Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 года - часть 6

 

 

82

 

4. 

Неразвитость  финансовой  сферы.  Дефицит  капитала  в 

финансовой  системе  республики  (как  следствие  –  дефицит  финансово-
кредитных  ресурсов  для  бизнеса)  в  сочетании  неразвитостью  банковской 
инфраструктуры  не  позволяет  реализовывать  инвестиционные  проекты. 
Необходимо  осуществление  мероприятий,  направленных  на  привлечение  в 
Чеченскую Республику банковского капитала.

  

Дерево текущей экономической реальности Чеченской Республики 
SWOT-анализ 

факторов, 

влияющих 

на 

инвестиционную 

привлекательность  Чеченской  Республики,  показал,  что  существуют 
серьезные  проблемы.  В  целях  наиболее  эффективного  использования 
имеющихся  ресурсов  необходимо  из  большого  числа  проблем  вычленить 
ключевые и сосредоточить усилия на их решении.  

Дерево  текущей  реальности  представляет  собой  инструмент  для 

анализа  проблем,  помогающий  изучить  причинно-следственные  связи, 
определяющие  текущую  ситуацию.  Выявление  причинно-следственных 
связей позволяет комплексно  проанализировать все нежелательные явления 
в  экономической  системе  и  помогает  выяснить  ключевые  проблемы, 
вызвавшие  все  нежелательные  явления.  Ключевые  проблемы  являются 
ограничениями,  сдерживающими  улучшение  инвестиционного  климата 
Чеченской  Республики.  Выявление  ограничений  указывает  на  то,  что 
необходимо реорганизовывать в первую очередь, в этом случае наименьшее 
изменение в ограничении даст наибольший положительный эффект для всей 
экономики в целом (Рисунок 23). 

Ключевыми 

проблемами, 

сдерживающими 

улучшение 

инвестиционного  климата  в  Чеченской  Республике,  являются,  во-первых, 
незавершенность  процессов  приватизации,  не  позволяющая  сформировать 
эффективного собственника, во-вторых, постепенное завершение реализации 
государственных 

программ, 

предполагающих 

финансирование 

из 

федерального бюджета, и, в-третьих, отсутствие собственных генерирующих 
мощностей, не позволяющее вводить в эксплуатацию новых промышленные 
объекты.  Данные  проблемы  сильно  усугубляются  тем,  что  темпы  создания 
рабочих  мест  сильно  отстают  от  темпов  роста  численности  населения 
республики. 

Цели  и  задачи  инвестиционной  стратегии  Чеченской  Республики  в 

первую  очередь  предполагают  устранение  выявленных  ограничений.  Вся 
структура мероприятий отражает данную целевую установку. 

 

83

 

 

1. 

Незавершенность процессов приватизации 

2. 

Постепенное завершение реализации государственных программ  

3. 

Собственные генерирующие мощности практически полностью 
отсутствуют  

4. 

Динамично растущая численность населения 

5. 

Несформировавшаяся в полной мере модель рыночного поведения  

6. 

Низкие доходы населения  

7. 

Имущественное расслоение населения 

8. 

Недостаток оборотных средств  

9. 

Перегруженность социальной инфраструктуры 

10.  Усиление социальной напряженности  
11.  Отсутствие консолидации на рынках сырья и полуфабрикатов в ЧР  
12.  Сильная конкуренция со стороны производителей из других регионов  
13.  Разрушение сложившихся хозяйственных связей  
14.  Недостаточная эффективность государства в качестве собственника  
15.  Высокая доля теневой экономики  
16.  Недозагрузка производственных мощностей 
17.  Трудности при выводе продукции на рынок 

18.  Миграция экономически 

активного населения  

19.  Недостаток 

высококвалифицированного 
персонала 

20.  Убыточность предприятий 

реального сектора  

21.  Недостаточно эффективное 

распределение ресурсов  

22.  Низкий удельный вес собственных 

средств в структуре 
инвестиционных вложений  

23.  Нехватка ресурсов для 

организации расширенного 
воспроизводства  

24.  Дефицит капитала в финансовой 

системе  

25.  Неразвитость страхового рынка  
26.  Отсутствие фондового рынка  
27.  Отсутствие региональных банков  
28.  Низкий уровень конкуренции в 

банковском секторе  

29.  Неблагоприятный 

инвестиционный климат  

30.  Отсутствие международных 

рейтингов инвестиционной 
привлекательности  

31.  Инвестиционный климат обладает 

характеристикой «низкий 
потенциал – экстремальный риск»  

32.  Перегруженность энергетической 

инфраструктуры 

33.  Подключение новых объектов 

затруднено  

34.  Сжатие спроса на рынке 

строительства производственной и 
транспортной инфраструктуры  

35.  Сокращение темпов 

индустриализации экономики 

36.  Чеченская Республика не 

урбанизирована  

37.  Слабая развитость транспортной 

инфраструктуры  

38.  Низкая степень индустриализации 

экономики  

39.  Нехватка рабочих мест  
40.  Безработица  
41.  Отсутствие высокотехнологичных 

