ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год - часть 34

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     32      33      34      35     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2008 год - часть 34

 

 

 

 

130 

доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7.  фамилия, имя и отчество: Теплоухова Олеся Владиславовна        
 
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
8.  фамилия, имя и отчество: Тони Олег Вильямсович                  
год рождения: 1964 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Семенов Александр Александрович                  
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 
119. 

полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «ТрансВудСервис» 

сокращенное фирменное наименование: ОАО «ТрансВудСервис» 
место нахождения: Россия, 107228, г. Москва, ул. Каланчевская, 35 
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 99,99% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 99,99% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО «ТрансВудСервис» 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  Деревопереработка;  пропитка  древесины 

антисептирующими  средствами;  пропитка  деревянных  белых  шпал  и  брусьев  для 
предприятий ОАО «РЖД» и сторонних организаций;

 

описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.  фамилия, имя и отчество: Балбегин Николай Борисович      
год рождения: 1968 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Герасимов Андрей Алексеевич           
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.фамилия, имя и отчество: Смирнова Ольга Владимировна 
год рождения: 1980 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.  фамилия, имя и отчество: Гиренко Роман Николаевич      
год рождения: 1977 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.  фамилия, имя и отчество: Косенко Тарас Викторович       
 
год рождения: 1972 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6.  фамилия, имя и отчество: Поликин Роман Алексеевич  
год рождения: 1974 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

 

 

131 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7.  фамилия, имя и отчество: Маслий Елена Аркадьевна                 
год рождения: 1971 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Гиренко Роман Николаевич                  
год рождения: 1977 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 
120. 

полное 

фирменное 

наименование: 

открытое 

акционерное 

общество 

«ТрансКредитБанк» 

сокращенное фирменное наименование: ОАО «ТКБ» 
место нахождения: Россия, 105066, г. Москва ул. Новая Басманная, 37А 
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 75% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 75% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ОАО «ТКБ» 

описание основного вида деятельности общества: банковские операции

 

описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.  фамилия, имя и отчество: Блинов Феликс Львович       
год рождения: 1970 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Веремеев Валерий Анатольевич            
год рождения: 1976 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.фамилия, имя и отчество: Новожилов Юрий Викторович 
год рождения: 1974 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.  фамилия, имя и отчество: Орлов Сергей Владимирович       
год рождения: 1965 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.  фамилия, имя и отчество: Парамонова Татьяна Владимировна       
 
год рождения: 1950 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6.  фамилия, имя и отчество: Пушкин Сергей Николаевич  
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7.  фамилия, имя и отчество: Сухорукова Елена Викторовна                  
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

 

 

132 

персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Пушкин Сергей Николаевич  
год рождения: 1967 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 
121. 

полное  фирменное  наименование:  закрытое  акционерное  общество  «Южно-

Кавсказкая железная дорога» 

сокращенное фирменное наименование: ЗАО «ЮКЖД» 
место нахождения: Армения, г. Ереван – 0005, пр. Тиграна Меца, 50  
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 99,99% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 99,99% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ЗАО «ЮКЖД» 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  Оказание  услуг  по  использованию 

железнодорожного  транспорта  общего  назначения  и  других  услуг,  имеющих  отношение  к 
грузовым перевозкам; осуществление работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и 
ремонту  железнодорожного  транспорта;  транспортировка  пассажиров,  товаров  и  грузов 
железнодорожным транспортом общего назначения, в том числе государственная, военная и 
специальная транспортировка; 

описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.  фамилия, имя и отчество: Васильков Алексей Сергеевич       
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Веремеев Валерий Анатольевич            
год рождения: 1976 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.фамилия, имя и отчество: Кузнецов Александр Петрович 
год рождения: 19 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.  фамилия, имя и отчество: Лем Наталья Алексеевна       
год рождения: 1959 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.  фамилия, имя и отчество: Мухин Дмитрий Тимофеевич        
 
год рождения: 1968 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6.  фамилия, имя и отчество: Павленко Василий Васильевич   
год рождения: 1959 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
7.  фамилия, имя и отчество: Пожарнов Станислав Игоревич                   
год рождения: 1982 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 

 

 

133 

персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Кузнецов Александр Петрович   
год рождения: 1957 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 
122. 

полное  фирменное  наименование:  открытое  акционерное  общество  «Управляющая 

компания «Мурманский транспортный узел»  

сокращенное фирменное наименование: ОАО «УК «Мурманский транспортный узел» 
место нахождения: Россия, г.Мурманск, Портовый проезд, 19 
доля участия эмитента в уставном капитале общества: 25% 
доля обыкновенных акций общества, принадлежащих эмитенту: 25% 
доля участия общества в уставном капитале эмитента: 0% 
доля обыкновенных акций эмитента, принадлежащих обществу: 0%
основания  признания  общества  дочерним  по  отношению  к  эмитенту:  эмитент  имеет 

преобладающее  участие  в  уставном  капитале  и  имеет  возможность  определять  решения, 
принимаемые ЗАО «УК «Мурманский транспортный узел» 

описание  основного  вида  деятельности  общества:  Осуществление  разработки  и  реализация 

стратегии  развития  Мурманского  транспортного  узла;  выполнение  функций  заказчика-
застройщика  на  основании  контракта,  заключенного  с  МинТрансом,  для  сооружения 
объектов морского торгового порта Мурманск и торгового порта на западном побережье и 
восточном берегу Кольского залива 

описание  значения  такого  общества  для  деятельности  эмитента:  деятельность  общества  не 

влияет на деятельность эмитента 

персональный состав совета директоров общества:  
1.  фамилия, имя и отчество: Левитин Игорь Евгеньевич       
год рождения: 1952 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
2. фамилия, имя и отчество: Парфенов Юрий Владимирович     
год рождения: 1958 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
3.фамилия, имя и отчество: Франк Сергей Оттович 
год рождения: 1960 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
4.  фамилия, имя и отчество: Евдокимов Юрий  Алексеевич    
год рождения: 1946 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5.  фамилия, имя и отчество: Богданов  Дмитрий Евгеньевич      
 
год рождения: 1958 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
6.  фамилия, имя и отчество: Решетников Валерий Ильич  
год рождения: 1952 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Шаповальянц Андрей Георгиевич    
год рождения: 1952 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

 

 

134 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
 
 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по 
приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения 
основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства  

Информация  о  первоначальной  (восстановительной)  стоимости  основных  средств  и 

сумме начисленной амортизации за 2  квартал 2008 года на дату его окончания.  

