ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2014 год - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2014 год - часть 36

 

 

49

 

 

 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Чешский Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Со-председательство – вице-президент ОАО «РЖД» Тони О.В. 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Ассоциация «Франко-Российский диалог», 
Деловой совет Россия-Франция
 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Со-председательство – президент ОАО «РЖД»;  в настоящее время идет процедура оформления 
членства
 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Словацкий Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в совете – старший вице-президент ОАО «РЖД» Решетников В.И. 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Российско-Американский Деловой совет 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство в совете – ОАО «РЖД»  
 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Деловой Совет Шанхайской организации 
сотрудничества (ДС ШОС)
 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство 
 
Наименование группы, холдинга, концерна или ассоциации: Международный союз железнодорожных 
медицинских служб (МСЖМС)
 
Cрок участия эмитента: Бессрочно 
Роль (место) и функции эмитента в организации: 
Членство 
 

3.5. Подконтрольные эмитенту организации, имеющие для него существенное значение 

Полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  "Федеральная  пассажирская 
компания"
 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО "ФПК" 

Место нахождения 
107228 Россия, г. Москва, Новорязанская 12 
ИНН: 7708709686 
ОГРН: 1097746772738 

 

Основание  (основания),  в  силу  которого  эмитент  осуществляет  контроль  над  подконтрольной 
организацией (участие  в  подконтрольной эмитенту организации, заключение договора  доверительного 
управления имуществом, заключение договора простого товарищества, заключение договора поручения, 
заключение  акционерного  соглашения,  заключение  иного  соглашения,  предметом  которого  является 
осуществление  прав,  удостоверенных  акциями  (долями)  подконтрольной  эмитенту  организации): 
право  распоряжаться  более  50  голосов  в  высшем  органе  управления  подконтрольной  эмитенту 
организации.
 
Признак  осуществления  эмитентом  контроля  над  организацией,  в  отношении  которой  он  является 
контролирующим  лицом:  эмитент  имеет  преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет 
возможность определять решения, принимаемые ОАО "ФПК".
 
Вид контроля: прямой контроль 

50

 

 

Доля эмитента в уставном капитале подконтрольной организации: 99.99% 
Доля обыкновенных акций, принадлежащих эмитенту: 99.99% 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 0% 
Описание основного вида деятельности общества: 
пассажирские перевозки железнодорожным транспортом 
 
Состав совета директоров (наблюдательного совета) общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Костенец Ирина Александровна 

Акулов Михаил Павлович 

Веремеев Валерий Анатольевич 

Шиткина Ирина Сергеевна 

Верховых Геннадий Викторович 

Гнедкова Ольга Эдуардовна 

Решетников Валерий Ильич (председатель) 

Идрак Анн-Мари 

Саакян Юрий Завенович 

Единоличный исполнительный орган общества 

 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Акулов Михаил Павлович 

Состав коллегиального исполнительного органа общества 
Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен 
Доля эмитента в уставном капитале 100% - 1 акция 
Доля обыкновенных акций лица, принадлежащих эмитенту - 100%-1 акция
 
 
Полное фирменное наименование: Акционерное общество "ЖЕФКО" (GEFCO S.A.) 
Сокращенное фирменное наименование: Акционерное общество "ЖЕФКО" (GEFCO S.A.) 
Место нахождения 
Франция, Курбевуа (Департамент О де Сен), 77-81, рю де Лила д Эспань 
Основание  (основания),  в  силу  которого  эмитент  осуществляет  контроль  над  подконтрольной 
организацией (участие  в  подконтрольной эмитенту организации, заключение договора  доверительного 
управления имуществом, заключение договора простого товарищества, заключение договора поручения, 
заключение  акционерного  соглашения,  заключение  иного  соглашения,  предметом  которого  является 
осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной эмитенту организации): 
право  распоряжаться  более  50  голосов  в  высшем  органе  управления  подконтрольной  эмитенту 
организации.
 
Признак  осуществления  эмитентом  контроля  над  организацией,  в  отношении  которой  он  является 
контролирующим  лицом:  эмитент  имеет  преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет 
возможность определять решения, принимаемые GEFCO S.A.
 
Вид контроля: прямой контроль 
Доля эмитента в уставном капитале подконтрольной организации: 75% 

51

 

 

Доля обыкновенных акций, принадлежащих эмитенту: 75% 
Доля подконтрольной организации в уставном капитале эмитента: 0% 
Доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих подконтрольной организации: 0% 
Описание основного вида деятельности общества: 
Организация  перевозок  грузов  железнодорожным  и  иными  видами  транспорта;  проектирование, 
строительство  и  коммерческая  эксплуатация  высокоскоростных  железнодорожных  и  других 
магистралей.
 

Органы управления 
Наименование органа управления: Коллегиальный исполнительный орган общества 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Надаль Люк  (председатель) 

Коссе Филипп 

Шенкли Фил 

Редье Антуан 

 
Наименование органа управления: Наблюдательный совет общества 

ФИО 

Доля 

участия лица 

в уставном 

капитале 

эмитента, % 

Доля 

принадлежа

щих лицу 

обыкновенн

ых акций 

эмитента, % 

Баскаков Петр Васильевич 

Бастон Пол Роберт 

Жомарт Жан-Филипп 

Ильичев Павел Дмитриевич 

Каменобродский Алексей Анатольевич 

Куйтунен Генри Вильямс 

Михайлов Вадим Валерьевич 

Пежо Тьери 

Рымжанова Жанар Багдатовна 

Тодоров Пьер 

Шаслу де Шатильон Жан Батист 

Якунин Владимир Иванович (председатель) 

Доля эмитента в уставном капитале - 75% (375 000 акций) 
Доля обыкновенных акций лица, принадлежащих эмитенту – 75% (375 000 акций)
 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения 
основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: млн. руб. 
 

 
 

52

 

 

Наименование группы объектов основных средств 

Первоначальн

ая 

(восстановите

льная) 

стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Здания 

472 882 

100 465 

Сооружения и передаточные устройства 

3 150 632 

971 177 

Машины и оборудование 

745 535 

445 012 

Транспортные средства 

841 769 

330 687 

Производственный и хозяйственный инвентарь 

11 648 

8 738 

Земельные участки и объекты природопользования 

4 665 

Прочие виды основных средств 

726 

270 

ИТОГО 

5 227 857 

1 856 349 

 
Сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов основных средств: 
Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных  отчислений  в 
течение срока их полезного использования. 
Эмитент  применяет  линейный  способ  амортизации  основных  средств.  Амортизация  по  каждому 
инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно  путем 
применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного  использования 
объекта. 
Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их  принятии  к 
бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических  документов,  либо  на 
основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его  филиалах  и  их  структурных 
подразделениях в соответствии с внутренними документами Эмитента. 
Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  объектов  основных  средств, 
внесенных  в  уставный  капитал  Эмитента,  а  также  вновь  вводимых  в  эксплуатацию  в  эмитенте, 
определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 
2002  года  N  1  "О  классификации  основных  средств,  включаемых  в  амортизационные  группы"  и 
внутренними нормативными документами ОАО "РЖД". 
Определение  срока  полезного  использования  объектов  основных  средств  производится  исходя  из 
ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества  смен), 
естественных  условий  и  влияния  агрессивной  среды,  системы  проведения  ремонта. 
 
