ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2007 год - часть 48

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2007 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2007 год - часть 48

 

 

 

130 

год рождения: 1968 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
5. фамилия, имя и отчество: Золотов Вадим Александрович 
год рождения: 1978  
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 
доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0% 
персональный  состав  коллегиального  исполнительного  органа  общества:  уставом  не 

предусмотрен 

лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества:  
фамилия, имя и отчество: Вялов Валерий Николаевич 
доля лица в уставном капитале эмитента: 0% 

доля принадлежащих лицу обыкновенных акций эмитента: 0%

 

3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о 
планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех 
фактах обременения основных средств эмитента 

3.6.1. Основные средства 

Информация  о  первоначальной  (восстановительной)  стоимости  основных  средств  и 

сумме начисленной амортизации за 2 квартал 2007 года на дату его окончания.  

 

Наименование группы объектов 

основных средств 

Первоначальная 

(восстановительная) 

стоимость, руб. 

Сумма начисленной 

амортизации руб. 

Отчетная дата: 30.06.2007 
 
Здания 

279 242 498 

35 734 643,2 

Сооружения и передаточные 
устройства 

1 515 835 928  

193 981 418,8 

Машины и оборудование 

273 508 921 

87 937 595,6 

Транспортные средства 

414 298 604 

133 203 783,4 

Производственный и 
хозяйственный инвентарь 

6 923 728 

1 999 797,5 

Рабочий скот 

963 

278,1 

Продуктивный скот 

4 246 

1 226,4 

Многолетние насаждения 

196 784 

56 837,6 

Другие виды основных средств 

398 201 

115 013,4 

Земельные участки и объекты 
природопользования 

3 761 651 

1 086 487,0 

Итого: 

2 494 171 524 

454 117 081 

 

Сведения  о  способах  начисления  амортизационных  отчислений  по  группам  объектов 

основных средств:  

Стоимость  основных  средств  погашается  путем  начисления  амортизационных 

отчислений в течение срока их полезного использования. 

Эмитент применяет линейный способ амортизации основных средств. Амортизация 

по  каждому  инвентарному  объекту  либо  группе  однородных  объектов  начисляется 
ежемесячно  путем  применения  установленных  норм,  исчисленных  в  зависимости  от  срока 
полезного использования объекта. 

 

131 

Срок  полезного  использования  объектов  основных  средств  устанавливается  при  их 

принятии  к  бухгалтерскому  учету  на  основе  паспорта  объекта,  иных  технических 
документов,  либо  на  основании  оценки  технических  служб  эмитента,  действующих  в  его 
филиалах  и  их  структурных  подразделениях  в  соответствии  с  внутренними  документами 
эмитента. 

Сроки  полезного  использования  принимаемых  к  бухгалтерскому  учету  в  эмитенте 

объектов  основных  средств,  внесенных  в  уставный  капитал  эмитента,  а  также  вновь 
вводимых  в  эксплуатацию  в  эмитенте,  определяются  в  соответствии  с  постановлением 
Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных 
средств, включаемых в амортизационные группы". 

Определение срока полезного использования объектов основных средств производится 

исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества 
смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. 

Результаты последней переоценки основных средств: 

дата проведения переоценки: 01 января 2006 года

 

 

Группы основных средств 

До переоценки, тыс. рублей 

После переоценки, тыс. 

рублей

 

полная 

остаточная 

полная 

остаточная 

Здания 

191 162 052 

180 926 207,0 

239 314 346 

225 967 753,4 

Сооружения и передаточные 
устройства 

1 033 069 166 

977 753 083,0 

1 218 658 665 

1150 693 910,6 

Машины и оборудование 

149 748 934 

125 062 308,0 

159 657 123 

133 896 217,9 

Транспортные средства 

299 455 170 

250 089 309,0 

337 410 303 

282 968 668,1 

Производственный и 
хозяйственный инвентарь 

5 914 813 

5 016 715,5 

6 697 470 

5 640 125,8 

Рабочий скот 

977 

828,7 

736 

619,8 

Продуктивный скот 

1 738 

1 474,1 

1 996 

1 680,9 

Многолетние насаждения 

185 286 

157 152,4 

185 561 

156 266,1 

Другие виды основных средств 

193 622 

164 222,7 

200 520 

168 863,5 

Земельные участки и 
объекты природопользования 

3 421 225 

2 901 750,6 

3 409 613 

2 871 330,0 

способ  проведения  переоценки  основных  средств:  по  рыночной  стоимости 

соответствующих  основных  средств,  подтвержденной  документами  и  экспертными 
заключениями
 

методика  оценки:  оценка  основных  средств  проводилась  по  рыночной  стоимости 

восстановления  основных  средств  с  применением  трех  подходов  в  оценке  (сравнительного, 
затратного  и  доходного).  Основные  методы,  используемые  при  оценке  –  метод  рыночных 
аналогов и метод на основе показателей восстановительной стоимости.
 

Планы  по  приобретению  или  замене  основных  средств  связаны  с  реализацией 

инвестиционной среднесрочной программы. Цель программы – достижение целей и решение 
задач  Программы  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте,  определяющей 
целевые приоритеты отрасли: 

продолжение  массового  обновления  подвижного  состава  и  оборудования  путем 

закупок  новых  локомотивов  и  вагонов,    а  также  расширения  работ  по  модернизации 
устаревающего подвижного состава; 

обновление   и  модернизация инфраструктуры на наиболее напряженных участках, 

подходах к крупным транспортным узлам и портам; 

 

132 

развитие  автоматизированных  системы  управления  перевозочным  процессом  и 

безопасностью перевозок; 

развитие на территории России международных транспортных коридоров. 

Сведения  обо  всех  фактах  обременения  основных  средств  эмитента:  основные  средства, 
находящихся  в  обременении  по  состоянию  на  дату  утверждения  настоящего  проспекта 
ценных бумаг, отсутствуют 

 

IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента

 

 

4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 

 

4.1.1. Прибыль и убытки 

 

Показатели,  характеризующие  прибыльность  и  убыточность  эмитента  за 

соответствующий отчетный период: 

 

Наименование показателя   

3 кв. 2007 

Выручка, тыс. руб.               

469 106 823 

Валовая прибыль, тыс. руб.       

58 673 365 

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), тыс. руб.   

25 319 808 

Рентабельность собственного капитала, %    

1,0 

Рентабельность активов, %   

0,9 

Коэффициент чистой прибыльности, %             

5,4 

Рентабельность продукции (продаж), %                 

12,1 

Оборачиваемость капитала    

0,18 

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб.      

