ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 года - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24     

 

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальный отчёт за 2 квартал 2017 года - часть 24

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

90

32.  Эффекты применения учета хеджирования (продолжение)

Справедливая стоимость инструментов хеджирования

Балансовая  и  справедливая  стоимость  инструментов  хеджирования  по  состоянию  на 31 декабря
2016 и 2015 гг. представлены в таблице:

31 декабря 2016 г.

31 декабря 2015 г.

Балансовая
стоимость с

учетом

начисленных

процентов

Справед-

ливая

стоимость

Балансовая
стоимость с

учетом

начисленных

процентов

Справед-

ливая

стоимость

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Инструменты хеджирования денежных

потоков

Сертификаты долевого участия в займе

(доллары США) (Примечание 14)

168 902

174 512

216 146

216 519

Сертификаты долевого участия в займе

(швейцарские франки) (Примечание 14)

36 666

37 405

50 598

48 203

Соглашения «своп» на российском рынке

(Примечание 31)

(10 958)

(10 958)

18 512

18 512

Инструменты хеджирования инвестиций в

иностранные операции

Сертификаты долевого участия в займе (евро)

(Примечание 14)

47 941

51 507

59 853

56 977

Итого

242 551

252 466

345 109

340 211

Эффекты применения учета хеджирования

Информация об эффекте применения учета хеджирования, признанном в составе консолидированного
отчета о прочем совокупном доходе за годы, закончившиеся 31 декабря 2016 и 2015 гг., представлена
ниже:

Инструменты

хеджирования

денежных

потоков

Инструменты

хеджирования

чистых

инвестиций в

иностранные

операции

Итого

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Накопленная переоценка инструментов хеджирования

на 1 января 2015 г.

Увеличение резерва – признание расхода от переоценки

инструментов хеджирования

(52 711)

(12 655)

(65 366)

Эффект переоценки на налог на прибыль (Примечание 28)

10 542

2 531

13 073

Накопленная переоценка инструментов хеджирования

на 31 декабря 2015 г.

(42 169)

(10 124)

(52 293)

Уменьшение резерва – признание дохода от переоценки

инструментов хеджирования

48 552

11 621

60 173

Уменьшение резерва – реклассификация накопленных

убытков от переоценки инструментов хеджирования в
состав расходов периода

14 206

14 206

Эффект реклассификации и переоценки на текущий налог

на прибыль (Примечание 28)

(12 552)

(2 324)

(14 876)

Накопленная переоценка инструментов хеджирования

на 31 декабря 2016 г.

8 037

(827)

7 210

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

91

32.  Эффекты применения учета хеджирования (продолжение)

Информация об эффекте применения учета хеджирования, признанном в составе консолидированного
отчета о прибылях и убытках за 2016 год, представлена ниже:

2016 г.

млн. руб.

Эффективная часть переоценки инструментов хеджирования по хеджируемым денежным

потокам текущего периода, реклассифицированная в состав расходов

(2 898)

Переоценка инструментов хеджирования по закончившимся отношениям хеджирования

денежных потоков, реклассифицированная в состав расходов

(1 446)

Переоценка инструментов хеджирования, реклассифицированная в состав расходов в связи

с прекращением отношений хеджирования (А)

(9 862)

Итого реклассифицировано в состав прибыли или убытка

(14 206)

Неэффективная часть переоценки инструментов хеджирования по хеджируемым денежным

потокам будущих периодов

46

Неэффективная часть переоценки инструментов хеджирования инвестиций в иностранные

операции

351

Итого расход, признанный в составе прибыли или убытка

(13 809)

(А)

В 2016 году руководство Группы пересмотрело оценку прогнозируемых денежных потоков по
выручке от транзитной перевозки грузов, номинированной в швейцарских франках, в связи с чем
часть накопленной переоценки, относящаяся к прекращенным отношениям хеджирования, была
реклассифицирована в состав прибыли или убытка.

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками

Основные  финансовые  инструменты  Группы  включают  банковские  кредиты, договоры  финансовой
аренды, облигационные  займы, сертификаты  долевого  участия  в  займе, производные  финансовые
инструменты, денежные  средства  и  банковские  депозиты. Основная  цель  этих  инструментов
заключается в  привлечении  средств для  финансирования деятельности Группы. Группа имеет иные
финансовые активы и обязательства, такие как дебиторская задолженность покупателей и заказчиков
и  кредиторская  задолженность  перед  поставщиками  и  подрядчиками, которые  возникают
непосредственно  в  процессе  ее  деятельности. Группа  также  владеет  инвестициями, имеющимися  в
наличии для продажи.

Группа подвержена кредитному риску, риску ликвидности и рыночному риску.

