ГКИНП (ГНТА)–14–272–03

  Главная      Учебники - Геология     Нормативы ГКИНП

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..

 

 

 


 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ


 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕОДЕЗИИ, АЭРОСЪЕМКИ И КАРТОГРАФИИ им. Ф.Н. КРАСОВСКОГО


 

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ НОРМЫ И ПРАВИЛА


 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации государственной границы Российской Федерации


 

ГКИНП (ГНТА)–14–272–03


 

Обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений Федеральной службы геодезии и картографии России


 

Утверждено приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 22 августа 2003 г. № 123-пр.


 

Москва ЦНИИГАиК

2003


 

Основные положения разработаны Центральным ордена «Знак Почета» научно- исследовательским институтом геодезии, аэросъёмки и картографии им. Ф.Н. Красовского (д.т.н. В.И. Кашаев, к.г.н. В.В. Шкурков), 439 Центральной экспериментальной военно- картографической фабрикой (Н.А. Неупокоев, А.Г. Рыженко, А.Ф. Шебалин).

Общая редакция Основных положений выполнена Первым заместителем руково- дителя Роскартографии В.Ф. Хабаровым.

Основные положения содержат определение и состав топографо-геодезического и картографического обеспечения демаркации государственной границы Российской Феде- рации, устанавливают основные технические требования к содержанию и точности про- водимых при демаркации топографо-геодезических и картографических работ, устанавли- вают перечень документов по результатам топографо-геодезических и картографических работ при демаркации.

Основные положения предназначены для использования организациями Роскарто- графии, выполняющими топографо-геодезические и картографические работы при демар- кации государственной границы Российской Федерации.

Введено в действие приказом Федеральной службы геодезии и картографии России

№ 123-пр от 22.08.2003 г.

Основные положения разработаны впервые и не требуют отмены других норма- тивных актов.


 

© Роскартография, 2003 г.

1 Общие положения

    1. Федеральный закон «О геодезии и картографии», принятый Государственной Думой 22 ноября 1995 г. (c изменениями и дополнениями) топографо-геодезическое и топогра- фическое обеспечение демаркации линии государственной границы Российской Федера- ции (далее - демаркация) относит к работам федерального значения (ст. 3, п. 2). Эти рабо- ты являются важной государственной задачей Федеральной службы геодезии и картогра- фии России (далее - Роскартография).

      1. Согласно «Положению о Федеральной службе геодезии и картографии Рос- сии» (п. 4.6), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1999 г. №1021, к основным задачам Роскартографии отнесено « … геодезиче- ское и картографическое обеспечение … демаркации и проверки прохождения линии го- сударственной границы Российской Федерации …».

      2. Демаркация границ в международном праве - установление линии государ- ственной границы на местности путем обозначения ее пограничными знаками.

      3. Редемаркация (технический осмотр) – это проверка и уточнение в соответ- ствии с соглашениями между государствами прохождения ранее демаркированной грани- цы, а также восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и постановка дополнительных знаков. Редемар- кация (технический осмотр) границы обычно производится по всей протяженности гра- ницы, а также в районах с активной хозяйственной деятельностью или подвергшихся при- родным катаклизмам.

      4. При демаркации и редемаркации проводятся определенные виды работ, сре- ди которых значительное место занимают те, которые обеспечивают надежность, точ- ность, ясность и наглядность прохождения линии границы в любое время года, закрепле- ние этих свойств в совместно принятых документах демаркации, т.е. топографо- геодезическое и картографическое ее обеспечение.

    2. Работа по демаркации – это перенос на местность результатов делимитации государ- ственной границы. Демаркация, как правило, проводится непосредственно после законо- дательного утверждения материалов делимитации.

      Для проведения демаркации специальным постановлением Правительства Российской Федерации назначается российская делегация, как правило, под руководством МИДа России, в состав которой, как правило, входит представитель Роскартографии, а также, при необходимо- сти, других министерств и ведомств.

      В создании документов (инструкций) по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации, разрабатываемых Межгосударственной комиссией, Роскартография участвует в рамках своих полномочий, и использует их (документы) при топографо- геодезическом и картографическом обеспечении процесса демаркации государственной границы.

      При участии других ведомств могут разрабатываться другие инструкции по направлениям деятельности этих ведомств.

