14
2.4.1. Отраслевые риски
Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли эмитента на его деятельность и исполнение обязательств по
ценным бумагам
Наиболее значимые, по мнению эмитента, возможные изменения в отрасли (отдельно на внутреннем и внешнем
рынках), а также предполагаемые действия эмитента в этом случае.
Высокая степень государственного регулирования отрасли.
ПАО «Транснефть» действует в четко определенной и относительно стабильной среде регулирования, где главную
роль играют государственные органы.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ПАО «Транснефть», осуществляющее
оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, является
субъектом естественных монополий, деятельность которых подлежит государственному регулированию и
контролю.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» государственное
регулирование деятельности субъектов естественных монополий направлено на достижение баланса интересов
потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего, с одной стороны, доступность реализуемого
ими товара для потребителей, а с другой – эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере
транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является Федеральная
антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России).
К основным функциям ФАС России относятся:
— надзор и контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
— регулирование цен (тарифов, надбавок, платы, ставок).
Российская Федерация, имея 100 процентов голосующих акций Компании и право избрания членов Совета
директоров, контролирует операции ПАО «Транснефть», включая утверждение бюджета Компании, программы
капитальных затрат и осуществления займов. Правительство Российской Федерации может также иметь
значительное влияние на операции ПАО «Транснефть» со стороны регулирующих, налоговых и законодательных
органов.
Риски, связанные с возможным изменением мировых цен на нефть и спроса на услуги эмитента
ПАО «Транснефть» подвержено рискам, связанным с динамикой производственной деятельности российских
нефтедобывающих компаний, которая, в свою очередь, зависит от цен на сырую нефть и эволюции структуры их
издержек, включающей тарифы за перекачку нефти и экспортные пошлины.
Основной деятельностью ПАО «Транснефть» является транспортировка нефти по системе магистральных
нефтепроводов. Основными клиентами ПАО «Транснефть» являются российские нефтедобывающие компании. В
связи с этим ПАО «Транснефть» находится в большой зависимости от российской нефтедобывающей отрасли, и
уменьшение объемов нефти, транспортируемой крупнейшими российскими нефтедобывающими компаниями по
системе трубопроводов, эксплуатируемой ПАО «Транснефть», могло бы иметь существенные неблагоприятные
последствия для выручки Компании.
Спрос на сырую нефть на мировых рынках является важным фактором, который определяет объем нефти,
транспортируемой по магистральным нефтепроводам, эксплуатируемым дочерними обществами ПАО
«Транснефть». Уменьшение спроса на мировых рынках на российскую сырую нефть может привести к снижению
грузооборота Компании на экспортных направлениях транспортировки сырой нефти. Таким образом, значительное
уменьшение спроса, и, как следствие, снижение мировых цен на нефть, могло бы иметь неблагоприятные
последствия для выручки ПАО «Транснефть».
В то же время увеличение международных цен на сырую нефть может привести к тому, что альтернативные
методы транспортировки сырой нефти (в частности, транспортировка сырой нефти по железной дороге) для
отдельных сортов нефти станут более экономически выгодными для российских нефтяных компаний. Это может
привести к некоторому снижению доли ПАО «Транснефть» на российском рынке транспортировки сырой нефти.
Цена на нефть марки Urals (FOB Приморск) на 29 марта 2018 года составила 64,3 долларов США, в течение 2-го
квартала 2018 года минимальное значение цены достигало 62,9 долларов США за баррель, а максимальное – 78,1
долларов США за баррель. По состоянию на 29 июня 2018 года цена нефти марки Urals (FOB Приморск) составила
75,4 долларов США за баррель.
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N 218 «Об
обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке
нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» все договоры предусматривают меры юридической
ответственности грузоотправителей перед Компанией в виде штрафных санкций в случае отклонения
фактического объема транспортировки нефти от заявленного годового объема выше предельно согласованного
сторонами уровня, что позволяет Компании минимизировать операционные риски, связанные с возможным
изменением мировых цен на нефть. Тем не менее, отложенный эффект изменения международных цен на нефть
трудно предсказать, и их значительное увеличение или уменьшение может иметь неблагоприятные последствия для
выручки Компании ввиду уменьшения спроса на ее транспортные услуги.
Осуществляемый Правительством Российской Федерации налоговый маневр может оказать влияние на изменение