ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2008 ГОДУ - часть 2

 

 

34

35

1. Правительству Чеченской Республики разработать програм-

му предоставления жилья (квартир) гражданам, потерявшим жи-

лье в ходе военных действий и отказавшимся от компенсации за 

утраченное жилье и имущество.

2. Правительству Чеченской Республики на основании Поста-

новления Правительства РФ № 561 от 07.06. 1995 г. «О государ-

ственных  жилищных  сертификатах,  выдаваемых  гражданам  РФ, 

лишившимся  жилья  в  результате  чрезвычайных  ситуаций  и  сти-

хийных бедствий» необходимо обратиться в Министерство строи-

тельства РФ, Министерство экономики и социального развития РФ 

и Министерство финансов РФ с предложением о распространении 

пунктов  1  и  2  указанного  постановления  на  граждан  Чеченской 

Республики, потерявших жилье в результате военных действий на 

территории Чеченской Республики.

К сожалению, предложенный нами правовой механизм предо-

ставления государством жилья взамен утраченного либо полного 

возмещения материального ущерба до настоящего времени не вос-

требован. 

В Чеченской Республике имеют место нарушения жилищных 

прав граждан в сфере компенсационных выплат за утраченное в 

ходе двух военных кампаний жилье и имущество. Связано это с 

принятием  Правительством  РФ  несовершенного  нормативного 

акта,  требующего  в  одном  из  своих  пунктов  обязательную  реги-

страцию  (прописку)  граждан  на  жилой  площади  разрушенного 

жилья до его утраты. 

Речь  конкретно  идет  о  постановлении  Правительства  РФ 

№ 404 от 04.07.2003 года, утвердившем положение «Об осущест-

влении компенсационных выплат за утраченное жилье и имуще-

ство пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской 

Республике гражданам, постоянно проживающим на ее террито-

рии» (далее – Положение). 

На основании пункта 7 указанного Положения рассмотрение 

заявительских  материалов  граждан  Комиссией  по  рассмотрению 

заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в 

результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и 

имущество часто «приостанавливается из-за несовпадения адреса 

прописки заявителя с адресом утраченного жилья». 

Таким образом, налицо факты нарушений прав человека, свя-

занных с соблюдением основных гражданских прав и свобод граж-

дан.

Для их исключения, нами было рекомендовано Генеральному 

прокурору РФ внести протест в Правительство Российской Федера-

ции об исключении из п.7 Положения требования об обязательной 

регистрации (прописки) граждан на жилой площади разрушенного 

жилья до его утраты, основываясь на нижеуказанных доводах. 

 Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу 

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах 

Российской  Федерации»  граждане  России  обязаны  регистриро-

ваться по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или от-

сутствие таковой не может служить основанием ограничения или 

условием  реализации  прав  и  свобод  граждан,  предусмотренных 

Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами респу-

блик в составе РФ.

Постановлением  Конституционного  суда  РФ  от  02.02.1998 

года № 4-П по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 

21  Правил  регистрации  названные  пункты  признаны  несоответ-

ствующими Конституции РФ, что в силу ч. 2 ст. 87 Федерального 

конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» является 

основанием для отмены в установленном порядке положений дру-

гих  нормативных  актов,  основанных  на  них  либо  воспроизводя-

щих их, или содержащих такие же положения.

Верховный Суд РФ своим решением от 20.07.1998 года также 

признал незаконными п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и сня-

тия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и 

по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, Верховный Суд РФ фактически признал несо-

ответствующим  действующему  законодательству  существование 

института регистрации (прописки) как такового. 

Конституционный Суд РФ ещё в 1995 году принял решение о 

неконституционности порядка, по которому процедура вселения в 

жилое помещение осуществлялась лишь при условии соблюдения 

режима регистрации (прописки).

Конституционный  Суд  РФ  ещё  дважды  возвращался  к  этой 

проблеме, отменяя нормативные акты, вводившие ограничения в 

процедуру регистрации по месту жительства.

Таким образом, введение ограничения на получение компен-

сации за утраченное жильё и имущество из-за отсутствия у граж-

данина регистрации (прописки) на жилой площади разрушенного 

жилья до его утраты противоречит как российскому, так и между-

народному праву.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

37

5.4. ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Таможенные  правила,  введенные  Постановлением  Прави-

тельства РФ от 05.11. 1999 года № 1223 «О мерах по предотвра-

щению  проникновения  на  территорию  Российской  Федерации 

членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия 

и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через госу-

дарственную границу Российской Федерации в пределах Северо-

Кавказского района», грубо нарушают права предпринимателей и 

физических лиц из Чеченской Республики.

Указанный порядок был установлен временно и в настоящее 

время  меры,  предусмотренные  указанным  постановлением,  пре-

пятствуют поступлению грузов, необходимых для восстановления 

экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Пункты 4 

и 5 постановления Правительства РФ противоречат Конституции 

Российской Федерации и федеральным законам. 

Данное  постановление  Правительства  РФ,  как  подзаконный 

акт  высшего  органа  исполнительной  власти  РФ,  издан  не  во  ис-

полнение конкретных норм Конституции РФ, других федеральных 

законов, указов Президента РФ и противоречит им по нижеследу-

ющим основаниям: 

1. Ни на территории Чеченской Республики, ни в приграничных 

с ней регионах указом Президента РФ не был введен режим чрезвы-

чайного положения в соответствии со ст. 88 Конституции РФ.

2. Введение Президентом России режима чрезвычайного по-

ложения на территории ЧР является основанием для издания вы-

шеуказанного постановления Правительства РФ № 1223, времен-

но прекратившего таможенное оформление товаров, в том числе 

перемещаемых  в  международных  почтовых  отправлениях  и  в 

транспортных  средствах,  следующих  в  Чеченскую  Республику, 

а также физических и юридических лиц, зарегистрированных на 

территории Чеченской Республики и действующих на территории 

Российской  Федерации  от  имени  и  (или)  в  интересах  Чеченской 

Республики,  за  исключением  товаров  и  транспортных  средств, 

ввозимых и адресованных органам исполнительной власти Чечен-

ской Республики.

3. В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного 

закона от 17.12. 1997 г. № 2 – ФКЗ «О Правительстве РФ», Прави-

тельство Российской Федерации осуществляет общее руководство 

таможенным делом и выступает в качестве органа общей компе-

тенции. И только Президент России полномочен на введение осо-

бого правового режима функционирования органов государствен-

ной власти, отдельных ограничений прав и свобод граждан. 

4.  Статья  15  Конституции  РФ  закрепляет  верховенство  Кон-

ституции РФ. Она является нормативным правовым актом высшей 

юридической  силы,  имеет  прямое  действие  на  всей  территории 

Российской Федерации и нормативные правовые акты Правитель-

ства РФ не должны противоречить ей. 