    3. Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение демаркации границы осу- ществляется (обычно) силами Роскартографии и не ограничивается временными рам- ками, а проводится на протяжении всех работ по демаркации границы и включает обеспе- чение российской делегации всеми необходимыми (картографическими и другими) мате- риалами, характеризующими прохождение линии границы, создание демаркационной карты, проведение необходимых геодезических и аэрофотосъемочных работ, составление Протокола–описания линии государственной границы и других демаркационных доку- ментов.

Кроме топографо-геодезических и картографических работ при демаркации границы могут проводиться и другие работы (расчистка приграничных полос, прорубка просек, установка погра- ничных знаков, гидрографические исследования), которые могут обеспечивать сотрудники дру- гих ведомств, входящих в состав рабочих технических групп.


 

2 Топографо-геодезическое обеспечение демаркации государственной границы

    1. Топографо-геодезическое обеспечение демаркации государственной границы включает:

      • проверку наличия и развитие геодезической сети в полосе государственной границы;

      • проведение аэрофотосъемки приграничной полосы (при необходимости);

      • определение мест установки* пограничных знаков и определение их координат и высот;

      • полевые топографо-геодезические работы по созданию демаркационной карты;́

      • подготовку исходных данных для проведения гидрографических работ на погранич- ных реках и озерах (водохранилищах);

      • создание, при необходимости, крупномасштабных планов (схем) на отдельные участки государственной границы;

      • подготовку проекта Протокола–описания линии государственной границы и других демаркационных документов.

    2. Задачей топографических работ является составление топографической карты на при- граничную полосу и, при необходимости, крупномасштабных планов (схем) на отдельные участ- ки государственной границы.

    3. Технические требования к аэрофотосъемке

      В соответствии с утвержденными Межгосударственной комиссией документами аэрофотосъемка приграничной полосы может производиться силами предприятий Роскар- тографии при условии наличия соответствующих возможностей.

      Контроль производства аэрофотосъемочных работ осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Межгосударственной комиссией.

      1. Аэрофотосъемка осуществляется вдоль линии государственной границы прямолинейными маршрутами, которые охватывают каждый прямолинейный участок го- сударственной границы, с необходимым перекрытием, позволяющим проводить стерео- скопические измерения, по возможности не залетая для разворота самолета на террито- рию сопредельного государства. Во время разворотов аэрофотосъемка не производится.

      2. Аэрофотосъемка может выполняться в двух масштабах одновременно. По- сле завершения аэрофотосъемки и приемки материалов воздушного фотографирования сдаче в Межгосударственную комиссию подлежат следующие материалы: аэронегативы, контактные отпечатки на фотобумаге, негативы и отпечатки накидного монтажа по участ- кам залетов, паспортные данные аэрофотоаппаратов.

    4. При разработке технических требований к содержанию и точности топографо- геодезических работ предприятия Роскартографии руководствуются документацией, раз- работанной Межгосударственной комиссией.

      1. В качестве исходных (для производства топографических работ и определе- ния координат пограничных знаков) принимаются имеющиеся на местности пункты гео-


         

        image

        * Установка пограничных знаков не входит в состав топографо-геодезического и картографиче- ского обеспечения демаркации.

        4

        дезической сети России и сопредельного государства I-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, а так- же дополнительно сооруженные для целей демаркации пункты низшего класса.

        Координаты точек полевой подготовки аэроснимков и основных пограничных зна- ков определяются относительно исходных пунктов со средними квадратическими ошиб- ками, установленными документацией Межгосударственной комиссии (обычно не пре- вышающими ± 5 м).

        Методы определения координат могут быть как традиционными (триангуляция и полигонометрия, засечками, проложением ходов), так и новейшими, с использованием средств и методов спутниковой геодезии.

      2. Пограничные знаки (основные и промежуточные) по решению Межгосударст- венной комиссии могут состоять из одного, двух и трех столбов и могут устанавливаться:

        • на сухопутных участках: пограничные знаки, состоящие из одного столба, - на линии государственной границы; состоящие из двух столбов, - по обе стороны от линии го- сударственной границы, как правило, в 2,5 м от этой линии и одного центрового стол- ба, устанавливаемого непосредственно на линии государственной границы; если по условиям местности один из столбов или оба столба устанавливаются на большем или меньшем удалении от линии государственной границы, об этом (как правило) должно быть оговорено в протоколе соответствующего пограничного знака с точным указани- ем, на каком удалении от истинной линии границы установлен каждый пограничный столб;

        • на реках и ручьях пограничные знаки, состоящие из двух столбов, устанавливаются: на берегах рек (ручьев); на острове, принадлежащем одной из сторон, и на берегу реки другой стороны; на смежных островах от середины главного фарватера или середины реки;

        • в местах слияния внутренних рек с пограничными и в местах перехода линии государ- ственной границы с сухопутного участка на водный и наоборот устанавливаются по- граничные знаки, состоящие из трех столбов.