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и   
валюты баланса              

 
 

На  протяжении  всего  периода  существования  эмитента  его  деятельность  является 

прибыльной.  Значения  показателей  чистой  прибыльности,  рентабельности  активов, 
рентабельности  собственного  капитала  обусловлены  существующей  государственной 
тарифной  политикой  на  услуги,  оказываемые  эмитентом,  а  также  высокой  стоимостью 
имущества эмитента. 

 

4.1.2. Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом 
товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности 

 

Основными  факторами,  оказывающими  влияние  на  изменение  выручки  эмитента, 

являются  индексация  тарифов  на  железнодорожные  перевозки,  рост  физических  объемов 
перевозок  грузов  и  пассажиров,  а  также  изменения  структуры  перевозок  (изменение  долей 
грузов различных классов в общем грузообороте эмитента). 

 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

 

 

133 

Показатели,  характеризующие  ликвидность  эмитента  за  соответствующий 

отчетный период: 

 

Наименование показателя    

2 кв. 2007 

Индекс постоянного актива    

1,01 

Коэффициент текущей ликвидности                  

1,31 

Коэффициент быстрой ликвидности                  

0,62 

Коэффициент автономии  собственных средств          

0,92 

 

Рассчитанные показатели подтверждают высокую степень финансовой устойчивости 

и  уровня  платежеспособности  эмитента.  Собственного  капитала  компании  достаточно 
для  исполнения  краткосрочных  обязательств и  покрытия текущих  операционных  расходов 
эмитента. 

 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

 

Информация о размере и структуре капитала эмитента на 30.09.2007 года: 

Показатели 

 

размер уставного капитала, тыс. руб. 

1 535 700 000 

общая стоимость акций эмитента, выкупленных эмитентом для 
последующей перепродажи, тыс. руб. 

размер резервного капитала, формируемого за счет отчислений из 
прибыли, тыс. руб. 

2 539 196 

размер добавочного капитала эмитента, тыс. руб. 

905 833 299 

размер нераспределенной чистой прибыли, тыс. руб. 

77 306 622 

размер средств целевого финансирования, тыс. руб. 

Общая сумма капитала эмитента, тыс. руб. 

2 521 379 117 

 

Структура  и  размер  оборотных  средств  эмитента  в  соответствии  с  бухгалтерской 

отчетностью эмитента: 

 

Оборотные средства 

30.09. 2007 года 

Сумма, тыс. рублей 

Доля, % 

Запасы 

64 743 240 

36,0 

НДС 

16 485 617 

9,2 

Долгосрочная дебиторская 
задолженность 

13 632 146 

7,6 

Краткосрочная дебиторская 
задолженность 

39 941 848 

22,2 

Краткосрочные финансовые вложения 

20 998 442 

11,7 

Денежные средства 

15 547 909 

8,6 

Прочие оборотные активы 

8 643 180 

4,8 

Итого: 

179 992 382 

100,0 

 

 

134 

Источники финансирования оборотных средств эмитента: собственные источники, 

кредиты,  займы  и  кредиторская  задолженность.  Собственные  ресурсы  включают  прибыль, 
средства,  обеспечивающие  простое  воспроизводство  и  образующиеся  от  продаж  текущего 
периода, финансовые резервы. 

Собственных  средств  эмитента  достаточно  для  выполнения  в  полной  мере 

обязательств по краткосрочной кредиторской задолженности и краткосрочным кредитам. 

В  составе  оборотных  средств  эмитента  достаточно  ликвидных  активов, 

позволяющих  своевременно  выполнять  платежи  по  краткосрочным  обязательствам  и 
покрывать текущие операционные расходы эмитента

 

4.3.2. Финансовые вложения эмитента 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 10 и более процентов 

всех его финансовых вложений на дату окончания 2 квартала 2007 года: 

1.  На 30 сентября 2007 года: 

Вложения в ценные бумаги. 

1. вид ценных бумаг: акции 

полное  фирменное  наименование  эмитента:  открытое  акционерное  общество 

«Росжелдорстрой» 

сокращенное фирменное наименования эмитента: ОАО «Росжелдорстрой» 

Дата государственной 

регистрации выпуска 

Государственный 

регистрационный номер 

выпуска 

Орган, осуществивший 

государственную регистрацию 

выпуска 

31.08.2006 

1-01-55220-Е 

Федеральная служба по 

финансовым рынкам 

количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 10 162 689 штук 

Открытое акционерное общество «Росжелдорстрой» является дочерним обществом 

эмитента. 

общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  10 

162 689 рублей 

общая  балансовая  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:  10 

162 689 000 рублей 

размер  дивиденда  по  привилегированным  акциям:  ОАО  «Росжелдорстрой»  не 

размещало привилегированных акций 

размер объявленного дивиденда по обыкновенным акциям: дивиденды по обыкновенным 

акциям за существования ОАО «Росжелдорстрой» не объявлялись и не выплачивались   

2. вид ценных бумаг: акции 

полное  фирменное  наименование  эмитента:  открытое  акционерное  общество  «Центр 

по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер» 

сокращенное фирменное наименования эмитента: ОАО «ТрансКонтейнер» 

 

Дата государственной 

регистрации выпуска 

Государственный 

регистрационный номер 

выпуска 

Орган, осуществивший 

государственную регистрацию 

выпуска 

11.05.2006 

1-01-55194-Е 

Федеральная служба по 

финансовым рынкам 

количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 13 894 777 штук 

 

135 

Открытое акционерное общество «ТрансКонтейнер» является дочерним обществом 

эмитента. 

общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента:  13 

894 777 000 рублей 

общая  балансовая  стоимость  ценных  бумаг,  находящихся  в  собственности  эмитента:  13 

894 777 000 рублей 

размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО «ТрансКонтейнер» не размещало 

привилегированных акций 

размер объявленного дивиденда по обыкновенным акциям: дивиденды по обыкновенным 

акциям за существования ОАО «ТрансКонтейнер» не объявлялись и не выплачивались 

Эмитент создал резерв под обесценение ценных бумаг. 

Величина  резерва  на  начало  последнего  завершенного  финансового  года  до  даты 

утверждения проспекта ценных бумаг (на 1 января 2006 года): 36 819 тыс. рублей 

Величина  резерва  на  конец  последнего  завершенного  финансового  года  до  даты 

утверждения проспекта ценных бумаг (на 31 декабря 2006 года): 53 746 тыс. рублей

 

Величина  потенциальных  убытков,  связанных  с  банкротством  организаций 

(предприятий),  в  которые  были  произведены  инвестиции,  соответствует  размеру 
произведенных финансовых вложений. 