Комиссия по управлению финансовыми рисками и Департамент корпоративных финансов Компании
осуществляют  мониторинг  финансовых  рисков. Кредитные, валютные  и  процентные  риски
регулируются  Политикой  управления  финансовыми  рисками  и  соответствующими  внутренними
положениями. Компания  также  поддерживает  единую  систему  и  единые  методы  управления
финансовыми рисками во всех дочерних обществах.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

92

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Кредитный риск

Кредитный  риск  представляет  собой  риск  неисполнения  контрагентом  своих  обязательств, в
результате чего Группа может понести финансовые убытки.

Денежные средства размещаются в финансовых институтах, которые на момент размещения средств
имеют, по оценкам руководства, минимальный риск дефолта. Руководство осуществляет мониторинг
кредитоспособности  банков,  в  которых  размещаются  денежные  средства  Группы,  а  также
обеспечивает отсутствие превышения суммы депозитов, размещенных Компанией в каждой отдельной
финансовой  организации, над  верхней  границей  разрешенного  лимита. Данные  лимиты
пересчитываются ежеквартально в соответствии с утвержденной корпоративной политикой, которая
учитывает количественные и качественные показатели деятельности финансовых институтов. Лимиты
рассматриваются и утверждаются Комиссией по управлению финансовыми рисками Компании.

Финансовые активы, по которым у Группы возникает потенциальный кредитный риск, представлены
в  основном  дебиторской  задолженностью  покупателей  и  заказчиков, прочей  дебиторской
задолженностью  и  выданными  займами. Балансовая  стоимость  данных  финансовых  активов, за
вычетом обесценения, представляет собой максимальную сумму, подверженную кредитному риску. За
исключением обстоятельств, описанных ниже, у Группы нет существенной концентрации кредитного
риска. Хотя  степень  погашения  дебиторской  задолженности  подвержена  влиянию  экономических
факторов, руководство  считает, что  нет  существенного  риска  потерь  сверх  суммы  признанного
обесценения.

Крупнейшим  дебитором  Группы  по  состоянию  на  31  декабря  2016  г.  является  PSA  Peugeot  Citroen
(компания, владеющая долей в размере 25% в Gefco S.A., дочерней компании Группы), дебиторская
задолженность  от  которой  составляет 209 миллионов  евро (13 336 миллионов  рублей  по  курсу  на
31 декабря 2016 г.). Данная  задолженность  представляет  собой  дебиторскую  задолженность  перед
Группой Gefco за оказанные логистические услуги. Прочая дебиторская задолженность Группы Gefco
в размере 589 миллионов евро (37 584 миллиона рублей по курсу на 31 декабря 2016 г.) по состоянию
на 31 декабря 2016 г. представляет собой задолженность от значительного количества иных клиентов.

Основная  часть  продаж  транспортных  услуг  Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты.
Соответственно, дебиторская задолженность, за исключением задолженности перед  Группой Gefco,
включает ограниченное количество контрагентов, преимущественно государственные структуры.

Кроме того, ряд дебиторов Группы по расчетам за вспомогательные услуги, такие, как предоставление
тепла  и  электроэнергии, являются  муниципальными  предприятиями  и  государственными
организациями. Крупнейшими дебиторами Группы после PSA Peugeot Citroen являются:

Агентство, которое осуществляет с Группой расчеты по субсидиям, выделяемым ОАО «РЖД»
из федерального бюджета на возмещение эффекта регулирования тарифов (Примечания 8, 25 и
29); и

Министерство, которое  осуществляет возмещение  разницы  в  стоимости билетов  в  отношении
определенных категорий пассажиров (Примечание 8, 25 и 29).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

93

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Группа  не  имеет  возможности  изменить  положения  законодательства, регулирующие  вопросы
оказания услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре пригородным пассажирским компаниям,
так  же  как и предоставления льгот определенным категориям пассажиров, и не  имеет возможности
прекратить  оказание  услуг  данным  контрагентам. Группа  проводит  регулярные  переговоры  с
федеральными, региональными и муниципальными органами власти в отношении условий погашения
указанной дебиторской задолженности.

Максимальная  величина  активов  Группы, подверженных  кредитному  риску, равна  балансовой
стоимости данных финансовых активов по состоянию на 31 декабря 2016 и 2015 гг., и представлена
ниже:

2016 г.