Учитывая изложенное, в порядке статьи 28 Федерального за-

кона  «О  Прокуратуре  Российской  Федерации»  мы  обратились  к 

Генеральному прокурору РФ с просьбой внести в Правительство 

Российской Федерации протест об отмене Постановления Прави-

тельства Российской Федерации от 05.11.1999 г. № 1223 «О мерах 

по  предотвращению  проникновения  на  территорию  Российской 

Федерации  членов  зарубежных  террористических  организаций, 

ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах про-

пуска  через  государственную  границу  Российской  Федерации  в 

пределах  Северо-Кавказского  района»  как  не  соответствующего 

Конституции  Российской  Федерации,  нарушающего  права  граж-

дан  и  противодействующего  развитию  и  интеграции  Чеченской 

Республики в российское экономическое пространство. 

5.5. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

Огромное внимание в 2008 году Уполномоченным уделялось 

защите социальных прав граждан на территории республики.

В настоящее время, когда в Чеченской Республике практиче-

ски разрешена проблема безопасности, вопросы социального ха-

рактера выступили на первый план.

Военные действия разрушили экономику и социальную сферу 

республики. В частности, остро стоит вопрос социальной защиты 

граждан, пострадавших в ходе боевых действий. 

Не реализовывался на территории республики Указ Президен-

та РФ от 05.09.1995 г. № 898 «О дополнительных выплатах лицам, 

пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Ре-

спублике». После длительной работы с республиканскими и фе-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

39

деральными  органами  власти  Уполномоченный  получил  письмо 

от помощника Президента России А. Дворковича, в котором со-

общается, что распоряжением Президента РФ от 7 декабря 2008 

года  №  758  рп  предусмотрено  образовать  при  Минюсте  России 

межведомственную  рабочую  группу  по  подготовке предложений 

по  законодательному  закреплению  и  урегулированию  вопроса  о 

компенсационных  выплатах  гражданам,  пострадавшим  в  пери-

од разрешения кризиса в Чеченской Республике. (Подробнее см. 

приложения 1-9)

В  течение  2008  года  Уполномоченный  уделял  большое  вни-

мание проблеме погашения задолженности по заработной плате. 

(Подробнее см. приложение 10)

Уполномоченный также не оставляет без внимания случаи дис-

криминации выходцев из Чеченской Республики по национально-

му признаку в других регионах страны. Образ чеченца как потен-

циального бандита и террориста продолжает жить в российском 

общественном  сознании.  Этот  образ  создавался  целенаправлен-

но средствами массовой информации и сегодня оказывает суще-

ственное влияние на отношение к чеченцам со стороны властных 

структур и правоохранительных органов. Нарушение закона в от-

ношении чеченцев теми, кто по долгу службы должен стоять на его 

страже, происходит при их передвижении по территории страны, 

при поступлении на работу, в сфере бизнеса и во многих других 

случаях. Показательный пример: как встречают в аэропорту «Вну-

ково» пассажиров рейса Грозный – Москва, когда они оказываются 

в положении подозреваемых. (Подробнее см. приложения 11-14)

Приложение 1

 

Указ Президента РФ от 5 сентября 1995 г. №898

«О дополнительных компенсационных выплатах лицам, 

пострадавшим в результате разрешения кризиса 

в Чеченской Республике»

В  целях  усиления  социальной  защиты  лиц,  пострадавших  в 

результате  разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике,  поста-
новляю:

1. Оказать единовременную материальную помощь лицам, по-

страдавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Респу-
блике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям 
погибших в Чеченской Республике – в размере 200-кратной мини-
мальной оплаты труда при сохранении гарантий и  компенсаций, 
установленных законодательством Российской Федерации. 

Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в 

том числе потерявшим жилье, осуществить компенсационные вы-
платы. 

 2. Правительству  Российской  Федерации  в  месячный  срок  

определить источники  финансирования  затрат, предусмотренных  
пунктом 1  настоящего Указа, и порядок осуществления компенса-
ционных выплат лицам, пострадавшим  в  результате  разрешения  
кризиса  в  Чеченской  Республике, а также обеспечить выплаты 
денежных средств указанным лицам.

Постановлением  Правительства  РФ  от  30  апреля  1997  г. 

№ 510 утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное 
жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате 
разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике  и  покинувшим  ее 
безвозвратно.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

41

3. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на 

полномочного  представителя Президента Российской Федерации 
в Чеченской Республике и представителя Президента Российской 
Федерации в Чеченской Республике и председателя Государствен-
ной комиссии  по  восстановлению  экономики и социальной сфе-
ры Чеченской Республики.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации    

 

Б. Ельцин

Москва, Кремль
5 сентября 1995 года
№ 898

В абзаце первом пункта 1 Указа Президента Российской Фе-

дерации от 5 сентября 1995 г. № 898 «О дополнительных компен-
сационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разреше-
ния кризиса в Чеченской Республике» (Собрание законодательства 
Российской  Федерации,  1995,  №  37,  ст.  3586)  слова  «в  размере 
20-кратной минимальной оплаты труда» и «в размере 200-кратной 
минимальной оплаты труда» заменить соответственно словами «в 
размере 2000 рублей» и «в размере 20 000 рублей».

Из Указа Президента РФ № 136 от 08.02.2001 г.

Приложение 2

Председателю 

Народного Собрания 

Парламента ЧР

Д.Б.АБДУРАХМАНОВУ

Уважаемый Дукуваха Баштаевич!

Ко  мне  обращаются  граждане  Чеченской  Республики,  выра-

жая несогласие с размером денежной компенсации реабилитиро-

ванным лицам за утраченное жилье и имущество, а также разме-

ром компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате 

разрешения кризиса в ЧР.

Согласно ст.16.1 Закона РФ от 18.10.1991 г. за №1761-1 «О реа-

билитации жертв политических репрессий» сумма компенсации за 

утраченное имущество составляет 4000 рублей, а включая жилые 

дома – 10000 рублей.

До внесения изменений в данную статью Федеральным зако-

ном за №122 от 07.08.2000 г., предусматривалось возмещение реа-

билитированным лицам стоимости имущества в размере 40 уста-

новленных Законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) 

или 100 МРОТ за все имущество, включая жилые дома.

На сегодняшний день МРОТ – 2300 руб., т.е. размер денежной 

компенсации составлял бы 230 тыс.руб., что в какой то мере могло 

бы удовлетворить граждан, утративших свое имущество и домов-

ладения в результате репрессии 1944 года.

