Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20 

 

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 20

 

 


  • Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

    Дети описывают кукол: Это маленькая Катенька. У Катеньки светленькие волосики и голубенькие глазки. В волосиках у Катеньки беленький бантик. На Катеньке красненькое платьице. И т.д.


  • Итог занятия.


  • В конце занятия логопед говорит: «Сегодня вы учились правильно называть большие и маленькие предметы».


    На всем протяжении занятия логопед следит как за правильностью построения предложений, так и за четкостью произнесения слов, в частности окончаний прилагательных.


    Развитие грамматического строя речи.


    С самого начала обучения постепенно (в зависимости от звукового состава слова) в занятия включались упражнения в образовании именительного и родительного падежей существительных. Такого рода упражнения проводятся и теперь. Вновь и вновь повторяются те формы слов, в которых дети продолжают допускать ошибки (волки – волков, доски – досок, торты – тортов, друзей, платьев, гнёзд, блюдец, пальто, пианино и т.п.).


    Рекомендуется также повторно включать в упражнения глаголы с чередованием согласных в основе: махать – машет; стричь – стрижёт; лизать – лижет и др.


    В связи с дальнейшим развитием грамматического строя речи продолжается работа над предложением. К тем видам упражнений, которые использовались во втором периоде обучения, добавляются новые – это создание вариантов предложений по данным словам или на определенную тему и составление сложных предложений. (При подборе материала занятий может быть использовано пособие Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и Т.Б.Филичевой «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»: М., 1973.)


    Приведем примерное содержание фрагмента занятия, посвященного составлению и распространению предложений.


    Вывешивается сюжетная картина такого содержания: дети идут из леса. Они несут корзинки с грибами и ягодами, букеты цветов. Один из них несёт в своей шапке ёжика.


    Детям предлагается рассмотреть картину. После этого проводится упражнение в составлении и распространении предложений. С этой целью логопед предлагает детям составить предложение из трех слов про мальчика, который несет ёжика (или про другого ребенка). Составленное предложение Мальчик поймал ежа распространяется при помощи вопросов, которые задают сами дети, например: «Какого ежа?

    Где мальчик нашел ежа?» Составляется примерно такое предложение: Мальчик поймал в лесу серого колючего ежа. Аналогично составляются, а потом распространяются примерно такие предложения: Девочки несут букеты. – Девочки несут большие букеты душистых полевых цветов. Дети набрали ягод. – Дети набрали много спелых красных ягод.


    Занятие заканчивается составлением по данной картине и заучиванием краткого рассказа. (Работа над рассказом может быть продолжена логопедом в часы индивидуальных занятий или воспитателем.)


    При проведении подобного занятия возможны варианты. 1-й вариант.

    Составление распространенных предложений с данными словами.


    а) детям предлагается составлять предложения по данной сюжетной картине так, чтобы в них были слова мальчик и ёжик. Предложения не должны повторяться. (Мальчик поймал в лесу серого колючего ёжика. Мальчик несёт в шапке колючего ежа. Мальчик положил ёжика в свою кепку.) При затруднениях детям задаются наводящие вопросы: «Где мальчик мог поймать ёжика? Как мальчик положил колючего ёжика в шапку?» Логопед может предложить новое начало предложения, например: В лесу. Дети составляют предложения: В лесу под кустом мальчик увидел ёжика и поймал его. В лесу мальчик нашёл маленького серого ёжика.


    Аналогично составляются предложения со словами: девочки, цветы; мальчик, корзина.


    б) по данной сюжетной картине составляется и заучивается рассказ. 2-й вариант.

    а) детям даются слова, из которых они должны составлять предложения.


    Из, дети, идти, лес. Дети составляют предложение: Дети идут из леса.


    Грибы, Саша, у, корзина, с. Составляется предложение: У Саши корзина с грибами.


    Ёжик, в, Антон, шапка, у. Дети составляют предложение: У Антона в шапке ёжик.


    Букеты, нести, девочки, цветы. Составляется предложение: Девочки несут букеты цветов.


    Лето, лес, хорошо, в. Дети составляют предложение: Хорошо летом в лесу.

    б) составленный из указанных предложений рассказ заучивается.


    Как видно из приведенных примеров, логопед может варьировать работу над составлением предложений, подбирая материал занятий в зависимости от имеющихся у детей затруднений.


    Во втором периоде обучения проводились упражнения в составлении рядов предложений по демонстрируемым действиям, что является одним из эффективных приемов подготовки детей к рассказыванию и одновременно способствует развитию их внимания и памяти.


    Такого рода упражнения продолжаются, постепенно усложняясь, и в третьем периоде обучения. Целесообразно использовать прием составления рядов предложений в связи с закреплением того или иного грамматического материала. Это может быть употребление прилагательных или числительных в именительном и косвенных падежах (фрагмент такого занятия включен в материал на звуки р, р’, л, л’), закрепление правильного употребления в речи тех или иных предлогов и т.п.


    Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.


    Приведем примерный план занятия, цель которого повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.


    1. Организационный момент.