2015 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты (за исключением наличных

денежных средств)

136 931

177 300

Банковские депозиты

4 043

851

Займы выданные

1 447

2 641

Дебиторская задолженность (Примечание 11)

112 024

117 656

Дебиторская задолженность Агентства (Примечание 8)

14 585

15 768

Дебиторская задолженность Министерства (Примечание 8)

1 017

3 228

Производные финансовые инструменты (Примечание 31)

3 588

4 617

Прочие

5 546

6 915

Итого активы, подверженные кредитному риску

279 181

328 976

Анализ по срокам возникновения финансовых активов, являющихся просроченными или в отношении
которых Группой было признано обесценение по состоянию на 31 декабря 2016 и 2015 гг., представлен
ниже:

2016 г.

2015 г.

Сумма

Обесценение

Сумма

Обесценение

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты

(за исключением наличных
денежных средств)

136 931

177 300

Без просрочки

142 250

154 189

(2 794)

Просроченная

20 102

(20 102)

14 365

(14 084)

- менее 1 года

17 265

(17 265)

8 679

(8 679)

- более 1 года

2 837

(2 837)

5 686

(5 405)

Итого

299 283

(20 102)

345 854

(16 878)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

94

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Движение резерва под обесценение за годы, закончившиеся 31 декабря 2016 и 2015 гг. представлено
ниже:

За год, закончившийся 31 декабря 2016 г.

Остаток на

1 января

2016 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2016 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по дебиторской

задолженности

Дебиторская задолженность

по перевозкам

(4 421)

(1 434)

2 575

(3 280)

Дебиторская задолженность

по логистическим услугам

(470)

(120)

272

(318)

Прочая дебиторская

задолженность

(8 585)

(5 633)

849

965

(12 404)

Долгосрочная дебиторская
задолженность

(431)

(1)

130

(302)

(13 907)

(7 188)

3 424

1 367

(16 304)

Резерв по прочим

финансовым активам

Займы выданные

(541)

(37)

151

(427)

Прочие финансовые активы

(2 430)

(1 277)

8

328

(3 371)

(2 971)

(1 314)

8

479

(3 798)

Итого

(16 878)

(8 502)

3 432

1 846

(20 102)

За год, закончившийся 31 декабря 2015 г.

Остаток на

1 января

2015 г.

Создано

за год

Восстанов-

лено

Использовано

Остаток на

31 декабря

2015 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Резерв по дебиторской

задолженности

Дебиторская задолженность

по перевозкам

(15 453)

(1 061)

12 093

(4 421)

Дебиторская задолженность

по логистическим услугам

(470)

(470)

Прочая дебиторская

задолженность

(7 038)

(3 690)

1 415

728

(8 585)

Долгосрочная дебиторская
задолженность

(1 272)

841

(431)

(23 763)

(5 221)

14 349

728

(13 907)

Резерв по прочим

финансовым активам

Займы выданные

(291)

(250)

(541)

Прочие финансовые активы

(239)

(2 191)

(2 430)

(530)

(2 441)

(2 971)

Итого

(24 293)

(7 662)

14 349

728

(16 878)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

95

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Кредитный риск (продолжение)

Сумма  расходов  от  создания  резерва  по  сомнительным  долгам, нетто, признанная  в
консолидированном  отчете  о  прибылях  и  убытках  в 2016 году, в  размере 3 261 миллион  рублей
(2015 г.: нетто доход от восстановления резерва 8 876 миллионов рублей), включает:

расходы  по  созданию  и  доходы  от  восстановления  резерва  под  обесценение  дебиторской
задолженности, при этом, нетто эффект от начисления резерва составил 3 764 миллиона рублей
(2015 г.: нетто эффект от восстановления резерва составил 9 128 миллионов рублей);

списанную на финансовые результаты дебиторскую задолженность и прочие финансовые активы
в сумме 96 миллионов рублей (2015 г.: 194 миллиона рублей); а также

движение  резерва  под  обесценение  авансов  выданных  и  НДС  в  сумме  нетто  дохода
599 миллионов рублей (2015 г.: нетто убыток 58 миллионов рублей).

В 2016 году Группа начислила резерв под обесценение денежных средств, размещенных на расчетных
и  депозитных  счетах  в  банках  с  отозванной  лицензией, в  размере 1 277 миллионов  рублей
(2015 г.: 2 051 миллион рублей). По состоянию на 31 декабря 2016 г. данные активы были отражены в
составе  прочих  долгосрочных  финансовых  активов  консолидированного  отчета  о  финансовом
положении, убыток  от  начисления  резерва  был  включен  в  состав  статьи «Прочие  операционные
расходы» 
консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Риск ликвидности

Риск  ликвидности  состоит  в  том, что  Группа  может  быть  неспособна  своевременно  погашать  свои
обязательства. Группа  управляет  своей  ликвидностью  таким  образом, чтобы  обеспечить  наличие
достаточных  средств, необходимых  для  погашения  своих  обязательств  с  тем, чтобы  избежать
необоснованных убытков и негативного влияния на репутацию.