Аналогичные изменения, ущемляющие права граждан, были 

внесены  в  Указ  Президента  РФ  за  №898  от  05.09.1995г.  «  О  до-

полнительных компенсационных выплатах лицам,  пострадавшим 

в результате разрешения кризиса в ЧР». В первоначальной редак-

ции этого Указа значилось, что пострадавшим оказывается мате-

риальная помощь в размере 20-кратной оплаты труда, а семьям по-

гибших в ЧР – в размере 200-кратной минимальной оплаты труда. 

После изменений внесенных Указом Президента РФ за №136 от 

08.02.2001 г., пострадавшим должно выплачиваться 2 тыс. руб., а 

семьям погибших – 20 тыс.рублей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

43

Без этих изменений, на сегодняшний день, сумма компенса-

ции пострадавшим могла бы составлять 46 тыс.руб., а семьям по-

гибших – 460 тыс.рублей.

По моему мнению, эти изменения были внесены для упрежде-

ния обращений с исковыми заявлениями в суды граждан, подпада-

ющих под действие ФЗ № 1761-1 и Указа Президента РФ №898 по 

взысканию причитающихся им денежных компенсаций в полном 

объеме.

Удивляет и то, что внесением вышеназванных изменений ру-

ководство России занималось в конце 2000 – начале 2001 годов, 

когда  на  территории  ЧР  полномасштабно  велась  так  называемая 

антитеррористическая операция, когда повсеместно гибли и похи-

щались мирные жители, проводились «зачистки», велись обстре-

лы населенных пунктов Чеченской Республики.

Данными законодательными актами нарушены права граждан 

на  достойную  компенсацию  за  причиненный  ущерб,  гарантиро-

ванные ст.ст. 52,53,55 Конституции Российской Федерации.                                              

Для стабильности правового статуса человека и гражданина, 

характерного для гражданского общества и правового государства, 

важное  значение  имеет  запрет  на  издания  законов,  отменяющих 

или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Прошу Вас, согласно ч.2 ст.30 и ст.34 Конституционного зако-

на ЧР за № 1-ркз от 08.02.2006 г. « Об Уполномоченном по правам 

человека в ЧР» , а так же ч.1 ст.83 Конституции ЧР рассмотреть 

возможность направления законопроекта о внесении изменения в 

Закон РФ за №1761-1 в части увеличения размера денежной ком-

пенсации  до  разумного  в  Государственную  Думу  Федерального 

Собрания РФ . Также считаю целесообразным обращение в Адми-

нистрацию Президента РФ с предложением о внесении изменений 

в Указ Президента РФ за №898 по увеличению суммы материаль-

ной помощи.

Буду признателен за информацию о принятом Вами решении.

Н.С. Нухажиев

Приложение 3

 

Уполномоченному по правам 

человека в ЧР

Н.С.  НУХАЖИЕВУ

на № 13-101 от 14.02.2008 г.

Уважаемый Нурди Садиевич!

Проблемы,  затронутые  в  Вашем  письме,  являются  актуаль-

ными  и  социально  значимыми  для  жителей  нашей  республики. 

Указанные вопросы  не  раз обсуждались на заседании Народного 

Собрания и для их решения были направлены соответствующие 

обращения  в  Правительство  Российской  Федерации  и  Государ-

ственную Думу Федерального Собрания РФ.

К сожалению, эти обращения не получили поддержки со сто-

роны федеральных органов власти. Вопросы повышения размера 

денежной компенсации для обеспечения мер социальной поддерж-

ки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от 

политических репрессий, рекомендовано  решить за счет средств 

республиканского бюджета.

В настоящее время в Народном Собрании готовится к рассмо-

трению проект Закона ЧР «О  социальной поддержке  реабилити-

рованных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических 

репрессий», в котором предусматриваются ежемесячная денежная  

выплата в размере 400 рублей и иные меры социальной поддержки 

указанных категории лиц. 

С уважением

Первый заместитель

Председателя 

 

 

 

 

З. З. Залзаев

Парламент

Чеченской Республики

Народное собрание

Нохчийн Республикан

Парламент

Халкъан Гулам

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

45

Приложение 4

Уполномоченному 

по правам человека 

в Российской Федерации 

В.П. ЛУКИНУ

                          

Уважаемый Владимир Петрович!

Как  известно,  война  есть  война,  как  бы  официально  она  не 

именовалась:  «интернациональная  помощь»,  «контртеррористи-

ческая операция», «разрешение кризиса», «миротворческая опера-

ция» или «вооруженный конфликт», потому что на войне гибнут, 

пропадают без вести, получают ранения.

С начала 1991 года Чеченская Республика была выведена из 

правового поля Российской Федерации. Жители республики пере-

жили две военные кампании. Первая – 1994-1995 годов под назва-

нием «наведение конституционного порядка на территории Чечен-

ской Республики» и вторая – «контртеррористическая операция». 

Последняя длится с 1999 года по настоящее время, поскольку офи-

циального документа о ее окончании нет.

Почти все виды всех родов войск российской армии участвова-

ли в вышеназванных военных кампаниях. Применялись все виды 

вооружений, проводились широкомасштабные военные операции, 

велись артиллерийские обстрелы населенных пунктов и городов, 

наносились массированные воздушные удары. Пострадали сотни 

тысяч и погибли десятки тысяч ни в чем не повинных мирных жи-

телей Чеченской Республики разных национальностей.        

Большое количество граждан было убито и искалечено в ре-

зультате преступлений, совершенных военными, участвовавшими 

в данных кампаниях. Большинство раненых, не получая должной 

медицинской  помощи,  умирали  при  так  называемом  «наведении 
конституционного порядка».

Мирные  граждане  Российской  Федерации,  проживающие 

на территории Чеченской Республики, получившие тяжелые ра-
нения  в  ходе  двух  военных  кампаний  и  ставшие  инвалидами, 
не признаются инвалидами войны. У данной категории граждан 
в графе «причина инвалидности» значится – «общее заболева-
ние». Тем самым они лишены социальной защиты, предостав-
ляемой  гражданам,  ставшим  инвалидами  в  результате  боевых 
действий.

Каждый  человек  обладает  неотъемлемым  правом  на  жизнь. 

Это право защищается законом. Никто не может быть произвольно 
лишен  жизни.  Право  на  жизнь  является  одним  из  высших  прав, 
которое нельзя умалить даже в условиях чрезвычайного положе-
ния.  Право  на  жизнь  часто  нарушалось  в  Чечне.  Убийство  –это 
лишение жизни без надлежащей правовой процедуры. Считается 
грубым нарушением прав человека, если жертвой такого действия 
является  невооруженный  мирный  житель  или  разоруженный  во-
енный.

