ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)" - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)"

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 848 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2010-2020 ГОДЫ)" - часть 2

 

 

узлового аэропорта-хаба, который позволит консолидировать пассажиропотоки из разных стран и 
распределять их на трансконтинентальные рейсы. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

Подпрограмма 

решает 

задачи, 

связанные 

с 

развитием 

и 

повышением 

конкурентоспособности  морских  портов,  находящихся  в  местах  максимальной  концентрации 
экспортных  и  транзитных  грузопотоков.  Российские  морские  порты  в  Северном  и  Азово-
Черноморском  бассейнах  являются  точками  входа  международных  транспортных  коридоров  и 
маршрутов  ("Транссиб",  "Север  -  Юг",  "Европа  -  Западный  Китай").  Для  обеспечения  развития 
перевозок грузов в контейнерах предусматривается строительство контейнерных и перегрузочных 
терминалов  в  портах  Новороссийск  и  Мурманск,  создание  комплексного  транспортного  узла  на 
базе порта Тамань и Ростовского универсального порта. 

Развитие экспорта транспортных услуг будет сопровождаться повышением их качества, что 

возможно только на основе комплексного развития транспортно-логистической инфраструктуры. 
Мероприятия  по  развитию  объектов  транспортно-логистической  инфраструктуры  включены  в 
комплексные  инвестиционные  проекты.  Наиболее  крупные  логистические  комплексы  будут 
созданы в Московской области (в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги), на Санкт-
Петербургском  транспортном  узле,  в  г.  г.  Мурманске,  Архангельске,  Ростове-на-Дону,  Нижнем 
Новгороде, Казани, Новосибирске, Хабаровске и Владивостоке. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

Одной из основных задач подпрограммы является формирование и отработка механизмов 

управления  инвестициями  на  условиях  государственно-частного  партнерства  с  применением 
инновационных  подходов.  Решение  этой  задачи  предусматривает  реализацию  мероприятий  по 
разработке проектной и конкурсной документации, организации проектно-изыскательских работ 
и  строительства  комплексных  объектов  по  развитию  транспортной  инфраструктуры,  отработке 
механизмов  реализации  различных  форм  государственно-частного  партнерства,  созданию  баз 
данных, привлечению инвесторов к реализации проектов в транспортном секторе. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

Научно-исследовательское  обеспечение  функциональной  подпрограммы  "Развитие 

экспорта  транспортных  услуг"  с  учетом  ее  системообразующей  роли  в  реализации  Программы 
направлено на разработку инвестиционных предложений по повышению конкурентоспособности 
транспортных коридоров и развитию мультимодальных транспортных узлов, на информационно-
аналитическое  и  научное  обеспечение  инвестиционных  и  инновационных  мероприятий,  на 
разработку  методологических  подходов  к  повышению  конкурентоспособности  транспортной 
системы Российской Федерации. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

 

Подпрограмма "Железнодорожный транспорт" 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети; 
формирование  направлений  железнодорожной  сети  с  обращением  поездов  повышенного 

веса и нагрузкой на ось, модернизация постоянных устройств и сооружений; 

строительство железнодорожных линий в районах нового освоения; 
строительство железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного 

пассажирского движения; 

обновление парка пассажирского подвижного состава; 
развитие сети железных дорог по направлениям транспортных коридоров; 
обновление парка локомотивов и грузовых вагонов; 
обеспечение транспортной безопасности; 
строительство обходов железнодорожных узлов; 
развитие материальной базы учебных заведений. 
Для  обеспечения  возрастающих  объемов  перевозок  на  основных  направлениях  движения 

грузо-  и  пассажиропотоков  требуется  увеличение  пропускной  способности  железнодорожных 
линий за счет строительства дополнительных главных путей и открытия разъездов. До 2020 года 

строительство  вторых  главных  путей  необходимо  осуществить  на  участках  Мга  -  Гатчина  - 
Веймарн,  Тимашевская  -  Крымская,  Котельниково  -  Тихорецкая  -  Кореновск,  Волгоград  - 
Котельниково, Трубная - В.Баскунчак - Аксарайская и др. Для развития пассажирских перевозок на 
Московском  транспортном  узле  должны  быть  осуществлены  масштабные  мероприятия  по 
строительству  дополнительных  главных  путей  на  головных  участках  большинства  пригородных 
направлений и ряде соединительных линий. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 401) 

Мероприятия,  направленные  на  модернизацию  постоянных  устройств  и  сооружений 

железных  дорог,  предусматривают  увеличение  массы  и  длины  грузовых  поездов,  скоростей  их 
движения,  реконструкцию  и  строительство  новых  инженерных  сооружений,  модернизацию 
оборудования  электроснабжения  и  электрификацию  участков,  внедрение  современных  систем 
управления  перевозочным  процессом  на  основе  информатизации  отрасли.  В  первую  очередь 
реализацию 

указанных 

мероприятий 

предполагается 

осуществить 

на 

магистральных 

направлениях,  где  выполняется  примерно  70  процентов  грузооборота  железнодорожного 
транспорта. 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Для  безопасного  и  бесперебойного  движения  поездов  с  установленными  массой  и 

скоростями  необходима  реконструкция  и  строительство  новых  инженерных  сооружений.  В 
первую  очередь  это  относится  к  старым  мостам  с  металлическими  пролетными  строениями  и 
тоннелям.  Речь  идет  о  строительстве  Большого  и  Малого  Новороссийских  тоннелей,  а  также  о 
строительстве мостов через реки Волгу и Каму. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Предусматривается  электрификация  участков  Трубная  -  Аксарайская.  Массовое  внедрение 

на сети железных дорог информационных технологий и автоматизированных систем управления 
и контроля требует существенного наращивания объемов внедрения цифровых систем передачи 
данных на основе использования волоконно-оптических линий связи. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Для  строительства  железнодорожных  линий  в  районах  нового  освоения  будут 

осуществляться  мероприятия,  реализация  которых  принесет  значительные  экономические  и 
социальные  эффекты  для  всего  государства.  К  таким  мероприятиям  относятся  строительство 
линий Беркакит - Томмот - Якутск, Салехард - Надым, мостовых переходов через р. Лену в районе 
г.  Якутска  и  через  р.  Обь  в  районе  г.  Салехарда,  а  также  проектирование  Северо-Сибирской 
железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск). 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Строительство  новых  железнодорожных  линий  для  организации  скоростного  и 

высокоскоростного 

пассажирского 

движения 

предусматривает 

проектирование 

высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

По итогам проектных работ будет дополнительно разработан механизм реализации проекта 

указанной  высокоскоростной  железнодорожной  магистрали,  основанный  на  принципах 
государственно-частного партнерства. 

