ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2018 год) - часть 3

 

 

33 

 

 

6.3 Целевые показатели по внедрению раздельного накопления  
С  целью  внедрения  раздельного  накопления  отходов  на  территории 

Московской  области  Министерством  экологии  и  природопользования 
Московской  области  разработан  Порядок  накопления  твердых  коммунальных 
отходов  (в  том  числе  их  раздельного  накопления)  на  территории  Московской 
области, утвержденный распоряжением Министерства от 26.06.2017 № 366-РМ. 

В  выбранных  13  пилотных  городах  по  организации  раздельного 

накопления отходов в 2017 году: Долгопрудный, Красногорск, Солнечногорск, 
Мытищи,  Химки,  Дубна,  Ивантеевка,  Ногинск,  Балашиха,  Шатура, 
Домодедово,  Озеры,  Подольск,  -  средний  показатель  числа  оборудованных 
контейнерных площадок контейнерами для раздельного накопления от общего 
количества  достигнут  уровня  66%  (при  запланированном  40%  на  конец  2017 
года).  Население, охваченное системой  раздельного накопления  в 2017  году  – 
1 167 349 чел.  

В 

рамках 

реализации 

программы 

контейнерные 

площадки, 

расположенные  на  придомовых  территориях,  оборудуются  контейнерами  для 
раздельного  накопления,  а  именно  «синими»  для  «сухих»  отходов,  которые 
вывозятся  отдельным  транспортом  на  сортировочную  станцию,  для 
последующей сортировки по видам и направления на переработку.  Отходы из 
«серого» контейнера подлежат дальнейшему обезвреживанию и захоронению. 

Во всем объеме твердых коммунальных отходов содержится порядка 30% 

вторичного  сырья  по  объему,  что  соответствует  порядка  10%  по  массе,  а 
именно  (по  массе):  1,5%  металлы,  3%  стекло,  3%  бумага,  2,5%  полимерные 
материалы.  

 

34 

 

 

 

Более того, на территории Московской области уже есть города, которые 

реализовали  полностью  выстроенную  систему  раздельного  накопления 
на своих территориях (такие как Мытищи и Дубна). 

В течение 2017 года на территориях пилотных городов было оборудовано 

1509  контейнерных  площадок  контейнерами  для  раздельного  накопления  из 
2186  (общ.).  Финансирование  проекта  из  средств  бюджета  субъекта  не 
предусмотрено.  Оборудование  контейнерных  площадок  происходит  за  счет 
средств  бюджета  муниципалитетов  и  управляющих  компаний,  в  некоторых 
случаях - за счет мусоровывозящих компаний, заинтересованных в раздельном 
накоплении. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35 

Рейтинг по состоянию на 01.01.2018 г. 

 

По итогам реализации пилотного проекта по раздельному накоплению в 

течение  первого  года,  с  2018  года  планируется  внедрение  раздельного 
накопления  на  всей  территории  Московской  области.  К  концу  2018  года 
запланировано  охватить  50%  жителей  городов  Московской  области,  
т.е. 2 729 906 чел. 

Согласно  целевым  показателям  проекта  по  внедрению  раздельного 

накопления на территории Московской области в 2018 году будут учитываться 
такие  данные,  как  количество  контейнерных  площадок  на  территории 
многоквартирных  домов,  оборудованных  контейнерами  для  раздельного 
накопления;  масса  отходов,  направленных  на  переработку;  внедрение 
раздельного  накопления  в  государственных  бюджетных  учреждениях,  с 
заключением  договоров  на  раздельное  накопление  и  вывоз  отходов  на 
переработку, а именно: 

50%    контейнерных  площадок  многоквартирных  домов    должны  быть 

оборудованы  контейнерами  для раздельного накопления; 

5% (200 тыс. тонн) отходов будут направлены на переработку; 
50% заключённых  договоров на вывоз отходов ИЖС;  
100% СНТ заключены договора на вывоз отходов; 

36 

100%  внедрение  раздельного  накопления  ТКО  в  государственных 

бюджетных учреждениях. 

