ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД - часть 4

 

 

51 

 

адаптации  детей  в  домашних  условиях,  подготовлены  рекомендации  для 
замещающих  родителей.  Родителям  оказывается  комплексная  социальная 
помощь с целью восстановления семьи, в том числе информационная. Данные 
семьи обращаются за помощью по следующим направлениям: 

- трудоустройство; 
- лечение от различных видов зависимостей; 
- материальная помощь; 
- консультационная помощь (в том числе юридическая). 
Анализируя  проведенную  работу,  хотелось  бы  отметить,  что  в  рамках 

данного  направления  улучшилось  взаимодействие  между  службами  и 
сотрудниками, работающими с семьями. Повысилась эффективность работы по 
оказанию информационной помощи и поддержки различным категориям семей. 
Продолжается  работа  по  размещению  полезной  для  семей  с  детьми 
информации на сайте Центра.   

 

6. Библиотека для родителей 

В  рамках  направления  «Библиотека  для  родителей»  ведется  работа  со 

специалистами 

учреждения: 

педагогами, 

психологами, 

юристами, 

экспонируется  книжно-иллюстративная  подборка,  посвященная  различным 
проблемам  семьи.  В  рамках  программы  «Библиотека  семьям»  проводятся 
мероприятия  с  замещающими  семьями.  Для  потенциальных  замещающих 
родителей  организуются  мастер-классы  на  Днях  открытых  дверей,  Дне  аиста, 
направленные на возрождение традиций семейных чтений. 

Для  каждого  слушателя  ШПР  обязательно  проводится  знакомство  с 

фондом  библиотеки  на  темы  особенностей  психологии  детей-сирот  и 
воспитания  их  в  условиях  семьи.  Возрастает  спрос  на  литературу  по 
конкретной  тематике  таких  разделов  как:  возрастная  психология,  приёмная 
семья и ребёнок, дети с особенностями развития и др. 

Во время работы летнего Центра отдыха «Надежда» на территории ЦССВ 

«Берег надежды», проводятся акции «Библиотека семьям» с участием жителей 
района.  Посредством  работы  библиотеки  ЦССВ  книжные  издания  частных 
библиотек передаются семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.  

Успешно  продолжает  свою  работу  познавательно-развлекательная 

площадка  «ПониМашка»,  открытие  которой  состоялось  в  первый  год  работы 
эксперимента. «ПониМашка» ежедневно принимает в своих стенах кандидатов 
в  приёмные  родители  для  более  тесного  контакта  с  детьми  в  игровой  форме. 
Непосредственная  обстановка  игровой  площадки  помогает  ближе  узнать  друг 
друга.   

Одним из ярких направлений работы «Библиотеки» является постоянные 

выпуски  радио  «Надежда».  Ребята  готовят  выпуски  радиопередач,  которые 
транслируются  в  Дни  открытых  дверей  и  общегородские  Дни  аиста. 
Посетители  ЦССВ  «Берег  надежды»  имеют  возможность  услышать  наших 
воспитанников в прямом эфире.  

 

52 

 

Таким  образом,  в  рамках  инновационного проекта  в  основном  завершено 

внедрение  и  совершенствование  шести  направлений  семейного  устройства 
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.  Специалистами 
Центра  в  рамках  экспериментальной  работы  осуществлено  формирование 
программно-методического  и  информационного  обеспечения  технологий, 
составляющих данную модель.  

Анализ  основных  показателей  деятельности  ЦССВ  «Берег  надежды» 

позволяет  сделать  вывод  о  качественно  новом  уровне  решения  проблем 
профилактики  социального  сиротства  и  развития  форм  семейного  устройства 
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  в  городе  Москве.  Внедрение 
технологий  по  семейному  устройству  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без 
попечения  родителей,  способствует  достижению  основных  ключевых 
показателей Модели оказания социальной помощи семье и детям на 2013-2016 
годы в городе Москве. Это следующие индикаторы: сокращение числа детей в 
организациях  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей; 
сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских 
правах;  увеличение  доли  детей,  переданных  на  семейные  формы,  в  общей 
численности  ежегодно  выявляемых  детей,  остающихся  без  попечения 
родителей. 

Считаем,  что  в  целях  совершенствования  деятельности  организаций 

системы  социального  обслуживания  семьи  и  детства  г.  Москвы  накопленный 
инновационный  опыт  необходимо  совершенствовать  и  популяризировать  в 
рамках  ШПО.  Поэтому  просим  закрыть  ОЭП  в  виду  завершения  основной 
экспериментальной  работы,  присвоить  Центру  статус  «Школа  передового 
опыта». 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

53 

 

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧЕННОСТИ 

ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ 

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ 

СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ 

(По данной теме ОЭП работала на основании приказа ДСЗН № 729  

от 15.08.14.) 

 

 

Опытно-экспериментальная  площадка  –  ГБУ  ЦССВ  «Вера.  Надежда. 

Любовь» 
Ответственный исполнитель 
опытно-экспериментальной работы 
директор ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»                           Шпитальская И.Ю. 
 
Научный руководитель (консультант), 
д.п.н., профессор 
кафедры психологии и педагогики                                               Сикорская Л.Е. 
 

 
В  отчетный  период  ОЭП  на  базе  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь» 

реализовывала завершающий этап экспериментальной работы, цель которого – 
подведение итогов и распространение инновационного опыта. 