Все  расчеты,  произведенные  в  настоящем  пункте,  произведены  в  соответствии  со 

стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации. 

Средств  эмитента,  размещенные  на  депозитных  или  иных  счетах  в  банках  и  иных 

кредитных организациях, лицензии которых были приостановлены либо отозваны, а также в 
отношении которых было принято решение о реорганизации, ликвидации таких кредитных 
организаций, о начале процедуры банкротства, не имеется.

 
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического 
развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

 

В  отчетном  создание  и  получение  эмитентом  правовой  охраны  основных  объектов 

интеллектуальной собственности не осуществлялось. 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

 

Результаты  двух  проведенных  этапов  реформы  железнодорожного  транспорта 

свидетельствуют о положительных итогах реформирования для экономики страны. 

За  два  года  работы  ОАО  «РЖД»  обеспечило  10%  рост  объемов  перевозок, 

технологическую  и  финансовую  устойчивость,  повышение  безопасности  движения  поездов, 
существенно увеличило объемы налоговых платежей. 

В рамках реализации второго этапа реформы проведены мероприятия по реструктуризации 

предприятий, осуществляющих ремонт и производство железнодорожной техники, приняты 

решения о создании дочерних обществ по производству средств железнодорожной автоматики и 

телемеханики, производству и ремонту путевой техники, реструктурирован строительный 

 

136 

комплекс ОАО «РЖД». 

Определены  основные  принципы  формирования  имущественного  комплекса 

Федеральной пассажирской дирекции и ее взаимодействия с железными дорогами. В состав 
ФПД войдут 17 региональных дирекций, 46 вагонных депо, 25,5 тысяч пассажирских вагонов. 

На  базе  имущества  вокзальных  комплексов  рассматривается  возможность  создания 

Дирекции  железнодорожных  вокзалов  с  возможным  последующим  выделением  в  дочернее 
общество. 

Пассажирские перевозки 

С момента вступления в действие Федерального закона №122-ФЗ  перевозки граждан-

получателей  социальных  услуг  к  месту  санаторно-курортного  лечения  и  обратно,  в 
пассажирских  поездах  дальнего  следования,  осуществляются  на  основании  Договора  между 
Фондом  социального  страхования  Российской  Федерации  и  ОАО  «РЖД».  Договор 
предусматривает  перевозки  не  только  по  территории  Российской  Федерации,  но  и 
транзитом  через  территорию  государств-участников  Содружества  Независимых 
Государств, Латвийской, Литовской и Эстонской Республик в поездах российских железных 
дорог.  Согласно  договору,  расчеты  за  данные  перевозки  будут  осуществляться  по 
фактической стоимости оказанных услуг, включая и комиссионные сборы. В соответствии с 
требованиями  договора  разработан  порядок  учета  поездок  данной  категории  льготников, 
предусматривающий 

формирование 

поименного 

реестра 

оформленных 

проездных 

документов, по поездкам  к месту санаторно-курортного лечения и обратно.  

Разработана  и  согласована  с  Фондом  социального  страхования  «Технология 

оформления проезда льготных категорий пассажиров и учет выпадающих доходов», а также 
форма талонов на право безденежного оформления проездных документов.  

Выполнено  программное  обеспечение,  позволяющее каждые  5 дней    получать данные 

за текущий месяц о количестве оформленных проездных документов и стоимости оказанных 
услуг  в  части  выпадающих  доходов.  По  железным  дорогам  учет  оформленных  проездных 
документов  и  стоимости  оказанных  услуг  ведется  в  разрезе  субъектов  РФ,  по  времени  и 
месту оформления или возврата проездного документа. 

Таким образом, решена проблема взаиморасчетов с федеральным бюджетом, возникла 

реальная возможность работы без задолженностей за перевозки в дальнем сообщении. 

10  ноября  2004  года  между  ОАО  «РЖД»  и  Федеральным  агентством  по 

здравоохранению  и  социальному  развитию  заключен  договор  оказания  услуг  по  перевозке  в 
пригородном  сообщении  граждан  –  получателей  социальных  услуг  ответственности 
федерального бюджета. 

В  соответствии  с  указанным  договором  ОАО  «РЖД»  обеспечивало  в  течение  2005 

года  перевозки  пассажиров  в  пригородном  сообщении  по  территории  по  территории 
Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда и без ограничения числа поездок и 
расстояния  следования.  Оплата  за  перевозки  предусмотрена  в  размере  5,9  млрд.руб. 
независимо от объема оказанных услуг. 

Из  всех  предложенных  вариантов  по  оформлению  поездок    льготных  категорий 

граждан  за  основу  был  принят  порядок  определенный  действующей  технологией,  что 
позволило  значительно  упростить  переход  к  реализации  положений  нового  Федерального 
закона.  Практический опыт работы в январе 2005 года подтвердил правильность принятого 
решения.
 

Оформление бесплатного проезда в поездах пригородного сообщения производится на 

основании  устной  заявки  граждан  по  предъявлении  документов,  удостоверяющих  право  на 
бесплатный  проезд,  а  также  документов,  удостоверяющих  личность,  с  последующей 
выдачей  им  безденежных  проездных  документов  (билетов)  в  билетных  кассах  или 
разъездными билетными кассирами (проводниками вагонов). 

 

137 

В качестве безденежных проездных документов (билетов) используются разовые или 

абонементные  билеты  (сроком  действия  1,2,3  месяца),  оформленные    с  помощью 
контрольно-кассовой  техники,  системы  АСУ  «Экспресс»  или  по  ручной  технологии  на 
бланках строгой отчетности, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте 
общего  пользования.  С  целью  оформления  безденежных  проездных  документов  по  ручной 
технологии в пригородном сообщении  разработаны и изготовлены новые бланки формы ЛУ-
4пб, ЛУ-4аб. 

Принятый  закон,  является  основным  инструментом    снижения  убыточности 

пригородного комплекса,  который значительно поднимет уровень организации пригородных 
перевозок и качество обслуживания пассажиров. 

Для  определения  фактических  объемов  перевозок  по  каждой  льготной  категории 

граждан была разработана система  кодирования в виде классификатора (справочника) кодов 
льгот.  Классификатор,  программно  поддерживаемый  системой  АСУ  «Экспресс»,  является 
центральным  звеном,  позволяющим  сформировать  статистическую  отчетность  по 
льготному проезду каждой категории граждан и обеспечить контроль льготных перевозок. 

