Группы может не совпадать с мнением руководства. Как
следствие, налоговые  органы  могут  предъявить  претензии  по  сделкам  и  начислить  компаниям
Группы  значительные  дополнительные  налоги, пени  и  штрафы. Проверки  со  стороны  налоговых  и
таможенных органов на предмет наличия налоговых обязательств могут охватывать три календарных
года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проверки. При определенных условиях
проверке могут быть подвергнуты и более ранние  периоды. По мнению руководства, по состоянию
на 31 декабря 2014 г. соответствующие  положения  законодательства  были  интерпретированы
корректно, и вероятность сохранения положения, в котором находится Группа в связи с налоговым,
валютным  и  таможенным  законодательством, является  высокой. Подробная  информация
представлена в Примечаниях 18, 30 и 32.

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые активы признаются только в той степени, в какой существует вероятность их
реализации. Реализация  отложенного  налогового  актива  будет  зависеть  от  возможности  получения
достаточной  налогооблагаемой  прибыли  в  соответствующей  налоговой  юрисдикции. При  оценке
вероятности  реализации  в  будущем  отложенного  налогового  актива  анализируются  различные
факторы, включая  прошлые  результаты  операционной  деятельности, планы  операционной
деятельности, истечение  срока  действия  переноса  налоговых  убытков  и  стратегию  налогового
планирования. Если фактические результаты отличаются от этих оценок или если эти оценки должны
быть  скорректированы  в  будущем, это  может  оказать  существенное  влияние  на  финансовое
положение, результаты  операционной  деятельности  и  движение  денежных  средств  Группы.
Подробная информация представлена в Примечании 30.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

37

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение)

Оценки и допущения (продолжение)

Справедливая стоимость финансовых инструментов

В случаях, когда справедливая стоимость финансовых активов и финансовых обязательств не может
быть  определена  на  основании  данных  активных  рынков, она  определяется  с  использованием
методов  оценки, включая  модели  дисконтированных  денежных  потоков. В  качестве  исходных
данных  для  этих  моделей  по  возможности используется  информация с  открытых рынков, однако  в
тех  случаях, когда это не представляется практически осуществимым, требуется определенная доля
суждения  для  установления  справедливой  стоимости. Суждения  включают  учет  таких  исходных
данных, как  риск  ликвидности, кредитный  риск  и  волатильность. Изменения  в  допущениях
относительно  данных  факторов  могут  оказать  влияние  на  справедливую  стоимость  финансовых
инструментов, представленную в финансовой отчетности.

Анализ справедливой стоимости финансовых инструментов представлен в Примечании 34.

Переоценка инвестиционной недвижимости

Группа  учитывает  инвестиционную  недвижимость  по  справедливой  стоимости. Изменения
справедливой  стоимости  отражаются  в  отчете  о  прибылях  и  убытках. Группа  привлекла
независимого оценщика для определения справедливой стоимости инвестиционной недвижимости по
состоянию  на 31 декабря 2014 г. Инвестиционная  недвижимость  оценивалась  исходя  из  стоимости
аналогичных  объектов, предлагаемых  на  рынке, с  использованием  сопоставимых  цен,
скорректированных  на  специфические  рыночные  факторы, такие  как  характер, местоположение  и
состояние объекта недвижимости.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)

Расходы на НИОКР капитализируются в соответствии с учетной политикой Группы. Первоначальная
капитализация  затрат  основывается  на  суждении  руководства  о  том, что  технологическая  и
экономическая  осуществимость  подтверждены, как  правило, когда  проект  по  разработке  продукта
достигает  определенной  стадии  в  соответствии  с  установленной  моделью  осуществления  проекта.
Для  определения  сумм, которые  могут  быть  капитализированы, руководство  делает  допущения  в
отношении  ожидаемых  будущих  денежных  потоков  от  проекта, ставок  дисконтирования, которые
будут применяться, и ожидаемого срока получения выгод.