В  статье  5  Всеобщей  декларации  прав  человека,  принятой 

ООН  10.12.1948г.  говорится:  «Каждый  человек  имеет  право  на 
жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»; ст.5. «Никто 
не  должен  подвергаться  пыткам  или  жестокому,  бесчеловечному 
или унижающему его достоинство обращению или наказанию».

В статье 2 Европейской конвенции о защите прав человека и 

основных свобод, принятой 04.11.50 г., сказано, что право каждого 
лица на жизнь охраняется законом.

В свою очередь, Конституция РФ защищает право на жизнь и 

дает право на получение компенсации за причиненный вред (ст.20, 
52, 53 и 56). 

Являясь  членом  мирового  сообщества,  Российская  Федера-

ция признает входящие в ее правовую систему общепризнанные 
принципы и нормы международного права и свои международные 
договоры.  Следовательно,  после  официального  объявления  тер-
ритории  Чеченской  Республики  зоной  вооруженного  конфликта, 
Российская Федерация взяла на себя обязанность строго следовать 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

47

нормам  международного  гуманитарного  права  при  урегулирова-
нии возникшей кризисной ситуации.

Для  реализации  положений  международных  договоров  был 

издан приказ Министра обороны РФ от 08.08.2001г. за №360 «О 
мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права 
в Вооруженных силах РФ», в котором приказано изучить и обеспе-
чить строгое выполнение военнослужащими Вооруженных сил РФ 
требований боевых уставов и наставлений по обеспечению боевых 
действий при неукоснительном соблюдении норм международно-
го гуманитарного права. В целях обеспечения социальной защиты 
пострадавших в результате боевых действий на территории Чечен-
ской Республики, был издан Указ Президента РФ от 05.09.1995г. 
№898 « О дополнительных компенсационных выплатах лицам, по-
страдавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Респу-
блике». В первоначальной редакции части 1 данного указа Прези-
дента РФ говорилось об оказании единовременной материальной 
помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в 
Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной опла-
ты труда и семьям погибших в Чеченской Республике – в размере 
200-кратной минимальной оплаты труда. Но, 08.02.2001г. издается 
новый Указ Президента РФ за №136, изменяющий размеры еди-
новременных выплат вышеназванным категориям граждан в сто-
рону их уменьшения, соответственно для пострадавших – до 2000 
рублей, семьям погибших – до 20000 рублей.                           

Напрашивается  аналогия  с  законом  РСФСР  от  18.10.91  г.  за 

№1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в ста-
тье  16  которого  говорилось,  что  реабилитированным  лицам  вы-
плачивается компенсация за потерянное имущество и жилье в раз-
мере 100-кратной минимальной оплаты труда, а после изменений, 
внесенных Федеральным законом от 07.08.2000г. №122, значится 
10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

На сегодняшний день минимальный размер заработной платы 

составляет 2300 рублей. По первоначальной редакции Указа Пре-
зидента РФ от 05.09.1995 г. семьи погибших могли бы получить по 

460 тыс. рублей, а по Закону РФ от 18.10.91 г. №1761-1 семьи под-
вергшихся политическим репрессиям получили бы по 230 тысяч 
рублей.

Такие суммы компенсаций были бы более справедливыми, и 

в какой-то мере могли бы удовлетворить граждан, подпадающих 
под действие вышеназванных законодательных актов Российской 
Федерации.

Таким образом, Указом Президента РФ от 08.02.2001 г. №136 

жизнь безвинно погибшего жителя Чеченской Республики оценена 
в 20 тысяч рублей. 

Зная Вашу позицию по вопросу размера компенсации семьям 

безвинно  погибших  граждан  Российской  Федерации,  прошу  Вас 
рассмотреть возможность обращения к Президенту РФ о необходи-
мости внесения изменений в Указ Президента РФ от 05.09.1995 г. 
№898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, по-
страдавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Респу-
блике», с целью приведения размеров материальной помощи по-
страдавшим и семьям погибших к общеевропейским нормам.                

Буду благодарен за информацию о Вашем мнении по данному 

вопросу.

Н.С.Нухажиев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

48

49

Приложение 5

 

Уполномоченному 

по правам человека 

в Чеченской Республике

Н.С. НУХАЖИЕВУ

 Уважаемый Нурди Садиевич!

По  поручению  Уполномоченного  по  правам  человека  в  Рос-

сийской  Федерации  сообщаю,  что  Ваше  обращение  по  вопросу 

увеличения  единовременной  материальной  помощи  лицам,  по-

страдавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Респу-

блике, а также семьям погибших, принято к рассмотрению.

С целью разрешения данного вопроса, в Администрацию Пре-

зидента Российской Федерации направлено соответствующее об-

ращение.

О  результатах  его  рассмотрения  Вы  будете  проинформи-

рованы.

С уважением,

начальник отдела защиты

гражданских прав человека   

          

      Т.С. Федотов

АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение 5

Уважаемый Владимир Петрович!

В Администрации Президента Российской Федерации рассмо-

трено Ваше обращение и обращение Уполномоченного по правам 

человека  в  Чеченской  Республике  Нухажиева  Н.С.,  касающиеся 

возобновления  выплаты  единовременной  материальной  помощи, 

предусмотренной  Указом  Президента  Российской  Федерации  от 

5 сентября 1995 г. № 898 «О дополнительных компенсационных 

выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса 

в Чеченской Республике», а также об увеличении размеров этой 

помощи.

Анализ данных вопросов показывает, что Правительство Рос-

сийской Федерации, определив в качестве источника финансиро-

вания  расходов  на  оказание  единовременной  материальной  по-

мощи  лицам,  пострадавшим  в  результате  разрешения  кризиса  в 

Чеченской Республике, утвержденную им Федеральную целевую 

программу по восстановлению экономики и социальной сферы Че-

ченской Республики на 1996 год, после приостановления действия 

Указа Президента Российской Федерации от 24 января 1996 г. № 86 

«О мерах по восстановлению экономики и социальной сферы Че-

ченской Республики в 1996 году», в соответствии с которым эта 

Программа  была  утверждена,  прекратило  выделение  средств  на 

оказание указанной материальной помощи. Вследствие этого ока-

зание материальной помощи названным лицам было прекращено, 

несмотря  на  сохранение  до  настоящего  времени  действия  Указа 

Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. № 898.

Для решения поставленных Вами вопросов в соответствии с 

бюджетным законодательством Российской Федерации, безуслов-

А4-16458П 

01 ноября 2008 г.                                  

На № ВЛ 28130-22 

от 29.09.2008             

           

 

Уполномоченному по 

 

правам человека в РФ 

 

В.П.ЛУКИНУ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

50

51

Приложение 7

  

Уважаемый Владимир Петрович!