 

6.4 Экологическое просвещение населения 
В  части  просвещения  населения  по  вопросам  раздельного  накопления 

отходов  в  2017  году  в  Московской  области  проведено  1181  акция  и 
мероприятие  экологической  направленности  регионального  и  местного 
значения.  В  них  приняло  участие  почти  1,7  миллионов    человек.  Были 
проведены  мероприятия,  направленные  на  информирование  населения  о 
современных способах утилизации отходов: 

- Запущено движение «Чистое Подмосковье», которое объединило сотни 

неравнодушных  молодых  людей  к  фактам  несанкционированного  выброса 
мусора и направленного на пропаганду раздельного накопления отходов; 

-  Издаются  лифлеты  о  раздельном  накоплении  отходов  и  передаются  в 

управляющие компании для распространения; 

-  Произведено  и  размещено  в  эфире  телеканала  «360.  Подмосковье»  19 

видеороликов  о  современных  технологиях  утилизации  отходов  и  раздельном 
накоплении; 

-  Произведено  и  размещено  в  эфире  телеканала  «360.  Подмосковье»  2 

телефильма из 6  серий  (общая продолжительность  каждого  фильма – 44 м.) о 
современных  технологиях  утилизации  отходов,  раздельном  накоплении, 
переработке, термическом обезвреживании отходов; 

-  Проведено  36  экологических  квестов  «Стратег»,  направленных  на 

формирование  у  школьников  культуры  обращения  с  отходами.  В  общей 
сложности в них приняли участие почти 5000 старшеклассников Подмосковья; 

- Проведено 3 экологических акции «Зеленый день», партнерами которой 

стали  компании  АШАН  Красногорск,  NABETEC,  Комитет  лесного  хозяйства 
Московской 

области, 

организация 

«Зеленый 

патруль», 

сотрудники 

администрации муниципалитетов; 

-  По  инициативе  Министерства  экологии  и  природопользования 

Московской  области  издано  5  книг  первой  российской  серии  экологических 
сказок «Хранимиры». Хранимиры – это абсолютно новая и уникальная в своем 
роде  серия  экологических  сказок  о  мифических  персонажах,  охраняющих  и 
оберегающих  нашу  природу.  Более  50  000  школьников  получили  книги  в 
подарок; 

- Около 1000 человек стали участниками акции «Береговой десант» около 

Юбилейного пруда города Электросталь. В ходе её проведения было собрано, 
как минимум, 300 килограммов мусора со дна озера; 

37 

- Продолжены акции по сбору изношенных покрышек «Шина», по сбору 

макулатуры  «Эко-марафон:  Сдай  макулатуру  –  спаси  дерево!»,  по  сбору 
опасных отходов, поддержка акции «Школа утилизации - Электроника». 

С 2018 года планируется внедрение еще большей популяризации системы 

раздельного  накопления  отходов  среди  населения,  а  также  разработка  и 
внедрение  новых  образовательных  стандартов  с  учетом  новых  подходов  к 
экологии и системе ответственного потребления, результатом чего станет, в том 
числе, внедрение практики проведения Экологического часа в образовательных 
учреждениях. 

В 2017 было проведено несколько фокус-групп и опросов общественного 

мнения  о  внедрении  раздельного  сбора.  Большинство  жителей,  конечно  же, 
поддерживают  эту  инициативу.  Но  как  показали  результаты,  только  порядка 
40%  (что,  конечно,  довольно  много)  готовы  уже  сегодня  начать  разделять  или 
разделяют. 

 Людей  пугают  сложности  и  множество  мифов,  витающих  вокруг  этой 

темы. Например, такие как: 

- для сортировки нужно покупать дорогие контейнеры 
- всё равно в одну машину сгрузят 
- и многие другие. 
Наша  задача  разъяснить  жителям,  научить,  показать  что  это  просто  и, 

конечно,  доказать  своим  примером  и  грамотно  организованной  системой 
вывоза  мусора,  что  их  труд  по  разделению  не  пропадает  даром  и  синий 
контейнер действительно идёт в переработку.  

Такую разъяснительную работу необходимо включать в образовательный 

процесс детей.  

В  2017  году  по  поручению  Губернатора  Московской  области  были 

разработаны  методические  рекомендации посвященные  вопросам  организации 
работ по раздельному сбора мусора с целью оптимизации способов утилизации 
твёрдых  коммунальных  отходов.  Актуальность  их  разработки  связана  с  
обострением в последние годы проблемы обращения с отходами производства 
и  потребления,  нарастающим  интересом  общественности  и  жителей  
Подмосковья к решению проблем раздельного сбора и утилизации отходов.  