 

Обобщение и распространение инновационного опыта профилактики и 

преодоления социальной исключенности детей и молодых инвалидов  

в условиях ЦССВ 

 
За  2014-2017  годы  в  рамках  трансляции  инновационного  опыта  ЦССВ 

«Вера.  Надежда.  Любовь»  провел  более  20  обучающих  мероприятий  для 
внешних  специалистов;  было  сделано  28  научно-практических  докладов; 
проведено  9  вебинаров,  5  Школ  передового  опыта,  13  мастер-классов.  Всего 
обучено  более  275  внешних  специалистов,  издано  5  научно-практических 
сборников по теме экспериментальной площадки. 

В  1-м  полугодии  2017  года  проведены  следующие  научно-практические 

мероприятия. 

7-9  февраля  на  базе  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь»  прошла 

региональная стажировочная площадка «Инструменты профилактики сиротства 
особого ребенка: работа с кровной и замещающей семьями». 

10  марта  специалисты  Центра  участвовали  в  круглом  столе  «Отношение 

общества  к  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детям-
инвалидам»,  организованном  Фонд  поддержки  детей,  находящихся  в  трудной 
жизненной  ситуации  совместно  с  Комиссией  по  поддержке  семьи,  детей  и 
материнства Общественной палаты Российской Федерации. 

54 

 

15 апреля выступление на четвертом Московском международном салоне 

образования  (ММСО)  по  теме:  «Новая  экосистема  образования», 
организованном Министерством образования и науки Российской Федерации.  

24-25  апреля  приняли  участие  в  обучающем  семинаре  для  специалистов 

организаций  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, 
различных регионов РФ. 

26-27  апреля  в  обучающем  семинаре  для  специалистов  школ  приёмных 

родителей  и  служб  сопровождения  семей,  органов  опеки  и  попечительства 
различных регионов РФ. 

17-20  мая  в  г.  Псков,  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь»  представлял 

театральную  программу  на  Международном  творческом  фестивале  «Другое 
искусство». 

Теоретический  анализ  и  обобщение  отечественного  и  зарубежного  опыта 

профилактики  и  преодоления  социальной  исключённости  детей  с  ОВЗ, 
молодых  инвалидов  был  представлен  в  пособиях,  изданных  в  рамках  опытно-
экспериментальной деятельности. 

1. Модель профилактики и преодоления социальной исключенности детей 

и  молодых  инвалидов  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  в 
условиях  Центра  содействия  семейному  воспитанию.  Методические 
рекомендации / Под ред. - Сикорская Л.Е., Шпитальская И.Ю., Романова Е.А.– 
М.: ООО «НИПКЦ Восход–А», 2016. – 76с.  

2.  Современные  подходы  к  решению  проблемы  преодоления  социальной 

исключённости детей-инвалидов с умственной отсталостью в условиях центра 
содействия  семейному  воспитанию.  Сборник  статей.  /  Под  ред  -  Л.Е. 
Сикорской, А.К. Быкова - М., ИДПО ДТСЗН. 2016. - 128 с. 

3.  Модель  деятельности  Центра  содействия  семейному  воспитанию  по 

сопровождению  детей  и  подростков  с  выраженными  ментальными 
нарушениями,  кровных  и  замещающих  семей  особого  ребенка  /  Под  ред.  – 
Семья Г.В., Шпитальская И.Ю., Романова Е.А.– М.: ЛОГОМАГ, 2017. – 270 с. 

С 2017 года директор ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» И.Ю. Шпитальская 

является  членом  Экспертного  совета  по  специальному  образованию  Комитета 
Госдумы по образованию и науке РФ. 

Тесное  сотрудничество  науки  и  практики  позволило  научно  обосновать 

Модель  профилактики  и  преодоления  социальной  исключенности  детей  и 
подростков 

с 

выраженными 

ментальными 

нарушениями, 

доказать 

эффективность  внедряемых  технологий  и  практик.  Проделанная  опытно-
экспериментальная 

работа 

подтверждает 

выдвинутую 

гипотезу 

– 

эффективность  технологий  профилактики  и  преодоления  социальной 
исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной 
отсталостью  зависит  от  ряда  организационных  и  психолого-педагогических 
условий.  

В  процессе  экспериментальной  деятельности  технологии  профилактики и 

преодоления  социальной  исключенности  детей  и  молодых  инвалидов  с 
умеренной и тяжелой умственной отсталостью были теоретически обоснованы 

55 

 

и практически апробированы, что и являлось целью опытно-экспериментальной 
площадки. 

 

Создание и апробация Модели профилактики и преодоления социальной 

исключённости детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжёлой 

умственной отсталостью в рамках Центра 

 

Приняв  за  основу  обозначенные  концептуальные  идеи  в  рамках  опытно-

экспериментальной 

деятельности 

была 

разработана 

и 

практически 

апробирована 

Модель 

профилактики 

и 

преодоления 

социальной 

исключённости  детей  и  молодых  инвалидов.  Внедрение  Модели  обусловило 
необходимость поэтапного реформирования учреждения.  

ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» было создано путем присоединения 

к  ГКУ  ДДИ№8  ДТСЗН  для  умственно  отсталых  детей  Дома  ребенка  №25 
(Департамент  здравоохранения)  и  Детского  дома  №18  (Департамент 
образования).  Эта  реорганизация  позволила  создать  единое  реабилитационное 
пространство для детей и молодых инвалидов в возрасте от 0 до18+, исключить 
переходы детей из учреждений одного ведомства в другое.  