В  рамках  решения  задачи  развития  сети  железных  дорог  по  направлениям  транспортных 

коридоров намечается развитие Московского транспортного узла. 

Обновление  парка  грузового  и  пассажирского  подвижного  состава  обеспечит  увеличение 

производительности не менее чем на 15 - 20 процентов. 

Обеспечение 

транспортной 

безопасности 

становится 

возможным 

в 

результате 

совершенствования  информационных  технологий  и  внедрения  цифровых  каналов  передачи 
информации,  волоконно-оптических  линий  связи,  радиосвязи,  средств  сигнализации  и  нового 
поколения компьютерного оборудования на станциях и локомотивах. 

Необходимым 

условием 

для 

обеспечения 

надежной 

и 

безопасной 

работы 

железнодорожного  транспорта  является  строительство  обходов  железнодорожных  узлов. 
Намечается  строительство  обхода  Краснодарского  железнодорожного  узла  с  комплексной 
реконструкцией участка им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская. Проведение этих 
мероприятий  позволит  обеспечить  беспрепятственный  пропуск  транзитных  потоков  грузов  и 

пассажиров,  повысить  транспортную  и  экологическую  безопасность  в  городах,  сократить 
транспортные издержки и время в пути. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Научно-техническое обеспечение реализации  подпрограммы предусматривает проведение 

работ  по  исследованию  рынка  транспортных  услуг,  ресурсосбережению,  формированию 
полигонов  движения  тяжеловесных  поездов,  созданию  новых  видов  подвижного  состава, 
развитию  скоростного  и  высокоскоростного  пассажирского  движения,  разработке  методических 
рекомендаций  по  определению  эффективности  инвестиционных  проектов  и  методов 
оптимизации  развития  сети  железных  дорог,  исследованию  перспектив  ее  развития,  изучению 
проблем безопасности, совершенствования государственной системы подготовки специалистов, а 
также по совершенствованию технического регулирования на железнодорожном транспорте. 

 

Подпрограмма "Автомобильные дороги" 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих 

нормативным требованиям; 

создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для 

населения; 

увеличение  протяженности  соответствующих  нормативным  требованиям  автомобильных 

дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; 

повышение  безопасности  движения  по  автомобильным  дорогам  федерального  значения, 

обеспечение  устойчивого  функционирования  автомобильных  дорог  федерального  значения  и 
транспортной безопасности дорожного хозяйства. 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Реализацию  предусмотренных  подпрограммой  инвестиционных  проектов  строительства  и 

реконструкции  автомобильных  дорог  регионального  и  местного  значения  предполагается 
осуществлять  с  учетом  приоритетности  проектов,  направленных  на  строительство  и 
реконструкцию  автомобильных  дорог  регионального  и  местного  значения  и  искусственных 
сооружений на них, осуществляемые во исполнение Программы подготовки к проведению в 2018 
году  в  Российской  Федерации  чемпионата  мира  по  футболу,  утвержденной  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от  20  июня  2013  г.  N  518  "О  Программе  подготовки  к 
проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу". 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

В  целях  повышения  эффективности  реализации  подпрограммы  в  ней  предусмотрено 

мероприятие  по  разработке  отраслевых  сметных  нормативов,  применяемых  при  проведении 
работ  по  ремонту  и  содержанию  автомобильных  дорог  федерального  значения  и  дорожных 
сооружений, являющихся технологической частью этих дорог. 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

Реализация этого мероприятия осуществляется федеральным государственным бюджетным 

учреждением  "Российский  дорожный  научно-исследовательский  институт"  (г.  Москва)  с 
финансированием за счет субсидии, предоставляемой ему Министерством транспорта Российской 
Федерации  в  рамках  общепрограммных  мероприятий  Программы  на  финансовое  обеспечение 
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

В  целях  увеличения  протяженности  автомобильных  дорог  федерального  значения, 

соответствующих  нормативным  требованиям,  предусмотрены  мероприятия  по  реконструкции 
перегруженных  участков  и  участков  с  переходным  типом  покрытия,  по  ликвидации  грунтовых 
разрывов,  строительству  и  реконструкции  обходов  городов,  строительству  пересечений 
автомобильных дорог и железных дорог на разных уровнях. 

В  целях  создания  условий  для  формирования  единой  дорожной  сети,  круглогодично 

доступной  для  населения,  предусмотрены  мероприятия,  направленные  на  формирование 
устойчивых  межрегиональных  и  внутрирегиональных  транспортных  связей.  Реализация  этих 

мероприятий будет осуществляться на условиях софинансирования за счет средств федерального 
и региональных бюджетов. 

Мероприятия  по  повышению  конкурентоспособности  транспортной  системы  Российской 

Федерации  и  реализации  транзитного  потенциала  страны  в  отношении  автомобильных  дорог 
предусматривают решение следующих задач: 

строительство  автомагистралей  и  скоростных  дорог  по  направлениям  международных 

транспортных  коридоров,  обслуживающих  наибольшие  автотранспортные  потоки  между 
основными экономическими центрами страны; 

строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, обеспечение соответствия их 

технического  состояния  требованиям,  предъявляемым  международными  соглашениями  к 
международным автомагистралям Европейской и Азиатской сетей автомобильных дорог; 

строительство  и  реконструкция  участков  автомобильных  дорог  на  подходах  к 

международным  автомобильным  пунктам  пропуска  на  Государственной  границе  Российской 
Федерации; 

строительство  и  реконструкция  участков  автомобильных  дорог  на  подходах  к  морским  и 

речным портам, аэропортам, а также на крупных транспортных узлах. 

В период реализации подпрограммы намечено осуществить строительство и реконструкцию 

около  2  тыс.  километров  автомобильных  дорог  федерального  значения,  формирующих  систему 
платных  автомагистралей  и  скоростных  дорог.  Среди  них  скоростная  автомагистраль  Москва  - 
Санкт-Петербург,  Центральная  кольцевая  автомобильная  дорога  в  Московской  области,  участки 
автомобильной  дороги  М-4  "Дон"  с  введением  платного  проезда  от  Московской  кольцевой 
автомобильной дороги в Московской области до границы Липецкой и Воронежской областей. 

Предусмотрено также проведение инженерных изысканий для обоснования создания ряда 

новых  международных  автодорожных  маршрутов  от  западных  границ  Российской  Федерации  в 
направлении  регионов Уральского и  Сибирского федеральных округов и  государств  -  участников 
Содружества Независимых Государств. 

