ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 134

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     132      133      134      135     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 134

 

 

202 

4. 

строительство  высокоскоростных  магистралей  (1,5  тыс.  км)  и  создание  опорной 

сети скоростного движения (протяженностью 10,9 тыс. км) российских железных дорог. 

Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской  Федерации  до  2030 

года,  утвержденной  Правительством  Российской  Федерации,  определены  задачи  по  модернизации 
железнодорожного транспорта. 

Стратегией  определено  целевое  состояние  холдинга  ОАО «РЖД».  Одним  из  базовых 

принципов  Стратегии  является  ориентация  на  развитие  железнодорожного  транспорта 
преимущественно на основе идеологии инновационного прорыва. 

Созданная  система  инновационного  менеджмента  предусматривает  использование 

процессного подхода в реализации стратегических задач развития «РЖД», определяет место и роль 
каждого субъекта научно-технического комплекса Общества, в том числе использование научного 
потенциала  Российской  академии  наук,  ведущих  научных  институтов,  зарубежных  научных 
центров  и  компаний  производителей,  предусматривает  повышение  эффективности  результатов 
интеллектуальной  деятельности,  привлечения  внешних  государственных  и  частных  инвестиций 
для реализации инновационных проектов в кооперации с российскими и зарубежными партнерами. 

Проходящие  в  Обществе  структурные  преобразования  потребовали  принятия  серьезных 

шагов  по  обеспечению  единства  инновационных  подходов  в  развитии  всех  структурных 
подразделений  и  дочерних  обществ  холдинга.  Важнейшим  этапом  реформирования  научно-
технического  комплекса  Общества  стала  разработка  в  прошлом  году  Концепции  Единой 
технической  политики  холдинга  «РЖД»  (ЕТП),  в  которой  сформирована  структура  управления 
инновационной  деятельностью  Общества  с  обеспечением  четких  связей  на  всех  уровнях 
управления. 

ОАО  «РЖД»,  его  структурные  подразделения  и  дочерние  общества  должны  стать 

высокотехнологичным  холдингом,  ориентированным  на  инновационное  развитие,  при  этом  все 
бизнес-структуры,  реализующие  различные  виды  деятельности,  должны  иметь  единый  вектор 
технологического  развития.  Риск  утраты  единства  управления  в  сфере  реализации  единой 
технической политики является основным в процессе реализации третьего этапа реформирования. 
Проведение единой технической политики должно стать гарантом устойчивой работы холдинга, 
эффективности  и  качества  предоставляемых  услуг,  обеспечения  безопасности  движения, 
минимизации  рисков,  связанных  с  дезинтеграцией  в  сфере  технико-технологического  развития  и 
инженерного обеспечения. 

Концепция  ЕТП  служит  логическим  продолжением  «Концепции  системы  управления 

Обществом  холдингового  типа,  образуемой  в  результате  реформирования  ОАО «РЖД»  и 
детализирует формирование блока единой технической политики. В документе  определены цели, 
задачи,  основные  принципы,  механизмы  инженерной  деятельности  в  сфере  технического  и 
технологического  развития,  обеспечения  эффективности  единого  технологического  процесса 
оказания транспортных услуг, проведен анализ основных рисков несоблюдения принципов единства 
технической  политики,  разработаны  мероприятия,  обеспечивающие  переход  к  целевому 
состоянию в сфере единой технической политики при реформировании. 

В  рамках  реализации  единой  технической  политики  в  Обществе  созданы  Управление  по 

вопросам интеллектуальной собственности, Центр инновационного развития (коммерциализация, 
организация  экспертизы,  привлечение  внешних  инвестиций,  взаимодействие  с  научными 
организациями  и  Обществами - производителями).  Также,  полностью  пересмотрены  подходы  к 
обеспечению  научно-технической  информации.  Для  этого  был  создан  Центр  научно-технической 
информации и библиотек.  

В  2009  году  создан  Объединенный  ученый  совет  ОАО «РЖД»,  включающий  не  только 

ведущих  отраслевых  ученых,  но  и  представителей  «смежных»  отраслей  науки,  в  том  числе  - 
академической, что позволит обеспечить синергию фундаментальных и прикладных исследований, 
создание эффективного моста между фундаментальной наукой и практической деятельностью. В 
составе  Совета  -  восемь  академиков,  членов-корреспондентов  РАН,    шесть  ректоров  крупнейших 
вузов страны. 

Совет  должен  обеспечить  концентрацию  лучших  научных  идей,  заложить  долгосрочную 

основу  для  эффективного  обмена  информацией  между  бизнесом  и  наукой  и  осуществлять  свою 

203 

работу  на  принципах  открытости,  трансформируя  результаты  научных  дискуссий  в 
практические решения инновационного развития транспортной отрасли. 

 

Данные о расходах эмитента на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и 

технологические работы составили по итогам IV квартала 2011 года  не приводятся, т.к. на 
момент составления настоящего отчета годовая бухгалтерская отчетность не составлена. 

 

В  IVкв.  2011  года  эмитентом  подано  4  заявки  на  выдачу  патента  на  изобретения  (ИЗ),  9 

заявок  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ),  32  заявки  на  выдачу  патента  на 
промышленные  образцы  (ПО),  3  заявки  на  регистрацию  товарного  знака  (ТЗ)  ,  23  заявления  на 
регистрацию программы ЭВМ и Базы данных (ПЭВМ) , а также получено 39 охранных документов 
по ранее поданным заявкам. 

 

Название технического решения, 

технологии, программного комплекса, 

базы данных,   

 Об

ъек

т 

ОИ

С

-

ИЗ

,ПМ,

 ПО

ПЭ

ВМ

, БД 

 

 Номер 

патента  

 Св

ид

етел

ьс

тво

  

 Приоритет  

 Г

од по

лу

че

ни

я 

ох

. д

ок

ум

ента 

 

 Кв

ар

тал

  

Устройство радиолокационного контроля 
заполнения путей сортировочного парка  

ИЗ 

2431865 

  

24.06.2009 

2011 

Рама немоторной тележки 
высокоскоростного железнодорожного 
транспортного средства 

ИЗ 

2434772 

  

08.10.2009 

2011 

Устройство  измерения и контроля 
параметров реле и блоков электрической 
централизации 

ИЗ 

2432593 

  

24.09.2009 

2011 

Способ построения интегрированной 
цифровой системы технологической связи 
железнодорожного 
транспорта(стар.назв."Способ построения 
интегрированной цифровой системы 
технологической связи железнодорожного 
транспорта на базе отечественного 
оборудования") 

ИЗ 

2431922 

  

21.10.2009 

2011 

Способ формирования 
геоинформационной базы данных для 
участков железной дороги и устройство 
для его осуществления  

ИЗ 

2434275 

  

22.04.2010 

2011 

Комплект устройств для создания и 
выравнивания напряжений в рельсовых 
плетях железнодорожного пути 

ИЗ 

2431713 

  

24.12.2009 

2011 

Система питания тепловозного двигателя 

ИЗ 

2433298 

  

