ОАО "РЖД". Отчет о деятельности в области устойчивого развития за 2014 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Отчет о деятельности в области устойчивого развития за 2014 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОАО "РЖД". Отчет о деятельности в области устойчивого развития за 2014 год - часть 1

 

 

Содержание

 СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ .................................................................................................................................. 9

Миссия  .......................................................................................................................................................................... 10
Стратегические цели ................................................................................................................................................... 11
Ценности ....................................................................................................................................................................... 12
Экономическое влияние G4-9 ................................................................................................................................... 13
Доля компании в транспортной системе России ..................................................................................................... 16

Пассажирские перевозки ...........................................................................................................................................................16
Грузовые перевозки ....................................................................................................................................................................17

Обращение президента ОАО «РЖД» G4-1................................................................................................................. 18

 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ..................................................................................................................................... 21

Конкурентные преимущества ................................................................................................................................... 22

Материально-техническая база ОАО «РЖД» ..........................................................................................................................22
Парк подвижного состава ..........................................................................................................................................................22

Цели долгосрочной стратегии до 2030 года  ............................................................................................................ 24
Развитие конкурентной среды .................................................................................................................................. 26

Основные виды деятельности ОАО «РЖД» и дочерних компаний G4-4, G4-8  ...................................................................26
Пассажирские перевозки  ..........................................................................................................................................................28
Грузовые перевозки ....................................................................................................................................................................30

Управление качеством ............................................................................................................................................... 34
Управление цепочками поставок G4-12 .................................................................................................................. 38
Внедрение инноваций ................................................................................................................................................ 43
Государственная поддержка железнодорожных инфраструктурных проектов  .............................................. 44

Увеличение уставного капитала ОАО «РЖД» для реализации инфраструктурных проектов ...........................................44
Участие в крупных государственных проектах ........................................................................................................................44
Финансирование при реализации инвестиционных проектов ............................................................................................47
Льготы на закупку пассажирских вагонов ................................................................................................................................47
Финансирование за счет средств федерального бюджета отдельных направлений деятельности ОАО «РЖД» ...........48
Регулирование тарифов на пригородные перевозки ............................................................................................................48
Совершенствование нормативно-правовой базы .................................................................................................................49
Соглашения с субъектами Российской Федерации .................................................................................................................49

Организационная структура холдинга G4-34 .......................................................................................................... 52

Организационная модель холдинга .........................................................................................................................................53

Существенные аспекты модели и практики корпоративного управления ........................................................ 56
Программа организационного развития холдинга «РЖД» ................................................................................... 59
Корпоративная культура G4-56 ................................................................................................................................. 60

Инструменты развития корпоративной культуры ..................................................................................................................61
Прямое общение с руководством .............................................................................................................................................61
Горячая линия для работников ..................................................................................................................................................62
Социологические исследования ...............................................................................................................................................62

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ........................................................................................................................... 65

Основные положения финансовой политики ......................................................................................................... 66

Динамика финансовых результатов за 2010–2014 годы, млрд руб. ......................................................................................67
Структура доходов 2014 г. ..........................................................................................................................................................68
Структура расходов 2014 г. .........................................................................................................................................................68
Собственные средства, активы и обязательства  
(по данным бухгалтерского учета ОАО «РЖД» по РСБУ), млрд руб.......................................................................................69

Акционерный капитал и дивиденды ........................................................................................................................ 72

Изменение акционерного капитала .........................................................................................................................................72
Дивидендная политика ..............................................................................................................................................................74

Уплата налогов и взносов ........................................................................................................................................... 76

 КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ............................................................................................................................................. 79

Ключевые проекты 2014 года.................................................................................................................................... 80
Техническое регулирование на железнодорожном транспорте  ......................................................................... 80

Внедрение инноваций в инфраструктурном комплексе  .......................................................................................................80
Стрелочный перевод для вагонов с нагрузкой 27 тс ...............................................................................................................80
Безбалластные конструкции пути для высокоскоростных магистралей..............................................................................80
Мобильные средства диагностики пути ...................................................................................................................................80
Бортовая система диагностики для высокоскоростных электропоездов ............................................................................81
Создание локомотивов нового поколения ..............................................................................................................................81

Создание интегрированной сети скоростного и высокоскоростного  
железнодорожного сообщения в Российской Федерации .................................................................................... 82

Перспективные проекты ............................................................................................................................................................82
Социально-экономические эффекты от создания ВСМ .........................................................................................................85
Проекты 2014 года ......................................................................................................................................................................86

Развитие Восточного полигона ................................................................................................................................. 89
Клиентоориентированность ...................................................................................................................................... 92

Задачи  ..........................................................................................................................................................................................93
Система оценки ...........................................................................................................................................................................94
Взаимодействие между бизнес-блоками ................................................................................................................................94

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ............................................................................................................................. 97

Гармонизация экологического менеджмента  ........................................................................................................ 98
Экологическая стратегия............................................................................................................................................ 99

Результаты реализации стратегии ...........................................................................................................................................100
Награды ......................................................................................................................................................................................101

Потребление ресурсов .............................................................................................................................................. 103

«Бережливое производство» ..................................................................................................................................................103
Ресурсосбережение ..................................................................................................................................................................103
Проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» ..........................................104

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности  .............................................. 106

Целевые показатели  ................................................................................................................................................................107
Достижение ключевых показателей .......................................................................................................................................108
Энергоемкость производственной деятельности ОАО «РЖД» ...........................................................................................111

Потребление топлива ............................................................................................................................................... 111

Потребление электроэнергии для электровозов .................................................................................................................112
Рекуперация электроэнергии* ................................................................................................................................................112
Потребление топливных ресурсов на нетяговые нужды (по видам топлива) ...................................................................113
Потребление топливно-энергетических ресурсов теплогенерирующими установками .................................................113

Экологический мониторинг .................................................................................................................................... 116

Дорожный центр экоаналитического контроля РЖД ...........................................................................................................118

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ................................................................................................................................. 121

Стратегия повышения вовлеченности ................................................................................................................... 122
Кадровая политика ................................................................................................................................................... 125
Структура персонала G4-10 ..................................................................................................................................... 126

Общее количество и процент вновь нанятых сотрудников в течение отчетного периода G4-LA1  ...............................127
Текучесть кадров в течение отчетного периода ....................................................................................................................129
Доля сотрудников, прошедших на протяжении отчетного периода официальную оценку результативности, % G4-LA11  ...130
Отношение стандартной заработной платы начального уровня к установленной  
минимальной заработной плате за отчетный период G4-EC5 ............................................................................................130
Отношение базовой ставки женщин к базовой ставке мужчин G4-LA13 ..........................................................................131