      Логопед говорит: «Сядет тот, кто стоит перед мальчиком, за девочкой, между девочкой и мальчиком». И т.д.


    2. Постановка цели занятия. Употребление падежных форм существительных в зависимости от предлога.


      Логопед говорит: «Сегодня на занятии мы повторим некоторые предлоги. Я буду их называть, а вы должны подбирать к ним подходящие слова».


      Логопед произносит предлог из. Дети подбирают к нему слова из стола, из леса, из комнаты.


      Аналогично составляются словосочетания с предлогами под, за, из-за, из-под, между, около, перед.


    3. Употребление предлогов перед, между, за, около в предложениях.


      На столе расставлены игрушки. Детям предлагается составлять предложения с указанными предлогами.

      Логопед задает вопросы: «Где стоит самолет?» (Самолет стоит перед вертолетом.) «Где стоит собака?» (Собака стоит между обезьянкой и осликом.) «Где сидит кошка?» (Кошка сидит около стульчика.) «Где стоит машина?» (Машина стоит за домиком.) И т.п.


      Логопед говорит: «Я буду давать вам задания, вы должны их прослушать, выполнить, а потом обо всем рассказать».


      Примерные инструкции: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к маленькому стульчику, возьми из-под стульчика машину и поставь ее перед домиком». Или: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к шкафу, вынь из-под шкафа лопатку и поставь ее около шкафа».


    4. Подвижная игра. Повторение всех предлогов.


      Дети становятся вокруг логопеда. Он бросает мяч и одновременно произносит какой-либо предлог (на, в, над, к и др.). Ребенок, поймавший мяч, подбирает подходящее слово.


    5. Составление предложений с предлогами по картинкам.


      Детям раздаются картинки, по которым можно составить предложения с предлогами. Дети самостоятельно составляют предложения.


    6. Добавление в предложение пропущенных предлогов с последующим повторением всего предложения.


      Логопед напоминает детям, что в произносимых им предложениях могут быть пропущены предлоги из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около. Логопед произносит без предлогов примерно такие предложения: Кот забрался (…) диван. Кот выглядывает (…) дивана. Кусты сирени посадили (…) дома. Цветник разбили (…) домом. Стул стоит (…) столом и диваном. Стол стоит (…) окна.


      Дети воспроизводят предложения с предлогами, например: Кот забрался под диван.


    7. Итог занятия.


    По данному образцу логопед может провести ряд фронтальных или подгрупповых занятий на закрепление тех предлогов, при употреблении которых детьми допускаются ошибки.


    В занятия третьего периода обучения включаются специальные упражнения, в процессе выполнения которых дети должны употреблять сложные предложения определенного типа; в частности,

    сложноподчиненные с причинным союзом потому что (так как), изъяснительным (или целевым) союзом чтобы, условным если и т.п.


    Приведем одно упражнение, цель которого употребление предложений с союзами потому что и если.


    Логопед предлагает детям дать разные варианты ответов на вопрос:

    «Почему мы сегодня не пошли гулять?» Дается образец ответа: Мы не пошли гулять, потому что сегодня очень сильный мороз.


    Логопед требует разнообразных, полных, правильно составленных и четко произнесенных ответов.


    Логопед обращается к детям со следующими словами: «Мы остались в групповой комнате. Что же вы хотите делать? Пусть каждый из вас подумает, что он будет делать и что ему для этого надо. В ваших ответах должно быть слово если. Ваш ответ может быть, например, таким: Я буду рисовать, если вы дадите мне цветные карандаши и бумагу. Послушайте еще раз то, о чем я вам только что сказала».


    Примерные предложения, которые могут составить дети: Я буду шить кукле платье, если вы дадите мне материю, иголку и нитки. Я буду играть с Володей в шашки, если он захочет. Я буду лепить, если у меня будет пластилин.


    Каждый ребенок должен дать свой вариант ответа.


    Такого рода упражнения могут проводиться как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Пользуясь данным образцом, логопед может включать в упражнения и другого типа предложения, например, с целевым союзом чтобы: Мы пойдём в игрушечный магазин (в лес, на речку), чтобы купить новую красивую куклу (большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке).


    Во втором периоде обучения в занятия систематически включались постепенно усложняющиеся упражнения, направленные на согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. В третьем периоде обучения могут быть запланированы специальные занятия, цель которых закрепление полученных ранее навыков.


    Приведем примерный фрагмент одного из таких занятий.


    1. Логопед говорит: «Сегодня я расскажу вам про серенькую белочку и двух белых кроликов. Рассказ так и называется: Серенькая белочка и два белых кролика».


      Логопед зачитывает рассказ: В детском саду живут серенькая белочка и два белых кролика. Дети сами ухаживают за серенькой белочкой и

      двумя белыми кроликами. Они кормят двух белых кроликов капустой и морковкой. Серенькой белочке дети приносят орехи и жёлуди. Дома дети рассказывают о серенькой белочке и о двух белых кроликах.