В  целях  повышения  безопасности  движения  по  автомобильным  дорогам  федерального 

значения 

предусмотрены 

мероприятия 

по 

реконструкции 

мостов, 

находящихся 

в 

неудовлетворительном  состоянии,  по  повышению  уровня  обустройства  автомобильных  дорог, 
созданию  интеллектуальных  систем  организации  дорожного  движения,  развитию  надзорно-
контрольной  деятельности  в  области  дорожного  хозяйства,  по  обеспечению  транспортной 
безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Подпрограммой  предусмотрены  мероприятия  по  научно-техническому  и  инновационному 

обеспечению, реализуемые по следующим направлениям: 

совершенствование теоретических основ и расчетных методов эксплуатации автомобильных 

дорог, экономики дорожного хозяйства, проектирования автомобильных дорог; 

повышение  надежности  и  долговечности  дорожных  конструкций  и  конструкций 

искусственных сооружений, проведение исследований в области создания принципиально новых 
материалов, конструкций и технологий; 

разработка  нового  оборудования  для  диагностики  транспортно-эксплуатационного 

состояния автомобильных дорог и приборов для осуществления лабораторного контроля качества 
работ  по  строительству,  ремонту  и  содержанию  дорог  и  мостов,  создание  наблюдательных 
полигонов (стационарных пунктов наблюдения) с целью исследования качества и сроков службы 
дорожных конструкций. 

 

Подпрограмма "Морской транспорт" 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах; 
увеличение  пропускной  способности  российских  морских  портов  и  провозной  способности 

морского транспортного флота; 

обеспечение надежности и безопасности функционирования морского транспорта. 
Для  решения  задач  подпрограммы  должны  быть  осуществлены  мероприятия  по 

увеличению  производственной  мощности  российских  морских  портов,  строительству 
транспортных,  аварийно-спасательных,  гидрографических,  ледокольных  и  патрульных  судов, 
строительству  и  реконструкции  объектов  берегового  базирования  бассейновых  аварийно-
спасательных  управлений,  объектов  Глобальной  морской  системы  связи  при  бедствии  и  для 
обеспечения  безопасности,  станций  приема  и  обработки  информации  Международной 
спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ", систем управления движением судов, 
мероприятия по укреплению материально-технической базы морских учебных заведений, а также 
по научно-техническому обеспечению. 

Развитие портовых мощностей обеспечивается осуществлением следующих мероприятий: 
строительство глубоководного порта в г. Балтийске; 
строительство нового морского порта в районе пос. Набиль (Сахалинская область); 
строительство второго грузового района и объектов инфраструктуры порта Оля; 
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 485; 
развитие порта Сочи; 
реконструкция и строительство объектов инфраструктуры порта Ванино; 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

реконструкция  объектов  федеральной  собственности  в  портах  Санкт-Петербург,  Оля  и 

Петропавловск-Камчатский; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

реконструкция  причалов  N  1  -  4  и  дноуглубление  акватории  угольного  комплекса  в  порту 

Высоцк; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

реконструкция Санкт-Петербургского морского канала; 
реконструкция входных молов морского порта Холмск; 
формирование  акваторий  южной  и  северной  частей  морского  торгового  порта  Усть-Луга, 

включая операционную акваторию контейнерного терминала. 

Подпрограмма  предусматривает  значительное  пополнение  морского  транспортного  флота 

при увеличении общего тоннажа морского транспортного флота под российским флагом почти в 2 
раза. 

Для  обеспечения  пассажирских  перевозок  предусматривается  строительство  морского 

пассажирского терминала на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге и развитие портов Сочи 
и Геленджик. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

Абзацы  двадцатый  -  двадать  третий  утратили  силу.  -  Постановление  Правительства  РФ  от 

30.05.2016 N 485. 

Подпрограммой намечено также строительство грузопассажирского судна для обеспечения 

сообщения  Командорских  островов  и  г.  Северо-Курильска  с  г.  Петропавловском-Камчатским. 
Запланированы мероприятия по строительству скоростных пассажирских судов (морское такси). 

В  целях  обеспечения  бесперебойного  судоходства  по  трассам  Северного  морского  пути, 

повышения  уровня  безопасности  мореплавания  и  охраны  окружающей  природной  среды 
подпрограмма  предусматривает  строительство  судов  обеспечивающего  флота,  в  том  числе 
ледокольного  флота,  аварийно-спасательных  судов,  судов  природоохранного  назначения, 
лоцмейстерских и гидрографических судов. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

Кроме  того,  предусматривается  строительство  и  реконструкция  объектов  Глобальной 

морской  системы  связи  при  бедствии  и  для  обеспечения  безопасности,  станций  приема  и 
обработки  информации  Международной  спутниковой  системы  поиска  и  спасания  "КОСПАС-
САРСАТ",  систем  управления  движением  судов,  объектов  берегового  базирования  бассейновых 
аварийно-спасательных управлений. 

В  целях  создания  условий  для  улучшения  подготовки  высококвалифицированных 

специалистов морского транспорта подпрограмма предусматривает мероприятия по укреплению 
материально-технической  базы  научно-образовательных  комплексов  государственных  высших 
учебных заведений морского транспорта. 

Мероприятия  по  научно-техническому  обеспечению  включают  комплекс  научно-

исследовательских  работ,  осуществляемых  по  основным  направлениям  развития  морского 
транспорта, - анализ и прогноз состояния грузовой базы морского транспорта, развитие морских 
портов,  транспортного  и  обеспечивающего  флота,  взаимодействие  морского  транспорта  со 
смежными  видами  транспорта в  рамках  межотраслевой  транспортной  координации,  разработка 
нормативно-правовой  базы  морского  транспорта,  развитие  информационно-аналитических 
технологий. 

 

Подпрограмма "Внутренний водный транспорт" 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
устранение  участков,  лимитирующих  пропускную  способность  Единой  глубоководной 

системы европейской части Российской Федерации; 

повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления 

транспортного флота; 

развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения; 
обеспечение  надежности  объектов  инфраструктуры  и  безопасности  судоходства  на 

внутренних водных путях. 

Реализация  подпрограммы  позволит  сократить  долю  внутренних  водных  путей, 

ограничивающих  пропускную  способность  европейской  части  России,  и  ликвидировать  к  2020 
году аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических 
сооружениях. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Протяженность  участков,  лимитирующих  пропускную  способность  Единой  глубоководной 

системы европейской части Российской Федерации, в значительной степени будет сокращена при 
осуществлении 2 крупных инвестиционных проектов, предусматривающих: 

строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области (пос. Козино); 
строительство Багаевского гидроузла на р. Дон. 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2016 N 725) 

В  результате  реализации  проектов  увеличится  пропускная  способность  Единой 

глубоководной системы европейской части Российской Федерации, будет сохранена целостность 
реки  Волги  как судоходной  реки. Обеспечение  гарантированных  габаритов пути  создаст условия 
для  развития  транзитных  грузопотоков,  эффективного  использования  транспортных  судов 
современных и перспективных типов, системного развития транспортной инфраструктуры. 

Повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта на основе обновления 

транспортного  флота  будет  осуществляться  за  счет  размещения  крупных  заказов  для  замены 
судов  типа  "Волго-Дон"  и  "Волгонефть",  которые  на  протяжении  30  лет  являлись  основными 
судами  для  перевозки  грузов  по  Единой  глубоководной  системе  европейской  части  Российской 
Федерации,  а  сегодня  требуют  замены  по  срокам  службы.  Кроме  того,  предусматривается 
строительство буксирного и несамоходного сухогрузного флота для восточных бассейнов. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 15.05.2014 N 445) 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
В целях обеспечения надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на 

внутренних  водных  путях  предполагается  осуществить  комплекс  мероприятий  по  обеспечению 
безопасности  гидротехнических  сооружений,  модернизации  береговых  производственных 
объектов  и  сооружений,  обновлению  обслуживающего  флота,  реконструкции  и  развитию  сетей 
технологической  связи  на  внутренних  водных  путях,  приобретению  программно-аппаратных 
средств 

для 

оснащения 

лабораторий 

навигационной 

информации, 

усилению 

антитеррористической  защищенности  объектов,  развитию  материально-технической  базы 
учебных заведений. 

Мероприятия  по  обеспечению  безопасности  гидротехнических  сооружений  за  счет 

улучшения  их  технического  состояния  включают  в  себя  3  крупных  проекта:  реконструкция 
объектов  инфраструктуры  Канала  имени  Москвы,  комплексная  реконструкция  гидротехнических 
сооружений  Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской  Федерации  и 
комплексная  реконструкция  гидротехнических  сооружений  внутренних  водных  путей  Сибири  и 

Дальнего Востока. 

Все  судоходные  гидротехнические  сооружения  к  2020  году  будут  оцениваться  как 

работоспособные. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

В  создании  и  обеспечении  габаритов  и  качественных  параметров  пути  значительная  роль 

принадлежит  обслуживающему  флоту  -  судам  специального  назначения,  являющимся 
федеральной  собственностью.  Проблему  обновления  обслуживающего  флота  предполагается 
решить путем строительства на отечественных судостроительных заводах судов нового поколения 
и судов с использованием элементов эксплуатирующихся судов. 

Российская Федерация является одним из основных поставщиков и потребителей нефти на 

мировом  рынке.  Процесс  транспортировки  нефти  напрямую  связан  с  обеспечением 
экологической  безопасности.  Реализация  мероприятий  по  созданию  эффективной  системы  по 
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с 
судов  и  объектов  позволит  снизить  риски  загрязнения  нефтью  и  нефтепродуктами  внутренних 
водоемов, являющихся рекреационными зонами и источниками водоснабжения. 

Обновление обслуживающего флота предполагает строительство 118 судов (обстановочных, 

экологических, 

служебно-вспомогательных, 

для 

промерных 

и 

изыскательских 

работ, 

земснарядов), предназначенных для контроля условий на внутренних водных путях. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 30.05.2016 N 485, от 29.07.2016 N 
725) 

Обеспечение  безопасности  на  внутренних  водных  путях  невозможно  без  реконструкции  и 

развития  сетей  технологической  связи.  Мероприятия  по  развитию  сетей  технологической  связи 
предусматривают  создание  системы  управления  движением  судов  и  информационного 
обеспечения судоходства на всех внутренних водных путях Российской Федерации. 

Мероприятия  по  приобретению  программно-аппаратных  средств  для  оснащения 

лабораторий  навигационной  информации  предусматривают  создание  17  лабораторий, 
аккредитованных для проверки и корректировки в кратчайшие сроки навигационной информации 
и оперативной ее передачи на суда по каналам связи. 

Надежность  и  безопасность  функционирования  транспортной  системы  могут  быть 

обеспечены  только  при  наличии  достаточного  количества  высококвалифицированных 
специалистов  речного  транспорта  и  современной  материально-технической  базы  учебных 
заведений.  Развитие  материально-технической  базы  учебных  заведений  подразумевает 
строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности высших учебных заведений 
внутреннего водного транспорта и их филиалов. 

Научно-техническое обеспечение подпрограммы предусматривает: 
научно-техническое сопровождение работ по развитию инфраструктуры внутренних водных 

путей; 

проведение  исследований  комплексного  влияния  мероприятий  по  ликвидации 

лимитирующих  участков  Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской 
Федерации на структуру и динамику грузо- и пассажиропотоков, развитие грузовой базы речного 
транспорта и снижение транспортных издержек; 

подготовку  научно  обоснованных  предложений  по  реконструкции  и  модернизации 

портовых  сооружений  и  береговых  производственных  объектов  на  участках  транспортного 
коридора "Север - Юг"; 

разработку  предложений  по  созданию  мультимодальных  транспортно-логистических узлов 

на  внутренних  водных  путях  международного  значения,  стратегических  планов  развития  речных 
портов в отдельных бассейнах, по повышению эффективности речных перевозок; 

научно-техническое 

сопровождение 

мероприятий 

по 

обеспечению 

безопасности 

гидротехнических  сооружений,  развитию  сетей  технологической  связи,  систем  управления 
движением судов и информационного обеспечения; 

проведение  научных  исследований  по  развитию  навигационно-гидрографического 

обеспечения  на  внутренних  водных  путях,  технических  и  технологических  средств  подготовки 
специалистов,  по  научно-техническому  обеспечению  деятельности  поисковых  и  аварийно-
спасательных служб. 

 

Подпрограмма "Гражданская авиация" 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
развитие сети внутрироссийских узловых аэропортов; 
развитие сетей региональных и местных аэропортов; 
развитие сети крупных международных узловых аэропортов; 
обновление парка воздушных судов авиаперевозчиков Российской Федерации; 
обеспечение  защиты  авиатранспортной  системы  от  актов  незаконного  вмешательства  в  ее 

деятельность; 

обеспечение  развития  учебных  заведений  и  центров  подготовки  персонала  гражданской 

авиации; 

обеспечение развития медицинских центров гражданской авиации; 
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
В  целях  проведения  в  2018  году  в  Российской  Федерации  чемпионата  мира  по  футболу 

необходимо  осуществить  комплекс  взаимосвязанных  мероприятий  по  строительству  и 
реконструкции объектов, реализуемых в аэропортах гг. Москвы, Екатеринбурга, Саранска, Нижний 
Новгород, Волгограда, Ростова-на-Дону, Самары и Калининграда. 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

В  результате  реализации  мероприятий  подпрограммы  к  2015  году  возрастет  авиационная 

подвижность  населения,  пассажирооборот  на  международных  воздушных  линиях  превысит  100 
млрд.  пасс.-км.  Будет  введено  в  эксплуатацию  после  реконструкции  более  100  взлетно-
посадочных  полос  в  международных  и  общероссийских  узловых  аэропортах.  Парк  самолетов 
пополнится воздушными судами современных типов. 