24.12.2009 

2011 

Установка для мойки изделий 

ИЗ 

2435654 

  

03.06.2010 

2011 

Устройство контроля заполнения 
подгорочных путей сортировочной 
станции 

ИЗ 

2434774 

  

12.05.2010 

2011 

Устройство для перекладки рельсовых 
плетей с заменой рабочего канта в кривых 
участках железнодорожного пути с 
различными типа рельсовых скреплений 

ИЗ 

2431712 

  

07.04.2010 

2011 

Шпала железобетонная с повышенным 
сопротивлением сдвигу в балласте 

ИЗ 

2434983 

  

04.02.2010 

2011 

Устройство для дистанционного 
управления маневровым локомотивом 

ИЗ 

2432283 

  

25.02.2010 

2011 

Способ акустико-эмисионного контроля 
сосудов, работающих под давлением, и 
устройство для его осуществления 

ИЗ 

2431139 

  

29.04.2010 

2011 

Тренажер для обучения машинистов 
локомотивов 

ИЗ 

2430427 

  

29.09.2010 

2011 

Способ контроля колеса колѐсной пары 
локомотива в движении 

ИЗ 

2430849 

  

18.11.2009 

2011 

204 

Система электронного управления подачей 
топлива  

ИЗ 

2430254 

  

22.04.2010 

2011 

Манипулятор автосцепки  

ИЗ 

2434734 

  

22.04.2010 

2011 

Устройство для дистанционного контроля 
состояния буксы колесной пары 

ИЗ 

2430848 

  

25.03.2010 

2011 

Устройство для нанесения смазки на 
рельсы подвижного состава и система 
управления устройством 

ИЗ 

2434773 

  

06.05.2010 

2011 

Подрельсовая опора с амортизатором и 
способ ее изготовления 

ИЗ 

2432428 

  

07.04.2010 

2011 

Унифицированный модуль интеграции 
объектовых комплексов технических 
средств охраны в интегрированную 
систему транспортной безопасности 

ИЗ 

2436166 

  

07.04.2010 

2011 

Рама моторной тележки 
высокоскоростного железнодорожного 
транспортного средства (преобразовано в 
ПМ) (совместно с СИМЕНС) 

ПМ 

109073 

  

08.10.2009 

2011 

Система кондиционирования воздуха в 
пассажирском вагоне высокоскоростного 
железнодорожного транспортного 
средства 

ПМ 

111084 

  

10.03.2011 

2011 

Устройство для поддержания систем 
двигателей внутреннего сгорания в 
прогретом и безотказном предпусковом 
состоянии 

ПМ 

109229 

  

13.04.2011 

2011 

Компрессорный агрегат 

ПМ 

109712 

  

23.06.2011 

2011 

Шаговый транспортер 

ПМ 

111120 

  

20.07.2011 

2011 

Электромотриса 

ПМ 

111081 

  

20.07.2011 

2011 

Система регулирования наддува дизеля 

ПМ 

109800 

  

22.04.2010 

2011 

Стенд для испытания автоматических 
регуляторов режимов торможения 

ПМ 

108619 

  

06.05.2011 

2011 

Головной убор женский форменный для 
работников железнодорожного транспорта 

ПО 

80080 

  

08.02.2011 

2011 

Жакет форменный женский (2 варианта) 

ПО 

80079 

  

08.02.2011 

2011 

Программа для ЭВМ Интранет- портал 
ОАО "ВГК" 

ПЭВМ 

  

2011618163 

23.06.2011 

2011 

Программа для отображения сигналов 
автоматической локомотивной 
сигнализации 

ПЭВМ 

  

2011619296 

12.10.2011 

2011 

Автоматизированное рабочее место 
работника головной структуры 
метрологической службы ОАО "РЖД"  

ПЭВМ 

  

2011619295 

12.10.2011 

2011 

РЖД красный, Индия 

ТЗ 

  

1712744 

  

2011 

РЖД ч/б, Индия 

ТЗ 

  

1712743 

  

2011 

РЖД красный, ОАЭ 

ТЗ 

  

149028 

  

2011 

КАРГОиндексРЖД (словесный) 

ТЗ 

  

445615 

10.12.2009 

2011 

Россия живет дорогами 

ТЗ 

  

446316 

02.11.2010 

2011 

 
 
Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный 

образец  исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента и составляет: 

- двадцать лет - для изобретений; 

205 

-десять лет - для полезных моделей; 
-пятнадцать лет - для промышленных образцов. 
 Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи 

заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной 
власти  по  интеллектуальной  собственности.  Срок  действия  исключительного  права  на 
товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному 
в  течение  последнего  года  действия  этого  права.  Продление  срока  действия  исключительного 
права на товарный знак возможно неограниченное число раз. 

Срок действия прав программы ЭВМ (ПЭВМ), базы данных (БД) не ограничен. 
 
Основные  направления  использования  основных  для  эмитента  объектах  интеллектуальной 

собственности: объекты интеллектуальной собственности эмитента используются в основной 
деятельности эмитента - перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.
  
 

 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Основные  направления  развития  железнодорожного  транспорта,  включая 

ОАО «РЖД» как системообразующую компанию, определены в утвержденной в июне 2008 
года  Правительством  Российской  Федерации  Стратегии  развития  железнодорожного 
транспорта в Российской Федерации до 2030 года. 

Стратегия 

развития 

ОАО 

«РЖД» 

предусматривает 

повышение 

конкурентоспособности и укрепление рыночных позиций компании. Для ОАО «РЖД», как 
ключевого  транспортного  звена  России,  важнейшей  задачей  является  обеспечение 
комплексного,  динамичного  развития  холдинга  с  учетом  изменяющихся  условий  на 
внешнем  и  внутригосударственном  рынке  транспортного  обслуживания,  а  также 
формирование спроса на новые виды высококачественных транспортных услуг.  

ОАО  «РЖД»  закончило  предыдущий  год  с  позитивными  результатами. 

Достигнуты  они,  с  одной  стороны,  благодаря  росту  экономики  страны  большими 
темпами, чем это предполагалось в прошлом году, а с другой – продолжением реализации в 
Компании  комплекса  антикризисных  мер  по  снижению  издержек  и  мероприятий  по 
повышению эффективности работы. 

Проводимая 

работа 

по 

росту 

энергоэффективности, 

внедрению 

ресурсосберегающих  технологий  и  сдерживанию  роста  цен,  реальное  снижение 
численности  работников  Компании  -  все  это  в  комплексе  позволило  удержать  рост 
себестоимости  перевозок  в  пределах  уровня  инфляции,  и  получить  положительный 
финансовый  результат  в  размере    78,5 млрд.  руб.,  а  также  увеличить  инвестиционную 
программу до 316,8 млрд. рублей. 

В 2010 году начало хозяйственную деятельность ОАО «Федеральная пассажирская 

компания»,  в  которую  из  ОАО «РЖД»  переведено  более  94  тысяч  человек  и  передано 
активов на сумму 137,2 млрд. рублей, тем самым решен вопрос ликвидации перекрестного 
субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками дальнего следования. 

