ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 117

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     115      116      117      118     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2011 год - часть 117

 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

38 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Вознаграждения работникам (продолжение) 
 
Государственное пенсионное обеспечение 
 
В  соответствии  с  действующим  законодательством  Группа  обязана  производить  фиксированные 
отчисления  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  контроль  за  которыми  осуществляется  в 
рамках  системы  социального  обеспечения  РФ  (схемы  с  фиксированным  размером  взносов, 
финансируемой  на  основе  текущих  пенсионных  отчислений  работодателей).  Единственное 
обязательство  Группы  заключается  в  выплате  взносов  по  мере  наступления  установленных  сроков 
выплат. После внесения указанных взносов Группа не обязана выплачивать и не гарантирует никаких 
будущих выплат своим работникам, работающим в России. Отчисления Группы в Пенсионный фонд 
РФ  по  схемам  с  фиксированным  размером  взносов  относятся  на  финансовый  результат  периода,  к 
которому они относятся.  
 
Взносы  в  государственный  Пенсионный  Фонд  совместно  с  иными  выплатами,  связанными  с 
государственными  программами  социального  и  медицинского  страхования,  рассчитываются  путем 
применения ставки 34% к сумме годовой заработной платы каждого работника до налогообложения. 
Превышение  годовой  заработной  платы  работника  над  суммой  в  415  тысяч  рублей  не  облагается 
налогом. 
 
Прочие долгосрочные выплаты работникам 
 
В  2008  г.  Группа  ввела  ряд  дополнительных  видов  долгосрочных  выплат  сотрудникам.  Указные 
выплаты  включают  вознаграждение  за  долгосрочную  работу  в  Компании  ("вознаграждение  за 
преданность").  Обязательства  и  расходы  в  отношении  указанных  долгосрочных  выплат 
рассчитываются  отдельно  в  отношении  каждого  их  вида  с  использованием  метода  прогнозируемой 
учетной  единицы.  В  соответствии  с  данным  методом  каждый  год  трудового  стажа  дает  работнику 
право  на  дополнительную  единицу  вознаграждения,  каждая  такая  единица  оценивается  отдельно, а 
их сумма составляет обязательства по данному вознаграждению в отношении работника. Расходы по 
предоставляемому  вознаграждению  отражаются  в  отчете  о  прибылях  и  убытках  таким  образом, 
чтобы  распределить  итоговые  расходы  на  выплаты  вознаграждения,  рассчитанные  в  течение  срока 
работы  сотрудника  в  соответствии  с  формулой  плана,  которая  учитывает  периодические  выплаты 
вознаграждения. Таким образом, расходы признаются и обязательства аккумулируются на основании 
соотношения (а) количества лет работы сотрудника с даты последней выплаты (или поступления на 
работу в случае, если предшествующих выплат не было) до даты отчетности к (б) общему количеству 
лет  с  даты  предшествующей  до  даты  следующей  выплаты  (или  с  даты  поступления  на  работу  в 
случае, если предшествующих выплат не было).  
 
Обязательства  по  данным  видам  вознаграждений  рассчитываются  как  приведенная  стоимость 
прогнозируемых  денежных  потоков  с  использованием  ставки  дисконтирования,  эквивалентной 
процентной  ставке  по  государственным  облигациям,  валюта  и  срок  которых  совпадают  с  валютой  и 
сроком  плана  с  установленными  выплатами.  Прибыли  и  убытки,  связанные  с  изменением  актуарных 
допущений, отражаются в отчете о прибылях и убытках в полной сумме по мере их возникновения. 
 
Расходы,  связанные  с  отражением  части  вознаграждения,  право  на  которое  было  получено 
сотрудниками  в  периоды,  предшествовавшие  введению  вознаграждения,  отражаются  в  отчете  о 
прибылях и убытках в полном объеме в момент введения данных планов. 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

39 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 

Концессионные соглашения 

 

Объекты  инфраструктуры,  полученные  Группой,  действующей  в  роли  оператора  концессионного 
соглашения,  от  концедента  не  признаются  в  отчетности  Группы  как  объекты  основных  средств. 
Объекты  основных  средств,  полученные  от  концедента,  в  отношении  которых  Группа  имеет  право 
распоряжения,  признаются  как  активы  в  финансовой  отчетности  по  их  справедливой  стоимости  на 
дату получения. 

 

Причитающиеся  Группе,  действующей  в  роли  оператора  концессионного  соглашения,  выплаты 
отражаются следующим образом: 

как  финансовый  актив  –  в  той  мере,  в  которой  Группа  имеет  безусловное  право  получения 
денежных средств или иных финансовых активов от концедента; 

как нематериальный актив – в той мере, в которой Группа получает право требования оплаты 
за оказываемые услуги от пользователей таких услуг. 

 

Обязательства  Группы,  определенные  концессионным  соглашением,  по  обслуживанию 
инфраструктуры  и/или  ее  восстановлению  до  определенного  уровня  до  момента  возврата 
инфраструктуры  концеденту  по  окончании  концессионного  договора,  признаются  в  порядке, 
аналогичном  признанию  резервов  (см.  ниже),  в  сумме,  представляющей  собой  оценку  руководства 
Группы суммы затрат, которые Группа должна будет понести для того, чтобы выполнить указанные 
обязательства  по  состоянию  на  отчетную  дату.  По  состоянию  на  31  декабря  2010  г.  в  отношении 
концессионного  соглашения  в  отчетности  Группы  был  отражен  нематериальный  актив  в  размере 
1 928 миллионов рублей (2009: 1 995 миллионов рублей). Обязательства, принятые на себя Группой в 
отношении  данного  соглашения  в  размере  1  344 миллиона  рублей  (2009: 1 834  миллионов  рублей), 
отражены в составе прочих долгосрочных обязательств по состоянию на 31 декабря 2010 г. 
 
Учет операций аренды 
 
Определение,  является  ли  заключенное  соглашение  договором  аренды,  основывается  на 
рассмотрении экономического содержания договора на момент его заключения, а именно, связано ли 
выполнение  договора  с  использованием  определенного  актива  или  активов,  или  передается  ли  в 
соответствии с соглашением право пользования активом. 
 