В первой части разработанных методических рекомендаций представлен 

материал  об  актуальнейшей  для  Подмосковья  проблеме  сбора  и  утилизации 
отходов. Вторая часть посвящена организации раздельного сбора мусора в ходе 
проведения  экологических  акций  и  других  массовых  мероприятий.  В  третьей 
части  рассмотрены  вопросы  организации  постоянного  раздельного  сбора 
мусора в образовательной организации. 

38 

Методические  рекомендации  предназначены  школьникам  и  их 

наставникам для организации и проведения собственными силами раздельного 
сбора мусора. 

В 2018 году поставлена задача разработки дидактических материалов по 

подготовке и проведению экологических уроков по тематике раздельного сбора 
ТКО  для  учебных  учреждений  дошкольного  и  школьного  образования 
Московской области. 

Кроме  этого,  в  Московской  области  уже  идет  формирование  культуры 

раздельного сбора отходов среди  детей. В конце прошлого года вышла книга 
из серии «Хранимиры» про переработку отходов «Вторая жизнь».  

Также    запушен  проект  для  самых  маленьких  «Малыши  -  защитники 

природы  Подмосковья»,  в  котором  наши  герои  Хранимиры  учат  детей  берет 
природу,  показывают  как  легко  и  правильно  разделять  отходы  и  показывают, 
что же моет получиться из алюминиевой банки и старых газет. 

В  2018  году  планируется  проведение  конкурса  творческих,  проектных и 

исследовательских  работ  учащихся  школ,    а  так  же  ряд  мероприятий  с 
привлечением молодежных волонтерских движений.  

Комплексный  подход  в  проведении  мероприятий  направленных  на 

повышение  экологической  культуры  и мотивации  участия  в  раздельном  сборе 
ТКО,  воспитание  у  детей  и  взрослых  отношения  к  мусору  как  к  вторсырью 
является  одним  из  важнейших  этапов  создания  современной  отрасли 
обращения  с  ТКО  и    обеспечению  экологической  безопасности  территории 
Московской  области,  ресурсосбережение  и  уменьшение  объемов  образования 
отходов,  изменение  структуры  и  системы  обращения  с  отходами  в  пользу 
утилизации и обезвреживания (вместо захоронения). 

 

6.5 Контроль за внедрением системы раздельного накопления отходов 
Все  данные  по  оборудованным  контейнерным  площадкам  по  мере 

установки 

контейнеров 

для  раздельного 

накопления 

с 

указанием 

географических  координат  и  приложением  фото  передаются  в  Министерство 
экологии  и  природопользования  Московской  области.  На  основании 
полученных  данных  разрабатывается  интерактивная  карта.  К  концу  2017  года 
средний  показатель 

числа 

оборудованных 

контейнерных  площадок 

контейнерами для раздельного накопления от общего количества на территории 
пилотных  городов  превысил  уровень  в  60%  (при  запланированном  40%  на 
конец 2017 года). 

Одновременно 

совместно 

с 

общественными 

организациями 

осуществляются  рейды  для  проверки  достоверности  представленной 
информации,  а  также  контроля  вывоза  раздельно  накопленных  отходов 

39 

отдельным  транспортом.  При  этом  вывоз  отходов  при  двухконтейнерной 
системе  должен  осуществляться  двумя  разными  мусоровозами,  а  при 
многоконтейнерной  системе  –  каждый  раздельно  накопленный  вид  отхода 
вывозится  отдельно  от  остальных  отходов.  Использование  автотранспорта 
целесообразно с экологическим стандартом не ниже «Евро-4».  

Дополнительно  необходимо  внесение  изменений  в  КоАП  Российской 

Федерации  по  увеличению  максимального  порога  штрафа  для  физических  и 
юридических лиц по мусорным составам, а также проработка мер наказания за 
отсутствие  инфраструктуры,  обеспечивающей  раздельное  накопление  и 
дальнейшую переработку раздельно накопленных отходов. 