Договоры строительства

В  случае, если  результат  по  договору  строительства  не  может  быть  надежно  оценен, доход
признается  исключительно  в  пределах  понесенных  в  соответствии  с  условиями  договора  затрат,
которые могут быть возмещены. В свою очередь, затраты по договору признаются как расходы в том
отчетном  периоде, в  котором  они  были  понесены. Ожидаемый  убыток  по  договору  строительства
признается в  качестве  расхода  немедленно. Ожидаемый  убыток  оценивается на  основании  анализа,
выполненного руководством Группы в соответствии с утвержденным бюджетом проекта.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

38

3. 

Пересчет сравнительной информации и реклассификации

Исправление ошибок

По состоянию на 31 декабря 2013 г., Группа провела ежегодный тест на обесценение своих основных
средств  и  выявила  убытки  от  обесценения  некоторых  единиц, генерирующих  денежные  потоки,
рассчитанные  как  превышение  балансовой  стоимости  этих  генерирующих  единиц  над
соответствующей  возмещаемой  стоимостью. Однако, выявленные  убытки  от  обесценения  не  были
отражены Группой в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2013 г.
и за год по указанную дату, так как на дату утверждения к выпуску этой годовой консолидированной
финансовой отчетности Группа не завершила подготовку регистров основных средств за 2013 год и,
на  основании  этого, имела  основания  полагать, что  величина  убытков  от  обесценения  может
существенно  поменяться  по  результатам  окончательного  определения  балансовой  стоимости
основных средств по состоянию на 31 декабря 2013 г.

В 2014 году Группа завершила подготовку регистров основных средств по состоянию на 31 декабря
2013 г., для  целей  приведения  учета  основных  средств  в  соответствие  с  требованиями
МСФО (IAS) 16 «Основные  средства»  и  МСФО  (IAS)  36 «Обесценение  активов»  по  состоянию  на
указанную  дату. В  результате  Группа  выявила  ряд  искажений  балансовой  стоимости  и  движений
основных средств по состоянию на 31 декабря 2013 г. и за год по указанную дату, и отразила убытки
от обесценения, выявленные по состоянию на 31 декабря 2013 г.

В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и
ошибки»
  в  связи  с  описанными  выше  обстоятельствами  Группа  внесла  корректировки  в
соответствующие статьи активов, обязательств и капитала консолидированного отчета о финансовом
положении по состоянию на 31 декабря 2013 г., а также в определенные статьи консолидированного
отчета о прибылях и убытках за 2013 год. Список корректировок представлен ниже:

По состоянию на 31 декабря 2013 г. и за год, заканчивающийся на указанную дату:

Консолидированный отчет о финансовом положении

Основные средства уменьшены на

288 316

миллионов рублей

Отложенные налоговые активы увеличены на

9 756

миллионов рублей

Отложенные налоговые обязательства уменьшены на

48 246

миллионов рублей

Обязательства по финансовой аренде, за вычетом текущей части,

увеличены на

2 551  миллион рублей

Обязательства по финансовой аренде, текущая часть, увеличены

на

2 096  миллионов рублей

Нераспределенная прибыль и прочие резервы уменьшены на

232 980

миллионов рублей

Неконтрольные доли участия уменьшены на

1 981

миллион рублей

Консолидированный отчет о прибылях и убытках
Материалы, затраты на ремонт и обслуживание увеличены на

4 125

миллионов рублей

Износ и амортизация уменьшены на

4 871

миллион рублей

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных

активов увеличены на

298 755  миллионов рублей

Прочие расходы уменьшены на

5 046

миллионов рублей

Налог на прибыль − отложенный налог на прибыль уменьшен на

58 002

миллиона рублей

Неконтрольные доли участия уменьшены на

1 981

миллион рублей

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

39

3. 

Пересчет сравнительной информации и реклассификации (продолжение)

Реклассификации и исправление ошибок в классификации

Некоторые  сопоставимые  данные  консолидированного  отчета  о  финансовом  положении  и
консолидированного отчета о прибылях и убытках были реклассифицированы с целью соответствия
презентации  данных  текущего  периода  и  исправления  ошибок  в  классификации. Основные
реклассификации и изменения презентации относились к следующим статьям:

Консолидированный отчет о финансовом положении
·

Долгосрочная часть отложенного дохода, ранее отраженная в составе статьи «Резервы и прочие
краткосрочные  обязательства»,
  была  реклассифицирована  в  состав  статьи «Прочие
долгосрочные обязательства»
.