Отчетная дата: 30.06.2014 
Результаты  последней  переоценки  основных  средств  и  долгосрочно  арендуемых  основных  средств, 
осуществленной  в  течение  последнего  завершенного  финансового  года,  с  указанием  даты  проведения 
переоценки, полной и остаточной (за вычетом амортизации) балансовой стоимости основных средств до 
переоценки  и  полной  и  остаточной  (за  вычетом  амортизации)  восстановительной  стоимости  основных 
средств  с  учетом  этой  переоценки.  Указанная  информация  приводится  по  группам  объектов  основных 
средств. Указываются сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов 
основных средств. 
Переоценка основных средств за указанный период не проводилась 
Указываются  сведения  о  планах  по  приобретению,  замене,  выбытию  основных  средств,  стоимость 
которых составляет 10 и более процентов стоимости основных средств эмитента, и иных основных средств 
по  усмотрению  эмитента,  а  также  сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств  эмитента  (с 
указанием характера обременения, даты возникновения обременения, срока его действия и иных условий 
по усмотрению эмитента): 
В  2014  году  основной  приоритет  инвестиционной  программы  ОАО  «РЖД»  сосредоточен  на 
мероприятиях,  связанных  со  снятием  инфраструктурных  ограничений  железнодорожной 
инфраструктуры,  а  также  на  реализации  проектов,  связанных  с  выполнением  поручений 
Правительства  Российской  Федерации.  Это  мероприятия  по  развитию  железнодорожной 
инфраструктуры  Восточного  полигона,  комплексной  реконструкции  участка  Междуреченск-
Тайшет, развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, а также 
комплексной 

реконструкции 

участка 

М.Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская 

со 

строительством обхода Краснодарского узла. 

 

53

 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

Динамика показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента, в 
том числе ее прибыльность и убыточность, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) 
отчетности 
Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для суммы непокрытого убытка: млн. руб. 

 

Наименование показателя 

2013, 6 мес. 

2014, 6 мес. 

Норма чистой прибыли, % 

1.21 

0.33 

Коэффициент оборачиваемости активов, 
раз 

0.16 

0.15 

Рентабельность активов, % 

0.19 

0.05 

Рентабельность собственного капитала, 

0.24 

0.06 

Сумма непокрытого убытка на отчетную 
дату 

Соотношение непокрытого убытка на 
отчетную дату и балансовой стоимости 
активов, % 

 

Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов 
Экономический  анализ  прибыльности/убыточности  эмитента,  исходя  из  динамики  приведенных 
показателей,  а  также  причины,  которые,  по  мнению  органов  управления,  привели  к  убыткам/прибыли 
эмитента, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности: 
Показатель  нормы  чистой  прибыли  за  анализируемые  периоды  сохраняет тенденцию  к  снижению, 
сложившуюся в 2012 году (1,21% по итогам 1 полугодия 2013 г.; 0,33% по итогам 1 полугодия 2014 г.), 
что связано с продолжением замедления темпов роста промышленного производства в стране и, как 
следствие, с падением объемов погрузки на железнодорожном транспорте,  
При этом, существенное влияние на финансовые результаты работы компании оказало  укрепление 
рубля  в  мае-июне  2014  года,  что  в  том  числе  позволило  обеспечить  получение  чистой  прибыли  в 
размере  2,3  руб.  и,  таким  образом,  улучшить  финансовый  результат  компании,  полученный  по 
итогам 1 квартала 2014 года. 
Коэффициент  оборачиваемости активов  —  финансовый  показатель  интенсивности  использования 
организацией  всей  совокупности  имеющихся  активов.  Невысокие  значения  данного  показателя 
характерны  для  отрасли,  в  которой  эмитент  ведет  свою  основную  хозяйственную  деятельность. 
Рентабельность  активов  –  финансовый  коэффициент, характеризующий отдачу  от использования 
всех  активов  организации.  По  итогам  первого  полугодия  2014  г.  показатель  снизился  на  0.14  п.п. 
(0.19% на конец 2 квартала 2013г., 0.05% – на конец 2 квартала 2014г.).  
Рентабельность  собственного  капитала  –  показатель  чистой  прибыли  в  сравнении  с  собственным 
капиталом  организации.  Это  финансовый  показатель,  показывающий,  насколько  эффективно  был 
использован  вложенный  в  дело  капитал.  Снижение  показателей  нормы  чистой  прибыли  и 
оборачиваемости  активов  повлияло  на  изменение  показателя  рентабельности  собственного 
капитала,  который  снизился  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  2013  г.  на  0,18  п.п.  (0,24%  по 
итогам 1 полугодия 2013 г.; 0,06% по итогам 1 полугодия 2014 г.) . Деятельность эмитента является 
рентабельной. 
В рассматриваемых периодах у эмитента отсутствовал непокрытый убыток. 
 
Мнения  органов  управления  эмитента  относительно  причин  или  степени  их  влияния  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  член  коллегиального  исполнительного 
органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или  степени  их  влияния  на 
результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в  протоколе  собрания 
(заседания)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  коллегиального  исполнительного 
органа, на котором рассматривались соответствующие вопросы, и настаивает на отражении такого мнения 
в ежеквартальном отчете: Нет 

54

 

 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Динамика показателей, характеризующих ликвидность эмитента, рассчитанных на основе данных 
бухгалтерской (финансовой) отчетности 
Стандарт (правила), в соответствии с которыми составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, 
 на основании которой рассчитаны показатели: РСБУ 
Единица измерения для показателя 'чистый оборотный капитал': млн. руб. 

 

Наименование показателя 

2013, 6 мес. 

2014, 6 мес. 

Чистый оборотный капитал 

-98 749 

-107 520 

Коэффициент текущей ликвидности 

0.69 

0.65 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0.36 

0.35 

 
По  усмотрению  эмитента  дополнительно  приводится  динамика  показателей,  характеризующих 
ликвидность  эмитента,  рассчитанных  на  основе  данных  сводной  бухгалтерской  (консолидированной 
финансовой) отчетности эмитента, включаемой в состав ежеквартального отчета: Нет 
 