На  основании  оформленных  проездных  документов  (билетов)  осуществляется  учет 

фактических  объемов  льготных  перевозок  граждан  в  поездах  пригородного  сообщения  с 
распределением по категориям льгот, а также сумм начисленных платежей и выпадающих 
доходов. 

Разработаны  и  утверждены  новые  формы  финансовой  и  статистической 

отчетности  (ЦО-22приг,  ЦО-22ф),    содержащие  показатели  по  льготному  проезду, 
утвержден  порядок  их  формирования.  Указанные  формы  отчетности  согласованы  с 
федеральной службой статистики. 

Таким образом, в рамках существующей технологии были решены основные вопросы, 

обеспечивающие  формирование    отчетных  форм  в  пригородном  сообщении  по  каждой 
категории льготных граждан, достоверный учет выпадающих доходов, что является одним 
из основных условий при проведении расчетов с Федеральным  и региональными бюджетами. 

В  настоящее  время  Федеральным  агентством  информатизации  Российской 

Федерации  принято  решение  ввести  с  2006  года  во  всех  89  субъектах    социальную  карту 
жителя. Аналогом послужило «социальная карта москвича», которая внедрена в Московском 
регионе.
  

В 2004 году  был разработан новый пригородный терминал МКТК, который позволяет 

обеспечить первичный учет оформленных проездных документов (билетов, как разовых, так 
и  абонементных  на  транспортных  картах)  для  пригородного  сообщения,  а  также 
автоматизированный учет финансовой и статистической отчетности. 

В настоящее время компанией приобретено и установлено 850 терминалов указанного 

типа, в первую очередь на Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных узлах,  где 
реализована программа реализации проездных документов в электронной форме. 

В  текущем  году  подобными  терминалами  требуется  оснастить  все  пригородные 

билетные  кассы  сети  железных  дорог  (3500  терминалов).    Таким  образом,  будет  создана 
единая  техническая  база  для  создания  автоматизированной  системы  сбора  и  передачи 
данных по пригородным перевозкам, включая перевозки льготных категорий пассажиров. 

Совершенствование тарифной политики - дерегулирование тарифов в конкурентных 

сегментах и проведение гибкой тарифной политики 

Реформирование  железнодорожного  транспорта  направлено,  прежде  всего,  на 

развитие  конкуренции  в  отрасли  при  сохранении  государственного  контроля  над 
инфраструктурой  общего  пользования.  Одним  из  основных  компонентов  процесса 
активизации конкуренции является совершенствование тарифной политики. 

Основными целями в области реализации тарифной политики являются: 

долговременное 

планирование 

целевого 

уровня 

тарифов 

в 

условиях 

совершенствования их государственного регулирования;  

 

138 

- расширение сферы применения свободного ценообразования; 

оперативное  и  гибкое  регулирование  тарифов  в  соответствии  с  изменениями 

конъюнктуры  платежеспособного  спроса  на  перевозки  грузов,  багажа,  грузобагажа  и 
пассажиров в естественно-монопольной и потенциально-конкурентной сферах; 

эффективная 

ценовая 

конкуренция 

в 

сегментах 

высокоприбыльных 

железнодорожных перевозок с другими видами транспорта и независимыми перевозчиками и 
операторами; 

создание  благоприятных  экономических  условий  для  роста  объемов  грузовых, 

багажных,  грузобагажных  и  пассажирских  перевозок  на  основе  стабильности  принципов  и 
методов государственного регулирования и прогнозируемости тарифов. 

В  естественно-монопольной  и  конкурентной  сферах  деятельности  ОАО  «РЖД»  при 

осуществлении  перевозок  грузов,  как  в  международном,  так  и  во  внутригосударственном 
сообщении  с  участием  различных  перевозчиков  и  видов  транспорта  должна  развиваться 
практика  установления  «сквозных  тарифных  ставок».  На  третьем  этапе  структурной 
реформы  данная  система  расчѐта  провозных  плат  должна  применяться  к  основной  массе 
мультимодальных перевозок. 

Важным  элементом  долговременной  тарифной  политики  является  ее  гибкость, 

которая  характеризуется,  прежде  всего,  отражением  в  тарифах  рыночных  факторов, 
связанных  с  развитием  конкуренции  на  рынке  транспортных  услуг,  мировых  и  внутренних 
цен  и  др.  Индексация  тарифов  на  грузовые  перевозки  будет  осуществляться  в  пределах, 
необходимых для эффективного развития Компании: до 2006 года на уровне инфляции, с 2007 
по 2010 год – с коэффициентом 0,98 от уровня инфляции.  

Необходимым  условием  эффективного  проведения  гибкой  тарифной  политики 

является  оперативная  реакция  на  быстро  меняющиеся  конъюнктурные  факторы.  Эта 
задача  будет  решаться  за  счет  предоставления  ОАО  «РЖД»  прав  по  установлению  в 
определенных  условиях  исключительных  тарифов  в  естественно-монопольной  сфере 
деятельности  для  стимулирования  роста  объемов  перевозок,  в  рамках  установленного 
предельного  уровня  повышения  тарифов,  и  смягчения  неравномерности  загрузки  отдельных 
типов  подвижного  состава  по  сезонным  периодам  в  зависимости  от  изменения  рыночной 
конъюнктуры. 

График  гибкого  регулирования  позволяет  пассажиру  заблаговременно  планировать 

свою  поездку,  ориентируясь  на  период  года  и  стоимость  проезда,  Компании  –  увеличить 
доходы,  более  оперативно  учитывать  изменения  платежеспособного  спроса  населения  на 
перевозки,  а  также  сократить  потребность  в  парке  подвижного  состава,  трудовых, 
материальных и финансовых ресурсах.  

Расчетные  данные  показывают,  что  в  2005  году  при  прогнозируемой  индексации 

тарифов  в  вагонах  СВ  пассажирооборот  увеличится  на  3,5%,  а  доходы  на  12%,  что  будет 
способствовать  развитию  одного  из  прибыльных  секторов  деятельности  в  сфере 
пассажирских перевозок. 

Проведение  гибкой  тарифной  политики  в  конкурентных  сегментах  транспортного 

рынка  является  крайне  важным  элементом  реализации  Программы  реформирования 
железнодорожного  транспорта,  направленным  на  постепенный  переход  от  директивных  к 
рыночным  принципам  ценообразования  на  транспортные  услуги.  Уже  на  втором  этапе 
реформы,  Российские  железные  дороги  в  ряде  сегментов  рынка  транспортных  услуг 
работают  в  условиях  конкуренции  со  стороны  других  видов  транспорта  и  частных 
собственников подвижного состава. 

