КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - часть 10

 

  Главная      Учебники - Программирование     КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - часть 10

 

 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

145 

9.2. От моделей реальных изделий  
в мир оптических иллюзий 

С давних пор оптические иллюзии (ОИ) использовались, чтобы усилить воз-
действие  произведений  живописи  или  улучшить  восприятия  архитектурных 
форм. Многие ОИ используются в графике, в том числе компьютерной. Среди 
видов  ОИ,  пожалуй,  самыми  завораживающими  являются  "невозможные 
объекты". Эти объекты можно представить и даже нарисовать, но в реально-
сти  их  создать  нельзя!  Однако  "те  фокусы,  которые  невозможные  объекты 
вытворяют с нашим воображением, и та игривость, с которой они смущают 
человеческую душу, делают их особенно увлекательными" [1]. 

 

9.2.1. Трибар 

Фигура, похожая на показанную на рис. 9.3, вероятно, была первым опубли-
кованным в печати невозможным объектом [1]. Она получила название "три-
бар". С первого взгляда трибар кажется просто изображением треугольника. 
Однако, рассмотрев его получше, вы понимаете, что в нем есть что-то стран-
ное. Если рассматривать отдельные части треугольника, то их можно считать 
реальными,  но  в  общем  показанное  тело  не  может  существовать  в  действи-
тельности. 

 

 

Рис. 9.3. Удивительный треугольник — трибар 

Среди 4-х типов невозможных объектов трибар является первым. За ним сле-
дуют  "Бесконечная  лестница",  "Космическая  вилка",  "Сумасшедший  ящик". 
На  примерах покажем, как просто и интересно из трехмерных моделей соз-
давать  известные,  а  возможно,  и  новые  невозможные  объекты.  В  табл. 9.1 
показаны этапы создания объекта типа "Трибар". 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

146 

Таблица 9.1. Этапы создания срезанного трибара 

Действие 

Выдавливание двух эскизов из гори-
зонтальной плоскости проекций 

Создание изображения 
нереального объекта 

Изображение 

 

 

 

9.2.2. "

Бесконечная лестница" 

В  табл. 9.2—9.5  представлены  этапы  создания  объектов  типа  "Бесконечная 
лестница". 
"Бесконечная  лестница" —  одна  из  самых  известных  классических  невоз-
можностей. В табл. 9.2 предстает лестница, ведущая, казалось бы, вверх или 
вниз. Но, двигаясь по ней, вам не грозит подняться или опуститься! 

Таблица 9.2. Этапы создания "бесконечной лестницы" 

Действие 

Выдавливание эскизов из фронталь-
ной и профильной плоскостей проек-
ций и плоскости смещенной относи-
тельно фронтальной плоскости 

Создание иллюзии двух 
ступенек на дальней пра-
вой стенке 

Изображение 

 

 

 

Вверх по "невозможным лестницам". Перед подъемом на лестницу, показан-
ную  для  действия  1  в  табл. 9.3,  стоит  подумать,  как  проще  этот  подъем  со-
вершить —  по  четырем  или  семи  ступенькам?  "Похоже,  что  взобраться  на-
верх  проще,  если  подниматься  по  левой  стороне.  Однако,  не  испробовав, 
наверняка этого не узнаешь. Законы сохранения энергии могут не сработать  
в этом странном мире невозможного!" [1] 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

147 

Таблица 9.3. Этапы и команды создания  

"невозможной лестницы" 

Действие 

Выдавливание 
эскиза из про-
фильной плос-
кости проекций 

Симметрия 

Удалить часть 
кривой. Выров-
нять по границе 

Штриховка 
граней 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

 

"Головокружительная  лестница".  Верхняя  и  нижняя  поверхности  объекта, 
показанного для действия 1 в табл. 9.4, казалось бы, плоской дорожки невоз-
можным  образом  соединяются  одним  и  тем  же  вертикальным  стволом.  
Невозможность  этого  ствола  обусловлена  одновременным  существованием 
его на заднем и переднем планах. 