В соответствии с поручением Правительства Российской Фе-

дерации от 13 ноября 2008 года № СС-П16-6800 Министерством 

здравоохранения и социального развития Российской Федерации 

совместно  с  Министерством  финансов  Российской  Федерации  и 

Министерством  регионального  развития  Российской  Федерации 

рассмотрено Ваше обращение в связи с письмом Уполномоченно-

го  по  правам  человека  в  Чеченской  Республике  Н.С.  Нухажиева 

о возобновлении выплаты единовременной материальной помощи 

лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чечен-

ской Республике.

Вопросы, связанные с осуществлением данной материальной 

помощи предусмотренной Указом Президента Российской Феде-

рации от 5 сентября 1995 года № 898 «О дополнительных компен-

сационных выплатах лицам пострадавшим в результате разреше-

ния кризиса в Чеченской Республике» (далее - Указ), неоднократно 

рассматривались заинтересованными федеральными органами ис-

полнительной власти.

Пунктом  1  Указа  установлено  «оказать»  единовременную 

материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разре-

шения кризиса в Чеченской Республике, что предусматривает ее 

разовое осуществление в отношении лиц, пострадавших в период 

разрешения кризиса в Чеченской Республике, но не в периоды на-

ведения  конституционного  порядка  и  проведения  контртеррори-

стических операций.

Министерство здравоохранения

и социального развития  РФ                                    

МИНИСТР     

                                                      

15.12.2008 г. № 7532-ПР                                                                     

На № ВЛ28130-22 

от 29 февраля 2008 г.

Уполномоченному 

по правам человека в РФ

В.П.Лукину

но, необходимо определение источников финансирования указан-

ных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Фе-

дерации  и  Федеральным  конституционным  законом  «О  Прави-

тельстве  Российской  Федерации»  вопросы  разработки  федераль-

ного  бюджета  и  обеспечения  его  исполнения,  регулирования  в 

социально-экономической сфере относятся к компетенции Прави-

тельства Российской Федерации.

В связи с изложенным, Ваше обращение и обращение Уполно-

моченного по правам человека в Чеченской Республике Нухажиева 

Н.С. направлены в Правительство Российской Федерации с прось-

бой рассмотреть вопросы о возобновлении оказания единовремен-

ной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате раз-

решения кризиса в Чеченской Республике и имеющим бесспорное 

право на ее получение, и об определении источника финансиро-

вания расходов на выплату этой материальной помощи с учетом 

изыскания возможности увеличения ее размера.

О   результатах   рассмотрения Вы будете  проинформированы 

Правительством Российской Федерации.

Руководитель

Администрации   

 

 

С.Нарышкин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52

53

Одновременно  пунктом  2  Указа  Правительству  Российской 

Федерации  поручено  определить  источники  финансирования  за-

трат  на  оказание  единовременной  материальной  помощи  и  вы-

плату компенсаций лицам, которым был причинен материальный 

ущерб, в том числе потерявшим жилье а также определить поря-

док осуществления этих компенсаций. Вместе с тем Указ не со-

держит положений, предоставляющих Правительству Российской 

Федерации полномочия на определение порядка оказания единов-

ременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результа-

те разрешения кризиса в Чеченской Республике.

Финансирование  указанной  материальной  помощи  осущест-

влялось в рамках Федеральной целевой программы восстановле-

ния экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 1996 

году в соответствии с Порядком осуществления дополнительных 

компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате  раз-

решения  кризиса  в  Чеченской Республике, утвержденном  5 ноя-

бря 1995 года Первым заместителем Председателя Правительства 

Российской Федерации – Председателем Государственной комис-

сии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской 

Республики  О.Н.Сосковцом.  Реализация  данной  Федеральной 

целевой программы была прекращена на основании Указа Прези-

дента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1208 «О 

неотложных  мерах  по  обеспечению  режима  экономии  в  процес-

се исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 

года», приостановившего с 1 сентября 1996 года действие Указа 

Президента Российской Федерации от 24 января 1996 года №86 «О 

мерах по восстановлению экономики и социальной сферы Чечен-

ской Республики». В связи с этим, начиная с 1997 года, ассигнова-

ния на продолжение выплаты указанной материальной помощи не 

предусматривались.

При этом необходимо учитывать, что Порядок, утвержденный 

О.Н.Сосковцом, не может рассматриваться в качестве действую-

щего нормативного правового акта, так как издан не в форме по-

становления Правительства Российской Федерации, что противо-

речит требованиям статьи 30 действовавшего в тот период Закона 

Российской Федерации от 22 декабря 1992 года №4174-1 «О Сове-

те Министров – Правительстве Российской Федерации». 

Учитывая  вышеизложенное,  оснований  для  возобновления 

выплаты  единовременной  материальной  помощи  лицам,  постра-

давшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, 

не имеется, В то же время из писем В.П.Лукина и Н.С. Нухажиева 

следует, что часть пострадавших граждан указанную материаль-

ную помощь не получили. Однако анализ данных писем показал, 

что речь в них идет о выплате единовременной материальной по-

мощи гражданам, пострадавшим не только в период разрешения 

кризиса в Чеченской Республике (1994–1996 годы), но и в после-

дующие периоды, не подпадающие под действие Указа, в том чис-

ле в настоящее время.

Кроме того, как следует из содержания названных писем, не 

определено достоверное количество лиц, пострадавших в Чечен-

ской Республике и имеющих право на получение данной матери-

альной помощи. При утрате в Чеченской Республике многих ар-

хивов, а также принимая во внимание время, истекшее с момента 

принятия Указа, подтверждение этого получения указанной мате-

риальной помощи и нецелевого использования средств федераль-

ного бюджета.

В связи с изложенным, в целях обеспечения интересов граж-

дан  имеющих  бесспорное  право  на  получение  единовременной 

материальной  помощи  лицам,  пострадавшим  в  результате  раз-

решения кризиса в Чеченской Республике, и своевременно ее не 

получивших,  представляется  целесообразным,  по  мнению  заин-

тересованных федеральных органов исполнительной власти, про-

должить использование механизма подтверждения такого права на 

основе решений, принимаемых в судебном порядке.  

                                                                                                                              

Т.А.Голикова

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54

55

Приложение 8

Президенту 

Российской Федерации

Д.А. МЕДВЕДЕВУ

Для сведения,

Уполномоченному 

по правам человека 

в Российской Федерации

В.П. ЛУКИНУ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мое письмо от 18.08.2008 г. за № В-872 с просьбой увеличить  

размер компенсационных выплат гражданам России, проживающим 

на территории Чеченской Республики, согласно Указа Президента 

РФ от 05.09.1995 г. №898 «О дополнительных компенсационных 

выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в 

Чеченской Республике», направленное Уполномоченному по пра-

вам человека в РФ В.П.Лукину было переадресовано в Админи-

страцию Президента РФ ( исх. № ВЛ 28130-22 от 29.02.2008 г.).