Группа – арендатор 
 
Основные  средства,  полученные  по  договорам  финансовой  аренды  (лизинга),  в  соответствии  с 
которыми к Компании переходят все риски и выгоды, связанные с правом собственности на объекты 
основных  средств,  включаются  в  состав  основных  средств  в  момент  заключения  договора  в 
наименьшей  из  двух  оценок  –  текущей  рыночной  стоимости  таких  объектов  основных  средств  или 
текущей  стоимости  суммы  арендных  платежей.  Арендные  платежи  распределяются  на  суммы, 
направляемые на погашение основной суммы долга по договору лизинга и выплату процентов таким 
образом, чтобы обеспечить постоянство эффективной ставки процентных платежей в течение срока 
лизинга. Проценты, начисленные по договорам лизинга, отражаются в отчете о прибылях и убытках. 
Условные  арендные  платежи  представляют  собой  платежи,  сумма  которых  не  фиксирована,  а 
основывается на будущем значении фактора, изменяющемся в порядке ином, чем в связи с течением 
времени. Условные арендные обязательства отражаются в отчете о прибылях и убытках в момент их 
возникновения.  Стоимость  основных  средств  амортизируется  равномерно  в  течение  меньшего  из 
сроков  –  полезного  использования  основных  средств  или  срока  лизингового  соглашения,  за 
исключением  основных  средств,  полученных  в  рамках  лизинговых  договоров,  предусматривающих 
переход  к  Компании  права  собственности  на  такие  объекты  основных  средств.  В  этом  случае, 
амортизация начисляется исходя из срока полезного использования основных средств. 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

40 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Учет операций аренды (продолжение) 
 
Операции  аренды,  в  соответствии  с  условиями  которых  арендодатель  сохраняет  риски  и  выгоды, 
связанные  с  правом  собственности  на  объекты  основных  средств,  рассматриваются  как  операции 
текущей  аренды.  Арендные  платежи  отражаются  в  отчете  о  прибылях  и  убытках  равномерно  в 
течение срока договора аренды. 

 

Группа – арендодатель 

 

Активы,  переданные  в  аренду  по  договорам  финансового  лизинга,  отражаются  как  дебиторская 
задолженность  и  оцениваются  в  сумме  лизинговых  платежей  за  вычетом  процентного  дохода 
будущих периодов. Доходы от процентов отражаются таким образом, чтобы обеспечить постоянство 
эффективной  ставки  процентных  платежей  в  течение  срока  лизинга.  Первоначальные  расходы, 
понесенные в связи с операцией аренды, включаются в оценку дебиторской задолженности. 
 
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 

 

Затраты  на  исследования  относятся  на  расходы  по  мере  их  возникновения.  Нематериальный  актив, 
возникающий  в  результате  затрат  на  разработку  конкретного  продукта,  признается  только  тогда, 
когда Группа может продемонстрировать следующее: 

 

техническую  осуществимость  создания  нематериального  актива,  так,  чтобы  он  был  доступен 
для использования или продажи; 

 

свое намерение создать нематериальный актив и использовать или продать его; 

 

то, как нематериальный актив будет создавать будущие экономические выгоды; 

 

наличие достаточных ресурсов для завершения разработки; 

 

способность достоверно оценить затраты, относящиеся к нематериальному активу,  в ходе его 
разработки. 

 
После  первоначального  признания  затрат  на  разработку  в  качестве  актива  применяется  затратная 
модель,  которая  требует,  чтобы  активы  учитывались  по  первоначальной  стоимости  за  вычетом 
накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.  
 
Амортизация  актива  начинается  после  окончания  разработки,  когда  актив  уже  готов  к 
использованию. Амортизация производится в течение предполагаемого периода получения будущих 
экономических  выгод.  Амортизация  отражается  в  составе  себестоимости.  В  течение  периода 
разработки актив ежегодно тестируется на предмет обесценения. 
 
Резервы 
 
Резервы  отражаются  в  финансовой  отчетности  тогда,  когда  Группа  имеет  текущее  (правовое  или 
подразумеваемое)  обязательство  в  результате  событий,  произошедших  в  прошлом,  и  существует 
достаточная  вероятность  того,  что  произойдет  отток  средств  для  погашения  такого  обязательства, 
при этом может быть произведена достоверная оценка этого обязательства.  
 
Если  влияние  временной  стоимости  денег  является  значительным,  резервы  рассчитываются  путем 
дисконтирования  ожидаемых  будущих  денежных  потоков  по  ставке  до  налогообложения, 
отражающей  текущую  рыночную  оценку  временной  стоимости  денег  и,  если  применимо, 
специфические  риски,  связанные  с  обязательством.  При  применении  дисконтирования  увеличение 
резерва, происходящее в связи с течением времени, признается как финансовые расходы. 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

41 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 

Условные обязательства 

 

Условные  обязательства  не  отражаются  в  финансовой  отчетности.  Данные  о  таких  обязательствах 
раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности за исключением случаев, когда вероятность 
уменьшения экономических выгод в будущем невелика. 

 

Условные активы не отражаются в финансовой отчетности. В случае если существует значительная 
вероятность  получения  экономических  выгод,  связанных  с  такими  активами,  данные  об  указанных 
активах раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности. 

 

Договорные обязательства 

 

Договорные  обязательства  представляют  собой  правовые  обязательства,  вытекающие  из  договоров 
купли-продажи, в которых указывается общая сумма договора, цена товара (услуги) и срок или сроки 
поставки (исполнения) в будущем. 

 

Группа  раскрывает  значительные  договорные  обязательства  в  примечаниях  к  финансовой 
отчетности. 
 
Оценки руководства 

 

Подготовка  консолидированной  финансовой  отчетности  требует  от  руководства  использования 
оценок  и  допущений,  которые  оказывают  влияние  на  отраженные  в  отчетности  суммы  активов, 
обязательств, доходов, расходов, а также раскрытие возможных обязательств за отчетный период.  

 

Вследствие  факторов  неопределенности,  присущих  хозяйственной  деятельности,  многие  статьи 
финансовой  отчетности  не  могут  быть  рассчитаны  с  достаточной  точностью.  В  отношении  них 
применяются  оценки.  Оценки  предусматривают  суждения,  основанные  на  последней  по  времени  и 
наиболее  достоверной  информации.  Оценки  пересматриваются  в  тех  случаях,  когда  происходят 
изменения в обстоятельствах, при которых они были сделаны, или в результате вновь открывшихся 
фактов или накопления опыта.  
 
Наиболее существенные допущения относятся к срокам полезного использования основных средств, 
обесценению  основных  средств,  определению  величины  пенсионных  обязательств  и  прочих 
долгосрочных вознаграждений сотрудникам и связанных расходов, отражаемых в отчете о прибылях 
и убытках, обесценению по дебиторской задолженности и прочим финансовым активам, резерву под 
устаревание  материально-производственных  запасов,  резерву  по  обязательствам  по  уплате  налогов, 
резерву  по  оплате  возможных  судебных  исков  и  отложенному  налогу  на  прибыль.  Фактические 
результаты могут отличаться от оценочных значений. 

