Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Программа развития ОАО "Российские железные дороги" до 2025 года - часть 2

 

 

 

 

16 

предоставление  комплексных  транспортно-логистических  услуг 

(создание  совместных  операторов,  приобретение  долей  в  национальных 
логистических компаниях); 

развитие сети международных маршрутов пассажирских перевозок, а 

также  оценка  возможности  создания  совместных  операторов  в 
пассажирском сегменте (в том числе с целью выхода на либерализованный 
европейский 

рынок 

в 

рамках 

4-го Железнодорожного 

пакета 

законодательных инициатив Европейского союза);  

транзитные  перевозки  грузов  по  основным  международным 

направлениям; 

услуги по обучению и повышению квалификации персонала;  
разработка IT-сервисов, создание облачных приложений и цифровых 

стратегий; 

формирование финансовых решений в целях реализации зарубежных 

проектов. 

Для  реализации  указанных  направлений  потребуется  проведение 

ряда  внутрикорпоративных  мероприятий  и  внедрение  новых  бизнес-
процессов  и  алгоритмов,  одним  из  которых  является  приобретение 
компетенций  в  сфере  международного  инжиниринга  и  транспортного 
строительства посредством сделок слияния и поглощения. 

Кроме  того,  с  учетом  мировых  тенденций  в  сфере  рынка 

транспортных  услуг  в  части  реализации  инфраструктурных  проектов 
должна  быть  выстроена  система  по  работе  с  механизмами  проектного 
финансирования  на  зарубежных  рынках  транспортных  услуг  и 
строительства, 

а 

также 

интенсифицировано 

сотрудничество 

с 

международными  финансовыми  организациями  (НБР,  ЕБРР  и  др.)  и 
структурами, поддерживающими развитие экспортных услуг (акционерное 
общество "Российский экспортный центр" и др.)  

Ключевые 

инициативы 

развития 

зарубежной 

деятельности 

предусматривают: 

обеспечение организационных мероприятий; 
внедрение  новых  бизнес-процессов  и  алгоритмов  для  работы  на 

зарубежных рынках; 

разработку пакетных решений по организации финансирования. 
Холдинг  планирует  динамично  развивать  свою  деятельность  за 

рубежом, повышая тем самым конкурентоспособность на международных 
рынках  транспортных  услуг  и  строительства  и  увеличивая  совокупные 
доходы.  

 

 

17 

Прогнозные  показатели  развития  зарубежного  бизнеса  холдинга 

приведены в приложении № 7. 

При продолжающемся развитии евро-азиатских транспортных связей 

будет 

обеспечено 

максимальное 

использование 

инфраструктуры 

российских железных дорог. 

На новый уровень взаимодействия выйдут двусторонние отношения 

с зарубежными партнерами и расширится многостороннее сотрудничество 
в рамках международных организаций и объединений. 
 

4. Интегрированная сеть высокоскоростного  

и скоростного сообщения 

 

В  основу  реализации  программы  организации  скоростного  и 

высокоскоростного 

железнодорожного 

сообщения 

в 

Российской 

Федерации 

заложен 

принцип 

создания 

интегрированной 

сети 

высокоскоростного сообщения с учетом специализации железнодорожной 
инфраструктуры,  обеспечивающей  максимальный  экономический  эффект 
от ее эксплуатации для всех заинтересованных участников. Пассажиры при 
этом получают оптимальное соотношение скорости, комфорта и стоимости 
проезда,  грузоотправители  и  грузополучатели  -  высокую  скорость  и 
надежность доставки.  

Создание  технологически  связной  сети  высокоскоростного  и 

скоростного сообщения, организация сервиса, безопасности и управления, 
основанных  на  современных  цифровых  технологиях,  строительство 
транспортно-пересадочных  узлов,  организация  тактового  движения 
поездов  и  применение  нового  подвижного  состава  обеспечивают 
синергетический 

эффект 

от 

реализации 

отдельных 

проектов, 

обусловленный  ускоренным  развитием  территорий,  повышением 
транспортной доступности регионов, мобильности населения и развитием 
высокотехнологичного производства. 