В своем ответе от 01.11.2008г. за № А4-16 458П, Руководитель 

Администрации Президента РФ С.Е.Нарышкин сообщил, что мое 

обращение и обращение Уполномоченного по правам человека в 

РФ направлены в Правительство РФ с просьбой рассмотреть во-

просы  о  возобновлении  оказания  единовременной  материальной 

помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в 

ЧР,  имеющим бесспорное право на ее получение, и об определе-

нии источников финансирования расходов на выплату этой мате-

риальной помощи с учетом возможного  увеличения ее размера.

29 декабря 2008 года ко мне поступил ответ министра здраво-

охранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой, от 15.12.08 г. 

за №7538-Пр, адресованный Уполномоченному по правам челове-

ка в РФ В.П.Лукину,  на его обращение  в адрес Президента РФ, 

в котором она ставит в известность, что мое письмо и обращение 

Уполномоченного  по  правам  человека  в  РФ  рассмотрено  на  со-

вместном заседании  трех федеральных министерств.

  В нем говорится, что пунктом 1 Указа Президента РФ от 

05.09.1995  г.  №898  «О  дополнительных  компенсационных  вы-

платах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в 

Чеченской  Республике»  (далее-Указ)  установлено  оказание    еди-

новременной  материальной помощи лицам, пострадавшим в ре-

зультате разрешения кризиса в ЧР, что предусматривает ее разовое 

осуществление в отношении лиц пострадавших в период разреше-

ния кризиса в ЧР, а не в периоды наведения конституционного по-

рядка и проведения контртеррористических операций. 

Непонятно, что госпожа Голикова Т.А. подразумевает под сло-

вами «разрешение кризиса в Чеченской Республике». Разве периоды 

наведения конституционного порядка и проведения контртеррори-

стической операции, которая не завершена по сегодняшний день,  и 

не есть период разрешения кризиса в Чеченской Республике?

Далее Голикова Т.А. ссылается на пункт 2 Указа Президента 

РФ и утверждает, что, якобы, он не содержит положений, предо-

ставляющих  Правительству  Российской  Федерации  полномочия 

на определение порядка оказания единовременной материальной 

помощи. Но это не так.  В том же пункте 2 Указа, Президент РФ 

постановил: «Правительству РФ… определить источники финан-

сирования  затрат…и  порядок  осуществления  компенсационных 

выплат  лицам,  пострадавшим  в  результате  разрешения  кризиса 

в Чеченской Республике, а также обеспечить выплаты денежных 

средств указанным лицам».

Какие еще положения должен был содержать Указ? Хватило 

же  Правительству  РФ  полномочий  принимать  постановления  во 

исполнение Указа Президента РФ от 05.09.1995г. №898, такие как 

постановление  Правительства  РФ  от  30.04.1997  г.  №510  «О  по-

рядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имуще-

ство гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса 

в  Чеченской  Республике  и  покинувшим  ее  безвозвратно»  и  по-

становление Правительства РФ от 04.07.2003 г. №404 «О порядке 

осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и 

имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Че-

ченской  Республике  гражданам,  постоянно  проживающим  на  ее 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56

57

территории». А в период принятия  вышеназванных постановле-

ний именно министерство финансов РФ, в котором Голикова Т.А. 

служила руководителем Бюджетного департамента, а затем и заме-

стителем министра, производило денежные отчисления во испол-

нение вышеназванных постановлений Правительства РФ и произ-

водит их до сих пор.

Что мешает Правительству РФ принять постановление о поряд-

ке выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим 

лицам и семьям погибших в результате разрешения кризиса в ЧР? 

Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1208 «О неотложных 

мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения 

федерального бюджета во втором полугодии 1996 года», на кото-

рый ссылается Т.А.Голикова, не отменял Указ Президента РФ от 

05.09.1995 г. №898 и не приостанавливал его действие.

Для сведения сообщаю,  что Указ в 1996 году финансировался 

в части выплаты компенсации за разрушенное жилье, а пострадав-

шим лицам и семьям погибших единовременная материальная по-

мощь, о которой идет речь, не выдавалась.

Стремясь  доказать  несостоятельность  наших  требований, 

Т.А.Голикова  пытается  разделить    период  разрешения  кризиса  в 

ЧР на две военные кампании. По ее мнению единовременная ма-

териальная помощь положена гражданам пострадавшим только в 

первую военную кампанию 1994-1996 годов, но, ни коим образом 

не положена пострадавшим в последующие периоды, т.к. они не 

подпадают  под  действие  Указа.  С  точки  зрения  Голиковой  Т.А. 

Указ действует только на события 1994-1996 годов, но тогда возни-

кает  вопрос,  почему  принималось  постановление  Правительства 

РФ от 04.07.2003 года №404, касающееся второй военной кампа-

нии, начавшейся в 1999 году  и для чего Указом Президента РФ от 

08.02.2001 г. №136 были внесены изменения в Указ Президента РФ 

от 05.09.1995 г. №898, уточняющие размер единовременной мате-

риальной помощи?

Уполномоченный по правам человека в РФ Лукин В.П. неодно-

кратно и юридически обоснованно обращался к Президенту Рос-

сии и в Правительство РФ о необходимости разработки механизма 

и выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим 

при разрешении кризиса в ЧР согласно Указу Президента РФ от 

05.09.1995г. №898.

Далее Министр здравоохранения и социального развития РФ 

Голикова Т.А. говорит о том, что не определено достоверное коли-

чество лиц, пострадавших в ЧР и имеющих право на получение 

данной материальной помощи.                                                                                       

По-видимому,  Голикова  Т.А  не  располагает  информацией  о 

том, что, согласно Указу, находящееся в ее подчинении  министер-

ство занятости, труда и социального развития ЧР в течение двух 

лет, по всем районам Чеченской Республики ведет прием докумен-

тов от пострадавших и наследников первой очереди, погибших в 

результате разрешения кризиса в ЧР на получение единовремен-

ной материальной помощи.                                                                           

После вышеприведенных доводов федеральный министр Го-

ликова Т.А. утверждает, что «…оснований для возобновления вы-

платы единовременной материальной помощи , лицам , пострадав-

шим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, не 

имеется».

Более  того,  Голикова  Т.А.  рекомендует  гражданам,  постра-

давшим в результате разрешения кризиса в ЧР подтверждать свое 

право на получение единовременной материальной помощи в су-

дебном порядке. 

Как  будут  выглядеть  мои  рекомендации  десяткам  тысяч  по-

страдавшим гражданам  обращаться в суд, в том числе в Европей-

ский Суд по правам человека,  и поднимет ли это  авторитет России 

на международной арене?