Таблица 9.4. Этапы и команды создания  

"головокружительной лестницы" 

Действие 

Выдавливание эскиза 
из горизонтальной 
плоскости проекций 

Отрезок 

Удалить часть 
кривой 

Штриховка 
граней 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

 
Необычная  ступенчатая  пирамида.  При  подъеме  на  пирамиду,  показанную  
в табл. 9.5, снова надо сделать выбор — можно двигаться по правой стороне 
и  подняться  по  пяти  ступенькам  к  вершине,  а  можно  просто  забраться  на 
плоскость слева, и вы уже наверху! Решайте, что проще? 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

148 

Таблица 9.5. Этапы и команды создания необычной ступенчатой пирамиды 

Действие 

Выдавливание 

эскиза из про-

фильной плоско-

сти проекций 

Выровнять 

по границе 

Удалить 

часть кри-

вой 

Симметрия, Выров-

нять по границе 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

Действие 

Симметрия 

Выровнять по границе 

Штриховка граней 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

Ступенчатая  стена.  Передняя  поверхность  нижней  ступеньки  объекта  из 
табл. 9.6  "изгибается"  вправо,  становясь  "полом"  в  основании  стены.  На  та-
ком полу можно и не удержаться на ногах. 

Таблица 9.6. Этапы и команды создания ступенчатой стены 

Действие 

Выдавливание двух 
эскизов из фронталь-
ной плоскости  
проекций 

Выровнять по гра-
нице 

Удалить часть кривой. 
Штриховка граней 

Изображение 

 

 

 

 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

149 

9.2.3. "Космическая вилка" 

Объекты,  представленные  в  табл. 9.7  и 9.8,  относятся  к  типу  "Космическая 
вилка". Это самый многочисленный класс невозможных объектов. 
"Космическая вилка" (табл. 9.7) основана на принципе неправильных соеди-
нений, которые возможны в двумерной плоскости, но никак не в трехмерном 
пространстве.  В  "Космической  вилке"  использовано  то  обстоятельство,  что 
зубец  с  круглым  сечением  может  быть  нарисован  с  помощью  пары  парал-
лельных линий. Перекладина же с квадратным сечением — с помощью трех 
линий.  Иллюзия  основана  на  том,  что  две  параллельные  линии  образуют 
круглое сечение с одной стороны, прибавляя же к ним третью параллельную 
линию, мы получим прямоугольное сечение — с другой. Для усиления про-
тиворечия  все  линии  строго  параллельны  в  пространстве  [1].  Если  бы  вы 
смогли сделать поперечное сечение в середине "Космической вилки" — вы-
резать из нее ломтик, как из батона, — как, по-вашему, он бы выглядел? 

Таблица 9.7. Этапы и основные команды создания "космической вилки" 

Действие  Выдавливание 

двух эскизов из 

профильной плос-

кости проекций 

Выровнять по 

границе, Копия 

Выровнять по 

границе, Удалить 

часть кривой 

Создание иллю-

зии центрально-

го зубца 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

 

Блок с выступами и впадинами. Невозможность объекта, показанного в табл. 9.8, 
не требует комментариев. Перечисление в центральных столбцах команд системы 
КОМПАС показывает инструментальную простоту создания иллюзии неоднознач-
но изрезанной верхней поверхности объекта средствами этой системы. 

Таблица 9.8. Этапы и основные команды создания блока с выступами и впадинами 

Дейст-
вие 

Выдавливание 

эскиза из про-

фильной плос-

кости проекций 

Отрезок. Вы-

ровнять по гра-

нице 

Параллельная 

прямая. Выров-

нять по грани-

це. Отрезок  

Создание ил-

люзии цен-

трального зубца 

Изобра-
жение 

 

 

 

 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

150 

9.2.4. 