Основными  задачами,  сопутствующими  мероприятиям  по  созданию 

интегрированной  сети  высокоскоростного  и  скоростного  сообщения, 
являются: 

создание  нового  уровня  сервиса  для  пассажиров,  находящихся  на 

борту  поезда,  на  территории  транспортно-пересадочных  узлов,  и  для 
пассажиров, удаленно обращающихся к услугам пассажирского комплекса 
открытого акционерного общества "Российские железные дороги", за счет 
нового  подвижного  состава,  цифровых  решений,  учета  индивидуальных 

 

 

18 

потребностей клиентов, сбалансированной системы классов обслуживания 
и оптимальной инфраструктуры; 

создание  линейки  российского  подвижного  состава  грузовых  и 

пассажирских  модификаций  для  скоростей  движения  от  200  до 
400 километров  в  час  (в  том  числе  с  изменяемой  шириной  колеи  и 
применением  автономных  источников  питания),  обеспечивающих  новый 
уровень  комфорта  и  сервиса  для  пассажиров  (полнофункциональное 
индивидуальное  пространство,  информационно-технические  решения  и 
системы связи и др.); 

создание  общегосударственной  системы  нормативной,  технической 

и  правовой  документации  в  области  высокоскоростного  движения  в 
Российской Федерации; 

создание  технологий,  инфраструктуры  и  оборудования,  необходимых 

для  эксплуатации  и  ремонта  высокоскоростного  и  скоростного  подвижного 
состава и инфраструктуры высокоскоростных магистралей; 

строительство сети современных транспортно-пересадочных узлов и 

реализация  проектов  комплексного  развития  территорий,  прилегающих  к 
инфраструктуре высокоскоростного и скоростного сообщения; 

создание 

на 

базе 

российских 

образовательных, 

научно-

исследовательских  и  проектных  организаций  научно-образовательной 
базы,  необходимой  для  проведения  научных  исследований  и  подготовки 
специалистов для высокоскоростного сообщения; 

создание  национальной  системы  управления  и  обеспечения 

безопасности  движения  поездов  на  высокоскоростных  железнодорожных 
магистралях. 

Перечень  скоростных  и  высокоскоростных  линий  сформирован  на 

основании следующих принципов: 

расположение  в  створе  перспективного  высокоскоростного 

железнодорожного трансконтинентального коридора "Евразия"; 

соотношение  социально-экономических  эффектов  от  реализации 

проектов создания высокоскоростных и скоростных линий и капитальных 
затрат на их реализацию; 

улучшение транспортной доступности регионов России. 
Приоритетными  являются  следующие  линии,  составляющие 

потенциальный 

высокоскоростной 

железнодорожный 

трансконтинентальный коридор "Евразия":  

Железнодорожный - Владимир - Гороховец с организацией движения 

от  г. Москвы  до  г.  Нижний  Новгород  (решение  о  начале  реализации 

 

 

19 

проекта  строительства  указанной  линии  будет  принято  по  итогам  его 
одобрения  с  учетом  поручения  Президента  Российской  Федерации  от 
24 октября  2018 г.  № Пр-1949  и  распоряжения  Правительства  Российской 
Федерации от  30 сентября  2018 г.  № 2101-р)  как  первая  часть  магистрали 
Москва  -  Казань  (в  рамках  комплексного  плана  модернизации  и 
расширения магистральной инфраструктуры); 

Казань - Екатеринбург; 
Екатеринбург - Челябинск; 
Москва - Красное. 
Актуальными  являются  линии,  обеспечивающие  агломерационные 

социально-экономические 

эффекты, 

улучшающие 

транспортную 

доступность  крупнейших  макрорегионов  России  (Москва  -  Санкт-
Петербург,  Москва  -  Ростов-на-Дону  -  Краснодар  -  Адлер  (с  продлением 
маршрута  до  Республики  Крым),  Москва  -  Орел  -  Курск  -  Белгород  
Москва - Тула - Воронеж, Новосибирск - Барнаул, Москва - Ярославль). 

При этом для каждой из указанных линий должны быть разработаны 

организационно-правовая  и  финансовая  модели,  а  также  проектная 
документация.  

При 

реализации 

программы 

организации 

скоростного 

и 

высокоскоростного 

железнодорожного 

сообщения 

в 

Российской 

Федерации прогнозируется эффект региональной экспансии скоростного и 
высокоскоростного  железнодорожного  сообщения  за  счет  значительного 
увеличения  протяженности  линий  и  создание  в  итоге  единого  опорного 
каркаса высокоскоростной железнодорожной сети в России. 

 

5. Повышение производственной эффективности 

 

Железнодорожные перевозки и инфраструктура 

 

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования 

представляет 

собой 

технологический 

комплекс, 

включающий 

железнодорожные  пути  общего  пользования  и  другие  сооружения, 
железнодорожные  станции,  устройства  электроснабжения,  сети  связи, 
системы  сигнализации,  централизации  и  блокировки,  информационные 
комплексы  и  систему  управления  движением,  а  также  иные 
обеспечивающие  функционирование  этого  комплекса  здания,  строения, 
сооружения, устройства и оборудование. 