Уважаемый  Дмитрий  Анатольевич,  Вы  знаете  о  доверии,  

высказанном  Вам  чеченским  народом  и  о  надеждах,  которые  он 

возлагает  на  Вас.  Считаю,  что  необходимо  завершить  работу  по 

заживлению ран, нанесенных в прошлом гражданам Российской 

Федерации, проживающим на территории Чеченской Республики. 

Прошу  Вас  дать  указание  Правительству  Российской  Феде-

рации в 2009 году начать выплаты единовременной материальной 

помощи в соответствии с Указом Президента РФ от 05.09.1995г. 

№898 и рассмотреть вопрос увеличения суммы этой помощи с це-

лью приведения ее размера к общеевропейским нормам.

  Буду благодарен за информацию о принятом решении.

Н.С.Нухажиев

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58

59

Приложение 9

Уважаемый Нурди Садиевич!

Ваше  обращение  на  имя  Президента  Российской  Федера-

ции

Д.А.  Медведева  о  возобновлении  оказания  единовременной 

материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разре-

шения кризиса в Чеченской Республике, в соответствии с Указом 

Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. № 898 «О 

дополнительных  компенсационных  выплатах  лицам,  пострадав-

шим  в  результате  разрешения  кризиса  в  Чеченской  Республике» 

рассмотрено.

Целесообразно  принять  во  внимание,  что  распоряжением 

Президента Российской Федерации от 7 декабря 2008 г. № 758-рп 

предусмотрено образовать при Минюсте России межведомствен-

ную  рабочую  группу  по  подготовке  предложений  по  законода-

тельному урегулированию вопроса о компенсационных выплатах 

гражданам,    пострадавшим  в  период  разрешения  кризиса  и  вос-

становления конституционного порядка на территории Чеченской 

Республики. Соответствующие предложения должны быть подго-

товлены и представлены этой рабочей группой до 1 июня 2009 г.

Полагаю, что поставленный Вами вопрос может быть решен в 

результате указанной работы.

А. Двокович

Помощник

ПРЕЗИДЕНТА

Российской Федерации

«05» февраля 2009 г.

№   А4-1645 Пад

Москва

Уполномоченному 

по правам человека

в Чеченской Республике

Н.С. Нухажиеву

пр.Эсамбаева, 4, г.Грозный, 

Чеченская Республика, 364051

Приложение 10

Председателю Верховного суда   

Чеченской Республики 

З.С. ЗАУРБЕКОВУ 

             

 Уважаемый Зиявди Саидович!

Одной из самых болезненных для жителей Чеченской Респу-

блики проблем является невыплата задолженности по заработной 

плате.

Граждане, отдавшие свои лучшие годы жизни труду в сфере 

промышленности,  образования  и  других  отраслей,  не  по  своей 

вине ставшие заложниками политических интриг и безвластия на-

чала  90-х  годов  на  территории  Чеченской  Республики,  не  могут 

получить заработанную честно плату за свой труд.

По законам всех цивилизованных стран данный вид наруше-

ния прав человека является грубейшим и подлежит немедленному 

устранению.  Во  многих  международных  документах  даже  гипо-

тетически не допускается такая дискриминация человека и о за-

долженности по заработной плате ничего не говорится, а сказано 

только  о  размере  вознаграждения  за  труд,  который  должен  дать 

возможность на достойную жизнь.

Во  Всеобщей  Декларации  прав  человека  от  10.12.1948  г.  в 

части 2 и 3 статьи 23 сказано: «Каждый человек, без какой-либо 

дискриминации,  имеет  право  на  равную  оплату  за  равный  труд. 

Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетво-

рительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека 

существование для него самого и его семьи».

В  пересмотренной  Европейской  Социальной  Хартии  от 

03.05.1966г. в ч.1 статьи 4 «Право на справедливое вознагражде-

ние»  говорится:  «…признать  право  трудящихся  на  вознагражде-

ние, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уро-

вень жизни».

В настоящее время вопрос рассмотрения исковых требований в 

судах Чеченской Республики выглядит следующим образом. Граж-

данин подает исковое заявление в суд с просьбой о взыскании задол-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60

61

женности по заработной плате, с приложением справки о размере 

задолженности, полученной с места работы. На судебном заседании 

представитель ответчика не отказывается от предъявленного иска. 

Как правило, он лично знает истца, подтверждает, что истец дей-

ствительно работал, не получая заработную плату. Однако, он, по 

указанию своего руководства, просит суд отказать в иске в соответ-

ствии со статьей 392 ТК РФ, т.е. по истечении срока обращения в 

суд, что судья и делает, не рассматривая просьбу и аргументы истца 

об уважительной причине пропуска срока обращения в суд.

Между тем, суд вправе восстановить срок давности, пропущен-

ный по уважительной причине со ссылкой на статью 392 ТК РФ.

У жителей Чеченской Республики эта причина навсегда оста-

нется в памяти, поскольку это было время борьбы за право просто 

жить. Многих работников, у которых имелась задолженность по 

заработной плате, уже нет в живых и в суды обращаются их на-

следники.          

Судами также не рассматриваются положения статьи 395 ТК 

РФ, в которой сказано: «При признании органом, рассматриваю-

щим  индивидуальный  трудовой  спор,  денежных  требований  ра-

ботника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере». 

Данной статьей законодатель фактически вывел денежные требо-

вания работника за рамки норм истечения сроков исковой давно-

сти. Ведь суд фактически признает задолженность справедливой, 

однако, отказывает в удовлетворении исковых требований, ссыла-

ясь на срок давности. 

Согласно п. 56 постановления пленума Верховного Суда РФ 

от 17.03.2004г. « О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», 

суд должен удовлетворить исковые требования о взыскании задол-

женности по зарплате только в том случае, если работник не пре-

рвал трудовые отношения с работодателем.

Статья 392 ТК РФ гласит: «Работник имеет право обратиться 

в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 

трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о на-

рушении своего права…»

Вот  где  подходит  своеобразное  объяснение  понятия  неспра-

ведливости: «Существуют три вида несправедливости – это наси-

лие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся име-

нем закона, и жестокость самого закона».

Любой  здравомыслящий  человек  понимает,  что,  например, 

учитель, который работал в школе с 1997 года по 1999 год, т.е. до 

начала военных действий в Чеченской Республике, не получал зар-

плату не по своей вине, а по вине государства, в котором в этот 

период отсутствовало право. Этот учитель должен иметь возмож-

ность  получить  начисленную,  но  не  выплаченную  зарплату,  как 

только это государство стало правовым, и на его территории стал 

главенствовать его величество Закон. О каком трехмесячном или 

трехгодовом сроке обращения с иском в суд может идти речь?