·

Начисленные  проценты  по  займам, ранее  отраженные  в  составе  статьи «Резервы  и  прочие
краткосрочные обязательства»,
 были расклассифицированы в состав статьи «Краткосрочные
заемные средства»
.

Консолидированный отчет о прибылях и убытках
·

Доходы  и  расходы, связанные  с  продажей  и  обратной  финансовой  арендой  оборудования,
произведенного  Группой, ранее  отраженные  нетто, были  представлены  развернуто  в  составе
статей «Прочая  выручка»«Материалы, затраты  на  ремонт  и  обслуживание» и  некоторых
других статей операционных расходов.

·

Расходы  на  повышение  квалификации  и  обучение  персонала, ранее  отраженные  в  составе
статьи «Прочие  операционные  расходы», были  реклассифицированы  в  состав  статьи
«Заработная плата и на социальные отчисления».

·

Доходы  от  предоставления  услуг  доступа  к  инфраструктуре  и  локомотивной  тяги, ранее
отраженные  в  составе  статьи «Прочая  выручка», были  реклассифицированы  в  состав  статьи
«Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре».

Необходимые  изменения  были  также  внесены  в  соответствующие  примечания  к  настоящей
консолидированной  финансовой  отчетности. Указанные  реклассификации  не  оказали  влияния  на
чистые активы Группы по состоянию на 31 декабря 2013 г. и чистый убыток за период.

4. 

Информация по сегментам

Для целей управления Группа разбита по подразделениям, определяемым спецификой оказываемых
ими услуг, и имеет пять отчетных операционных сегментов:

·

Сегмент «Грузовые перевозки ОАО «РЖД» включает предоставляемые ОАО «РЖД» услуги по
перевозке грузов в соответствии с выставляемым перевозчикам тарифом, который включает в
себя  плату  за  локомотивную  тягу, предоставление  доступа  к  инфраструктуре  и  плату  за
использование вагона.

·

Сегмент «Пассажирские  перевозки  дальнего  следования» включает  все  услуги  по  перевозке
пассажиров  между  регионами, осуществляемые  Группой, и  сформирован  пассажирскими
перевозками  дальнего  следования, осуществляемыми  Компанией, и  пассажирскими
перевозками  дальнего  следования, осуществляемыми  АО «Федеральная  Пассажирская
Компания», дочерним предприятием Компании.

·

Сегмент «Вспомогательная  деятельность»  включает  услуги  по  ремонту  и  техническому
обслуживанию  подвижного  состава, по  перепродаже  электроэнергии, строительные  и  иные
услуги, оказываемые филиалами Компании.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

40

4. 

Информация по сегментам (продолжение)

·

Сегмент «Грузовые  перевозки  дочерних  компаний»  включает  услуги  по  перевозке  грузов,
предоставляемые  дочерними  предприятиями  Группы, включая  АО «Федеральная  грузовая
компания», ПАО «Трансконтейнер» и ОАО «Рефсервис».

·

Сегмент «Логистические услуги Группы Gefco» включает операции Группы Gefco.

·

«Все  прочие  сегменты»  включают  деятельность  дочерних  предприятий  Компании,
оказывающих  услуги, связанные  с  пассажирскими  перевозками  в  пригородном  сообщении,
телекоммуникационными  услугами, услугами  в  сфере  НИОКР, услугами  по  строительству,
реконструкции  и  модернизации  железных  дорог  и  железнодорожной  транспортной
инфраструктуры, ремонту  и  техническому  обслуживанию  различного  железнодорожного
оборудования, строительству  объектов  недвижимости, оптовой  торговлей  основными
средствами  и  материалами  для  внешних  клиентов  и  других  компаний  в  составе  Группы.
Указанные операции в силу их несущественности не требуют раскрытия в качестве отдельного
сегмента. По  причине  различий  индивидуальных  экономических  характеристик  данные
операции не могут быть включены в описанные выше отчетные операционные сегменты.