 

Оценки и допущения 
 
Ниже представлены основные допущения в отношении будущих событий, а также иных источников 
неопределенности оценок на отчетную дату, которые несут в себе существенный риск возникновения 
необходимости  внесения  существенных  корректировок  в  балансовую  стоимость  активов  и 
обязательств в течение следующего отчетного года: 

 

Срок полезного использования основных средств  

 

Группа оценивает оставшийся срок полезного использования основных средств не менее одного раза 
в  год  в  конце  финансового  года.  В  случае  если  ожидания  отличаются  от  предыдущих  оценок, 
изменения учитываются как изменения в учетных оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная 
политика,  изменения  в  учетных  оценках  и  ошибки"
.  Указанные  оценки  могут  иметь  существенное 
влияние на балансовую стоимость основных средств и износ, признанный в отчете о прибылях или 
убытках.

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

42 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Неопределенность оценок 
 
Обесценение основных средств 
 
На  каждую  отчетную  дату  Группа  оценивает  актив  на  предмет  наличия  признаков  возможного 
обесценения.  Если  подобные  признаки  имеют  место,  Группа  проводит  оценку  возмещаемой 
стоимости такого актива. Возмещаемая стоимость актива это наибольшая величина из справедливой 
стоимости  актива  или  подразделения,  генерирующего  денежные  потоки,  за  вычетом  затрат  на 
продажу  и  стоимости  использования  актива.  При  этом  такая  сумма  определяется  для  отдельного 
актива,  за  исключением  случаев,  когда  актив  не  генерирует  потоков  денежных  средств,  которые  в 
значительной  степени  независимы  от  генерируемых  другими  активами  или  группами  активов.  В 
случае если балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую сумму, такой актив считается 
обесцененным  и  его  стоимость  списывается  до  возмещаемой  суммы.  При  оценке  стоимости  от 
использования,  расчетные  будущие  денежные  потоки  приводятся  к  их  текущей  стоимости  с 
использованием  ставки  дисконтирования  до  налогообложения,  отражающей  текущую  рыночную 
оценку временной стоимости денег и рисков, относящихся к данным активам.  
 
Выявление  признаков  обесценения  основных  средств  предусматривает  использование  оценок, 
которые включают, в частности, причины, сроки и сумму обесценения. Обесценение основывается на 
анализе  значительного  числа  факторов,  таких  как  изменения  в  текущих  условиях  конкуренции, 
ожидания  подъема  в  отрасли,  увеличение  стоимости  капитала,  изменения  в  возможностях 
привлечения финансирования в будущем, технологическое устаревание, прекращение эксплуатации, 
текущая  стоимость  замещения  и  прочие  изменения  в  обстоятельствах,  указывающие  на  наличие 
обесценения. Определение возмещаемой суммы на уровне подразделения, генерирующего денежные 
потоки, требует использования оценок руководством. 
 
Методы  определения  возмещаемой  суммы  включают  методы  оценки  ожидаемых  будущих 
дисконтированных  денежных  потоков,  и  требуют  от  Группы  проведения  оценки  таких  потоков  на 
уровне  подразделения,  генерирующего  денежные  потоки,  а  также  выбора  обоснованной  ставки 
дисконтирования для расчета приведенной стоимости денежных потоков. 
 
Ввиду существования значительной неопределенности в отношении возможных изменений политики 
формирования  тарифов,  а  также  продолжения  осуществления  Программы  структурной  реформы  на 
железнодорожном  транспорте  (как  далее  более  детально  описано  в  Примечании  34),  руководство 
Группы не имеет возможности прогнозировать, какое влияние изменения в фискальной политике и 
общей  политической  ситуации  могут  оказать  на  стоимость  активов  Группы  и  ее  способность 
осуществлять капитальные вложения в будущем, и соответственно, на возмещаемую стоимость таких 
вложений.  Руководство  планирует  пересмотреть  соответствующие  оценки  при  получении  большей 
уверенности  относительно  перечисленных  факторов,  а  также  по  завершения  процесса  приведения 
учета основных средств в соответствие с новой учетной политикой (см. Примечание 2 "Изменения в 
учетной политике"
). Соответственно, сумма убытков от обесценения основных средств может быть 
скорректирована. 
 
Указанные оценки, включая использованную методологию, могут в существенной степени повлиять 
на величину соответствующего обесценения основных средств. 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

43 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Неопределенность оценок (продолжение) 
 
Долгосрочные вознаграждения сотрудникам – планы с установленными выплатами 
 
Дисконтированная стоимость обязательств в рамках пенсионных планов с установленными выплатами и 
соответствующая стоимость текущих услуг определяются на основе актуарных оценок, использующих 
демографические  и  финансовые  допущения,  включая  уровень  смертности  в  период  трудовой 
деятельности  и  после  ее  окончания,  текучесть  кадров,  ставку  дисконтирования,  будущий  уровень 
оплаты труда и пенсионного обеспечения, а также, в меньшей степени, ожидаемую прибыль на активы 
плана. В случае если ключевые допущения потребуют дальнейших изменений, это окажет существенное 
влияние  на будущие  расходы  по  пенсионным обязательствам.  Подробная  информация  представлена  в 
Примечании 21. 
 
Судебные иски 
 
Руководство Группы применяет существенные суждения при оценке и отражении в учете резервов и 
рисков  возникновения  условных  обязательств,  связанных  с  существующими  судебными  делами  и 
прочими  неурегулированными  претензиями,  которые  должны  быть  урегулированы  путем 
переговоров, посредничества, арбитражного разбирательства или государственного вмешательства, а 
также  других  условных  обязательств.  Суждение  руководства  необходимо  при  оценке  вероятности 
удовлетворения  иска  против  Группы  или  возникновения  материального  обязательства,  а  также  при 
определении  возможной  суммы  окончательного  урегулирования.  Вследствие  неопределенности, 
присущей  процессу  оценки,  фактические  расходы  могут  отличаться  от  первоначальной  оценки 
резерва. Такие предварительные оценки могут изменяться по мере поступления новой информации, 
сначала от собственных специалистов, если такие есть у Группы, или от сторонних консультантов, 
таких  как  актуарии  или  юристы.  Пересмотр  таких  оценок  может  оказать  существенное  влияние  на 
будущие результаты операционной деятельности.  
 