Завершена  работа  по  созданию  на  всей  территории  России  пассажирских 

пригородных  компаний,  что  направлено  на  решение  задачи  прекращения  перекрестного 
субсидирования  и  создания  условий  для  формирования  рынка  пригородных  перевозок 
железнодорожным  транспортом.  Начиная  с  2011  г.  функционируют  22  пригородные 
компании:  21  компания-перевозчик,  1  компания  –  агент  (при  этом  перевозочная 
деятельность  по  перевозке  пассажиров  в  пригородном  сообщении  с  2011  г.  полностью 
выведена из состава видов деятельности ОАО «РЖД»).

 

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

206 

Реформирование железнодорожного транспорта 

Наиболее  значительным  фактором,  оказывающем  влияние  на  деятельность  и 

стратегическое  развитие  эмитента  является  реализация  Программы  структурной  реформы  на 
железнодорожном  транспорте  на  2006-2010  годы.  Правительством  РФ  принято  решение  о 
продлении структурной реформы на железнодорожном транспорте до конца 2011 года.  

В  мае  2010  года  Правительством  Российской  Федерации  Плана  мероприятий  в  сфере 

структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте  на  2010-2011 годы.  В  нем  определены 
приоритеты 

государства 

относительно 

направлений 

структурных 

преобразований 

и 

совершенствования  регуляторной  модели  в  отрасли  на  ближайший  год.  Для  определения 
дальнейших  направлений  реформирования  министерствами  на  основе  предложений  ОАО  «РЖД» 
готовится новый документ – Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 
года.  

В  ноябре  2010  года  на  заседании  Межведомственной  комиссии  по  вопросам  реализации 

структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте  одобрены  основные  итоги  реформы  и 
проект  Целевой  модели  рынка  грузовых  перевозок.  Правительством  Российской  Федерации 
определены основные направления реформирования сектора на период до 2015 года: 

· 

сохранение 

ОАО 

«РЖД» 

как 

общесетевого 

перевозчика, 

интегрированного 

с 

инфраструктурой общего пользования; 

· 

полное выведение из ОАО «РЖД» в ДЗО грузовых вагонов; 

· 

продажа  пакета  акций  ОАО  «ПГК»  (дочернего  общества  ОАО «РЖД»)  в  целях  снижения 
доли Холдинга в сегменте владения грузовыми вагонами менее 30% для роста конкуренции; 

· 

создание института частных локальных перевозчиков с собственными локомотивами.  

 

Особенности формирования тарифной политики. 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  В  соответствии  с 
Федеральным законом № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года тарифы на 
перевозки  пассажиров,  багажа  и  грузобагажа  во  внутригосударственном  сообщении  подлежат 
государственному регулированию.  

Перечень тарифов на внутригосударственные перевозки определен Прейскурантом № 10-02-16, 

введѐнным  в  действие  в  марте  1993  года.  Тарифы  на  пригородные  перевозки  устанавливаются  по 
согласованию с субъектами Российской Федерации 

Новые  принципы  тарифного  регулирования,  направленные  на  обеспечение  экономически 

обоснованной доходности капитала железнодорожного транспорта, а, следовательно, повышения 
инвестиционной  привлекательности  отрасли,  заложены  в  постановлении  Правительства 
Российской  Федерации  от  5  августа  2009  г.  №  643 «О  государственном  регулировании  и  контроле 
тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере 
железнодорожных перевозок». Эти принципы получили развитие в принятой ФСТ России в августе 
2010  года  «Методике  расчета  размера  экономически  обоснованных  затрат  и  нормативной 
прибыли,  учитываемых  при  формировании  экономически  обоснованного  индекса  к  действующему 
уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки», определяющей четкий 
алгоритм  расчета  экономически  обоснованного  уровня  индексации  тарифов,  который  должен 
использоваться  при  взаимоотношениях  государства  и  железнодорожного  транспорта  при 
принятии решений об индексации тарифов ниже экономически обоснованного уровня. 

Методика  позволяет  на  базе  принятого  на  государственном  уровне  методологического 

обеспечения  определять  реальные  потребности  организаций  железнодорожного  транспорта  в 
эксплуатационных  затратах  и  нормативной  прибыли,  необходимой  для  расширенного 
воспроизводства  основных  фондов  железнодорожного  транспорта  общего  пользования.  Реальная 
оценка  этих  параметров  дает  возможность  государству  выбрать  направления  эффективного 
использования  бюджетных  средств.  Они  могут,  в  частности,  пойти  на  компенсацию  части 
транспортных  затрат  отдельным  отраслям  экономики  или  на  возмещение  потерь,  которые 

207 

получает  железнодорожный  транспорт,  когда  ему  устанавливают  уровень  тарифов  ниже 
экономически обоснованного.  

С  2009  года  реализуется  практика  предоставления  субсидий  из  федерального  бюджета  на 

компенсацию  ОАО  "РЖД"  потерь  в  доходах,  возникающих  в  результате  государственного 
регулирования  тарифов,  сборов  и  платежей  за  грузовые  железнодорожные  перевозки.  Однако 
объемов 

такого 

субсидирования 

в 

настоящее 

время 

недостаточно 

для 

покрытия 

соответствующих  расходов.  Вследствие  этого  осуществляемые  ОАО  «РЖД»  пассажирские 
перевозки  субсидируются  также  за  счет  прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов 
деятельности.  

 
В  соответствии  со  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 

Федерации  до  2030  года  основными  задачами  совершенствования    государственного  тарифного 
регулирования в отношении ОАО «РЖД» являются: 

5. 

ограничение  негативного  влияния  роста  тарифов  на  услуги,  оказываемые 

субъектами  естественных  монополий  в  области  транспорта  на  темпы  инфляции  и 
социально-экономического развития; 

6. 

создание  условий  для  обеспечения  эффективной  деятельности  субъектов 

естественных монополий в области транспорта; 

7. 

повышение 

инвестиционной 

привлекательности 

железнодорожного 

транспорта; 

8. 

обеспечение  прозрачности  и  обоснованности  государственной  тарифной 

политики в области транспорта; 

9. 

создание 

экономических 

стимулов, 

обеспечивающих 

снижение 

себестоимости  транспортных  услуг,  улучшение  их  качества,  расширение  рынка 
транспортных  услуг,  а  также  устойчивое  функционирование  и  динамичное  развитие 
транспортной отрасли; 

10. 

проведение гибкой тарифной политики; 

11. 

развитие  механизмов  саморегулирования,  ценовой  и  технологической 

конкуренции в конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, 
повышение  эффективности  функционирования  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта,  соблюдение  баланса  интересов  субъектов  естественных  монополий  на 
железнодорожном  транспорте  и  потребителей  их  услуг  в  естественно-монопольных 
сегментах деятельности железнодорожного транспорта; 

12. 

формирование  системы  государственного  тарифного  регулирования  и 

методологии  построения  тарифов,  способствующих  сокращению  транспортных 
издержек в экономике. 