Необходимость  развития  наземной  авиационной  инфраструктуры  обусловлена  высоким 

уровнем  износа  основных  фондов  аэропортов,  аэродромов,  посадочных  площадок  и 
необходимостью возобновления авиационных рейсов в удаленные населенные пункты. 

Реализация  подпрограммы  предусматривает  постепенную  смену  приоритетов  развития 

наземной авиатранспортной инфраструктуры и парка воздушных судов. В 2010 - 2020 годах начнет 
формироваться национальная опорная сеть аэропортов (аэродромов), будут развиваться крупные 
международные  и  внутрироссийские  узловые  аэропорты.  В  дальнейшем  будет  происходить 
приоритетное  развитие  региональных  и  местных  аэропортов,  развитие  фидерных  пассажиро-  и 
грузопотоков, интегрируемых с магистральной авиационной сетью, что даст позитивный импульс 
для  динамичного  роста  региональных  и  местных  авиаперевозок  и  аэропортов  как  важной 
компоненты национальной авиатранспортной системы России. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Развитие  наземной  авиатранспортной  инфраструктуры  должно  сопровождаться  массовым 

пополнением парка воздушных судов современными судами российского производства, в первую 
очередь региональными. 

Необходимость  обеспечения  защиты  авиатранспортной  системы  от  актов  незаконного 

вмешательства  в  ее  деятельность  вытекает  из  обострившейся  террористической  обстановки  в 
ряде регионов мира, глобальности авиационных перевозок и высокого общественного резонанса, 
вызываемого  происшествиями  на  воздушном  транспорте.  Должны  быть  внедрены  современное 
оборудование  и  технологии  обеспечения  авиационной  безопасности  во  всех  российских 
аэропортах. 

Необходимость развития учебных заведений и центров подготовки персонала гражданской 

авиации  обусловлена  ролью  человеческого  фактора  в  инцидентах  и  летных  происшествиях, 
произошедших  в  последние  годы.  Программой  предусматривается  приобретение  новых 
воздушных судов и тренажеров для учебных заведений. 

На  обеспечение  комплексной  безопасности  и  устойчивости  воздушного  транспорта  также 

направлены мероприятия по развитию медицинских центров гражданской авиации. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Научно-техническое  обеспечение  подпрограммы  предусматривает  проведение  работ  по 

исследованию  и  разработке  рекомендаций,  направленных  на  улучшение  инвестиционного 

климата  и  развитие  рыночных  отношений  на  воздушном  транспорте,  по  прогнозированию 
развития 

воздушного 

транспорта 

и 

исследованию 

рынка 

авиатранспортных 

услуг, 

совершенствованию  методологии  и  научному  сопровождению  обоснования  развития  парка 
воздушных  судов  и  наземной  инфраструктуры,  выполнение  мероприятий  по  научному 
обеспечению  разработки  и  внедрению  новых  технологий  и  оборудования  в  сфере  обеспечения 
авиационной безопасности на воздушном транспорте. 

 

Общепрограммные мероприятия 

 
Общепрограммные мероприятия направлены на реализацию всех целей Программы и носят 

обеспечивающий  характер.  Осуществление  этих  мероприятий  позволит  повысить  уровень 
научного обоснования и организационной проработки решений, принимаемых  государственным 
заказчиком - координатором в ходе реализации Программы. 

Мероприятия сгруппированы по направлениям расходования средств. 
В  целях  повышения  эффективности  управления  Программой  предлагается  сформировать 

информационно-аналитическую  систему  государственного  управления  в  транспортном 
комплексе, предполагающую создание: 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

систем мониторинга и управления транспортным комплексом, обеспечивающих поддержку 

процедур  календарно-ресурсного  планирования,  финансирования  и  учета  расходов,  управления 
документами  и  взаимодействием  участников  транспортного  комплекса,  а  также  поддержку 
подготовки  и  представления  в  различных  форматах  интегрированной  отчетности  о  ходе 
реализации программ и проектов в транспортной отрасли; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

единой  межведомственной  системы  обмена  данными  между  органами  исполнительной 

власти на федеральном и региональном уровнях, включая контрольные и регулирующие органы, 
для  обеспечения  эффективности  государственного  управления  и  создания  максимально 
комфортных  условий  для  пользователей  услуг  транспортного  комплекса  путем  реализации 
технологии работы по принципу "одного окна" для ускорения пассажиро- и товародвижения; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

единой 

государственной 

информационной 

системы 

обеспечения 

транспортной 

безопасности  в  целях  осуществления  в  том  числе  проектирования  и  строительства 
территориальных центров и главного центра мониторинга безопасности транспортной системы и 
дежурно-диспетчерских  служб,  мобильных  центров  организации  и  проведения  расследований, 
испытаний, экспертиз, анализа и оценок непосредственно на месте транспортных происшествий, 
формирования  и  ведения  автоматизированных  централизованных  баз  данных,  включая 
персональные данные о пассажирах; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 828. 
Научное обеспечение осуществляется по следующим направлениям: 

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

анализ  тенденций  и  перспектив  развития  рынка  транспортных  услуг  и  транспортной 

инфраструктуры; 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

совершенствование системы мониторинга состояния транспортного комплекса, в том числе 

проведение социологических и статистических исследований; 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

разработка  моделей  единого  транспортного  пространства  и  повышение  инвестиционной 

привлекательности  проектов,  развитие  рыночных  отношений  и  использование  передовых 
технологий на транспорте, развитие интеллектуальных транспортных систем; 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

обеспечение экологической безопасности на транспорте; 

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

совершенствование и развитие систем транспортной безопасности. 

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

Научно-техническое  и  инновационное  обеспечение  включает  в  себя  исследования 

тенденций  и  перспектив  развития  рынка  транспортных  услуг  и  транспортной  инфраструктуры, 
совершенствование системы мониторинга транспортного комплекса, разработку модели создания 
единого 

транспортного 

пространства, 

повышение 

инвестиционной 

привлекательности 

транспортных  проектов,  развитие  рыночных  отношений  и  использование  передовых  технологий 
на  транспорте,  развитие  интеллектуальных  транспортных  систем  в  Российской  Федерации, 
повышение транспортной безопасности. 