 

6.6 Накопление опасных отходов 
Одной  из  наиболее  серьезных  проблем,  связанных  с  переработкой 

твердых  коммунальных  отходов,  является  попадание  в  отходы  опасных  и 
чрезвычайно опасных отходов, при обработке которых происходит загрязнение 
других  видов  отходов  и  повышение  их  класса  опасности.  В  составе  твердых 
коммунальных отходов наибольшую опасность представляют ртутные лампы и 
элементы питания (батарейки, аккумуляторы и пр.). 

Основным 

инструментом 

по 

осуществлению 

накопления 

ртутьсодержащих  ламп  и  элементов  питания  от  многоквартирных  домов  и  у 
других  образователей  твердых  коммунальных  отходов  является  установка  на 
каждой  контейнерной  площадке  специальных  контейнеров  для  накопления 
таких  отходов  и  широкая  информационная  кампания  среди  жителей  об 
опасности  смешивания  таких  отходов  с  другими  видами  твердых 
коммунальных отходов. 

Накопление, транспортирование, размещение и обезвреживание ртутных 

ламп,  элементов  питания  и  других  видов  опасных  и  чрезвычайно  опасных 
отходов  должны  осуществляться  в  соответствии  с  инструкциями 
уполномоченных  органов  исполнительной  власти  Московской  области 
специализированными  организациями, имеющими  специально оборудованную 
для транспортирования таких отходов технику. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  23.11.2009  №  261-ФЗ  «Об 

энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении 
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации» 
постановлением  Правительства  от  03.09.2010  №  681  утверждены  Правила 
обращения  с  отходами  производства  и  потребления  в  части  осветительных 
устройств, 

электрических 

ламп, 

ненадлежащий 

сбор, 

накопление, 

обезвреживание,  транспортирование  и  размещение  которых  может  повлечь 

40 

причинение  вреда  жизни,  здоровью  граждан,  вреда  животным,  растениям  и 
окружающей среде. 

Правилами  определен  порядок  сбора  и  накопления,  транспортировки  и 

обезвреживания  отработанных  ртутьсодержащих  ламп.  Юридические  лица, 
индивидуальные  предприниматели,  в  том  числе  осуществляющие  управление 
многоквартирными  домами,  в  соответствии  с  указанными  правилами  и 
требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению 
и  обезвреживанию  отходов  производства  и  потребления»  обеспечивают 
условия  для  сбора  и  временного  хранения  отработанных  ртутьсодержащих 
ламп,  разрабатывают  инструкцию  по  обращению  с  ртутьсодержащими 
отходами  применительно  к  конкретным  условиям  и  назначают  ответственных 
лиц. 

Примером эффективно действующего на территории Московской области 

проекта  по  накоплению  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов  является 
установка  специализированных  контейнеров  для  накопления  отработанных 
ртутьсодержащих  ламп,  термометров,  а  также  элементов  питания  (батарейки, 
аккумуляторы)  относящихся  к  отходам  1  -  4  классов  опасности.  Установка 
таких  контейнеров  происходит  на  контейнерных  площадках  для  накопления 
твердых коммунальных отходов от населения. 

На  данный  момент  по  Московской  области  установлено  около  1000 

специализированных  контейнеров  для  накопления  опасных  отходов. 
Разработана интерактивная карта о местах расположения специализированных 
контейнеров для накопления опасных отходов для населения (Рисунок 3):  

(https://riamo.ru/article/231070/interaktivnaya-karta-punktov-priema-

vtorsyrya-v-podmoskove.xl). 
 

41 

 

 
Рисунок  3  –  Интерактивная  карта  о  местах  расположения 

специализированных контейнеров для накопления опасных отходов  

 
Проект  реализуется  совместно  с  администрациями  муниципальных 

образований  и  специализированными  организациями,  которые  занимаются 
утилизацией  опасных  отходов.  Информация    будет  дополняться  по  мере 
увеличения  числа  объектов,  в  том  числе  и  контейнеров  для  раздельного 
накопления твердых коммунальных отходов. 