"Сумасшедший ящик" 

"Сумасшедший ящик" — это вывернутый наизнанку каркас параллелепипеда. 
Этот невозможный объект появился в 1966 году в Чикаго, в результате ори-
гинальных  экспериментов  фотографа  доктора  Кокрана  [1].  "Сумасшедший 
ящик"  основан  на  неправильных  соединениях,  допущенных  при  рисовании. 
Фигура, показанная в табл. 9.9, воспринимается двояко, при повороте рисун-
ка ящик становится менее сумасшедшим. Переход в нереальный мир осуще-
ствляется  с  помощью  двух  команд —  Удалить |  Часть  кривой  и  Выров-
нять по границе

Таблица 9.9. Этапы создания "Сумасшедшего ящика" 

Действие 

Выдавливание первого эскиза 
из горизонтальной плоскости 
проекций и второго из смещен-
ной плоскости 

Создание изображений нере-
альных соединений элементов 
каркаса 

Изображение 

 

 

 

Многогранный шлакоблок. В табл. 9.10 показана одна из вариаций невозмож-
ного ящика, являющаяся примером несоответствия плоскостей. Центральный 
вертикальный элемент беспрепятственно проходит сверху вниз, то ныряя, то 
возвышаясь над переплетением горизонтальных линий, но при этом не гнется 
и не ломается. 
Построим два объекта, классифицируемых [1] как объекты смешанного типа. 
Необычная  штанга.  Посмотрев  на  итоговый  объект  в  табл. 9.11,  можно  за-
даться вопросом: как прямая штанга проходит вокруг диска, не согнувшись? 
В мире невозможных объектов — легко! 
Удивительная  скрепка.  В  табл. 9.12  показано,  как просто реальную скрепку 
превратить в удивительную. 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

151 

Таблица 9.10. Этапы создания многогранного шлакоблока 

Действие 

Выдавливание эскиза из про-
фильной плоскости проекций. 

Создание нереального пересе-
чения центрального вертикаль-
ного элемента 

Изображе-
ние 

 

 

 

Таблица 9.11. Этапы создания необычной штанги 

Действие 

Вращение эскиза вокруг гори-
зонтальной оси 

Создание изображения нереаль-
ного крепления дисков на несу-
щем валике 

Изображе-
ние 

 

 

 

Таблица 9.12. Этапы создания удивительной скрепки

 

Действие 

Выдавливание эскизов из про-
фильной и горизонтальной 
плоскостей проекций 

Создание изображения нереаль-
ного пересечения горизонталь-
ного и вертикального элементов 

Изображе-
ние 

 

 

 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

152 

"Ваза-профиль"  Рабина  (рис. 9.4),  варианты  которой  в  большом  количестве 
появлялись в печати, относится к классу двусмысленных объектов. Плоское 
изображение вазы (рис. 9.4, а) или эскиз для создания 3D-модели (рис. 9.4, б
получаются с помощью команды Кривая Безье

 

 

 

а 

б 

Рис. 9.4. Ваза-профиль: а — плоское изображение; б  3D-модель 

Очевидно, что 3D-модель создается с помощью формообразующей операции 
Вращение. Грани модели могут быть раскрашены в разные цвета. 

9.2.5. 

Задание для самостоятельной работы 

Постройте изображения невозможных объектов (рис. 9.5) в такой последова-
тельности: 

1.  Создание модели и ассоциативного чертежа реального объекта. 

2.  Разрушение ассоциативных связей в чертеже и редактирование изображе-

ния (переход в мир невозможного). 

