Общая редакция Основных положений выполнена Первым заместителем руково-
дителя Роскартографии В.Ф. Хабаровым.
Основные положения содержат определение и состав
топографо-геодезического и картографического обеспечения демаркации
государственной границы Российской Феде- рации, устанавливают основные
технические требования к содержанию и точности про- водимых при
демаркации топографо-геодезических и картографических работ, устанавли-
вают перечень документов по результатам топографо-геодезических и
картографических работ при демаркации.
Основные положения предназначены для использования организациями
Роскарто- графии, выполняющими топографо-геодезические и
картографические работы при демар- кации государственной границы
Российской Федерации.
Введено в действие приказом Федеральной службы геодезии и картографии
России
№ 123-пр от 22.08.2003 г.
Основные положения разработаны впервые и не требуют отмены других норма-
тивных актов.
Федеральный закон «О геодезии и картографии», принятый
Государственной Думой 22 ноября 1995 г. (c изменениями и
дополнениями) топографо-геодезическое и топогра- фическое
обеспечение демаркации линии государственной границы Российской
Федера- ции (далее - демаркация) относит к работам федерального
значения (ст. 3, п. 2). Эти рабо- ты являются важной
государственной задачей Федеральной службы геодезии и картогра-
фии России (далее - Роскартография).
Согласно «Положению о Федеральной службе геодезии и
картографии Рос- сии» (п. 4.6), утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1999 г.
№1021, к основным задачам Роскартографии отнесено « …
геодезиче- ское и картографическое обеспечение … демаркации
и проверки прохождения линии го- сударственной границы
Российской Федерации …».
Демаркация границ в международном праве - установление линии
государ- ственной границы на местности путем обозначения ее
пограничными знаками.
Редемаркация (технический осмотр) – это проверка и уточнение
в соответ- ствии с соглашениями между государствами
прохождения ранее демаркированной грани- цы, а также
восстановление разрушенных или утраченных пограничных
знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и
постановка дополнительных знаков. Редемар- кация
(технический осмотр) границы обычно производится по всей
протяженности гра- ницы, а также в районах с активной
хозяйственной деятельностью или подвергшихся при- родным
катаклизмам.
При демаркации и редемаркации проводятся определенные виды
работ, сре- ди которых значительное место занимают те,
которые обеспечивают надежность, точ- ность, ясность и
наглядность прохождения линии границы в любое время года,
закрепле- ние этих свойств в совместно принятых документах
демаркации, т.е. топографо-
геодезическое и картографическое ее обеспечение.
Работа по демаркации – это перенос на местность результатов
делимитации государ- ственной границы. Демаркация, как правило,
проводится непосредственно после законо- дательного утверждения
материалов делимитации.
Для проведения демаркации специальным постановлением
Правительства Российской Федерации назначается российская
делегация, как правило, под руководством МИДа России, в состав
которой, как правило, входит представитель Роскартографии, а
также, при необходимо- сти, других министерств и ведомств.
В создании документов (инструкций) по топографо-геодезическому и
картографическому обеспечению демаркации, разрабатываемых
Межгосударственной комиссией, Роскартография участвует в рамках
своих полномочий, и использует их (документы) при топографо-
геодезическом и картографическом обеспечении процесса демаркации
государственной границы.
При участии других ведомств могут разрабатываться другие
инструкции по направлениям деятельности этих ведомств.
Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение
демаркации границы осу-
ществляется (обычно) силами Роскартографии и не
ограничивается временными рам- ками, а проводится на протяжении
всех работ по демаркации границы и включает обеспе- чение
российской делегации всеми необходимыми (картографическими и
другими) мате- риалами, характеризующими прохождение линии
границы, создание демаркационной карты, проведение необходимых
геодезических и аэрофотосъемочных работ, составление
Протокола–описания линии государственной границы и других
демаркационных доку- ментов.
полевые топографо-геодезические работы по созданию
демаркационной карты;́
подготовку исходных данных для проведения гидрографических
работ на погранич- ных реках и озерах (водохранилищах);
создание, при необходимости, крупномасштабных планов (схем)
на отдельные участки государственной границы;
подготовку проекта Протокола–описания линии государственной
границы и других демаркационных документов.