 

 

 

4.5.2. Конкуренты эмитента 

Холдинг  «РЖД»  в  течение  последних  лет  сохранил  за  собой  лидирующие  позиции  на 

рынке  грузовых  перевозок  в  России.  При  этом  наблюдается  значительное    усиление 
конкурентных позиций ОАО «РЖД» в ряде новых сегментов транспортного рынка, таких как: 
контейнерные  перевозки,  примыкающая  интермодальная  логистика,  портовые  операции  и  пр. 
Данное усиление связано с развитием мощностей и активов компании «Трансконтейнер» и ряда 
других  специализированных  ДЗО  и  подразделений  (ремонтные  дирекции),  а  также  за  счет 
приобретения  ряда  миноритарных  пакетов  в  независимых  транспортных  компаниях  и 
совместных предприятиях (например, Усть-Луга).  

Вместе  с  тем,  Холдинг  потерял  существенную  долю  рынка  в  сегменте  оперирования 

грузовыми вагонами. Постепенно снижалась доля Холдинга в общем транспортном балансе за 
счет  роста  доли  перевозок  автомобильным  и  трубопроводным  транспортом.  Кроме  того, 
Холдинг начал терять монопольные позиции в сегменте грузовых локомотивов, где появление 
частных локомотивов (около 3% от парка) оказало существенное влияние на денежную долю 
рынка  (оценочно  до  7%).  Частные  локомотивы,  в  настоящее  время,  применяются  на 
оптимизированных  с  точки  зрения  затрат  маршрутах.  Холдинг  «РЖД»  по-прежнему 

208 

практически  не  представлен  в  сегменте  ППЖТ,  где  сохраняется  доминирование  частных 
транспортных компаний и внутренних железнодорожных цехов компаний-грузоотправителей.              

В  настоящее  время  при  осуществлении  транзитных  контейнерных  перевозок  грузов 

ОАО «РЖД» конкурирует с трансконтинентальными грузоперевозками и перевозками морским 
транспортом.  Экспертным  советом  ФАС  России  принято  решение  о  необходимости 
дерегулирования  ценообразования  в  этом  секторе  рынка  железнодорожных  перевозок  и 
переходу на свободные контрактные цены.   

Конкурентная позиция Холдинга в железнодорожных грузовых перевозках, определяемых 

как  все  виды  транспортных  услуг  по  предоставлению  инфраструктуры  и  локомотивов  для 
грузовых  перевозок,  с  точки  зрения  доли  рынка  характеризуется  следующими  основными 
параметрами:  

- сохранение практически монопольных позиций и близкой к 100% доли рынка в грузовых 

перевозках по инфраструктуре общего пользования при начавшемся давлении частного бизнеса 
в  подсегменте  предоставления  локомотивов  (потеря  около  3%  рынка  в  перевозке  на  путях 
общего пользования) в силу частичного допуска частных локомотивов;  

- незначительное присутствие в грузовых железнодорожных перевозках на путях необщего 

пользования  (сегмент  ППЖТ),    подавляющее  большинство  таких  железнодорожных 
компаний/цехов являются локальными монополиями;  

- для  более  чем  70%  объема  перевозок  холдинга  железнодорожная  перевозка  является 

единственной физической и/или экономической альтернативой («защищенный рынок «РЖД»), 
при этом размер этого сегмента рынка постепенно сужается в силу развития автодорожной и 
трубопроводной инфраструктуры;       

- незначительное,  но  устойчивое  сокращение  доли  рынка  железнодорожных  грузовых 

перевозок  холдинга  «РЖД»  по  отношению  к  автомобильным  перевозкам  (прежде  всего  на 
расстояниях до 1 000 – 1 200 км по всей номенклатуре не сырьевых грузов) и трубопроводному 
транспорту  (нефтепродукты  и  нефтехимические  продукты  всех  видов,  при  любой  дальности 
перевозки);   

- минимальный  уровень  прямого  присутствия  за  пределами  России  (Армянская 

железнодорожная  концессия  (2008  год),  по  объемам  перевозки  составляющая  менее  4%  от 
рынка  СНГ  и  менее  2%  от  российского  рынка),  при  возможном  выходе  в  кратко-  и 
среднесрочной перспективе на ряд других рынков (коридоры / концессии в Центральной Азии 
и Ирано-Азербайджанском коридоре).  

Логистическая  деятельность  является  одним  из  важнейших  видов  бизнеса,  в  котором 

холдинг  «РЖД»  может  обеспечить  устойчиво-высокий  уровень  финансовой,  операционной 
эффективности  и  конкурентоспособности  за  счет  сочетания  факторов  долгосрочной 
привлекательности  сегмента  и  способности  холдинга  реализовывать  эти  возможности  при 
приемлемой  стоимости  входа  в  сегмент.  Кроме  того  данный  вид  бизнеса  имеет  высокий 
уровень синергии с основной деятельностью холдинга на рынке грузовых перевозок.  

Холдинг устойчиво теряет долю рынка и маржу рентабельности оперировании грузовыми 

вагонами (около 53% в 2009 году) в силу роста конкуренции со стороны частных операторских 
и  лизинговых  компаний,  действующих  в  условиях  дерегулированных  тарифов.  Кроме  того, 
Холдинг оперирует существенно более старым, по сравнению с частным, парком вагонов. При 
этом,  ОАО  «РЖД»  и  его  ДЗО - операторы  вагонного  парка  сохраняют  существенно  более 
широкий  по  сравнению  с  конкурентами  географический  охват  в  производственной  и 
коммерческой деятельности.  

В  целом,  традиционный  бизнес  Холдинга  (железнодорожные  перевозки  и  оперирование 

грузовыми  вагонами),  с  учетом  ожидаемого  медленного  роста  железнодорожных  перевозок, 
роста конкуренции в оперировании вагонным парком в рамках существующей бизнес-модели и 
не имеет значимого ресурса роста. 

209 

В  сегментах  «Перевозки  грузов  в  контейнерах»  и  «Транспортно-логистические  услуги» 

холдинг  «РЖД»  сохранил  и  упрочил  позиции  в  контейнерных  железнодорожных  перевозках 
(как по размеру парка, так и по терминальным мощностям), создал себе «платформы роста» в 
сегменте терминального бизнеса, интегрированной логистики и автоперевозок, а также активно 
начал  развивать  свое  международное  присутствие  (физические  мощности,  сбытовые 
представительства).  

При  этом  общая  доля  рынка  ТЛУ  Холдинга  (за  пределами  контейнерных 

железнодорожных перевозок) остается минимальной (менее 3% в целом, при выручке сегмента 
менее 2% от традиционного перевозочного бизнеса холдинга).  

Также  необходимо  учитывать,  что  холдинг  «РЖД»  обязан  обеспечить  выполнение 

мобилизационных  перевозок,  сезонных  перевозок,  содержание  необходимых  резервов 
пропускных способностей, обусловленных изменением конъюнктуры рынка и переориентацией 
грузовых  потоков.  Эти  обязательства  накладывают  на  бизнес  дополнительную  финансовую 
нагрузку. 