Группа управляет своей ликвидностью за счет поддержания достаточных остатков денежных средств
и  доступных  для  выборки  лимитов  кредитных  ресурсов, регулярного  мониторинга  прогнозных  и
фактических  денежных  поступлений  и  расходов, а  также  за  счет  поддержания  равновесия  сроков
погашения финансовых активов и обязательств.

Одним из основных показателей, регулярно оцениваемых руководством в рамках мониторинга уровня
долговой нагрузки, является отношение чистого долга к EBITDA.

Сумма  чистого  долга  рассчитывается  как  общая  сумма  обязательств  по  заемным  средствам  и
финансовой аренде за вычетом денежных средств и их эквивалентов по состоянию на отчетную дату.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

96

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль после субсидий до вычета расходов
на  амортизацию  и  убытков  от  обесценения  основных  средств  и  нематериальных  активов, нетто, за
отчетный период.

В  соответствии  с  финансовой  стратегией  Группы  отношение  чистого  долга  к  EBITDA  не  должно
превышать 2,5.

Расчет отношения чистого долга к EBITDA по состоянию на 31 декабря 2016 и 2015 гг. представлен
ниже.

2016 г.

2015 г.

млн. руб.

млн. руб.

Общая сумма обязательств по заемным средствам (Примечание 14)

942 485

1 025 295

Общая сумма обязательств по финансовой аренде (Примечание 19)

55 693

51 781

За вычетом: денежные средства и их эквиваленты (Примечание 12)

(137 074)

(177 460)

Чистый долг

861 104

899 616

Операционная прибыль после субсидий

94 099

138 471

Амортизация

207 611

214 229

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных активов,

нетто

141 556

31 350

EBITDA

443 266

384 050

Чистый долг / EBITDA

1,9

2,3

Руководство также отслеживает отношение EBITDA к нетто расходам по процентам.

На  ежемесячной  основе  Группа  подготавливает  финансовый  план, целью  которого  является
обеспечение  наличия  достаточных  денежных  средств  для  своевременной  оплаты  операционных
расходов, погашения  финансовых  обязательств, а  также  осуществления  необходимых  капитальных
вложений. Группа  определила  стандартные  сроки  платежей  по  кредиторской  задолженности  и
проводит соответствующий мониторинг своевременности платежей поставщикам и подрядчикам.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

97

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

В таблицах, приведенных ниже, представлен анализ финансовых обязательств Группы по срокам их
погашения. Данный  анализ  основывается  на  недисконтированных  договорных  суммах, включая
процентные платежи. Такие недисконтированные денежные потоки, информацию о которых Группа
раскрывает в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие
информации»
, отличаются  от  сумм, отраженных  в  отчете  о  финансовом  положении, поскольку
некоторые  суммы, отраженные  в  отчете  о  финансовом  положении, определяются  на  основе
дисконтированных  денежных  потоков. По  этой  же  причине, представленная  ниже  информация
отличается  от балансовой  стоимости финансовых обязательств, представленной  в  соответствующих
примечаниях. Обязательства, погашаемые  по  предъявлению  требования, представлены  как  если  бы
такое  требование  уже  было  получено. Соответственно, указанные  обязательства  включены  в
обязательства к погашению в течение периода менее одного года.

На 31 декабря 2016 г.

Менее 1 года

1-3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента,

за исключением долговых ценных бумаг

- Заемные средства без учета процентов

39 249

9 877

4 561

- Проценты по заемным средствам

3 410

2 244

778

Задолженность по долговым ценным бумагам
- Долговые ценные бумаги без учета процентов

60 664

141 093

699 253

- Проценты по долговым ценным бумагам

67 073

122 795

576 755

Производные финансовые инструменты
- Контрактная стоимость к уплате

77 840

99 707

180 963

- Контрактная стоимость к получению

(76 574)

(89 589)

(184 760)

Обязательства по финансовой аренде

22 848

27 247

31 740

Задолженность с «плавающей» ставкой процента,

за исключением долговых ценных бумаг

- Заемные средства без учета процентов

1 809

7 467

10 908

- Проценты по заемным средствам

1 567

2 535

1 374

Беспроцентные обязательства
- Кредиторская и прочая задолженность

316 980

15

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

98

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Риск ликвидности (продолжение)

На 31 декабря 2015 г.