 

Наименование группы объектов основных 

средств 

По состоянию на 30.06.2008 

Первоначальная 

(восстановительная) 
стоимость, тыс. руб. 

Сумма начисленной 

амортизации, тыс. руб. 

Здания 

382 059 695 

46 454 679 

Сооружения - всего 

2 057 430 333 

402 209 688 

Машины и оборудование 

398 169 563 

166 117 770 

Транспортные средства 

499 730 979 

182 866 882 

Инвентарь производственный, другие виды 
основных средств 

10 985 032 

 

3 927 495 

Всего основных средств 

3 348 375 602 

801 576 514 

 

Сведения  о  способах  начисления  амортизационных  отчислений  по  группам  объектов 

основных средств:  

Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных 

отчислений в течение срока их полезного использования. 

Эмитент  применяет  линейный  способ  амортизации  основных  средств.  Амортизация  по 

каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется  ежемесячно 
путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока  полезного 
использования объекта. 

Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их 

принятии  к  бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических документов, 
либо  на  основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его  филиалах  и  их 
структурных подразделениях в соответствии с внутренними документами эмитента. 

Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  в  эмитенте 

объектов основных средств, внесенных в уставный капитал эмитента, а также вновь вводимых 
в  эксплуатацию  в  эмитенте,  определяются  в  соответствии  с  постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  1  января  2002  года  N  1  "О  классификации  основных  средств, 
включаемых в амортизационные группы". 

Определение  срока  полезного  использования  объектов  основных  средств  производится 

исходя  из  ожидаемого  физического  износа,  зависящего  от  режима  эксплуатации  (количества 
смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. 

Результаты последней переоценки основных средств: 

дата проведения переоценки: 01 января 2008  

 

Группы основных средств 

До переоценки, тыс. рублей 

После переоценки, тыс. 

рублей 

первоначальная  остаточная  первоначальная  остаточная 

 

 

135 

Здания 

335 897 177 

299 588 833 

388 167 813 

345 890 545 

Сооружения и передаточные 
устройства 

1 785 607 566 

1 472 743 449 

2 049 968 961 

1 689 485 284 

Машины и оборудование 

350 698 603 

216 324 442 

382 053 454 

235 447 121 

Транспортные средства 

433 976 973 

278 845 571 

462 385 535  

296 465 032 

Производственный и 
хозяйственный инвентарь 
и другие виды основных средств 

11 097 758 

7 648 716 

11 097 799 

7 648 752 

Итого 

2 917 278 077 

2 275 151 011 

3 293 673 292 

2 574 936 734 

 

В процессе оценки основных средств используются следующие методы: 

-метод удельных стоимостных показателей 

- метод рыночного сравнения 

- индексный метод 

Планы  по  приобретению  или  замене  основных  средств  связаны  с  реализацией 

инвестиционной среднесрочной программы. Цель программы – достижение целей и решение задач 
Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте,  определяющей  целевые 
приоритеты отрасли: 

продолжение массового обновления подвижного состава и оборудования путем закупок 

новых  локомотивов  и  вагонов,    а  также  расширения  работ  по  модернизации  устаревающего 
подвижного состава; 

обновление      и    модернизация  инфраструктуры  на  наиболее  напряженных  участках, 

подходах к крупным транспортным узлам и портам; 

развитие  автоматизированных  системы  управления  перевозочным  процессом  и 

безопасностью перевозок; 

развитие на территории России международных транспортных коридоров. 

Сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств  эмитента:  основные  средства, 

находящихся в обременении по состоянию на дату утверждения настоящего проспекта ценных 
бумаг, отсутствуют.
 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

 

4.1.1. Прибыль и убытки 

 

Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность эмитента за II квартал 2008 года.  
 

 

Наименование показателя 

 

 II кв. 2008 

Выручка, руб. 

529 315 806 

Валовая прибыль, руб. 

47 251 852 

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (непокрытый убыток), 
руб. 

27 318 055 

 

 

136 

Рентабельность собственного капитала, %. 

0,93 

Рентабельность активов, %. 

0,83 

Коэффициент чистой прибыльности, % 

5,16 

Рентабельность продукции (продаж), %. 

8,9 

Оборачиваемость капитала 

0,17 

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб. 

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса 

 
 

Динамика  рассчитанных  показателей  характеризующих  прибыльность  свидетельствует  об 

эффективной  деятельности  эмитента  с  точки  зрения  достигнутых  финансовых  результатов. 
По итогам каждого завершенного финансового года с момента существования эмитента была 
получена  прибыль,  при  этом  наблюдается  положительная  динамика  рентабельности 
собственного капитала и активов эмитента. 

Деятельность эмитента является рентабельной. Основное влияние на величину финансовых 

результатов  деятельности  оказывает  существующая  государственная  тарифная  политика  на 
грузовые  и  пассажирские  перевозки,  а  также  принципы  формирования  тарифов  (по  принципу 
«издержки +»). 

Незначительные  абсолютные  величины  рассчитанных  показателей  рентабельности 

объясняются  высокой  стоимостью  имущества  эмитента,  преобладающей  долей  собственного 
капитала  в  источниках  финансирования  средств  эмитента  и  существующими  принципами 
государственного регулирования цен (тарифов) на услуги, оказываемые эмитентом. 

 

 
4.1.2.  Факторы,  оказавшие  влияние  на  изменение  размера  выручки  от  продажи  эмитентом 
товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности 
 

Увеличение  выручки  эмитента  2  квартале  2008  года  по  сравнению  с  аналогичными 

периодами прошлых лет произошло вследствие увеличения пассажирооборота,  грузооборота, а 
также  индексации тарифов на железнодорожные перевозки. 
 