Охрана труда и безопасность на рабочем месте ................................................................................................... 133
Травматизм ................................................................................................................................................................ 134

Предупреждение несчастных случаев ....................................................................................................................................136

Уровень профессиональных заболеваний G4-LA6 ............................................................................................... 137
Медицинское обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте  
и обеспечение профессионального долголетия работников компании .......................................................... 140
Система управления персоналом  .......................................................................................................................... 142

Профессиональная ориентация и подготовка кадров .........................................................................................................144
Обучение персонала и повышение квалификации ..............................................................................................................146

Коллективный договор G4-11 ................................................................................................................................. 148
Жилищная политика ................................................................................................................................................. 150
Молодежная политика ............................................................................................................................................. 154

Поддержка молодых сотрудников ..........................................................................................................................................154
Поиск талантов ..........................................................................................................................................................................155
Студенческие отряды ................................................................................................................................................................155
Развитие добровольчества ......................................................................................................................................................156
Программы для детей, подростков, студентов и молодежи компании  ............................................................................157

Программы здорового образа жизни .................................................................................................................... 160
Проекты в области культуры и спорта ................................................................................................................... 162
Развитие объектов социальной инфраструктуры ................................................................................................ 164
Корпоративная пенсионная система ...................................................................................................................... 167

Социальная поддержка неработающих пенсионеров  ........................................................................................................168

Социально значимые инициативы ......................................................................................................................... 172
Центр помощи больным детям ............................................................................................................................... 172

Благотворительная деятельность ............................................................................................................................................173
Медицинские услуги для пассажиров .....................................................................................................................................174

 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................................................ 178

Об отчете G4-18 .......................................................................................................................................................... 178

Область охвата и границы Отчета G4-22, G4-23, G4-28, G4-29, G4-30 ................................................................................178
Существенные аспекты G4-19, G4-20, G4-21, G4-31 ..............................................................................................................179

Взаимодействие с заинтересованными сторонами ............................................................................................. 180

Принципы выявления и отбора заинтересованных сторон для взаимодействия G4-25 .................................................180
Карта заинтересованных сторон G4-24 ..................................................................................................................................181
Механизм взаимодействия с приоритетными группами заинтересованных сторон G4-26 ...........................................182
Взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации ..................................................................................184
Взаимодействие с Советом потребителей G4-15, G4-16 ......................................................................................................185

Коэффициент травматизма G4-LA6 ........................................................................................................................ 186
Сводные данные о выполнении филиалами ОАО «РЖД» планов по достижению целевых  
показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности ............................................ 189
Таблица стандартных элементов GRI* G4-32 ......................................................................................................... 190

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

10

11

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Миссия 

Обеспечение функций ведущего 
железнодорожного перевозчика гру-
зов и пассажиров и эффективное 
управление железнодорожной инфра-
структурой общего пользования.

Железнодорожный комплекс 

имеет особое стратегическое значе-
ние для России. Он является связую-
щим звеном единой экономической 
системы, обеспечивает стабильную 
деятельность промышленных пред-
приятий, своевременный подвоз 
жизненно важных грузов в самые 
отдаленные уголки страны,  
а также является наиболее доступ-
ным для населения видом 
транспорта. 

Устойчивая работа железнодо-

рожного транспорта обеспечивает 
жизнедеятельность и эффективное 
развитие всех отраслей экономики 
страны. 

Холдинг «РЖД» сохраняет статус 

социально ответственной компании, 
обеспечивающей в своей деятель-
ности баланс корпоративных, госу-
дарственных и общественных инте-
ресов.

Компания выполняет ряд обще-

государственных и социальных функ-
ций:

• 

содержание сезонных и географи-
ческих резервов пропускных спо-
собностей подвижного состава;

• 

содержание мобилизационных 
объектов и резервов, выполнение 
мероприятий, связанных с обеспе-
чением устойчивой работы желез-
ных дорог в чрезвычайных ситуа-
циях;

• 

осуществление специальных  
и воинских перевозок;

• 

межотраслевое регулирование  
и субсидирование отдельных 
отраслей экономики;

• 

обеспечение для граждан равных 
возможностей в перевозках.

Стратегические цели

Миссия холдинга «РЖД» реализуется 
через достижение к 2030 году следую-
щих стратегических целей:

• 

увеличение стоимости бизнеса 
холдинга к уровню 2012 года; 

• 

лидирующие позиции в сфере гру-
зовых железнодорожных пере-
возок в Европе, увеличение пере-
возки грузов к 2030 году  
на 500–800 млн тонн;

• 

повышение уровня удовлетворен-
ности клиентов за счет повыше-
ния качества услуг при сохранении 
конкурентоспособной стоимости 
перевозок;

• 

TOП-5 компаний Европы по объ-
ему логистического бизнеса;

• 

обеспечение эффективного обслу-
живания глобальных цепочек 
поставок крупнейших российских  
и международных клиентов, рас-
ширение перевозочного и логисти-
ческого бизнеса на евро-азиатском 
пространстве;

• 

обеспечение сохранения существу-
ющей доли в пассажирообороте 
транспортной системы России, уве-
личение к 2030 году пассажиро-
оборота в пригородном сообще-
нии в 1,8–2,2 раза, в дальнем  
и межрегиональном сообщении  
в 1,3–1,7;

• 

реализация проектов развития 
скоростных и высокоскоростных 
перевозок, обеспечение пере-
возки с новым уровнем скоростей 
до 20 % (в структуре пассажиро-
оборота) к 2030 году;

• 

TOП-10 мировых компаний  
по инфраструктурному строитель-
ству;

• 

лидирующие позиции в мире  
в части эффективности, безопас-
ности, качества услуг инфраструк-
туры;

• 

обновление активов с использова-
нием инновационных технологий  
и решений на основе эффектив-
ного управления стоимостью жиз-
ненного цикла, готовностью  
и надежностью основных фондов;

• 

ТОП-5 наиболее привлекательных 
крупных компаний-работодателей 
России, привлечение к работе  
в холдинге лучших специалистов  
за счет гарантии конкурентоспо-
собности заработной платы, роста 
производительности и улучшения 
условий труда, современного соци-
ального пакета;

• 

обеспечение снижения нагрузки  
на окружающую среду в 2 раза;

• 

обеспечение устойчивой синергии 
между элементами холдинга.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