Менее 1 года

1-3 года

Свыше 3 лет

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Задолженность с фиксированной ставкой процента,

за исключением долговых ценных бумаг

- Заемные средства без учета процентов

24 177

13 959

11 552

- Проценты по заемным средствам

3 984

4 031

1 254

Задолженность по долговым ценным бумагам
- Долговые ценные бумаги без учета процентов

72 294

191 670

712 500

- Проценты по долговым ценным бумагам

89 858

160 020

972 640

Производные финансовые инструменты
- Контрактная стоимость к уплате

113 400

147 611

204 708

- Контрактная стоимость к получению

(105 005)

(136 142)

(209 713)

Обязательства по финансовой аренде

20 410

25 139

33 383

Задолженность с «плавающей» ставкой процента,

за исключением долговых ценных бумаг

- Заемные средства без учета процентов

8 771

15 976

3 033

- Проценты по заемным средствам

1 079

1 113

693

Беспроцентные обязательства
- Кредиторская и прочая задолженность

302 647

Рыночный риск

Рыночный риск – это риск влияния изменения рыночных факторов на финансовые результаты Группы
или  стоимость  принадлежащих  ей  финансовых  инструментов. Рыночный  риск  включает  риск
изменения обменных курсов, риск изменения процентных ставок и риск изменения котировок ценных
бумаг.

Валютный риск

Валютный  риск – это  риск  понесения  убытков  в  связи  с  негативными  изменениями  валютных
обменных курсов в отношении активов и обязательств Группы, выраженных в иностранной валюте.

Группа руководствуется единой системой управления валютным риском, которая определяет политику
управления риском по определенной валюте, и предписывает регулярный расчет величины текущей
подверженности валютному риску. В основе расчета величины риска лежит оценка открытой валютной
позиции  и  моделирование  прогнозных  курсов  валют  с  оценкой  отклонений  прогнозных  курсов  от
бюджетных курсов. Группа ставит себе целью поддержание нейтральной открытой валютной позиции,
при  которой  денежные  выплаты  в  иностранной  валюте  компенсируются  поступлением  денежных
средств в соответствующей валюте.

Группа подвержена валютному риску в части дебиторской и кредиторской задолженности, а также в
части  заемных  средств, выраженных  в  валютах, отличных  от  функциональных  валют  компаний
Группы. Указанные операции выражены, в основном, в швейцарских франках, долларах США, фунтах
стерлингов и евро.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

99

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Рыночный риск (продолжение)

Применение учета хеджирования

Как описано в примечании 32, начиная с июля 2015 года, с целью снижения волатильности финансовых
результатов  вследствие  изменения  курса  рубля  по  отношению  к  иностранным  валютам, Компания
начала применять учет хеджирования денежных потоков и чистых инвестиций в Gefco S.A.

Анализ чувствительности

Информация, приведенная  ниже, показывает  возможный  эффект  разумно-вероятного  изменения
валютных  обменных  курсов  на  прибыль  Группы  до  налогообложения («ПДН»). Указанный  эффект
рассчитан в отношении чистой денежной позиции

1

 Группы по состоянию на 31 декабря 2016 и 2015 гг.,

с учетом эффекта применения учета хеджирования (Примечание 32) и операций валютных контрактов
«своп», при неизменности всех прочих переменных.

2016 г.

2015 г.

Изменение

курса

Эффект
на ПДН

Изменение

курса

Эффект
на ПДН

(%)

млн. руб.

(%)

млн. руб.

Доллары США/рубли

+20,0

(1 121)

+40,0

(1 636)

-20,0

1 121

-13,0

532

Евро/рубли

+20,0

(8 548)

+43,0

(23 202)

-20,0

8 548

-15,0

8 094

Швейцарские франки/рубли

+21,0

(10 155)

+48,0

(33 456)

-21,0

10 155

-21,0

14 791

Риск изменения процентной ставки

Риск изменения процентной ставки – это риск понесения финансовых убытков в связи с негативным
изменением рыночных процентных ставок по финансовым активам и обязательствам Группы.

Группа осуществляет заимствования финансовых ресурсов как с фиксированной, так и «плавающей»
процентной  ставкой. Кроме  того, у  Группы  имеются  иные  обязательства, в  отношении  которых
возникают  процентные  расходы, например, обязательства  по  финансовой  аренде. Риск  изменения
процентной ставки относится к активам и обязательствам Группы с «плавающей» процентной ставкой.

В соответствии со своей политикой в отношении определения приемлемого уровня риска, связанного
с фиксированными и «плавающими» процентными ставками, Группа проводит периодический анализ
текущих процентных ставок, и  использует результаты  такого  анализа  для  принятия решения о  том,
какие  займы – по  фиксированным  или  по «плавающим» ставкам – являются  более  выгодными  для
Группы. По состоянию на 31 декабря 2016 г. примерно 74% общей суммы заимствований, включая
обязательства  по  финансовой  аренде, привлеченных  Группой, имели  фиксированную  процентную
ставку (на 31 декабря 2015 г.: 75%).