          При переходе государственной границы на акватории больших озер и водохрани- лищ на суше устанавливаются створные знаки на некотором удалении от пограничных знаков, установленных на берегах этих водоемов. В случаях, когда с одного берега на другой не обеспечивается прямая видимость со створных знаков, на акватории водоема непосредственно на линии государственной границы устанавливаются буи.

          При переходе государственной границы с суши на водную поверхность моря устанавли- ваются створные знаки, один на море (веха, буй), другой на суше, обозначающие направление линии государственной границы от пограничного знака, установленного на суше, до границы территориальных вод.

          Пограничные знаки устанавливаются с использованием делимитационной карты с учетом тщательного изучения местности в поле (рекогносцировка).

          Пограничным знакам на всем протяжении демаркируемой границы присваиваются очередные порядковые номера (обычно с запада на восток и с севера на юг).

      3. Создаваемая карта приграничной полосы принятой по взаимному соглаше- нию ширины должна удовлетворять следующим основным требованиям:

        • достоверно и с необходимой для принятого масштаба точностью отображать местопо- ложение линии государственной границы, пограничные и створные знаки, а также со- временное состояние местности;

        • создаваться в согласованных условных знаках и образцах шрифтов и сокращений для топографических карт соответствующего масштаба;

        • отвечать другим требованиям документации Межгосударственной комиссии.

          5

          Демаркационная карта создается на приграничную полосу (ширина полосы по со- гласованию сторон может быть от 0,5 до 3 км с каждой стороны) , как правило, на основе полевой подготовки аэрофотоснимков и полевого дешифрирования, осуществляемыми техническими группами.

          При камеральных работах (с использованием материалов полевой подготовки и дешифрирования аэроснимков) наносится рельеф и ситуация в соответствии с докумен- тацией, утвержденной Межгосударственной комиссией.

          С подготовленного в камеральных условиях составительского оригинала готовятся

          2-4 копии, которые передаются Межгосударственной комиссии.

          Все географические названия и пояснительные надписи на составляемых демарка- ционных картах и при условных знаках должны даваться в двух альтернатах (на русском языке и языке сопредельного государства). Особое внимание при создании демаркацион- ной карты в технических группах должно быть уделено квалифицированному транскри- бированию (а не переводу) географических названий по обе стороны от линии государст- венной границы во всей полосе картографирования.

          Основные принципы единой системы сбора, установление написания географиче- ских названий на русском языке определяются действующими правилами написания на картах географических названий Российской Федерации (в т. ч. разработанными Роскар- тографией).

    5. Технические требования к cоставлению проекта Протокола описания линии го- сударственной границы основываются на требованиях “Закона Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации” в редакции Федерального Закона от

10.08.94 №23-ФЗ” и определяются документацией, утвержденной Межгосударственной комиссией.

      1. Каждая совместная техническая группа полностью отрабатывает описание на своем участке и представляет его на рассмотрение в Межгосударственную комиссию по демаркации границы.

      2. Описание границы производится последовательно от одного пограничного знака к другому, обычно, с запада на восток или с севера на юг.

        Описание границы производится после детального изучения ее на местности. За- прещается проводить описание, руководствуясь только картой и описательными материа- лами. Однако пользование картой, так же, как и другими описательными и картографиче- скими документами, при составлении Протокола-описания обязательно. Ориентиры, ко- торые упоминаются в Протоколе-описании, должны быть обязательно изображены на де- маркационной карте.

      3. В Протоколе-описании линии государственной границы дается описание местности, по которой проходит граница, и описание местоположения пограничных зна- ков, установленных в ходе демаркации.

        При описании местности особое внимание обращается на те местные предметы, долговременная сохранность которых не вызывает сомнения, и на те местные ориентиры, по которым наиболее легко можно установить положение линии границы на местности.

        Необходимо также уделять внимание описанию тех участков местности, которые неблагоприятны в отношении сохранности на них пограничных знаков (затопляемые при паводках и заболоченные места, пески и т.п.).

        Особенно детально линия границы описывается при прохождении ее возле насе- ленных пунктов, дорог, а также у основных поворотных пограничных знаков.

      4. Все географические названия, упоминаемые в Протоколе-описании, берутся

        с демаркационной карты и должны быть согласованы с протоколами пограничных знаков, таблицей принадлежности островов и др. демаркационными документами.