Все показатели рассчитаны на основе рекомендуемых методик расчетов: Да 
Экономический  анализ  ликвидности  и  платежеспособности  эмитента,  достаточности  собственного 
капитала  эмитента  для  исполнения  краткосрочных  обязательств  и  покрытия  текущих  операционных 
расходов  на  основе  экономического  анализа  динамики  приведенных  показателей  с  описанием  факторов, 
которые,  по  мнению  органов  управления  эмитента,  оказали  наиболее  существенное  влияние  на 
ликвидность и платежеспособность эмитента: 
Показатели  ликвидности  характеризуют  способность  эмитента  выполнять  свои  краткосрочные 
обязательства.  Смысл  этих  показателей  состоит  в  сравнении  величины  текущих  обязательств 
эмитента и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение обязательств. Чистый 
оборотный капитал имеет отрицательное  значение  по результатам  2 квартала 2013 года  (-98 749 
млн. руб.), которое сохраняется и во 2 квартале 2014 года (-107 520 млн. руб.).  
Отрицательное значение чистого оборотного капитала за рассматриваемые периоды связано с тем, 
что  компания  использует  агрессивную  модель  управления  оборотным  капиталом.  Это  означает, 
что  все  оборотные  активы  создаются  за  счет  краткосрочных  нефинансовых  обязательств.  При 
этом часть внеоборотных активов может быть получена также за счет краткосрочных пассивов. 
Дополнительным  фактором,  влияющим  на  уровень  текущих  обязательств  компании  является 
принятая политика договорных отношений с контрагентами, заключающаяся в том, что основная 
часть продаж транспортных услуг ОАО «РЖД» осуществляется на условиях предоплаты. 
Принятая  эмитентом  политика  в  области  управления  ликвидностью  и  платежеспособностью 
направлена на:  
-  обеспечение  требуемого  финансирования,  соответствующего  динамичным  потребностям 
компании; 

поддержание 

способности 

эмитента 

отвечать 

по 

своим 

обязательствам.  

За первое полугодие  2014 г. показатели коэффициентов текущей и быстрой ликвидности несколько 
ниже уровня аналогичного периода 2013 года. Коэффициент текущей ликвидности снизился с 0.69  – 
на  конец  2  квартала  2013г.  до  0.64  –  на  конец  2  квартала  2014г.,  в  то  время  как  коэффициент 
быстрой  ликвидности  снизился  до  0.35  –  на  конец  1  полугодия  2014  г.  против  0.36  –  на  конец  
1 полугодия 2013 г. 
 
Мнения  органов  управления  эмитента  относительно  причин  или  степени  их  влияния  на  результаты 
финансово-хозяйственной деятельности эмитента не совпадают: Нет 
Член  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  член  коллегиального  исполнительного 
органа  эмитента  имеет  особое  мнение  относительно  упомянутых  причин  и/или  степени  их  влияния  на 
результаты  финансово-хозяйственной  деятельности  эмитента,  отраженное  в  протоколе  собрания 
(заседания)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)  эмитента  или  коллегиального  исполнительного 
органа, на котором рассматривались соответствующие вопросы, и настаивает на отражении такого мнения 
в ежеквартальном отчете: Нет 

4.3. Финансовые вложения эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 
Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 5 и более процентов всех его финансовых 
вложений на дату окончания отчетного периода 

55

 

 

Вложения в эмиссионные ценные бумаги 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное  фирменное  наименование  эмитента:  Открытое  акционерное  общество  "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д.12 
ИНН: 7708709686 
ОГРН: 1097746772738 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

02.03.2010 

1-01-55465-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

12.12.2013 

1-01-55465-E-002D 

Служба Банка России по финансовым рынкам 

 
Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 152 635 848 132 
Общая  номинальная  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:    152 635 848  132 
RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 152 636 
Единица измерения: млн. руб. 
 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым  эмиссионным 
ценным 

бумагам 

или 

порядок 

его 

определения, 

срок 

выплаты: 

не 

применимо. 

Размер  дивиденда  по  привилегированным  акциям  или  порядок  его  определения  в  случае,  когда  он 
определен  в  уставе  акционерного  общества  -  эмитента,  срок  выплаты:  не  применимо. 
Дивиденды  по  обыкновенным  именным  акциям  ОАО  "ФПК"  во  2  кв.  2014  г.  не  начислялись  и  не 
выплачивались. 
 
Дополнительная информация: 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное  фирменное  наименование  эмитента:  Открытое  акционерное  общество "Федеральная грузовая 
компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФГК" 
Место нахождения эмитента: 620013 г Екатеринбург, ул. Челюскинцев д. 11 
ИНН: 6659209750 
ОГРН: 1106659010600 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

14.12.2010 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

10.12.2013 

1-01-55473-Е-001D 

Служба Банка России по финансовым рынкам 

 
Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 59 588 855 048 
Общая  номинальная  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:    59  588  855  048 
RUR x 1
 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 59 589 
Единица измерения: млн. руб. 
 
Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым  эмиссионным 
ценным 

бумагам 

или 

порядок 

его 

определения, 

срок 

выплаты: 

не 

применимо. 

Размер  дивиденда  по  привилегированным  акциям  или  порядок  его  определения  в  случае,  когда  он 
определен  в  уставе  акционерного  общества  -  эмитента,  срок  выплаты:  не  применимо. 

56

 

 

Сумма  объявленных  дивидендов  за  2013  год  по  обыкновенным  именным  акциям  ОАО  "ФГК" 
составляет 641 млн. рублей. 
 
Дополнительная информация: 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Акционерное общество «Жефко» (Gefco S.А.) 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: Gefco S.А. 
Место нахождения эмитента: ул. Лилас Д'Эспань, 77/81 92402 Курбевуа, Франция 
Не является резидентом РФ 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

 

 

 

 
Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 375 000 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  6000000 EUR x 1 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 32 819 
Единица измерения: млн. руб. 

 

Размер  фиксированного  процента  или  иного  дохода  по  облигациям  и  иным  долговым  эмиссионным 
ценным 

бумагам 

или 

порядок 

его 

определения, 

срок 

выплаты: 

не 

применимо. 

Размер  дивиденда  по  привилегированным  акциям  или  порядок  его  определения  в  случае,  когда  он 
определен  в  уставе  акционерного  общества  -  эмитента,  срок  выплаты:  не  применимо. 
Дивиденды  по  обыкновенным  именным  акциям  Gefco  S.А.  во  2  кв.  2014  г.  не  начислялись  и  не 
выплачивались. 
 
Дополнительная информация: 
Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 
Вложений  в  неэмиссионные  ценные  бумаги,  составляющих  5  и  более  процентов  всех  финансовых 
вложений, нет
 
 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 
Величина  резерва  под  обесценение  ценных  бумаг  на  начало  и  конец  последнего  завершенного 
финансового 

года 

перед 

датой 

окончания 

последнего 

отчетного 

квартала: 

На  начало  2013  г.  размер  резерва  под  обесценение  вложений  в  ценные  бумаги  составил  12  379  млн. 
рублей.  
На  конец  2013  г.  размер  резерва  под  обесценение  вложений  в  ценные  бумаги  составил  10  043  млн. 
рублей. 
 
Иные финансовые вложения 
Иных финансовых вложений, составляющих 5 и более процентов всех финансовых вложений, нет 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 
которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций  (предприятий),  в 
которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру  произведенных  финансовых 
вложений.
 