Достижение  целевых  показателей  Программы  предусматривается  за 

счет осуществления приоритетных инвестиционных проектов (в том числе 

 

 

20 

по  поручениям  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства 
Российской  Федерации)  и  реализации  комплексных  инициатив, 
позволяющих обеспечить внедрение технологических решений, увязанных 
с планами развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, а 
также 

мероприятий 

по 

достижению 

целевых 

показателей 

ориентированности на клиентов по срокам и скорости доставки грузов.  

Ключевые  инициативы  развития  железнодорожных  перевозок  и 

инфраструктуры предусматривают: 

развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества 

"Российские  железные  дороги"  полигонных  принципов  управления 
перевозочным процессом; 

разделение  и  специализацию  инфраструктуры  для  движения 

преимущественно пассажирских и грузовых поездов; 

повышение  эффективности  деятельности  на  малоинтенсивных 

железнодорожных линиях;  

повышение  эффективности  перевозочного  процесса  за  счет 

повышения качественных показателей использования подвижного состава; 

развитие сортировочных станций; 
совершенствование  управления  парком  грузовых  вагонов  на  сети 

железных дорог; 

повышение  эффективности  использования  парка  магистральных  и 

маневровых локомотивов и локомотивных бригад; 

обновление  железнодорожного  пути  с  применением  новых 

технологий,  равноресурсных  элементов  и  конструкций,  обеспечивающих 
снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;  

установление  гарантийных  участков  безопасного  проследования 

грузовых поездов увеличенной протяженности; 

формирование  полигонной  модели  работы  путевых  машин  и 

диагностических комплексов; 

снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе; 
подготовку  объектов  инфраструктуры  для  обеспечения  пропуска 

тяжеловесных поездов;  

совершенствование системы планирования и предоставления "окон" 

для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры; 

совершенствование систем построения плана формирования поездов, 

а также планирования и управления пропуском поездов; 

использование  природного  газа  в  качестве  моторного  топлива, 

поэтапное 

развитие 

эксплуатации 

газомоторных 

локомотивов 

 

 

21 

(газотурбовозов,  маневровых  газотепловозов),  синхронизированное  с 
проведением  работ  по  совершенствованию  конструкции  и  повышению 
экономичности  освоения  производства  на  локомотивостроительных 
заводах  при  создании  современных  пунктов  экипировки  и  механизма 
заправки сжиженным природным газом. 

 

Опережающее развитие инфраструктуры 

 

Формирование инвестиционной программы открытого акционерного 

общества  "Российские  железные  дороги"  (далее  -  инвестиционная 
программа)  как  составной  части  Программы  производится  (совместно  с 
отраслевыми 

институтами, 

Институтом 

народнохозяйственного 

прогнозирования  Российской  академии  наук,  Советом  по  изучению 
производительных  сил)  с  учетом  разработки  прогноза  оптимального 
обеспечения  транспортно-экономического  баланса  или  межрегионального 
межотраслевого баланса грузовых перевозок.  

Рост  объема  грузовых  перевозок  значительно  увеличивает  загрузку 

мощностей железнодорожной инфраструктуры и протяженность участков, 
имеющих  инфраструктурные  ограничения  в  пропускной  способности 
железных  дорог.  По  состоянию  на  1 января  2018 г.  протяженность  таких 
участков  на  сети  железных  дорог  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные 

дороги" 

составила 

8,2 тыс.  километров.  

Без  реализации  мероприятий  по  развитию  пропускной  способности 
инфраструктуры  к 2025  году  этот  показатель  увеличится до 20 - 23,5 тыс. 
километров. 

При  формировании  инвестиционной  программы  используются 

следующие принципы: 

проекты, которые окупаются в течение 10 - 15 лет, финансируются за 

счет  собственного  денежного  потока  (в  том  числе  амортизационных 
отчислений),  а  также  за  счет  заемных  средств  в  пределах  допустимого 
уровня долговой нагрузки; 

проекты  с  более  длительным  сроком  окупаемости  (15 - 30 лет) 

финансируются с помощью долгосрочных финансовых инструментов; 

по  проектам,  экономически  не  эффективным  для  открытого 

акционерного  общества  "Российские  железные  дороги",  финансирование 
предусмотрено в том числе за счет средств бюджетных источников (в том 
числе 

средств 

акционера, 

субъектов 

Российской 

Федерации, 

муниципальных  образований),  так  как  в  результате  их  реализации  будут 
достигнуты  положительные  показатели  бюджетной  эффективности  и 

 

 

22 

обеспечен  прирост  поступлений  в  бюджетную  систему  Российской 
Федерации. 

В  целом  реализация  инвестиционной  программы  станет  драйвером 

роста 

экономики 

Российской 

Федерации, 

позволит 

открытому 

акционерному  обществу "Российские  железные  дороги"  обеспечить 
прогнозные показатели технологической и экономической эффективности, 
темпы  роста  производительности  труда  и  снижения  себестоимости 
перевозок. 