1

   Чистая денежная позиция представляет собой финансовые активы за вычетом финансовых обязательств.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

100

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Рыночный риск (продолжение)

Информация, приведенная  ниже, показывает  возможный  эффект  разумно-вероятного  изменения
процентных ставок на ПДН (в отношении заемных средств с «плавающей» ставкой процента) за годы,
заканчивающиеся 31 декабря 2016 и 2015 гг., при неизменности всех прочих переменных.

2016 г.

2015 г.

Изменение

процентной

ставки

Эффект на

ПДН

Изменение

процентной

ставки

Эффект на

ПДН

(%)

млн. руб.

(%)

млн. руб.

Финансовые обязательства с

«плавающей» ставкой

+4,0

(12 489)

+6,0

(16 171)

-4,0

12 489

-6,0

16 171

Справедливая стоимость финансовых инструментов

Группа отражает по справедливой стоимости ряд своих финансовых инструментов и инвестиционную
недвижимость.

Группа  раскрывает  справедливую  стоимость  своих  финансовых  инструментов  в  соответствии  с
требованиями МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

В  таблице, приведенной  ниже, представлены  активы  и  обязательства  по  уровням  иерархии
определения справедливой стоимости по состоянию на 31 декабря 2016 г.

Иерархия определения справедливой стоимости

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Активы, отражаемые по справедливой стоимости
Инвестиционная недвижимость

18 269

Активы по производным финансовым инструментам

(Примечание 31)

3 588

Активы, для которых раскрывается справедливая

стоимость

Займы выданные

1 447

Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие

долгосрочные финансовые активы (Примечание 8

)

24 580

Обязательства, отражаемые по справедливой

стоимости

Обязательства по производным финансовым

инструментам (Примечание 31)

34 143

Обязательства, для которых раскрывается

справедливая стоимость

Долгосрочные кредиты с фиксированной процентной

ставкой (Примечание 14)

31 484

Долговые ценные бумаги
- Облигации (Примечание 14)

163 933

62 399

- Сертификаты долевого участия в займе

(Примечание 14)

425 686

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 19)

57 699

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

101

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Справедливая стоимость финансовых инструментов (продолжение)

В  таблице, приведенной  ниже, представлены  активы  и  обязательства  по  уровням  иерархии
определения справедливой стоимости по состоянию на 31 декабря 2015 г.

Иерархия определения справедливой стоимости

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Активы, отражаемые по справедливой стоимости
Инвестиционная недвижимость

16 882

Активы по производным финансовым инструментам

(Примечание 31)

4 617

Активы, для которых раскрывается справедливая

стоимость

Займы выданные

2 641

Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие

долгосрочные финансовые активы (Примечание 8)

28 060

Обязательства, отражаемые по справедливой

стоимости

Обязательства по производным финансовым

инструментам (Примечание 31)

40 299

Обязательства, для которых раскрывается

справедливая стоимость

Долгосрочные кредиты с фиксированной процентной

ставкой (Примечание 14)

39 034

Долговые ценные бумаги
- Облигации (Примечание 14)

182 106

20 911

- Сертификаты долевого участия в займе

(Примечание 14)

485 310

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 19)

50 857

В течение 2016 и 2015 годов переводов активов и обязательств между Уровнем 1 и Уровнем 2 иерархии
определения справедливой стоимости не осуществлялось.

По  оценкам  руководства, балансовая  стоимость  ликвидных  финансовых  инструментов, а  также
финансовых инструментов с коротким сроком погашения (менее трех месяцев), таких, например, как
денежные  средства  и  их  эквиваленты, краткосрочные  инвестиции, краткосрочная  дебиторская  и
кредиторская задолженность, краткосрочные займы выданные и кредиты полученные, соответствует
их  справедливой  стоимости. Данное  предположение  применимо  также  ко  всем  финансовым
инструментам с «плавающей» ставкой процента.