 
Информация  об  убытках  предоставляется  в  оценке  эмитента  по  финансовым  вложениям,  отраженным  в 
бухгалтерской  отчетности  эмитента  за  период  с  начала  отчетного  года  до  даты  окончания  последнего 
отчетного квартала 

 

Стандарты  (правила)  бухгалтерской  отчетности,  в  соответствии  с  которыми  эмитент  произвел  расчеты, 
отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со  стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

57

 

 

4.4. Нематериальные активы эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 
Единица измерения: млн. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость 

Сумма начисленной 

амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные права на результат интеллектуальной 
собственности) 

14 670 

6 152 

в том числе:  - у патентообладателя на изобретение, 
промышленный образец, полезную модель 

2 710 

731 

- у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных 

11 029 

5 058 

- секреты производства, ноу-хау 

17 

- у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

- прочие 

905 

351 

ИТОГО 

14 670 

6 152 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет информацию 
о своих нематериальных активах: 
Информация  о  нематериальных  активах  представлена  в  соответствии  со  стандартами 
бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 
Отчетная дата: 30.06.2014 

4.5. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Во втором квартале 2014 года в соответствии с требованиями Минэкономразвития России 

актуализирована и одобрена решением Совета директоров ОАО «РЖД» Программа инновационного 
развития на период до 2015 года (далее – Программа).  

Актуализированная  Программа  содержит  комплекс  мероприятий,  направленных  на 

разработку  и  внедрение  новых  технологий,  инновационных  продуктов  и  услуг,  соответствующих 
мировому уровню, а также стимулирующих инновационное развитие ОАО «РЖД». 

10 апреля 2014 г. подведены итоги пятого конкурса на предоставление грантов ОАО «РЖД» 

для молодых ученых на проведение научных исследований, способствующих созданию новой техники 
и прорывных технологий для применения на железнодорожном транспорте. 

20  июня  2014 г.  подписано  соглашение  о  сотрудничестве  между  ОАО  «РЖД»  и  НП 

«Объединение  производителей  железнодорожной  техники»  в  части  организации  совместного 
конкурса  на  присуждение  грантов  молодым  ученым.  Документ  предусматривает  проведение  в 
течение  трех  лет  ежегодного  конкурса  научных  работ  по  стратегическим  направлениям 
инновационного  развития  железнодорожного  транспорта.  Эта  инициатива  направлена  на 
поддержку  и  развитие  отечественного  научно-технического  потенциала.  В  дальнейшем 
планируется  финансировать  проекты,  получившие  признание  экспертной  комиссии  и  отобранные 
для  присуждения  грантов.  Средства,  вложенные  в  них,  помогут  сокращению  времени  пути  идей 
молодых ученых от проекта до практического результата. 

ОАО  «РЖД»  удерживает  позицию  по  расходованию  средств  на  научно-исследовательские  и 

опытно-конструкторские  работы  в  своей  области  на  среднемировом  уровне.  Так,  лимит 
финансирования плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2014 год составляет 1,3 млрд. 
руб.  

Кроме того, в ОАО «РЖД» реализуется комплексный научно-технический проект «Создание 

современных  систем  управления  движением  поездов  и  обеспечение  безопасности  движения»  с 
лимитом финансирования 218,4 млн. руб. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  04.05.2011  №  128-ФЗ  «О  лицензировании 

отдельных видов деятельности» ОАО «РЖД» на конец  II квартала 2014 года имеет лицензии на 42 
вида деятельности 

Во  втором  квартале   2014  года  эмитентом  подано  6   заявлений  на  выдачу  патента  на 

изобретения  (ИЗ),  3  заявления  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ) ,  64  заявления  на 
регистрацию программ ЭВМ (ПЭВМ) и Базы данных (БД), а также получено 93  охранных документа 
по ранее поданным заявкам. 

58

 

 

 

Название технического решения, технологии, 

программного комплекса, базы данных,   

 Объект 

ОИС-

ИЗ,ПМ, 

ПО, 

ПЭВМ, 

БД  

 Номер 

патента  

 Свидетельство    Приоритет  

 Год 

получения 

ох. 

Документа  

 

Кварт

ал  

Способ автоматической локомотивной 
сигнализации непрерывного типа и устройство 
автоматической локомотивной сигнализации 
непрерывного типа 

ИЗ 

2513341 

 

10.10.2012 

2014 

Система интервального регулирования 
движения поездов на перегоне  

ИЗ 

2513883 

 

10.10.2012 

2014 

Путевой энергопоглощающий упор (варианты) 

ИЗ 

2513340 

 

27.11.2012 

2014 

Устройство скрепления (соединения) рельсовых 
плетей "СКРЕПКА" 

ИЗ 

2513339 

 

27.11.2012 

2014 

Система автоматизированного управления 
движением поездов 

ИЗ 

2519601 

 

25.12.2012 

2014 

Устройство управления движением поездов на 
железнодорожном переезде с использованием 
радиоканала 

ИЗ 

2519607 

 

25.12.2012 

2014 

Система цифровой поездной радиосвязи для  
железнодорожного транспорта 

ИЗ 

2519793 

 

25.12.2012 

2014 

Способ нанесения антифрикционных покрытий 
на боковую поверхность рельса 

ИЗ 

2510433 

 

14.02.2013 

2014 

Пластичная смазка 

ИЗ 

2514919 

 

14.02.2013 

2014 

Способ измерения и контроля намагниченности 
рельсов 

ИЗ 

2519473 

 

14.02.2013 

2014 

Способ оценки состояния рельсового пути 

ИЗ 

2513338 

 

25.12.2012 

2014 

Электропривод стрелочный 
быстродействующий 

ИЗ 

2516844 

 

14.06.2012 

2014 

Устройство 

контроля 

усилия 

перевода 

стрелочных приводов 

ПМ 

141295 

 

13.02.2013 

2014 

Устройство для предотвращения поперечного 
смещения (выброса) рельсовых плетей с 
рельсового состава при транспортировке  

ПМ 

142140 

 

16.05.2013 

2014 

Планка контактная клинового гасителя 
колебаний тележки грузового вагона 
 

ПМ 

141703 

 

 

14.03.2013 

 

2014 

Стенд для испытания гидропередачи  

ПМ 

139489 

 

21.11.2013 

2014 

Узел укрепления гидропередачи на 
испытательном стенде 

ПМ 

139445 

 

20.12.2013 

2014 

Эластичное уплотнение кожуха редуктора 
тяговой передачи локомотива 

ПМ 

140854 

 

11.10.2013 

2014 

Уплотнение кожуха редуктора тяговой передачи 
локомотива 

ПМ 

139895 

 

11.10.2013 

2014 

Генератор сигналов автоматической 
локомотивной сигнализации непрерывного типа 
с несущими частотами 75 и 50(25) ГЦ для 
станций стыкования 

ПМ 

141711 

 

20.12.2013 

2014 

Устройство для усиления железобетонных балок 

ПМ 

141981 

 

31.01.2014 

2014 

Башмак тормозной горочный 

ПМ 

141187 

 

31.01.2014 

2014 

Устройство для осмотра вагонов 

ПМ 

141667 

 

24.01.2014 

2014 

Гаечный ключ для рельсового скрепления 

ПМ 

140693 

 

24.01.2014 

2014 

Единый контроллер управления переездом 
(ЕКУП) 
 

ПЭВМ 

 

2014614123 

 

24.01.2014 

 

2014 

АСУ ТЛ. Программное обеспечение подсистемы 
учета данных об оперативных корректировках 
плановых показателей работы технических 
средств лубрикации 

ПЭВМ 

 

2014614720 

14.03.2014 

2014 

59

 