Одним  из  основных  приоритетов  реализации  инвестиционной 

программы до 2025 года является выполнение целевых задач комплексного 
плана  модернизации  и  расширения  магистральной  инфраструктуры  на 
период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации от 
7 мая  2018 г.  № 204  "О  национальных  целях  и  стратегических  задачах 
развития Российской Федерации на период до 2024 года". 

Кроме того, предусмотрены мероприятия по увеличению  провозной 

способности  Байкало-Амурской  и  Транссибирской  железнодорожных 
магистралей  до  180 млн. тонн  к  2024 г.  При  этом  по  итогам  2025 года 
будут обеспечены перевозки в восточном направлении в размере 210 млн. 
тонн.  Также  будут  реализованы  мероприятия  по  увеличению  провозной 
способности  железнодорожной  инфраструктуры  на  подходах  к  портам 
Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, инвестиционной программой 
предусмотрены  мероприятия  по  увеличению  пропускной  способности 
железнодорожной  инфраструктуры  для  обеспечения  роста  объемов 
транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, включая сокращение времени 
перевозки  контейнеров  железнодорожным  транспортом  с Дальнего 
Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней.  

Средства  на  развитие  инфраструктуры  контейнерных  перевозок 

предполагается также получить за счет продажи публичного акционерного 
общества "ТрансКонтейнер". 

Увеличению 

экспортного 

потенциала 

страны 

способствует 

опережающее  развитие  железнодорожной  инфраструктуры  на  подходах  к 
портам  Северо-Запада  и  Юга  России,  а  также  Дальнего  Востока. 
Реализация  проекта  "Северный  широтный  ход"  позволит  расширить 
протяженность  железнодорожной  сети  и  оптимизировать  прогнозные 
грузо- и пассажиропотоки. 

В  рамках  развития  пассажирской  инфраструктуры  планируется 

создание  высокоскоростной  магистрали  на  участке  Москва  -  Гороховец  с 
организацией  движения  до  г.  Нижний  Новгород  в  качестве  1-го  этапа 
строительства 

высокоскоростной 

магистрали 

Москва 

Казань  

 

 

23 

в  перспективе  до  2025 года,  а  также  специализированного  пассажирского 
хода на направлении Центр - Юг для организации движения пассажирских 
поездов из г. Москвы в г. Адлер за 16 часов.  

В рамках проекта развития Центрального транспортного узла будут 

реализованы  проекты  развития  диаметральных  маршрутов,  в  том  числе 
Московский  центральный  диаметр  -  1  (Одинцово  -  Лобня)  и  Московский 
центральный  диаметр  -  2  (Нахабино  - Подольск),  организовано  движение 
поездов по Московскому центральному кольцу с 4-минутным интервалом, 
завершены проекты развития Горьковского, Ярославского, Смоленского и 
Киевского направлений, интегрированы остановочные пункты радиальных 
направлений с Московским центральным кольцом (Рижское, Ярославское 
и  Павелецкое  направления),  а  также  обеспечено  строительство  новых 
остановочных  пунктов  на  Киевском,  Курском  и  Октябрьском 
направлениях. 

Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у 

Председателя  Правительства  Российской  Федерации  29  октября  2018 г. 
(протокол  №  ДМ-П9-56-пр),  рассматривается  вопрос  о  дополнительном 
финансировании  мероприятий  по  развитию  Центрального  транспортного 
узла  в  2022  -  2024  годах  в  размере  до  120  млрд.  рублей  за  счет  средств 
федерального  бюджета.  В  случае  подтверждения  выделения  указанных 
средств, параметры инвестиционного проекта инвестиционной программы 
будут увеличены на соответствующую сумму. 

Инвестиционной  программой  предусмотрено  полное  обновление 

тягового  подвижного  состава  российского  производства,  а  также 
приобретение  скоростных  пассажирских  поездов  в  соответствии  с 
оптимальным балансом парка.  

Предусмотрены  мероприятия  по  обновлению  инфраструктуры  в 

целях  обеспечения  готовности  к  росту  объемов  перевозок  грузов  в 
долгосрочной  перспективе  выше  4 процентов  в  год  и  увеличения 
пропускной  способности  сети  железных  дорог  открытого  акционерного 
общества  "Российские  железные  дороги"  за  счет  устранения 
инфраструктурных  ограничений  и  барьерных  участков,  а  также 
минимизации рисков их возникновения в будущем. 