Справедливая  стоимость  финансовых  инструментов, обращающихся  на  фондовом  рынке,
определяется на основе рыночных котировок. Справедливая стоимость финансовых инструментов, в
отношении которых отсутствует активный рынок, определяется с применением суждений, основанных
на данных о текущих рыночных условиях и специфических рисках, присущих таким инструментам.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

102

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Справедливая стоимость финансовых инструментов (продолжение)

В отношении финансовых инструментов с фиксированной процентной ставкой, оценка справедливой
стоимости  основывалась  на  сравнении  процентной  ставки  на  момент  первоначального  признания
таких инструментов с текущими рыночными ставками для аналогичных финансовых инструментов.
Для  облигаций, процентная  ставка  по  которым  привязана  к  ИПЦ, справедливая  стоимость  на  дату
первоначального  признания  определялась  на  базе  рыночных  процентных  ставок  на  эту  дату.
Справедливая  стоимость  депозитов  с  фиксированной  ставкой  процента  оценена  с  помощью
дисконтирования  денежных  потоков  по  таким  депозитам, с  использованием  текущих  процентных
ставок в отношении аналогичных по кредитным рискам и срокам депозитов. В отношении финансовых
обязательств, котирующихся  на  рынке, справедливая  стоимость  определяется  на  базе  рыночных
котировок. В  отношении  финансовых  обязательств, не  котирующихся  на  рынке, и  долгосрочной
дебиторской  задолженности  была  использована  модель  дисконтированных  денежных  потоков, с
применением текущей ставки доходности, соответствующей остаточному сроку до погашения данных
инструментов.

Справедливая стоимость производных финансовых инструментов рассчитывается исходя из рыночных
условий с поправкой на кредитный риск, т.е. с учетом кривых кредитно-дефолтных «свопов» (CDS)
банков и стран, которые используются в качестве базы для CDS кривой Компании.

Оценки, представленные в отчетности, могут не быть индикаторами того, какие суммы Группа может
получить/израсходовать, полностью реализовав на рынке имеющиеся финансовые инструменты.

Следующая  таблица  обобщает  данные  о  существующих  различиях  между  балансовой  стоимостью
финансовых  активов  и  обязательств  Группы  и  их  справедливой  стоимостью  по  состоянию  на
31 декабря 2016 г.:

Балансовая
стоимость с

учетом

начисленных

процентов

Справедливая

стоимость

млн. руб.

млн. руб.

Финансовые активы
Займы выданные

1 447

1 447

Банковские депозиты

4 043

4 043

Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие долгосрочные

финансовые активы (Примечание 8)

21 465

24 580

Финансовые обязательства
Долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой (Примечание 14)

30 834

31 484

Долговые ценные бумаги
- Облигации с фиксированной процентной ставкой (Примечание 14)

221 218

226 332

- Сертификаты долевого участия в займе (Примечание 14)

406 154

425 686

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 19)

55 693

57 699

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

103

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления
рисками (продолжение)

Справедливая стоимость финансовых инструментов (продолжение)

Следующая  таблица  обобщает  данные  о  существующих  различиях  между  балансовой  стоимостью
финансовых  активов  и  обязательств  Группы  и  их  справедливой  стоимостью  по  состоянию  на
31 декабря 2015 г.

Балансовая
стоимость с

учетом

начисленных

процентов

Справедливая

стоимость

млн. руб.

млн. руб.

Финансовые активы
Займы выданные

2 641

2 641

Банковские депозиты

851

851

Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие долгосрочные

финансовые активы (Примечание 8)

26 104

28 060

Финансовые обязательства
Долгосрочные кредиты с фиксированной процентной ставкой

(Примечание 14)

40 362

39 034

Долговые ценные бумаги
- Облигации с фиксированной процентной ставкой (Примечание 14)

205 415

203 017

- Сертификаты долевого участия в займе (Примечание 14)

499 347

485 310

Обязательства по финансовой аренде (Примечание 19)

51 781

50 857

Руководство  полагает, что  балансовая  стоимость  иных  финансовых  активов  и  обязательств, не
указанных в таблицах, приведенных выше, соответствует их справедливой стоимости по состоянию на
31 декабря 2016 и 2015 гг.

Управление капиталом

Капитал  включает  собственные  средства  Группы, приходящиеся  на  долю  акционера  материнской
компании.

Группа осуществляет управление структурой капитала в свете изменений экономической ситуации, и
может вносить в него изменения путем выпуска акций и выплаты дивидендов акционеру.

34.  События после отчетной даты

Кредиты и займы полученные

В феврале 2017 года Компания разместила на российском рынке облигации серии БО-11 со сроком
погашения 15 лет по ставке купона 8,65% общей номинальной стоимостью 15 000 миллионов рублей.

В  марте 2017 года  Компания  разместила  на  Ирландской  фондовой  бирже  номинированные  в
долларах США сертификаты долевого  участия в займе со сроком погашения 7 лет по ставке купона
4,375% общей  номинальной  стоимостью 500 миллионов  долларов  США, а  также  номинированные  в
российских рублях сертификаты долевого участия в займе со сроком погашения 7 лет по ставке купона
8,99% общей номинальной стоимостью 15 000 миллионов рублей.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

104

34.  События после отчетной даты (продолжение)

Кредиты и займы полученные (продолжение)

Также  в  марте  2017  года  Компания  привлекла  420  миллионов  долларов  США  по  необеспеченному
синдицированному кредиту со сроком погашения 5 лет. Уполномоченными ведущими организаторами
займа выступил ряд европейских банков.