Мероприятия по управлению реализацией Программы направлены на: 
обеспечение текущего управления реализацией Программы; 
осуществление  аналитического  и  экспертного  сопровождения  реализации  мероприятий 

Программы; 

внедрение  принципов  проектного  управления  мероприятиями  Программы,  в  том  числе  с 

применением  механизмов  государственно-частного  партнерства,  разработку  процедур 
информационной системы поддержки их реализации; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

организацию 

юридического 

сопровождения 

процессов 

управления 

реализацией 

Программы,  включая  заключение  и  исполнение  государственных  контрактов,  осуществление 
судебной и внесудебной защиты государственных интересов; 

организацию работ по закреплению прав на результаты научно-технической деятельности; 
информационное  обеспечение  реализации  мероприятий  Программы,  подготовку  и 

распространение  аналитических  материалов  о  ходе  реализации  мероприятий  Программы, 
проведение презентации, выставок и форумов. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

 

Подпрограмма "Государственный контроль и надзор 

в сфере транспорта" 

(введено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

 
Для достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи: 
совершенствование  системы  получения  информации  о  происшествиях  на  транспорте  и 

нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности; 

обеспечение  надежности  и  безопасности  функционирования  объектов  транспортного 

комплекса; 

выполнение  мероприятий,  направленных  на  повышение  технического  и  ресурсного 

оснащения  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  транспорта  для  осуществления  функций 
государственного контроля и надзора. 

Результатом  реализации  подпрограммы  станет  повышение  уровня  защищенности 

населения  на  транспорте  за  счет  развития  средств  и  эффективных  систем  надзора  в  сфере 
транспорта. 

Для  достижения  поставленной  цели  и  решения  задач  подпрограммы  предусматривается 

реализация  системы  мероприятий  организационного  характера,  сгруппированных  по  основным 
направлениям и задачам. 

Для  выполнения  мероприятий,  направленных  на  повышение  технического  и  ресурсного 

оснащения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в целях осуществления функций 
государственного контроля и надзора, предусматривается: 

приобретение патрульных судов; 
приобретение патрульных вертолетов; 
создание Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по надзору 

в сфере транспорта; 

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 
Замена  физически  и  морально  устаревших  единиц  техники  позволит  активно  и 

своевременно  реагировать  на  нарушение  законодательства  Российской  Федерации  в  части 
транспортной  безопасности,  а  также  на  предупреждение  и  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций 

природного и техногенного характера. 

Для  нужд  государственного  морского  и  речного  надзора  предполагается  покупка  судов, 

предназначенных  для  контроля  условий  на  внутренних  водных  путях,  а  также  для  обеспечения 
контрольно-надзорной деятельности, - приобретение в 2013 - 2020 годах 140 единиц техники. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Оснащение 

патрульными 

вертолетами 

необходимо 

для 

предотвращения 

несанкционированных  полетов  воздушных  судов  и  летательных  аппаратов  авиации  общего 
назначения,  выявления  и  прекращения  деятельности  незарегистрированных  аэродромов  и 
посадочных площадок. 

Научно-техническое обеспечение реализации  подпрограммы предусматривает проведение 

работ  по  исследованию  в  области  развития  технических  и  технологических  средств  подготовки 
специалистов  в  отраслевых  учебных  заведениях,  использование  инновационных  технологий  в 
образовательном  процессе,  создание  новых  технологий  и  оборудования  в  сфере  развития 
транспортной 

безопасности, 

совершенствование 

действующего 

методического 

и 

методологического  обеспечения  процедур  осуществления  надзора,  контроля  и  наложения 
санкций в области транспортной безопасности. 

 

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201) 

 
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств 

федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  внебюджетных 
источников. 

Необходимые  объемы  финансирования  мероприятий  Программы  по  строительству  и 

реконструкции  объектов  транспортной  инфраструктуры  определены  в  соответствии  с  проектной 
документацией и с учетом объектов-аналогов. 

Общий  объем  финансирования  Программы  рассчитан  в  ценах  соответствующих  лет  и 

составляет  10250,3  млрд.  рублей,  в  том  числе  за  счет  средств  федерального  бюджета  -  4757,9 
млрд.  рублей  (46,4  процента общего объема  финансирования),  бюджетов субъектов Российской 
Федерации  - 77,4 млрд. рублей  (0,7 процента) и внебюджетных источников  - 6050 млрд. рублей 
(52,1 процента). 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.12.2012 N 1273, от 05.05.2013 N 401, от 15.05.2014 N 
445, от 28.04.2015 N 409, от 06.10.2015 N 1068, от 30.05.2016 N 485) 

Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2. 
 

V. Механизм реализации Программы 

 
Механизм  реализации  определяет  комплекс  мер,  осуществляемых  государственным 

заказчиком  -  координатором  Программы  и  государственными  заказчиками  в  целях  повышения 
эффективности реализации мероприятий Программы и достижения планируемых результатов. 

Программа реализуется в соответствии с  порядком  разработки  и  реализации федеральных 

целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует 
Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 
26  июня  1995  г.  N  594  "О  реализации  Федерального  закона  "О  поставках  продукции  для 
федеральных государственных нужд". 

Министерство  транспорта  Российской  Федерации  как  государственный  заказчик  - 

координатор Программы осуществляет: 

планирование  реализации  мероприятий  Программы,  в  том  числе  контроль  соответствия 

отдельных  мероприятий  требованиям  и  содержанию  Программы,  обеспечение  согласованности 
их  выполнения,  анализ  представленного  государственными  заказчиками  перечня  программных 
мероприятий, составление и представление в установленном порядке сводной бюджетной заявки 
на  финансирование  мероприятий  Программы  за  счет  средств  федерального  бюджета  на 
очередной финансовый год; 

общую  координацию  мероприятий  Программы,  выполняемых  в  увязке  с  мероприятиями 

других  федеральных  и  региональных  программ,  в  том  числе  мероприятий  по  развитию 
транспортных  коридоров  и  крупных  транспортных  узлов,  включая  Московский  и  Санкт-
Петербургский транспортные узлы; 

определение приоритетности этапов строительства и реконструкции объектов капитального 

строительства  государственной  собственности  Российской  Федерации,  включенных  в 
инвестиционные проекты; 

распределение  в  пределах  бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  на  реализацию 

инвестиционных  проектов,  бюджетных  инвестиций  по  отдельным  этапам  проектирования, 
строительства  и  реконструкции  объектов  капитального  строительства  государственной 
собственности Российской Федерации; 

мониторинг  эффективности  реализации  мероприятий  Программы  и  расходования 

выделяемых  бюджетных  средств  на  основе  анализа  предоставляемой  государственными 
заказчиками информации, подготовку докладов о ходе реализации Программы и представление 
их в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти; 

внесение  предложений  о  корректировке  мероприятий  Программы  или  отдельных 

подпрограмм  в  соответствии  с  основными  параметрами  и  приоритетами  социально-
экономического развития страны; 

размещение на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети 

Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы; 

представление  в  установленном  порядке  в  2020  году  предложений  по  проектированию 

объектов  государственной  собственности  Российской  Федерации,  завершение  строительства 
которых планируется после реализации Программы. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 401) 