Помимо  изменения  формы  организации  Модель  профилактики  и 

преодоления  социальной  исключенности  детей  и  подростков  с  выраженными 
ментальными  нарушениями,  а  также  кровной  и  замещающей  семьи  особого 
ребенка  в  условиях  ЦССВ,  включает  принципиально  иные  подходы  к 
содержанию деятельности учреждения. 

 

Проектная система управления, ориентированная на результат. 

 

Педагогическая  и  психологическая  поддержка  персонала  в 

освоении новых профессиональных компетенций. 

 

Открытость учреждения - включение воспитанников в социальную 

жизнь города, привлечение волонтеров. 

 

Обучение 

воспитанников 

в 

сетевом 

взаимодействии 

с 

образовательными учреждениями. 

 

Поддержание 

семейных 

форм 

воспитания, 

разделение 

ответственности  между  родителями  и  учреждением,  активная  работа  по 
включению кровных родителей в процесс сопровождения детей, устройство на 
семейные  формы  в  замещающие  семьи,  сопровождение  приемных  семей, 
предоставление  стационарозамещающих  услуг  кровным  и  замещающим 
семьям, воспитывающим особого ребенка. 

 

Создание  условий  в  группах,  максимально  приближенных  к 

семейным как в части дизайна интерьера (зонирование, личное пространство и 
др.),  так  и  в  части  организации  жизнедеятельности  (сокращение  количества 
детей  в  группах,  создание  семейных  традиций  и  условий  для  появления 
значимого взрослого и др.). 

 

Организация  нормального  недельного  и  годового  ритмов  – 

сменяемость обучения, выходных, зимнего и летнего отдыха. 

56 

 

Для  создания  управленческих  механизмов  в  решении  задачи  внедрения 

Модели  профилактики  и  преодоления  социальной  исключенности  детей  и 
молодых  инвалидов  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью 
применялась технология «Агенты изменений».   

На  первом  этапе  в  ГБУ  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь»  была  создана 

команда 

специалистов, 

обладающих 

позитивными 

личностными 

характеристиками,  владеющих  широким  спектром  профессиональных 
компетенций  и  организующих  свою  деятельность,  ориентируясь  на 
определяющее  ценностное  значение  ребенка.  В  команду  привлекались 
активные, заинтересованные сторонники изменений, т. н. «агенты изменений». 
«Агенты  изменений»  объединялись  в  рабочие  группы,  т.  н.  «фокус-группы», 
намечалась  ясная  цель  изменений  и  планировались  этапы  их  внедрения, 
распределялась  ответственность,  а  общие  задачи  переводились  в  узкие, 
специфические.  Это  позволило  профессионалам  осознать  себя  в  меняющейся 
ситуации  специалистами,  интеллектуально  и  личностно  отмеченными 
руководителем,  имеющими  возможность  влиять  на  перемены,  происходящие 
вокруг.  Далее  агенты  изменений  ставили  задачи  своим  подчиненным  или 
коллегам, супервизируя их исполнение.  

Повышению  профессионального  уровня  специалистов  было  уделено 

большое внимание. Эта задача решалась как в рамках обучающих мероприятий 
(семинары, курсы повышения профессиональных квалификации и др.), так и в 
формате  практической  работы.  Специалисты  проходили  обучение  как  на  базе 
внешних  организаций  и  в  самом  Центре  с  привлечением  внешних 
специалистов, а также компетентных специалистов ЦССВ. 

Вот некоторые из них:  
Курсы переподготовки по программам: 
-  «Социально-педагогическая  деятельность  в  учреждениях  социальной 

сферы», ИДПО ДТСЗН;  

- «Муниципальное управление в социальной сфере», ИДПО ДТСЗН. 
Курсы повышения квалификации: 
-  «Организация  инклюзивного  образования  детей-инвалидов,  детей  с 

ограниченными 

возможностями 

здоровья 

в 

общеобразовательных 

организациях», МГПУ;  

-  «Безречевая  коммуникация  в  системе  помощи  детям  с  нарушениями  в 

развитии», ЦЛП г. Москва. 

Обучающие семинары: 
-  «Подходы  к  мониторингу  и  оценке  деятельности,  направленной  на 

деинституциализацию,  профилактику  социальной  исключенности  и  ее 
преодоление  воспитанниками  учреждений  для  детей  с  ментальными 
ограничениями  и  ограничениями  развития»,  ООО  «Компания  «Процессинг 
консалтинг». 

На базе Центра: 
Семинар для педагогического и медицинского персонала «Сопровождение 

слепого ребенка». 

57 

 

Семинар  для  младшего  педагогического  персонала  «Базовые  аспекты 

сопровождения детей с ОВЗ». 

Научно-практический  лекторий  «Особый  ребенок  в  семье  и  обществе»  с 

привлечением  зарубежных  специалистов,  в  рамках  которого  обсуждались 
достижения  науки  и  практики  в  области  воспитания  и  обучения  особого 
ребенка.  

Лекция  для  младшего  педагогического  персонала  «Правила  воспитания 

детей с ОВЗ». 

Обучающий  семинар  для  воспитателей  по  разработке  презентаций  по 

актуальным методикам и социально-педагогическим технологиям.  