 
4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

 

Показатель 

II кв. 2008 г. 

Собственные оборотные средства, руб. 

-148 838 035 

Индекс постоянного актива 

1,05 

Коэффициент текущей ликвидности 

0,5 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0,3 

Коэффициент автономии собственных средств 

0,8 

 
 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента  
 

Размер уставного капитала, приведенный в настоящем разделе, соответствует 

учредительным документам эмитента. 

 

 

Показатель 

 

Значение показателя за II кв. 2008г. 

Размер уставного капитала, тыс. руб. 

1 541 697 819 

Общая стоимость акций эмитента, выкупленных 

 

 

137 

эмитентом для последующей перепродажи, тыс. руб. 
Размер добавочного капитала эмитента, тыс. руб. 

1 200 299 487 

Размер нераспределенной чистой прибыли, тыс. руб.  

164 213 563 

Размер средств целевого финансирования, тыс. руб. 

Общая стоимость капитала эмитента, тыс. руб. 

3 286 940 056 

 

По состоянию на 30 июня 2008 года структура и размер оборотных средств в соответствии с 

бухгалтерской отчетностью эмитента. 
 

Оборотные средства 

Сумма, тыс. руб. 

Доля, % 

Запасы 

89 767 246 

40,9 

НДС 

10 365 327 

4,7 

Долгосрочная дебиторская задолженность 

17 391 835 

7,9 

Краткосрочная дебиторская задолженность 

78 684 420 

35,8 

Краткосрочные финансовые вложения 

1 012 055 

0,4 

Денежные средства 

12 390 752 

5,6 

Прочие оборотные активы 

9 858 071 

4,4 

Итого: 

219 469 706 

100% 

 

4.3.2. Финансовые вложения эмитента 
 

Перечень  финансовых  вложений  эмитента,  которые  составляют  10  и  более  процентов 

всех его финансовых вложений на дату окончания II квартала 2008 года: 
 
Вложения в ценные бумаги. 
 

вид ценных бумаг: акции 
полное фирменное наименование эмитента: открытое акционерное общество «Первая 

грузовая компания» 

сокращенное фирменное наименования эмитента: ОАО «ПГК» 
Дата государственной регистрации выпуска 4.10.2007 
Государственный регистрационный номер выпуска 1-01-55320-Е 
Орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска Федеральная служба по 

финансовым рынкам 

количество  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:  85  652  434  154 

(восемьдесят  пять  миллиардов  шестьсот  пятьдесят  два  миллиона  четыреста  тридцать 
четыре тысячи сто пятьдесят четыре) штуки.  

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» является дочерним 

обществом эмитента. 

общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 

85 652 434 тысячи рублей 

общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 

85 652 434 тысячи рублей  

размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО «Первая транспортная компания» 

не размещало привилегированных акций  

размер объявленного дивиденда по обыкновенным акциям: дивиденды по обыкновенным 
акциям за существования ОАО «Первая транспортная компания» не объявлялись и не 

выплачивались 
 

Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 

которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру  произведенных  финансовых 
вложений. 

Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со 

стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 

 

 

138 

Средств  эмитента,  размещенных  на  депозитных  или  иных  счетах  в  банках  и  иных 

кредитных  организациях,  лицензии  которых  были  приостановлены  либо  отозваны,  а  также  в 
отношении  которых  было  принято  решение  о  реорганизации,  ликвидации  таких  кредитных 
организаций, о начале процедуры банкротства, не имеется.
 

 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента  
 

Наименование группы объектов 

нематериальных активов 

 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

 

 

Сумма начисленной 

амортизации, руб. 

 

Объекты интеллектуальной собственности 
(исключительные права на результат 
интеллектуальной собственности 

 

2 605 774 

 

996 089  

В том числе: 

-  -у патентообладателя на изобретение, 

промышленный образец, полезную модель  

 

32 501 

 

- у правообладателя на программы ЭВМ, 
базы данных 

 

2 568 390 

 

- у владельца на товарный знак и знак 
обслуживания, наименования места 
происхождения товаров 

 

4 883 

 

 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Эмитентом  определены  стратегические  направления  научно-технического  развития    до  2015 

года. В  2007 году в ОАО «РЖД» проведена системная реформа научно-технического комплекса в 
ходе которой: 

-  на  базе  институтов  железнодорожного  транспорта  ФГУП  ВНИИЖТ  и  ФГУП  ВНИИАС 

созданы ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «НИИАС»,  

-на департамент технической политики ОАО «РЖД» возложена координация работ в области 

создания    новых  локомотивов,  грузовых  и  пассажирских  вагонов,  моторовагонного  подвижного 
состава, а также курирование инновационных программ и проектов компании. 

-  создан центр инновационного развития 
-  создана служба стандартизации 
-  принято  решение  об  объединении  центра  научно-технической  информации  ОАО  «РЖД»  и 

центральной научно-технической библиотеки железнодорожного транспорта России. 
В 2007 году затраты эмитента на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 

составили 779,6 млн. рублей 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

Железные  дороги  России  являются  второй  по  величине  транспортной  системой  мира, 

уступая  по  общей  длине  эксплуатационных  путей  лишь  США.  По  протяженности 
электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. 

Протяженность  российской  сети  железных  дорог  общего  пользования  составляет  85  тыс. 

км,  из  них  электрифицировано  43  тыс.  км.  Территорию  России  можно  разбить  на  две  части: 
европейскую и азиатскую. На европейскую часть России приходится около 87% длины железных 
дорог.  Практически  100%  дорог  общего  пользования  находится  на  балансе  ОАО  «Российские 
железные 

дороги», 

что 

делает 

эту 

компанию 

системообразующим 

предприятием 

железнодорожного транспорта РФ. В транспортной системе России железнодорожный транспорт 
занимает ведущее место, по итогам 2007 года на его долю пришлось более 85% грузооборота всех 
видов транспорта за исключением трубопроводного.  