Текущие налоги 
 
Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и 
подвержено частым изменениям. Интерпретация налогового законодательства налоговыми органами 
применительно к операциям и деятельности Группы может не совпадать с мнением руководства. Как 
следствие,  налоговые  органы  могут  предъявить  претензии  по  сделкам  и  начислить  Группе 
значительные  дополнительные  налоги,  пени  и  штрафы.  Проверки  со  стороны  налоговых  и 
таможенных органов на предмет наличия налоговых обязательств могут охватывать три календарных 
года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проверки. При определенных условиях 
проверке могут быть подвергнуты и более ранние периоды. По мнению руководства, по состоянию 
на  31 декабря  2010  г.  соответствующие  положения  законодательства  были  интерпретированы 
корректно, и вероятность сохранения положения, в котором находится Группа в связи с налоговым, 
валютным  и  таможенным  законодательством,  является  высокой.  Подробная  информация 
представлена в Примечаниях 20 и 32. 
 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

44 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Неопределенность оценок (продолжение)  
 
Отложенные налоговые активы 
 
Отложенные налоговые активы признаются только в той степени, в какой существует вероятность их 
реализации.  Реализация  отложенного  налогового  актива  будет  зависеть  от  возможности  получения 
достаточной  налогооблагаемой  прибыли  в  стране  деятельности  компании.  При  оценке  вероятности 
реализации в будущем отложенного налогового актива анализируются различные факторы, включая 
прошлые  результаты  операционной  деятельности,  планы  операционной  деятельности,  истечение 
срока  действия  переноса  налоговых  убытков  и  стратегии  налогового  планирования.  Если 
фактические  результаты  отличаются  от  этих  оценок  или  если  эти  оценки  должны  быть 
скорректированы  в  будущем,  это  может  оказать  существенное  влияние  на  финансовое  положение, 
результаты операционной деятельности и движение денежных средств Группы.  
 
Справедливая стоимость финансовых инструментов 
 
В  случаях,  когда  справедливая  стоимость  финансовых  инструментов  и  финансовых  обязательств, 
признанных  в  отчете  о  финансовом  положении,  не  может  быть  определена  на  основании  данных 
активных  рынков,  она  определяется  с  использованием  методов  оценки,  включая  модель 
дисконтированных  денежных  потоков.  В  качестве  исходных  данных  для  этих  моделей  по 
возможности  используется  информация  с  открытых  рынков,  однако  в  тех  случаях,  когда  это  не 
представляется  практически  осуществимым,  требуется  определенная  доля  суждения  для 
установления  справедливой  стоимости.  Суждения  включают  учет  таких  исходных  данных как  риск 
ликвидности,  кредитный  риск  и  волатильность.  Изменения  в  допущениях  относительно  данных 
факторов могут оказать влияние на справедливую стоимость финансовых инструментов, отраженную 
в финансовой отчетности. 
 
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 
 
Расходы на НИОКР капитализируются в соответствии с учетной политикой Группы. Первоначальная 
капитализация  затрат  основывается  на  суждении  руководства  о  том,  что  технологическая  и 
экономическая  осуществимость  подтверждены,  как  правило,  когда  проект  по  разработке  продукта 
достигает  определенной  стадии  в  соответствии  с  установленной  моделью  осуществления  проектов. 
Для определения сумм, которые могут быть капитализированы, руководство принимает допущения в 
отношении  ожидаемых  будущих  денежных  потоков  от  проекта,  ставок  дисконтирования,  которые 
будут применяться, и ожидаемого срока получения выгоды.  
 
Договор строительства 
 
В случае, если результат по договору строительства не может быть надежно оценен, доход должен 
быть признан исключительно в пределах понесенных затрат, которые могут быть возмещены. В свою 
очередь  затраты  по  договору  должны  быть  признаны  в  размере  фактически  понесенных  затрат  в 
соответствующем  периоде.  Ожидаемый  убыток  по  договору  строительства  должен  быть  признан  в 
качестве расхода немедленно. Ожидаемый убыток оценивается на основании анализа, выполненного 
руководством в соответствии с утвержденным бюджетом проекта.  
 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

45 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Неопределенность оценок (продолжение) 

 

Концессионное соглашение 

 

В 2008 г. Группа начала деятельность в рамках подписанного с Правительством Республики Армения 
(концедент) концессионного договора. В соответствии с условиями данного договора Группа обязана 
осуществлять  работы  по  модернизации  и  обслуживанию  железнодорожной  инфраструктуры 
Республики  Армения,  а  также  осуществить  вложения  в  приобретение  подвижного  состава.  Общая 
сумма  вложений  составляет,  примерно,  570  миллионов  долларов США  (19 836 миллионов  рублей  по 
курсу на дату подписания соглашения или 17 374 миллионов рублей по курсу на 31 декабря 2010 г.). 
По условиям договора конценденту предоставляется право выкупа подвижного состава по окончании 
срока  действия  концессионного  соглашения.  Однако,  соглашение  не  содержит  информации 
относительно  количества/стоимости  подвижного  состава,  по  которому  предоставляется  право 
выкупа. 

 

На  основании  проведенного  анализа,  руководство  Группы  пришло  к  выводу  о  том,  что  в  связи  с 
отсутствием  (а)  каких-либо  ограничений,  устанавливаемых  заключенным  концессионным 
соглашением,  в  отношении  способности  Группы  распоряжаться  подвижным  составом  по  своему 
усмотрению,  а  также  (б)  положений,  достаточных  для  определения  того,  в  отношении  какой  части 
подвижного  состава  концедент  может  реализовать  свое  право  выкупа,  как  это  указано  выше, 
указанный подвижной состав не подпадает под действие Интерпретации (IFRIC) 12 "Концессионные 
соглашения"
. На этом основании подвижной состав отражается в составе активов Группы. 

 

Суждения 

 

В процессе применения учетной политики, помимо применения оценок, руководством были сделаны 
следующие  суждения,  которые  имеют  наиболее  существенное  влияние  на  суммы,  отраженные  в 
консолидированной финансовой отчетности: 

 

Учет основных средств непроизводственного назначения 

 

Основные средства включают в себя объекты социальной сферы. Руководство считает, что расходы 
на приобретение или строительство данных основных средств должны рассматриваться как активы, 
исходя из предпосылки, что данные вложения косвенным образом способствуют притоку денежных 
средств  и  их  эквивалентов,  поскольку  снижают  объем  расходов,  связанных,  в  первую  очередь,  с 
выплатой заработной платы. Такая позиция основывается на том, что указанные основные средства 
используются Группой для предоставления вознаграждения своим сотрудникам в неденежной форме, 
таким образом, заменяя выплаты заработной платы. 