Семинар  для  воспитателей  «Обучение  воспитанников  частичному 

приготовлению пищи в группах». 

Практикоориентированный  семинар  для  воспитателей  «Тактильный 

контакт  и  телесные  взаимодействия  с  детьми,  воспитывающимися  в  условиях 
ЦССВ». 

Двухдневный  мастер-класс  для  специалистов  «Интегрированный  игровой 

сеанс “Круг”». 

Обучающий семинар для специалистов по использованию инструментария 

«Индивидуальная карта деятельности воспитанника».  

Семинар  для  специалистов  «Технология  составления  индивидуального 

образовательного маршрута». 

Всего  проведено  более  50  обучающих  мероприятий  для  внутренних 

специалистов. 

Всего обучено (с учетом сдвоенности) более 160 специалистов. 
 

Разработка и апробация технологии социально-педагогического 

сопровождения индивидуального развития детей и молодых инвалидов с 

умеренной и тяжелой умственной отсталостью 

 
В  процессе  социализации  каждый  человек,  интегрируясь  в  социум, 

самоактуализируется, 

приобретает 

неповторимую 

индивидуальность. 

Социализация  выступает  средством  встраивания  растущего  человека  в  общее 
для  всех  жизненное  пространство,  средством  освоения  детьми  знаний  об 
окружающем  мире  и  способов  его  познания:  норм  общения,  принятых 
ценностей,  правовых  норм.  В  концепции  разработанного  ФГОС  в  отношении 
детей  с  умственной  отсталостью  особое  внимание  уделяется  повышению  их 
социальной 

и 

жизненной 

компетентности. 

Успешная 

социализация 

рассматривается  как  приоритетная  задача  (Н.Н.  Малофеев,  А.Р.  Маллер,  А.М. 
Царев и др.). 

В  рамках  опытно-экспериментальной  деятельности  была  разработана 

программа  «Формирование  социальной  компетентности  детей  и  подростков  с 
выраженными  интеллектуальными  нарушениями»,  которая  с  2017  года 
проходит апробацию в регионах РФ на базе различных пилотных организаций 
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

58 

 

Особенностью программы является распределение материала не по годам 

обучения,  а  по  этапам.  Время  освоения  содержания  каждого  этапа  строго 
индивидуально  и  зависит  от  целого  комплекса  причин,  определяющих 
структуру  нарушения  у  конкретного  ребенка.  Программа  учитывает 
специфические 

особенности 

моторно-двигательного, 

эмоционально-

личностного, сенсорного, умственного, речевого развития детей и подростков с 
умеренной,  тяжелой  и  глубокой  степенями  умственной  отсталости.  Авторы 
придерживаются  оптимистической  идеи  о  том,  что  дети  и  подростки  с 
интеллектуальной  недостаточностью  могут  воспринимать,  понимать  и 
взаимодействовать  с  окружающим  миром  при  наличии  адекватной 
коррекционно-развивающей помощи.  

Использование программы предполагает большую гибкость относительно 

индивидуальных  возможностей  обучающихся.  В  Программе  заложен  принцип 
от  общих  закономерностей  к  индивидуальным  возможностям,  реализация 
которого  предполагает  разработку  специальной  индивидуальной  программы 
развития  (СИПР)  для  каждого  обучающегося  на основе общего  программного 
содержания. В программе описаны подходы, принципы и методы диагностики, 
обучения и воспитания детей и подростков с интеллектуальными нарушениями 
с учетом современных социальных требований и опорой на достижения науки и 
практики.  Авторами  обозначены  цели  и  задачи  обучения  и  воспитания  детей, 
подростков с умеренной, тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости 
в  зависимости  от  актуального  уровня  развития,  определены  направления 
содержания  образования,  предложены  организационные  формы,  описаны 
основные  методы  и  приемы  взаимодействия  взрослого  и  ребенка  в  процессе 
обучения,  а  также  предложены  методы  оценки  качества  образования  данной 
категории детей и подростков. 

 
Выводы 
Созданная в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» личностно ориентированная 

среда и условия для развивающего ухода в едином развивающем пространстве 
с включением в него родителей и специалистов различного профиля позволяют 
максимально 

удовлетворить 

потребности 

ребенка 

в  поддержке 

и 

сопровождении,  повысить  эффективность  услуг,  индивидуализировать  цели 
развития,  соотнося  их  с  требованиями  взрослой  жизни.  Внедрение  модели 
профилактики  и  преодоления  социальной  исключенности  создает  реальные 
условия  для  повышения  качества  жизни  детей  и  подростков  с  тяжелыми  и 
множественными  нарушениями  развития,  а  также  кровной  и  замещающей 
семьи особого ребенка. Это подтверждается и количественными показателями 
включенности воспитанников: 

44 ребенка устроено в приемные семьи; 
8 детей возвращены в кровные семьи; 
181 человек (83 %) - зачислены в образовательные учреждения 
173 человек (79 %) – выезжают на летний отдых за пределы региона. 
 

59 

 

С  учетом  актуальности  обозначенных  проблем,  накопленного  опыта 

разработки  и  реализации  социальных  проектов  ЦССВ  «Вера.  Надежда. 
Любовь»,  поддержки  ДТСЗН  г.  Москвы  в  лице  заместителя  министра 
Дзугаевой  А.З.,  считаем  целесообразным  продолжить  инновационную 
деятельность  и  открыть  новую  экспериментальную  площадку  по  теме 
«Межведомственная 

модель 

непрерывного 

сопровождения 

жизнедеятельности  лиц  с  интеллектуальными  нарушениями  развития»  для 
решения обозначенных задач. 