Контейнер  для  накопления  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов 

представляет 

собой 

антивандальную, 

стационарную, 

герметичную, 

запирающуюся  на  ключ  емкость,  обеспечивающую  накопление  различных 
видов  опасных  коммунальных  отходов  в  раздельные  емкости  и  сохранность 
батареек,  термометров  и  отработанных  ламп  при  их  накоплении,  хранении  и 
извлечении  из  контейнера.  Контейнеры  должны  быть  оборудованы  яркой 
цветовой  маркировкой  оранжевого  цвета  или  другого,  согласованного 
сторонами, а также  иметь механизм, предотвращающий повреждение ртутных 

42 

ламп  и  несанкционированное  извлечение  отходов,  в  частности,  должна  быть 
исключена возможность самооткрывания загрузочного люка или его выхода из 
зафиксированного  положения  в  результате  воздействия  вибрации,  единичных 
ударов и нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации. 

Конструкция контейнера для накопления опасных коммунальных отходов 

должна 

обеспечивать 

защиту 

от 

попадания 

в 

контейнер 

снега, 

водонепроницаемость  и  полный  сток  воды  с  частей  доступных  действию 
осадков, а также от поверхностных вод. 

Очистка 

и 

демеркуризация 

указанных 

контейнеров 

должна 

осуществляться  специалистами,  имеющими  удостоверения  на  право  работы  с 
отходами  соответствующего  класса  опасности  с  соблюдением  ими  мер 
безопасности и защиты не менее 2 раз в месяц. 

Транспортирование 

опасных 

коммунальных 

отходов 

должно 

осуществляться  на  транспорте,  имеющем  соответствующую  лицензию, 
оборудованном,  в  том  числе  специализированными  герметичными  емкостями 
для  перевозки  опасных  отходов,  демеркуризационными  комплектами, 
газоанализаторами паров ртути. 

 

 

 

43 

6.7 Несанкционированные объекты размещения отходов 
Совместно с организацией «Общероссийский Народный Фронт» создана 

интерактивная  карта  http://www.kartasvalok.ru,  где  размещена  информация  о 
несанкционированных  свалках  Московской  области.  На  данном  ресурсе  в 
онлайн-режиме  размещаются  обращения  граждан,  и  на  основе  этих  жалоб 
Министерством  экологии  совместно  с  главами  муниципальных  образований 
ведется  статистический  учет  нарушений,  работа  по  мониторингу  и 
своевременной ликвидации свалок. 

По  состоянию  на  август  2017  года  принято  в  работу  406  обращений,  из 

которых 176 находятся на стадии отработки, полностью устранено нарушений 
232. 

С  момента  осуществления  деятельности  регионального  оператора 

контроль  за образованием  и своевременная  ликвидация несанкционированных 
свалок будет входить в его обязанности. 

 

7. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению 

отходов 

По  состоянию  на  1  января  2017  г.  на  территории  Московской  области 

эксплуатировались  19  полигонов  для  захоронения  твердых  коммунальных 
отходов, 18 из которых зарегистрированы в государственном реестре объектов 
размещения отходов.  

В  первом  полугодии  2016  г.  прекратил  прием  отходов  полигон 

«Солопово». Во втором полугодии 2016 г. прекратили прием отходов полигоны 
«Часцы», «Аннино», «Съяново-1».  

В  2017  г.  прекратили  прием  отходов  полигоны  «Кучино»,  «Каурцево», 

«Кулаковский» и «Царево». 

Все  действующие  полигоны  имеют  санитарно-эпидемиологические 

заключения на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное 
имущество,  используемое  для  осуществления  деятельности  по  накоплению, 
транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  размещению 
отходов  I  -  IV  классов  опасности  о  соответствии  требованиям  санитарного 
законодательства. Вместе с тем, санитарно-эпидемиологические заключения по 
проекту  обоснования  размера  санитарно-защитной  зоны  имеют  лишь  18 
полигонов. В случае оставшихся полигонов нарушения, как правило, связаны с 
осуществлением  незаконного  строительства  в  санитарно-защитной  зоне 
полигона, осуществляемого третьими лицами. 

Распоряжением  Министерства  от  27.12.2017  №  870-РМ  утверждены 

корректировки  13  инвестиционных  программ  организаций,  эксплуатирующих 

44 

полигоны ТКО Московской области. Данными инвестиционными программами 
запланированы на период до 2021 года мероприятия по снижению негативного 
воздействия полигонов ТКО на окружающую среду и здоровье человека, в том 
числе  по  разработке  актуальной  проектной  документации,  строительству 
системы  дегазации  полигонов,  очистных  сооружений,  ограждения,  установке 
аппаратно-программного  комплекса  контроля  въезда-выезда  транспорта  на 
полигоны,  а  также  создание  аппаратно-программного  комплекса  контроля, 
включающего в себя комплексы видеонаблюдения, с системой автоматического 
распознавания  государственных  регистрационных  знаков  транспортных 
средств,  стационарные  пункты  весового  контроля,  оборудование  для 
считывания  и  печати  бланков  электронных  талонов  автоматические 
ограждающие  устройства  (шлагбаумы),  исключающие  несанкционированный 
проезд транспортных средств на территорию объекта размещения отходов. 