12

13

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Ценности

Достижение стратегических целей осуществляется с учетом ценностей холдинга

Безопасность  
всех процессов

Верность традициям, 
поддержание 
корпоративных ценностей

Клиентоориентированность

Баланс интересов 
государства, потребителей, 
компании, частных 
акционеров

Эффективное социальное 
партнерство и социальная 
ответственность

Постоянные улучшения, 
приверженность 
инновациям

Открытость, прозрачность, 
обоснованность операций 

Создание условий  
для профессионального  
и личностного развития 
работников

Повышение уровня 
доступности транспортных 
услуг для бизнеса  
и населения

Конкурентоспособности  
на транспортно-
логистическом рынке

Эффективность 
производственных 
процессов

Снижение воздействия  
на окружающую среду

Рациональное 
использование всех видов 
ресурсов

Соответствие 
лучшим стандартам 
корпоративного 
управления

Экономическое влияние

 G4-9

ОАО «РЖД» один из лидеров  
по размеру вклада в экономику  
России – около 1,5 % ВВП по итогам 
2014 года. В 2008–2013 годах вклад 
компании в ВВП оценивался  
в среднем на уровне около 2 %. 

ОАО «РЖД» обеспечивает почти 

3 % инвестиций в основной капитал  
в стране и 1,1 % налоговых поступле-
ний в бюджеты всех уровней. 

В ОАО «РЖД» трудится 835,8 тыс. 

человек (1,2 % от занятых в отечес-
твенной экономике). 

ОАО «РЖД» и его дочерние ком-

пании осуществляют масштабные 

закупки продукции, в т. ч. у малого  
и среднего бизнеса, более 80 % кото-
рой выпускают российские компа-
нии: производственная кооперация 
компании охватывает 19 отраслей 
промышленности, для производства 
продукции по заказам ОАО «РЖД»  
в этих отраслях работают более 
190 тыс. человек (по данным  
Росстата). 

В настоящее время холдинг «РЖД» 

во многом задает ритм жизни страны, 
является надежным парт нером про-
мышленности, вносит масштабный 
вклад в обеспечение мобильности 

населения, стимулирует технико- 
технологические инновации,  
является одним из крупнейших инвес-
торов в реальный сектор экономики.

Вклад ОАО «РЖД» в ВВП Российской Федерации в 2008–2014 гг., % 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2,08

2,08

1,76

1,71

1,64

1,50

2,21

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

16

17

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Доля компании  
в транспортной системе России

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот транспорта общего 
пользования в 2014 г. был на 8,6 % 
выше уровня докризисного 2008 г.  
Это полностью обеспечено приростом 
пассажирооборота на воздушном 
транспорте – он увеличился почти  
в 2 раза относительно докризисного 
периода; пассажирооборот железно-
дорожного и автомобильного 
транспорта остался значительно ниже 
докризисного уровня – на 26,8 %  
и 22,0 % к 2008 г. соответственно.

В 2014 г. пассажирооборот снижен  

на 7,0 % к 2013 г., до 128,8 млрд 
пасс.-км, в том числе:

• 

в дальнем следовании – на 9,0 %, 
до 96,2 млрд пасс.-км;

• 

в пригородном сообщении –  
на 0,5 %, до 32,6 млрд пасс.-км.

Это свидетельствует о формирова-

нии в России тенденции снижения 
транспортной подвижности населе-
ния на железнодорожном транспорте. 
В 2014 г. она снизилась на 8,6 %  
к уровню 2013 г. и составила  
881,1 пасс.-км/чел.

Снижение пассажирооборота  

в дальнем следовании стало 
следствием сокращения убыточных 
поездов и повышения регулируе-
мых тарифов на перевозки в 
условиях сокращения государ-
ственных субсидий. Доля железно-
дорожного транспорта сократилась 

в условиях увеличения государ-
ственной поддержки авиа-
транспорта, темпов строительства 
автодорог, убыточности пассажир-
ских железнодорожных перевозок 
по регулируемым тарифам.

Закрепить позиции железнодорож-

ного транспорта на рынке пассажир-
ских перевозок позволяет, в частности, 
повышение качества предоставляемых 
услуг, развитие интермодального 
пассажирского сообщения и междуна-
родного сегмента пассажирских 
перевозок. Развитие этих направлений 
формирует значительный потенциал 
роста объемов и рентабельности 
пассажирских перевозок.

Структура пассажирооборота по основным видам транспорта общего пользования  

(без учета городского и водного видов транспорта) в 2004–2014 гг., % 

38,1

21,0

42,8

21,5

43,6

23,0

40,0

25,5

39,1

27,2

37,4

27,7

32,5

34,5

31,4

37,5

30,5

41,3

28,6

46,7

26,4

49,5

Автомобильный

Железнодорожный

Воздушный

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Грузовые перевозки

Грузооборот по видам транспорта в 2014 г.

Вид транспорта

млрд. ткм

+/- % к 2013 г.

Грузооборот транспорта 

5 077,0

-0,1

в том числе:

 

 

железнодорожного

2 298,6

+4,7

автомобильного

246,7

-1,4

морского

31,5

-20,2

внутреннего водного

72,2

-9,9

воздушного (транспортная авиация)

5,2

+2,8

трубопроводного

2 422,8

-3,6

*Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта

Структура грузооборота по видам транспорта в 2004–2014 гг., %

Автомобильный

Железнодорожный

Воздушный

Прочие

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

39,5%

(84,0)*

4,0%

4,2%

4,2%

4,3%

4,3%

4,0%

4,2%

4,5%

4,9%

4,9%

4,9%

3,5%

3,2%

3,1%

3,1%

3,1%

3,5%

3,4%

2,9%

2,6%

2,5%

2,1%

39,7%

(84,4)*

40,6%

(84,8)*

42,5%

(85,3)*

42,8%

(85,2)*

42,0%

(84,8)*

42,3%

(84,9)*

43,3%

(85,4)*

44,0%

(85,4)*

43,2%

(85,4)*

45,3%

(86,6)*

Грузооборот железнодорожного 
транспорта без учета пробега соб-
ственных вагонов в порожнем состоя-
нии в 2014 году составил 2 298,6 млрд 
т-км, что на 4,7 % выше показателя 
2013 года. Доля железнодорожного 
транспорта в структуре грузооборота 
транспортной системы страны за год 
увеличилась на 2,1 п.п. До 45,3 %. Без 
учета трубопроводного транспорта 
данный показатель увеличился на 
1,2 п.п. и составил 86,6 %.