 
 
 

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ 

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 

(Тема ОЭП утверждена Приказом ДТСЗН города Москвы № 1082к  

от 24 июля 2017 года) 

 
 

Проведенная экспериментальная работа и трансляция ее результатов как в 

Москве,  так  и  в  регионах  РФ,  убедительно  подтверждает  необходимость 
преобразования  деятельности  стационарных  организаций  социального 
обслуживания, предназначенных для детей с нарушениями развития, внедрение 
на  их  базе  социальных  практик  с  доказанной  эффективностью. 
Многочисленные  запросы  на  трансляцию  опыта,  которые  поступают  в  ЦССВ 
«Вера.  Надежда.  Любовь»  от  учреждений  различных  ведомств,  социально 
ориентированных  НКО  и  Фондов,  доказывает  необходимость  продолжения 
системной 

работы 

всех 

субъектов 

– 

участников 

сопровождения 

жизнедеятельности лиц с интеллектуальными нарушениями развития. Поэтому 
новая  тема  экспериментальной  деятельности  ставит  своей  целью  отработку 
направлений,  форм,  методов  межведомственного  взаимодействия  по 
непрерывному сопровождению жизнедеятельности  лиц с интеллектуальными 
нарушениями развития. 

Необходимость  разработки  регламентов  и  содержания  деятельности 

государственных социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся 
без  попечения  родителей,  диктуется  и  современными  политическими 
решениями,  направленными  на  сотрудничество  министерств  и  ведомств  в 
решении комплексных проблем. Внедрённая модель профилактики социальной 
исключенности 

детей-инвалидов 

требует 

систематической 

работы, 

направленной  на  повышение  эффективности.  В  связи  с  этим  в 
экспериментальной  работе  по  новой  теме  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь» 
ставит перед собой следующие задачи: 

-  разработка  регламента  межведомственного  взаимодействия  на  основе 

работающих социальных практик и технологий с доказанной эффективностью 
по направлениям: 

60 

 

-  взаимодействие  с  организациями  здравоохранения  с  целью  раннего 

выявления  случаев  появления  в  семье  ребенка-инвалида  и  своевременного 
предоставления услуг ранней помощи, профилактики социального сиротства и 
возможного утяжеления состояния детей за счет вторичных нарушений; 

внедрение  технологий  развивающего  ухода  на  основе  индивидуальных 

показаний физического развития (в настоящее время начат совместный проект 
с Филатовской детской больницей); 

-  взаимодействие  с  организациями,  обеспечивающими  санаторный  и 

летний  оздоровительный  отдых,  в  том  числе  в  интегрированных  лагерных 
сменах  совместно  с  Департаментом  семейной  и  молодежной  политики,  с 
Департаментом  культуры  (реализация  интегративного  проекта  «Отдых  в 
Поленово», поездки на отдых в различные регионы РФ);  

-  создание  условий  для  получения  основного  и  дополнительного 

образования; 

разработка 

межведомственного 

регламента 

составления 

специальных  индивидуальных  программ  развития  (СИПР)  воспитанников  с 
распределением  зон  ответственности  социального  и  образовательного 
учреждения в части формирования академического и жизненного компонентов 
образования,  наличие  которых  определено  ФГОС  для  детей  с  тяжелыми  и 
множественными  нарушениями  развития  (реализация  проекта  по  разработке 
сетевых  моделей  взаимодействия  совместно  с  учреждениями  Департамента 
образования города Москвы); 

- профилактика социальной исключенности воспитанников; формирование 

социокультурных  контекстов  взаимодействия  особого  ребенка  и  общества 
совместно  с  учреждениями  Департамента  культуры  и  спорта;  НКО,  Фондами 
(проекты «Особые дети и церковь: путь навстречу», программа еженедельных 
социокультурных мероприятий совместно с Фондом «Я есть» и др.); 

-  развитие  и  предоставление  стационарозамещающих  социальных  услуг, 

различных  форм  помощи  родителям  детей-инвалидов;  сотрудничество  с 
кровными  и  замещающими  семьями;  внедрение  программ  подготовки  к 
ответственному  родительству  для  граждан,  желающих  взять  на  воспитание  в 
семью  ребенка  с  тяжелыми  нарушениями  развития  (группа  кратковременного 
пребывания  на  базе  Центра,  проекты  по  сопровождению  кровных  и 
замещающих семей при поддержке благотворительных Фондов); 

- разработка возможных маршрутов жизнеустройства воспитанников после 

18  лет  на  основе  модели  непрерывного  сопровождения;  обеспечение 
преемственности  и  непрерывности  предоставления  медицинской  помощи, 
образовательных,  социальных  и  иных  услуг;  организация  сопровождаемого 
проживания, социальной и трудовой занятости выпускников; 

повышение 

социально-экономической 

эффективности 

Модели 

непрерывного  сопровождения  лиц  с  интеллектуальными  нарушениями  за  счет 
внедрения  современных  IT-технологий  (проект  «Социальный  навигатор» 
совместно  с  Фондом  «Ванечка.РФ»,  развитие  функционала  электронной 
оболочки Moodle и др.);  

61 

 