 

 

139 

Доля  железнодорожного  транспорта  в  общем  грузообороте  транспортной  системы  страны  (с 

учетом  трубопроводного  транспорта)  возросла  с  40,8%  в  2006  г.  до  42,5%  в  2007  г.,  а  доля  в 
пассажирообороте (без учета внутреннего водного и морского), напротив, снижена с 43,8% в 2006 
г. до 40,3% в 2007 г. Изменение структуры грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта 
за 2006-2007 гг. представлено в таблице. 

 

Вид транспорта 

2006 год  2007 год  Изменение доли, п.п. 

Грузооборот по видам транспорта 

Железнодорожный 

40,8 

42,5 

+1,7 

Автомобильный 

4,1 

4,2 

+0,1 

Морской 

1,2 

1,3 

+0,1 

Внутренний водный 

1,5 

1,7 

+0,2 

Воздушный (транспортная авиация)  0,1 

0,1 

трубопроводный 

52,3 

50,2 

-2,1 

Пассажирооборот по видам транспорта 

Железнодорожный 

43,8 

40,3 

-3,5 

Автомобильный (автобусный) 

33,2 

34,1 

+0,9 

Воздушный (транспортная авиация)  23,0 

25,6 

+2,6 

 

Особая  роль  железных  дорог  в  транспортной  системе  определяется  большими 

расстояниями перевозок, слабым присутствием других видов транспорта в широтном направлении 
в  регионах  Сибири  и  Дальнего  Востока,  удаленностью  мест  производства  основных  сырьевых 
ресурсов,  в  том  числе  предназначенных  для  экспорта,  от  пунктов  их  потребления  и  морских 
портов. Помимо экономической важности, железнодорожный транспорт является одной из основ 
политического,  социального  и  культурного  единства  России,  а  также  важной  составляющей 
поддержания высокого уровня обороноспособности и безопасности государства. 

Основные  преимущества  железнодорожного  транспорта  связаны  с  возможностью 

осуществлять  массовые  перевозки  широкой  номенклатуры  промышленных  грузов  на  большие 
расстояния  по  относительно  невысоким  тарифам.  Железнодорожный  транспорт  доминирует  в 
перевозках  каменного  угля,  кокса,  черных  металлов,  химических  и  минеральных  удобрений. 
Аналогичная  ситуация  складывается  и  с  другими  видами  грузов,  за  исключением  нефтяных, 
большая  часть  которых  отправляется  трубопроводным  транспортом.  К  преимуществам 
железнодорожного  транспорта  в  пассажирских  перевозках  относится  возможность  осуществлять 
перевозку  пассажиров  на  большие  расстояния  по  невысоким  тарифам,  а  также  возможность 
массовых пассажирских перевозок в пригородном сообщении. 

Согласно  данным  Федеральной  службы  государственной  статистики  динамика 

грузооборота  железнодорожного  транспорта  отражает  в  последние  годы  поступательный  рост. 
Темпы  роста  грузооборота  ж/д  транспорта  превосходят  темпы  роста  грузооборота  транспорта  в 
целом,  что  способствует  увеличению  доли  железнодорожного  транспорта  в  совокупном 
грузообороте.  По  итогам  2007  года  грузооборот  железнодорожного  транспорта  составил  2 090 
млрд.  тонно-километров,  что  на  7,1%  больше  показателя  2006  года,  совокупный  грузооборот 
транспорта вырос в 2007 году на 2,3%. 

В 2007 году структура грузооборота железнодорожного транспорта изменилась в сторону 

роста долей транзита и перевозок через порты. 

 

Грузооборот 

2006г.,% 

2007г.,% 

Внутригосударственное 
сообщение 

52,5 

51,7 

Погранпереходы 

21,2 

20,8 

Порты 

24,2 

25,1 

транзит 

2,4 

 

 

Рост грузооборота железнодорожного транспорта (1 312 млн.тонн – 2006г., 1 344 млн. тонн 

–  2007  г.)    связан  с  ростом  экономики  страны  и  увеличивающимися  экспортно-импортными 
грузовыми потоками и  обеспечивается увеличением объемов погрузки.  

 

 

140 

 

В  структуре  перевозимых  по  железным  дорогам  грузов  традиционно  преобладают 

каменный уголь, нефть/нефтепродукты, строительные грузы, руда и продукция металлургии. 

 

В  течение  2007  года  сохранялась  характерная  для  железнодорожного  транспорта 

сезонность  предъявления  грузов  к  перевозке,  однако  степень  неравномерности  по  сравнению  с 
2006 годом была снижена. Если в 2006 году максимальное отклонение месячного уровня погрузки 
от среднегодового составляло около 12%, то в 2007 году разрыв  составил только 6%. При этом 
отклонение  в  месяцы  традиционно  пиковой  погрузки  (октябрь,  ноябрь)  не  превысило  3%  от 
среднего уровня. Среднесуточная погрузка в 2007 году составила 3 млн. 683  тыс. тонн. 

 

 

В  секторе  пассажирских  перевозок  данные  Федеральной  службы  государственной 

статистики  отражают  некоторое  снижение  показателей  пассажирооборота.  По  итогам  2007  года 
пассажирооборот  железнодорожного  транспорта  составил  174,1    млрд.  пассажиро-километров  (-
2,1%  по  сравнению  с  результатами  2006  года).  Снижение  пассажирооборота  железнодорожного 
транспорта в 2007 году связано с изменением порядка предоставления права на бесплатный проезд 
в  пригородном  сообщении  льготных  категорий  пассажиров,  имеющих  федеральную  льготу,  в 
результате в 2007 году пассажирооборот в пригородном сообщении был снижен на 13%. В то же 
время,  пассажирооборот  в  дальнем  следовании  возрос  по  сравнению  с  предыдущим    годом  на 
2,5%.  Общий пассажирооборот транспорта общего пользования снизился за 2007 год на 0,3%.  
 
