18
решение об индексации уровней тарифов на грузовые перевозки и дальние пассажирские
перевозки. При этом уровень тарифов на некоторые пассажирские перевозки (в пригородном
сообщении) не позволяет покрывать даже операционные издержки, связанные с их
осуществлением. В результате этого пассажирские перевозки приносят ОАО «РЖД»
убытки, которые покрываются за счет прибылей от грузовых перевозок и иных видов
деятельности.
Принимаемые Правительством России решения об индексации уровня тарифов на
регулируемые государством перевозки оказывают существенное влияние на объем доходов
ОАО «РЖД», рентабельность основной деятельности и способность обслуживать
обязательства. Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения инвестиций на
железнодорожный транспорт планируется осуществлять постепенное дерегулирование
тарифов на грузовые перевозки, некоторые тарифы на пассажирские перевозки уже выведены
из сферы государственного регулирования.
С учетом того, что 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации,
есть все основания предполагать, что при индексации регулируемых государством тарифов
будет обеспечен достаточный уровень рентабельности продаж и инвестированного
капитала, а также учтена необходимость обслуживания Компанией обязательств перед
инвесторами.
Риски рынка перевозок:
Одним из основных отраслевых рисков для ОАО «РЖД» является прекращение роста
или падение объемов перевозок грузов, которое приведет к снижению нормы операционной
прибыли и сокращению источников для обновления основных фондов и эффективного
развития производственной базы Компании. Основными причинами падения объемов
перевозок ОАО «РЖД» является ухудшение макроэкономической ситуации в России и падение
спроса на товары российского экспорта, а также обострение конкуренции в отдельных
сегментах рынка перевозок между различными видами транспорта.
ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного
транспорта общего пользования, по которой осуществляется около 40% грузовых перевозок и
пассажирооборота в стране, а также существенный объем транзита грузов. Таким образом,
глобальное снижение конкурентоспособности ОАО «РЖД» на транспортном рынке может
произойти по причине строительства новых, имеющих лучшие технико-экономические
характеристики, крупных объектов транспортной инфраструктуры в России и за рубежом.
В этой связи внутри страны потенциальными конкурентами могут стать
трубопроводный и автомобильный транспорт. Запуск в эксплуатацию и вывод на проектную
мощность крупных трубопроводов на направлениях массовых перевозок грузов по железной
дороге планируется за пределами 2010 года. Активизация дорожного строительства в России
может привести к повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта при
перевозках грузов, однако значительного перераспределения долей рынка в период до 2010 года
не прогнозируется. Кроме того, по мере повышения экологических сборов и платежей
конкурентоспособность и эффективность железнодорожного транспорта в долгосрочной
перспективе будет восстанавливаться.
Организация новых железнодорожных транзитных транспортных коридоров между
Европой и Азией создает риск снижения транзитного потенциала инфраструктур ОАО
«РЖД». Вместе с тем, ОАО «РЖД» в конкурентной борьбе с альтернативными
транзитными маршрутами имеет ряд преимуществ: наличие мощной транзитной
инфраструктуры, отсутствие потребностей в значительных инвестициях для увеличения
транзита, конкурентоспособное время доставки грузов, значительная протяженность
перевозки по территории России без прохождения дополнительных таможенных и
пограничных процедур.
Результатами обострения конкуренции между различными видами транспорта
может стать локальное перераспределение между ними объемов перевозок высокодоходных
грузов, что повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД». В
целях недопущения снижения конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок в