ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2004 ГОД) - часть 12

 

 

177
в производственных условиях и разрешен к применению прибор ЖЗ 2462, предна-
значенный для инициирования электродетонаторов нормальной или пониженной
(прибор ЖЗ 2462П) чувствительности при производстве взрывных работ на земной
поверхности и в подземных выработках рудников и шахтах, в том числе опасных по
газу (метан) и угольной пыли. Проведены предварительные испытания и допущено к
приемочным испытаниям новое распылительное устройство УрсБ для инертизации
призабойного пространства при взрывных работах в проходческих выработках.
В 2004 году прошли промышленные испытания и были допущены к постоянному
применению новые взрывчатые вещества на основе пористой аммиачной селитры —
гранулит РП (на руднике «Каула-Котсельваара» ОАО «Печенганикель», ОАО «Уча-
линский ГОК») и граммотол (на подземных рудниках ОАО «Учалинский ГОК»).
Продолжалась разработка и внедрение новых эмульсионных взрывчатых веществ,
включая патронированные. В прошедшем году разрешены к постоянному приме-
нению новые эмульсионные составы — эмулины марок П и Т и эмуласт (эмульси-
онный состав) АС-25П.
Принят в эксплуатацию минизавод по производству сибиритов в г. Костомук-
ше (ЗАО «Сибирит-3»). Начато строительство пункта производства гранулита РП и
граммотола в ОАО «Учалинский ГОК», подземного пункта производства гранули-
та РП и граммотола в ОАО «Гайский ГОК», стационарной установки по производ-
ству гранулита в ЗАО «Нелькобазолото» по шведской технологии «Дина Нобель»,
минизавода по производству порэмита и гранэмита на территории Ленинградской
области в ЗАО «Регион».
Проводятся приемочные испытания зарубежных (фирма «Орика») смесительно-
зарядных машин «Репамп» для изготовления эмульсионного взрывчатого вещества
эмульсолит А-20 в процессе заряжания скважин на объектах взрывных работ ОАО
«Ачинский глиноземный комбинат», ООО «Краснобродвзрывпром», ОАО «Камен-
ный карьер», ОАО «Южный Кузбасс» и др. Компоненты эмульсолита А-20 изготав-
ливаются в ОАО «Знамя».
Для механизированной зарядки шпуров и скважин гранулированными взрывча-
тыми веществами в условиях подземных рудников ОАО «Апатит» допущены к при-
менению самоходные установки UNI 50-2.2 и UNI 50-2.5, в подземных выработках
рудников ЗФ ОАО «ГМК «Норильский Никель», не опасных по газу или пыли, — са-
моходная установка UNI 50-3 (Фирма «Hermann Paus Maschinenfabrik GmbH», Гер-
мания), а также компактные устройства зарубежного производства типа «Анолодер»
(США) и «250Р» (Канада) для изготовления гранулита-игданита и пневмозаряжания
этим взрывчатым веществом шпуров и скважин на некоторых золотодобывающих
предприятиях Магаданской области.
Для проведения прострелочно-взрывных работ в нефтяных и газовых скважинах
в Российской Федерации разрешены к применению новые эффективные перфора-
ционные системы отечественной и совместной разработки, а также поставляемые
зарубежными компаниями («Дина Энэрджи» (Германия), «Schlumberger Logelco Inc.»
(Панама) и компанией «Halliburton International Inc.» (США).
На большинстве крупных горнорудных предприятий и угольных разрезов по-
строены пункты по производству гранулированных взрывчатых веществ или при-
готовления эмульсий для эмульсионных взрывчатых веществ, приобретающих де-
тонационные свойства только после заряжания ими скважин и шпуров. При этом
для производства эмульсий практически везде используются отечественные ком-
178
поненты, включая эмульгаторы и газогенерирующие добавки. За счет увеличения
доли применения взрывчатых веществ, изготовленных из невзрывчатых компонен-
тов вблизи мест их потребления, сокращены объемы перевозок взрывчатых веществ
по территории Российской Федерации.
Все подлежащие декларированию опасные склады взрывчатых материалов на
предприятиях, ведущих взрывные работы, продекларированы. При этом зареги-
стрирована 281 декларация промышленной безопасности из 284. Три представлен-
ных декларации направлены на доработку и проведение дополнительных меропри-
ятий, необходимых для обеспечения экологической безопасности.
Вопросы безопасности объектов, связанных с применением, хранением и произ-
водством взрывчатых материалов, решаются на стадии проектирования. Практически
все места хранения и производства взрывчатых материалов в подконтрольных орга-
низациях имеют высокую степень защищенности от незаконного проникновения.
Несмотря на проводимую Федеральной службой по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору техническую политику по совершенствованию взрыв-
ного дела, выполненную работу по декларированию складов ВМ и другие прини-
маемые меры в рамках антитеррористической деятельности в 2004 году, положение
дел с обеспечением сохранности взрывчатых материалов улучшить не удалось. Чис-
ло утрат возросло на 10,3 % (с 29 до 32 случаев), количество хищений взрывчатых
веществ и средств инициирования — на 9,5 % (с 21 до 23 случаев).
Таблица 2.2.15.1
Выявленные утраты взрывчатых материалов
Предприятия
Всего утрат
В т.ч.
хищений
2003 г.
2004 г.
2003 г.
2004 г.
1. Предприятия угольной промышленности
8
13
4
10
2. Предприятия по добыче руд черных металлов
1
2
1
2
3. Предприятия по добыче золота и алмазов
1
3
1
2
4. Предприятия по добыче руд цветных металлов
4
3
3
1
5. Нефтегазодобывающие предприятия
3
4
1
1
6. Горнохимические предприятия
0
1
0
1
7. Специализированные предприятия по выполнению
2
1
взрывных работ