Руководство  осуществляет  мониторинг  операционных  результатов  деятельности  каждого  из
подразделений  отдельно  для  целей  принятия  решений  о  распределении  ресурсов  и  оценки
результатов  их  деятельности. Результаты  деятельности  сегментов  оцениваются  на  основе
операционной  прибыли  или  убытка, рассчитываемого  на  основании  управленческой  отчетности,
данные  которой  отличаются  от  данных  консолидированной  финансовой  отчетности  по  МСФО,
поскольку  управленческая  отчетность  готовится  на  основе  данных, формирующихся  по  местным
стандартам  бухгалтерского  учета. Результаты  операционных  сегментов  не  учитывают  влияние
некоторых  разовых  операций (например, сделок  по  приобретению  предприятий) и  влияние
некоторых  корректировок, которые  могут  быть  сочтены  необходимыми  для  приведения
управленческой  отчетности  в  соответствие  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  по
МСФО.

Цены  на  межсегментные  услуги  устанавливаются, в  целом, согласно  процедурам, описанным  в
Примечании 1, кроме  услуг, которые  находятся  вне  государственного  и  международного
регулирования, где  цены  устанавливаются  руководством  Группы  в  порядке, где  это  применимо,
схожем с аналогичными операциями со сторонними организациями.

Практически все операционные активы Группы, за исключением активов Группы Gefco, находятся на
территории  Российской  Федерации, и  большинство  услуг, кроме  услуг, предоставляемых  Группой
Gefco, оказывается Группой на территории Российской Федерации.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

41

4. 

Информация по сегментам (продолжение)

Доходы  сегмента  представляют  собой  доходы, которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к
деятельности  данного  сегмента, с  учетом  как  продаж  внешним  покупателям, так  и  операций  с
другими сегментами. Доходы сегмента не включают следующее:
·

субсидии из федерального и местных бюджетов;

·

финансовые доходы и прочие аналогичные доходы;

·

доходы от аренды прочего имущества;

·

прибыль от курсовых разниц;

·

прибыль от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов;

·

прибыль от выбытия основных средств;

·

прибыль от выбытия активов, классифицированных как предназначенные для продажи;

·

доходы от восстановления резерва по сомнительным долгам;

·

штрафы, выставленные клиентам;

·

прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях;

·

прибыль от инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия;

·

доход по налогу на прибыль;

·

прочие доходы.

Расходы  сегмента  представляют  собой  расходы, которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к
операционной  деятельности  данного  сегмента  и  расходы, которые  могут  быть  распределены  на
систематической основе, с учетом расходов, связанных как с продажами внешним покупателям, так и
с операциями с другими сегментами. Расходы сегмента не включают следующее:
·

финансовые расходы и прочие аналогичные расходы;

·

убыток от курсовых разниц;

·

убыток от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов;

·

убыток от выбытия основных средств;

·

убыток от обесценения активов, классифицированных как предназначенные для продажи;

·

убыток от обесценения основных средств и нематериальных активов;

·

взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации;

·

расходы по банковским услугам;

·

расходы по сомнительным долгам;

·

социальные расходы;

·

коммерческие расходы;

·

убыток от изменения в резерве под иски и претензии;

·

штрафы, выставленные клиентами;

·

расходы на благотворительность и спонсорскую помощь;

·

прочие расходы.

Операционный  результат  сегмента  представляет  собой  доходы  сегмента  за  минусом  расходов  по
данному сегменту.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

42

4. 

Информация по сегментам (продолжение)

В таблице ниже представлены данные о доходах и результатах деятельности по отчетным операционным сегментам Группы:

За год, окончившийся 31 декабря 2014 г.