Общий  размер  инвестиционных  затрат  открытого  акционерного 

общества "Российские  железные  дороги"  в  2019 - 2025 годах  по  базовому 
сценарию  составляет  4671,4 млрд. рублей.  В  рамках  формирования 
инвестиционной программы дополнительно проанализированы проекты по 
развитию  железнодорожной  инфраструктуры,  которые  потенциально 
могут  реализоваться  в  этот  период  частично  за  счет  средств  других 

 

 

24 

инвесторов,  которые  выражают  свою  заинтересованность  во  вложении 
средств  в железнодорожные проекты. Запланированный  объем  указанных 
инвестиций  оценивается  в  размере  3986,7 млрд. рублей.  Общий  объем 
финансирования  инвестиционной  программы  до  2025 года  с  учетом 
средств прочих инвесторов оценивается в 8658,1 млрд. рублей. 

Общий  размер  инвестиционных  затрат  открытого  акционерного 

общества "Российские  железные  дороги"  в  2019 - 2025 годах  по 
оптимистичному  сценарию  составляет  5786,5 млрд. рублей,  а  с  учетом 
средств прочих инвесторов - 9773,3 млрд. рублей. 

В  целях  повышения  эффективности  реализации  инвестиционной 

программы  в  2019 - 2025 годах  планируется  внедрение  современных 
инновационных  технологий,  в  том  числе  технологий  информационного 
моделирования 

при 

проектировании 

и 

строительстве 

объектов 

инфраструктуры,  которые  позволят  повысить  качество  и  точность 
разрабатываемой проектной документации.  

В  настоящее  время  определены  пилотные  проекты  развития 

железнодорожной 

инфраструктуры, 

проектирование 

которых 

обеспечивается с применением методов цифрового моделирования.  

Кроме  того,  продолжается  разработка  единой  информационной 

системы  управления  строительным  комплексом  в  целях  формирования 
общей  информационной  среды  для  взаимодействия  всех  участников 
процесса  строительства  и  создания  инструментов  для  эффективного 
применения  принципов  проектного  управления  и  управления  рисками. 
В основу  указанной  системы  будут  заложены  типовые  процессы  этапов 
производственного  цикла  реализации  объектов  строительства,  единая 
методология и технология управления. 

Инвестиционная  программа  открытого  акционерного  общества 

"Российские  железные  дороги"  на  период  2019 - 2025 годов  по  базовому 
сценарию приведена в приложении № 8.  

Инвестиционная  программа  открытого  акционерного  общества 

"Российские  железные  дороги"  на  период  2019 - 2025 годов  по 
оптимистичному сценарию приведена в приложении № 9. 

 

Проекты инвестиционной программы, направленные на 

опережающее развитие Дальнего Востока 

 

В  соответствии  с  подпунктом "е"  пункта 1  перечня  поручений 

Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического 
форума  от  17 сентября  2015 г.  № Пр-1891  об  обеспечении  приоритетного  

 

 

25 

характера  финансирования  задач  социально-экономического  развития 
Дальнего Востока в рамках компаний с государственным участием, в том 
числе  при  реализации  их  инвестиционных  программ,  открытое 
акционерное  общество  "Российские  железные  дороги"  реализует  на 
территории  Дальневосточного  федерального  округа  ряд  комплексных 
инвестиционных  проектов,  касающихся  развития  железнодорожной 
инфраструктуры. 

В 2019 - 2025 годах предусматривается реализация: 
в рамках проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры 

Байкало-Амурской  и  Транссибирской  железнодорожных  магистралей  с 
развитием  пропускных  и  провозных  способностей"  -  мероприятия  по 
развитию железнодорожной инфраструктуры в целях освоения к 2020 году 
перспективного  прироста  грузопотока  с  основных  месторождений 
Восточного полигона в размере до 66,8 млн. тонн дополнительно к уровню 
2012 года  в  направлении  портов  и  пограничных  переходов  Дальнего 
Востока; 

в 

рамках 

проектов 

"Модернизация 

Байкало-Амурской 

и 

Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и 
провозных способностей (II этап)" и "Увеличение пропускной способности 
участка Артышта - Междуреченск - Тайшет" - мероприятия по увеличению 
пропускной  и  провозной  способности  инфраструктуры  для  освоения 
прогнозируемого  объема  грузов  до  2025 года,  в  том  числе  по  созданию 
провозной 

способности 

Байкало-Амурской 

и 

Транссибирской 

железнодорожных  магистралей  в  размере  180 млн.  тонн  к  2024 году  (к 
концу  2025  года  объем  перевозок  грузов  в  восточном  направлении 
составит 210 млн. тонн); 

в  рамках  проекта  "Мероприятия  по  увеличению  пропускной  и 

провозной  способности  инфраструктуры  для  увеличения  транзитного 
контейнеропотока  в  4  раза,  в  том  числе  "Транссиб  за  7  суток"  - 
обеспечение  пропускной  и  провозной  способности  инфраструктуры, 
необходимой  для  увеличения  транзитного  контейнеропотока  в  4  раза,  в 
том 

числе 

для 

сокращения 

времени 

перевозки 

контейнеров 

железнодорожным  транспортом  с Дальнего  Востока  до западной  границы 
Российской Федерации до 7 дней к 2024 году. 