 

АСУ ТЛ. Программное обеспечение подсистемы 
оценки технических показателей эффективности 
использования лубрикации 

ПЭВМ 

 

2014614721 

14.03.2014 

2014 

Автоматизированная система электронного 
взаимодействия между ФТС России и ОАО 
"РЖД" (очередь 2013 г.) (АС ЭВ ФТС-2013) 

ПЭВМ 

 

2014613427 

31.01.2014 

2014 

Система формирования входных форм Центра 
управления тяговыми ресурсами, включая 
выходные формы доклада 

ПЭВМ 

 

2014614356 

24.01.2014 

2014 

Программное обеспечение  системы 
диспетчерского управления работами по 
ремонту пути с применением спутниковых 
технологий 

ПЭВМ 

 

2014614159 

28.02.2014 

2014 

Конвертер векторных схем железнодорожных 
объектов 

ПЭВМ 

 

2014613704 

20.02.2014 

2014 

Редактор баз данных рельсосмазывателя 

ПЭВМ 

 

2014613706 

20.02.2014 

2014 

Комплексная оценка работы поездного 
диспетчера 

ПЭВМ 

 

2014613913 

20.02.2014 

2014 

Мобильное рабочее место ЕКАСУИ вагонного 
хозяйства (МРМ ЕКАСУИ-В) 

ПЭВМ 

 

2014613522 

07.02.2014 

2014 

Функциональность взаимодействия 
Автоматизированной системы 
"Технологический электронный 
документооборот с применением электронной 
цифровой подписи" (АСЭТД) с 
Автоматизированной системой управления 
хозяйством связи ОАО "РЖД"  (АСУ ЦСВТ) в 
части формирования, подписания и передачи 
отчёта о наличии технических средств связи 
АГО-5 (Связь) ЭТД" (Функциональность 
взаимодействия АС ЭТД с АСУ ЦСВТ в части 
АГО-5 (Связь) ЭТД) 

ПЭВМ 

 

2014613732 

07.02.2014 

2014 

"Универсальная программная платформа для 
мобильных рабочих мест (МРМ) с применением 
квалифицированной электронной подписи" 
(МОБИЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА) 

ПЭВМ 

 

2014613559 

07.02.2014 

2014 

"Комплексная информационная система 
управления закупочной деятельностью, 
формирование и хранение карточек договоров в 
едином реестре договоров Холдинга "РЖД", 
электронного документооборота счетов-фактур с 
электронной подписью в части сводного плана 
закупок. Очередь 2013-2" (КИС "ЗАКУПКИ" 
2013-2) 

ПЭВМ 

 

2014613505 

07.02.2014 

2014 

Платформа для высоконагруженных систем 
ОАО "РЖД" 

ПЭВМ 

 

2014613504 

07.02.2014 

2014 

"Единая система пономерного учета 
локомотивов (ЕС ПУЛ)" 

ПЭВМ 

 

2014613503 

07.02.2014 

2014 

Интегрированная система обмена внутренними 
технологическими документами (вагонный лист, 
памятка приемосдатчика , акт общей формы) в 
электронном виде при организации перевозок на 
полигоне Кириши-Лужская 

ПЭВМ 

 

2014613413 

31.01.2014 

2014 

АРМ УБС "Автоматизированное рабочее место 
подготовки отчетов формы 6-сводные данные по 
учету и бронированию граждан, пребывающих в 
запасе ВС и работающих в ОАО "РЖД" (версия 
3.1) 

ПЭВМ 

 

2014614414 

07.02.2014 

2014 

АРМ ВУП "Автоматизированное рабочее место 
военно-учетного подразделения по учету и 
бронированию в период мобилизации и в 
военное время граждан, пребывающих в запасе и 
работающих в ОАО "РЖД" (версия 3.4) 

ПЭВМ 

 

2014614220 

07.02.2014 

2014 

АРМ ЭУФГО "Электронный учет 
финансирования гражданской обороны (версия 
3.0) 

ПЭВМ 

 

2014614416 

07.02.2014 

2014 

АРМ ЗС ГО "Автоматизированное рабочее 
место подготовки сведений о наличии и 
состоянии защитных сооружений гражданской 
обороны ОАО "РЖД" (версия 3.0) 

ПЭВМ 

 

2014614415 

07.02.2014 

2014 

60

 

 

АРМ РГ ГО "Автоматизированное рабочее 
место подготовки приложений к плану 
расчетного года по гражданской обороне" 
(версия 2.0) 

ПЭВМ 

 

2014615884 

07.02.2014 

2014 

АРМ ПЛАН ГО "Автоматизированное рабочее 
место подготовки приложений к плану 
гражданской обороны" (версия 2.0) 

ПЭВМ 

 

2014615883 

07.02.2014 

2014 

Система активного контроля состояния, 
дислокации и нарушений в работе 
локомотивных бригад (СИГНАЛ-Бриг). Версия 

ПЭВМ 

 

2014613521 

07.02.2014 

2014 

Обучающая программа по выявлению дефектов 
литых деталей тележек грузовых вагонов 

ПЭВМ 

 

2014613914 

20.02.2014 

2014 

Комплексная система автоматизации 
станционных процессов, обеспечивающая 
инновационные технологии, включая ведение 
графика исполненной работы (ГИР), с 
применением динамической модели на основе 
спутниковой навигации и других средств 
автоматического съема данных (ИТАУР) 

ПЭВМ 

 

2014613322 

07.02.2014 

2014 

Комплекс БЛОК для ЭС1 "Ласточка". 
Программное обеспечение блока индикации 

ПЭВМ 

 

2014613621 

19.02.2014 

2014 

Комплекс БЛОК для ЭС1 "Ласточка". 
Программное обеспечение модуля приемников 
сигналов непрерывных каналов 

ПЭВМ 

 

2014613705 

20.02.2014 

2014 

Программное обеспечение для отображения 
информации на бортовом локомотивном 
устройстве безопасности 

ПЭВМ 

 

2014613332 

12.02.2014 

2014 

Система управления тяговыми ресурсами 
(СИГНАЛ-Л). Версия 2 

ПЭВМ 

 

2014613730 

07.02.2014 

2014 

Программное обеспечение съемного носителя 
для регистрации и хранения информации от 
различных локомотивных устройств 
регистрации и безопасности 

ПЭВМ 

 

2014615267 

11.04.2014 

2014 

Система формирования статистической 
отчетности об отправлении маршрутов и 
прибытии маршрутов формы ГО-7 

ПЭВМ 

 

2014615521 

21.03.2014 

2014 

Дорожная информационно-логистическая 
система Дальневосточной железной дороги на 
базе типовой АСУ СТ (ДИЛС ДВост) 

ПЭВМ 

 

2014614988 

21.03.2014 

2014 

Система взаимодействия прикладных 
программных комплексов в АСОУП-2 с 
использованием сервисно-ориентированной 
архитектуры (СВППК с СОА) 

ПЭВМ 

 

2014615151 

21.03.2014 

2014 

Программа оформления и оплаты электронных 
проездных документов (билетов) на 
пригородные поезда без предоставления мест на 
базе АСУ "Экспресс-3" (II этап) 

ПЭВМ 

 

2014614722 

14.03.2014 

2014 

Программа оформления проезда работников 
железнодорожного транспорта по личной 
надобности в поездах дальнего следования с 
использованием многофункциональной 
электронной карты в АСУ "Экспресс-3" 

ПЭВМ 

 

2014614719 

14.03.2014 

2014 

Программа формирования информации по 
пассажирскому комплексу в дальнем сообщении 
на базе АСУ "Экспресс-3" очередь 2013 г. 