Грузовые

перевозки

ОАО «РЖД»

Пассажирски

е перевозки

дальнего

следования

Вспомога-

тельная

деятельность

Грузовые

перевозки

дочерних

компаний

Логисти-

ческие услуги

Группы Gefco

Все прочие

сегменты

Элимини-

рование (A)

Корректи-

ровки (Б)

Итого

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы от внешних покупателей

1 068 879

188 570

132 568

74 641

204 989

166 651

(40 138)

1 796 160

Доходы от операций между сегментами

47 358

8 409

139 730

13 805

58

222 265

(431 625)

Итого доходы

1 116 237

196 979

272 298

88 446

205 047

388 916

(431 625)

(40 138)

1 796 160

Заработная плата и социальные

отчисления

(437 501)

(41 310)

(105 456)

(113 194)

(697 461)

Топливо

(82 317)

(1 003)

(10 169)

(2 027)

(95 516)

Электроэнергия

(102 698)

(780)

(22 150)

(1 593)

(127 221)

Износ и амортизация

(161 959)

(16 129)

(41 322)

(1 259)

(220 669)

Операционный результат сегмента

60 583

(16 295)

(4 244)

3 356

5 208

18 366

(19 895)

(148 034)

(100 955)

За год, окончившийся 31 декабря 2013 г.

Грузовые

перевозки

ОАО «РЖД»

Пассажирски

е перевозки

дальнего

следования

Вспомога-

тельная

деятельность

Грузовые

перевозки

дочерних

компаний

Логисти-

ческие услуги

Группы Gefco

Все прочие

сегменты

Элимини-

рование (A)

Корректи-

ровки (Б)

Итого

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы от внешних покупателей

1 061 540

198 174

123 168

78 142

168 946

174 440

(30 781)

1 773 629

Доходы от операций между сегментами

39 465

7 542

143 514

16 962

261 325

(468 808)

Итого доходы

1 101 005

205 716

266 682

95 104

168 946

435 765

(468 808)

(30 781)

1 773 629

Заработная плата и социальные

отчисления

(440 949)

(41 186)

(105 302)

(113 379)

(700 816)

Топливо

(79 137)

(1 029)

(10 819)

(2 440)

(93 425)

Электроэнергия

(93 349)

(691)

(21 807)

(2 693)

(118 540)

Износ и амортизация

(156 235)

(16 111)

(39 394)

6 522

(205 218)

Операционный результат сегмента

65 265

(10 517)

(7 560)

9 666

4 039

20 929

(22 163)

(292 646)

(232 987)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

43

4. 

Информация по сегментам (продолжение)

(А)  Доходы и маржа по операциям между сегментами исключаются при консолидации.

(Б)  Операционная  прибыль  каждого  операционного  сегмента  не  включает  следующие

корректировки, представляющие  собой  разницы  между  управленческой  отчетностью  и
консолидированной финансовой отчетностью за годы, закончившиеся 31 декабря:

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Реклассификация субсидий

(20 657)

(21 186)

Доходы от аренды прочего имущества (Примечание 27)

(10 013)

(8 753)

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости

проданных товаров

(5 563)

Эффект отложенных доходов

(2 362)

(811)

Прочие корректировки к доходам

(1 543)

(31)

(40 138)

(30 781)

Корректировки, относящиеся к основным средствам (В)

79 090

84 166

Корректировки, относящиеся к нематериальным активам

(1 507)

(2 998)

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости

проданных товаров

5 398

Доходы от восстановления резерва по сомнительным долгам / (расходы

по сомнительным долгам) (Примечание 34)

8 939

(10 449)

Дополнительные начисления по долгосрочным обязательствам перед

работниками по планам с установленными выплатами

12 436

5 575

Субсидии из федерального и местных бюджетов, не включенные в

операционные результаты сегментов (Примечание 25)

50 721

50 028

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто, не

включенные в операционные результаты сегментов

(37 098)

(19 337)

Изменения справедливой стоимости финансовых инструментов, нетто,

не включенные в операционные результаты сегментов

(4 113)

(2 119)

Убыток от курсовых разниц, нетто, не включенный в операционные

результаты сегментов

(143 930)

(14 575)

Коммерческие расходы

(6 667)

(5 699)

Расходы по банковским услугам (Примечание 28)

(2 817)

(3 858)

Выплаты по коллективному трудовому договору

(5 487)

(5 730)

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных активов

(31 635)

(302 661)

Штрафы, выставленные клиентами, нетто (Примечания 27 и 28)

(3 917)

(2 722)

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации

(Примечание 28)

(3 513)

(3 557)

Социальные расходы

(9 311)

(8 324)