Крупнейшим 

конкурентным 

сегментом 

являются 

перевозки 

нефти 

и 

нефтепродуктов,  где  доля  железнодорожного  транспорта  составляет  лишь  около  30%,  из 
которых  парком  «РЖД»  перевозится  менее  половины,  а  на  ряде  направлений  все  перевозки 
выполняются в приватных вагонах. 

Близкая  ситуация  –  по  химикатам,  где  доля  парка  «РЖД»  составляет  около  32%, 

удобрениям    (также  около  32%),  цветной  руде  и  ряду  других  грузов.  На  важнейших 

 

139 

направлениях  Европейской  части  страны  не  более  10-15%  контейнерных  перевозок 
выполняется железнодорожным транспортом. 

Конкурентным  является  рынок  перевозок  на  малые  и  средние  расстояния 

металлоконструкций, бумаги, зерна, автомобилей, машин и оборудования. 

Таким  образом,  существующие  условия  ценообразования  не  позволяют  реализовать 

возможности  Российских  железных  дорог  по  привлечению  грузов  на  федеральную 
инфраструктуру  общего  пользования  за  счет  системы  гибких  тарифов,  что  приводит  к 
потерям  доходов  от  перевозок.  В  результате  осложняется  реализация  возложенной 
государством  на  ОАО  «РЖД»  задачи  по  поддержанию  и  развитию  железнодорожной 
инфраструктуры. 

В  целях  формирования  эффективной  тарифной  политики,  адаптированной  к 

условиям  рыночной  экономики,  необходимо  выделение  из  сферы  естественной  монополии 
конкурентных  сегментов  рынка  транспортных  услуг  и  дерегулирование  тарифов  в  этих 
сегментах, сохраняя общие принципы антимонопольного контроля. 

В  сфере  естественной  монополии  для  оперативного  принятия  решений  с  учетом 

быстро  меняющейся  конъюнктуры  на  товарных  и  транспортных  рынках  необходима 
передача  ОАО  «РЖД»  права  установления  тарифов  в  рамках  определенного  прейскурантом 
их предельного (максимально допустимого) уровня.  

Правовая основа выделения конкурентных рынков из сферы естественной монополии 

на  железнодорожном  транспорте  определена  Федеральным  законом  «О  естественных 
монополиях». 

Безопасность движения  

В  повышение  безопасности  железнодорожных  перевозок  ОАО  «РЖД»  в  2005  году 

инвестировано 7,1 млрд. руб.  

В  целях  системного  повышения  безопасности  железнодорожных  перевозок  в  ОАО 

«РЖД»  с  2004  года  начато  внедрение  комплексной  многоуровневой  системы  безопасности 
движения, минимизирующей влияние «человеческого фактора» на своевременность, качество 
и безопасность технологических процессов

 

4.5.2. Конкуренты эмитента 

 

Эмитент  как  предприятие  железнодорожного  транспорта  в  силу  Федерального 

закона  «О  естественных  монополиях»  относится  к  субъекту  естественной  монополии. 
Поэтому  целесообразно,  по  мнению  эмитента,  рассмотреть  как  конкурентные  условия 
деятельности  по  сравнению  с  другими  основными  участниками  транспортного  рынка  и 
альтернативными  вариантами  осуществления  перевозок,  так  и  конкуренцию  в  сфере 
железнодорожных перевозок.  

В сфере грузовых перевозок основными конкурентами железнодорожного транспорта 

являются  трубопроводный,  автомобильный,  морской    и  внутренний  водный  виды 
транспорта.  Железнодорожный  транспорт  занимает  второе  место  по  объему  перевозок 
грузов,  уступая  только  узкоспециализированному  трубопроводному  транспорту,  который 
применим  для  передачи  лишь  нефтеналивных  грузов  –  в  данном  сегменте  он  занимает 
лидирующие позиции в силу низких тарифов. Но для перевозки других грузов трубопроводный 
транспорт неприспособлен и несопоставим с разветвленностью сети железных дорог. 

В  сфере  пассажирских  перевозок  автомобильный  транспорт  занимает  лидирующие 

позиции,  прежде  всего  за  счет  личного  автотранспорта  граждан,  а  также  городского  и 
пригородного общественного транспорта. 

К  тому  же  по  всей  территории  России  и  в  каждом  отдельно  взятом  регионе 

существует 

инфраструктурное 

доминирование 

автомобильного 

транспорта 

над 

железнодорожным. Так, в Центральном округе коэффициент транспортной обеспеченности 

 

140 

территории  составляет  26,6  км/тыс.  км

  -  по  железнодорожному  транспорту,  241,9 

км/тыс.  км

  -  по  автомобильному  (в  целом  по  России  5,04  км/тыс.  км

  и  44,2  км/тыс.  км

 

соответственно).  

Столь  значительное  расхождение  коэффициентов  транспортной  обеспеченности 

вызвано  разными  задачами,  которые  решают  автомобильный  и  железнодорожный 
транспорт как участники логистической системы в России. 

Таким  образом,  территорию  России  можно  разбить  на  две  части:  европейскую  и 

азиатскую. На европейскую часть приходится около 87% длины железных дорог, около 90% 
автомобильных  дорог  и  свыше  30%  речных  путей  сообщения.  Проживает  в  этой  части 
страны  почти  85%  населения.  Необходимо  отметить  различие  и  в  топографии 
расположения транспортных линий по территории этих частей страны. 

В  сфере  перевозок  железнодорожным  транспортом  уровень  конкуренции 

определяется  тенденциями,  проявляющимися  на  этом  рынке:  рост  промышленного 
производства  способствует  увеличению  объемов  грузооборота,  создание  и  развитие 
крупными предприятиями и холдингами собственного подвижного состава, реформирование 
железнодорожной отрасли и доступ к инфраструктуре железных дорог частных компаний.  

Таким  образом,  появившийся  в  последние  годы  интерес  к  развитию  рынка  перевозок 

грузов  и  рынка  подвижного  состава  обоснован.  Наблюдается  постоянный  рост  перевозок 
грузов железнодорожным транспортом (в 2002 году рост грузооборота на 5,7% к 2001 году, в 
2003  году  рост  на  10,5%  к  2002  году)  и  в  ближайшие  несколько  лет  эта  тенденция 
сохранится.    К  2010  году  по  базовому  варианту  стратегической  программы  развития  ОАО 
«РЖД»  грузооборот  на  железнодорожном  транспорте  может  вырасти  на  31,8%  по 
сравнению с 2003 годом. 