производств  

42.  Неразвитость сферы услуг  
43.  Преобладание 

непроизводственных отраслей  

44.  Консервация экономической 

структуры  

45.  Структурные диспропорции в 

экономике  

46.  Модель восстановительного роста 

экономики региона себя исчерпала  

47.  Малый объем ВРП  
48.  Невысокий уровень налоговых и 

неналоговых доходов  

49.  Низкий уровень ВРП на душу 

населения 

Рисунок 23 – Дерево текущей экономической реальности Чеченской Республики 

13

12

30

31

29

27

28

26

25

24

22

23

21

20

10

15

14

17

19

1

4

5

7

6

8

9

11

16

2

3

32

34

33

36

35

37

38

39

43

41

42

44

40

45

46

47

49

48

18

84

 

2  СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ИНВЕСТИЦИОННОГО 

РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

2.1 Миссия, цели и задачи инвестиционной стратегии  

Привлечение  инвестиций  требует  формирования  инвестиционной 

политики, построенной на основе долгосрочного прогноза по приоритетным 
направлениям  развития  экономики  Чеченской  Республики  и  реализации 
тактических  мероприятий,  призванных  усовершенствовать  отдельные 
стороны 

инвестиционной 

деятельности. 

Инвестиционная 

политика 

Чеченской Республики должна быть направлена на создание благоприятного 
инвестиционного 

климата 

и 

улучшение 

социально-экономических 

показателей развития региона. 

Достижение 

целей 

и 

задач 

Стратегии 

возможно 

путем 

совершенствования  системы  привлечения  инвестиционных  ресурсов, 
механизма 

государственной 

поддержки 

инвестиционной 

и 

предпринимательской 

деятельности, 

обеспечения 

эффективного 

использования  имеющегося  потенциала  Чеченской  Республики,  а  также 
обеспечения стабильности в региональном законодательстве. 

2.1.1 Миссия 

Обеспечение  устойчивого  развития

1

  Чеченской  Республики  через 

создание  благоприятных  условий  для  повышения  инвестиционной  и 
предпринимательской  активности  хозяйствующих  субъектов  на  территории 
региона. 

2.1.2 Цели и задачи 

Цель  1.  Повышение  качества  институциональной  среды  и 

эффективности  управления в Чеченской Республике. 

Задача  1.1.  Совершенствование  регионального  законодательства, 

регламентирующего инвестиционную деятельность. 

Задача  1.2.  Регламентация  системы  управления  реализацией 

Инвестиционной стратегии. 

Задача 1.3. Повышение информационной открытости инвестиционного 

процесса. 

Задача 1.4. Снижение административных барьеров для инвесторов. 
Задача  1.5.  Обеспечение  функционирования  институциональной 

основы реализации Инвестиционной стратегии. 

Задача 

1.6. 

Повышение 

эффективности 

использования 

государственного  имущества  Чеченской  Республики  в  хозяйственной 
деятельности региона. 

                                           

1

 В т.ч. оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей человека и превращения республики в 

территорию, комфортную для жизни, труда и отдыха. 

85

 

Задача 1.7. Развитие института государственно-частного партнерства. 
Задача 

1.8. 

Обеспечение 

инвестиционного 

процесса 

квалифицированными кадрами. 

Задача 

1.9. 

Использование 

интегрированных 

маркетинговых 

коммуникаций  для  повышения  инвестиционной  привлекательности 
территории Чеченской Республики. 

Цель  2.  Стимулирование  предпринимательской  активности  через 

развитие  механизмов  привлечения  инвестиций  в  экономику  Чеченской 
Республики. 

Задача  2.1.  Использование  финансовых  механизмов  стимулирования 

предпринимательской активности. 

Задача  2.2.  Использование  механизмов  государственно-частного 

партнерства. 

Задача  2.3.  Предоставление  на  льготных  условиях  имущества  и 

земельных участков, находящихся в собственности Чеченской Республики. 

Задача 2.4. Информационная и консультационная поддержка субъектов 

предпринимательской  деятельности  органами  исполнительной  власти 
Чеченской Республики. 

Задача 2.5. Формирование и развитие зон экономического роста. 
Задача 2.6. Поддержка малого и среднего предпринимательства. 
Задача  2.7.  Привлечение  участников  и  инструментов  финансового 

рынка  для  решения  задач  увеличения  инвестиций  в  экономику  Чеченской 
Республики. 

 

Задача 2.8. Поддержка региональных производителей товаров и услуг. 
Цель  3.  Использование  потенциала  государственных  программ  с 

целью улучшения инвестиционного климата Чеченской Республики. 

Задача 3.1. Комплексное развитие экономики Чеченской Республики в 

рамках государственных программ. 

Задача  3.2.  Развитие  социальной  сферы  Чеченской  Республики  в 

рамках государственных программ. 

Задача  3.3.  Развитие  жилищно-коммунального  хозяйства  в  рамках 

государственных программ. 

Задача  3.4.  Развитие  транспортной  инфраструктуры  и  связи  в 

Чеченской Республике в рамках государственных программ. 