Убыток от обесценения активов, классифицированных как

предназначенные для продажи (Примечание 28)

(3 953)

Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних

компаниях, нетто (Примечание 5)

6 030

2 386

Изменение в резерве под иски и претензии, нетто (Примечания 18 и 28)

(3 533)

(7 731)

Благотворительная и спонсорская помощь (Примечание 28)

(2 421)

(2 143)

Прочие корректировки

(10 608)

(12 117)

Суммарные корректировки к убытку до налогообложения

(148 034)

(292 646)

(В)  Корректировки, относящиеся  к  основным  средствам, включают  разницу  между  остаточной

стоимостью  основных  средств, отраженной  в  консолидированной  финансовой  отчетности,
подготовленной  в  соответствии  с  МСФО, и  в  управленческой  отчетности, в  результате
различий  в  сроках  полезного  использования  основных  средств  и  применения  компонентного
учета.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

44

5.  Дочерние компании

Ниже  представлена  информация  об  основных  дочерних  предприятиях  Компании, включенных  в
консолидированную финансовую отчетность Группы по состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 гг. и за
годы, заканчивающиеся на указанные даты

:

Доля участия Группы, %

31 декабря

2014 г.

31 декабря

2013 г.

Наименование компании

Сфера деятельности

АО «Федеральная пассажирская

компания»

Пассажирские перевозки

100

100

Gefco S.A.

Логистический оператор

75

75

АО «Федеральная грузовая компания»

Транспортно-экспедиторские услуги

100

100

АО «Объединенная транспортно-

логистическая компания» (А)

Транспортно-экспедиторские услуги

99,84

ОАО «Рефсервис»

Транспортно-экспедиторские услуги

100

100

ОАО «РейлТрансАвто»

Транспортно-экспедиторские услуги

51

51

ОАО «Скоростные магистрали»

Организация высокоскоростного движения

100

100

ОАО «РЖДстрой»

Строительно-монтажные работы

100

100

АО «Росжелдорпроект»

Научно-исследовательские разработки

55,56

55,56

ОАО «Торговый Дом «РЖД»»

Поставка подвижного состава,

железнодорожной техники и комплектующих

изделий

50 + 1

обыкновенная

акция

50 + 1

обыкновенная

акция

ЗАО «Компания ТрансТелеКом»

Предоставление телекоммуникационных услуг

100

100

НО «Фонд жилищная социальная ипотека»

Жилищное строительство

100

100

ЗАО «Желдорипотека»

Жилищное строительство

100

100

ОАО «ТрансВудСервис»

Производство

100

100

ОАО «БетЭлТранс» (Б)

Производство

50 + 2

обыкновенные

акции

100

ОАО «Железнодорожная торговая

компания»

Торговля

100

100

ОАО «Вагонная Ремонтная Компания-1»

Оказание услуг по ремонту и текущему

обслуживанию железнодорожного состава

100

100

ОАО «Вагонная Ремонтная Компания-2»

Оказание услуг по ремонту и текущему

обслуживанию железнодорожного состава

100

100

ОАО «Вагонная Ремонтная Компания-3»

Оказание услуг по ремонту и текущему

обслуживанию железнодорожного состава

100

100

АО «Калужский завод «Ремпутьмаш»

Ремонтные работы

100

100

ОАО «Объединенные электротехнические

заводы»

Производство электротехнической

продукции

50 + 1

обыкновенная

акция

50 + 1

обыкновенная

акция

Основные  дочерние  предприятия  Компании, за  исключением Gefco S.A. (зарегистрирована  во
Франции), зарегистрированы на территории Российской Федерации.

(А)  В  ноябре 2014 года  Компания  учредила  АО «Объединенная  транспортно-логистическая

компания» («ОТЛК»). В  качестве  взноса  в  уставный  капитал  Компания  передала 50% плюс
две акции  в  уставном  капитале  ПАО «ТрансКонтейнер» и 100% минус 1 акцию  в  уставном
капитале ОАО «РЖД Логистика».

(Б)  В декабре 2014 года Компания продала долю в размере 50% минус две акции в уставном капитале

ОАО «БетЭлТранс» за  денежное  вознаграждение 3 025 миллионов  рублей. В результате  данной
операции Группа сохранила контроль над ОАО «БетЭлТранс».