 Кроме  того,  в  рамках  реформы  МПС  РФ  с  2002  года  к  железнодорожной 

инфраструктуре  получили  доступ  частные  компании,  которые  начали  масштабное 
приобретение подвижного состава.  

В настоящее время весь парк вагонов на сети дорог можно разделить на три группы: 

вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД» (парк общего пользования); 

вагоны инвентарного парка ОАО «РЖД», сданные в аренду; 

вагоны,  находящиеся  в  собственности  промышленных  предприятий  и 
транспортных компаний. 

На сети железных дорог России действует 2 267 собственников подвижного состава, 

которые  владеют  238,8  тыс.  вагонов  (27,9%  инвентарного  парка).  В  настоящее  время 
наблюдается  тенденция  к  увеличению  доли  на  рынке  собственников  подвижного  состава, 
владеющих более 1 000 единиц подвижного состава.  

Наиболее  многочисленную  группу  составляют  организации,  владеющие  от  1  до  20 

единиц подвижного состава каждая (57,4% от общей численности или 1 302 собственника). 
Суммарно же на данную группу приходится лишь 8,7 тыс. единиц вагонов, что составляет 
3,4% от общего вагонного парка других собственников.  

Наибольшее количество вагонов находится в собственности организаций, владеющих 

более  1000  единиц  подвижного состава.  В данную  группу  входит  52  компании.  Всего  на  них 
приходится 104,7 тыс. вагонов, что составляет 43,8% от общего парка частного подвижного 
состава.  

В  группу  наиболее  крупных  компаний-собственников  входят  в  основном 

промышленные  сырьевые  компании,  («Лукойл  Транс»,  «ЮКОС»),  а  также  компании-
операторы  («Русский  мир»).  Также  на  рынке  перевозок  груза  наблюдается  тенденция  к 
концентрации  парков  подвижного  состава  крупных  компаний  («Балттранссервис», 
«Северстальтранс»).  Это  свидетельствует  о  насыщении  рынка  и  стремлении  компаний 
снижать свои издержки. 

 

141 

Увеличение  приватного  парка  вагонов  вызвано  его  ростом  в  группе  собственников, 

владеющих 101 и более единиц подвижного состава.  

По данным на 24 января 2005 года доля ОАО «РЖД» в инвентарном парке составила 

72,1%,  собственников,  владеющих  более  1  000  единиц  подвижного  состава  –  12,2%, 
собственников в группе 101 - 1 000 единиц подвижного состава – 11,3%. 

Это привело к тому, что внутриотраслевая конкуренция на рынке железнодорожных 

перевозок с созданием крупными холдингами собственных перевозочных компаний постоянно 
растет.  На  рынке  действуют  компании-операторы,  собственники  вагонов  и  экспедиторы, 
которые  действуют  в  определенных  сегментах  рынка.  Сегментирование  рынка  можно 
провести по родам грузов, родам подвижного состава, видам сообщения.  

В  настоящее  время  в  России  насчитывается  более  80  грузовых  операторов.  Работа 

большинства крупных компаний-операторов сконцентрирована в основном в высокодоходных 
сегментах  транспортного  рынка  (по  парку  цистерн  доля  приватного  парка  составляет 
62,5%). 

Также  доля  перевозок  операторами  особенно  велика  в  сегментах  перевозки 

минеральных  удобрений,  автомобилей.  Это  вызвано  более  привлекательным  уровнем 
доходности (более высокие тарифы за перевозку) по данным грузам. 

  По  мнению  экспертов,    к  2010  году  на  их  долю  будет  приходиться  около  50%  всего 

вагонного парка. 

Текущие и планируемые объѐмы парка вагонов по принадлежности, тыс.шт. 

Инвентарный парк 

Доля в общем 
инвентарном 

парке вагонов, 

Прогноз на 2005 г. (по 

Стратегической программе) 

Целевое значение на 2010 г. (по 

Стратегической программе) 

Доля в общем 

инвентарном парке 
вагонов по базовому 

варианту, % 

Доля в общем 
инвентарном 

парке вагонов по 

сценарному 

варианту, % 

Доля в общем 
инвентарном 
парке вагонов 

по базовому 

варианту, % 

Доля в общем 

инвентарном парке 

вагонов по 

сценарному 

варианту, % 

Всего 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

в т.ч. др. 

собственников 

27,9 

29,9 

30,1 

43,8 

46,2 

ОАО "РЖД" 

72,1 

70,1 

69,9 

56,2 

53,8 

Полувагоны 

29,1 

30,5 

30,5 

30,5 

30,5 

в частной 

собственности 

0,1 

3,5 

3,7 

11,5 

13,0 

ОАО "РЖД" 

29,1 

27,0 

26,8 

19,0 

17,5 

Цистерны 

24,8 

24,8 

24,8 

24,8 

24,8 

в частной 

собственности 

15,5 

14,8 

14,8 

16,1 

14,9 

ОАО "РЖД" 

9,3 

10,0 

10,1 

8,7 

9,9 

Платформы 

8,2 

9,1 

9,1 

9,1 

9,1 

в частной 

собственности 

0,9 

1,4 

1,5 

3,4 

3,9 

ОАО "РЖД" 

7,4 

7,7 

7,6 

5,7 

5,2 

Крытые 

9,9 

10,1 

10,1 

10,1 

10,1 

в частной 

собственности 

0,8 

1,4 

1,4 

2,7 

3,2 

ОАО "РЖД" 

9,1 

8,7 

8,6 

7,4 

6,8 

Прочие 

27,8 

25,5 

25,5 

25,5 

25,5 

в частной 

собственности 

10,6 

8,7 

8,8 

10,0 

11,2 

 

142 

ОАО "РЖД" 

17,2 

16,8 

16,8 

15,5 

14,3 

Особенностью  рынка  является  то,  что  его  участники  рынка,  за  исключением  

эмитента,  ориентированы  пока  на  только  на  перевозки  в  специализированном  подвижном 
составе.  Так  доля  собственных  вагонов  в  парке  цистерн  составляет  55,6%  (132,4  тыс. 
единиц),  прочих  вагонов  (рефрижераторы,  окатышевозы)  –  38,1%,  а  доля  универсальных 
собственных вагонов в общей структуре парка невелика: по платформам – 11,0%, по крытым 
вагонам – 8,1%. 