разработка  формальной  модели  проектирования  специальной 

индивидуальной  программы  развития  (СИПР)  людей  с  интеллектуальными 
нарушениями на основе межведомственного взаимодействия; 

-  разработка  алгоритма  сбора  и  анализа  данных,  формирования  и 

корректировки  индивидуальных  рекомендаций  по  развитию  индивида  с 
интеллектуальными нарушениями на протяжении жизненного пути; 

- разработка программного комплекса, оказывающего помощь индивиду и 

его кровными или замещающим родителям, а также специалистам-наставникам 
в  проектировании  индивидуального  маршрута  развития  человека  с 
интеллектуальными нарушениями; 

-  внедрение  программного  комплекса  в  эксплуатацию  на  базе  ГБУ  ЦССВ 

«Вера.  Надежда.  Любовь»  Департамента  труда  и  социальной  защиты  г. 
Москвы; 

- внедрение дифференцированного подхода к сопровождению детей-сирот 

и детей, оставшихся без попечения родителей и родительских детей; 

-  развитие  системы  социально-педагогического  сопровождения  детей  и 

подростков,  устроенных  на  воспитание  в  приемные  семьи  в  целях 
профилактики вторичных отказов. 

С  июля  по  декабрь  2017  года  проходил  организационный  этап 

экспериментальной  деятельности.  Была  создана  творческая  группа  ОЭП, 
распределены  обязанности,  составлен  план  мероприятий  экспериментальной 
деятельности,  продолжена  работа  по  повышению  профессионального  уровня 
сотрудников, организованы и проведены научно-практические мероприятия по 
теме ОЭП.  

14  сентября проведена  секция  «Создание доступной  среды  обучения  для 

молодых инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями: презентация 
воркшоп-площадки  «Инклюзивный  город»»  в  рамках  научно-практической 
конференции  «Профессиональное  обучение  лиц  с  ОВЗ  и  инвалидностью  как 
фактор социальной инклюзии». 

17 октября проведено выездное занятие для слушателей ИДПО ДТСЗН по 

программе  курса  «Раннее  выявление  нарушений  развития  и  реабилитация 
детей-инвалидов». 

26 октября проведен круглый стол «Создание межведомственной модели 

непрерывного сопровождения лиц с ОВЗ: проблемы, успехи и перспективы». 

17 октября проведено выездное занятие для слушателей ИДПО ДТСЗН по 

программе  курса  «Раннее  выявление  нарушений  развития  и  реабилитация 
детей-инвалидов». 

26 октября проведен круглый стол «Создание межведомственной модели 

непрерывного сопровождения лиц с ОВЗ: проблемы, успехи и перспективы» 

31  октября  на  базе  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь»  прошел  выездной 

экспертный совет по специальному образованию при Комитете по образованию 
и  науке  Государственной  Думы  Российской  Федерации.  В  мероприятии 
приняли  участие  представители  российских  и  финских  государственных 
органов,  работающих  в  сфере  обеспечения  благополучия  детей,  в  том  числе, 

62 

 

эксперты  Центрального  союза  защиты  детей  Финляндии,  Посольства 
Финляндии  в  России.  Участники  познакомились  с  Моделью  работы  Центра 
«Вера.  Надежда.  Любовь»,  обсудили  законодательство  и  существующие 
практики,  относящиеся  к  детям-инвалидам.  Поддерживая  открытость  и 
активность  общения  ЦССВ  «Вера.  Надежда  Любовь»  стал  площадкой  для 
поддержки контактов и обмена международным опытом.  

В октябре-ноябре проведение курса обучающих тренингов для волонтеров. 
17 ноября в ИДПО ДТСЗН прошла Международная научная конференция 

"Безопасное  материнство  -  лестница  к  счастью"  совместно  с  ЦССВ  Вера. 
Надежда.  Любовь.  Среди  участников  присутствовали  представители  12 
регионов Российской Федерации, более 50 коллег из Московской области.  

Секция  3.  "Межведомственный  взгляд  на  здоровье  матери  и  ребенка" 

проводилась  на  базе  ЦССВ  "Вера.  Надежда.  Любовь",  слушатели 
познакомились с работой учреждения, изучили доклады специалистов по темам 
"Начальный этап в модели непрерывного сопровождения: организация ранней 
помощи"  и  «Реализация  СИПР  с  сетевом  взаимодействии  социального  и 
образовательного  учреждения».  Так  же  участники  секции  посетили 
"АдаптСтудию"  –  партнёрский  проект  развития  учебного  сопровождаемого 
проживания  детей  с  выраженной  интеллектуальной  недостаточностью, 
реализуемый совместно с благотворительным фондом «Расправь крылья». 

С  целью  трансляции  передового  практического  опыта  проведены 

стажировки:  30  ноября  для  руководителей  и  специалистов  учреждений 
специального  образования  Татарстана,  6  декабря  для  руководителей  и 
специалистов Ояшинского детского дома (Новосибирская обл.), 8 декабря для 
руководителей Управления социальной защиты г. Волгограда. 

В  рамках  работы  по  повышению  профессионального  уровня  сотрудники 

ЦССВ  приняли  участие  в  семинаре  для  психологов  «Трудное  поведение 
подростков»,  представление  опыта  Англии,  19-20  сентября;  Стажировка  в 
Финляндии  «Модель  сопровождения  детей,  оставшихся  без  попечения 
родителей и детей-инвалидов», 8-14 октября; Стажировка во Франции «Ранняя 
помощь», 2-9 декабря. 