2.2 Направления инвестиционной политики в муниципальных 

образованиях Чеченской Республики 

Муниципальные  образования  выступают  в  качестве  фокусов 

территориального  социально-экономического  развития,  концентрирующие 
субъекты  инвестиционной  деятельности  и  локализующие  соответствующие 
финансовые ресурсы. В связи с этим существенно возрастает роль местного 
самоуправления  в  активизации  инвестиционной  деятельности  в  отношении 
не  только  объектов  муниципальной  собственности,  но  и  системы  местного 

86

 

хозяйства  в  целом.  Условием  успешного  привлечения  инвестиционных 
ресурсов 

и 

их 

эффективного 

использования 

является 

наличие 

целенаправленной  инвестиционной  политики,  учитывающей  интересы  всех 
участников инвестиционного процесса. 

Цели  и  задачи  инвестиционной  политики  муниципалитета,  ее  формы, 

методы и механизмы реализации зависят от социально-экономической среды, 
в  которой  находится  муниципальное  образование,  и  его  инвестиционного 
потенциала.  Основываясь  на  стратегических  целях,  содержащихся  в 
настоящей  Стратегии,  органы  местного  самоуправления  должны  решать 
задачи  определения  и  выбора  своей  модели  организации  инвестиционной 
деятельности,  разработки  и  совершенствования  инвестиционной  политики, 
адекватной уровню развития муниципальной экономики. 

Среди направлений инвестиционной политики приоритет принадлежит 

формированию  благоприятного  инвестиционного  климата,  выступающего  в 
качестве базовой предпосылки активизации инвестиционной деятельности на 
территории 

муниципальных 

образований. 

Инвестиционный 

климат 

определяется 

инвестиционной 

привлекательностью 

муниципального 

образования  и  инвестиционной  активностью  на  его  территории.  В  свою 
очередь, 

инвестиционная 

привлекательность 

является 

производной 

инвестиционного  потенциала  муниципалитета  и  уровнем  территориальных 
инвестиционных рисков. 

Ключевой  характеристикой  инвестиционного  климата  является 

инвестиционный  потенциал  муниципального  образования,  который 
определяется: 

 

физической  возможностью  хозяйствующих  субъектов  в  рамках 
муниципального  образования  и  вне  его  вкладывать  средства  в 
экономику региона; 

 

возможностью  как  аналогом  вероятности  привлечения  свободных 
денежных средств в экономику муниципального образования; 

 

количественной  характеристикой,  учитывающей  основные  социально-
экономические показатели развития муниципального образования. 

Муниципальные  образования  Чеченской  Республики  обладают 

различным  инвестиционным  потенциалом,  который  в  значительной  мере 
определяет  инвестиционный  климат  и  определяется  территориальными 
различиями в норме прибыли от вложенных средств (Таблица 66). 

Таблица  66  –  Сравнительная  характеристика  инвестиционной  привлекательности 
муниципальных образований Чеченской Республики 

Наименование 

муниципальных 

районов и 
городских 

округов 

Инвестиционный потенциал 

Территориальный 

инвестиционный 

риск 

Возможность 

хозяйствующих 

субъектов 

инвестировать 

Вероятность 

привлечения 

свободных 

средств 

Уровень 

развития 

муниципальной 

экономики 

Ачхой-
Мартановский 

Низкая 

Низкая 

Низкий 

Высокий 

87

 

Наименование 

муниципальных 

районов и 
городских 

округов 

Инвестиционный потенциал 

Территориальный 

инвестиционный 

риск 

Возможность 

хозяйствующих 

субъектов 

инвестировать 

Вероятность 

привлечения 

свободных 

средств 

Уровень 

развития 

муниципальной 

экономики 

Веденский 

Низкая 

Низкая 

Низкий 

Высокий 

Грозненский 

Средняя 

Высокая 

Средний 

Средний 

Гудермеский  

Высокая 

Высокая 

Высокий 

Низкий 

г. Гудермес 

Высокая 

Высокая 

Высокий 

Низкий 

Надтеречный 

Низкая 

Низкая 

Низкий 

Высокий 

Наурский 

Средняя 

Средняя 

Средний 

Средний 

Ножай-
Юртовский 

Низкая 

Низкая 

Низкий 

Высокий 

Урус-
Мартановский 

Высокая 

Низкая 

Высокий 

Средний 

г. Урус-Мартан 

Средняя 

Низкая 

Средний 

Средний 

Курчалоевский 

Высокая 

Низкая 

Высокий 

Средний 

Сунженский 

Низкая 

Низкая 

Низкий 

Высокий 

Шалинский   

Высокая 

Средняя 

Высокий 

Низкий 

г. Шали 

Низкая

 

Низкая 

Низкий

 

Высокий 

Шатойский  

Низкая

 

Низкая 

Низкий

 

Высокий 

Шаройский  

Низкая

 

Низкая 

Низкий

 

Высокий 

Шелковской 

Низкая

 

Низкая 

Низкий

 

Высокий 

Итум-Калинский  

Низкая

 

Низкая 

Низкий

 

