Главная Учебники - Разные Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 ..
Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
ОглавлениеФормирование грамматически правильной речи 13 Формирование грамматического строя речи 15 Организация работы в специальных группах 18 Занятия по обучению грамоте 122 Занятия по обучению грамоте 154 Электронное оглавлениеВ пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы. Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. ВведениеИзлагаемая в предназначенном для логопедов пособии система коррекционного обучения рассчитана для детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей рассматриваемой группы к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников. Нередко наблюдается некоторое отставание в лексико- грамматическом развитии. Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь – июнь) при условии пребывания детей в специальном детском саду или группах (при массовых детских садах) для детей с недоразвитием фонетического строя речи. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы. При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.). В то же время в основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь с помощью специальных приемов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью внимание детей привлекается к различию между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Перед детьми постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему учреждений, имеющих в виду анализ и синтез звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи – ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения звукопроизношением было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направленными на закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, кроме всего перечисленного, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. Для детей с указанным отставанием в готовности к звуковому анализу речи разработана специальная система упражнений, имеющая в виду постепенную подготовку к звуко-слоговому анализу слова. При разработке конкретной методики обучения материал подбирался с учетом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе звукового состава слова, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении. Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой группы некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные в произношении звуки в стадии их закрепления. При восполнении пробелов, касающихся морфологического состава слов и грамматического оформления речи, наряду общепринятыми используются приемы обучения, требующие от детей самостоятельного выделения и сравнения значащих элементов слова, умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовать слова в предложении, самостоятельно построить предложение из данных слов, использовать подготовленный словарь и предложения определенной конструкции в связной речи. Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами. У детей с недостатками речи желание научиться правильно говорить особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе коррекционного обучения следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи. При усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в учебной форме. Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих звуках, р и л, реже – звонких и глухих, твердых и мягких, взрывных и фрикативных. При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков и их употребления в речи. Аморфное, неотчетливое произнесение ряда звуков. Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, с и ш заменяются мягким звуком ш. При этом ребенок произносит, например, ш’апка вместо шапка и ш’ани вместо сани. Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, например, вместо р произносится л’, вместо ш – с, вместо ш – ф. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции взрывными т, т’, д, д’. Так, например, ребенок произносит тапка вместо шапка, тани вместо сани, дук вместо жук и т.п Нестойкое употребление в речи звуков. В этом случае одно и то же слово ребенок произносит в разных контекстах или при неоднократном повторении. Смешение звуков в речи. В одних случаях ребенок употребляет звуки правильно, в других их взаимозамещает. Могут быть выявлены также и следующие недостатки произношения: одноударное произнесение звука р.; щечное или губное произнесение ш, ж; сходноес у, ы или в произнесение л. Все эти особенности в большинстве случаев показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего фонематического недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся дефектно. Так, например, звук р может быть горловым, боковым, щечным; произнесение свистящих и шипящих звуков может носить боковой или межзубный характер и т.п. Характер произношения звуков детьми с фонематическим недоразвитием указывает на то, что они недостаточно хорошо различают звуки на слух. При данном дефекте развития слоговой контур слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно. В то же время иногда отмечается сокращение групп согласных в составе слогов. Так, например, вместо слова строительство они произносят таитильство, вместо игрушечный – игутыный. Кроме перечисленных особенностей произношения, у детей с рассматриваемой речевой аномалией нередко наблюдается недостаточная внятность речи. Предлагаемая нами система коррекционного обучения разработана с учетом указанной патологии развития звуковой стороны речи. При формировании звукопроизношения перед логопедом стоят следующие основные задачи: исправить неправильное произношение звуков, а также научить ребенка вслушиваться в речь; различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; удерживать в памяти воспринятый на слух материал; слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Логопед использует общепринятые приемы постановки звуков. В то же время уже в момент исправления произношения того или иного звука перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие фонематического восприятия. При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимальной осознанности этого процесса. С этой целью внимание детей привлекается к основным элементам артикуляции звука и формируется умение осуществлять кинестетический самоконтроль. Привлекается и зрительный контроль: дети рассматривают свою артикуляцию с помощью зеркала, наблюдают за тем, как артикулирует логопед. Кроме того, их внимание все время фиксируется на звучании. Формируются и закрепляются связи между произносительным и слуховым образом. Дети учатся отличать формируемый звук от других артикуляционно или акустически близких к нему звуков. Особенно важно производить сравнение звуков при исправлении следующих, характерных для фонематического недоразвития, произносительных дефектов. В случае замены еще не сформировавшихся звуков звуками, имеющимися в речи ребенка (например, звонкие отсутствуют, в речи замещаются глухими), постановку отсутствующего звука можно начинать только после того, как будет закреплено произношение звука- заменителя. Особенно важно соблюдать этот принцип в тех случаях, когда при постановке звука опираются на звук-заменитель, например, используют артикуляцию правильно произнесенного звука с для постановки з. Основным приемом постановки звука з является его сравнение с уже усвоенным звуком с. При недифференцированном произношении двух звуков, например при одинаковом произнесении ч и т’, с и ш, р и л, логопед прежде всего должен обращать внимание детей на различное звучание этих пар звуков: «Послушай, как я скажу: ач – ат’ (или са – ша; ра – ла). Одинаковые слоги я говорю или разные? Послушай еще раз: ач – ат’; ч – ч – ч – т’ – т’ – т’. Это разные звуки и произносятся они различно». Логопед показывает различие в артикулировании. Далее, в процессе постановки и закрепления той или иной пары звуков, логопед постоянно возвращается к их сравнению. Те же принципы соблюдаются в тех случаях, когда звуки произносятся изолированно правильно, но в речи взаимозамещаются. Планируя работу по коррекции звукопроизношения, логопед учитывает следующее: рекомендуемую последовательность логопедической работы (о ней будет сказано при описании периодов обучения) и общепринятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, то следует начинать работу одновременно над звуками, относящимися к разным фонетическим группам, соблюдая последовательность внутри каждой группы. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков логопед сможет подготовить к фронтальным занятиям тех детей, которые неправильно произносят большое количество звуков. При планировании занятий с каждым ребенком необходимо учитывать его индивидуальные особенности – степень и характер отклонений в строении и подвижности артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество произносимых звуков, уровень звукового анализа, работоспособность. Каковы бы ни были индивидуальные особенности ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети были подготовлены к фронтальным занятиям. В этой связи постановка звуков начинается задолго до проведения фронтальных занятий. В зависимости от трудностей ребенка этот срок колеблется примерно от одного до трех месяцев. Постановке звуков уделяется много времени с самого начала обучения. В первую очередь следует исправить произношение тех звуков, которые находятся в первом периоде обучения. Кроме того, необходимо заранее начать постановку звуков ш, р, л, неправильное произношение которых не всегда удается быстро исправить. Надо также устранить недостатки озвончения з, б, д, г и смягчение звуков. Постепенно начинается коррекция звуков ж, р, ч, ц, щ. За пять-шесть месяцев должно быть исправлено произношение всех звуков речи. Последние три-четыре месяца используются для окончательного закрепления всех звуков родного языка на материале усложненного звуко-слогового состава. Закрепление правильного произношения звуков осуществляется на протяжении нескольких этапов. Первоначально внимание детей направлено главным образом на уклад речевых органов при произношении усваиваемого звука в составе слогов, слоговых сочетаний, отдельных слов, предложений, а также на сравнение на слух данного звука с другими звуками речи. По мере закрепления произносительных навыков постепенно вводятся упражнения, требующие распределения внимания, т.е. перед ребенком ставятся одновременно две-три задачи. Сюда относятся все те многочисленные упражнения, которые направлены одновременно на дальнейшее закрепление произносительных навыков и на развитие слухового внимания и памяти, повторение воспринятых на слух различных сочетаний звуков или слов, отбор слов, содержащих определенный звук, и т.п. Так, например, чтобы повторить слоговой ряд типа са – за – са, ребенок должен уметь внимательно выслушать логопеда, запомнить ряд и повторить его, правильно воспроизводя количество элементов, их последовательность и звуковой состав. Распределения внимания требуют и все те упражнения, которые, наряду с правильным произнесением слога или слова, направлены на решение той или иной задачи, связанной с анализом звукового состава речи. Постепенно в занятия вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. Наиболее простые из них, например, образование уменьшительной формы слов или формы множественного числа от простых по звуко-слоговому составу слов (лес – леса – лесок), предлагаются уже на ранних этапах закрепления звука. По мере того как достигается достаточно свободное использование в речи усваиваемых детьми звуков, включаются более сложные формы работы – самостоятельное составление предложений из данных слов, использование в предложении той или иной грамматической формы, пересказ текста и т.п. На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко- слогового состава. На последнем этапе обучения включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Обучение грамотеВ педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря достаточному уровню общего и речевого развития дети 6 – 7-летнего возраста обладают определенной готовностью к обучению грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью фонематических представлений, этой готовностью не обладает. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем один пример. Л.Ф.Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед их поступлением в школу. Так, по ее данным, выделение гласного звука из начала слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука из начала слова справилось 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно было детям с несформированным звукопроизношением выделять гласный звук из конца слова. С этой задачей справилось только 3,1% детей, в то время как дети с правильной речью дали 25,5% правильных ответов. В ряде исследований Р.Е.Левиной и других сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают читаемое. Письмо этих детей также пестрит ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих близким по артикуляционным или акустическим признакам звукам, т.е. с – ш; з – ж; ч – т’; с – з и т.п Второй группой ошибок, не менее характерных для детей с рассматриваемой недостаточностью звукопроизношения, является пропуск букв; особенно часто пропускаются гласные буквы. Наблюдаются также перестановки букв, пропуски слогов и другие искажения слов. Если основной причиной ошибок, выделенных в первую группу, является недостаточное различение звуков, то ошибки второй группы обусловлены неумением выделять звуки из состава слова и определять их последовательность в слове. Для детей с отставанием в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте и обучения грамоте. Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, - в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму. Второй, не менее характерной особенностью, является выделение длительного периода со специфическим содержанием, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте. Нельзя не упомянуть еще об одной особенности рассматриваемой системы – о чрезвычайной расчлененности усваиваемого детьми материала и его тщательной отработке на каждом из новых этапов обучения. Остановимся несколько подробнее на содержании обучения. Длительность подготовительного периода восемь недель. За это время у детей очень постепенно воспитывается готовность к анализу слов простейшей слоговой структуры (СГС; СГСГ). Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из состава слова. Как говорилось выше, в процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей. В случае затруднений дети зрительно воспринимают (с помощью зеркала) собственную артикуляцию и артикуляцию логопеда.
содержание .. 1 2 ..
|
|
|