 

V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов 

управления эмитента, органов эмитента по контролю за его 

финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о 

сотрудниках (работниках) эмитента 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

Полное  описание  структуры  органов  управления  эмитента  и  их  компетенции  в  соответствии  с 

уставом (учредительными документами) эмитента: 
В  соответствии  с  уставом  эмитента  для  обеспечения  функционирования  общества  созданы 
органы управления и контроля общества. 

 
Органами управления эмитента являются: 
• общее собрание акционеров; 
• совет директоров общества; 
• президент общества; 
• правление общества. 
 
Органом контроля является ревизионная комиссия общества. 
 
Компетенция органов управления эмитента в соответствии с уставом эмитента: 
1. Общее собрание акционеров 
Высшим  органом  управления  общества  является  общее  собрание  акционеров  ОАО  «РЖД».  

Единственным акционером общества является Российская Федерация. 

От имени Российской Федерации полномочия  акционера осуществляются Правительством 

Российской Федерации. 

К компетенции общего собрания акционеров относятся: 
1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в 

новой редакции; 

2) реорганизация общества; 
3)  ликвидация  общества,  назначение  ликвидационной  комиссии  и  утверждение 

промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 

4)  определение  количественного  состава,  избрание  членов  совета  директоров  общества  и 

досрочное прекращение их полномочий; 

5) определение количественного состава правления общества; 
6) избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий; 
7) утверждение аудитора общества; 
8) увеличение и уменьшение в установленном порядке уставного капитала общества; 
9) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов 

о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли 
(в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  за  исключением  прибыли,  распределенной  в 

210 

качестве  дивидендов  по  результатам  первого  квартала,  полугодия,  9  месяцев  финансового  года)  и 
убытков общества по результатам финансового года; 

10) определение порядка ведения общего собрания акционеров; 
11) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 

заинтересованность,  в  том  числе  с  имуществом,  ограниченным  в  обороте,  в  случаях, 
предусмотренных  статьями  79  и  83  Федерального  закона  "Об  акционерных  обществах"  и 
отнесенных этим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров; 

12)  принятие  решений  об  участии  общества  в  холдинговых  компаниях,  финансово-

промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; 

13)  утверждение  внутренних  документов,  регулирующих  деятельность  органов  общества 

(положений  об  общем  собрании  акционеров,  совете  директоров  общества,  правлении  общества, 
ревизионной комиссии общества); 

14)  решение  иных  вопросов,  предусмотренных  Федеральным  законом  "Об  акционерных 

обществах". 

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы 

на решение иным органам управления общества. 

Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не 

отнесенным Федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции. 

Решения  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  общего  собрания  акционеров, 

принимаются акционером единолично и оформляются письменно. 

 
 
2.Совет директоров общества 
Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за 

исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом "Об акционерных обществах" к 
компетенции общего собрания акционеров. 

Совет  директоров  общества  назначается  общим  собранием  акционеров  на  срок  до 

следующего годового общего собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  совета  директоров  общества,  могут  переизбираться 

неограниченное количество раз. 

Основной  задачей  совета  директоров  общества  является  проведение  политики, 

обеспечивающей  динамичное  развитие  общества,  повышение  устойчивости  его  работы,  а также 
увеличение прибыльности общества. 

К компетенции совета директоров общества относятся следующие вопросы: 
1)  определение  приоритетных  направлений  деятельности  общества,  утверждение 

перспективных  планов  и  основных  программ  деятельности  общества,  в  том  числе  годовых 
бюджетов и инвестиционной программы общества; 

2)  созыв  годового  и  внеочередного  общих  собраний  акционеров,  за  исключением  случаев, 

предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных обществах"; 

3)  утверждение  повестки  дня  общего  собрания  акционеров  и  иные  вопросы  организации 

общего  собрания  акционеров,  предусмотренные  Федеральным  законом  "Об  акционерных 
обществах" и настоящим уставом; 

4)  размещение  обществом  облигаций  и  иных  эмиссионных  ценных  бумаг  в  случаях, 

предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

5) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных 

ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

6)  приобретение  размещенных  обществом  эмиссионных  ценных  бумаг  (кроме  акций 

общества) в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 

7)  образование  правления  общества  и  досрочное  прекращение  полномочий  членов  правления 

общества (за исключением председателя правления общества), определение существенных условий 
труда  председателя  правления  общества  и  членов  правления  общества,  установление  размера 
вознаграждений и компенсаций председателю правления общества и членам правления общества, 
согласование вопроса о совмещении ими должностей в органах управления других организаций; 

8)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  размеру  выплачиваемых 

членам  ревизионной  комиссии  общества  вознаграждений  и  компенсаций,  а  также  определение 
размера оплаты услуг аудитора общества; 

9)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  максимальному  размеру 

дивидендов по акциям и порядку их выплаты; 

10) использование резервного и иных фондов общества; 
11)  утверждение  внутренних  документов  общества  по  вопросам,  находящимся  в 

компетенции совета директоров общества; 

12)  назначение  первого  вице-президента,  старших  вице-президентов  и  вице-президентов 

общества и прекращение их полномочий; 

211 

13) принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях 

(за исключением организаций, указанных в подпункте 12 пункта 62 устава общества; 

14) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 

заинтересованность,  в  случаях,  установленных  соответственно  статьями  79  и  83  Федерального 
закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным  законом  к  компетенции 
совета директоров общества; 

15) принятие в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах" 

в отношении крупных сделок, решений об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, 
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо 
косвенно  имущества,  стоимость  которого  составляет  более  3  млрд.  рублей,  но  не  превышает  25 
процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерского 
учета  на  последнюю  отчетную  дату,  за  исключением  сделок,  совершаемых  в  процессе  обычной 
хозяйственной деятельности общества; 

16) предварительное одобрение сделок с имуществом общества, ограниченным в обороте, за 

исключением  сделок,  в  совершении  которых  имеется  заинтересованность,  в  том  числе  с 
имуществом, ограниченным в обороте, в случаях, предусмотренных статьями 79 и 83 Федерального 
закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным  законом  к  компетенции 
общего собрания акционеров; 

17)  согласование  сделок,  следствием  которых  является  отчуждение  акций  дочерних  и 

зависимых  обществ  вне  зависимости  от  их  стоимости,  иных  ценных  бумаг,  если  они  подпадают 
под  понятие  крупной  сделки,  а  также  имущественных  комплексов  организаций,  созданных 
обществом, вне зависимости от стоимости этих имущественных комплексов; 

18)  принятие  решения  о  передаче  функций  держателя  реестра  акционеров  общества 

регистратору,  утверждение  регистратора  общества  и  условий  договора  с  ним,  а  также 
расторжение договора с ним; 

19)  выработка  оптимальных  методов  работы,  распространение  передового  опыта  и 

совершенствование организации управления, обеспечение эффективного взаимодействия общества 
с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; 

20)  образование  комитетов  и  комиссий  совета  директоров  общества,  утверждение 

положений о них и их составов; 

21)  назначение  представителей  общества  для  участия  в  общих  собраниях  акционеров 

дочерних и зависимых обществ; 