Высокий 

г. Грозный 

Высокая 

Высокая 

Высокий 

Низкий 

г. Аргун 

Низкая 

Средняя 

Низкий 

Высокий 

 
Муниципальные  образования  республики  неравнозначны  по  своему 

инвестиционному  потенциалу.  Наиболее  высоким  потенциалом  обладает 
г. Грозный,  Гудермесский  район  и  г. Гудермес.  В  сравнении  с  другими 
муниципалитетами  Чеченской  Республики  на  их  территории  ожидаемая 
норма  прибыли  будет  выше,  поэтому  финансовые  институты  с  большей 
вероятностью  будут  инвестировать  именно  в  эти  территориально-
хозяйственные  системы.  Реализация  инвестиционных  проектов  привлечет 
новые  инвестиции,  что  впоследствии  усилит  межмуниципальное 
неравенство

Инвестиционная  привлекательность  муниципальных  образований 

Чеченской Республики в значительной мере определяется уровнем развития 
их  экономики.  Так, гг.  Грозный,  Аргун,  Гудермес  и  Шалинский  район 
лидируют  по  объемам  промышленного  производства  (82,3%,  2,8%,  2%  и 
4,8%  соответственно).  Центрами  сельскохозяйственного  производства 
являются  Шатойский  (11,2%),  Грозненский  (10,9%),  Гудермесский  (10,6%), 
Наурский  (10,6%),  Надтеречный  (8,9%),  Ножай-Юртовский  (7,4%), 
Шалинский  (7,4%),  Урус-Мартановский  (7,3%)  и  Курчалоевский  (7,2%) 
районы.  По  обороту  розничной  торговли  доминирует  г. Грозный  (53%), 
Гудермесский  район  (19%),  в  том  числе  г. Гудермес  (13,6%),  Урус-
Мартановский (6%) и Шалинский (3,7%) районы. Подавляющее большинство 

88

 

платных  услуг  населению  оказывается  предприятиями  муниципального 
образования  «Город Грозный»  (88%).  Диспропорция  в  социально-
экономическом 

развитии 

муниципальных 

образований 

Чеченской 

Республики  проявляется  и  в  структуре  размещения  основных  фондов: 
г. Грозный  (70,9%),  Гудермесский  район  (4,6%),  в  том  числе  г. Гудермес 
(3,7%), Курчалоевский (2,6%) и Урус-Мартановский (2,4%) районы. Данные 
диспропорции приводят к неравномерному распределению трудоспособного 
населения,  которое  сосредотачивается  в  городах,  где  наиболее  высокие 
заработные платы. Совокупность этих факторов определяет инвестиционную 
активность  на  территории  муниципальных  образований.  В  структуре 
инвестиций  в  основной  капитал  доминируют  г. Грозный  (59,6%), 
Гудермесский район (19,6%), в том числе г. Гудермес (4,2%) и Грозненский 
район (3,3%) (Таблица 67). 

89

 

Таблица 67 – Основные показатели экономического развития муниципальных образований Чеченской Республики в 2011 г. 

Наименование 

муниципальных районов и 

городских округов 

Объем промышленного 

производства,  млн. руб. 

Продукция 

сельского 

хозяйства, 

млн. руб. 

Оборот 

розничной 

торговли, 

млн. руб. 

Платные 

услуги 

населению, 

млн. руб. 

Наличие 

основных 

фондов, 

млн. руб. 

Инвестиции 

в основной 

капитал, 

млн. руб. 

Чеченская Республика 

14333,3 

12897,2 

73082,9 

11196,4 

176896,1 

32982,0 

Ачхой-Мартановский 

107,4 

681,4 

1865,8 

88,7 

2737,6 

282,0 

Веденский 

27,8 

592,4 

43,2 

29,2 

3656,1 

621,2 

Грозненский 

159,3 

1403,8 

1815,8 

152,5 

3417,6 

1094,6 

Гудермеский  

287,5 

1362,9 

13899,2 

292,0 

8167,1 

6452,7 

   в том числе г. Гудермес 

287,5 

122,8 

9975,5 

6509,0 

1369,7 

Надтеречный 

109,9 

1145,2 

1399,2 

90,3 

4142,5 

217,6 

Наурский 

87,0 

1369,4 

1521,7 

79,4 

3046,8 

778,2 

Ножай-Юртовский 

54,2 

958,9 

313,2 

43,3 

2712,4 

263,6 

Урус-Мартановский 

186,8 

944,9 

4418,2 

173,3 

4224,9 

424,9 

  в том числе  г. Урус-Мартан 

186,8 

2845,0 

96,9 

Курчалоевский 

106,8 

922,4 

3013,5 

80,4 

4665,5 

557,5 

Сунженский 

221,0 

260,6 

11,1 

34,5 

1153,4 

133,0 

Шалинский   

689,1 

953,5 

2705,0 

112,5 

4985,3 

858,9 

   в том числе  г. Шали 

5,0 

1097,4 

126,3 

Шатойский  

16,0 

1438,5 

6,4 

12,9 

1492,1 

240,8 

Шаройский  

249,0 

0,5 

159,3 

8,4 

Шелковской 

81,6 

128,2 

1802,7 

66,7 

3367,3 

557,7 

Итум-Калинский  

96,1 

7,8 

338,6 

35,9 

г. Грозный 

11801,6 

285,5 

38742,1 

9856,8 

125475,0 

19648,0 

г. Аргун 

397,3 

104,5 

1517,5 

83,9 

3154,6 

807,0 

 