ПЭВМ 

 

2014614524 

14.03.2014 

2014 

Система ведения сетевой бригадной модели (с 
учетом интеграции с АСУТ) 

ПЭВМ 

 

2014614889 

21.03.2014 

2014 

Система слежения за пригородными, почтово-
багажными и дальнего следования поездами на 
основе информации, получаемой от средств 
автоматического съема данных (очередь 2012 г.) 

ПЭВМ 

 

2014615133 

21.03.2014 

2014 

Подсистема актуализации данных о плане 
составообразования грузовых поездов по 
сортировочным станциям 

ПЭВМ 

 

2014615223 

21.03.2014 

2014 

Подсистема актуализации данных о 
межоперационных нормативах вагонов по 
сортировочным и техническим станциям 

ПЭВМ 

 

2014615001 

21.03.2014 

2014 

61

 

 

Подсистема актуализации в БД АСОУП-2 
данных о плане предоставления 
технологических "окон" и ограничениях 
скорости движения поездов по участкам 

ПЭВМ 

 

2014614868 

21.03.2014 

2014 

Priz_security 

ПЭВМ 

 

2014613915 

20.02.2014 

2014 

Программные средства выдачи ежесуточной 
справки по дифференцированному учету 
показателя среднего веса грузовых поездов с 
разбивкой по серии локомотивов 

ПЭВМ 

 

2014615117 

21.03.2014 

2014 

Система контроля и учета пересылаемых 
локомотивов в недействующем состоянии, как 
груз на своих осях на основе дорожно-сетевой 
локомотивной модели АСОУП-2 

ПЭВМ 

 

2014614474 

14.03.2014 

2014 

Система формирования статистической 
отчетности о маршрутной скорости грузового 
поезда формы ДО-9ВЦ 

ПЭВМ 

 

2014614683 

14.03.2014 

2014 

Система взаимодействия АСОУП и ЕК АСУТР в 
части получения персональной информации 
(очередь 2010 г.) 

ПЭВМ 

 

2014614529 

14.03.2014 

2014 

Система контроля функционирования эталонов 
программ и массивов в АСОУП (очередь 2011 
г.) (СКФЭ) 

ПЭВМ 

 

2014614439 

14.03.2014 

2014 

Система взаимодействия подсистем ДЦУП 
Южно-Уральской ж.д. с БД АСОУП-2 

ПЭВМ 

 

2014614871 

28.03.2014 

2014 

Система контроля за наличием, состоянием и 
продвижением вагонов, работающих по 
агентским договорам 

ПЭВМ 

 

2014614872 

28.03.2014 

2014 

Система ведения и использования в АСОУП, 
АСОУП-2/АСОУП-2К  НСИ для определения 
характеристик вагонов по диапазону номеров 
вагона 

ПЭВМ 

 

2014615214 

28.03.2014 

2014 

Программные средства контроля за 
перемещением вагонов принадлежности 
Республики Казахстан и Республики Беларусь 
без обязательного наличия ГТД и введения 
соответствующих данных в АС КРВВ 

ПЭВМ 

 

2014614949 

28.03.2014 

2014 

Программные средства формирования маршрута 
машиниста на основе информации АСОУП с 
учетом технологий, разработанных по проекту 
"Электронный маршрут машиниста. Западный 
полигон внедрения ЭММ" 

ПЭВМ 

 

2014615130 

28.03.2014 

2014 

Автоматизированное рабочее место АСОУП-2К 
(АРМ АСОУП-2К) 

ПЭВМ 

 

2014615594 

04.04.2014 

2014 

Сервер контроля данных (СКД) (очередь 2011 г.)  ПЭВМ 

 

2014615760 

04.04.2014 

2014 

АСОУП. АСОУП-2 с учетом ликвидации 
Сахалинской железной дороги 

ПЭВМ 

 

2014615408 

04.04.2014 

2014 

Централизованная система расчета 
качественных показателей использования 
подвижного состава для целей оперативного 
управления перевозками (очередь 2012 г.) 

ПЭВМ 

 

2014615210 

04.04.2014 

2014 

Программные средства АСОУП с изменениями 
в учете приватных полувагонов в оперативной и 
статистической отчетности 

ПЭВМ 

 

2014615889 

04.04.2014 

2014 

Программные средства формирования выходных 
документов АСОУП в среде АСОУП-2К (с 
использованием запросной системы) 

ПЭВМ 

 

2014615714 

04.04.2014 

2014 

Программные средства взаимодействия 
смежных систем с БД АСОУП-2К, Сервисы 
доступа к БД АСОУП-2К 

ПЭВМ 

 

2014615759 

04.04.2014 

2014 

Система постановки локомотивов в 
технологический  резерв локомотивов 
Центральной дирекции управления движением и 
выдача их в рабочий парк 

ПЭВМ 

 

2014615595 

04.04.2014 

2014 

Программные средства формирования отчета 
ДО-8 ВЦ 

ПЭВМ 

 

2014615824 

11.04.2014 

2014 

Информационно-аналитическая система оценки 
пропускной способности участков железных 
дорог 

ПЭВМ 

 

2014615266 

11.04.2014 

2014 

База данных автоматизированной системы 
построения технологического графика оборота 

БД 

 

2014620738 
 

11.04.2014 
 

2014 

62

 

 

локомотивов грузового движения 
 
АСУ ТЛ. База данных подсистемы учета данных 
об оперативных корректировках плановых 
показателей работы технических средств 
лубрикации 

БД 

 

2014620690 

21.03.2014 

2014 

АСУ ТЛ. База данных подсистемы оценки 
технических показателей эффективности 
использования лубрикации 

БД 

 

2014620670 

21.03.2014 

2014 

База данных АС ЭЛЬБРУС для работы с 
"дроблеными нитками" 

БД 

 

2014620594 

30.12.2013 

2014 

SWALLOW 

ТЗ 

 

509897 

21.06.2012 

2014 

Федеральные железнодорожные клиники 
(комбинированный)  

ТЗ 

 

512300 

17.01.2013 

2014 

РЖД-тариф 

ТЗ 

 

510898 

04.02.2013 

2014 

4.6. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

 

ОАО «РЖД» 

позиционируется 

как 

крупная 

транспортно-логистическая 

компания, 

оперирующая  на  панъевразийском  пространстве,  в  задачи  которой  входит  не  только  развитие  и 
эксплуатация  железнодорожной  инфраструктуры,  но  и  организация  комплексной  перевозочно-
логистической деятельности.  