40,9

35,7

33,4

43,5

33,7

34,9

33,0

31,1

28,2

24,7

24,1

53,0%

52,9%

52,1%

50,1%

49,8%

50,5%

50,1%

49,3%

48,5%

49,4%

47,7%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

18

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Представляем вашему вниманию 
корпоративный социальный отчет 
ОАО «РЖД» за 2014 год. Подготовка 
социальной отчетности – неотъем-
лемая часть работы ОАО «РЖД», 
позволяющая шире представить 
вклад компании в экономику страны 
и регио нов присутствия, охрану 
окружающей среды, этические 
нормы ведения бизнеса, социальной 
поддержки работников, благотвори-
тельной деятельности.

ОАО «РЖД» является крупнейшей  

в России транспортной компанией, 
осуществляющей свою деятельность 
на всей территории страны. Милли-
оны пользователей услуг железнодо-
рожного транспорта, а также наши 
партнеры доверяют нам. Для того 
чтобы оправдать это доверие,  
мы постоянно движемся вперед: 
наращиваем темпы модерниза-
ции сети, инвестируем в инновации, 
повышаем качество обслуживания 
клиентов, совершенствуем систему 
управления. Мы вносим существен-
ный вклад в развитие страны, и этот 
вклад не ограничивается лишь эко-
номической составляющей. Еже-
годно мы реализуем общественно 
значимые проекты, руководству-
ясь интересами потребителей наших 
услуг, стремимся повышать их уро-
вень и качество.

В 2014 году, несмотря на объек-

тивные трудности, ОАО «РЖД» про-
должило реализацию стратегических 
задач по росту клиентоориентиро-
ванности и повышению качества 
услуг. Мы все активнее предлагаем 
клиентам не просто перевозку,  

но и доставку грузов «от двери  
до двери», организацию между-
народной перевозки с участием 
нескольких видов транспорта.  
Мы продолжаем развивать процес-
сный подход в управлении, на 
основе которого разворачиваются 
масштабные программы бережли-
вого производства, аудита качества  
и безопасности процесса перевозок, 
ресурсосбережения.

ОАО «РЖД» в течение отчет-

ного года реализовало и продол-
жает реализацию значимых и вос-
требованных экономикой проектов. 
Это модернизация железнодорож-
ной инфраструктуры БАМа и Транс-
сиба, реконструкция участка Между-
реченск – Тайшет, реконструкция 
участка Максим Горький – Котельни-
ково – Тихорецкая – Крымская  
с обходом Краснодарского узла, 
работы по развитию Московского 
транспортного узла. 

Существенный вклад в эконо-

мику прилегающих регионов спосо-
бен внести также и проект строитель-
ства высокоскоростной магистрали 
Москва – Нижний Новгород – Казань. 
Для удовлетворения спроса на ско-
ростные перевозки в 2014 году запу-
щены сдвоенные поезда «Сапсан». 
Комфортабельные поезда «Ласточка» 
появились на направлениях Санкт-
Петербург – Бологое – Великий Нов-
город, Москва – Нижний Новгород, 
Москва – Курск, Москва – Смоленск, 
Адлер – Краснодар. Примером 
успешного решения сложных транс-
портных задач является организа-
ция транспортного обслуживания 

XXII зимних Олимпийских игр  
и XI зимних Паралимпийских игр 
2014 года в Сочи. Всего за время Игр 
в Сочи перевезено около 5 млн пас-
сажиров.

Основа успешного развития  

ОАО «РЖД» – реализация кадровой  
и молодежной политики. Результатом 
работы в этом направлении является 
сохранение высокой привлекатель-
ности компании как работодателя для 
молодых специалистов. 

Также ОАО «РЖД» придает осо-

бое значение пропаганде здорового 
образа жизни, популяризации заня-
тий физической культурой и спортом 
среди своих работников.

ОАО «РЖД» также большое вни-

мание уделяет социальной под-
держке пенсионеров и ветеранов 
отрасли. Более 1 миллиона быв-
ших работников компании получили 
социальную поддержку через благо-
творительный фонд «Почет». Общее 
число работников ОАО «РЖД», фор-
мирующих свою негосударственную 
пенсию в НПФ «Благосостояние», 
составляет более 600 тысяч чело-
век. Выражаю надежду на то, что 
корпоративный социальный отчет 
ОАО «РЖД» даст полную и всесторон-
нюю информацию о том, как компа-
ния реализует заложенные в ее миссии 
цели экономической устойчивости  
и социального благополучия.

В.И. Якунин

Обращение президента 

ОАО «РЖД»

 G4-1

Уважаемые коллеги, друзья!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

22

23

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Конкурентные преимущества

ОАО «РЖД» в течение последних лет 
сохранило за собой лидирующие 
позиции на рынке грузовых перевозок 
в России. Однако в общем транспорт-
ном балансе постепенно растет доля 
перевозок автомобильным транспор-
том. В настоящее время при осущест-
влении транзитных контейнерных 
перевозок грузов ОАО «РЖД» конку-
рирует с трансконтинентальными  
грузоперевозками и перевозками 
морским транспортом.

Материально-техническая база ОАО «РЖД»

Эксплуатационная длина железных дорог

85,2 тыс. км

Протяженность электрифицированных линий

43,3 тыс. км

Доля в грузообороте транспортной системы России

43,2 %*

Доля в пассажирообороте транспортной системы России

28,6 %

*С учетом трубопроводного транспорта

Парк подвижного состава

Вид

Количество, тыс.

Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)

11,1

Грузовые вагоны всех типов*

54,2

Маневровые локомотивы (тепловозы)

6,1

Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы)

3,1

Пассажирские вагоны дальнего следования

24,1

Пассажирские вагоны пригородных поездов

15,6

*Используется только для технологических нужд ОАО «РЖД»

Конкурентная позиция компании 
характеризуется следующими основ-
ными параметрами: 

• 

сохранение близкой к 100 % доли 
рынка в грузовых перевозках по 
железнодорожной инфраструктуре 
общего пользования;

• 

незначительное присутствие в гру-
зовых железнодорожных перевоз-
ках на путях необщего пользова-
ния (сегмент ППЖТ), подавляющее 
большинство таких железнодо-
рожных компаний/цехов являются 
локальными монополиями; 

• 

усиление конкурентного давле-
ния на железнодорожный транс-
порт со стороны автомобильного 
транспорта при перевозке гру-
зов (прежде всего на расстояниях 
до 2000 км по всей номенклатуре 
несырьевых грузов), а также воз-
душного транспорта при перевозке 
пассажиров (за счет государствен-
ного субсидирования авиапере-
летов в сообщении с восточными 
регионами страны);

• 

компенсация государством не  
в полном объеме выпадающих 
доходов пассажирского комплекса.