 

 

90 

Инвестиционная  политика  органов  местного  самоуправления  должна  быть 

направлена  на  сглаживание  диспропорций  экономического  развития  посредством 
улучшения 

инвестиционного 

климата 

и 

повышения 

инвестиционной 

привлекательности  территории  муниципальных  образований.  В  качестве  основных 
направлений  повышения  инвестиционной  привлекательности  муниципалитетов 
выступают следующие: 

 

разработка  и  реализация  коммуникационной  стратегии,  направленной  на 
формирование  имиджа  муниципального  образования,  привлекательного  для 
размещения инвестиций; 

 

совершенствование системы управления  инвестиционным процессом за счет 
передачи  части  функций  муниципальных  органов,  необходимых  для 
поддержки  инвестиционной  деятельности,  независимой  профессиональной 
структуре (Агентство инвестиционного и инновационного развития Чеченской 
Республики); 

 

совершенствование инвестиционного законодательства; 

 

формирование  системы  прямого  инвестиционного  маркетинга,  который 
предполагает  выбор  целевых  инвесторов,  заинтересованных  в  развитии 
приоритетных секторов; 

 

развитие  бизнес-инфраструктуры,  предполагающее  инвестирование  в 
строительство  современных  гостиниц  и  бизнес-центров,  развитие  сферы 
услуг; 

 

содействие кадровому обеспечению приоритетных инвестиционных проектов. 

Отраслевая  принадлежность  инвестиционных  проектов,  предполагаемых  к 

реализации  на  территории  того  или  иного  муниципального  образования  должна 
определяться  посредством  соотнесения  стратегических  приоритетов  Чеченской 
Республики  и  конкурентных  преимуществ  территории  муниципалитета  (Таблица 
68). 
 

Таблица  68  –  Сравнительная  характеристика  инвестиционной  привлекательности 
муниципальных образований Чеченской Республики в разрезе отраслевой направленности 

Муниципальное 

образование 

Ж

иво

тн

ово

дс

тво

 

С

адо

во

дст

во

 

В

ин

огр

адар

ств

о 

Пч

ел

ово

дст

во

 

Пи

щева

я 

 

пр

ом

ыш

лен

но

сть

 

Д

обыча

 п

ол

ез

ных

 

иско

пае

м

ых

, к

ро

м

е 

то

пл

ив

но

нер

гети

чес

ки

х 

Пр

ои

зво

дст

во

 

стр

ои

тел

ьн

ых

 м

атер

иал

ов

 

Л

егка

я 

пр

ом

ыш

лен

но

сть

 

Ма

ши

но

ст

ро

ен

ие

 

Авт

ом

оби

лес

тр

оен

ие

 

Пр

ибо

ро

стр

оен

ие

 

Оп

то

ва

я и

  

ро

зни

чн

ая 

то

рго

вл

я 

Т

ур

изм

 

Ачхой-Мартановский 

 

  

  

  

  

  

  

  

Веденский 

 

  

  

  

  

  

Грозненский 

  

 

 

 

  

  

Гудермеский  

  

  

 

 

 

  

  

г. Гудермес 

  

  

  

  

  

  

 

  

 + 

  

Надтеречный 

 

 

  

  

  

  

  

  

  

Наурский 

+  

  

  

  

  

  

  

  

  

91 

 

Муниципальное 

образование 

Ж

иво

тн

ово

дс

тво

 

С

адо

во

дст

во

 

В

ин

огр

адар

ств

о 

Пч

ел

ово

дст

во

 

Пи

щева

я 

 

пр

ом

ыш

лен

но

сть

 

Д

обыча

 п

ол

ез

ных

 

иско

пае

м

ых

, к

ро

м

е 

то

пл

ив

но

нер

гети

чес

ки

х 

Пр

ои

зво

дст

во

 

стр

ои

тел

ьн

ых

 м

атер

иал

ов

 

Л

егка

я 

пр

ом

ыш

лен

но

сть

 

Ма

ши

но

ст

ро

ен

ие

 

Авт

ом

оби

лес

тр

оен

ие

 

Пр

ибо

ро

стр

оен

ие

 

Оп

то

ва

я и

  

ро

зни

чн

ая 

то

рго

вл

я 

Т

ур

изм

 

Ножай-Юртовский 

 

  

  

  

  

  

  

Урус-Мартановский 

 + 

 

  

  

  

  

  

  

  

  

г. Урус-Мартан 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Курчалоевский 

  

 

  

  

  

  

  

  

  

Сунженский 

 

  

  

  

  

  

  

  

Шалинский 

  

 

  

  

 +  

  

  

  

  

  

  

г. Шали 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Шатойский  

  

 

  

  

  

  

  

  

Шаройский  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

+  

Шелковской 

  

  

  

  

  

  

  

+  

Итум-Калинский  

  

 

  

 

  

  

  

  

+  

г. Грозный 

  

  

 

  

 

г. Аргун 

  

  

  

  

  

  

  

  

+  

  

 
Важно  учитывать,  что  рычаги  решения  многих  проблем,  от  которых  зависит 

формирование инвестиционной привлекательности территорий, находятся в ведение 
федеральных и региональных органов власти. Это вопросы налоговой и финансово-
кредитной  политики,  внешнеэкономической  деятельности.  Возможности  органов 
местного самоуправления в данных направлениях существенно ограничены. Тем не 
менее,  органы  местного  самоуправления  должны  использовать  разнообразные 
методы  по  направлениям,  указанным  выше.  При  выборе  того  или  иного  метода 
управления  инвестиционной  деятельностью  необходимо  учитывать  специфику 
муниципального 

образования: 

географическое 

положение, 

социально-

экономическую  ситуацию,  ресурсное  обеспечение,  экологическую  составляющую, 
особенности инвестиционного процесса на данной территории и другие факторы. 

2.3 Прогнозные сценарии развития российской и мировой экономики, исходя 

из которых осуществляется стратегическое планирование 

В  среднесрочной  перспективе  варианты  развития  Чеченской  Республики 

необходимо 

рассматривать 

с 

учетом 

опубликованных 

Министерством 

экономического  развития  РФ    в  апреле  2013  г  сценарных  условиях  для 
формирования  прогноза  социально-экономического  развития  России  на  2014  г.  и 
плановый  период  2015-2016  гг.,  предполагающих  умеренное  восстановление 
мировой экономики. 

Разработанные Минэкономразвития РФ варианты прогноза – консервативный 

(вариант  1),  умеренно-оптимистичный (вариант  2)  и  формированный  (вариант  3)  – 
разработаны  на  основании  единой  гипотезы  внешних  условий  и  различаются 

92 

 

моделями поведения частного бизнеса, перспективами повышения частного бизнеса, 
повышения 

его 

конкурентоспособности 

и 

эффективностью 

реализации 

государственной политики. 

Консервативный 

(вариант 

1) 

предполагает 

сохранение 

низкой 

конкурентоспособности по отношению к импорту, а также более низкие расходы на 
развитие  компаний  инфраструктурного  сектора,  и  основан  на  проведении  более 
жесткой  бюджетной  политики,  связанной  со  стагнацией  государственного 
инвестиционного  спроса.  Годовые  темпы  роста  экономики  России  в  2012-2015  гг. 
оценивается на уровне 3,0-3,6%. 

Умеренно-оптимистичный  (вариант  2)  отражает  развитие  экономики  в 

условиях  развития  активной  государственной  политики,  направленной  на 
улучшение  инвестиционного  климата,  повешение  конкурентоспособности  и 
эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизацию, 
а  также  на повышение  эффективности  расходов бюджета.  При  этих  условиях  рост 
ВВП в 2013 г. составит 2,4%, а в 2014-2016 гг. ускорится до 3,7-4,2%. 

Форсированный  (вариант  3)  характеризуется  высокими  темпами  роста  и 

структурными  преобразованиями,  быстрым  прогрессом  по  улучшению  бизнес-
среды,  смягчением  денежной  политики,  что  обеспечит  ускорение  роста 
инвестиционного  кредита  и  поддержит  тенденцию  сокращения  норм  сбережения 
домашних  хозяйств.  Сценарием  предусматривается  полномасштабная  реализация 
всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации ль 7 мая 2012 
г. №596-606. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются в 2014-2016 гг. до 5,6-7,1%. 

Необходимость  сценарного  представления  реализации  Инвестиционной 

стратегии  Чеченской  Республики  обусловлена  рисками,  связанными  с 
экономической  конъюнктурой  и  инвестиционной  активностью  субъектов 
экономики,  и  предполагает  расчет  стратегических  ориентиров  инвестиционной 
политики республики в рамках двух прогнозных сценариев: 

 

консервативного  сценария  социально-экономического  развития  Российской 
Федерации,  скорректированные  прогнозные  сценарии  которого  были 
опубликованы  Министерством  экономического  развития  для  2014-2016  гг.  и 
для долгосрочного периода до 2030 г. 

 

умеренно-оптимистичного  сценария  социально-экономического  развития 
Российской  Федерации,  скорректированного  с  учетом  региональных 
особенностей 

Чеченской 

Республики, 

ориентиров 

и 

приоритетов 

государственной экономической политики. 

Для  консервативного  сценария  размер  инвестиций  в  основной  капитал 

Чеченской  Республики  в  2014-2025  гг.  рассчитывается  как  производная  от  объема 
инвестиций  в  основной  капитал  Российской  Федерации,  исходя  из  уравнения 
регрессии: 

 

(1) 

где  И

РФ

  –  величина  инвестиций  в  основной  капитал  Российской  Федерации, 

калькуляция  которой  производится  на  основе  консервативного  прогноза 

И

ЧР

= И

РФ

× 𝑥 × 𝑦 

93 

 

Минэкономразвития России в отношении прироста инвестиций в основной капитал 
страны в 2014-2025 гг., x и у – независимые переменные.  