Также  предусматривается  реализация  мероприятий  по  развитию  и 

обновлению 

железнодорожной 

инфраструктуры 

на 

территории 

Дальневосточного  федерального  округа,  в  том  числе  продолжится 
модернизация  железнодорожной  инфраструктуры  острова  Сахалин 

 

 

26 

(переключение  на  колею  1520 миллиметров),  планируется  строительство 
вторых и удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов 
и  пограничных  станций,  строительство  и  реконструкция  искусственных 
сооружений, а также реконструкция железнодорожного пути.  

По 

состоянию 

на 

25 сентября 

2018 г. 

на 

территории 

Дальневосточного  федерального  округа  расположено  29  объектов 
социальной 

инфраструктуры 

открытого 

акционерного 

общества 

"Российские  железные  дороги".  Из  них  к  2025 году  предполагается 
сохранить  19 объектов  в  составе  комплекса  объектов  социальной 
инфраструктуры.  Планируемые  инвестиционные  затраты  на  2019 - 
2025 годы  в  отношении  объектов  социальной  сферы,  расположенных  на 
территории  Дальневосточного  федерального  округа,  составят  более 
1,84 млрд. рублей. 

Объем  инвестиций  в  объекты  здравоохранения,  расположенные  на 

территории  Дальневосточного  федерального  округа,  на  2019 -  2025 годы 
составит  364 млн. рублей.  При  этом  предусматривается  передача 
негосударственного  учреждения  здравоохранения  "Узловая  больница  на 
станции Юктали открытого акционерного общества "Российские железные 
дороги"  в  муниципальную  собственность  Амурской  области  в  связи  с 
экономической  нецелесообразностью  дальнейшей  деятельности  в  составе 
комплекса  здравоохранения  указанного  акционерного  общества.  Кроме 
того, 

учитывая 

использование 

негосударственного 

учреждения 

здравоохранения  "Узловая  больница  на  станции  Февральск  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  в  рамках 
медицинского  обеспечения  безопасности  движения  поездов,  для 
сохранения  обеспечения  эффективной  деятельности  указанного  объекта 
здравоохранения  необходимо  предусмотреть  ежегодное  финансирование 
учреждения в размере 34,7 млн. рублей. 
 

Развитие сети поставщиков 

 

Реализация  инвестиционной  программы  в  прогнозируемых  объемах 

требует развития соответствующих отраслей национальной экономики.  

Рост  грузооборота  к  2025 году  потребует  увеличения  закупки  всех 

видов топлива по базовому сценарию более чем на 14 процентов (к уровню 
2018 года) и объема потребления электроэнергии почти на 13 процентов, а 
по  оптимистичному  сценарию  -  на  30 процентов  и  22 процента 
соответственно.  

 

 

27 

Аналогичным образом реализация перспективных проектов развития 

пропускных  способностей  сети  железных  дорог  открытого  акционерного 
общества  "Российские  железные  дороги",  а  также  проектов  оздоровления 
железнодорожного  пути  приведет  к  росту  потребности  в  закупке 
материалов  верхнего  строения  пути,  включая  рельсовый  прокат,  и  щебня 
более чем на 20 процентов. 

При  этом  в  рамках  выполнения  Программы  будут  устанавливаться 

перспективные требования к закупаемой продукции, методам обеспечения 
и  контроля  ее  качества  со  стороны  производителя  и  открытого 
акционерного  общества  "Российские  железные  дороги".  За  счет  этого 
поставщики  указанного  акционерного  общества  из  различных  отраслей 
промышленности  получат  импульс  к  развитию  передовых  технологий  и 
внедрению их в изготовление продукции железнодорожного назначения. 

Открытое  акционерное  общество "Российские  железные  дороги" 

продолжит  системную  работу  по  совершенствованию  закупочной 
деятельности  и  переходу  на  долгосрочный  заказ.  Уже  сегодня  ведется 
работа  по  заключению  контрактов  по  новым  принципам.  Они  будут 
учитывать  обязательное  условие  по  соблюдению  контрагентами 
параметров  роста  производительности  труда,  ограничению  размера 
индексации  ростом  железнодорожных  тарифов.  Особое  внимание 
уделяется  качественному  и  обоснованному  планированию  объемов 
закупки для включения в контракты. 