Известные  объекты  [1],  представленные  на  рис. 9.5,  имеют  следующие  на-
звания: 

 

переплетающиеся блоки; 

 

раздвоенный столб; 

 

кирпич с выступами и впадинами; 

 

неописуемый объект; 

 

структура из трех/четырех элементов; 

 

кубик со штифтами; 

 

двойная скоба; 

 

башня с четырьмя колоннами-близнецами; 

 

внеземной тостер. 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

153 

 

Рис. 9.5. Невозможные объекты 

В  [1]  утверждается,  "что  невозможный  объект  несложно  создать.  Если  вы 
знаете  обычные  геометрические  фигуры  и у вас есть немного воображения, 
это можно сделать за считанные минуты". В данном разделе и в [8] показано, 
что использование 3D-редактора для создания невозможных объектов делает 
конструирование  этих  объектов  еще  более  занимательным,  развивает  сме-
калку и пространственное мышление. 

9.3. Твердотельное моделирование 
сборочных единиц 

Большинство  окружающих  нас  изделий  относится  к  сборочным  единицам, 
под которыми понимают изделия, составные части которых подлежат соеди-
нению  между  собой  сборочными  операциями  (свинчиванием,  сваркой,  пай-
кой, склеиванием и т. д.). Система КОМПАС-3D позволяет создавать твердо-
тельные  модели  самых  сложных  сборочных  единиц.  В  главе  7  отмечалось, 
что сборка в КOMПAC-3D — трехмерная модель, объединяющая модели де-
талей  и  стандартных  изделий,  также  информацию  о  взаимном  положении 
компонентов и зависимостях между параметрами их элементов. 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

154 

Знакомство  с  созданием  3D-моделей  сборок  следует  начать  с  рассмотрения 
проектирования "снизу-вверх", которое подразумевает первоначальное полу-
чение трехмерных моделей всех компонентов и включает следующие этапы: 

1.  Создается документ типа Сборка. Модели присваивается наименование. 

2.  С  использованием  команды  Добавить  из  файла  в  документ  вставляется 

первый  компонент,  относительно  которого  удобно  задавать  положение 
остальных  компонентов.  Первый  компонент  автоматически  фиксируется  
в положении, в котором он был вставлен. 

3.  В сборку добавляется следующий компонент, который мышью перемеща-

ется  в  положение,  удобное  для  последующего  сопряжения  вставленных 
компонентов. 

4.  Формируются  необходимые  сопряжения  компонентов.  Наиболее  часто 

применяются команды Соосность и Совпадение

5.  Чтобы второй компонент не мог быть случайно перемещен, его целесооб-

разно зафиксировать. 

6.  Добавляются,  сопрягаются  и  фиксируются  последующие  компоненты.  По-

сле перемещения или поворота компонента его пиктограмма в Дереве моде-
ли помечается красной "галочкой". Это означает, что его новое положение 
отражено только на экране и не передано в сборку. В таком случае следует 
нажать кнопку Перестроить на панели Вид или клавишу <F5>. 

7.  При  необходимости  вставляются  стандартные  элементы,  задается  их  по-

ложение. 

На  рис. 9.6  показаны  твердотельные  модели  шести  сборочных  единиц,  
в  состав  которых  входят  от  четырех  до  восьми  компонентов.  Модели  на 
рис. 9.6,  г—е  выполнены  с  вырезами,  которые  разъясняют  расположение 
компонентов, закрытых внешними поверхностями сборки. Следует заметить, 
что  требованиям  известного  стандарта  по  выбору  главного  вида  отвечает 
расположение тисков и кондуктора. 
При наличии готовых компонентов для создания показанных на рис. 9.6 мо-
делей  сборок  начинающему  пользователю  3D-редактора  требуется  не  более 
20—30  минут.  В  приложении 2  представлены  варианты  исходных  данных 
для  создания  несложных  сборок,  в  том  числе показанных на рис. 9.6. Пока-
жем на примере простоту создания 3D-модели сборки по исходным данным 
(рис. 9.7), аналогичным приложению 2 по форме представления и сложности. 
В  табл. 9.13  раскрыты  этапы  создания  моделей  трех  нестандартных  компо-
нентов, входящих в состав опоры. Показаны эскизы с основными параметри-
ческими  размерами,  задающими  геометрию  эскизов,  также  результаты  вы-
полнения формообразующих операций над эскизами. 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

