Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 8

 

 


Наряду с произносительными упражнениями, которые при проведении подгрупповых занятий занимают одно из ведущих мест, логопед в зависимости от индивидуальных затруднений каждого из детей включает в занятия разнообразные, описанные в данном пособии, упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, а также на совершенствование навыков чтения, выкладывания слов из букв разрезной азбуки, письма. С учетом речевых пробелов каждого из детей в занятия вводятся упражнения, цель которых – развитие словаря и грамматического строя речи. Окончательное закрепление правильного произношения звуков осуществляется на фронтальных занятиях. Приведем примерный план фронтального занятия на звук с.

Тема занятия: звук с.


Цель занятия: закрепление правильного произношения слогов, слов и предложений со звуком с; анализ, синтез и чтение прямого слога типа са; согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.


Примерный ход занятия


  1. Постановка цели занятия.


    Логопед говорит: «Дети, я назову сейчас много слов, а вы догадайтесь, какой звук мы будем сегодня учить». Затем он произносит ряд слов со звуком с в начале, середине, конце слова. Дети отвечают: «Звук с». Выясняется, что звук с согласный, твердый.


  2. Произнесение звука с.


    Логопед просит детей четко произнести звук с. Он напоминает, что губы при этом «улыбаются», широкий язычок упирается в нижние зубы, между зубами остается маленькое расстояние, через которое проходит воздух.


  3. Произношение слогов типа ас – ос, са – со, су – са – со.

    Логопед следит за четким произнесением каждого слога.


  4. Сравнение звука с со звуками ц, з, ш, ч, щ.


    Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение логопедом слога со звуком с. Для сравнения даются слоги с перечисленными согласными, например: са, ша, са, ча, ща, са, ца, са, ша, ща, са, са и т.п. (или слова, начинающиеся на эти звуки, например, щетка, цапля, слон, завод, чайник и т.п.).


  5. Анализ и синтез прямого слога.


    По просьбе логопеда отдельные дети, а затем все хором произносят слог су.


    Затем логопед задает вопросы: «Сколько звуков мы сказали?» (Два.)

    «Какой первый?» (С.) «Какой второй?» (У.) «А вместе как надо сказать эти звуки?» (Су.) «Какой здесь гласный звук?» (У.)


    Аналогично разбирается звуковой состав слогов са, со, сы.


    Логопед задает вопрос: «Если я скажу звуки с и у, как надо сказать их вместе?» (Су.)


    Для анализа и синтеза дается еще несколько слогов с разными согласными.

  6. Выкладывание, преобразование и чтение обратных и прямых слогов.


  7. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.


    1. Дети четко (по картинкам) произносят слова: суп, сок, слива, ветка, сметана, лес.


      Логопед задает вопрос: «Про какие из этих слов можно сказать мой, моя?» Дети отвечают.


      Слова группируются в зависимости от рода. Картинки выставляются на наборное полотно. Логопед задает вопросы: «Это ветка сосны? Какая она?» (Сосновая.) «А лес, в котором растут сосны. Какой он?» (Сосновый.)


      Проводится сравнение слов сосновый и сосновая.


      Внимание детей обращается на то, что про ветку мы говорим – моя, сосновая, а про лес – мой, сосновый. Детям предлагается еще раз произнести слова сосновый и сосновая.


      Логопед задает вопрос: «Начало у этих слов одинаковое, а что разное?» (Конец.)


    2. Дети вслед за логопедом произносят следующие словосочетания: вкусный суп, вкусный сок, сосновый лес, вкусная слива, вкусная сметана, сосновая ветка. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно.


      Логопед говорит: «А теперь будем играть в загадки, вы будете угадывать, что я задумала». Логопед произносит прилагательные, например: вкусная, сосновый. Дети подбирают соответствующие существительные. Далее логопед говорит: «А теперь будет труднее – я буду говорить только конец слова, а вы должны догадаться, что задумано».Детям показываются пары картинок, например: слива и сок, или сметана и суп, или ветка и лес и т.п.


      Логопед произносит окончание прилагательного (-ый или –ая); дети должны произнести словосочетания полностью.


    3. Договаривание предложений с их последующим произнесением полностью.


    Примерные предложения: Соня наливает в стакан… (вкусный сок.) В банке с водой стоит… (сосновая ветка.) На ветке висит… (вкусная слива.) Недалеко от дома… (сосновый лес.) В миске остывает… (вкусный суп.) На столе в стакане… (вкусная сметана.)