 

Всего  в  2007  году  ОАО  «РЖД»  (основной  пассажирский  перевозчик)  было  отправлено  1 

281 946 тыс. пассажиров, в том числе в дальнем следовании – 136 650 тыс. чел. (100,5% к уровню 
2006г.),  в  пригородном  сообщении  –  1  145  296  тыс.  чел.  (94,6%  к  уровню  2006г.).  Из  них 
пассажиров льготных категорий федерального уровня было отправлено 227,4 млн. чел. (19,9% от 
общего объема отправленных пассажиров в пригородном сообщении) и пассажиров регионального 
уровня 130,4 млн. чел. (11,4% соответственно).  

ОАО  «РЖД»  осуществляет  перевозку  пассажиров  в  дальнем  следовании  фирменными  (с 

повышенным  уровнем  комфорта),  пассажирскими  (социально-значимыми)  и  скоростными 
поездами. 

В секторе международных перевозок ОАО  «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров в 

19  стран  Европы  и  Азии:  Германию,  Швейцарию,  Голландию,  Францию,  Польшу,  Австрию, 
Словакию,  Чехию,  Венгрию,  Румынию,  Болгарию,  Грецию  Италию,  Хорватию,  Сербию, 
Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею по 61 международному маршруту, а также в 8 
государств СНГ: Украину, Белоруссию, Молдову, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан 
и  Таджикистан.  Объемы  перевозок  пассажиров  в  международных  сообщениях  за  2007  год 
составили 25,7 млн. человек. 

 

Реформа железнодорожного транспорта 

С  целью  вывода  отрасли  из  тяжелого  состояния  была  разработана  и  принята  к  действию 

программа  реформирования  отрасли  (утверждена  постановлением  Правительства  Российской 
Федерации  №384  от  18  мая  2001г.  «О  программе  структурной  реформы  на  железнодорожном 
транспорте»). Основными целями реформы являются: 

 

повышение  устойчивости  работы  железнодорожного  транспорта,  его  доступности, 
безопасности  и  качества  предоставляемых  им  услуг  для  обеспечения  единого 
экономического пространства страны и общенационального экономического развития; 

 

формирование единой гармоничной транспортной системы страны; 

 

снижение 

совокупных 

народно-хозяйственных 

затрат 

на 

перевозки 

грузов 

железнодорожным транспортом; 

 

удовлетворение  растущего  спроса  на  услуги,  предоставляемые  железнодорожным 
транспортом. 

 

 

Планируется,  что  после  завершения  реформы  ОАО  «РЖД»  останется  собственником 

железнодорожной  инфраструктуры  и  части  подвижного  состава  и  будет  являться 

 

 

141 

диверсифицированным транспортно-логистическим холдингом с тремя основными направлениями 
деятельности:  услуги  предоставления  инфраструктуры,  услуги  по  перевозке,  сопутствующие 
перевозочной  деятельности  услуги  в  конкурентном  сегменте  рынка.  При  этом,  непосредственно 
холдинговая  компания  ОАО  «РЖД»  будет  принадлежать  государству  и  предоставлять  услуги 
инфраструктуры и локомотивной тяги, а деятельность, связанная с пассажирскими, пригородными 
и грузовыми перевозками будет выделена в дочерние компании, часть акций которых может быть 
реализована сторонним инвесторам. 

В  процессе  реализации  структурной  реформы  ОАО  «РЖД»  трансформировалось  в 

холдинговую  бизнес-структуру,  включающую  дочерние  и  зависимые  общества,  с  развитой 
системой управления и владения бизнес-единицами.  

Результаты  двух  проведенных  этапов  реформы  железнодорожного  транспорта 

свидетельствуют о положительных итогах реформирования для экономики страны. 

За  два  года  работы  ОАО  «РЖД»  обеспечило  10%  рост  объемов  перевозок, 

технологическую  и  финансовую  устойчивость,  повышение  безопасности  движения  поездов, 
существенно увеличило объемы налоговых платежей. 

 
В рамках построения эффективной холдинговой структуры Компания как создает дочерние 

общества, так и приобретает доли в уставных капиталах влияющих на деятельность ОАО «РЖД» 
компаний.  Так,  в  2007  году  в  целях  улучшения  взаимодействия  железнодорожного  и  морского 
транспортов  было  оформлено  в  доверительное  управление  16,5%  акций  Новороссийского 
морского  торгового  порта,  в  целях  развития  интермодальных  пассажирских  перевозок  советом 
директоров  ОАО  «РЖД»  одобрено  приобретение  50%-го  пакета  акций  ОАО  «Аэроэкспресс» 
(оператор  линии  в  международный  аэропорт  Шереметьево),  приобретен  блокирующий  пакет 
акций  ЗАО  «Трансмашхолдинг»,  крупнейшей  российской  компании  в  области  транспортного 
машиностроения. Это позволяет ОАО «РЖД» повысить эффективность взаимодействия со своим 
основным  поставщиком,  создает  условия  для  заключения  долгосрочных  контрактов,  сокращает 
стратегические  риски,  увеличивает  возможность  для  привлечения  инвестиционных  ресурсов  и 
создает  предпосылки  для  расширения  масштабов  деятельности  и  развития  сервисного 
обслуживания. 

Всего  за  время  реализации  структурной  реформы  на  текущий  момент  было  создано  53 

дочерних  и  зависимых  обществ  ОАО  «РЖД».  Создание  дочерних  компаний  позволяет 
сформировать для каждой сферы деятельности собственную четкую стратегию развития, создать 
новую систему мотивации персонала и увеличить прозрачность деятельности холдинга «РЖД». В 
2007 году советом директоров ОАО «РЖД» было одобрено создание 17-ти дочерних и зависимых 
компаний: 

 

ОАО  «Первая  грузовая  компания»,  сформированная  в  соответствии  с  Целевой  моделью 
рынка  как  оператор  подвижного  состава  в  целях  усиления  рыночных  позиций  РЖД  с 
уставным капиталом 85,6 млрд. рублей; 

 

7  дочерних  обществ  на  базе  имущества  заводов  дирекции  «Вагонреммаш»  в  сфере 
капитального  ремонта  пассажирских  вагонов  и  электроподвижного  состава  с  общим 
объемов вложений в уставный капитал 5,2 млрд. рублей; 

 