155 

 

а 

 

б 

 

в 

 

г 

 

д 

 

е 

Рис. 9.6. Сборочные единицы: а — тиски; б — ручка; в — струбцина;  

г — съемник; д — вилка; е — кондуктор 

 

Рис. 9.7. Исходные данные для создания 3D-модели опоры 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

156 

Таблица 9.13. Эскизы и модели трех компонентов опоры

 

Основание 

Ролик с шиной 

Болт 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Для  создания  показанных  моделей  использовалась  стандартная  ориентация 
Изометрия XYZ. Файлы созданных моделей целесообразно сохранить в од-
ной папке, например с именем Опора. 
Рассмотрим  этапы  создания  в  профессиональной  версии  КОМПАС  модели 
сборки Опора

1.  Выполните Файл | Создать | Сборка | кнопка OK

Сохраните сборку на диске под именем Опора
Установите для модели стандартную ориентацию Изометрия XYZ
Нажмите кнопку Добавить из файла на панели Редактирование сборки
В  диалоге  открытия  файлов,  в  папке  Опора  укажите  компонент  Ролик  
с  шиной
.  На  экране  появится  фантом  указанного  компонента,  который 
можно перемещать в окне сборки. Укажите точку начала координат моде-
ли. После вставки компонента в сборку, его начало координат, направле-
ние осей координат и системные плоскости совмещаются с аналогичными 
элементами сборки. 

2.  Добавьте в сборку деталь  Основание. Поместите ее перед первым компо-

нентом. 
Отключите кнопку Отображение структуры модели на панели управле-
ния Дерева модели. Добавленные компоненты появятся в Дереве модели. 
Компонентам присваиваются соответствующие наименования (рис. 9.8, а). 

3.  Нажмите  кнопку  Соосность на инструментальной панели  Сопряжение

Укажите  соответствующие  цилиндрические  грани  на  обоих  компонен-

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

157 

тах. Деталь Основание переместится так, что указанные грани станут со-
осны. 
Нажмите  кнопку  Совпадение  объектов  на  Инструментальной  панели 
Сопряжение. Укажите ближайшую плоскую грань на первом компоненте. 
Для указания нужной грани на детали Основание оба компонента необхо-
димо развернуть (рис. 9.8, б). 
После  указания  этой  грани  два  компонента  "слипнутся"  (рис. 9.9,  а).  На-
жмите кнопку Прервать команду и кнопку Перестроить на панели Вид
Зафиксируйте компонент Основание. Для этого выделите его в дереве мо-
дели,  щелкните  правой  кнопкой  мыши  и  из  появившегося  контекстного 
меню выберите команду Включить фиксацию (рис. 9.9, а). Обозначение 
(ф) слева от названия компонента в Дереве модели означает его зафикси-
рованный статус. 

 

 

 

а 

б 

Рис. 9.8. Начало моделирования опоры: а — вставка первых компонентов; 

б — сопряжение компонентов 

 

 

а 

б 

Рис. 9.9. Моделирование опоры: а — вставка третьего компонента;  

б — сопряжение компонентов 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

158 

4.  Добавьте  в  сборку  деталь  Болт.  Поместите  ее  за  первым  компонентом. 

Используя команды Соосность и Совпадение, выполните сопряжение де-
тали  Болт  с  компонентом  Рол_шина  (рис. 9.9,  б).  Зафиксируйте  деталь 
Болт

5.  Добавление в сборку стандартных изделий (гайки и шайбы) можно осуще-

ствить двумя способами. Реализация первого способа начинается с выпол-
нения команды Библиотеки | Стандартные изделия | Вставить элемент
Рассмотрим второй, менее громоздкий способ. 

 

Выберите в меню Сервис команду Менеджер библиотек или нажмите 
кнопку Менеджер библиотек на панели Стандартная. На экране поя-
вится окно Менеджера библиотек. 