Таким  образом,  рост  приватного  парка  вагонов  на  основе  недискриминационного 

доступа  частных  собственников  к  инфраструктуре  ОАО  «РЖД»,  приводит  к  повышению 
конкуренции на рынке железнодорожного транспорта 

Интерес  частных  владельцев  подвижного  состава  смещен  в  высокодоходные 

сегменты  транспортного  рынка.  ОАО  «РЖД»,  как  общественный  перевозчик,  вынуждено 
выполнять  большую  долю  низкодоходных  перевозок  грузов,  что  не  является  конкурентным 
преимуществом эмитента. 

В  соответствии  с  Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном 

транспорте,  доля  парка  грузовых  вагонов,  находящихся  в  собственности  ОАО  «РЖД»,  на 
рынке  грузовых  перевозок  должна  составить  50%.  При  этом  уже  сейчас  работа 
операторских  компаний  сконцентрирована  в  основном  в  высокодоходных  сегментах 
транспортного рынка. 

Прогнозирование экономических результатов в условиях развития конкуренции   

В соответствии с миссией, изложенной в Стратегической программе развития, ОАО 

«РЖД» позиционируется в качестве универсального публичного перевозчика всех видов грузов 
и  категорий  пассажиров  на  российском  и  международном  транспортных  рынках.  С  другой 
стороны,  Компания  должна  обеспечить  эффективное  содержание  инфраструктуры  и 
предоставление  еѐ  услуг  независимым  перевозчикам.  Исходя  из  этого,  залогом  успешного 
развития Компании является увеличение масштабов транспортного производства и услуг, а 
также  наличие  технических  и  нормативных  условий,  включая  соответствующий 
подвижной состав, обеспечивающих спрос во всех сегментах рынка железнодорожных услуг. 

Развитие Компании осуществляется на основе требований государства, населения и 

товаропроизводителей к объемам, качеству и стоимости транспортного обслуживания. 

Наиболее  важным  и  доходным  для  Компании  является  рынок  грузовых  перевозок, 

поэтому  укрепление  позиций  ОАО  «РЖД»  на  данном  рынке  можно  считать  одной  из 
основных  задач  на  ближайшую  перспективу.  Для  достижения  поставленных  целей  в 
условиях конкуренции увеличение объемов производства в высокодоходных сегментах должно 
неизменно  основываться  на  привлечении  грузоотправителей  с  помощью  качества 
обслуживания. 

В  условиях  внутривидовой  конкуренции  переход  к  2010  году  около  половины  парка 

грузовых  вагонов  в  частную  собственность  существенно  изменит  экономическую  среду 
деятельности Компании. 

Уже  к  2005  году  будут  созданы  дочерние  общества,  занимающиеся  перевозками  в 

отдельных  сегментах  рынка  (контейнерные  перевозки,  транспортировка  скоропортящейся 
продукции)  и  выполняющие  около  5%  сетевого  грузооборота.  К  2010  году  удельный  вес 
дочерних обществ, создаваемых в конкурентных секторах,  вырастет до 6,5%. 

Несмотря  на  то,  что  к  2010  году  планируется  достижение  примерно  равного 

количества  вагонов  приватного  парка  и  парка  ОАО  «РЖД»,  ожидается  неравномерное 
изменение доли Компании по разным типам вагонов.  Так, в части крытых вагонов доля ОАО 
«РЖД» ожидается на уровне 67,9-73,5%, полувагонов – 57,5-62,2%, цистерн – 35,0-40,0% . 

В целом, к 2010 году прогнозируется снижение доли ОАО «РЖД» в парке пользу других 

компаний  на  32,5  -  34,9%,  в  том  числе  платформ  (-41,1%),  полувагонов  (-44,2%),  крытых 
вагонов (-32,1%). Наибольший рост вагонов приватного парка прогнозируется по полувагонам 

 

143 

(в 5-6 раз), платформам и  крытым (в 2-3 раза), что связано с его низким уровнем в базовом 
периоде. 

Сокращение  доли  ОАО  «РЖД»  в  перевозках  грузов  негативно  повлияет  на  доходы 

Компании,  но  будет  частично  компенсировано  доходами  от  сдачи  в  аренду  подвижного 
состава и оказания услуг инфраструктуры. 

Помимо  выхода  на  новые  рынки  сбыта,  необходимо  уделять  внимание  издержкам 

Компании,  концентрировать  и  эффективно  использовать  внутренние  ресурсы.  Снижение 
вагонов  в  собственности  ОАО  «РЖД»  к  2010  году  не  должно  быть  причиной  сокращения 
выручки Компании – за счѐт оптимизации использования имеющегося подвижного состава, 
внедрения  новых  услуг  и  наращивания  перевозок  высокодоходных  грузов можно  значительно 
повысить  доходность  Компании,  усилить  еѐ  позиции  в  конкурентных  сегментах 
транспортного рынка

 

V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления 

эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-

хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках 

(работниках) эмитента

 

 

5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 

 

В  соответствии  с  уставом  эмитента для  обеспечения  функционирования  общества 

создаются органы управления и контроля общества. 

Органами управления эмитента являются: 

 

общее собрание акционеров; 

 

совет директоров общества; 

 

президент общества; 

 

правление общества. 

Органом контроля является ревизионная комиссия общества. 

Компетенция органов управления эмитента в соответствии с уставом эмитента: 

1.  Общее собрание акционеров 

Высшим  органом  управления  общества  является  общее  собрание  акционеров. 
Единственным акционером общества является Российская Федерация. 

От  имени  Российской  Федерации  полномочия  акционера  осуществляются 

Правительством Российской Федерации. 

К компетенции общего собрания акционеров относятся: 

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в 
новой редакции; 
2) реорганизация общества; 
3)  ликвидация  общества,  назначение  ликвидационной  комиссии  и  утверждение 
промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 
4)  определение  количественного  состава,  избрание  членов  совета  директоров  общества  и 
досрочное прекращение их полномочий; 
5) определение количественного состава правления общества; 
6) избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий; 
7) утверждение аудитора общества; 
8) увеличение и уменьшение в установленном порядке уставного капитала общества; 
9) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов 
о  прибылях  и  об  убытках  (счетов  прибылей  и  убытков)  общества,  а  также  распределение 

 

144 

прибыли  (в  том  числе  выплата  (объявление)  дивидендов,  за  исключением  прибыли, 
распределенной  в  качестве  дивидендов  по  результатам  первого  квартала,  полугодия,  9 
месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года; 
10) определение порядка ведения общего собрания акционеров; 
11) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 
заинтересованность,  в  том  числе  с  имуществом,  ограниченным  в  обороте,  в  случаях, 
предусмотренных  статьями  79  и  83  Федерального  закона  "Об  акционерных  обществах"  и 
отнесенных этим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров; 
12)  принятие  решений  об  участии  общества  в  холдинговых  компаниях,  финансово-
промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций; 
13)  утверждение  внутренних  документов,  регулирующих  деятельность  органов  общества 
(положений  об  общем  собрании  акционеров,  совете  директоров  общества,  правлении 
общества, ревизионной комиссии общества); 
14)  решение  иных  вопросов,  предусмотренных  Федеральным  законом  "Об  акционерных 
обществах". 