С  этой  целью  компания  реализует  мероприятия  по  объединению  в  рамках  транспортно-

логистического  бизнеса  своих  компетенций  в  организации  перевозочного  процесса  (собственно 
грузовые  перевозки,  включая  деятельность  по  оперированию  подвижным  составом),  и  в  области 
логистической  деятельности,  включая  организацию  грузопотоков,  комплекс  услуг  по  обработке 
грузов (терминально-складская деятельность, сопутствующие услуги) и работу с клиентами.  

Помимо  новых  продуктовых  сегментов,  компанией  планируется  освоение  новых 

географических  сегментов  транспортно-логистического  рынка.  Современные  тенденции  развития 
экономики  евразийского  пространства  постепенно  смещают  основные  грузопотоки  с  запада  на 
восток.  Основная  масса  грузов  в  настоящее  время  приходится  на  сообщение  со  странами  Азии,  в 
частности  с  Китаем.  Задачам  по  увеличению  присутствия  ОАО «РЖД»  на  географических  рынках 
как в Европе, так и в Юго-Восточной Азии уделяется особое внимание.  

В этой связи в рамках транспортно-логистического бизнеса ОАО «РЖД» реализует следующие 

мероприятия: приобретение компании «ЖЕФКО», работа по созданию объединенной транспортно-
логистической  компании  в  рамках  России,  Беларуси  и  Казахстана,  а  также  проекты  по 
формированию сети терминально-логистических центров на территории России. 

В  2014  году  и  в  последующие  годы  предстоит  сделать  серьезные  шаги  в  области  развития 

инфраструктуры,  обновления  активной  части  основных  фондов,  реформирования,  структурных 
преобразований. 

Будет обеспечиваться реализация крупных направлений, таких как: 
1. продолжение инновационного развития ОАО «РЖД», обновление парка подвижного состава; 
2. строительство ВСМ  и развитие интермодальных перевозок для обеспечения  мероприятий 

мировой значимости, таких как Чемпионат мира по футболу в 2018 году; 

3.  осуществление  крупных  инвестиционных  инфраструктурных  проектов  (Московский 

транспортный узел, подходы к портам Юга и Северо-запада, реконструкция Транссиба и БАМа); 

4.  реализация  четвертого  этапа  реформирования  на  железнодорожном  транспорте, 

направленного  на  создание  необходимых  условий  для  полноценной  конкуренции  на  рынке 
железнодорожных транспортных услуг, создания условий для обеспечения потребностей экономики 
в  услугах  железнодорожного  транспорта  и  ликвидацию  инфраструктурных  ограничений 
экономического развития Российской Федерации; 

5. построение вертикально интегрированного Холдинга и увеличение его рыночной стоимости, 

повышение эффективности процессов управления. 

Создание  Таможенного  союза  между  Российской  Федерацией,  Республикой  Беларусь  и 

Республикой  Казахстан  и  формирование  Единого  экономического  пространства  открывают  новые 
возможности для развития транзита транспортных услуг. 

Создание  Таможенного  союза  в  значительной  степени  способствовало  повышению 

конкурентоспособности транзитных перевозок. В рамках союза применяется единый таможенный 
тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 

Перенос таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза и сокращение числа 

таможенных  операций  ведет  к  снижению  логистических  расходов  и  сокращению  сроков  доставки 
грузов через несколько государств Таможенного союза на 1-2 дня. 

63

 

 

Упрощение  процедур  таможенного  досмотра  и  определение  правил  электронного 

взаимодействия 

участников 

внешнеэкономической 

деятельности 

будут 

способствовать 

привлечению транзитных грузопотоков. 

Формирование  Единого  экономического  пространства  трех  стран  выводит  на  новый  уровень 

возможности для железных дорог и всего бизнес-сообщества «Пространства 1520», позволяя создать 
единое в экономическом смысле железнодорожное пространство от границ со странами Азиатско-
Тихоокеанского региона до границ Евросоюза. 

4.6.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Во II квартале 2014 года ухудшение макроэкономической конъюнктуры России, наблюдавшееся 

в 2013 году, продолжилось. Рост ВВП за январь-май 2014 года по оценке Минэкономразвития России, 
составил 1,1% в годовом исчислении, существенно замедлившись по сравнению с темпом прироста за 
январь-май 2013 года, который составил 1,8%.  

Во  II  квартале  2014  года  сохранилась  отрицательная  динамика  важнейшего  показателя 

деловой  активности  –  инвестиционной  деятельности.  Инвестиции  в  основной  капитал  в  России  в 
январе-июне 2014 г. сократились на 2,8% в годовом исчислении, при том, что за аналогичный период 
2013 года снижение инвестиций составило 1,4%, а 2013 году в целом спад показателя составил лишь 
0,2%.  Положительное  влияние  потребительского  спроса,  являющегося  важным  фактором 
экономического  роста,  в 2014  году  ослабевает.  Темпы  роста оборота  розничной  торговли  в  январе-
июне замедлились до 2,7% с 3,9% по итогам аналогичного периода 2013 года.  

В то же время промышленное производство в России в I полугодии 2014 года выросло на 1,5% в 

годовом  исчислении  против  роста  на 0,1%  в аналогичном  периоде  2013  года  и на  0,4%  в  2013 году  в 
целом.  Однако  объем  погрузки  на  российских  железных  дорогах  снизился  на  1%  по  сравнению  с 
уровнем  аналогичного  периода  предыдущего  года.  Индекс  деловой  активности  в  производственном 
секторе  России  (PMI),  рассчитываемый  Markit  Economics,
  в  январе-июне  2014  года  стабильно 
находился  на  уровне  ниже  50  баллов,  отражая  тенденцию  спада  активности  в  промышленном 
производстве.  

Таким  образом,  ситуация  в  экономике  России  в  I  полугодии  2014  года  находилась  на  грани 

стагнации. При этом риски дальнейшего ухудшения в экономике существенно усилились вследствие 
введенных  рядом  зарубежных  стран  санкций,  связанных  с  геополитическим  конфликтом  вокруг 
Украины  и  Крыма,  и  их  возможного  ужесточения.  Повышение  инфляционных  ожиданий  в 
результате  ухудшения  перспектив  российской  экономики  и  девальвации  рубля  может  оказать 
дополнительное  негативное  воздействие  на  внутренний  спрос,  как  потребительский,  так  и 
инвестиционный. 

Важно, что ухудшение макроэкономической конъюнктуры в России в 2013 году  – начале 2014 

года, еще до геополитического обострения, наблюдалось на фоне восстановления мировой экономики, 
что  свидетельствует  о  внутренних  системных  проблемах  российской  экономики.  По  прогнозу 
Международного валютного фонда рост мировой экономики в 2014 году ускорится до 3,4% с 3,2% в 
2013 году.  Однако ускорение роста мировой экономики не окажет большого влияния  на российскую 
экономику: МВФ прогнозирует замедление роста ВВП России в 2014 году до 0,2% с 1,3% в 2013 году. 

Прогнозируемый прирост глобального ВВП в 2014 году будет выше, чем прирост ВВП России, 

это  обуславливает  ситуацию  опережающего  роста  объемов  международных  перевозок 
железнодорожным  транспортом  России  по  сравнению  с  внутренними  перевозками,  а  также  более 
высокую  динамику  грузооборота  российского  железнодорожного  транспорта  по  сравнению  с 
динамикой погрузки. 