  8. Подведение итогов занятия.


Логопед спрашивает: «Какой звук мы сегодня повторяли?» (С.) Затем он просит вспомнить по одному слову со звуком с.


Воспитателю дается задание провести вечером дополнительные упражнения с теми детьми, которые еще недостаточно свободно произносят звук с или затрудняются в анализе прямого слога.


Кроме тех упражнений, которые включены в план занятий, логопед может на этом этапе обучения использовать разнообразные упражнения, имеющие целью закрепление правильного произношения звука, развитие слухового внимания, памяти, анализ и синтез звукового состава слова.


Могут быть проведены следующие слоговые упражнения.


Четкое произношение вслед за логопедом различных слогов и слоговых сочетаний более сложного состава, например: аспа – аста; спа – ска – ста и т.д. Все внимание детей при этом сосредоточено на четкости артикулирования и правильности звучания. Упражнение проводится как на групповых, так и на фронтальных занятиях.


Запоминание и правильное воспроизведение воспринятых на слух разнообразных слоговых рядов (например, са – со – со, ста – сту – сто, ус – ос – ас и т.п.). Возможность зрительного восприятия при этом исключается (дети закрывают глаза, логопед становится за спинами детей и т.п.). Сочетание произносится только один раз. Вызванный ребенок должен правильно повторить сочетание, соблюдая заданную последовательность. Упражнение проводится в форме игры «Кто самый внимательный». Оно направлено на развитие слухового внимания и памяти, а также на закрепление правильного произношения.


Логопед произносит слоговой ряд, состоящий из трех-четырех элементов (например, са – сы – со – су). Дети поочередно произносят по одному слогу, соблюдая заданную последовательность.


Упражнения, направленные на закрепление правильного произношения слогов со звуком с, могут сочетаться с активизацией имеющегося у детей словаря. Сюда относятся следующие упражнения.


Бросая мяч, логопед произносит первый слог (или часть слова) со звуком с. Бросая мяч обратно, ребенок должен произнести слово

полностью. Приведем примерные ответы детей: са…(сани, сапоги, сад, сандалии); со…(совы, сом, сок, сон, Соня); су…(суп, суслик, сук, сундук, судак); ста…(стакан, станок, стадо, стадион, стая); ска…(скамейка); мис…(миска) и т.д. Логопед чередует различные слоги, предупредив детей, что слова не должны повторяться. Кроме того, дети имеют право подбирать только те слова, которые они могут правильно произнести. (Дети, которые правильно произносят звуки л и р, могут, кроме перечисленных, назвать такие слова, как скатерть, скалка, скалы и т.п.)


Различные упражнения могут быть проведены и при закреплении правильного произношения слов и предложений.


На этом этапе обучения во время занятий рекомендуется предлагать детям выполнять следующие упражнения.


Запоминание воспринятых на слух рядов слов. Этот вид упражнений продолжает широко использоваться как логопедом, так и воспитателями. Материал упражнений постепенно усложняется.


Логопед произносит четыре слова, дети поочередно произносят по одному слову (осень – лист – листопад – осина).


Отбор слов (с помощью предметов, картинок) со звуком с. Для сравнения подбираются слова, состоящие из любых правильно произносимых звуков, например: мост, косы, лента, сосна, клетка и т.п. Цель упражнения – закрепление правильного произношения, воспитание внимания к звуковому составу слов, сравнение звуков.


С этой же целью детям предлагается отбирать слова со звуком с в начале, середине или конце слова. В этом случае могут быть даны примерно такие картинки: лес, маска, собака, нос, снопы, весна и т.д.


С целью дифференциации на слух звука с от звуков ц, з, ш, щ, т

проводится ряд упражнений.


Логопед произносит слова, имеющие в своем составе перечисленные звуки, например: сосульки, корзина, весна, ящик, мыльница, звезды, пылесос, почта, лес, вешалка, телефон, коляска и т.п. Дети поднимают руку, если в составе слова есть звук с.


Детям предлагается находить слово со звуком с среди трех-четырех слов, например: шуба, сани, щука; листопад, цыпленок, звезды.


Логопед произносит слова в единственном числе, детям предлагается произносить их в именительном или родительном падеже множественного числа.

Правильно произносимые слова включаются в предложения, которые составляются по картинкам, по демонстрации или повторяются вслед за логопедом.