В 2014 году ОАО «РЖД» продол-

жило реализацию проектов, нацелен-
ных на укрепление конкурентоспо-
собности компании на глобальном 
рынке услуг по перевозке пассажиров 
и грузов и обеспечение ее интегра-
ции в евро-азиатскую транспортно- 
логистическую систему. В рамках 
проектов международного сотрудни-
чества ОАО «РЖД»:

• 

активно взаимодействует с желез-
ными дорогами стран СНГ и Бал-
тии с колеей 1520 мм – основными 
партнерами по грузоперевозкам  
и пассажирскому сообщению;

• 

участвует в работе по формиро-
ванию транспортной платформы 
Единого экономического про-
странства (ЕЭП), создаваемого  
Россией, Беларусью и Казахстаном;

• 

успешно реализует проекты раз-
вития железнодорожных и интер-
модальных перевозок совместно 
с партнерами в Казахстане, Бела-
руси, Финляндии, Словакии, Герма-
нии, Китае и других странах;

• 

укрепляет сотрудничество с лиде-
рами мирового железнодорожного 
машиностроения;

• 

принимает активное участие  
в работе международных межпра-
вительственных и неправитель-
ственных организаций;

• 

принимает участие в реализации 
инфраструктурных проектов  
за рубежом.

Для дальнейшего эффективного 

развития и повышения конкуренто-
способности на рынке транспортных 
услуг ОАО «РЖД» реализуется ком-
плекс мер, направленных на:

• 

повышение рентабельности грузо-
вых перевозок;

• 

рост качества обслуживания 
клиен тов и их удовлетворенности 
уровнем сервиса;

• 

повышение эффективности дея-
тельности в условиях межвидовой 
конкуренции;

• 

географическую и продуктовую 
диверсификацию деятельности,  
в том числе за счет развития логи-
стических технологий;

• 

обновление и развитие активов;

• 

активное продвижение проектов 
по модернизации инфраструктуры 
для увеличения объемов пере-
возок и выработку соответствую-
щих инвестиционных и регулятор-
ных решений.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

24

25

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Цели долгосрочной стратегии  
до 2030 года 

Стратегические приоритеты

Задачи

Показатель эффективности

Перевозка грузов

сохранить лидирующие позиции в сфере 
грузовых железнодорожных перевозок  
в Европе

увеличить перевозки грузов  
на 500–800 млн тонн

повысить привлекательность 
железнодорожного транспорта для клиентов
повысить уровень удовлетворенности 
клиентов за счет повышения качества услуг 
при сохранении конкурентоспособной 
стоимости перевозок

войти в TOП-5 компаний Европы по объему 
логистического бизнеса

увеличить долю транспортно-
логистических услуг в портфеле 
бизнеса холдинга до 25 %

обслуживать глобальные цепочки поставок 
крупнейших российских и международных 
клиентов

расширять перевозочный  
и логистический бизнес  
на евро-азиатском пространстве

Перевозка пассажиров

обеспечить сохранение существующей доли 
в пассажирообороте транспортной системы 
России

увеличить пассажирооборот  
в пригородном сообщении  
в 1,8–2,2 раза
в дальнем и межрегиональном 
сообщении в 1,3–1,7 раз

Стратегические приоритеты

Задачи

Показатель эффективности

Создание и поддержание 
железнодорожной 
инфраструктуры

реализовать проекты развития скоростных  
и высокоскоростных перевозок

обеспечить перевозку с новым 
уровнем скоростей до 20 %  
(в структуре пассажирооборота)

войти в TOП-10 мировых компаний  
по инфраструктурному строительству

обеспечить формирование 
долгосрочного портфеля заказов  
и высочайший уровень реализации 
проектов

сохранять лидирующие позиции в мире  
в части эффективности, безопасности, 
качества услуг инфраструктуры

обеспечить планомерное обновление 
активов с использованием инновационных 
технологий и решений 

эффективного управления 
стоимостью жизненного цикла, 
готовностью и надежностью 
основных фондов

отдавать приоритет «зеленым» технологиям

обеспечить снижение нагрузки  
на окружающую среду в 2 раза

Работодатель

входить в ТОП-5 наиболее привлекательных 
крупных компаний-работодателей России, 
привлекать к работе в холдинге лучших 
специалистов

гарантировать конкурентоспособность 
заработной платы, рост 
производительности и улучшение 
условий труда, современный 
социальный пакет

Корпоративное управление

провести эффективный вывод акций 
ОАО «РЖД» на рынок и обеспечить 
устойчивый рост их стоимости

увеличить стоимость бизнеса более 
чем в 10 раз к уровню 2012 года 

последовательно оптимизировать бизнес-
портфель холдинга в соответствии  
с выбранной стратегией

фокусировать активность на 
основных и наиболее эффективных 
видах бизнеса, обеспечивать 
устойчивую синергию между 
элементами холдинга

Стратегия развития холдинга 
«РЖД» на период до 2030 года 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

26

27

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Развитие конкурентной среды

В рамках мероприятий структурной 
реформы к 2014 году из ОАО «РЖД» 
выведены наиболее конкурентные 
виды деятельности в различных сфе-
рах. В настоящее время ОАО «РЖД» 
представляет собой многофункцио-
нальную компанию, интегрирующую 
в едином лице функции владельца 
инфраструктуры, перевозчика грузов 
и ряд вспомогательных видов деятель-
ности.

ОАО «РЖД»

Доля  

на рынке, 

%

Дочерние и зависимые 
общества

Доля  

на рынке, 

%

Комментарий

грузовые перевозки

1,2

оперирование грузовыми 
вагонами

16,7

строительство  
и проектирование  
объектов инфраструктуры

пассажирские перевозки  
в дальнем следовании

2,2

пассажирские перевозки  
в дальнем следовании

96,9

вагоноремонтная 
деятельность и деятельность 
по капитальному ремонту 
локомотивов

пассажирские перевозки  
в пригородном  
сообщении

0,1

пассажирские перевозки  
в пригородном сообщении

99,7

научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские 
работы 

предоставление услуг 
локомотивной тяги

99

санаторно-курортные услуги

предоставление услуг 
инфраструктуры

99

торговля и общественное  
питание

предоставление услуг  
социальной сферы*

100

промышленное  
производство

* Услуги в социальной сфере:

• 

Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи.

• 

Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

• 

Медицинская деятельность.

• 

Фармацевтическая деятельность.

• 

Образовательная деятельность.