Государственные заказчики подпрограмм осуществляют: 
планирование  реализации  мероприятий  подпрограмм  в  рамках  выделяемого  ресурсного 

обеспечения,  в  том  числе  определение  состава,  сроков  и  ожидаемых  результатов  работ, 
составление  и  предоставление  государственному  заказчику  -  координатору  Программы 
бюджетной заявки на получение бюджетного финансирования; 

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201; 
анализ  и  обобщение  результатов  выполнения  работ  по  реализации  мероприятий 

подпрограмм,  подготовку  и  предоставление  государственному  заказчику  -  координатору 
Программы отчетов для подготовки докладов о ходе реализации Программы; 

представление  государственному  заказчику  -  координатору  Программы  предложений  о 

приоритетности  этапов  строительства,  реконструкции  объектов  капитального  строительства 
государственной собственности Российской Федерации, включенных в инвестиционные проекты; 

представление  государственному  заказчику  -  координатору  Программы  предложений  о 

распределении  бюджетных  инвестиций,  предусмотренных  на  реализацию  инвестиционных 
проектов, по отдельным этапам. 

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201. 
Органом  текущего  управления  реализацией  Программы  является  федеральное  казенное 

учреждение  "Дирекция  государственного  заказчика  по  реализации  федеральной  целевой 
программы  "Модернизация  транспортной  системы  России",  которое  может  выполнять  функции 
государственного  заказчика  по  общепрограммным  мероприятиям  Программы  и  функции 
текущего  управления  Комплексной  программой  обеспечения  безопасности  населения  на 
транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 30 июля 2010 
г. N 1285-р, за исключением предоставления субсидий автономной некоммерческой организации 
"Транспортная  дирекция  Олимпийских  игр"  и  федеральному  государственному  унитарному 
предприятию  "Научный  центр  по  комплексным  транспортным  проблемам",  реконструкции  и 
перепланировки административного здания, расположенного в г. Москве, ул. Рождественка, д. 1, 
строение  1,  а  также  осуществления  расходов  на  информационное  обеспечение  реализации 
мероприятий Программы, подготовки и распространения аналитических материалов, в том числе 
проведения  выставок  и  форумов.  Для  повышения  эффективности  текущего  управления 
Программой  и  контроля  за  ходом  реализации  ее  мероприятий  предлагается  создать 
информационно-аналитическую систему. 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1201, от 05.05.2013 N 401, от 15.05.2014 N 
445) 

Порядок взаимодействия между государственным заказчиком - координатором Программы, 

государственными  заказчиками  Программы  и  органом  текущего  управления  реализацией 
Программы будет устанавливаться Министерством транспорта Российской Федерации. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 828) 

В  целях  обеспечения  взаимодействия  государственных  заказчиков  Программы  с 

государственным  заказчиком  -  координатором  Программы  возможно  создание  совета  по 
координации  Программы,  который  станет  коллегиальным  совещательным  органом  управления 
реализацией Программы. 

Абзацы  двадцать  второй  -  двадцать  третий  исключены.  -  Постановление  Правительства РФ 

от 30.12.2011 N 1201. 

Основные  сведения  о  результатах  реализации  Программы,  выполнении  целевых  и 

объемных показателей, об объеме затраченных на выполнение Программы финансовых ресурсов, 
а также о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы публикуются в средствах 
массовой информации не реже 2 раз в год. 

Контроль  за  ходом  реализации  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации  на  период 

до 2030 года осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Научный 
центр  по  комплексным  транспортным  проблемам".  Финансирование  этой  деятельности 
осуществляется  путем  предоставления  Министерством  транспорта  Российской  Федерации 
указанному предприятию субсидии в рамках общепрограммных мероприятий Программы. 
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 N 445) 

 

VI. Оценка социально-экономической и экологической 

эффективности Программы 

 
В  результате  выполнения  мероприятий  Программы  транспортная  система  Российской 

Федерации  выйдет  на  качественно  новый  уровень,  обеспечивающий  инновационный  сценарий 
социально-экономического развития страны. 

Эффективность  мероприятий  Программы  рассчитана  в  соответствии  с  методическими 

рекомендациями  по  оценке  эффективности  инвестиционных  проектов,  утвержденными 
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. 

Оценка  эффективности  Программы  производится  по  количественным  и  качественным 

показателям  общественной,  коммерческой  и  бюджетной  эффективности.  В  качестве 
количественных  показателей  применяются  показатели  интегрального  дисконтированного 
эффекта,  а  качественных  -  показатели  окупаемости  мероприятий  Программы  с  учетом 
дисконтирования. 

Количественным  показателем  эффективности  Программы  является  интегральный  эффект 

или чистый дисконтированный доход, рассчитанный как разность между доходами от реализации 
инвестиционных  проектов  и  расходами  на  капитальные  вложения  по  ним  с  учетом 
дисконтирования. 

Качественным показателем эффективности Программы является срок окупаемости с учетом 

дисконтирования,  характеризующий  минимальный  период  времени,  по  истечении  которого 
накопленный  дисконтированный  эффект становится и  в дальнейшем остается неотрицательным. 
Срок  окупаемости  рассчитывается  для  общественной,  коммерческой  и  бюджетной 
эффективности. 

Приоритет  в  оценке  эффективности  мероприятий  Программы  отдается  показателям 

общественной эффективности, поскольку они позволяют наиболее полно оценить экономические 
последствия ее реализации. 

С учетом большого количества инвестиционных проектов, включенных в Программу, а также 

предварительного  характера  проработки  большинства  из  них  показатели  эффективности 
Программы определяются на основе экспертных оценок сроков окупаемости отдельных проектов 
с  учетом  их  удельного  веса  в  общих  расходах.  При  этом  мультипликативный  эффект  в 
нетранспортных  отраслях  экономики  и  социальной  сфере  принимается  равным  20  процентам 

величины эффекта на транспорте. 

В  расчетах  эффективности  Программы  используются  цены  соответствующих  лет,  при  этом 

норматив  дисконтирования  принимается  постоянным  и  равным  13  процентам.  Среднегодовой 
уровень  инфляции  в  сфере  инвестиционной  деятельности  принимается  равным  5  процентам,  а 
уровень рисков для участников инвестиционных проектов с учетом масштабной государственной 
поддержки оценивается как минимальный. 

Расчеты  эффективности  Программы  выполнены  для  периода  с  2010  по  2040  год  исходя  из 

прогнозируемого  прироста  доходов,  связанных  с  увеличением  объемов  перевозочной  работы  и 
ставок основных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 

Доходы  консолидированного  бюджета  определяются  приближенно  с  учетом  действующих 

на  момент  расчетов  ставок основных  налогов  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом  Российской 
Федерации. 