При  этом  будет  обеспечиваться  компромисс  с  поставщиками-

грузоотправителями  при  определении  закупочных  цен.  Важно,  чтобы  
в условиях, когда поставщики повышают цены, ориентируясь на внешнюю 
(экспортную)  ценовую  конъюнктуру,  а  открытое  акционерное  общество 
"Российские  железные  дороги"  планирует  в  бюджете  расходы, 
основываясь  на  более  консервативных прогнозах цен  в  промышленности, 
формируемых  Министерством  экономического  развития  Российской 
Федерации,  работа  этого  акционерного  общества  по  оптимизации  была 
результативной.  

Сформированные  параметры  являются  ориентиром  для  планов  и 

стратегий  развития  отраслей  и  крупных  промышленных  компаний-
производителей  с  их  закреплением  на  уровне  федеральных  органов 
исполнительной власти. 

Перечень  закупаемой  (потребляемой)  продукции  открытым 

акционерным обществом "Российские железные дороги" и его дочерними 
обществами до 2025 года приведен в приложении № 10. 

 

 

 

28 

Безопасность движения 

 

Стратегической 

целью 

открытого 

акционерного 

общества "Российские  железные  дороги"  является  достижение  уровня 
безопасности 

движения, 

соответствующего 

статусу 

холдинга, 

занимающего  лидирующую  позицию  среди железных  дорог  мира  в  части 
безопасности  предоставляемых  услуг  инфраструктуры,  безопасности  и 
надежности всех процессов. 

Достижение  этой  цели  означает  формирование  качественно  нового 

образа холдинга к середине следующего десятилетия. 

В целях перехода к более высокому уровню развития в отношениях с 

государством, обществом, партнерами и работниками холдинга в области 
безопасности движения определены следующие цели: 

обеспечение сохранности жизни и здоровья людей; 
обеспечение 

заданного 

уровня 

безопасности 

движения, 

соответствующего международным и национальным требованиям; 

обеспечение  сохранности  грузов,  подвижного  состава,  объектов 

инфраструктуры; 

минимизация последствий от транспортных происшествий. 
Цель  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные 

дороги" достигается реализацией следующих задач: 

реализация  системы  допуска  к  инфраструктуре  открытого 

акционерного общества "Российские железные дороги"; 

приведение  инфраструктуры  открытого  акционерного  общества 

"Российские  железные  дороги"  к  требованиям  правил  технической 
эксплуатации; 

управление рисками в области обеспечения безопасности движения; 
развитие культуры безопасности движения в холдинге. 
Основными направлениями совершенствования системы управления 

безопасностью движения являются: 

координация  взаимодействия  между  всеми  функциональными 

филиалами, их структурными подразделениями и дочерними обществами, 
участвующими  в  перевозочном  процессе,  на  основе  единых  подходов  к 
управлению процессами, связанными с безопасностью движения; 

реализация  подходов  и  требований,  гармонизированных  с 

международными стандартами; 

поддержание  позитивного  уровня  культуры  безопасности  движения 

через  осознание  работниками  холдинга  важности  и  социальной 
ответственности  при  выполнении  работ,  влияющих  на  безопасность 

 

 

29 

движения,  с  синхронной  интеграцией  обязательных  и  неукоснительных 
правил поведения во все производственные процессы; 

совершенствование нормативной базы. 
Критерием  успешной  деятельности  открытого  акционерного 

общества "Российские железные дороги" в области безопасности движения 
и надежности перевозочного процесса должно стать выполнение целевых 
показателей,  основанное  на  принципе  достижения  целевого  состояния 
каждым  филиалом  и  дочерним  обществом  открытого  акционерного 
общества  "Российские  железные  дороги"  при  повышении  эффективности 
профилактической деятельности. 

 

6. Комплексное повышение эффективности деятельности 

 
До 2025 года основными факторами роста расходов по перевозочным 

видам  деятельности  являются  рост  объемов  перевозок,  изменение 
прогнозных  цен  (по  данным  Министерства  экономического  развития 
Российской  Федерации)  с  учетом  экспертных  оценок  и  изменения  в 
законодательстве.  Кроме  того,  учтен  дифференцированный  подход  к 
проведению  переоценки  основных  средств  в  2021 году,  а  также 
реклассификация  затрат  на  проведение  капитального  ремонта  пути  в 
инвестиционную программу. 
 

Оптимизация операционных расходов 

 

В открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" в 

части  текущей  и  инвестиционной  деятельности  за  счет  более 
эффективного 

использования 

ресурсов 

реализуется 

комплексная 

программа  мероприятий,  направленная  на  повышение  эффективности 
деятельности  открытого  акционерного  общества "Российские  железные 
дороги", в том числе за счет оптимизации расходов. 