Влияние инвестиций на величину ВРП Чеченской Республики интегрировано 

в  расчет  по  средствам  регрессивного  анализа,  основанного  на  зависимости  ВРП 
республики  от  объема  инвестиций  в  основной  капитал  Чеченской  Республики  в 
2005-2012 гг. Величина ВРП Чеченской Республики в 2014-2025 гг. калькулируется, 
исходя из уравнения регрессии:  

 

(2) 

Умеренно-оптимистичный  сценарий  социально-экономического  развития 

Чеченской  Республики  отражает  развитие  экономики  в  условиях  реализации 
активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного 
климата, 

повышение 

конкурентоспособности 

и 

эффективности 

бизнеса, 

стимулирование  экономического  роста  и  модернизации,  а  также  на  повышение 
эффективности  расходов  бюджета.  В  данном  варианте  годовые  реальные  темпы 
роста  экономики  Чеченской  Республики  в  2014-2025  гг.  могут  составить  106,4  – 
107,1%. 

Реализация мероприятий Инвестиционной стратегии обеспечит среднегодовой 

реальный темп прироста инвестиций в основной капитал в 2014-2025 гг. в размере 
5,8%.  В  результате  реализации  Инвестиционной  стратегии  будет  создано  и 
модернизировано около 25 315 рабочих мест. 

Добавленная стоимость от реализации Инвестиционной стратегии в 2014-2025 

гг. составит 209 652 млн. руб. Совокупный ВРП Чеченской Республики в 2014-2025 
гг. составит 2 337 380 млн. руб. 

 

ВРП

ЧР

= И

ЧР

× 𝑥 × 𝑦 

94 

 

3  МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ 

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЧЕНСКОЙ 
РЕСПУБЛИКИ 

3.1 Система мероприятий, направленных на реализацию инвестиционной 

стратегии Чеченской Республики 

3.1.1 Повышение качества институциональной среды и эффективности  

управления в Чеченской Республике 

Цель 1. Повышение качества институциональной среды и эффективности  

управления в Чеченской Республике. 

 
Задача 

1.1. 

Совершенствование 

регионального 

законодательства, 

регламентирующего инвестиционную деятельность. 

 
Мероприятие  1.1.1.  Кодификация  действующей  нормативно-правовой 

базы,  регламентирующей  инвестиционный  процесс  в  целях  обеспечения 
соответствия положениям Инвестиционной стратегии. 

Данное  мероприятие  предполагает  проведения  аудита  существующих 

нормативно-правовых  актов  Чеченской  Республики  в  области  инвестиционной 
деятельности на предмет их соответствия действующему законодательству РФ. 

Срок реализации: 2014-2015 гг. 
Оценка ресурсов, в том числе трудовых: выполняется силами исполнительных 

органов власти Чеченской Республики. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый результат: единая законодательная база актуальных нормативно-

правовых  актов,  регулирующих  инвестиционную  деятельность  на  территории 
Чеченской Республики. 

Критерии  успеха:  Количество  нормативно-правовых  актов  в  области 

инвестиционной деятельности, по которым проведена кодификация, % от общего от 
общего количества принятых нормативно-правовых актов, - 100% к 2016 г. 

Структура, отвечающая за реализацию: Правительство Чеченской Республики, 

Министерство  экономического,  территориального  развития  и  торговли  Чеченской 
Республики. 

 
Мероприятие 1.1.2. Корректировка Стратегии социально-экономического 

развития  Чеченской  Республики,  а  также  отраслевых  государственных 
программ 

Чеченской 

Республики 

в 

соответствии 

с 

положениями 

Инвестиционной стратегии. 

95 

 

Данное  мероприятие  предполагает  проведения  работ  по  актуализации 

содержания,  размеров  и  источников  финансирования,  а  также  сроков  реализации 
мероприятий  в  Стратегии и  государственных программах Чеченской  Республики  в 
соответствии с положениями Инвестиционной стратегии Чеченской Республики. 

Срок реализации: с периодичностью в 5 лет. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  выполняется  силами  Министерства 

экономического,  территориального  развития  и  торговли  Чеченской  Республики  с 
привлечением профессионального консультанта. 

Оценка стоимости реализации: 8 400 тыс. руб. за весь период. 
Источники финансирования: республиканский бюджет. 
Ожидаемый  результат:  единство  целей,  задач,  мероприятий,  размеров  и 

источников финансирования, а также сроков реализации в основных стратегических 
и тактических документах Чеченской Республики. 

Критерии  успеха:  Актуализированная  Стратегия  социально-экономического 

развития Чеченской Республики до 2025 г. 

Структура,  отвечающая  за  реализацию:  Министерство  экономического, 

территориального развития и торговли Чеченской Республики. 

 
Мероприятие  1.1.3.  Разработка  и  принятие  закона  «О  государственной 

поддержке  инвестиционной  деятельности  на  территории  Чеченской 
Республики». 