Мероприятия  Программы  исходя  из  оценки  социально-экономической  эффективности 

позволят достичь следующих результатов: 

общественная эффективность - 63,7 трлн. рублей; 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2013 N 401, от 30.05.2016 N 485) 

коммерческая эффективность - 26,9 трлн. рублей; 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

бюджетная эффективность - 23,4 трлн. рублей. 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401) 

Расчеты эффективности Программы приведены в Приложении N 3. 
Составной  частью  эффективности  мероприятий  Программы  в  сфере  транспорта  является 

экологическая  эффективность.  Защита  окружающей  среды  в  Программе  обеспечивается  путем 
реализации  заложенных  в  инвестиционные  проекты  технических  и  технологических  решений, 
соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. 

Природоохранные  мероприятия  предусматривают  строительство  и  реконструкцию 

шумозащитных  сооружений  и  сооружений  по  очистке  сточных  вод,  переработке  и 
обезвреживанию отходов производства. 

Наибольший  эффект  в  области  повышения  экологичности  транспорта  достигается  при 

выполнении следующих мероприятий Программы: 

совершенствование  автодорожных  покрытий,  технического  уровня  и  обустройства 

автомобильных  дорог,  а  также  повышение  их  пропускной  способности,  в  том  числе  за  счет 
строительства обходов населенных пунктов; 

строительство  обходов  крупных  железнодорожных  узлов  и  расширение  полигона 

электротяги на железнодорожном транспорте; 

переоснащение  парков  транспортных  средств  железнодорожного,  морского,  речного  и 

воздушного транспорта подвижным составом и судами нового поколения, а также модернизация 
эксплуатируемого парка; 

создание  специализированных  перегрузочных  комплексов  для  угольных,  нефтяных, 

химических грузов и удобрений. 

Выполнение мероприятий Программы позволит уменьшить негативное влияние транспорта 

на население и придорожные экосистемы. 

Оценка  результативности  реализации  Программы  будет  проводиться  путем  сравнения 

текущих  значений  показателей  с  их  целевыми  значениями.  При  этом  результативность 
мероприятий  Программы  оценивается  исходя  из  соответствия  ожидаемых  результатов 
поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий. 

Интегральная 

оценка 

результативности 

реализации 

Программы 

рассчитывается 

посредством  сопоставления  предусмотренных  Программой  значений  целевых  индикаторов  и 
показателей и реально достигнутых результатов. 

Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь следующих результатов: 
транспортная подвижность населения возрастет в 1,6 раза (с 4953,1 км в 2011 году до 5503,4 

км в 2020 году), в том числе на воздушном транспорте - в 1,6 раза; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485) 

объем  экспорта  транспортных  услуг  увеличится  в  2  раза  и  достигнет  25,6  млрд.  долларов 

США; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485) 

транзит грузов по территории Российской Федерации увеличится в 1,9 раза и достигнет 47,3 

млн. тонн; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

повысится  доступность  для  населения  услуг  транспорта  за  счет  увеличения  количества 

сельских  населенных  пунктов,  обеспеченных  постоянной  круглогодичной  связью  с  транспортной 
сетью общего пользования по дорогам с твердым покрытием, на 0,81 тыс. единиц; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 409, от 30.05.2016 N 485) 

объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится в 1,7 раза и составит 828 

млн. тонн; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 
485) 

доля  протяженности  участков  сети  железных  дорог,  на  которых  имеются  ограничения 

пропускной и провозной способности, сократится в 15,6 раза; 

доля  протяженности  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального  значения, 

соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 85,3 процента; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485) 

доля  протяженности  участков  внутренних  водных  путей,  ограничивающих  пропускную 

способность  Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской  Федерации, 
сократится в 3 раза; 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.05.2016 N 485, от 29.07.2016 N 725) 

доля  морского  торгового  флота  под  Государственным  флагом  Российской  Федерации  в 

общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, составит 42 процента; 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

уровень контейнеризации возрастет по экспортным грузам в 3 раза, импортным - в 2,2 раза, 

по перевозкам грузов во внутреннем сообщении - в 2 раза. 

На железнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 0,6 тыс. километров новых 

линий,  1,1  тыс.  километров  дополнительных  главных  путей,  электрифицировано  0,6  тыс. 
километров линий, скорость доставки грузовых отправок в 2020 году достигнет 340 километров в 
сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 900 километров в сутки. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485) 

За время реализации Программы будет построено и реконструировано 7,3 тыс. километров 

автомобильных  дорог  федерального  значения,  включая  строительство  1,2  тыс.  километров 
платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. 
На  условиях  софинансирования  за  счет  средств  федерального  бюджета  будут  построены  и 
реконструированы 

2,1 

тыс. 

километров 

автомобильных 

дорог 

регионального 

и 

межмуниципального значения. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485) 

На  морском  транспорте  суммарная  производственная  мощность  отечественных  портов 

увеличится  на  413,1  млн.  тонн,  общий  тоннаж  морского  транспортного  флота,  контролируемого 
Российской  Федерацией,  возрастет  на  42  процента,  тоннаж  флота  под  Государственным  флагом 
Российской Федерации возрастет в 2 раза. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485) 

На  внутреннем  водном  транспорте  протяженность  участков,  ограничивающих  пропускную 

способность  Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской  Федерации, 
сократится  на  3,3  тыс.  километров.  Повысится  безопасность  и  надежность  функционирования 
судоходных  гидротехнических  сооружений.  Доля  судоходных  гидротехнических  сооружений, 
имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 22,2 процента до 9 процентов, 
опасный уровень - с 3,3 процента до 0 процентов. В речных портах будет построено 450 погонных 
метров грузовых причалов. 
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.05.2016 N 485, от 29.07.2016 N 725) 

Развитие  объектов  инфраструктуры  воздушного  транспорта  обеспечит  формирование 

опорной сети аэропортов, будет построено и реконструировано 93 взлетно-посадочные полосы, в 

том числе в крупных международных узловых аэропортах - 11 взлетно-посадочных полос, а также 
обновление  парка  самолетов  составит  777  единиц.  Количество  пассажиров,  перевезенных  в  год 
на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансферных пассажиров - в 20,8 раза. 
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485) 

Вклад  мероприятий  Программы  в  валовой  внутренней  продукт  Российской  Федерации 

оценивается  в  9,5  трлн.  рублей,  то  есть  почти  треть  среднегодового  прироста  валового 
внутреннего  продукта  будет  обусловлена  влиянием  мероприятий  Программы  (показатель 
рассчитан  в  соответствии  с  методикой  расчета  показателей  и  применения  критериев 
эффективности  инвестиционных  проектов,  претендующих  на  получение  государственной 
поддержки  за  счет  средств  Инвестиционного  фонда  Российской  Федерации,  утвержденной 
совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации 
и Министерства финансов Российской Федерации). 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..