Таблица 6 отражает оценку объектов размещения отходов с точки зрения 

возможности их дальнейшей эксплуатации. 

 

Таблица 6. Оценка объектов размещения твердых коммунальных отходов  

с точки зрения возможности их дальнейшей эксплуатации 

 

Наименование объекта

 

Местоположение

 

Эксплуатация объекта

 

1

 

полигон ТКО «Озеры»

 

г.о. Озера

 

Эксплуатация до 2022 года 
(здесь и далее не включая 2022 год)

 

2

 

полигон ТКО «Малая 
Дубна» 

 

г.о. Орехово-Зуево 

 

Эксплуатация до 2019 года

 

3

 

полигон ТКО 
«Каргашино»

 

г.о. Мытищи 

 

Эксплуатация до 2019 года

 

4

 

полигон ТКО 
«Егорьевский» 

 

г.о.Егорьевск 

 

Эксплуатация до 2021 года

 

5

 

полигон ТКО 
«Сабурово»

 

Щелковский м.р

 

Эксплуатация до 2019 года

 

6

 

полигон ТКО 
«Торбеево»

 

г.о. Люберецы 

 

Эксплуатация до 2021 года

 

7

 

полигон ТКО «Лесная»

 

Серпуховский м.р.

 

Эксплуатация до 2022 года

 

8

 

полигон ТКО «Ядрово»

 

Волоколамский 
м.р.

 

На весь срок действия 
территориальной схемы * 

полигон ТКО «Непейно»

 

Дмитровский м.р.

 

На весь срок действия 
территориальной схемы * 

10

 

полигон ТКО Воловичи»

 

г.о. Коломенский 

 

На весь срок действия 
территориальной схемы * 

45 

11

 

полигон ТКО 
«Храброво»

 

г.о. Можайск 

 

На весь срок действия 
территориальной схемы * 

12

 

полигон ТКО 
«Алексинский карьер»

 

г.о. Клин 

 

На весь срок действия 
территориальной схемы * 

13

 

полигон ТКО 
«Шатурский»

 

г.о. Шатура 

 

Эксплуатация до 2026 года

 

14  Полигон ТКО 

«Астапово» 

г.о. Луховицкий  

На весь срок действия 
территориальной схемы 

15

 

полигон ТКО 
«Тимохово»

 

Ногинский м.р.

 

На весь срок действия 
территориальной схемы

 

*  С  учетом  выделения  участка  рядом  с  полигоном  для  создания  нового  полигона,  а  также 
создания мусороперерабатывающего комплекса (2019 год) 

Для создания эффективной и устойчивой системы обращения с отходами 

были  проанализированы  различные  варианты  модернизации  существующих  и 
строительства новых полигонов. При этом приоритет отдавался строительству 
новых  полигонов  на  земельном  участке  существующего  полигона  или 
прирезанном  к  нему  земельном  участке,  поскольку  создание  любого  нового 
объекта обращения с отходами вызывает значительное социальное напряжение. 
В целях минимизации объемов захоронения отходов на большинстве полигонов 
предусмотрено 

строительство 

мусороперерабатывающих 

комплексов. 

Проведенный  анализ  различных  вариантов  размещения  объектов  по 
обращению  с  отходами  показал,  что  оптимальным  является  прирезка 
территории и строительство мусороперерабатывающих комплексов поблизости 
от следующих полигонов: 

1) полигон ТКО «Алексинского карьера» поблизости от Клина; 
2) полигон ТКО «Храброво» поблизости от Можайска; 
3) полигон ТКО «Воловичи» поблизости от Коломны;  
4) полигон ТКО «Непейно» поблизости от Дмитрова; 
5) полигон ТКО «Ядрово» поблизости от Волоколамска. 
Вышеуказанные  полигоны  были  выбраны  на  основании  проведенного 

анализа, который включал в себя следующие требования: 

-  нахождение  вблизи  полигонов  земельных  участков,  находящихся  в 

собственности Московской области; 

- соблюдением санитарно-эпидемиологических норм; 

инженерно-экологические  изыскания  земельного  участка  на 

возможность размещения современного мусороперерабатывающего комплекса.  