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

45

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Информация  о  дочерних  компаниях, в  которых  есть  существенные  неконтрольные  доли
участия

В  таблице  ниже  представлена  информация  по  дочерним  подгруппам  Группы, в  которых  есть
существенные неконтрольные доли участия на 31 декабря:

Основное место

осуществления

деятельности

Доля владения и доля

голосующих акций

акционеров с

неконтрольными

долями участия

Прибыль, отнесенная на

неконтрольные доли

участия

Накопленные

неконтрольные доли

участия

Наименование
подгруппы

2014 г.

2013 г.

2014 г.

2013 г.

2014 г.

2013 г.,

пересчитано

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Группа
ТрансКонтейнер

Российская

Федерация

49,48%

49,40%

2 685

3 278

14 209

12 003

Группа Gefco

Франция,

Западная Европа

25%

25%

3 867

1 009

12 490

8 632

Индивидуально несущественные
дочерние компании, в которых есть
неконтрольные доли участия

(4 902)

(5 581)

21 797

15 054

Обобщенная  финансовая  информация  о  данных  подгруппах  представлена  ниже. Представленная
информация получена из данных консолидированных финансовых отчетностей дочерних компаний,
подготовленных  в  соответствии  с  МСФО  и  скорректированных  для  целей  включения  в  данную
консолидированную  финансовую  отчетность, до  исключения  внутригрупповых  операций.
Представленная  информация  отличается  от  информации, представленной  в  финансовой  отчетности
подгрупп, подготовленной в соответствии с МСФО.

Группа Gefco

31 декабря

31 декабря

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Долгосрочные активы

85 305

58 954

Текущие активы

67 073

43 220

Долгосрочные обязательства

38 732

26 324

Краткосрочные обязательства

63 955

41 650

Итого капитал

49 691

34 200

Приходящийся на:
Акционера материнской компании

37 201

25 568

Неконтрольные доли участия

12 490

8 632

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

46

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Информация  о  дочерних  компаниях, в  которых  есть  существенные  неконтрольные  доли
участия (продолжение)

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы

205 047

168 946

Операционные расходы

(202 343)

(167 167)

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто

(472)

(601)

Прочие доходы и расходы, нетто

(2 888)

(456)

(Убыток)/прибыль до налогообложения

(656)

722

Налог на прибыль

(432)

(170)

Чистый (убыток)/прибыль за период

(1 088)

552

Прочий совокупный доход

21 990

4 159

Итого совокупный доход за период, за вычетом налога

20 902

4 711

Приходящийся на неконтрольные доли участия

3 867

1 009

Дивиденды, объявленные и выплаченные, приходящиеся на

неконтрольные доли участия

(41)

(119)

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

5 234

4 980

Чистые денежные средства, израсходованные в инвестиционной

деятельности

(2 017)

(1 798)

Чистые денежные средства, израсходованные в финансовой

деятельности

(488)

(5 992)

Чистое увеличение/(уменьшение) денежных средств и их

эквивалентов

2 729

(2 810)

Группа ТрансКонтейнер

31 декабря

31 декабря

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Долгосрочные активы

34 243

31 002

Текущие активы

7 348

7 707

Долгосрочные обязательства

7 252

8 130

Краткосрочные обязательства

5 584

6 278

Итого капитал

28 755

24 301

Приходящийся на:
Акционера материнской компании

14 546

12 298

Неконтрольные доли участия

14 209

12 003

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

47

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Информация  о  дочерних  компаниях, в  которых  есть  существенные  неконтрольные  доли
участия (продолжение)

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы

36 709

39 350

Операционные расходы

(32 087)

(32 488)

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто

(550)

(573)

Прочие доходы и расходы, нетто

1 353

664

Прибыль до налогообложения

5 425

6 953

Налог на прибыль

(1 200)

(657)

Чистая прибыль за период

4 225

6 296

Прочий совокупный доход

1 213

199

Итого совокупный доход за период, за вычетом налога

5 438

6 495

Приходящийся на неконтрольные доли участия

2 685

3 278

Дивиденды, объявленные и выплаченные, приходящиеся на

неконтрольные доли участия

(551)

(636)

2014 г.