 

Учет финансовой аренды 

 

Операции  аренды,  в  соответствии  с  условиями  которых  арендатор  принимает  риски  и  выгоды, 
связанные  с  правом  собственности  на  объекты  основных  средств,  рассматриваются  как  операции 
финансовой аренды. Иные операции аренды классифицируются как текущая аренда. Классификация 
операций  аренды  основывается  на  их  экономическом  содержании,  а  не  на  форме  договора.  При 
определении  метода  учета  операций,  имеющих  юридическую  форму  аренды,  оцениваются  все 
аспекты заключенных договоров и их последствий для определения реального содержания договора. 
При  этом  особое  внимание  уделяется  положениям  договоров,  имеющим  экономический  эффект.  В 
случае  если  период  аренды  покрывает  большую  часть  срока  полезного  использования  основных 
средств,  даже  в  случае  если  право  собственности  не  переходит  к  арендатору,  или  сумма  арендных 
платежей,  определенных  в  момент  начала  договора,  составляет  сумму  не  менее  справедливой 
стоимости  объектов  основных  средств,  являющихся  предметом  аренды,  Группа  классифицирует 
данные  операции  как  операции  финансовой  аренды,  за  исключением  случаев,  когда  иная 
классификация может быть очевидно продемонстрирована.  
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

46 

3. 

Информация по сегментам. 

 

Для целей управления Группа разбита по подразделениям, определяемым спецификой оказываемых 
ими услуг, и имеет шесть отчетных операционных сегментов: 

 

Сегмент "Грузовые перевозки" включает услуги по перевозке грузов, оказываемые Компанией.  

 

Отчетный операционный сегмент "Пассажирские перевозки дальнего следования" включает все 
услуги  по  перевозке  пассажиров  между  регионами,  осуществляемые  Группой  и  сформирован 
двумя  операционными  сегментами:  "Пассажирские  перевозки  дальнего  следования", 
осуществляемые 

Компанией 

и 

"Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования"

осуществляемые  ОАО  "Федеральная  Пассажирская  Компания",  дочерним  предприятием 
Компании.  Начиная  с  апреля  2010  г.,  существенная  часть  пассажирских  перевозок  в  дальнем 
следовании была передана Компанией ОАО " Федеральная Пассажирская Компания". 

 

Сегмент  "Пригородные  пассажирские  перевозки"  включает  услуги  по  перевозке  пассажиров 
внутри одного региона. 

 

Сегмент  "Банковская  деятельность"  включает  деятельность  ОАО  "ТрансКредитБанк", 
дочерней  компании  Группы.  31  декабря  2010  г.  Компания  утратила  контроль  над 
ОАО "ТрансКредитБанк" (Примечание 4). 

 

Сегмент  "Вспомогательная  деятельность"  включает  услуги  по  ремонту  и  техническому 
обслуживанию  подвижного  состава,  по  перепродаже  электроэнергии,  строительные  и  иные 
услуги, оказываемые филиалами Компании. 

 

"Все  прочие  сегменты"  включают  деятельность  дочерних  предприятий  Компании, 
оказывающих  услуги,  связанные  с  грузовыми  перевозками,  пассажирскими  перевозками  в 
пригородном  сообщении,  телекоммуникационными  услугами,  услугами  в  сфере  НИОКР, 
услугами  по  строительству,  реконструкции  и  модернизации  железных  дорог  и 
железнодорожной  транспортной  инфраструктуры,  ремонту  и  техническому  обслуживанию 
различного  железнодорожного  оборудования,  строительству  объектов  недвижимости  для 
внешних  клиентов  и  других  компаний  в  составе  Группы.  Указанные  операции  в  силу  их 
несущественности не требуют раскрытия в качестве отдельного сегмента. По причине различий 
индивидуальных  экономических  характеристик  данные  операции  не  могут  быть  включены  в 
описанные выше отчетные операционные сегменты.

 

 
Руководство  осуществляет  мониторинг  операционных  результатов  деятельности  каждого  из 
подразделений  отдельно  для  целей  принятия  решений  о  распределении  ресурсов  и  оценки 
результатов  их  деятельности.  Результаты  деятельности  сегментов  оцениваются  на  основе 
операционной  прибыли  или  убытка,  рассчитываемого  на  основании  управленческой  отчетности, 
данные  которой  отличаются  от  данных  консолидированной  финансовой  отчетности  по  МСФО, 
поскольку  управленческая  отчетность  готовится  на  основе  данных,  формирующихся  по  местным 
стандартам  бухгалтерского  учета.  Результаты  операционных  сегментов  не  учитывают  влияние 
некоторых  разовых  сделок  (например,  сделок  по  приобретению  новых  предприятий)  и  влияние 
некоторых  корректировок,  которые  могут  быть  сочтены  необходимыми  для  приведения 
управленческой  отчетности  в  соответствие  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  по 
МСФО. 
 
Цены  на  межсегментные  услуги  устанавливаются  согласно  условиям,  описанным  в  Примечании  1, 
кроме  услуг,  которые  находятся  вне  государственного  и  международного  регулирования,  где  цены 
устанавливаются  руководством  Компании  в  порядке,  где  это  применимо,  схожем  с  аналогичными 
операциями со сторонними организациями. 
 
Практически  все  операционные  активы  Группы  находятся  на  территории  Российской  Федерации,  и 
большинство услуг оказывается Группой на территории Российской Федерации. 
 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

47 

3. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 
Доходы  сегмента  представляют  собой  доходы,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к 
деятельности  данного  сегмента,  с  учетом  как  продаж  внешним  покупателям,  так  и  операций  с 
другими сегментами. Доходы сегмента не включают следующее: 

 

субсидии из федерального и местных бюджетов; 

 

доходы по процентам; 

 

прибыль от курсовых разниц; 

 

прибыль  от  выбытия,  изменения  справедливой  стоимости  и  возмещаемой  стоимости 
финансовых активов; 

 

прибыль от выбытия основных средств; 

 

прибыль от продажи активов, классифицируемых как предназначенные для продажи; 

 

штрафы, выставленные клиентам; 

 

прочие доходы. 