Дети упражняются в полных ответах на вопросы на материале произнесенных предложений (см. занятие на с. 77).


Они учатся отвечать на вопросы одним словом (см. занятие на с. 89).


Дети составляют предложения без предлогов из слов, данных в начальной форме.


По мере возможности включаются упражнения, описанные в разделе

«Второй период обучения» (см. с. 82).


Большое внимание уделяется развитию осознанного анализа и синтеза звукового состава слова. Теперь на каждом занятии дети выполняют упражнения, имеющие целью анализ и синтез прямого слога. Осуществляется анализ не только слогов со звуком с (са, со, су, сы), но и со всеми пройденными ранее согласными (па, ту, ко и др.). Упражнения, направленные на анализ, постоянно чередуются с теми, которые имеют в виду синтез. Иначе говоря, отдельно произнесенные звуки объединяются в сочетания (с и а будет са).


С целью закрепления пройденного материала во время выполнения упражнений постоянно происходит анализ и синтез обратных слогов типа ас, уп; повторяются гласные звуки (дети к этому времени знают все гласные звуки); закрепляется уже знакомый термин «гласные звуки». Звуки а, о, у, ы выделяются из слов типа мох, стук. (Повторение пройденного можно проводить в форме соревнования команд, как показано в плане проведения второго занятия на звук л’.) На этом же этапе обучения детям предлагается выделять из слов начальный согласный и слогообразующий гласный. Так, например, в связи с предъявлением картинок дети произносят слова сумка, сани, суп, сок, судак, сад, суслик, сон, совы, сапог, сосны, сундук и др.; при этом они выделяют первый и второй звуки.


Вслед за перечисленными упражнениями осуществляется переход к полному звуковому анализу и синтезу слов типа сок. Логопед в часы фронтальных и индивидуальных занятий и воспитатели во внеклассное время предлагают детям упражнения в выделении звуков из слов и их объединении в слова.


Ряд упражнений, выполняется в форме игры «Живые звуки». В одних случаях из отдельных «живых звуков», которые изображают дети, составляются слова, в других – дается готовое «слово», а дети определяют его звуковой состав. Несколько позднее дети выполняют упражнения в образовании слов из данных в иной последовательности звуков. Приведем пример. Логопед вызывает троих детей – это «звуки»

к, у, с, просит подумать, в какой последовательности они должны встать, чтобы получилось слово сук. Задание усложняется, когда логопед предлагает детям догадаться, какое слово можно составить из этих

«звуков».


На следующем занятии на звук с выполняются некоторые из таких упражнений.


На занятиях дети регулярно выполняют упражнения с фишками, читают и пишут прямые и обратные слоги и слова типа суп.


Опишем еще одно занятие на звук и букву с.


Тема занятия: звук и буква с.


Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с в словах и предложениях; звуковой анализ слов типа сук; полный ответ на вопросы; чтение слогов.


Примерный ход занятия


  1. Постановка цели занятия.


    Логопед: «Дети, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить слова со звуком с».


  2. Произнесение звука с.


    Логопед вызывает детей, которые еще недостаточно овладели произношением звука с, и напоминает им о необходимости правильно артикулировать и четко произносить этот звук. При этом он подчеркивает, что звук с согласный, твердый.


  3. Логопед предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на звук с. Дети отвечают. Затем он просит их вспомнить слова со звуком с в конце слова. Дети дают ответы.


  4. Анализ и синтез слов типа сук.


Гласные звуки а, о, у, ы выделяются еще из нескольких слов, например: бык, мох, ком, стук, бок, дым и т.п. Тем детям, которые уже правильно произносят звуки ш, л, р, можно предложить для выделения гласных слова: шум, лук, стул, стол, волк, класс, рак, брат, парк, двор и т.п.

  • Логопед предлагает детям произнести слово суп. После этого задает им ряд вопросов: «Какой первый звук в этом слове?» (С.) «А второй?» (У.) «А третий?» (П.) «Какое получается из этих звуков слово?» (Суп.)

    «Какой гласный звук в этом слове?» (У.) Слово суп выкладывается из фишек.

    Также осуществляется анализ слова нос, сук, сок.


  • Логопед говорит: «Дети, вы уже научились выделять все звуки из коротеньких слов и находить звуки в слове. А теперь мы поиграем в

  • «живые звуки».