2 дочерних общества в сфере научно-технической деятельности - ОАО «ВНИИЖТ и ОАО 
«НИИАС» с уставными капиталами 3,2 млрд. рублей и 748 млн. рублей соответственно; 

 

ОАО «Железнодорожная торговая компания» с капиталом более 8 млрд. рублей; 

 

две  компании  с  участием  зарубежных  партнеров  для  организации  международных 
перевозок - ЗАО «Евразия Рейл Логистикс» и «Trans-Eurasia Logistics GmbH»; 

 

ЗАО «Южно-кавказская железная дорога» для организации железнодорожных перевозок в 
Армении; 

 

пригородная пассажирская компания «Дон-Пригород» (ОАО «Дон-Пригород»); 

 

ОАО  «Порт  Усть-Луга  транспортная  компания»  для  оказания  транспортных  услуг  на 
подъездных железнодорожных путях морского торгового порта Усть-Луга; 

 

ОАО  «Управляющая  компания  «Мурманский  транспортный  узел»  для  разработки 
стратегии  развития  Мурманского  транспортного  узла,  реализации  отдельных 
инвестиционных проектов и внедрения современных логистических систем. 

 

 

 

142 

В целях подготовки к последующему организационному выделению и созданию дочерних 

обществ  Компанией  организована  работа  Федеральной  пассажирской  дирекции,  Центральной 
Дирекции  по  ремонту  грузовых  вагонов  и  Дирекции  железнодорожных  вокзалов,  c  1  июля  2008 
года  начала  самостоятельную  финансово-хозяйственную  деятельность  Центральная  дирекция  по 
ремонту пути. 

Компания  приступила  к  осуществлению  третьего  этапа  структурной  реформы 

железнодорожного транспорта. Основной задачей третьего этапа является создание предпосылок 
для  привлечения  значительного  объема  инвестиционных  ресурсов  в  реновацию  и  развитие 
инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  как  основы  дальнейшего 
развития  российской  экономики.  Одним  из  источников  привлечения  инвестиций  является 
повышение капитализации российских железных дорог как холдинга и реализация акций дочерних 
компаний, в том числе, на фондовом рынке. В конце 2007 года советом директоров ОАО «РЖД» 
одобрена продажа части акций десяти дочерних обществ: ОАО «Трансконтейнер», Абдулинского, 
Верещагинского  и  Оренбургского  заводов  «Ремпутьмаш»,  ОАО  «Росжелдорпроект»,  НИИ 
технологии,  контроля  и  диагностики  железнодорожного  транспорта  (ОАО  «НИИТКД»),  ОАО 
«Рефсервис»,  Барнаульского,  Саранского  и  Рославльского  вагоноремонтных  заводов.  В  январе 
2008 года стратегическим инвесторам за 7,8 млрд. рублей был продан 15%-ый пакет акций ОАО 
«Трансконтейнер». 

Другим  источником  инвестиционных  ресурсов  является  вовлечение  в  хозяйственный 

оборот  не  используемых  в  основной  деятельности  имущества  и  земли  путем  продажи,  сдачи  в 
аренду  и  реализации  совместных  инвестиционных  проектов.  В  октябре  2007  года  в  результате 
проведенных  Российским  фондом  федерального  имущества  торгов  по  продаже  объектов 
незавершенного  строительства  на  участке  Улак-Эльга,  а  также  принадлежащего  ОАО  «РЖД» 
пакета  акций  ОАО  «Эльгауголь  (29,5%),  доходы  Компании  увеличились  на  14,2  млрд.  руб. 
Компанией  реализуются  инвестиционные  проекты  по  строительству  привокзальных  гостиниц, 
развитию территорий грузовых дворов. 

Результаты  проведения  реформы  на  железнодорожном  транспорте  России  положительно 

оценены  Президентом  и  Правительством  Российской  Федерации,  экспертами  Организации 
экономического сотрудничества и развития, европейской конференцией министров транспорта. В 
мае  2007  года  разработана  и  одобрена  Правительственной  комиссией  по  вопросам  развития 
промышленности,  технологий  и  транспорта  целевая  модель  рынка  железнодорожных 
транспортных услуг на третьем этапе реформирования. 

                                                                                                                                         

  

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Естественно 
монопольная  сфера  деятельности  Компании  в  области  грузовых  и  пассажирских  перевозок  в 
соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» подлежит государственному 
регулированию.  Эта  особенность  является  основным  фактором  влияющим  на  деятельность 
эмитента  и  результаты  его  деятельности  является  государственное  регулирование  тарифной 
политики 

 

Особенности формирования тарифной политики. 

 
Тарифы  или  их  предельный  уровень  на  грузовые  и  дальние  пассажирские  перевозки  в 

естественно-монопольной  сфере  деятельности  устанавливаются  на  основании  принципа 
«издержки+»  и  публикуются  в  соответствующих  прейскурантах,  которые  утверждаются 
федеральным органом исполнительной власти по регулированию тарифов.  

В  настоящее  время  федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным 

осуществлять  регулирование  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  во 
внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзитных)  сообщениях,  а  также  на 

 

 

143 

регулируемые пассажирские перевозки, является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). 
Ежегодно  на  основании  предложений  по  прогнозу  финансового  плана  и  инвестиционной 
программы ОАО «РЖД» ФСТ России готовятся предложения по индексации уровней тарифов на 
грузовые  перевозки  и  дальние  пассажирские  перевозки,  которые  утверждаются  Правительством 
Российской  Федерации.  Тарифы  на  пригородные  перевозки  устанавливаются  по  согласованию  с 
субъектами  Российской  Федерации.  Уровень  тарифов  на  некоторые  пассажирские  перевозки 
(пригородные,  багажные,  а  также  грузобагажные)  не  позволяет  покрывать  даже  издержки, 
связанные  с  их  осуществлением.  Государством  осуществляется  субсидирование  пассажирских 
перевозок,  объемов  которого,  однако,  недостаточно  для  покрытия  этих  плановых  убытков. 
Вследствие этого осуществляемые ОАО «РЖД» пассажирские перевозки субсидируются также за 
счет  прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов  деятельности.  Решение  вопроса  о 
перекрестном  субсидировании  пассажирских  перевозок  является  одной  из  важнейших  задач 
реформирования железнодорожной отрасли. 