 
Расходы  сегмента  представляют  собой  расходы,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к 
деятельности  данного  сегмента  и  расходы,  которые  могут  быть  распределены  на  систематической 
основе, с учетом расходов, связанных как с продажами внешним покупателям, так и с операциями с 
другими сегментами. Расходы сегмента не включают следующее: 

 

расходы по процентам; 

 

убыток от курсовых разниц; 

 

убыток от выбытия, изменения справедливой стоимости и возмещаемой стоимости финансовых 
активов; 

 

убыток от выбытия основных средств; 

 

убыток от продажи активов, классифицируемых как предназначенные для продажи; 

 

убыток от обесценения объектов основных средств; 

 

взносы  на  деятельность  профсоюза,  членские  взносы  в  профессиональные  ассоциации  и 
пенсионные фонды; 

 

расходы по банковской комиссии; 

 

налог на прибыль; 

 

расходы по сомнительным долгам; 

 

социальные расходы; 

 

прочие расходы. 

 
Операционный  результат  сегмента  представляет  собой  доходы  сегмента  за  минусом  расходов  по 
данному сегменту. 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги" 

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 

48 

3. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 

В таблице ниже представлены данные о прибылях и убытках по отчетным операционным сегментам деятельности Группы: 

 

За год, окончившийся 

31 декабря 2010 г. 

Грузовые 

перевозки 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Пригородные 

пассажирские 

перевозки 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Банковская 

деятельность  

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование 

(A)

  

Корректи-

ровки 

(Б)

 

Итого  

Прекращен-

ная 

деятельность 

(Прим.15) 

Продолжаю-

щаяся 

деятельность 

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

Доходы от внешних покупателей 

881 339 

156 930 

13 799 

81 038 

31 630 

233 428 

– 

(32 294) 

1 365 870 

31 630 

1 334 240 

Доходы от операций между 

сегментами 

66 700 

4 779 

– 

123 204 

2 837 

194 683 

(392 203) 

– 

– 

– 

– 

Итого доходы 

948 039 

161 709 

13 799 

204 242 

34 467 

428 111 

(392 203) 

(32 294) 

1 365 870 

31 630 

1 334 240 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата и социальные 

отчисления 

(328 769) 

(42 283) 

(16 026) 

(69 816) 

– 

– 

– 

(60 728) 

(517 622) 

(6 008) 

(511 614) 

Топливо 

(44 822) 

(2 265) 

(1 315) 

(5 871) 

– 

– 

– 

(3 501) 

(57 774) 

– 

(57 774) 

Электроэнергия 

(71 760) 

(3 735) 

(3 380) 

(13 042) 

– 

– 

– 

(1 104) 

(93 021) 

– 

(93 021) 

Износ и амортизация 

(140 954) 

(16 884) 

(6 061) 

(24 743) 

– 

– 

– 

25 359 

(163 283) 

(840) 

(162 443) 

Операционный результат 

сегмента 

145 898 

(48 558) 

(29 114) 

20 787 

8 755 

55 006 

(5 893) 

146 397 

293 278 

11 050 

282 228 

 

За год, окончившийся 

31 декабря 2009 г. 

пересчитано 

Грузовые 

перевозки 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Пригородные 

пассажирские 

перевозки 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Банковская 

деятельность  

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование 

(A)

  

Корректи-

ровки 

(Б)

 

Итого  

Прекращен-

ная 

деятельность 

(Прим.15) 

Продолжаю-

щаяся 

деятельность 

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

Доходы от внешних покупателей 

748 187 

132 646 

18 361 

75 781 

28 361 

174 354 

– 

(23 230) 

1 154 460 

28 361 

1 126 099 

Доходы от операций между 

сегментами 

45 867 

– 

– 

29 316 

2 282 

129 689 

(207 154) 

– 

– 

– 

– 

Итого доходы 

794 054 

132 646 

18 361 

105 097 

30 643 

304 043 

(207 154) 

(23 230) 

1 154 460 

28 361 

1 126 099 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата и социальные 

отчисления 

(283 815) 

(70 451) 

(16 560) 

(36 531) 

– 

– 

– 

(44 073) 

(451 430) 

(4 643) 

(446 787) 

Топливо 

(37 178) 

(5 224) 

(1 401) 

(2 130) 

– 

– 

– 

(1 822) 

(47 755) 

– 

(47 755) 

Электроэнергия 

(54 804) 

(8 981) 

(3 511) 

(4 877) 

– 

– 

– 

(921) 

(73 094) 

– 

(73 094) 

Износ и амортизация 

(142 002) 

(24 186) 

(6 683) 

(11 612) 

– 

– 

– 

36 066 

(148 417) 

(786) 

(147 631) 

Операционный результат 

сегмента 

94 644 

(27 491) 

(24 790) 

7 858 

4 315 

7 790 

(3 085) 

106 525 

165 766 

3 597 

162 169 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги"  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

49 

3. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 

(A) 

Доходы и маржа по операциям между сегментами исключаются при консолидации. 

(Б)  Операционная  прибыль  каждого  операционного  сегмента  не  включает  следующие 

корректировки,  представляющие  собой  разницу  между  управленческой  отчетностью  и 
финансовой  отчетностью,  подготовленной  в  соответствии  с  МСФО,  за  годы,  закончившиеся 
31 декабря 2010 и 2009 гг.: 

 

2010 

2009 

пересчитано 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от аренды подвижного состава и прочего имущества, 

классифицированные как прочие доходы (Примечание 29) 

(21 614) 

(14 734) 

Продажа металлолома, классифицируемая как прочие доходы 

(5 038) 

(3 776) 

Продажа объектов основных средств, классифицируемая как прочие доходы 

(6 075) 

– 

Корректировка доходов по строительным контрактам 

4 348 

(2 897) 

Прочие корректировки доходов 

(3 915) 

(1 823) 

 

(32 294) 

(23 230) 

 

 

 

Корректировки, относящиеся к основным средствам (В)  

129 068 

123 205 

Корректировка расходов по сомнительным долгам 

4 383 

(9 344) 

Дополнительные начисления по пенсионным обязательствам 

(4 972) 

(3 838) 

Восстановление убытка/ (убыток) по незавершенным контрактам на 

строительство 

4 153  

(4 153) 

Субсидии из федерального и местных бюджетов, не включенные в 

операционные результаты сегментов (Примечание 28) 

82 304 

80 073  

Расходы по процентам и прочим аналогичным расходам, нетто, не 

включенные в операционные результаты сегментов (Примечание 30) 

(8 315) 

(23 000) 

Изменения справедливой стоимости и убыток от выбытия, финансовых 

активов, нетто, не включенные в операционные результаты сегментов 
(Примечание 31) 

(14 562) 

(8 345) 

Убыток от курсовых разниц, нетто 

(104) 

(5 359) 

Убыток от обесценения инвестиций в ассоциированные компании 

(Примечание 29) 

(5 550) 

(9 376) 

Убыток от обесценения основных средств 

(3 919) 

(2 953) 

Прочие корректировки 

(3 795) 

(7 155) 

Суммарные корректировки прибыли до налогообложения 

146 397 

106 525 

 

(B) 

Корректировки,  относящиеся  к  основным  средствам,  включают  разницу  между  остаточной 
стоимостью  основных  средств,  отраженной  в  консолидированной  отчетности  по  МСФО  и  в 
управленческой отчетности, в результате различий в сроках полезного использования основных 
средств и применения компонентного учета. 