22) определение позиции общества (представителей общества) при рассмотрении органами 

управления  дочерних  и  зависимых  обществ,  включенных  в  ежегодно  утверждаемый  советом 
директоров  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  перечень, 
следующих вопросов повестки дня общего собрания акционеров и заседания совета директоров этих 
обществ: 

утверждение повестки дня общего собрания акционеров; 
ликвидация или реорганизация дочерних и зависимых обществ; 
определение количественного состава совета директоров, избрание и досрочное прекращение 

полномочий  членов  совета  директоров  дочерних  и  зависимых  обществ,  принятие  решения  по 
кандидатурам руководителей органов управления и членов органов контроля дочерних и зависимых 
обществ; 

определение  количества,  номинальной  стоимости,  предельного  размера  и  категории  (типа) 

объявленных  акций  дочерних  и  зависимых  обществ  и  прав,  предоставляемых  этими  акциями, 
дробление и консолидация указанных акций; 

увеличение  уставного  капитала  дочерних  и  зависимых  обществ  путем  увеличения 

номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций; 

совершение крупных сделок дочерними и зависимыми обществами; 
принятие  решений  об  участии  дочерних  и  зависимых  обществ  в  других  организациях  (о 

вступлении  в  действующую  организацию  или  создании  новой  организации),  в  том  числе  о 
приобретении  и  об  отчуждении  долей  участия  дочерних  и  зависимых  обществ  в  уставном 
капитале других организаций; 

совершение сделок залога недвижимого имущества дочерних и зависимых обществ; 
выдача  дочерними  и  зависимыми  обществами  поручительств  за  исполнение  обязательств 

юридических лиц, не входящих в одну группу лиц с обществом; 

утверждение годового бюджета дочерних и зависимых обществ и отчета о его выполнении; 
совершение дочерними и зависимыми обществами сделок с ценными бумагами; 
24) принятие решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров 

дочерних и зависимых обществ, когда 100 процентов их голосующих акций принадлежит обществу; 

25)  иные  вопросы,  предусмотренные  Федеральным  законом  "Об  акционерных  обществах"  и 

настоящим уставом. 

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества, не могут быть переданы 

212 

на решение президенту общества и правлению общества. 

Президент  общества  не  может  быть  одновременно  председателем  совета  директоров 

общества. 

Члены  правления  не  могут  составлять  более  одной  четвертой  состава  совета  директоров 

общества. 

Председатель  совета  директоров  общества  избирается  членами  совета  директоров 

общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. 

Совет  директоров  общества  вправе  в  любое  время  переизбрать  своего  председателя 

большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. 

Член совета директоров общества может быть избран на должность председателя совета 

директоров общества неограниченное количество раз. 

При  необходимости  совет  директоров  общества  может  избрать  одного  или  нескольких 

заместителей председателя совета директоров общества в порядке, установленном в отношении 
председателя совета директоров общества. 

Председатель  совета  директоров  общества  организует  его  работу,  созывает  заседания 

совета  директоров  общества  и  председательствует  на  них,  организует  на  заседаниях  ведение 
протокола, подписывает от имени общества трудовой договор с президентом общества. 

Заседания  совета  директоров  общества  созываются  председателем  совета  директоров 

общества  по  его  собственной  инициативе,  по  требованию  любого  члена  совета  директоров 
общества,  ревизионной  комиссии  общества,  аудитора  общества  или  президента  общества,  а 
также акционера. К уведомлению о созыве заседания прикладываются все материалы, связанные с 
повесткой дня. 

Решение совета директоров общества принимается путем голосования. 
Передача права голоса членом совета директоров общества иному лицу, в том числе другому 

члену совета директоров общества, не допускается. 

Решение совета директоров общества может быть принято путем заочного голосования. 
По  решению  общего  собрания  акционеров  членам  совета  директоров  общества  в  период 

исполнения  ими  своих  обязанностей  могут  выплачиваться  вознаграждение  и  (или) 
компенсироваться  расходы,  связанные  с  исполнением  ими  функций  членов  совета  директоров 
общества,  если  иное  не  установлено  законодательством  Российской  Федерации.  Размеры  таких 
вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. 

Совет  директоров  общества  для  осуществления  своей  деятельности  создает  при 

необходимости  соответствующие  комитеты  и  комиссии,  утверждает  положения  о  них  и  их 
составы,  а  также  формирует  секретариат  совета  директоров  общества,  который  возглавляет 
назначаемый советом директоров общества ответственный секретарь совета директоров. 

Порядок организации работы совета директоров общества определяется в соответствии с 

положением о совете директоров общества, утверждаемым общим собранием акционеров. 

 
 
3. Президент общества 
Президент  общества  назначается  на  должность  и  освобождается  от  должности 

Правительством Российской Федерации. 

Срок полномочий президента общества составляет 3 года. 
Президент общества может быть переназначен неограниченное количество раз. 
Президент общества является единоличным исполнительным органом общества. 
Президент общества осуществляет функции председателя правления общества. 
Президент  общества  в  своей  деятельности  подотчетен  общему  собранию  акционеров  и 

совету директоров общества. 

Президент  общества  осуществляет  руководство  текущей  деятельностью  общества,  за 

исключением  вопросов,  отнесенных  к  компетенции  общего  собрания  акционеров  и  совета 
директоров общества. 

Президент  общества  без  доверенности  действует  от  имени  общества  по  вопросам, 

отнесенным  законодательством  Российской  Федерации  и  настоящим  уставом  к  компетенции 
исполнительных органов общества. 

Президент общества: 
1)  организует  выполнение  решений  общего  собрания  акционеров  и  совета  директоров 

общества; 

2) имеет право первой подписи финансовых документов; 
3)  распоряжается  имуществом  общества  для  обеспечения  его  текущей  деятельности  в 

пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом; 

4) представляет интересы общества, как в Российской Федерации, так и за ее пределами; 
5)  заключает  (расторгает)  трудовые  договоры  с  назначаемыми  на  должность 

(освобождаемыми  от  должности)  советом  директоров  общества  первыми  вице-президентами  и 

213 

вице-президентами общества, распределяет обязанности между ними, определяет их полномочия, 
применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания; 

6) утверждает положения о подразделениях аппарата управления общества; 
7)  утверждает  штатное  расписание,  принимает  и  увольняет  работников  аппарата 

управления  общества,  заключает  с  ними  трудовые  договоры,  применяет  меры  поощрения  и 
налагает на них дисциплинарные взыскания; 

8) согласовывает штатные расписания филиалов и представительств общества, назначает 

на должность  и освобождает от должности их руководителей, заключает и расторгает с  ними 
трудовые договоры, устанавливает им размеры денежного содержания и компенсаций, применяет 
к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания; 

назначает  на  должность  и  освобождает  от  должности  руководителей  учреждений 

общества, устанавливает порядок заключения и расторжения с ними трудовых договоров; 

9)  самостоятельно  совершает  сделки  от  имени  общества,  за  исключением  сделок,  по 

которым  настоящим  уставом  предусмотрено  согласование  с  советом  директоров  общества  или 
которые отнесены к компетенции общего собрания акционеров; 