Программа формируется с учетом результатов анализа деятельности 

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на фоне 
ведущих  зарубежных  компаний-аналогов  и  конкурентов  по  основным 
видам  деятельности,  результатов  анализа  лучших  российских  и 
зарубежных  практик,  результатов  анализа  технологических  аспектов, 
управленческих практик, анализа возможной оптимизации по следующим 
направлениям: 

повышение производительности труда; 

 

 

30 

улучшение  качественных  показателей  использования  подвижного 

состава; 

внедрение ресурсосберегающих технологий; 
совершенствование закупочных процедур и работы с поставщиками 

по  сдерживанию  цен.  При  этом  будут  подготовлены  предложения  для 
направления  в  Федеральную  антимонопольную  службу  об  оказании 
содействия в сдерживании роста цен на продукцию поставщиков для нужд 
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; 

снижение удельного потребления электроэнергии и топлива на тягу 

поездов; 

организация полигонных технологий; 
оптимизация активов, в том числе за счет реализации непрофильных 

активов; 

пересмотр действующих норм и нормативов с учетом использования 

новейших  на  сегодняшний  день  материалов,  технических  средств  и 
технологий  перевозочного  процесса  и  системы  проведения  ремонтно-
путевых работ; 

совершенствование технологий и внедрение инноваций, в том числе 

за  счет  совершенствования  нормативов  содержания  в  рамках 
классификации  железнодорожных  линий,  специализации  грузовых  и 
пассажирских  ходов,  внедрения  новых  технических  средств  и 
оборудования,  совершенствования  технологии  перевозок,  повышения 
эффективности малоинтенсивных линий и др. 

Основным 

приоритетом 

программы 

является 

организация 

непрерывного  процесса  повышения  операционной  эффективности  и 
оптимизации  расходов,  включающего  целостность  и  комплексность  всех 
ключевых аспектов деятельности. 

Программа  выполняется  за  счет  изменений  бизнес-процессов, 

технологий,  внедрения  новой  техники  и  программного  обеспечения, 
пересмотра внутренней и внешней нормативной базы, совместной работы 
с  поставщиками  и  подрядчиками  в  области  оптимизации  закупок  и 
сдерживания ценового давления. 

Реализация  мер  по  повышению  эффективности  позволит  снизить 

себестоимость  железнодорожных  перевозок  в  2025 году  к  уровню 
2018 года  в  базовом  и  оптимистичном  сценариях  соответственно  на 
13 процентов  и  18 процентов  (в  ценах  2018 года).  Программа  по 
оптимизации расходов составит 1 трлн. рублей. 

 

 

 

31 

Финансовая модель 

 

Прогнозная  финансовая  модель  Программы,  построенная  с 

перспективой до 2025 года, учитывает:  

формирование  дивидендной  политики,  предусматривающей  уплату 

дивидендов  только  по  привилегированным  акциям  и  направление  всей 
остающейся чистой прибыли на инвестиции в рамках комплексного плана 
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 
2024 года;  

процентную 

ставку 

по 

привлечению 

заемных 

средств, 

составляющую не более 8,5 процента (по оптимистичному сценарию); 

учет  (в  целях  сближения  российских  и  международных  стандартов 

бухгалтерского  учета)  начиная  с  2019 года  капитализации  капитального 
ремонта пути (в среднем 35 млрд. рублей ежегодно); 

реализацию  сценария  наращивания  долговой  нагрузки  при  наличии 

дополнительных  источников  капитала  (государство,  инфраструктурные 
фонды, 

международные 

рынки), 

сохранении 

доли 

валютных 

заимствований  пропорционально  наращиванию  кредитного  портфеля, 
формировании  программы  заимствований  исходя  из  прогнозной  емкости 
локальных и зарубежных рынков. 

Для  реализации  Программы  требуется  дополнительная  емкость 

рынка капитала с участием государственных институтов (государственная 
корпорация  развития  "ВЭБ.РФ",  Фонд  национального  благосостояния)  и 
инфраструктурных фондов в объеме от 100 млрд. рублей в год на условиях 
действующих  инфляционных  бумаг  (срок  30  лет  и  более,  ставка  индекса 
потребительских цен плюс 1 процент). 

Реализация  программы  заимствований  возможна  на  открытых 

рынках  международного  капитала  для  обеспечения  возможности 
хеджирования валютных рисков исходя из полученного объема валютной 
выручки. 

В  условиях ограниченности источников  капитала  в целях  снижения 

рисков рефинансирования в пик прохождения инвестиционной программы 
новые заимствования должны быть долгосрочными (8 лет плюс). 

Предусмотрено  погашение  реструктурированной  дебиторской 

задолженности  Федерального  агентства  железнодорожного  транспорта, 
составляющей  28,6 млрд. рублей,  за  оказание  услуг  инфраструктуры  в 
пригородном  сообщении  и  погашение  задолженности  за  2019 - 2021 годы 
с учетом  бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  в  Федеральном 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..