Задачей топографических работ является
составление топографической карты на при- граничную полосу и,
при необходимости, крупномасштабных планов (схем) на отдельные
участ- ки государственной границы.
Технические требования к аэрофотосъемке
В соответствии с утвержденными Межгосударственной комиссией
документами аэрофотосъемка приграничной полосы может
производиться силами предприятий Роскар- тографии при условии
наличия соответствующих возможностей.
Контроль производства аэрофотосъемочных работ осуществляется в
соответствии с требованиями, установленными Межгосударственной
комиссией.
Аэрофотосъемка осуществляется вдоль линии государственной
границы прямолинейными маршрутами, которые охватывают каждый
прямолинейный участок го- сударственной границы, с
необходимым перекрытием, позволяющим проводить стерео-
скопические измерения, по возможности не залетая для
разворота самолета на террито- рию сопредельного
государства. Во время разворотов аэрофотосъемка не
производится.
Аэрофотосъемка может выполняться в двух масштабах
одновременно. По- сле завершения аэрофотосъемки и приемки
материалов воздушного фотографирования сдаче в
Межгосударственную комиссию подлежат следующие материалы:
аэронегативы, контактные отпечатки на фотобумаге, негативы и
отпечатки накидного монтажа по участ- кам залетов,
паспортные данные аэрофотоаппаратов.
При разработке технических требований к содержанию и точности
топографо- геодезических работ предприятия
Роскартографии руководствуются документацией, раз- работанной
Межгосударственной комиссией.
В качестве исходных (для производства топографических работ
и определе- ния координат пограничных знаков) принимаются
имеющиеся на местности пункты гео-
* Установка
пограничных знаков не входит в состав
топографо-геодезического и картографиче- ского обеспечения
демаркации.
4
дезической сети России и сопредельного
государства I-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, а так- же
дополнительно сооруженные для целей демаркации пункты
низшего класса.
Координаты точек полевой подготовки аэроснимков и основных
пограничных зна- ков определяются относительно исходных
пунктов со средними квадратическими ошиб- ками,
установленными документацией Межгосударственной комиссии
(обычно не пре- вышающими ± 5 м).
Методы определения координат могут быть как традиционными
(триангуляция и полигонометрия, засечками, проложением
ходов), так и новейшими, с использованием средств и методов
спутниковой геодезии.
Пограничные знаки (основные и промежуточные) по решению
Межгосударст- венной комиссии могут состоять из одного, двух
и трех столбов и могут устанавливаться:
на сухопутных участках: пограничные знаки, состоящие из
одного столба, - на линии государственной границы;
состоящие из двух столбов, - по обе стороны от линии го-
сударственной границы, как правило, в 2,5 м от этой
линии и одного центрового стол- ба, устанавливаемого
непосредственно на линии государственной границы; если
по условиям местности один из столбов или оба столба
устанавливаются на большем или меньшем удалении от линии
государственной границы, об этом (как правило) должно
быть оговорено в протоколе соответствующего пограничного
знака с точным указани- ем, на каком удалении от
истинной линии границы установлен каждый пограничный
столб;
на реках и ручьях пограничные знаки, состоящие из двух
столбов, устанавливаются: на берегах рек (ручьев); на
острове, принадлежащем одной из сторон, и на берегу реки
другой стороны; на смежных островах от середины главного
фарватера или середины реки;
в местах слияния внутренних рек с пограничными и в
местах перехода линии государ- ственной границы с
сухопутного участка на водный и наоборот устанавливаются
по- граничные знаки, состоящие из трех столбов.
При переходе государственной границы на акватории
больших озер и водохрани- лищ на суше устанавливаются
створные знаки на некотором удалении от пограничных
знаков, установленных на берегах этих водоемов. В
случаях, когда с одного берега на другой не
обеспечивается прямая видимость со створных знаков, на
акватории водоема непосредственно на линии
государственной границы устанавливаются буи.
При переходе государственной границы с суши на водную
поверхность моря устанавли- ваются створные знаки, один
на море (веха, буй), другой на суше, обозначающие
направление линии государственной границы от
пограничного знака, установленного на суше, до границы
территориальных вод.