 

В левой части окна откройте папку Машиностроение. В правой части 
отметьте "галочкой" элемент Библиотека крепежа (рис. 9.10). 

 

 

 

Рис. 9.10. Окно Менеджера библиотек 

 

Откройте раздел Библиотека крепежа. В списке раскройте соответст-
вующий раздел библиотеки (например, ШАЙБЫ). Выберите на правой 
панели  пункт  Шайбы  (рис. 9.11).  Двойным  щелчком  раскройте  папку 
Шайбы

 

В появившемся на экране окне укажите параметры вставляемого изде-
лия. Выберите диаметр, равный 8 мм, после чего нажмите кнопку OK

 

После этого система построит фантом шайбы, который можно свобод-
но перемещать в окне модели сборки. Для размещения шайбы необхо-
димо выполнить команду Укажите элемент базирования крепежной 
детали
. После указания цилиндрической поверхности детали Основание 

Глава 9. Создание и редактирование твердотельных моделей 

159 

на шайбу накладывается сопряжение Соосность, а после указания пло-
ской  грани  на  детали  Основание —  сопряжение  Совпадение.  Для 
окончания  размещения  шайбы  нажмите  кнопку  Создать  объект 

Шайба  займет  свое  место,  а  в  Дереве  модели  появится  соответствую-
щая ему пиктограмма 

 (рис. 9.12, а). 

 

 

Рис. 9.11. Окно Библиотеки крепежа 

 

 

а 

б 

Рис. 9.12. Добавление в сборку стандартных изделий: а — шайбы; б — гайки 

6.  Добавьте  в  сборку  гайку  (рис. 9.12,  б),  повторив  действия,  аналогичные 

описанным в п. 5. 

9.4. Разнесение компонентов  
сборочных единиц 

Для  разъяснения  устройства  сложных  изделий,  создания  инструкций  по 
сборке,  эксплуатации  или  ремонту  или  других  целей  сборочную  единицу 
иногда  удобно  увидеть  в  разобранном  виде  с  разнесенными  компонентами. 
Система  КОМПАС-3D  имеет  соответствующие  возможности,  которые  рас-

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

160 

смотрим  на  примере  разнесения  компонентов  опоры,  собранной  в предыду-
щем разделе. 

1.  Откройте  сборку  Опора.  Выполните  команду  Сервис |  Разнести  компо-

ненты |  Параметры  (рис. 9.13,  а).  На  экране  появится  Панель  свойств.  
В верхней части окна нажмите кнопку Добавить (рис. 9.13, б). Окно Шаг 
разнесения  закроется,  и  автоматически  активизируется  переключатель 
Выбрать компоненты для разнесения

 

 

 

а 

б 

Рис. 9.13. Разнесение компонентов: а — запуск процедуры; б — Панель свойств 

2.  Укажите  в  Дереве  модели  компонент,  который  необходимо  разносить — 

Гайка. Имя выбранного компонента отразится в окне Список компонен-
тов

3.  Нажмите  кнопку  Объект  для  указания  базового  объекта  разнесения,  за-

дающего  направление  разнесения  (компоненты  могут  разноситься  в  на-
правлении любого ребра или перпендикулярно любой грани). 

4.  В  окне  документа  курсором  выделите  базовый  объект  разнесения —  вер-

тикальную грань выступа детали Основание

5.  На Панели свойств задайте направление разнесения — Прямое

6.  В  поле  Расстояние  вручную  или  с  помощью  счетчика  прираще-

ния/уменьшения введите значение расстояния (50), на которое компонент 
будет смещен относительно его положения в сборке Опора

7.  Нажмите  кнопку  Применить.  Гайка  окажется  в  заданном  месте 

(рис. 9.14).  На  Панели  свойств  в  окне  Шаг  разнесения  появится  номер 
шага. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..