202
4.
строительство высокоскоростных магистралей (1,5 тыс. км) и создание опорной
сети скоростного движения (протяженностью 10,9 тыс. км) российских железных дорог.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030
года, утвержденной Правительством Российской Федерации, определены задачи по модернизации
железнодорожного транспорта.
Стратегией определено целевое состояние холдинга ОАО «РЖД». Одним из базовых
принципов Стратегии является ориентация на развитие железнодорожного транспорта
преимущественно на основе идеологии инновационного прорыва.
Созданная система инновационного менеджмента предусматривает использование
процессного подхода в реализации стратегических задач развития «РЖД», определяет место и роль
каждого субъекта научно-технического комплекса Общества, в том числе использование научного
потенциала Российской академии наук, ведущих научных институтов, зарубежных научных
центров и компаний производителей, предусматривает повышение эффективности результатов
интеллектуальной деятельности, привлечения внешних государственных и частных инвестиций
для реализации инновационных проектов в кооперации с российскими и зарубежными партнерами.
Проходящие в Обществе структурные преобразования потребовали принятия серьезных
шагов по обеспечению единства инновационных подходов в развитии всех структурных
подразделений и дочерних обществ холдинга. Важнейшим этапом реформирования научно-
технического комплекса Общества стала разработка в прошлом году Концепции Единой
технической политики холдинга «РЖД» (ЕТП), в которой сформирована структура управления
инновационной деятельностью Общества с обеспечением четких связей на всех уровнях
управления.
ОАО «РЖД», его структурные подразделения и дочерние общества должны стать
высокотехнологичным холдингом, ориентированным на инновационное развитие, при этом все
бизнес-структуры, реализующие различные виды деятельности, должны иметь единый вектор
технологического развития. Риск утраты единства управления в сфере реализации единой
технической политики является основным в процессе реализации третьего этапа реформирования.
Проведение единой технической политики должно стать гарантом устойчивой работы холдинга,
эффективности и качества предоставляемых услуг, обеспечения безопасности движения,
минимизации рисков, связанных с дезинтеграцией в сфере технико-технологического развития и
инженерного обеспечения.
Концепция ЕТП служит логическим продолжением «Концепции системы управления
Обществом холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД» и
детализирует формирование блока единой технической политики. В документе определены цели,
задачи, основные принципы, механизмы инженерной деятельности в сфере технического и
технологического развития, обеспечения эффективности единого технологического процесса
оказания транспортных услуг, проведен анализ основных рисков несоблюдения принципов единства
технической политики, разработаны мероприятия, обеспечивающие переход к целевому
состоянию в сфере единой технической политики при реформировании.
В рамках реализации единой технической политики в Обществе созданы Управление по
вопросам интеллектуальной собственности, Центр инновационного развития (коммерциализация,
организация экспертизы, привлечение внешних инвестиций, взаимодействие с научными
организациями и Обществами - производителями). Также, полностью пересмотрены подходы к
обеспечению научно-технической информации. Для этого был создан Центр научно-технической
информации и библиотек.
В 2009 году создан Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», включающий не только
ведущих отраслевых ученых, но и представителей «смежных» отраслей науки, в том числе -
академической, что позволит обеспечить синергию фундаментальных и прикладных исследований,
создание эффективного моста между фундаментальной наукой и практической деятельностью. В
составе Совета - восемь академиков, членов-корреспондентов РАН, шесть ректоров крупнейших
вузов страны.
Совет должен обеспечить концентрацию лучших научных идей, заложить долгосрочную
основу для эффективного обмена информацией между бизнесом и наукой и осуществлять свою