 
4. 

Приобретения, выбытия и изменения долей участия в дочерних компаниях 

 

Приобретения в 2010 году 

 

За  период  с  1  января  по  31  декабря  2010  г.  Группа  приобрела  контрольные  доли  участия  в  ряде 
российских компаний. Приобретения данных долей участия были оплачены денежными средствами в 
размере 611 миллионов рублей и неденежными средствами в размере 580 миллионов рублей.  

 

Группа завершила процесс учета операций приобретения контрольных долей в данных компаниях. В 
результате  Группа  скорректировала  предварительную  оценку  идентифицируемых  активов, 
обязательств и условных обязательств на дату приобретения. 

 

Данные  о  финансовом  положении  и  результатах  деятельности  вновь  приобретенных  прочих 
компаний были включены в консолидированную финансовую отчетность с момента их приобретения 
и являются несущественными. 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги"  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

50 

4. 

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 
Выбытия в 2010 году
 
 
Продажа неконтрольной доли участия в ОАО "ТрансКонтейнер" 
 
В  ноябре  2010  г.  Компания  продала  35%-2  обыкновенных  акции  ОАО  "ТрансКонтейнер"  через 
первичное  публичное  размещение  глобальных  депозитарных  расписок  на  обыкновенные  акции  на 
Лондонской  фондовой  бирже  и  обыкновенных  акций  на  Российской  фондовой  бирже.  Публичное 
размещение  акций  дочернего  предприятия  Компании  проводилось  впервые  и  является  ключевым 
звеном  продолжающейся  реформы  российской  железнодорожной  отрасли.  Публичное  размещение 
принесло  Компании  388  миллионов  долларов  США  (11 952  миллиона  рублей  по  курсу  рубля  к 
доллару  США  на  дату  оплаты).  В  результате  данной  операции  доля  Группы  в 
ОАО "ТрансКонтейнер" была уменьшена до 50%+3 обыкновенных акций.  
 
Передача контроля над ОАО "ТрансКредитБанк" 
 
31  декабря  2010  г.  Компания  потеряла  контроль  над  ОАО "ТрансКредитБанк",  основываясь  на 
наличии  потенциальных  прав  голоса  на  указанную  дату.  Соответственно,  активы  и  обязательства 
ОАО "ТрансКредитБанк" не были включены в консолидированный отчет о финансовом положении 
Группы  по  состоянию  на  31  декабря  2010  г.,  в  то  время  как  результаты  деятельности  и  движение 
денежных  средств  ОАО  "ТрансКредитБанк"  включены  в  состав  консолидированной  отчетности 
Группы вплоть до даты утраты контроля. 
 
Соответственно,  Группа  отразила  выбытие  балансовой  стоимости  активов  и  обязательств 
ОАО "ТрансКредитБанк"  на  сумму  392 684  миллиона  рублей  и  363 333  миллиона  рублей, 
соответственно, по состоянию на 31 декабря 2010 г. Группа также отразила выбытие неконтрольной 
доли участия акционеров ОАО "ТрансКредитБанк" в сумме 13 664 миллиона  рублей. Оставшиеся в 
собственности  Компании  акции  ОАО  "ТрансКредитБанк"  были  отражены  Компанией  по 
справедливой  стоимости  на  дату  потери  контроля  и  учтены  как  инвестиции  в  ассоциированные 
компании  в  соответствии  с  МСФО  (IAS)  28  "Инвестиции  в  ассоциированные  компании" 
(Примечание 7).  Группа  сделала  вывод  о  том,  что  потенциальные  права  голоса,  имевшиеся  на 
31 декабря 2010 г., не привели к потере доступа к экономическим выгодам и, в связи с этим, признала 
инвестицию в данную ассоциированную компанию в соответствии с текущей долей владения 54,39%. 
Группа  реклассифицировала  суммы,  признанные  в  прочем  совокупном  доходе  в  отношении 
ОАО "ТрансКредитБанк",  таким  же  образом  как,  если  бы  Группа  напрямую  реализовала 
соответствующие активы или обязательства. 
 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги"  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

51 

4. 

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 

Выбытия в 2010 году (продолжение) 

 

Ниже  представлен  расчет  прибыли,  полученной  в  результате  потери  контроля  над 
ОАО "ТрансКредитБанк": 

  

31 декабря  

2010 г. 

 

млн. руб. 

Гудвил 

(1 273) 

Справедливая стоимость инвестиции в ассоциированную компанию (Примечание 7) 

25 401 

Чистые выбывшие активы 

(29 351) 

Неконтрольная  доля участия 

13 664 

Прибыль от потери контроля над дочерней компанией 

8 441 

 

Приобретения в 2009 году 

 

Приобретение ЗАО "Западный Мост" 

 

В  ноябре  2009  г.  Группа  через  свою  дочернюю  компанию  ОАО "ТрансКредитБанк”  ((Банк),  доля 
участия  Группы  –  54,4%),  приобрела  96,36%  акций  ЗАО  "Западный  Мост"  за 
1 207 миллионов рублей.  

 

В  2010  году  Компания  завершила  оценку  справедливой  стоимости  активов  и  обязательств 
ЗАО "Западный  Мост"  и  соответствующих  неконтрольных  долей  участия.  По  результатам 
завершения  первоначального  учета  сделки  по  приобретению,  данные,  ранее  представленные  в 
консолидированной  финансовой  отчетности  на  31  декабря  2009 г.,  были  пересчитаны  следующим 
образом:

 

 

Предварительная 

оценка 

справедливой 

стоимости как 

представлено ранее 

Окончательная 

оценка 

справедливой 

стоимости с учетом 

пересчета 

Изменения 

предварительной 

оценки 

справедливой 

стоимости 

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

млн. руб.