Тенденции  в  экономике  России  в  I  полугодии  2014  года,  а  также    повышение  рисков  из-за 

ситуации  на  Украине  и  решения  Банка  России  повысить  ставку  рефинансирования  обусловили 
ухудшение  прогноз  роста  ВВП  России  в  2014  году  многими  экспертными  организациями.  Согласно 
консенсус-прогнозу  агентства  «Интерфакс»,  подготовленному  в  начале  июля  2014  года,  рост  ВВП 
России  в  2014  году  замедлится  до  0,3%  с  1,3%  в  2013  году,  а  рост  промышленного  производства 
немного ускорится - до 0,6% с 0,4%. Эксперты не исключают риски снижения ВВП и промышленного 
производства  в  России  в  2014  году,  в  случае  если  неопределенность  относительно  перспектив 
экономики затянется или к ней будут применены более жесткие санкции.  

Неустойчивость 

макроэкономического 

роста 

индикативно 

подтверждаются 

неравномерностью результатов работы всех видов транспорта. По данным Росстата за I полугодие 
2014  года  грузооборот  транспорта  в  целом  вырос  на  +1,4%  (к  I  полугодию  2013  года),  в  том  числе 

64

 

 

железнодорожного

1

  транспорта  на  +5,6%,  внутреннего  водного  –  на  +2,2%.  Вместе  с  этим 

произошло  снижение  грузооборота  трубопроводного  транспорта  на  -1,7%,  воздушного  –  на  -3,1%, 
морского – на -21,3%, автомобильного – на -0,1%. 

Помимо неблагоприятной конъюнктуры на основных российских и мировых товарных рынках, 

дополнительные  риски  для  ОАО  «РЖД»,  как  перевозчика  массовых  грузов,  связаны  с  усилением 
межвидовой  конкуренции  со  стороны  автомобильного,  речного  и  трубопроводного  транспорта. 
В частности,  предприятия  автомобильного  и  речного  транспорта  в  настоящее  время  проводят 
активную  политику  по  привлечению  грузов,  которые  ранее  перевозились  железнодорожным 
транспортом, что уже привело к частичной переориентации поставок грузов с железной дороги на 
указанные виды транспорта. 

4.6.2. Конкуренты эмитента 

В  сегменте  грузовых  перевозок  основными  конкурентами  являются  трубопроводный, 

автомобильный,  а  также  морской  транспорт  (в  основном  в сегменте  транзитных  контейнерных 
перевозок). 

Риски  для  ОАО  «РЖД»,  как  перевозчика  нефтяных  грузов,  в  настоящее  время  связаны  (в 

условиях стагнации добычи нефти и сокращения объемов ее экспорта) с развитием конкурирующего 
вида  транспорта  –  магистральных  нефтепроводов  и  нефтепродуктопроводов.  Так,  в  конце  2012  г. 
был завершен второй этап строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) 
до  п.  Козьмино  с  опережением  срока  реализации  данного  проекта  на  2  года  (первая  очередь  ВСТО 
была  введена  в  эксплуатацию  в  конце  2009  г.).  Это уже  привело  к  значительным  потерям  грузовой 
базы  железнодорожных  перевозок  нефтяных  грузов.  В  2013  году  терминал  Козьмино  суммарно 
отгрузил  21,3  млн.  тонн  нефти,  из  которых  18,3  млн.  тонн  поступило  по  магистральному 
нефтепроводу  и  3  млн.  тонн  –  по  железной  дороге.  По  оценке  ОАО  «РЖД»  в  2014  г.  отгрузки  по 
железной дороге могут снизиться до 1,2 млн. тонн.  

Таким  образом,  в  2013-2014  гг.  происходит  усиление  конкуренции  со  стороны магистральных 

нефтепродуктопроводов  в  рыночном  сегменте  экспортных  поставок  нефтепродуктов.  Для  ОАО 
«РЖД» этот рыночный сегмент является особенно чувствительным, поскольку в настоящее время 
основной  объем  дизельного  топлива,  потребляемого  на  внутреннем  рынке,  транспортируется 
преимущественно  по  железной  дороге.  Помимо  трубопроводного  транспорта,  конкурентное 
давление  на  железнодорожные  перевозки  нефтяных  грузов  оказывает  и  внутренний  водный 
транспорт. 

Автомобильный  транспорт  перевозит  грузы  на  небольшие,  по  сравнению  с  другими  видами 

транспорта,  расстояния,  а  его  удельный  вес  в  грузообороте  транспорта  составляет  порядка  5%, 
однако объемы перевозок грузов почти в 4 раза выше, чем на железнодорожном транспорте. Вместе 
с этим, автомобильный транспорт все более активно начинает принимать участие в доставке на 
дальние  расстояния  мелких  партий  высокодоходных  и  скоропортящихся  грузов,  и  конкурентное 
давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается. 

В  сегменте  пассажирских  перевозок  железнодорожный  транспорт  испытывает  большое 

конкурентное  давление  со  стороны  воздушного  транспорта,  что  связано  как  с  проводимой  гибкой 
тарифной  политикой  авиакомпаний,  повышением  экономической  активности  населения,  так  и  с 
проводимой  государственной  политикой  по  обеспечению  ценовой  доступности  воздушного 
транспорта  для  населения.  Доля  ОАО  «РЖД»  на  рынке  пассажирских  перевозок  в  общем 
транспортном  балансе  постепенно  снижается  за  счет  роста  доли  перевозок  автомобильным  и 
воздушным транспортом. В настоящее время при осуществлении пассажирских перевозок в дальнем 
следовании  ОАО «РЖД»  конкурирует  на  «длинных»  маршрутах  -  с  авиаперевозчиками,  на  
«коротких» - с автоперевозчиками. Однако внутривидовая конкурентная позиция эмитента в сфере 
пассажирских перевозок железнодорожным транспортом остается практически монопольной, а его 
доля рынка  близка к 100%. 

Пассажирооборот  железнодорожного  и  автомобильного  транспорта  остается  ниже 

докризисного  уровня.  Вместе  с  тем,  ОАО  «РЖД»  занимает  лидирующую  позицию  на  российском 
рынке  грузовых  и  пассажирских  перевозок  благодаря  наличию  уникального  набора  факторов 
конкурентоспособности,  сочетание  которых  позволяет  компании  успешно  осуществлять  свою 
деятельность.  

Для  поддержания  конкурентоспособности  грузовых  и  пассажирских  железнодорожных 

перевозок  в  среднесрочной  и  долгосрочной  перспективе  ОАО  «РЖД»  реализует  стратегию, 
направленную,  в  том  числе,  на  повышение  качества  предоставляемых  грузоотправителям  и 
пассажирам  услуг  с  доведением  их  уровня  до  мировых  стандартов,  на  вывод  на  рынок  новых  услуг, 
гибкое  ценообразование.  При  этом  в  сфере  пассажирских  перевозок  ключевым  фактором,  по-
прежнему остается необходимость получения 100% компенсации выпадающих доходов в результате 

                                                      

1

 Без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..