Пограничные знаки устанавливаются с использованием
делимитационной карты с учетом тщательного изучения
местности в поле (рекогносцировка).
Пограничным знакам на всем протяжении демаркируемой
границы присваиваются очередные порядковые номера
(обычно с запада на восток и с севера на юг).
Создаваемая карта приграничной полосы принятой по взаимному
соглаше- нию ширины должна удовлетворять следующим основным
требованиям:
достоверно и с необходимой для принятого масштаба
точностью отображать местопо- ложение линии
государственной границы, пограничные и створные знаки, а
также со- временное состояние местности;
создаваться в согласованных условных знаках и образцах
шрифтов и сокращений для топографических карт
соответствующего масштаба;
отвечать другим требованиям документации
Межгосударственной комиссии.
5
Демаркационная карта создается на приграничную полосу
(ширина полосы по со- гласованию сторон может быть от
0,5 до 3 км с каждой стороны) , как правило, на основе
полевой подготовки аэрофотоснимков и полевого
дешифрирования, осуществляемыми техническими группами.
При камеральных работах (с использованием материалов
полевой подготовки и дешифрирования аэроснимков)
наносится рельеф и ситуация в соответствии с докумен-
тацией, утвержденной Межгосударственной комиссией.
С подготовленного в камеральных условиях
составительского оригинала готовятся
2-4 копии, которые передаются Межгосударственной
комиссии.
Все географические названия и пояснительные надписи на
составляемых демарка- ционных картах и при условных
знаках должны даваться в двух альтернатах (на русском
языке и языке сопредельного
государства). Особое внимание при создании
демаркацион- ной карты в технических группах должно быть
уделено квалифицированному транскри- бированию (а не
переводу) географических названий по обе стороны от
линии государст- венной границы во всей полосе
картографирования.
Основные принципы единой системы сбора, установление
написания географиче- ских названий на русском языке
определяются действующими правилами написания на картах
географических названий Российской Федерации (в т. ч.
разработанными Роскар- тографией).
Технические требования к cоставлению проекта Протокола описания
линии го- сударственной границы основываются
на требованиях “Закона Российской Федерации о государственной
границе Российской Федерации” в редакции Федерального Закона от
10.08.94 №23-ФЗ” и определяются документацией, утвержденной
Межгосударственной комиссией.
Каждая совместная техническая группа полностью отрабатывает
описание на своем участке и представляет его на рассмотрение
в Межгосударственную комиссию по демаркации границы.
Описание границы производится последовательно от одного
пограничного знака к другому, обычно, с запада на восток или
с севера на юг.
Описание границы производится после детального изучения ее
на местности. За- прещается проводить описание,
руководствуясь только картой и описательными материа- лами.
Однако пользование картой, так же, как и другими
описательными и картографиче- скими документами, при
составлении Протокола-описания обязательно. Ориентиры, ко-
торые упоминаются в Протоколе-описании, должны быть
обязательно изображены на де- маркационной карте.
В Протоколе-описании линии государственной границы дается
описание местности, по которой проходит граница, и описание
местоположения пограничных зна- ков, установленных в ходе
демаркации.
При описании местности особое внимание обращается на те
местные предметы, долговременная сохранность которых не
вызывает сомнения, и на те местные ориентиры, по которым
наиболее легко можно установить положение линии границы на
местности.
Необходимо также уделять внимание описанию тех участков
местности, которые неблагоприятны в отношении сохранности на
них пограничных знаков (затопляемые при паводках и
заболоченные места, пески и т.п.).
Особенно детально линия границы описывается при прохождении
ее возле насе- ленных пунктов, дорог, а также у основных
поворотных пограничных знаков.
Все географические названия, упоминаемые в
Протоколе-описании, берутся
с демаркационной карты и должны быть согласованы с
протоколами пограничных знаков, таблицей принадлежности
островов и др. демаркационными документами.
В экземпляре Протокола-описания, предназначенном для
российской Стороны, на- звания на территории России даются
только на русском языке, а на территории сопредель-
ного государства транскрибированные названия на русском
языке (и наоборот). Названия географических объектов,
находящихся непосредственно на линии границы (хребты, го-
ры, реки, озера и т.п.), даются на русском языке и в скобках
транскрибированные названия сопредельного
государства на русском языке.