        В экземпляре Протокола-описания, предназначенном для российской Стороны, на- звания на территории России даются только на русском языке, а на территории сопредель- ного государства транскрибированные названия на русском языке (и наоборот). Названия географических объектов, находящихся непосредственно на линии границы (хребты, го- ры, реки, озера и т.п.), даются на русском языке и в скобках транскрибированные названия сопредельного государства на русском языке.

      5. По каждому описываемому участку в начале описания даются сведения по его общем протяжении и в отдельности – протяженность сухопутной и водной части, ко- личество установленных пограничных знаков, номера начального и конечного погранич- ных знаков. Протяженность сухопутных и водных участков измеряется по демаркацион- ной карте. Направление прохождения линии государственной границы каждого описы- ваемого участка указывается словесно (северное, юго-юго-восточное и т.п.) в соответст- вии со специальной таблицей (палеткой). Направление прохождения линии государствен- ной границы прямолинейного участка между соседними пограничными знаками опреде- ляется по вычисленному дирекционному углу, а расстояния между ними берется из про- токолов этих пограничных знаков.

    1. Требования к качеству, контролю и приемке топографо-геодезических работ

      Контроль за качеством топографо-геодезических работ (полевых и камеральных) осуществляется в соответствии с требованиями Межгосударственной комиссии.

    2. Перечень документов по результатам топографо-геодезических работ

Совместные технические группы представляют в Межгосударственную комиссию надлежащим образом оформленные, тщательно проверенные и подписанные руководите- лями и их заместителями обеих частей группы следующие документы и материалы:

  • Протокол-описание линии государственной границы;

  • демаркационную карту с нанесенными на ней линией государственной границы (обычно сплошная красная линия толщиной 0,3 мм), пограничными и створными зна- ками, буями и названиями географических объектов на русском языке и языке сопре- дельного государства;

  • карту точек стыка государственной границы с границами третьих Сторон, согласован- ную с их представителями;

  • каталог координат пограничных знаков, исходных геодезических пунктов, точек ана- литической сети и теодолитных ходов с приложенными к нему схемами геодезической сети, полевыми журналами измерений горизонтальных и вертикальных углов и мате- риалами вычисления (в т.ч. при использовании современных , например космических, методов определения координат);

  • таблицу контрольных измерений координат и высот пограничных знаков;

  • протоколы пограничных знаков установленного образца;

  • таблицу принадлежности островов;

  • комплекты дешифрованных аэроснимков;

  • список географических названий на двух языках;

  • заключительный протокол по результатам работы совместной технической группы. Все перечисленные документы, кроме демаркационной карты, представляются в Межго-

    сударственную комиссию в двух экземплярах. Один – на русском языке, другой – на языке сопре- дельного государства. Демаркационная карта представляется в двух экземплярах, один – в рус- ско-иностранном альтернате, другой – в иностранно-русском альтернате.

    3 Картографическое обеспечение демаркации государственной границы

      1. В состав картографического обеспечения входит предоставление российской делегации исходных картографических материалов (основная делимитационная карта, дополнитель- ные делимитационные карты на отдельные участки, текстовые описания прохождения границы), а также картографические и иные работы (систематизация, проверка, редакти- рование) по подготовке к изданию и издание итоговых документов по демаркации госу- дарственной границы, поступивших из совместных технических групп.

      2. В результате проведения картографических работ должна быть подготовлена и издана новая карта согласованного масштаба на приграничную (согласованной ширины) полосу с точным обозначением линии прохождения границы и положения пограничных знаков (с их протоколами и каталогами координат), а также Протокол-описание, состав- ленный не по делимитационной карте, а непосредственно на местности (с учетом изме- нившейся или уточненной после демаркации природной или иной ситуации).

        1. Подготовка к изданию демаркационной карты государственной границы проводится по оригиналам, составленным в соответствии с инструкцией по топографиче- ским работам и инструкцией по аэрофотосъемке, утвержденным Межгосударственной комиссией.

          При подготовке листов к изданию особое внимание уделяется качественному вы- полнению сводок между листами карты на границах рабочих участков, а также на согла- сованность карты с текстами Протокола-описания, протоколов и схем местоположения пограничных знаков.

          Карта подготавливается к изданию в условных знаках для топографических карт принятого Межгосударственной комиссией масштаба.