10) выдает доверенности от имени общества, а также отзывает их; 
11) открывает и закрывает в учреждениях банков счета общества; 
12) организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и 

составление отчетности общества; 

13)  издает  приказы  и  дает  указания,  утверждает  в  пределах  своей  компетенции 

технические,  технологические  и  иные  нормативные  документы,  обязательные  для  исполнения 
всеми работниками общества; 

14)  руководит  разработкой  и  представлением  совету  директоров  общества  проектов 

годового отчета и годового баланса; 

15) обеспечивает подготовку и проведение общего собрания акционеров; 
16) участвует в подготовке, подписывает и обеспечивает исполнение коллективного договора 

в обществе, участвует в подготовке, подписании и исполнении отраслевого тарифного соглашения 
по железнодорожному транспорту в качестве одного из работодателей; 

17)  обеспечивает  выполнение  обязательств  общества  перед  бюджетами  всех  уровней 

бюджетной системы Российской Федерации и контрагентами по хозяйственным договорам; 

18)  организует  получение  сертификатов,  лицензий  и  иных  специальных  разрешений  для 

обеспечения деятельности общества; 

19)  осуществляет  координацию  деятельности  учреждений,  в  оперативном  управлении 

которых находится имущество общества; 

20) организует защиту  сведений,  составляющих государственную тайну,  а также  работу  в 

области  противодействия  иностранным  техническим  разведкам  и  технической  защиты 
информации  в  соответствии  с  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  в 
структурных подразделениях общества, его учреждениях, дочерних и зависимых обществах; 

21) организует защиту конфиденциальной информации общества; 
22)  организует  выполнение  работ  по  обеспечению  информационной  безопасности 

информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем общества; 

23)  обеспечивает  в  установленном  законодательством  Российской  Федерации  порядке 

осуществление  мероприятий  по  мобилизационной  подготовке,  в  том  числе  техническому 
прикрытию  объектов  железнодорожного  транспорта,  гражданской  обороне  в  соответствии  с 
установленным заданием; 

24)  организует  проведение  мероприятий  по  защите  объектов,  работников  общества  и 

пассажиров  железнодорожного  транспорта  от  террористических  актов  и  осуществляет 
контроль за этой работой; 

25) организует и контролирует выполнение в обществе работ по обеспечению экологической 

безопасности,  охране  окружающей  среды,  рациональному  использованию  природных  ресурсов,  а 
также по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов; 

26) обеспечивает участие работников общества в проведении аттестации образовательных 

учреждений  и  педагогических  работников  образовательных  учреждений,  подведомственных 
обществу; 

27)  представляет  интересы  общества  в  судах  общей  юрисдикции,  арбитражных  и 

третейских  судах  и  осуществляет  соответствующие  полномочия,  предусмотренные 
законодательством Российской Федерации; 

28) выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества 

и  обеспечения  его  текущей  деятельности,  за  исключением  вопросов,  решение  которых 
законодательством Российской Федерации и настоящим уставом отнесено к компетенции общего 
собрания акционеров и совета директоров общества. 

В  случае  отсутствия  президента  общества  или  невозможности  исполнения  им  своих 

обязанностей  полномочия  президента  общества  осуществляются  первым  вице-президентом  в 

214 

соответствии с установленным распределением обязанностей. 

Совмещение президентом общества или лицом, исполняющим его обязанности, должностей 

в  органах  управления  других  организаций  допускается  только  с  согласия  совета  директоров 
общества. 

Отдельные  полномочия  президента  общества  могут  быть  переданы  иным  работникам 

общества на основании доверенности,  выдаваемой президентом  общества, а также  на основании 
внутренних документов общества. 

 
 
4. Правление общества 
Правление общества является коллегиальным исполнительным органом общества. 
К компетенции правления общества относятся следующие вопросы: 
1)  разработка  и  представление  совету  директоров  общества  приоритетных  направлений 

деятельности общества и перспективных планов их реализации, в том числе годовых бюджетов и 
инвестиционной программы общества, подготовка для совета директоров общества отчетов об их 
выполнении, а также разработка и утверждение текущих планов деятельности общества; 

2)  утверждение  внутренних  расчетных  тарифов,  сборов  и  платы  за  работы  (услуги), 

выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии; 

3)  утверждение  правил,  обеспечивающих  надлежащую  организацию  и  достоверность 

бухгалтерского  учета  в  обществе,  и  своевременное  представление  ежегодного  отчета  и  другой 
финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества 
акционерам, кредиторам и в средства массовой информации; 

4)  представление  совету  директоров  общества  проспектов  эмиссий  ценных  бумаг  и  иных 

документов, связанных с выпуском ценных бумаг общества; 

5)  организация  выполнения  перспективных  и  текущих  планов  общества,  реализации 

инвестиционных, финансовых и иных проектов общества; 

6) установление порядка учета аффилированных лиц общества; 
7) рассмотрение и согласование проектов коллективного договора в обществе, положений об 

отраслевом  негосударственном  пенсионном  обеспечении,  обязательном  пенсионном  страховании, 
профессиональном  пенсионном  страховании  и  отраслевого  тарифного  соглашения  по 
железнодорожному транспорту, а также их представление для подписания президенту общества; 

8) установление порядка ознакомления акционеров с информацией об обществе; 
9) назначение на должность руководителей учреждений общества; 
10)  установление  системы  оплаты  труда  и  определение  мер  мотивации  труда  работников 

общества; 

11)  утверждение  внутренних  документов  общества  по  вопросам,  относящимся  к 

компетенции правления; 

12) решение иных вопросов, связанных с текущей деятельностью общества, внесенных на его 

рассмотрение председателем правления общества, советом директоров общества или акционером. 

Правление общества состоит из: 
• председателя правления общества - президента общества по должности; 
•  первого  вице-президента,  старших  вице-президентов  и  вице-президентов  общества  по 

должности; 

• руководителей филиалов общества - железных дорог; 
•  руководителей  подразделений  аппарата  управления  общества  и  других  работников 

общества. 

Персональный  состав  правления  общества  определяется  решением  совета  директоров 

общества, за исключением должности председателя правления общества - президента общества. 

Прекращение  полномочий  члена  правления  общества  не  влечет  за  собой  его  увольнения  с 

соответствующей  должности,  за  исключением  должностей  президента  общества,  первых  вице-
президентов, вице-президентов общества. 

Правление  действует  на  основании  устава  и  утверждаемого  общим  собранием  акционеров 

положения о правлении общества, в котором устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения 
его  заседаний,  порядок  принятия  решений,  а  также  определяются  другие  вопросы  организации 
деятельности правления. 

По  вопросам,  решение  по  которым  принимается  путем  голосования,  члены  правления  не 

вправе передавать право голоса иному лицу, в том числе другому члену правления общества. 

Проведение  заседаний  правления  общества  организует  председатель  правления  общества, 

который подписывает все документы, утвержденные правлением общества. 