Принимаемые  Правительством  России  решения  об  индексации  уровня  тарифов  на 

регулируемые государством перевозки являются важнейшим фактором, оказывающим влияние на 
финансовое состояние ОАО «РЖД. Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения 
инвестиций  на  железнодорожный  транспорт  планируется  осуществлять  постепенное 
дерегулирование  тарифов  на  грузовые  перевозки,  некоторые  тарифы  на  пассажирские  перевозки 
уже выведены из сферы государственного регулирования.  

 

Тарифы  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  во  внутригосударственном  и 
международном (кроме транзитных) сообщениях. 

Правила  применения  тарифов  за  перевозку  по  российским  железным  дорогам  грузов  во 

внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзита)  сообщениях  определены    Тарифным 
руководством №1 (Прейскурант №10-01) «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, 
выполняемые  российскими  железными  дорогами»,  утвержденным  постановлением  Федеральной 
энергетической  комиссии  Российской  Федерации  от  17  июня  2003  г.  №47-т/5  и 
зарегистрированным Минюстом России 9 июля 2003 г. (регистрационный № 4882).  

Тариф ОАО «РЖД» включает 3 группы (части) затрат: 

 

инфраструктурную составляющую (в среднем около 56%); 

 

локомотивную составляющую (в среднем около 30%); 

 

вагонную составляющую (в среднем около 14%). 

 

Все  перевозимые  по  железной  дороге  грузы,  в  соответствии  с  Прейскурантом  №10-01, 

делятся на три класса по принципу применения величины тарифной ставки: 

  1-й  тарифный  класс  (низкая,  социальная  ставка).  К  первому  тарифному  классу  относятся 

каменный  уголь,  кокс,  бокситы,  стройматериалы,  руды  металлов  и  их  концентраты, 
лесоматериалы и некоторые другие товары. К товарам, относящимся к первому тарифному 
классу,  применяется  самая  низкая,  дотационная  тарифная  ставка,  стимулирующая  их 
транспортировку по железной дороге. 

  2-й  тарифный  класс  (средняя  базовая  ставка).  Ко  второму  тарифному  классу  относятся 

сырая  нефть,  мазут,  минеральные  удобрения,  кирпич,  сельскохозяйственная  продукция, 
животные и т.д. 

  3-й  тарифный  класс  (высокая  ставка).  В  третий  тарифный  класс  сгруппированы 

нефтепродукты,  черные  и  цветные  металлы  и  изделия  из  них,  товары  народного 
потребления и др. 

 
Внутри  каждого  из  классов  существует  большая  дифференциация  по  уровню  тарифных 

ставок,  зависящая  от  конъюнктуры  цен  на  внутреннем  и  мировом  рынке,  общего  состояния 
отрасли и ее социальной значимости. На перевозки части грузов по определенным направлениям 
ФСТ России устанавливаются пониженные исключительные тарифы. 

Полную  величину  тарифа,  включающую  все  элементы,  уплачивают  только  клиенты-

грузоотправители, использующие подвижной состав ОАО «РЖД». Компании-операторы в случае 
использования  собственного  подвижного  состава  платят  ОАО  «РЖД»  инфраструктурную  и 
локомотивную  составляющие  тарифа,  а  также  плату  за  возврат  порожних  вагонов. 
Инфраструктурная  и  локомотивная  составляющие  тарифа  зависят  от  массы  перевозимого  груза, 
расстояния  перевозки,  тарифного  класса  и  рода  груза,  вагонная  –  от  типа  подвижного  состава  и 

 

 

144 

расстояния  перевозки.  Общая  стоимость  перевозки  зависит  также  от  ряда  дополнительных 
условий – срочности, дополнительных услуг и пр.  

Используя  собственный  вагонный  парк,  частные  операторы  (как  и  дочерние  операторы 

ОАО  «РЖД»)  получают  гибкость  в  собственной  тарифной  политике  за  счет  варьирования 
вагонной  составляющей,  которая  является  для  них  дерегулируемой.  Дополнительную  прибыль 
приносит эффективное управление логистикой, которое приводит к снижению порожнего пробега. 
Частные операторы, в отличие от ОАО «РЖД», имеют возможность выбора наиболее прибыльных 
грузов  и  направлений  перевозок.  ОАО  «РЖД»  как  публичный  перевозчик  обязано  принимать  к 
транспортировке все грузы независимо от их доходности.  

ОАО  «РЖД» может в течение длительного времени недополучать прибыль от перевозок, 

так  как  государственное  тарифное  регулирование  не  обладает  достаточным  уровнем  гибкости. 
Общий уровень индексации тарифов на грузовые перевозки исторически уступает общему росту 
цен  в  промышленности,  что  оказывает  давление  на  прибыльность  деятельности  Компании  и  ее 
инвестиционные возможности.  

 

Существенное  влияние  на  доходы  ОАО  «РЖД»  оказывает  проводимая  государством 

тарифная  политика  по  видам  сообщений.  Так,  за  счет  проведенного  в  2001  году  первого  этапа 
выравнивания  грузовых  тарифов,  при  котором    стоимость  перевозки  международных  грузов, 
следующих  через  порты  России,  была  принята  на  уровне  установленной  тарификации  для 
внутригосударственных  перевозок,  сложилась  ситуация,  при  которой  рост  доходов  в  расчете  на 
тонно-километр значительно отставал от темпов проводимой индексации грузовых тарифов. 
 

Очередные  этапы  выравнивания  грузовых  тарифов  за  счет  дифференцированного 

применения  индексов  новых  тарифов  позволило  существенно  сблизить  стоимость  перевозки 
международных грузов, следующих через порты и пограничные переходы, что сократило разрыв в 
2006  году  между  ростом  доходной  ставки  от  грузовых  перевозок  и  индексом  роста  грузовых 
тарифов по сравнению с 2005 до 1,2%.  