2013 г.

млн. руб.

млн. руб.

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

5 998

7 225

Чистые денежные средства, израсходованные в инвестиционной

деятельности

(3 914)

(4 775)

Чистые денежные средства, израсходованные в финансовой

деятельности

(2 752)

(1 974)

Чистое (уменьшение)/увеличение денежных средств и их

эквивалентов

(668)

476

Изменения долей участия в дочерних компаниях

Приобретение в 2014 году

Приобретение контрольной доли участия в Far East Land Bridge Ltd

В  сентябре 2014 года  Группа  приобрела 50,2% акций Far East Land Bridge Ltd («FELB»), ранее
являвшейся ассоциированной компанией Группы, за вознаграждение 47,5 миллионов долларов США
(1 871 миллион рублей по курсу на дату приобретения), увеличив долю владения в данной компании
до 75,5%. Основной деятельностью FELB является предоставление транспортно-логистических услуг
в  области железнодорожных  контейнерных перевозок  и  логистических  услуг  по  маршруту  Китай –
Европейский Союз – Китай.

Стоимость  приобретения  представляет  собой  неденежное  вознаграждение  в  размере
22,5 миллионов долларов  США (886 миллионов  рублей  по  курсу  на  дату  приобретения) и  денежное
вознаграждение  в  размере  25  миллионов  долларов  США  (985  миллионов  рублей  по  курсу  на  дату
приобретения).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

48

5. 

Дочерние компании (продолжение)

Изменения долей участия в дочерних компаниях (продолжение)

Суммы, отраженные  в  консолидированной  финансовой  отчетности  Группы  по  состоянию  на
31  декабря  2014  г.  и  за  год  по  указанную  дату  в  отношении  активов  и  обязательств  FELB,  а  также
соответствующие неконтрольные доли участия, были определены в предварительной оценке, так как
по состоянию на дату утверждения к выпуску настоящей консолидированной финансовой отчетности
Группа не завершила процедуру первоначального учета данного приобретения.

Предварительная оценка

справедливой стоимости

на дату приобретения

млн. руб.

Итого активы

3 250

Итого обязательства

1 425

Чистые активы

1 825

За вычетом неконтрольной доли участия

(447)

Приобретенные чистые активы

1 378

Гудвил

1 354

Справедливая стоимость имеющейся на дату приобретения доли участия в 25,3%

861

Стоимость приобретения

1 871

С даты приобретения выручка и прибыль до налогообложения приобретенной дочерней компании в
составе  Группы  составили 1 198 миллионов  рублей  и 192 миллиона  рублей, соответственно. В  том
случае,  если  бы  приобретение  FELB  состоялось  в  начале  года,  доходы  Группы  за  2014  год
увеличились бы на 3 240 миллионов рублей, а прибыль до налогообложения за 2014 год увеличилась
бы на 348 миллионов рублей.

По  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  Компания  провела  тест  на  обесценение  гудвила  и
нематериальных  активов, предварительно  признанных  в  результате  приобретения. В  результате,
Группа  признала  убыток  от  обесценения  гудвила  и  нематериальных  активов  с  неограниченным
сроком полезного использования, отраженный в консолидированном отчете о прибылях и убытках в
составе статей «Прочие расходы» и «Убытки от обесценения основных средств и нематериальных
активов»
, соответственно.

Приобретение в 2013 году

Приобретение контрольной доли участия в ЗАО «МАГИНФО»

В  сентябре 2013 года  Группа, через  свою  дочернюю  компанию  ЗАО «Компания  ТрансТелеКом»,
приобрела 100% акций  оператора  телекоммуникационной  связи  ЗАО «МАГИНФО» за  денежное
вознаграждение  в  размере 950 миллионов  рублей. Справедливая  стоимость  чистых
идентифицируемых 

активов 

ЗАО 

«МАГИНФО»  на 

дату 

приобретения 

составила

352 миллиона рублей. Руководство  Группы  оценило  величину  гудвила, относящегося  к  данной
транзакции, в размере 598 миллионов рублей.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..