В  ЦССВ  «Вера.  Надежда.  Любовь»  ведется  научно-методическая  и 

аналитическая  деятельность,  направленная  на  обобщение  лучших  практик, 
повышение  эффективности  социальной  реабилитации  детей  с  ментальными 
нарушениями развития. 

В ноябре для Министерства образования РФ подготовлена дополнительная 

общеразвивающая  программа  социально-психологической  и  педагогической 
направленности  для  воспитанников  организации  для  детей-сирот  с 
ограниченными  возможностями  здоровья,  детей-инвалидов  «Формирование 
социальной 

компетентности  детей 

и 

подростков 

с 

выраженными 

интеллектуальными нарушениями» по итогам апробации в регионах РФ. 

В  декабре  по  заказу  Министерства  труда  и  социального  развития  РФ 

описана Модель деятельности ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» в рамках 
коллективной  работы  над  информационно-методическими  материалами  по 

63 

 

переходу  к  современным  моделям  деятельности  стационарных  организаций 
социального  обслуживания,  предназначенных  для  детей  с  ментальными 
нарушениями развития. 

В  декабре  (для  Аналитического  центра  при  Правительстве  РФ) 

сформулированы  предложения  по  изменениям  структуры  и  содержания 
Критериев  экспертной  оценки  соответствия  организации  для  детей-сирот  и 
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  требованиям  постановления 
Правительства от 24 мая 2014 г. № 481. 

Таким 

образом, 

экспериментальная 

деятельность 

ведется 

в 

соответствии с программой ОЭП. 

 
 
 

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К УСТРОЙСТВУ В СЕМЬЮ 

В УСЛОВИЯХ ГРУПП КВАРТИРНОГО ТИПА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 

ИНСТИТУТА «СОЦИАЛЬНАЯ МАМА»

 

(ОЭП закрыта приказом ДТСЗН №1082к от 24.07.2017 года) 

 
 

Опытно-экспериментальная площадка – ГБУ ЦССВ № 1 
 

Ответственный исполнитель 
опытно-экспериментальной работы 
директор ЦССВ № 1                                                                      Спивакова В.Ю. 
 
Научный руководитель (консультант), 
к.соц.н., доцент  
кафедры психологии и педагогики                                                  Сорокина Е.Г. 

 
 
Целями  заключительного  этапа  экспериментальной  работы  в  ЦССВ  №1 

являются:  

-  оценка  эффективности  методического  комплекса  учреждения  по 

подготовке  детей-сирот,  оставшихся  без  попечения  родителей,  к  устройству  в 
семью  в  условиях  групп  квартирного  типа  и  функционирования  института 
«социальная мама»;  

- разработка научно-методических рекомендаций по использованию новых 

направлений, форм, методов деятельности учреждений для детей-сирот, детей, 
оставшихся  без  попечения  родителей.  За  отчётный  период  проведены 
следующие мероприятия. 

Разработаны, апробированы и подготовлены к печати: 

64 

 

Технологии  подготовки  детей-сирот  к  устройству  в  семью  в  условиях  групп 

квартирного типа и функционирования института «социальная мама»: сборник статей 
// Под. ред. Е.Г. Сорокиной, В.Ю. Спиваковой - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. 62 с. 

Методические  рекомендации  по  организации  подготовки  детей-сирот  к 

устройству  в  семью  в  условиях  групп  квартирного  типа  и  функционирования 
института  «социальная  мама».  В  содержание  включены  важные  методические 
документы. 

1. Номенклатура дел социального педагога «социальная мама». 
2.  Индивидуальный  план  развития  и  жизнеустройства  ребенка  (согласно 

Постановлению  Правительства  Российской  Федерации  от 24  мая  2014 года № 
481  «О  деятельности  организаций  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без 
попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения 
родителей»). 

3. Циклограмма деятельности социального педагога «социальная мама» по 

сопровождению воспитанника разновозрастной группы квартирного типа. 

4.  «Технологическая  карта  сопровождения  воспитанника»,  которая 

включает: 

-  диагностическую  карту  социальных  компетенций  умений  и  навыков 

воспитанника разновозрастной группы квартирного типа; 

-  анализ  результатов  диагностики  социальных  компетенций,  умений  и 

навыков воспитанника; 

- карту наблюдения за динамикой социального развития воспитанника; 
- план коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанником. 
5. Фотография рабочего дня: 
Самоанализ рабочего времени социального педагога «социальная мама». 
Приложение 1. Памятка по содержанию деятельности «социальной мамы» 

(согласно должностной инструкции). 

Приложение  2.  Образец  заполнения  самоанализа  рабочего  времени 

социального педагога. 

6. Формы для специалистов по работе с детьми: 
-  психолого-педагогическое  обследование  внешнего  вида  и  поведения 

воспитанника на момент поступления в ЦССВ № 1; 

-  динамическая  оценка  по  результатам  коррекционно-развивающих 

мероприятий (занятий) с воспитанником в условиях работы ЦССВ. 

7.  Формы  по  профилактике  девиантного  и  аддиктивного  поведения 

воспитанников:  

- отчёт по воспитательно-профилактической работе с воспитанниками; 
-  карта  индивидуальной  воспитательно-профилактической  работы  с 

воспитанником группы. 