    Логопед вызывает трех детей (один из них «звук» с, другой – у, третий

  • п). Дети становятся в ряд. Логопед говорит, что в слове суп три звука. Затем он просит назвать первый, второй и третий звуки, а потом и все слово.


  • Также анализируется звуковой состав еще двух-трех слов.


    «А теперь, - продолжает логопед, - ко мне подойдут «звуки» м, а и к».

    «Звуки» становятся рядом. Логопед еще раз говорит детям, что это звуки м, а, к. Затем он спрашивает: «Кто догадался, какое получилось слово из этих звуков?» (Мак.) «Значит, слово мак состоит из каких звуков?» (М, а, к.)


    V. Составление и чтение прямых слогов и слов типа сок с помощью пособия «Окошечки».


    Чтение обратных и прямых слогов (в разбивку) по таблице.


    1. Физкультминутка.


    2. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.


      Дети вслед за логопедом повторяют (с помощью картинок) ряд предложений, которые им предлагается запомнить: У Сони самокат. Над кустами летают осы. Соня вынимает мясо из сумки. Кубики упали со столика.


      Затем детям задаются вопросы («Что у Сони? Над чем летают осы? Что делает Соня? Откуда упали кубики?»), на которые они должны дать полный ответ, точно воспроизводя сказанные предложения.


    3. Подведение итогов занятия.


    В итоге первого периода обучения дети овладевают четким и правильным произношением звуков в соответствии с общим планом обучения. Кроме того, в часы индивидуальных занятий оказываются

    поставленными и первично отработанными большинство трудных для произношения звуков (ш, ж, л, р и др.). Значительно развиваются слуховое восприятие и память. К этому времени дети хорошо различают все те звуки, которые изучались на фронтальных занятиях. Они удерживают в памяти до четырех-пяти не связанных по смыслу слов, без труда заучивают наизусть небольшие тексты.


    В конце первого периода обучения, в связи с введением в активный, правильно произносимый словарь отработанных в произношении звуков, начинается работа над предложением – дети дают полные и краткие ответы на вопросы, самостоятельно составляют предложения по картинкам или по данным словам.


    От умения выделять из слов первый гласный звук дети приходят к возможности осуществлять полный звуковой анализ простейших слов, состоящих из трех звуков.


    В то же время дети познакомились с буквами а, у, о, ы, и, п, т, м, к, с. Вместе с тем они научились писать эти буквы и читать слоги типа ГС и СГ, слова СГС.


    Одновременно они практически усваивают термины «слог», «слово»,

    «предложение», «звук», «твердый звук», «мягкий звук».


    Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)


    Фронтальные занятия пять раз в неделю



    :i:

    5 :i:

    ""I: "

    ;.'

    :i::

    0


    3Syi<H


    0

    >:>:


    :i: gj

    § M

    :>«:


    ,[ImpljiepeHQl! H!I 3B)IKOB Ha cnyx


    ITO,!lrOTOEIKa I(3B)IK0-

    cJiorosoMY aHaJill3Y CJIOSa


    :;;

    !:!

    r:.>o-.


    Ynpa)l(HeHHR c lji111J.ll(aM11, 6yi<BaMH pa3pe3HOH a36yi<H, Ill!Ci>MO, '!TeHHe

    1

    y

    A YA

    2


    2

    1

    z 91 npO'!HX

    rnacH1>1X

    A..;::;,iL:.

    B1>1.11e.ne11He

    Ha'!aJil>Horo rnacHoro


    AH= PR.Ila nma

    AY

    y


    A

    ITHCl> MO


    - (( -

    - (( -

    2

    11


    AY11

    n, n·

    3

    1


    1


    2


    1

    11 OT IlpO'!llX

    rJiaCHl>IX


    n- n'

    &.-a'M -a:5:

    3 OT IlpO'!llX

    rnacH1>1X

    AHaJI113 pl!)'.la nma

    J1Y

    AH= pl!,!la nma

    l1AY

    AH= cnora nma

    An

    ITOBTOpeHHe

    rmQiiTieHHOrO

    11


    n


    flHCl> MO

    3

    T


    nT

    K, K'

    2


    1

    2

    T -o-- K


    K - e,-a, K -K '

    Bi>JACJieHHe Ha'!aJil>Horo II

    KOHe'!HOro cOrJiaCHOro


    - (( -

    - (( -

    T

     

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  6  7  8  9   ..