По каждому описываемому участку в начале описания даются
сведения по его общем протяжении и в отдельности –
протяженность сухопутной и водной части, ко- личество
установленных пограничных знаков, номера начального и
конечного погранич- ных знаков. Протяженность сухопутных и
водных участков измеряется по демаркацион- ной карте.
Направление прохождения линии государственной границы
каждого описы- ваемого участка указывается словесно
(северное, юго-юго-восточное и т.п.) в соответст- вии со
специальной таблицей (палеткой). Направление прохождения
линии государствен- ной границы прямолинейного участка между
соседними пограничными знаками опреде- ляется по
вычисленному дирекционному углу, а расстояния между ними
берется из про- токолов этих пограничных знаков.
Требования к качеству, контролю и приемке
топографо-геодезических работ
Контроль за качеством топографо-геодезических работ (полевых и
камеральных) осуществляется в соответствии с требованиями
Межгосударственной комиссии.
Перечень документов по результатам топографо-геодезических работ
Совместные технические группы представляют в Межгосударственную комиссию
надлежащим образом оформленные, тщательно проверенные и подписанные
руководите- лями и их заместителями обеих частей группы следующие
документы и материалы:
Протокол-описание линии государственной границы;
демаркационную карту с нанесенными на ней линией государственной
границы (обычно сплошная красная линия толщиной 0,3 мм),
пограничными и створными зна- ками, буями и названиями
географических объектов на русском языке и языке сопре-
дельного государства;
карту точек стыка государственной границы с границами третьих
Сторон, согласован- ную с их представителями;
каталог координат пограничных знаков, исходных геодезических
пунктов, точек ана- литической сети и теодолитных ходов с
приложенными к нему схемами геодезической сети, полевыми журналами
измерений горизонтальных и вертикальных углов и мате- риалами
вычисления (в т.ч. при использовании современных , например
космических, методов определения координат);
таблицу контрольных измерений координат и высот пограничных знаков;
заключительный протокол по результатам работы совместной технической
группы. Все перечисленные документы, кроме демаркационной карты,
представляются в Межго-
сударственную комиссию в двух экземплярах. Один – на русском языке,
другой – на языке сопре-
дельного государства. Демаркационная карта представляется в двух
экземплярах, один – в рус- ско-иностранном альтернате, другой – в
иностранно-русском альтернате.
В состав картографического обеспечения входит
предоставление российской делегации исходных
картографических материалов (основная делимитационная карта,
дополнитель- ные делимитационные карты на отдельные участки,
текстовые описания прохождения границы), а также
картографические и иные работы (систематизация, проверка,
редакти- рование) по подготовке к изданию и издание итоговых
документов по демаркации госу- дарственной границы,
поступивших из совместных технических групп.
В результате проведения картографических работ должна быть
подготовлена и издана новая
карта согласованного масштаба на приграничную (согласованной
ширины) полосу с точным обозначением линии прохождения
границы и положения пограничных знаков (с их протоколами и
каталогами координат), а также Протокол-описание, состав-
ленный не по делимитационной карте, а непосредственно на
местности (с учетом изме- нившейся или уточненной после
демаркации природной или иной ситуации).
Подготовка к изданию демаркационной карты
государственной границы проводится по оригиналам,
составленным в соответствии с инструкцией по
топографиче- ским работам и инструкцией по
аэрофотосъемке, утвержденным Межгосударственной
комиссией.
При подготовке листов к изданию особое внимание
уделяется качественному вы- полнению сводок между
листами карты на границах рабочих участков, а также на
согла- сованность карты с текстами Протокола-описания,
протоколов и схем местоположения пограничных знаков.
Карта подготавливается к изданию в условных знаках для
топографических карт принятого Межгосударственной
комиссией масштаба.
Все листы демаркационной карты, как правило, имеют
одинаковые размеры по ширине и высоте и нумеруются от
начальной точки демаркации границы (обычно после-
довательно с запада на восток). Рамки листов не
обязательно должны совпадать с рамка- ми стандартных
топографических карт Российской Федерации того же
масштаба. При этом на каждом листе демаркационной карты
приводится обозначение номенклатуры листов топографи-
ческой карты данного масштаба, приходящихся на этот лист
демаркационной карты.