Данное  мероприятие  предполагает  разработку  и  утверждение  закона, 

закрепляющего  исчерпывающий  перечень  мер  поддержки,  которые  могут  быть 
предоставлены инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, 
а также установлены меры поддержки для инвестиционных проектов, не имеющих 
статуса приоритетных. 

Срок реализации: 2014 г. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  проводится  в  рамках 

нормотворческой деятельности органов власти Чеченской Республики. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый 

результат: 

Закона 

«О 

государственной 

поддержке 

инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики». 

Критерии успеха: Принятие нормативно-правового акта. 
Структура, отвечающая за реализацию: Правительство Чеченской Республики, 

Министерство  экономического,  территориального  развития  и  торговли  Чеченской 
Республики. 

 
Мероприятие 1.1.4. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, 

регламентирующих  процесс  предоставления  отдельных  мер  государственной 
поддержки субъектам предпринимательской деятельности. 

96 

 

Данное  мероприятие  предполагает  разработку  нормативно-правовых  актов, 

устанавливающих  порядок  и  условия  получения  отдельных  мер  государственной 
поддержки  инвестиционной  деятельности,  в  том  числе  порядок  обеспечения 
земельных  участков,  на  которых  планируются  к  реализации  инвестиционные 
проекты,  необходимой  инженерной  инфраструктурой;  порядок  предоставления 
нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и др. 

Срок реализации: 2014 г. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  проводится  в  рамках 

нормотворческой деятельности органов власти Чеченской Республики. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый  результат:  разработаны  и  утверждены  правила  и  механизмы 

предоставления  государственной  поддержки  субъектам  предпринимательской 
деятельности,  а  также  система  мониторинга  и  оценки  эффективности  мер 
государственной поддержки. 

Критерии успеха: Принятие нормативно-правовых актов. 
Структура,  отвечающая  за  реализацию:  Министерство  экономического, 

территориального  развития  и  торговли  Чеченской  Республики,  Комитет 
Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству. 

 
Мероприятие  1.1.5.  Разработка  и  принятие  нормативно-правового  акта, 

регламентирующего  порядок  реализации  инвестиционных  проектов,  не 
имеющих статус приоритетных. 

Данное  мероприятие  предполагает  разработку  и  утверждение  порядка 

реализации  инвестиционных  проектов,  не  имеющих  статуса  приоритетных,  в  том 
числе  порядка  заключения  инвестиционных  соглашений  с  инвесторами, 
реализующими данные инвестиционные проекты. 

Срок реализации: 2014 г. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  проводится  в  рамках 

нормотворческой деятельности органов власти Чеченской Республики. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый  результат:  Постановление  Правительства  Чеченской  Республики 

«Об  утверждении  порядка  реализации  инвестиционных  проектов,  не  имеющих 
статуса приоритетных». 

Критерии успеха: Принятие нормативно-правового акта. 
Структура,  отвечающая  за  реализацию:  Министерство  экономического, 

территориального развития и торговли Чеченской Республики. 

 
Мероприятие  1.1.6.  Инициирование  принятия  на  муниципальном  уровне 

нормативных актов о льготах по земельному налогу для инвесторов. 

97 

 

Данное  мероприятие  предполагает  рассмотрение  органами  местного 

самоуправления  возможности  предоставления  льгот  по  налогу  на  землю  при 
реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования. 

Срок реализации: 2014 г. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  проводится  в  рамках 

нормотворческой  деятельности  органов  местного  самоуправления  Чеченской 
Республики. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый  результат:  Постановления  органов  местного  самоуправления  о 

льготах  по  земельному  налогу  для  инвесторов,  реализующих  инвестиционные 
проекты на территории муниципального образования. 

Критерии успеха: Принятие нормативно-правового акта. 
Структура,  отвечающая  за  реализацию:  Министерство  экономического, 

территориального развития и торговли Чеченской Республики. 

 
Мероприятие  1.1.7.  Разработка  и  утверждение  нормативного  акта, 

регламентирующего  процедуру  оценки  регулирующего  воздействия  принятых  и 
принимаемых 

нормативно-правовых 

актов, 

затрагивающих 

предпринимательскую деятельность в Чеченской Республике. 

Данное  мероприятие  предполагает  разработку  нормативно-правового  акта, 

регламентирующего  процедуру  оценки  регулирующего  воздействия  принятых  и 
принимаемых  нормативно-правовых  актов,  затрагивающих  предпринимательскую 
деятельность. 

Срок реализации: 2014 г. 
Оценка  ресурсов,  в  том  числе  трудовых:  1  дополнительных  сотрудник  в 

Министерство  экономического,  территориального  развития  и  торговли  Чеченской 
Республики, который будет осуществлять проведение ОРВ. 

Оценка стоимости реализации: дополнительное финансирование не требуется. 
Источники финансирования: не требуются. 
Ожидаемый  результат:  Постановление  Правительства  Чеченской  Республики 

«Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов 
нормативных  актов  исполнительных  органов  государственной  власти  Чеченской 
Республики». 

Критерии успеха: Принятие нормативно-правового акта. 
Структура,  отвечающая  за  реализацию:  Министерство  экономического, 

территориального развития и торговли Чеченской Республики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..