Вместе  с  тем,  только  модернизации  существующих  полигонов  для 

захоронения  твердых  коммунальных  отходов,  поступающих  из  Московской 
области, недостаточно. В связи с этим были рассмотрены различные варианты 

46 

и  подобраны  оптимальные  места  для  расположения  3  новых  площадок  для 
строительства полигонов:  

1) в г.о Серебряные Пруды  
2) в Сергиево-Посадском районе  
3) в г.о. Кашира  
Эти  площадки  расположены  преимущественно  в  восточной  и  юго-

восточной  части  Московской  области,  наиболее  густо  населенной  и  имеющей 
дефицит 

инфраструктуры. 

Строительство 

мусороперерабатывающих 

комплексов  позволяет  снизить  количество  захораниваемых  отходов.  Вместе  с 
тем, термическое обезвреживание твердых коммунальных отходов при высокой 
температуре  обеспечивает  лучший  экологический  эффект,  чем  размещение 
отходов  на  полигонах.  При  термическом  обезвреживании  отходов  на 
современном  заводе  по  термическому  обезвреживанию  выбросы  вредных 
веществ  в  воздух  находятся  на  уровне,  характерном  для  обычных  тепловых 
станций,  производящих  электрическую  энергию.  После  термического 
обезвреживания  отходов  остается  минимальное  количество  отходов, 
требующих  захоронения,  что  позволит  в  дальнейшем  отказаться  от 
строительства новых полигонов. 

В  рамках  реализации  приоритетного  проекта  Правительства  Российской 

Федерации  «Чистая  страна»  государственной  программы  Российской 
Федерации  «Охрана  окружающей  среды»  на  2012–2020  годы,  предусмотрено 
строительство  четырех  заводов  по  термическому  обезвреживанию  отходов  на 
территории Московской области. 

Анализ  различных  вариантов  размещения  заводов  по  термическому 

обезвреживанию  продемонстрировал,  что  оптимальным  является  их 
размещение  по  периметру  Малого  Московского  бетонного  кольца  или  на 
небольшом  удалении  от  него.  Текущие  и  перспективные  потребности  в 
обезвреживании  и  размещении  отходов  Московской  области  и  г.  Москвы 
возможно  обеспечить  за  счет  строительства  4  заводов  по  термическому 
обезвреживанию  мощностью  700  тыс.  т  каждый.  Половина  мощности  заводов 
будет 

зарезервирована 

для 

термического 

обезвреживания 

твердых 

коммунальных  отходов,  поступающих  из  Москвы.  Наилучшими  земельными 
участками для их расположения, отвечающими требованиям природоохранного 
законодательства,  использование  которых  позволит  минимизировать  расходы 
на  транспортирование  отходов,  являются  площадки  в  районе  Наро-Фоминска 
(МО-2)  (рисунок  4),  Солнечногорска  (МО-4)  (рисунок  5),  Ногинска  (МО-3) 
(рисунок 6) и Воскресенска (МО-1) (рисунок 7).   

Подписано  Соглашение  между  правительством  Московской  областью  

и 

Обществом 

с 

ограниченной 

ответственностью 

«Альтернативная 

47 

Генерирующая компания – 1» от 06.07.2017 № 118 об обеспечении реализации 
масштабного  инвестиционного  проекта  по  строительству  генерирующих 
объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и 
потребления  ‒  заводов  по  термическому  обезвреживанию  твердых 
коммунальных  отходов  на  земельных  участках,  предоставляемых  в  аренду 
Обществу  с  ограниченной  ответственностью  «Альтернативная  Генерирующая 
Компания-1» без проведения торгов. 

 

 

Рисунок 4 – Ситуационный план земельного участка в городском округе Наро-

Фоминский

48 

Рисунок 5 – Ситуационный план земельного участка в Солнечногорском районе 

 

Рисунок 6 – Ситуационный план земельного участка в Ногинском районе 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..