Технология подготовки карты к изданию может быть как
традиционной (с исполь- зованием гравирования на
пластике и последующего изготовления комплекта
расчленен- ных диапозитивов), так и с использованием
новейшего электронного цветоделительного оборудования.
Изданные карты брошюруются в альбом, в который входят:
обложка;
титульный лист;
оглавление;
шмуцтитулы (для каждого раздела);
схема расположения листов карты линии государственной границы;
перечень листов карты, условные знаки и листы карты государственной
границы при- нятого масштаба;
схемы геодезического определения пограничных знаков;
рисунки и фотографии, характеризующие вид и размеры пограничных
знаков.
Протоколы пограничных знаков содержат
подробные данные и схемы, характеризую- щие положение знака на
местности. Они изготавливаются в двух экземплярах: на русском
и языке сопредельного
государства, и оба представляются в Межгосударственную ко-
миссию.
Схемы расположения пограничных знаков подготавливаются к
изданию и издаются в упрощенном виде, с использованием
согласованных условных знаков. При этом особое внимание
обращается на согласованность схем с картой государственной
границы, Протоколом-описанием и протоколом пограничного
знака.
Схемы расположения пограничных знаков издаются на русском
языке и языке сопредельного
государства соответственно.
Протоколы сводятся в тома, в которых брошюруются в порядке
номеров погранич- ных знаков.
Подготовка к изданию и оформлению каталога координат
пограничных знаков и исходных геодезических пунктов проводится в
соответствии с требованиями Межгосу- дарственной комиссии, на
основе подписанных двух подлинных экземпляров каталога
координат, каждый на русском и языке сопредельного
государства. Каталог брошюруется в книгу, состоящую из
обложки, титульного листа, введения и каталога координат.
Подготовка к изданию Протокола-описания осуществляется на
основе оригинала в двух экземплярах, каждый на русском и языке сопредельного
государства и тщательно сверяется с текстом оригинала.
Отпечатанный Протокол-описание брошюруется в книгу с учетом требований
Межгосударственной комиссии по демаркации.
1. Альбом
карт государственной границы между Союзом Советских Социалистических
Республик и Республикой Афганистан на участке от Зюльфагара до Хамиаба,
реде- маркированной в 1987-1989 годах. Ташкент, 1989.
2. БСЭ.
2 и 3-е изд., М., 1949-57, 1970-78.
Бурбан П.Ю. Опыт картографического обеспечения делимитации
государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской
Республикой. «Геодезия и кар- тография», №3, 1999.
Закон Российской Федерации о государственной границе Российской
Федерации в ре- дакции Федерального Закона от 10,08.94 №23-ФЗ.
Инструкция о демаркации советско-монгольской государственной границы
в 1977- 1978 гг. (Рукопись, 1980).
Инструкция по проведению топографических работ при проверке
прохождения линии совет- ско-турецкой государственной границы по
рекам и ручьям. (Рукопись, 1985).
Инструкция по производству аэрофотосъемки [советско-турецкой
границы]. (Руко-
Инструкция по производству геодезических и топографических работ при
демаркации государственной границы между Российской Федерацией и
Латвийской Республикой (проект). М., Роскартография, 1994.
Инструкции по выполнению демаркационных работ на российско-китайской
государственной границе. (Рукописи, 1992).
Киреев Г.В., Архаров Ю.А., Рыженко А.Г., Фомин Б.А., Андреев В.В.,
Ванюков Г.А., Голуб Н.А., Неупокоев Н.А., Постнов В.В., Пальтов
С.Ю., Шебалин А.Ф. О демаркации российско- китайской государственной
границы. М., 2000.
Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и границы СССР. М., Межд.
отнош., 1985.
Образцы инструкций и документов демаркационной комиссии [СССР –
МНР]. (Руко-
пись, 1989).
Основные положения по картографическому обеспечению делимитации
государственной границы Российской Федерации. ГКИНП
(ГНТА)-05-253-01. М., Роскартография, 2001.
Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской
Федерации
(2003-2010 годы)», (Проект). ФПС, 2002.
Федеральный закон «О геодезии и картографии». М., 1996.