• 

Строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоро-
вительного и коммунально-бытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно- 
оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация 
отдыха и санаторно-курортного лечения.

• 

Предоставление коммунально-бытовых услуг.

Основные виды деятельности ОАО «РЖД» и дочерних компаний

 G4-4, G4-8 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

28

29

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

2013 год

В 2014 г. доля дочерних и зависимых 
обществ ОАО «РЖД» (АО «ФПК», 
ОАО «ПК «Сахалин» и ОАО «Куз-
басс-пригород»*) в структуре пасса-
жирооборота в дальнем следовании 
снизилась к уровню 2013 г. до 96,9 % 
(-0,3 п.п.). При этом доля частных 
перевозчиков на рынке дальних пас-
сажирских перевозок (ЗАО «Транс-
КлассСервис», ЗАО «Гранд Сервис 
Экспресс» и ООО «Тверской Экс-
пресс») осталась на уровне 2013 г.  
(0,9 %), а доля пассажирооборо т а,  
осуществляемого поездами 
ОАО «РЖД»  и  высокоскорост       ными 
поездами (Дирекция скоростного 
сообщения – филиал ОАО «РЖД»), 
увеличилась до 2,2 % (+0,3 п.п.)**.

В пригородном сообщении в 2014 г. 
структура пассажирооборота  
по перевозчикам не изменилась

 
* Перевозки в дальнем следовании, осуществля-
емые ОАО «Кузбасс-пригород» поездами 800-й 
нумерации 

**По данным отчетности ф. ЦО-32 «Отчет  
о перевозках пассажиров дальнего следования»

Структура пассажирооборота по перевозчикам  

в дальнем следовании, %

Структура пассажирооборота по перевозчикам  

в пригородном сообщении, %

Пассажирские перевозки 

2013 год

2014 год

2014 год

97,2 %

96,9 %

0,9 %

0,9 %

1,9 %

2,2 %

ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД»

Дочерние и зависимые общества

Дочерние и зависимые общества

Частные перевозчики

Частные перевозчики

99,7 %

99,7 %

0,2 %

0,2 %

0,1 %

0,1 %

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

30

31

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Грузовые перевозки

В 2014 году, в ходе реализации Про-
граммы структурной реформы на 
железнодорожном транспорте, про-
должилось развитие конкуренции на 
рынке оперирования грузовыми ваго-
нами. Доля холдинга «РЖД» в пре-
доставлении услуги оперирования 
сократилась с 78,2 % в 2003 году до 
17,9 % в 2014 году.

В 2014 году по сравнению  

с 2003 годом доля ОАО «РЖД» 
(без учета дочерних и зависимых 
обществ) на рынке оперирования 

грузовыми вагонами по объемам 
грузооборота сокращена с 78,2 % 
до 1,2 %. Доля дочерних и зави-
симых обществ ОАО «РЖД» в пре-
доставлении услуги оперирова-
ния составила 16,7 %. В 2003 году 
доля грузооборота, приходящегося 
на вагоны частных собственников, 
составляла 21,8 %, а в 2014 году 
аналогичный показатель достиг 
82,1 %.

Начиная с 2012 года рынок 

железно дорожных грузовых пере-

возок перестал быть «рынком опе-
ратора с конкуренцией за вагоны» 
среди грузоотправителей, каким он 
был до 2011 года, и в 2014 году про-
должил оставаться «рынком кли-
ента» с ростом реальной конкурен-
ции за грузы между операторами.

Структура российского рынка оперирования грузовыми вагонами  

по грузообороту в 2003–2014 гг., %

Иные собственники

ОАО «РЖД» (без дочерних обществ)

Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»

3,2

3,6

2,0

1,4

1,2

78,2

21,8

73,9

26,1

69,8

30,2

66,3

30,5

62,4

34,0

48,9

37,1

14,0

29,2

41,0

29,8

18,5

47,9

33,6

5,3

39,1

55,6

78,4

19,6

81,7

16,9

82,1

16,7

2003

2006

2009

2012

2004

2007

2010

2013

2005

2008

2011

2014

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

34

35

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Начиная с 2012 года, рынок железно-
дорожных грузовых перевозок 
перестал быть «рынком оператора 
с конкуренцией за вагоны» среди 
грузо отправителей, каким он был  
до 2011 года, и в 2014 году продолжил 
оставаться «рынком клиента» с ростом 
реальной конкуренции за грузы между 
операторами. 

Реализация в масштабе ОАО «РЖД» 

функциональной стратегии управ-
ления качеством позволит получить 
долгосрочные и значительные внут-
ренние и внешние преимущества  
в управлении, экономике, финансах, 
в работе на рынке.

Одним из важнейших инструмен-

тов реализации настоящей функци-
ональной стратегии должна стать 
корпоративная интегрирован-
ная система управления качеством 
(менеджмент качества) (далее  –

КИ СМК), которая будет являться 
основой организации и совершен-
ствования всех технологических 
и бизнес-процессов в ОАО «РЖД».

Целями разработки и внедрения 

корпоративной интегрированной 
системы управления качеством явля-
ются:

1. Достижение системного улучше-

ния обеспечения безопасности дви-
жения на основе контроля качества 
выполнения всех технологических 
операций в процессе перевозки, 
а также в процессе ремонта и подго-
товки подвижного состава. 

2. Снижение издержек ОАО «РЖД» 

за счет оптимизации бизнес- и техно-
логических процессов на основе 
их совершенствования, выявле-
ния резервов и снижения непро-
изводительных или неэффектив-
ных расходов ресурсов. В условиях 

государственного тарифного регули-
рования и ограниченности финан-
совых ресурсов снижение издержек 
и рост эффективности деятельно-
сти ОАО «РЖД» являются базовыми 
условиями долгосрочного устойчи-
вого развития ОАО «РЖД».

3. Существенное повышение ка-

чества предоставляемых услуг для 
освоения новых, ранее недоступных 
рынков, а также укрепления конку-
рентных позиций и усиления присут-
ствия на существующих рынках. 

4. Комплексное развитие кадро-

вого потенциала, в том числе на 
основе эффективного решения 
вопросов мотивации персонала 
за счет формирования в рамках 
системы управления качеством про-
зрачных и объективных критериев 
оценки качества работы каждого 
сотрудника ОАО «РЖД». 