Сумма иных привлеченных Группой заемных средств после 31 декабря 2016 г. (как по новым, так и по
ранее  заключенным  договорам) составила  48 

422 миллиона 

рублей,  в  том  числе

45 000 миллионов рублей  по  новым  договорам  с  ПАО «Банк  ВТБ» со  сроком  погашения 3 года  и
ставкой 9,75%.

В  марте 2017 года  АО «Федеральная  пассажирская  компания», дочерняя  компания  ОАО «РЖД»,
зарегистрировала  на  Московской  Бирже  программу  биржевых  процентных  нековертируемых
облигаций на общую сумму до 50 000 миллионов рублей со сроком погашения 10 лет с момента начала
размещения облигаций.

После  31  декабря  2016  г.  Группа  заключила  ряд  договоров  с  российскими  банками  на  открытие
кредитных линий с максимальным сроком финансирования до 5 лет и суммарным кредитным лимитом
в размере 29 027 миллионов рублей.

После 31 декабря 2016 г. Группа погасила обязательства по кредитам в сумме 5 881 миллион рублей.

Налогообложение

1  января  2017  г.  вступили  в  силу  нормы  Налогового  кодекса  РФ,  определяющие  максимально
возможные  ставки  налога  на  имущество, устанавливаемые  законами  субъектов  РФ  в  отношении
железнодорожных путей общего пользования. Ставка в 2017 году не может превышать 1%, в 2018 и
2019 годах – 1,3%, в 2020 году – 1,6%.

Кроме  того,  с  1  января  2017  г.  услуги  по  перевозке  пассажиров  и  багажа  железнодорожным
транспортом общего пользования в дальнем сообщении подлежат налогообложению НДС по ставке 0%
(в 2016 году – 10%).

Субсидии

Правительство  Российской  Федерации  одобрило  предоставление  следующих  субсидий  Группе  на
2017 год:

на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования
тарифов  на  услуги  по  использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего
пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении
в сумме 35 403 миллиона рублей;

на  компенсацию  эффектов  тарифного  регулирования  в  области  пассажирских  перевозок  в
поездах дальнего следования в сумме 10 085 миллионов рублей;

на  компенсацию  потерь  в  доходах  от  выравнивания  тарифов  при  перевозке  пассажиров  в
сообщении  из (в) Калининградской  области  в (из) другие  регионы  Российской  Федерации  в
сумме 1 071 миллион рублей;

прочие субсидии в размере 4 400 миллионов рублей.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

105

34.  События после отчетной даты (продолжение)

Субсидии (продолжение)

После 31 декабря 2016 г. ряд пригородных пассажирских компаний, входящих в Группу, подписали
соглашения с региональными и муниципальными властями на компенсацию эффекта регулирования
тарифов  на  перевозки  определенных  категорий  пассажиров  на 2017 

год  в  сумме  до

1 555 миллионов рублей.

Уставный капитал

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
предусмотрено  увеличение  уставного  капитала Компании  в 2017 году  на 29 786 миллионов  рублей
путем  размещения 29 786 438 дополнительных  обыкновенных  именных  бездокументарных  акций
номинальной стоимостью 1 тысяча рублей каждая, для следующих целей:

на 9 914 миллионов рублей – на строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка –
Чертково – Батайск (1 этап: двухпутная  электрифицированная  железная  дорога  на  участке
Журавка – Миллерово);

на 8 826 миллионов  рублей – в целях комплексной реконструкции  участка им. М. Горького –
Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

на 93 миллиона  рублей – на  создание  высокоскоростной  железнодорожной  магистрали
Москва – Казань;

на 10 953 миллиона рублей – в целях развития железнодорожной инфраструктуры Московского
транспортного узла.

В  первом  квартале 2017 года  Компания  получила  недвижимое  имущество  на  сумму
8 099 миллионов рублей  в  качестве  оплаты  акций, выпущенных  в  декабре 2016 года, как  описано  в
Примечании 20.

Договорные обязательства

В феврале и марте 2017 года Группа заключила ряд договоров на приобретение подвижного состава на
общую сумму 60 246 миллионов рублей (включая НДС).

В  марте 2017 года  Компания  произвела  досрочный  выкуп  объектов  лизинга  по  договору  с
АО «ВЭБ-Лизинг» на сумму 37 882 миллиона рублей (без НДС).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24