В  2007  году  на  увеличение  разрыва  до 3,3%  между  ростом  доходной ставки  от  грузовых 

перевозок (4,7%) и индексом роста грузовых тарифов (8%) оказали влияние  следующие основные 
факторы: 

 

изменение структуры грузовых перевозок по видам; 

 

изменение структуры перевозок по  номенклатуре грузов; 

 

увеличение доли частных и арендованных вагонов в перевозках грузов; 

 

увеличение роста средней дальности грузовых перевозок. 

 
Тарифы на транзитные грузовые перевозки.  

Тарифная  политика  железных  дорог  государств-участников  Содружества  Независимых 

Государств  на  перевозки  грузов    в  международном  сообщении  (Тарифная  политика) 
согласовывается  ежегодно  на  Тарифной  конференции  железнодорожных  администраций  – 
участниц Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств 
– участников Содружества Независимых Государств и Эстонской Республики и  применяется при 
перевозках грузов: 

 

из третьих стран в третьи страны транзитом  по железным дорогам государств-участников 
СНГ; 

 

из/в государств-участников СНГ и Эстонской Республики в/из третьи страны;  

 

между станциями железных дорог государств-участников СНГ.  

 

Ставки  Тарифной  политики  установлены  на  базе  Международного  железнодорожного 

транзитного  тарифа  (МТТ)  и  Единого  транзитного  тарифа  (ЕТТ)  в  швейцарских  франках,  кроме 
ставок  за  перевозки  транзитных  грузов  маршрутами  в  контейнерах  и  контейнерных  поездах, 
установленных в долларах США. При согласовании тарифной политики на очередной фрахтовый 
год в Тарифную политику вносятся изменения, связанные с: 

 

изменением международных транзитных тарифов МТТ и ЕТТ; 

 

изменением нормативной базы; 

 

изменением уровня тарифов. 

 

 

 

145 

Плата за перевозку грузов из третьих стран в третьи страны из/в Китай, Вьетнам, КНДР, 

Монголию  определяется по  правилам  ЕТТ  с  учетом  особенностей Тарифной  политики.  Плата  за 
перевозку грузов из третьих стран в третьи страны в сообщении с другими странами определяется 
по правилам МТТ с учетом особенностей Тарифной политики. 
 
Тарифы на внутригосударственные пассажирские перевозки 

Тарифная  политика  пассажирских  перевозок  формируется  по  социальному  и 

коммерческому  принципам.  Формирование  социальных  тарифов  (регулируемых)  на  перевозки  в 
общих  и  плацкартных  вагонах  осуществляется  на  основании  постановлений  ФСТ  РФ 
(Прейскурант №10-02-16).  

В настоящее время пассажирский тариф делится на две составляющие: 

 

обслуживание пассажира в вагоне (плацкарта); 

 

организация движения (билет). 

 
Планируется, что в течение ближайших лет структура ценообразования изменится и будет 

включать в себя следующие составляющие: 

 

инфраструктурную; 

 

локомотивную; 

 

вокзальную (багажную – при перевозках багажа, грузобагажа); 

 

вагонную (моторвагонную). 

 

Формирование  коммерческих  (дерегулируемых)  тарифов  на  перевозки  в  вагонах  более 

высокого  класса  (СВ  и  купе)  происходит  на  основании  тарифного  руководства,  индексируемого 
ОАО  «РЖД».  ОАО  «РЖД»  проводит  политику  гибкого  регулирования  тарифов  на  перевозки 
пассажиров  с  учетом  сезонности  и  спроса  населения,  используя  скидки  в  периоды  снижения 
спроса  и  надбавки  к  стандартному  тарифу  в  периоды  пиковых  нагрузок.  Основными  целями 
гибкого  регулирования  тарифов  являются  сглаживание  неравномерности  перевозок  за  счет 
перераспределения  пассажиропотоков  и  обеспечение  более  эффективного  использования 
подвижного состава и других производственных ресурсов Компании. 
 
Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении 

Тарифы  на  перевозки  пассажиров,  багажа  и  грузобагажа  (товаробагажа)  регулируются  в 

соответствии  с  Соглашением  о  Межгосударственном  пассажирском  тарифе  в  рамках  Совета  по 
железнодорожному  транспорту  государств-участников  СНГ,  Латвийской  Республики,  Литовской 
Республики  и  Эстонской  Республики;  Договором  о  международном  железнодорожном 
пассажирском тарифе  – при перевозках пассажиров, багажа и товаробагажа в Китай, Монголию, 
Корею  и  Вьетнам;  Тарифом  Восток-Запад  –  при  перевозках  пассажиров  в  страны  Западной 
Европы. 

 

4.5.2. Конкуренты эмитента 

Эмитент  как  предприятие  железнодорожного  транспорта  в  силу  Федерального  закона  «О 

естественных  монополиях»  относится  к  субъекту  естественной  монополии.  Поэтому 
целесообразно,  по  мнению  эмитента,  рассмотреть  как  конкурентные  условия  деятельности  по 
сравнению  с  другими  основными  участниками  транспортного  рынка  и  альтернативными 
вариантами осуществления перевозок, так и конкуренцию в сфере железнодорожных перевозок.  

В  сфере  грузовых  перевозок  основными  конкурентами  железнодорожного  транспорта 

являются  трубопроводный,  автомобильный,  морской  и  внутренний  водный  виды  транспорта. 
Железнодорожный  транспорт  занимает  второе  место  по  грузообороту,  уступая  только 
узкоспециализированному  трубопроводному  транспорту,  который  применим  для  передачи  лишь 
нефтеналивных  грузов  –  в  данном  сегменте  он  занимает  лидирующие  позиции  в  силу  низких 
тарифов.  Для  перевозки  других  грузов  трубопроводный  транспорт  неприспособлен  и 
несопоставим с разветвленностью сети железных дорог. 

В  сфере  пассажирских  перевозок  автомобильный  транспорт  занимает  лидирующие 

позиции,  прежде  всего,  за  счет  личного  автотранспорта  граждан,  а  также  городского  и 
пригородного общественного транспорта.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     32      33      34      35     ..