 

ЗАО "Западный Мост" 

 

 

 

Денежные средства и их эквиваленты 

74 

74 

– 

Инвестиционная недвижимость 

1 880 

1 880 

– 

Прочие активы 

39 

36 

(3) 

 

1 993 

1 990 

(3) 

 

 

 

 

Задолженность перед Банком (элиминирована 

против кредитов клиентам) 

581 

581 

– 

Задолженность перед клиентами 

22 

22 

– 

Текущие налоговые обязательства 

10 

10 

– 

Отложенные налоговые обязательства 

– 

196 

196 

Прочие обязательства 

50 

50 

– 

 

663 

859 

196 

Чистые активы 

1 330 

1 131 

(199) 

За вычетом неконтрольных долей участия 

(48) 

(41) 

Приобретенные чистые активы 

1 282 

1 090 

(192) 

Вознаграждение, выплаченное Группой 

1 207 

1 207 

 

 

В результате завершения первоначального учета сделки по приобретению был признан гудвил в сумме 
117 миллионов  рублей.  Превышение  доли  владения  Группы  в  чистой  справедливой  стоимости 
идентифицируемых  активов,  обязательств  и  условных  обязательств  ЗАО  "Западный  Мост"  над 
стоимостью приобретения в размере 75 миллионов рублей, признанное ранее в отчете о прибылях и 
убытках Группы, было ретроспективно восстановлено. 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги"  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

52 

4. 

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 
Приобретения в 2009 году (продолжение) 
 
Поэтапное приобретение контрольного пакета акций в ОАО “ТГК-14”  

 

В 2008 г. Группа через ООО "Энергопромсбыт", дочернюю компанию с долей участия Группы 51%, 
созданную с участием одного из поставщиков электроэнергии для Группы, приобрела 49,25% акций 
одной  из  территориальных  генерирующих  компаний  –  ОАО  "ТГК-14".  Общая  стоимость 
приобретения указанных акций, которое было завершено 8 июля 2008 г., составила 4 962 миллиона 
рублей.  На  основании  проведенного  распределения  стоимости  приобретения,  Группа  оценила 
величину  гудвила,  относящегося  к  данной  операции  в  размере  956 миллионов рублей.  Резерв  на 
обесценение гудвила был признан в 2009 году в полной сумме.  
 
30  апреля  2009  г.  Группа  приобрела  дополнительный  27,67%  пакет  акций  в  ОАО "ТГК-14"  за 
1 218 миллионов  рублей,  включая  затраты  по  сделке  в  сумме  349  миллионов  рублей  через 
ООО "Энергопромсбыт".  В результате  доля  участия  ООО  "Энергопромсбыт"  в  уставном  капитале 
ОАО  "ТГК-14"  увеличилась  до  76,92%.  В соответствии  с  требованиями  российского 
законодательства  ООО  "Энергопромсбыт"  предложило  акционерам  с  неконтрольными  долями 
участия  выкупить  имеющиеся  у  них  акции  ОАО  "ТГК-14"  за  828 миллионов  рублей.  В  результате 
данного предложения Группа выкупила дополнительно 3,23% акций на сумму около 204 миллионов 
рублей.  В  результате  данной  сделки  доля  ООО  "Энергопромсбыт"  в  уставном  капитале 
ОАО "ТГК-14"  увеличилась  до  80,15%.  По  состоянию  на  31  декабря  2009  г.  данное  предложение 
было закрыто. 
 
В  результате  данного  приобретения,  данные  о  финансовом  положении  и  результатах  деятельности 
ОАО "ТГК-14" были включены в финансовую отчетность Группы с момента приобретения 30 апреля 
2009 г., когда Группа получила контроль над ОАО "ТГК-14". За период с 8 июля 2008 г. по 30 апреля 
2009 г. инвестиции в ОАО "ТГК-14" учитывались по методу долевого участия.  
 
Группа  признала  превышение  справедливой  стоимости  приобретенной  доли  в  чистых 
идентифицируемых  активах,  обязательствах  и  условных  обязательствах  ОАО  "ТГК-14"  над 
стоимостью  приобретения  в  сумме  594  миллиона  рублей  в  отчете  о  прибылях  и  убытках  за  год, 
закончившийся 31 декабря 2009 г. 
 
 

 

Открытое Акционерное Общество "Российские Железные Дороги"  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

53 

4. 

Приобретения,  выбытия  и  изменения  долей  участия  в  дочерних  компаниях 
(продолжение) 

 

Приобретения в 2009 году (продолжение) 
 
Данные  о  справедливой  стоимости  идентифицируемых  активов  и  обязательств  ОАО  “ТГК  -14”  на 
дату приобретения приведены ниже: 
 

 

Справедливая 

стоимость на дату 

приобретения  

30 апреля 2009 г. 

 

млн. руб. 

Основные средства 

3 159 

Материально-производственные запасы 

357 

Дебиторская задолженность 

1 121 

Денежные средства и их эквиваленты 

3 874 

Прочие активы 

78 

Итого активы 

8 589 

 

 

Пенсионные обязательства  

346 

Отложенные налоговые обязательства 

11 

Торговая и прочая кредиторская задолженность 

1 278 

Краткосрочные заемные средства 

406 

Итого обязательства 

2 041 

Чистые идентифицируемые активы по справедливой стоимости 

6 548 

Справедливая стоимость чистых активов, приходящаяся на долю участия 27,67%  

1 812 

Стоимость приобретения 

1 218 

 
В результате приобретения неконтрольная доля участия в ОАО "ТГК-14" по состоянию на 31 декабря 
2009 г. составила 1 512 миллионов рублей. За период с 30 апреля 2009 г. по 31 декабря 2009 г. чистый 
убыток ОАО "ТГК-14" составил 748 миллионов рублей. 
 
Приобретение ЗПИФ "Фонд Стратегических Инвестиций Фонд VI"  
 
В  январе  2009  г.  Группа  через  свою  дочернюю  компанию  ОАО "ТрансКредитБанк”  ((Банк),  доля 
участия  Группы  –  54,4%),    приобрела  100%  паев  в  Закрытом  Инвестиционном  Фонде  "Фонд 
Стратегических Инвестиций Фонд VI" за 2 584 миллиона рублей. В результате данной сделки Группа 
приобрела  контроль  над  двумя  компаниями:  ЗАО "Эксперт"  и  ЗАО  "Новые  Инвестиционные 
Проекты". Поскольку данные компании не являются бизнесом, Группа отразила данные сделки как 
приобретение активов и обязательств этих компаний.  
 
По  состоянию  на  31 декабря  2008  г.  Группа  владела  19%  долями  участия  в  каждой  из  компаний, 
которые  были  отражены  в  консолидированной  финансовой  отчетности  Группы  как  прочие 
финансовые активы в сумме 625 миллионов рублей.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     115      116      117      118     ..