Одним из основных направлений 

развития компании в области кли-
ентоориентированности является 
создание системы управления каче-
ством ОАО «РЖД». При этом  
в целевом состоянии ориентирами 
достижения системами управления 
качеством являются:

• 

предоставление комплекса услуг, 
способных полностью удовлет-
ворить ожидания и требования 
потребителей по уровню качества, 
безопасности и доступности;

• 

реализация в компании технологи-
ческих бизнес-процессов  
в соответствии с современными 
нормативами и требованиями 
гарантированного достижения 
целевого состояния уровня качества;

• 

организация всех технологических 
операций с осуществлением всех 
систем входного контроля качества 
продукции и услуг, предоставляе-
мых внешними партнерами  
и  смешанными подразделениями 
внут ри  компании;

• 

обеспечение качественной работы 
и достижение целевого уровня 
показателя качества, являющейся 
основой для мотивации работни-
ков компании;

• 

внедрение требований междуна-
родного стандарта IRIS на предпри-
ятии поставщика продукции  
для нужд ОАО «РЖД»;

• 

управление качеством поставок 
продукции для компании.

Управление качеством

Результатом достижения постав-

ленных целей станет ликвидация 
существующих проблем и «узких 
мест», препятствующих укреплению 
позиций ОАО «РЖД» на ключевых 
рынках, росту рентабельности акти-
вов и развитию кадрового потен-
циала, что обеспечит возможность 
формирования организации нового 
типа – динамично развивающейся, 
клиентоориентированной и высоко-
эффективной.

Переход к целевому состоянию 

системы управления качеством обес-
печивается путем последователь-
ного внедрения базовых принципов 
управления качеством, соответству-
ющих требованиям международ-
ных стандартов в области качества, 
с учетом специфики деятельности 
ОАО «РЖД».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

36

37

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

К основным принципам управления 
качеством относятся следующие:

1. Лидерство руководителя
Успешность внедрения системы 
управления качеством в ОАО «РЖД» 
определяется способностью, сте-
пенью участия и заинтересован-
ностью руководителей всех уров-
ней управления в осуществлении 
преобразований, направленных на 
ра боту с более высоким уровнем 
качества. Их задачей является выяв-
ление причин возникновения несо-
ответствий, создание условий для 
системного роста качества на вве-
ренных им участках работы  
и организация постоянного кон-
троля и оптимизации работы  
по росту качества.

2. Ориентация на потребителя
ОАО «РЖД» стремится к росту 
качества бизнеса, максимально 
удовлетворяя потребности 
рынка и минимизируя издержки. 
Для каждого сегмента рынка 
ОАО «РЖД» предлагает услугу  
с характеристиками, соответству-
ющими требованиям конкретного 
потребителя. При осуществле-
нии внутренних производствен-
ных процессов обес печиваются 
их необходимые характеристики, 
соответствующие требованиям 
внутренних потребителей.

3. Деятельность, ориентирован-
ная на стратегию
Каждый работник ОАО «РЖД» при 
выполнении своих обязанностей 
ориентируется не только на выпол-
нение текущих показателей, но и на 

достижение стратегических целей 
ОАО «РЖД». Инструментом реа-
лизации этого принципа является 
сбалансированная система пока-
зателей, обеспечивающая деком-
позицию целей верхнего уровня 
вплоть до каждого структурного 
подразделения ОАО «РЖД».

4. Процессный подход
Процессный подход является 
основополагающим принци-
пом системы управления качес-
твом в ОАО «РЖД». В ОАО «РЖД» 
выстраивается система управле-
ния производственными взаимоот-
ношениями, не допускающая пере-
дачи некачественной продукции от 
поставщиков к потребителям, в том 
числе внутри ОАО «РЖД». В сфере 
управления реализация процес-
сного подхода обеспечивает обо-
снованность и исполняемость при-
нимаемых решений.

5. Непрерывное совершенство-
вание деятельности компании
Единожды достигнутый уровень 
качества не является окончатель-
ным целевым ориентиром опти-
мизации бизнес-процессов. Целе-
вое состояние бизнеса ОАО «РЖД» 
достигается путем постоянного 
улучшения внутренних процессов 
за счет последовательного устра-
нения несоответствий в бизнес- 
процессах.

6. Системный подход  
к управлению
Вся работа ОАО «РЖД» рассматри-
вается как совокупность взаимо-
связанных процессов. Система 

управления качеством интегри-
руется в общую систему управле-
ния ОАО «РЖД», что подразумевает 
учет вопросов качества при при-
нятии решений по любым функци-
ональным направлениям деятель-
ности. Принятие решений, в свою 
очередь, основывается на тщатель-
ном анализе информации и всесто-
ронней оценке влияния этого реше-
ния на различные аспекты работы 
ОАО «РЖД».

7. Вовлеченность работников
Все работники ОАО «РЖД» – одна 
команда, работающая на достиже-
ние стратегических целей. Важней-
шими источниками роста качества 
являются новые творческие идеи 
работников ОАО «РЖД», объектив-
ность оценки ими качества выпол-
нения работы, выявление проблем 
и выдвижение рационализатор-
ских предложений. Вовлеченность 
работников ОАО «РЖД» достига-
ется на основе делегирования им 
большей самостоятельности под 
большую ответственность и само-
контроль.

8. Принятие решений на основе 
достоверной информации
Система обеспечения и контроля 
качества предусматривает возмож-
ность укрупнения технологических 
процессов и операций до четко фор-
мализуемых в системе управлен-
ческого учета и отчетности. Эффек-
тивные решения основываются на 
анализе данных и информации. 
Сокрытие информации о недостатках 
в деятельности ОАО «РЖД» несов-
местимо с работой в ОАО «РЖД».

9. Взаимовыгодное сотрудниче-
ство с поставщиками
ОАО «РЖД» строит долгосрочные 
отношения со стратегическими парт-
нерами на основе информацион-
ной открытости, совершенствования 
процедуры совместного решения 
проблем, связанных с эксплуатаци-
онными и экономическими характе-
ристиками продукции или услуг.

10. Ориентация на баланс всех 
заинтересованных сторон
Принятие управленческих реше-
ний в ОАО «РЖД» осуществляется на 
основе учета и баланса интересов 
всех заинтересованных сторон: госу-
дарства и общества, потребителей  
и поставщиков ОАО «РЖД», работ-
ников ОАО «РЖД».

11. Бережливое производство
В компании успешно реализуется 
Программа проектов внедрения тех-
нологий бережливого производства, 
целью которой является последо-
вательное снижение потерь пере-
возочного процесса, процессов экс-
плуатации и ремонта объектов 
железнодорожного транспорта.