          Все листы демаркационной карты, как правило, имеют одинаковые размеры по ширине и высоте и нумеруются от начальной точки демаркации границы (обычно после- довательно с запада на восток). Рамки листов не обязательно должны совпадать с рамка- ми стандартных топографических карт Российской Федерации того же масштаба. При этом на каждом листе демаркационной карты приводится обозначение номенклатуры листов топографи- ческой карты данного масштаба, приходящихся на этот лист демаркационной карты.

          Технология подготовки карты к изданию может быть как традиционной (с исполь- зованием гравирования на пластике и последующего изготовления комплекта расчленен- ных диапозитивов), так и с использованием новейшего электронного цветоделительного оборудования.

        2. Изданные карты брошюруются в альбом, в который входят:

  • обложка;

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • шмуцтитулы (для каждого раздела);

  • схема расположения листов карты линии государственной границы;

  • перечень листов карты, условные знаки и листы карты государственной границы при- нятого масштаба;

  • схемы геодезического определения пограничных знаков;

  • рисунки и фотографии, характеризующие вид и размеры пограничных знаков.

    1. Протоколы пограничных знаков содержат подробные данные и схемы, характеризую- щие положение знака на местности. Они изготавливаются в двух экземплярах: на русском

      и языке сопредельного государства, и оба представляются в Межгосударственную ко- миссию.

      1. Схемы расположения пограничных знаков подготавливаются к изданию и издаются в упрощенном виде, с использованием согласованных условных знаков. При этом особое внимание обращается на согласованность схем с картой государственной границы, Протоколом-описанием и протоколом пограничного знака.

      2. Схемы расположения пограничных знаков издаются на русском языке и языке сопредельного государства соответственно.

        Протоколы сводятся в тома, в которых брошюруются в порядке номеров погранич- ных знаков.

    2. Подготовка к изданию и оформлению каталога координат пограничных знаков и исходных геодезических пунктов проводится в соответствии с требованиями Межгосу- дарственной комиссии, на основе подписанных двух подлинных экземпляров каталога координат, каждый на русском и языке сопредельного государства. Каталог брошюруется в книгу, состоящую из обложки, титульного листа, введения и каталога координат.

    3. Подготовка к изданию Протокола-описания осуществляется на основе оригинала в двух экземплярах, каждый на русском и языке сопредельного государства и тщательно сверяется с текстом оригинала.

Отпечатанный Протокол-описание брошюруется в книгу с учетом требований Межгосударственной комиссии по демаркации.

9

4 Список использованных материалов

1. Альбом карт государственной границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Афганистан на участке от Зюльфагара до Хамиаба, реде- маркированной в 1987-1989 годах. Ташкент, 1989.

2. БСЭ. 2 и 3-е изд., М., 1949-57, 1970-78.

  1. Бурбан П.Ю. Опыт картографического обеспечения делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой. «Геодезия и кар- тография», №3, 1999.

  2. Закон Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации в ре- дакции Федерального Закона от 10,08.94 №23-ФЗ.

  3. Инструкция о демаркации советско-монгольской государственной границы в 1977- 1978 гг. (Рукопись, 1980).

  4. Инструкция по проведению топографических работ при проверке прохождения линии совет- ско-турецкой государственной границы по рекам и ручьям. (Рукопись, 1985).

  5. Инструкция по производству аэрофотосъемки [советско-турецкой границы]. (Руко-

    пись, 1990).

  6. Инструкция по топографическим работам [при демаркации советско-корейской грани- цы]. (Рукопись, 1986).

  7. Инструкция по производству геодезических и топографических работ при демаркации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой (проект). М., Роскартография, 1994.

  8. Инструкции по выполнению демаркационных работ на российско-китайской государственной границе. (Рукописи, 1992).

  9. Киреев Г.В., Архаров Ю.А., Рыженко А.Г., Фомин Б.А., Андреев В.В., Ванюков Г.А., Голуб Н.А., Неупокоев Н.А., Постнов В.В., Пальтов С.Ю., Шебалин А.Ф. О демаркации российско- китайской государственной границы. М., 2000.

  10. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и границы СССР. М., Межд. отнош., 1985.

  11. Образцы инструкций и документов демаркационной комиссии [СССР – МНР]. (Руко-

    пись, 1989).

  12. Основные положения по картографическому обеспечению делимитации государственной границы Российской Федерации. ГКИНП (ГНТА)-05-253-01. М., Роскартография, 2001.

  13. Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации

    (2003-2010 годы)», (Проект). ФПС, 2002.

  14. Федеральный закон «О геодезии и картографии». М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..