На  заседании  правления  общества  ведется  протокол.  Протокол  заседания  правления 

общества представляется членам совета директоров общества, ревизионной комиссии общества, 
аудитору общества по их требованию. 

Члены  правления  общества  могут  получать  вознаграждение  и  компенсации  в  размерах  и 

215 

порядке, установленных советом директоров. 

 

 

 

 

Адрес страницы в сети Интернет, на которой в свободном доступе размещен полный текст 
действующей редакции устава эмитента и внутренних документов, регулирующих деятельность 
органов эмитента: www.rzd.ru 

5.2. Информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента 

5.2.1. Состав совета директоров (наблюдательного совета) эмитента 

ФИО: Андросов Кирилл Геннадьевич 
(председатель) 
Год рождения: 1972 

 

Образование: 
Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет, специальность - 
экономист. 
Степень MBA школы бизнеса Университета Чикаго,  
степень магистра с отличием, кандидата экономических наук Санкт-Петербургского 
Университета Экономики и Финансов.
 
Все должности, занимаемые данным лицом в эмитенте и других организациях за последние 5 лет и в 
настоящее время, в том числе по совместительству 

 

Период 

Наименование организации 

Должность 

с 

по 

 

 

2011 

наст. время 

ОАО "РЖД" 

Член Совета директоров, 
Председатель Совета 
директоров 

2010 

по наст. 
время 

ООО "Альтера Капитал" 

Управляющий партнер 

2008 

2010 

Аппарат Правительства Российской 
Федерации 

заместитель руководителя 

2005 

2008 

Минэкономразвития России 

заместитель Министра 
экономического развития и 
торговли Российской 
Федерации, директор 
Департамента 
государственного 
регулирования тарифов и 
инфраструктурных реформ 

 

ОАО 
"Аэрофлот" 

Председатель Совета директоров 

 

 

Доли участия в уставном капитале эмитента/обыкновенных акций не имеет 

 

Количество акций эмитента каждой категории (типа), которые могут быть приобретены лицом в 
результате осуществления прав по принадлежащим ему опционам эмитента: эмитент не выпускал 
опционов
 

 

Доли участия лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) дочерних и зависимых обществ 
эмитента 

Лицо указанных долей не имеет 

Сведения о характере любых родственных связей с иными лицами, входящими в состав органов 

216 

управления эмитента и/или органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента: 
 

Указанных родственных связей нет 

Сведения о привлечении лица к административной ответственности за правонарушения в области 
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг или уголовной ответственности (наличии 
судимости) за преступления в сфере экономики или за преступления против государственной власти: 
 

Лицо к указанным видам ответственности не привлекалось 

Сведения о занятии лицом должностей в органах управления коммерческих организаций в период, 
когда в отношении указанных организаций было возбуждено дело о банкротстве и/или введена одна из 
процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о 
несостоятельности (банкротстве): 
 

Лицо указанных должностей не занимало 

 
ФИО: Березкин Григорий Викторович 
Год рождения: 1966 

 

Образование: 
Московский Государственный Университет им.М.В. Ломоносова, химический факультет. 
Кандидат химический наук.
 
Все должности, занимаемые данным лицом в эмитенте и других организациях за последние 5 лет и в 
настоящее время, в том числе по совместительству 

 

Период 

Наименование организации 

Должность 

с 

по 

 

 

2004 

2007 

РАО "ЕЭС России" 

Член Совета директоров 

2007 

2010 

ОАО "Первая грузовая компания" 

Член Совета директоров 

2008 

наст. время 

ОАО "СГ-транс" 

Член Совета директоров 

2010 

наст. время 

ОАО "РЖД" 

Член Совета директоров 

 

 

Доли участия в уставном капитале эмитента/обыкновенных акций не имеет 

 

Количество акций эмитента каждой категории (типа), которые могут быть приобретены лицом в 
результате осуществления прав по принадлежащим ему опционам эмитента: эмитент не выпускал 
опционов
 

 

Доли участия лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) дочерних и зависимых обществ 
эмитента 

Лицо указанных долей не имеет 

Сведения о характере любых родственных связей с иными лицами, входящими в состав органов 
управления эмитента и/или органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента: 
 

Указанных родственных связей нет 

Сведения о привлечении лица к административной ответственности за правонарушения в области 
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг или уголовной ответственности (наличии 
судимости) за преступления в сфере экономики или за преступления против государственной власти: 
 

Лицо к указанным видам ответственности не привлекалось 

Сведения о занятии лицом должностей в органах управления коммерческих организаций в период, 
когда в отношении указанных организаций было возбуждено дело о банкротстве и/или введена одна из 
процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о 
несостоятельности (банкротстве): 
 

217 

Лицо указанных должностей не занимало 

 
ФИО: Гусаков Владимир Анатольевич 
Год рождения: 1960 

 

Образование: 
Университет дружбы народов (УДН) им. П.Лумумбы, математика. окончил аспирантуру УДН, 
кандидат физико-математических наук, доцент;  
Налоговый институт Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, "Финансы и 
кредит";. 
 
Все должности, занимаемые данным лицом в эмитенте и других организациях за последние 5 лет и в 
настоящее время, в том числе по совместительству 

 

Период 

Наименование организации 

Должность 

с 

по 

 

 

2004 

2007 

Федеральная служба по финансовым 
рынкам РФ 

Заместитель руководителя 

2007 

ООО 
"ЦентрИнве
ст 
Секьюритис

Президент 

2008 

наст. время 

ОАО "РЖД" 

Член Совета директоров 

 

наст. время 

ЗАО "Московская межбанковская валютная 
биржа" 

Вице-президент, член 
Правления 

 

наст. время 

ОАО "Агентство по ипотечному 
жилищному кредитованию" 

Член Наблюдательного 
совета 

 

наст. время 

ОАО "Агентство по реструктуризации 
ипотечных жилищных кредитов" 

Член Совета директоров 

 

наст. время 

ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" 

Член Совета директоров 

 

наст. время 

НП "Институт внутренних директоров" 

Член Совета директоров 

 

наст. время 

ОАО "Росагролизинг" 

Член Совета директоров 

 

наст. время 

ЗАО "Расчетно-депозитарная компания" 

Член Совета директоров 

 

 

Доли участия в уставном капитале эмитента/обыкновенных акций не имеет 

 

Количество акций эмитента каждой категории (типа), которые могут быть приобретены лицом в 
результате осуществления прав по принадлежащим ему опционам эмитента: эмитент не выпускал 
опционов
 

 

Доли участия лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) дочерних и зависимых обществ 
эмитента 

Лицо указанных долей не имеет 

Сведения о характере любых родственных связей с иными лицами, входящими в состав органов 
управления эмитента и/или органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента: 
 

Указанных родственных связей нет 

Сведения о привлечении лица к административной ответственности за правонарушения в области 
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг или уголовной ответственности (наличии 
судимости) за преступления в сфере экономики или за преступления против государственной власти: 
 

Лицо к указанным видам ответственности не привлекалось 

Сведения о занятии лицом должностей в органах управления коммерческих организаций в период, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     132      133      134      135     ..