8. Форма отчёта социального педагога «социальной мамы». 
9. Методические рекомендации социальному педагогу отдела комплексной 

реабилитации  («социальной  маме»)  по  коррекции  и  развитию  социальных 
знаний, умений и навыков воспитанников разновозрастной группы. 

65 

 

10.  Пакет  методических  материалов  отдела  по  содействию  семейному 

устройству и сопровождению семей. 

11.  Методические  рекомендации  по  проведению  конкурсного  отбора 

кандидатов на должности социальных педагогов «социальная мама». 

12.  Электронная  версия  методического  комплекса  по  реализации 

технологии  подготовки  детей-сирот  к  устройству  в  семью  в  условиях  групп 
квартирного типа и функционирования института «социальная мама». 

 
В  результате  проделанной  работы  количество  переданных  детей  на 

семейную форму воспитания на третьем этапе ОЭР с января по май 2017 года 
составило 33 человека. 

На  настоящий  момент  Центр  содействия  семейному  воспитанию  №  1 

является единым реабилитационным пространством  с  возможностью оказания 
комплекса  социально-правовых  и  психолого-педагогических  услуг  различным 
категориям  семей  и  детям,  нуждающихся  в  помощи  государства.  В  Центре 
созданы  благоприятные  условия  для  пребывания,  приближенные  к  семейным, 
что 

способствует 

интеллектуальному, 

эмоциональному, 

духовному, 

нравственному и физическому развитию детей.  

Комплексная  работа  и  постоянное  профессиональное  взаимодействие 

специалистов отделов Центра содействия семейному воспитанию способствует 
результативности  деятельности  Центра  и  ведёт  к  выполнению  главных  целей: 
комплексной  реабилитации  воспитанников,  их  возврату  в  кровную  семью  и 
устройству в замещающую семью.  

Внедрение  инновационной  формы  воспитания  детей-сирот,  при  которой 

воспитание  детей  максимально  приближено  к  семейному  воспитанию 
значительно  повышает  уровень  адаптации  детей  к  жизни  в  условиях 
замещающей  семьи  и  в  целом  -  к  условиям  самостоятельной  жизни  в 
современном обществе.  

Наряду  с  вышесказанным,  практика  работы  ЦССВ  №  1  показывает,  что 

данный  проект  является  эффективным,  т.к.  значительно  увеличилась  доля 
воспитанников,  переданных  на  воспитание  в  семьи,  вследствие  чего 
сократилась средняя продолжительность пребывания воспитанников в Центре -
до  6  месяцев.  Возвраты  детей  в  Центр  в  результате  отмены  усыновления  или 
прекращения опеки (попечительства) отсутствуют.  

Общая статистика ОЭР показывает, что количество детей, переданных 

на семейную форму воспитания, с 2014 по 2017 г. составило 124 человек. Это 
свидетельствует  об  эффективности  работы  учреждения  и  о  подтверждении 
гипотезы  исследования,  заключающейся  в  предположении  о  том,  что 
разработанная  технология  подготовки  детей-сирот  к  устройству  в  семью  в 
условиях групп квартирного типа и функционирования института «социальная 
мама»  позволяет  специалистам  эффективно  осуществлять  работу  по 
подготовке  детей  к  устройству  в  семью,  в  условиях,  приближенных  к 
семейным и сокращает срок пребывания детей в учреждении.  

66 

 

Это  позволяет  сделать  вывод,  что  разработанная  технология  подготовки 

детей-сирот  к  устройству  в  семью  в  условиях  групп  квартирного  типа  и 
функционирования  института  «социальная  мама»  эффективна.  Опыт 
реализации  инновацинного  проекта  показал,  что  в  целях  совершенствования 
деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 
родителей,  необходимо  пропагандировать  результаты  экспериментальной 
работы.  Условия квартирного  типа и институт  «социальной  мамы» позволяют 
детям чувствовать себя комфортно и успешно формируют установку перехода 
воспитанников  в  семью.  Данный  инновационный  проект,  модернизирующий 
систему  подготовки  детей  к  устройству  в  семью,  необходимо  внедрять  в 
учреждения системы социальной защиты детства. 

В связи с завершением экспериментальной работы просим закрыть ОЭП 

на  базе  ЦССВ  №  1  и  присвоить  учреждению  статус  «Школа  передового 
опыта». 

 

 
 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧЕННОСТИ 

ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В 

УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: 

СРЕДОВОЙ ПОДХОД 

(ОЭП закрыта приказом ДТСЗН №1082к от 24.07.2017 года) 

 
 
Опытно-экспериментальная площадка – 
ГБУ ЦССВ «Наш дом» 
 

Руководитель опытно-экспериментальной работы 
директор ГБУ ЦССВ «Наш дом»                                                      Меньшов В.А. 
 
Научный руководитель (консультант), 
к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики                        Байдарова О.И. 
 
Ответственный исполнитель 
опытно-экспериментальной работы: 
к.п.н., зам. директора ГБУ ЦССВ «Наш дом»                                Комарова С.В. 

 

 

В  1-м  полугодии  2017  года  реализован  3-й  этап  работы,  заключительный, 

целью которого является подведение итогов экспериментальной работы.   

Результатами экспериментальной работы на заключительном этапе стали: 
-  разработка  и  реализация  программы  курса  обучающих  групповых 

занятий  для  специалистов  семейных  групп  ЦССВ  «Наш  дом»,  работающих  с 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..