В ОАО «РЖД» реализуется система 

гибкой настройки внутренних про-
цессов под потребности клиентов 
с целью оптимизации управления 
всеми видами ресурсов ОАО «РЖД» 
и снижения непроизводительных 
затрат. Управление качеством  
в ОАО «РЖД» будет основываться  
на лучшем международном опыте  
с учетом специфики железнодорож-
ного транспорта и стратегических 
приоритетов компании в области 
обеспечения качества работ и услуг.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

38

39

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Управление цепочками поставок

 G4-12

Способы осуществления закупок

Процедуры, действовавшие в 2014 году

Дополнительные процедуры, принятые в 2015 году

открытые конкурсы и аукционы

переторжка

запрос котировок

предоставление альтернативных предложений

запрос предложений

проведение предварительного квалификационного 
отбора

закупки у единственного поставщика

ОАО «РЖД» осуществляет закупочную 
деятельность в соответствии с требо-
ваниями Федерального закона  
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, 
услуг отдельными видами юридиче-
ских лиц» (далее – 223-ФЗ), а также  
утвержденным в его исполнение  
Положением о закупке товаров, 
работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», 
принятым к руководству распоряже-
нием ОАО «РЖД» от 17.07.2014  
№ 1663р (далее – Положение). Поло-

жение учитывает требования и прин-
ципы Федерального закона «О кон-
трактной системе в сфере закупок 
товаров, работ, услуг для обеспече-
ния государственных и муниципаль-
ных нужд» (далее – ФЗ № 44), а также 
включает в себя современные требо-
вания к закупочной деятельности.

Положение прошло процедуру 

согласования в ФАС России, Минэко-
номразвития России, в экспертном 
совете при Правительстве Российской 

Федерации, одобрено Общественной 
палатой Российской Федерации (всту-
пило в силу с 1 января 2015 г.).

В ОАО «РЖД» применяются анти-

демпинговые меры. Их применение 
обеспечивает выбор поставщика, спо-
собного выполнить работы, оказать 
услуги, поставить товары с наилучшими 
показателями качества и стоимости, 
обеспечив при этом максимальную 
открытость процедур и равный подход 
ко всем участникам рынка.

Равные права
Закупочная деятельность ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с Планом закупок. Информация о проводимых закуп-
ках публикуется в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также на сайте ОАО «РЖД».  
К участникам закупки предъявляются единые требования:

• 

отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пени, санкций, обязательных платежей;

• 

отсутствие процедур ликвидации или приостановления деятельности;

• 

участник не должен быть признан банкротом;

• 

участник должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к постав-
щикам товаров, исполнителям работ, услуг;

• 

участник должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным документацией;

• 

отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

40

41

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Объем закупок в 2014 году

Заявки

Доля, %

Всего для участия в закупках представлено

43 342 

100

Отклонено 

5687

13,1

Лоты

Общий объем закупок

17 229

100

Из них по результатам открытых торгов 

15 299

89

Договоры

Заключено 

92 184

млрд руб.

доля, %

Общий объем закупок

904,9 

100

По итогам конкурсных процедур

567,9

62,8

На основании распорядительных
документов ОАО «РЖД»

167,3

18,4

в т. ч. путем размещения корпоративного заказа  
у дочерних обществ ОАО «РЖД»

31,1

по другим легитимным основаниям

169,7

18,8

По итогам открытых торгов в электронной форме

251,7

44,3 %  

от суммы закупок на 

конкурсной основе

Доля закупок, осуществленных у субъектов малого  
и среднего предпринимательства

19,1

Доля закупок у производителей

53,4

Экономия денежных средств, полу-
ченная от проведения процедур раз-
мещения заказов по итогам 2014 года, 
составила 9,9 млрд рублей, или 1,7 % 
от начальных цен договоров, выстав-
ленных на торги.

С использованием приоритет-

ных способов размещения зака-

зов (конкурсов и аукционов) заклю-
чено договоров на сумму 503,9 млрд 
рублей, или 88,7 % от суммы заку-
пок, осуществленных по итогам кон-
курсных процедур.

В 2014 году отмечена положитель-

ная динамика проведения проце-
дур размещения заказов в электрон-

ной форме, их объем увеличился по 
сравнению с 2013 годом в 1,4 раза. 
Существенно увеличился объем 
открытых аукционов в электронной 
форме до 176,4 млрд рублей, или 
31,1 % от суммы закупок на конкурс-
ной основе, что выше аналогичного 
показателя 2013 года в 1,5 раза.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПАНИИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

42

43

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — 2014 ГОД

Внедрение инноваций

Программа инновационного раз-
вития ОАО «РЖД» на период до 
2015  года была актуализирована 
в 2014 году. Работа по актуализа-
ции проведена с учетом требований, 
предъявляемых Минэкономразви-
тия России к подготовке программ 
инновационного развития компа-
ний с государственным участием 
и к отчетности об их реализации.

В ходе актуализации Программы 

уточнены показатели эффективно-
сти ее реализации, сформирован 
средне срочный план ее реализации,  
в который вошли мероприятия в обла-
сти проведения исследований и раз-
работок, освоения новых технологий 
(модернизация), совершенствования 
организации инновационной дея-
тельности и бизнес-процессов,  
международного научно-техничес-

кого сотрудничества, развития взаи-
модействия с субъектами инноваци-
онной среды, в т. ч. с вузами  
и научными учреждениями.

Важным обстоятельством явля-

ется целевой характер мероприятий 
Программы, а также их финансиро-
вание за счет собственных средств 
ОАО «РЖД».

По итогам встречи с членами Экс-

пертного совета при Правительстве 
Российской Федерации и представи-
телями экспертного сообщества по 
вопросу развития инноваций, состо-
явшейся 25 июля 2014 г., подготовлен 
перечень поручений Председателя 
Правительства Российской Федера-
ции Медведева Д.А. от 9 августа 2014 г. 
№ ДМ-П36-6057.

В соответствии с указанным пору-

чением была организована незави-

симая экспертиза результатов реа-
лизации программ инновационного 
развития компаний с государствен-
ным участием за истекший период, 
включая ОАО «РЖД».

В целом результаты реализации 

Программы инновационного раз-
вития ОАО «РЖД» признаны поло-
жительными: сокращается техноло-
гическое отставание от отраслевых 
лидеров, по отдельным направле-
ниям инновационной деятельности 
достигнутые результаты превосходят 
мировой уровень.

Вместе с тем экспертами пред-

ложен ряд рекомендаций, которые 
будут учтены при подготовке Про-
граммы инновационного развития 
ОАО «РЖД» на период до 2020 года, 
работа над которой запланирована 
на 2015 год.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..