Вопросы,  отнесенные  к  компетенции  общего  собрания  акционеров,  не  могут  быть 

переданы на решение иным органам управления общества. 

Общее  собрание  акционеров  не  вправе  рассматривать  и  принимать  решения  по 

вопросам,  не  отнесенным  Федеральным  законом  "Об  акционерных  обществах"  к  его 
компетенции. 

Решения  по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  общего  собрания  акционеров, 

принимаются акционером единолично и оформляются письменно. 

2.  Совет директоров общества 
Совет  директоров  общества  осуществляет  общее  руководство  деятельностью 

общества,  за  исключением  решения  вопросов,  отнесенных  Федеральным  законом  "Об 
акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров. 

Совет  директоров  общества  назначается  общим  собранием  акционеров  на  срок  до 

следующего годового общего собрания акционеров. 

Лица,  избранные  в  состав  совета  директоров  общества,  могут  переизбираться 

неограниченное количество раз. 

Основной  задачей  совета  директоров  общества  является  проведение  политики, 

обеспечивающей  динамичное  развитие  общества,  повышение  устойчивости  его  работы,  а 
также увеличение прибыльности общества. 

К компетенции совета директоров общества относятся следующие вопросы: 

1)  определение  приоритетных  направлений  деятельности  общества,  утверждение 
перспективных  планов  и  основных  программ  деятельности  общества,  в  том  числе  годовых 
бюджетов и инвестиционной программы общества; 
2)  созыв  годового  и  внеочередного  общих  собраний  акционеров,  за  исключением  случаев, 
предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона "Об акционерных обществах"; 
3)  утверждение  повестки  дня  общего  собрания  акционеров  и  иные  вопросы  организации 
общего  собрания  акционеров,  предусмотренные  Федеральным  законом  "Об  акционерных 
обществах" и настоящим уставом; 
4)  размещение  обществом  облигаций  и  иных  эмиссионных  ценных  бумаг  в  случаях, 
предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 
5) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных 
ценных  бумаг  в  случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом  "Об  акционерных 
обществах"; 
6)  приобретение  размещенных  обществом  эмиссионных  ценных  бумаг  (кроме  акций 
общества) в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; 
7)  образование  правления  общества  и  досрочное  прекращение  полномочий  членов  правления 
общества  (за  исключением  председателя  правления  общества),  определение  существенных 
условий  труда  председателя  правления  общества  и  членов  правления  общества, 

 

145 

установление  размера  вознаграждений  и  компенсаций  председателю  правления  общества  и 
членам правления общества, согласование вопроса о совмещении ими должностей в органах 
управления других организаций; 
8)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  размеру  выплачиваемых 
членам  ревизионной  комиссии  общества  вознаграждений  и  компенсаций,  а  также 
определение размера оплаты услуг аудитора общества; 
9)  разработка  для  общего  собрания  акционеров  рекомендаций  по  максимальному  размеру 
дивидендов по акциям и порядку их выплаты; 
10) использование резервного и иных фондов общества; 
11)  утверждение  внутренних  документов  общества  по  вопросам,  находящимся  в 
компетенции совета директоров общества; 
12)  назначение  первого  вице-президента,  старших  вице-президентов  и  вице-президентов 
общества и прекращение их полномочий; 
13) принятие решений об участии в дочерних и зависимых обществах; 
14) принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется 
заинтересованность,  в  случаях,  установленных  соответственно  статьями  79  и  83 
Федерального  закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным 
законом к компетенции совета директоров общества; 
15) принятие в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах" 
в отношении крупных сделок, решений об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных 
сделок,  в  том  числе  совершаемых  в  процессе  обычной  хозяйственной  деятельности 
общества,  связанных  с  приобретением,  отчуждением  или  возможностью  отчуждения 
обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 3 млрд. 
рублей,  но  не  превышает  25  процентов  балансовой  стоимости  активов  общества, 
определенной по данным его бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату; 
16) предварительное одобрение сделок с имуществом общества, ограниченным в обороте, за 
исключением  сделок,  в  совершении  которых  имеется  заинтересованность,  в  том  числе  с 
имуществом,  ограниченным  в  обороте,  в  случаях,  предусмотренных  статьями  79  и  83 
Федерального  закона  "Об  акционерных  обществах"  и  отнесенных  этим  Федеральным 
законом к компетенции общего собрания акционеров; 
17)  согласование  сделок,  следствием  которых  является  отчуждение  акций  дочерних  и 
зависимых  обществ  вне  зависимости  от  их  стоимости,  иных  ценных  бумаг,  если  они 
подпадают под понятие крупной сделки, а также имущественных комплексов организаций, 
созданных обществом, вне зависимости от стоимости этих имущественных комплексов; 
18)  принятие  решения  о  передаче  функций  держателя  реестра  акционеров  общества 
регистратору,  утверждение  регистратора  общества  и  условий  договора  с  ним,  а  также 
расторжение договора с ним; 
19)  утверждение  ежеквартальных  отчетов  эмитента  в  соответствии  с  нормативными 
правовыми актами Российской Федерации; 
20)  выработка  оптимальных  методов  работы,  распространение  передового  опыта  и 
совершенствование  организации  управления,  обеспечение  эффективного  взаимодействия 
общества с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; 
21)  образование  комитетов  и  комиссий  совета  директоров  общества,  утверждение 
положений о них и их составов; 
22)  назначение  представителей  общества  для  участия  в  общих  собраниях  акционеров 
дочерних и зависимых обществ; 
23) определение позиции общества (представителей общества) при рассмотрении органами 
управления дочерних и зависимых обществ, включенных в ежегодно утверждаемый советом 
директоров  открытого  акционерного  общества  "Российские  железные  дороги"  перечень, 
следующих  вопросов  повестки  дня  общего  собрания  акционеров  и  заседания  совета 
директоров этих обществ: 

утверждение повестки дня общего собрания акционеров; 
ликвидация или реорганизация дочерних и зависимых обществ; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..