    2. Внимание детей обращается на то, что в каждом предложении этого рассказа повторяются слова серенькая белочка, два белых кролика, но звучат они по-разному. Логопед предлагает детям внимательно послушать еще раз. Он зачитывает только те предложения, которые относятся к белочке, выделяя голосом окончания прилагательных и существительных. Аналогично зачитываются предложения о двух белых кроликах.


    3. Употребление указанных сочетаний в составе предложения. Ответы на вопросы полными предложениями.


      Логопед прочитывает рассказ еще раз, предложив детям внимательно слушать, так как они будут отвечать на вопросы полными предложениями. Вопросы: «Кто живет в детском саду? За кем дети сами ухаживают? Кого они кормят капустой и морковкой? Кому дети приносят орехи и жёлуди? О ком дома рассказывают дети?»


    4. Составление предложений с данными словами.


      Детям предлагается составить предложение со словами серенькую белочку. Приведем примерные ответы детей: Боря кормит серенькую белочку. Серенькую белочку поймали и посадили в клетку. Дети купили серенькую белочку. Дети любят свою серенькую белочку.


    5. Пересказ текста. (Можно провести на следующем занятии.)


    Много внимания в третьем периоде обучения уделяется логопедом развитию основных типов монологической речи. Отметим, что все без исключения упражнения первого и второго периодов обучения играют в той или иной мере положительную роль в подготовке детей к развитию монологической речи. Упражнения, прямо направленные на обучение пересказыванию, начинаются со второй половины первого периода обучения (в это время они являются лишь незначительной частью тех многообразных упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития речи детей). Несмотря на ограниченность речевого материала, они играют немаловажную роль в развитии у детей связной, грамматически правильной речи.


    Используя обучение рассказыванию как прием коррекционного воздействия, логопед вносит в него некоторую специфику. Постоянно имея в виду основную задачу обучения рассказыванию – учить детей осознанно воспринимать материал, уметь находить связь между описываемыми фактами и явлениями, уметь выражать свое отношение к персонажам рассказа, их поступкам, взаимоотношениям, логопед в то же время ставит перед собой вторую специфическую, коррекционную задачу – учить умению пользоваться речью, т.е. правильно подбирать нужный словарь, уметь использовать в речи правильно построенные и правильно произнесенные предложения, уметь рассказывать связно, не отступая от содержания, излагать события в логической последовательности. В связи с решением поставленных задач большое внимание уделяется логопедом обучению пересказу и составлению рассказов по сериям картин.


    До сих пор в процессе обучения пересказу одним из основных приемов, используемых логопедом, были последовательно задаваемые простые вопросы. Теперь дети учатся отвечать на серии вопросов (что является, кроме всего прочего, подготовкой к составлению плана). Детям задается сразу два – четыре вопроса, отвечая на которые они должны пересказать определенную часть текста. Кроме того, для пересказа подбираются такие тексты, которые дают возможность ставить вопросы, заставляющие детей рассуждать: почему? зачем? отчего? как? И др. Отвечая на эти вопросы, дети должны использовать сложные предложения, что как уже говорилось, является одной из задач коррекционного обучения. Так, при составлении рассказа по серии картин «Зайка и морковь» среди ряда других могут быть заданы такие вопросы: «Для чего зайка стал подпрыгивать?» (Зайка стал подпрыгивать, чтобы достать морковку.) «Почему зайчик не мог достать морковку?» (Зайчик не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой.) «Для чего зайка принес лестницу?» (Зайка принес лестницу, чтобы достать морковку.) «Почему зайка пригорюнился?» (Зайка пригорюнился, потому что он не мог достать морковку.) «Почему зайке не помогла лестница?» (Зайке не помогла лестница, потому что она была маленькая.) И т.п.


    При ответах на вопросы или пересказе детьми текста логопед внимательно следит за каждым ответом детей, добиваясь того, чтобы он был правильным не только по смыслу, но правильно построен и отчетливо произнесен. Удачные ответы детей повторяются отдельными детьми и хором.

    Значительное место в работе над развитием монологической речи занимает обучение описательному рассказу. И в этом случае большое место занимают подготовительные упражнения, направленные в первую очередь на активизацию или уточнение имеющегося у детей словаря.


    Следует кратко остановиться еще на одном направлении коррекционного обучения. Напомним, что в течение первого и второго периодов обучения проводилось исправление произношения отдельных звуков и много времени отводилось упражнениям, направленным на воспитание умения четко произносить все правильно произносимые звуки в составе слов различной слоговой сложности, предложений, текстов. В это время речь детей часто бывает замедленной, иногда скандированной или прерываемой поисками нужной артикуляции. Теперь, когда употребление детьми исправленных звуков в речевом потоке стало достаточно свободным, появляется возможность поставить одной из задач коррекционного обучения отработку интонационной выразительности речи. Логопед (совместно с воспитателем) использует такие приемы, как пересказ по ролям, заучивание специально подобранных стихотворений, и ряд других, описанных в специальной литературе.


    С целью повышения интереса детей к проводимым упражнениям целесообразно использовать подготовку к праздникам, часам досуга, выступление перед малышами и т.д.


     

     

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  18  19  20