В связи с необходимостью разработки механизма защиты прав 

жителей Чеченской Республики в части выплаты задолженности 

по зарплате, я обращался в Правительство, Парламент, Конститу-

ционный  суд  Чеченской  Республики,  Конституционный  суд  РФ. 

Ощутимых результатов пока нет.

Конституционный суд ЧР и Конституционный суд РФ даже не 

стали вникать в суть проблемы, хотя к запросам было приложено 

по несколько решений судов, при изучении которых наглядно вид-

на их несправедливость. Более того, Конституционный суд РФ по 

поводу  жалоб  граждан  о  вынесении  судами  несправедливых  ре-

шений со ссылкой на ст. 392 ТК РФ дает «разъяснение» о том, что 

трехмесячный срок не может быть признан неразумным и несо-

размерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное вос-

становление нарушенных прав работника и является достаточным 

для обращения в суд и эта норма не нарушает конституционные 

права граждан.

 Основанием для моего обращения в конституционные суды РФ 

и ЧР послужили необоснованные отказы судов общей юрисдикции 

ЧР в восстановлении срока обращения в суд. Сам факт пропуска 

срока обращения  за судебной защитой не является законным осно-

ванием для освобождения работодателя от обязанностей по предо-

ставлению работникам гарантированных  законодательством прав, 

включая право на получение заработной платы. 

Отказ по формальным процессуальным соображениям в вос-

становлении трудовых прав вступает в противоречие со статьями 

1,2,7,18,19,37,46,55  Конституции  РФ,  статьями  1,3,15,16,34,43,52 

Конституции  ЧР,  поэтому  нормы,  послужившие  основанием  для 

принятия решения о таком отказе, могут быть предметом обжало-

вания в Конституционном суде РФ.        

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

62

63

На  основании  изложенного  прошу  Вас  рассмотреть  возмож-

ность  применения  судами  общей  юрисдикции  Чеченской  Респу-

блики  статьи  392  Трудового  кодекса  РФ  в  части  трехмесячного 

срока и статьи 196 Гражданского кодекса РФ в части трехгодово-

го срока исковой давности по взысканию задолженности по зара-

ботной плате за период с 1997 года по 2003 год, т.е. до окончания 

активной  фазы  контртеррористической  операции  на  территории 

Чеченской  Республики  с  учетом  форс-мажорных  обстоятельств, 

связанных с военными действиями на территории республики, от-

сутствием связи и свободы передвижения.

Буду благодарен за информацию о результатах рассмотрения 

данной проблемы.

 

Н.С.Нухажиев

Приложение 11

   

 

 

Генеральному прокурору 
Российской Федерации 
Ю.Я. ЧАЙКЕ 
103793, ГСП-3, г. Москва, 
ул. Б. Дмитровка, 15а 

Министру внутренних дел 
Российской Федерации 
Р.Г. НУРГАЛИЕВУ 
117049, г. Москва, ул. Житная, 16
  

 

 

 

Председателю комитета Госдумы
РФ по конституционному 
законодательству и 
государственному строительству 
В.Н. ПЛИГИНУ
103265, г. Москва, Охотный ряд, 1 

Уважаемый Юрий Яковлевич!

   
Обратиться к Вам, к руководителю высшего надзорного органа 

страны, заставили меня продолжающиеся, несмотря на протесты 
правозащитников, многочисленные грубые и массовые нарушения 
конституционных прав граждан - выходцев из Чеченской Респу-
блики со стороны правоохранительных органов. Особенно харак-
терны эти нарушения в аэропорту «Внуково», где, приземлившись, 
пассажиры рейса Грозный – Москва становятся объектом особого 
внимания со стороны правоохранительных органов. В отличие от 
других  пассажиров,  прилетающих  из  других  субъектов  страны, 
они каждый раз вынуждены проходить особый спецконтроль. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

64

65

Такой, мягко говоря, недружелюбный прием в Московском аэ-

ропорту пришлось испытать недавно возглавляемой мной чеченской 
делегации, выезжавшей в столицу страны на Всероссийскую конфе-
ренцию на тему: «Ювенальная юстиция в Российской Федерации». 

В указанном аэропорту есть специальный «коридор», кото-

рый должны пройти пассажиры рейса Грозный – Москва. У входа 
их встречает милиционер. Сверху пассажиров снимают видеока-
меры, также снимаются ксерокопии паспортов и проводится тща-
тельный дополнительный досмотр пассажиров. В это же время 
рядом, за стеклянной оградой, без всякого дополнительного до-
смотра спокойно проходят пассажиры других рейсов. 

Подобное отношение унизительно и оскорбительно для жи-

телей  Чеченской  Республики.  На  глазах  других  пассажиров  и 
встречающих они заведомо поставлены в положение подозревае-
мых и потенциальных террористов. На мою просьбу разъяснить 
причину такого особого внимания сотрудник аэропорта ответил: 
«Вы  граждане  Северного  Кавказа»,  хотя  доподлинно  известно, 
что такого рода определения и термина в правовом поле России 
не существует. 

Таким образом, сразу по приезду в столицу Российского го-

сударства наглядно демонстрируется разделение пассажиров на 
своих и чужих. Естественно, такое разделение в форме особого 
внимания умаляет достоинство личности и, в частности, тех, кто 
приезжает из Чеченской Республики. 

Изложенное  свидетельствует  об  ущемлении  прав  жителей 

Чеченской Республики по национальному признаку, и подобные 
действия официальных властей подпадают под признаки состава 
преступления против конституционных прав и свобод человека и 
гражданина. 

Конституцией Российской Федерации гарантировано равен-

ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, 
расы, национальности, языка, происхождения, должностного по-
ложения, места жительства, отношения к религии и т.д. (ст. 19). 
Согласно ст. 21 Основного Закона «Достоинство личности охра-

няется государством. Ничто не может быть основанием для его 
умаления». 

Однако  можно  сколько  угодно  декларировать  в  Конститу-

ции права и свободы, равенство всех перед законом, но если со 
стороны государства и его органов, призванных осуществлять 
надзор за соблюдением законности, реально ничего не предпри-
нимается для их обеспечения, то это превращается в лицемерие 
и профанацию. 

В связи  с изложенным, прошу  Вас, уважаемый Юрий  Яков-

левич, поручить изучение и анализ внутриведомственных норма-
тивных  актов  соответствующих  правоохранительных  органов  и 
ведомств, во исполнение которых допускаются массовые и грубые 
нарушения прав пассажиров из Чеченской Республики в аэропор-
ту «Внуково» и по результатам этого внести протест об отмене в 
связи с их несоответствием Конституции Российской Федерации и 
федеральному законодательству. 

Уполномоченный   

 

 

Н.С. Нухажиев 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..