8. Геологические предприятия
1
1
9. Добыча стройматериалов
1
1
1
1
10. Прочие предприятия
2
2
11. Не установлено
6
5
6
5
Всего
29
32
21*
23**
* В том числе 7 случаев добровольной сдачи ВМ.
** В том числе 5 случаев добровольной сдачи ВМ.
Как и в прошлые годы, абсолютное большинство хищений взрывчатых мате-
риалов (16 из 23) было совершено с мест производства взрывных работ (11 хище-
ний — в подземных горных выработках, 5 — на открытых горных работах) лицами,
которые по роду своей деятельности имели доступ ко взрывчатым материалам. По
двум хищениям установить конкретные места хищений и лиц, их совершивших, не
179
удалось в связи с тем, что изъятые взрывчатые материалы поступали на предпри-
ятия в 1991-1998 гг.
В 2004 году три четверти хищений взрывчатых материалов (78 %) выявлены при
их незаконных хранении, перевозках, купле-продаже.
Как и в предыдущем году, хищения в основном совершены лицами, связанными
по роду своей деятельности с обращением со взрывчатыми материалами или имев-
шими к ним доступ.
Таблица 2.2.15.2
Выявленные утраты взрывчатых веществ и средств инициирования
Средства инициирования, ед. изм.
2003 г.
2004 г.
1. ВВ, кг
527,287
8086,1
2. Электродетонаторы и капсюли-детонаторы, шт.
2087
613
3. Детонирующие и огнепроводные шнуры, м
56,8
528,3
Рост количества утраченных взрывчатых веществ и шнуров прямо связан с их по-
терями при авариях (сгорели или сдетонировали).
В 2004 году в сравнении с предыдущим годом удалось сократить общий и смер-
тельный травматизм при производстве взрывных работ. Количество погибших сни-
зилось с 21 до 7 человек, общая численность травмированных — с 36 до 15 человек.
Однако число аварий возросло с 3 в 2003 году до 5 в 2004 году. Рост аварийности при
обращении со взрывчатыми материалами связан с нарушениями порядка их перевоз-
ки (4 аварии из 5 в 2004 году произошли при перевозке взрывчатых материалов).
Анализ обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев при взрывных ра-
ботах, выполненный при изучении полученных материалов специальных расследо-
ваний, дает основания для вывода о том, что все они имели место из-за халатного
отношения к своим должностным обязанностям руководителей предприятий, без-
180
ответственности лиц технического надзора и, как следствие этого, снижения техно-
логической дисциплины взрывперсонала, бесконтрольности работы взрывников и
несоблюдения ими требований безопасности при производстве взрывных работ.
Таблица 2.2.15.3
Динамика аварийности и травматизма при производстве взрывных работ
Год
Чис-
Количество
Травми-
Число
Расход
Удельный
Удельный по-
ло
пострадав-
ровано
группо-
взрывча-
показатель
казатель смер-
ава-
ших, чел.
смер-
вых не-
тых ве-
аварийно-
тельного трав-
рий
тельно,
счастных
ществ,
сти,
матизма,
чел.
случаев
тыс. т
аварий/тыс.т
чел./тыс. т
1996
5
32
15
7
549
0,0091
0,0273
1997
5
59
32
8
533
0,0094
0,0600
1998
3
19
9
4
548
0,0055
0,0164
1999
2
21
14
4
564
0,0035
0,0248
2000
1
25
13
4
635
0,0016
0,0205
2001
2
23
18
3
701
0,0029
0,0257
2002
2
17
2
4
705
0,0028
0,0028
2003
3
36
21
3
795
0,0038
0,0264
2004
5
15
7
4
862
0,0058
0,0081
Непосредственные причины всех аварий и несчастных случаев при взрывных ра-
ботах в 2004 году в основном носят организационный характер, в т.ч.:
нарушения требований безопасности, в том числе присутствие людей в запрет-
ной зоне;
нарушение требований безопасности при перевозках взрывчатых материалов;
несоблюдение пылегазовых режимов при взрывных работах в угольных шахтах;
нарушения порядка подготовки взрывчатых материалов к применению;
несоблюдение требований безопасности при обнаружении отказавших зарядов ВВ.
Все перечисленные причины в значительной мере между собой взаимосвязаны
и выявлялись при расследовании обстоятельств практически всех имевших место в
прошедшем году несчастных случаев.
В 2004 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору продолжила работу по обеспечению безопасности взрывных работ и
сохранности взрывчатых материалов в соответствии с Концепцией повышения без-
опасности и эффективности применения взрывчатых материалов промышленного
назначения, разработанной Госгортехнадзором России, в том числе по вопросам
нормативного регулирования.
В порядке реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в
2004 году был разработан проект специального технического регламента «О безопас-
ности взрывчатых веществ и изделий на их основе промышленного назначения», а
также продолжена работа в составе межведомственной рабочей группы Федеральной
антитеррористической комиссии по согласованию проектов федеральных законов
«О взрывчатых веществах и изделиях, их содержащих» и «Об обороте пиротехниче-
ских изделий невоенного назначения».
В истекшем году Управлением по надзору за взрывоопасными и химически опас-
ными производствами и объектами подготовлены решения о выдаче 152 лицензий
на различные виды деятельности в области взрывного дела 45 поднадзорным орга-
низациям.
181
Согласно разработанным Ростехнадзором с МВД России и ФСБ России про-
граммам совместной деятельности, территориальные органы по технологическому и
экологическому надзору контактировали с соответствующими службами в разреши-
тельной работе, расследованиях случаев утрат взрывчатых материалов, практикова-
ли общие проверки объектов совместной надзорной деятельности, систематически
проводили обмен информацией, ставили перед руководителями администраций и
подконтрольных предприятий актуальные вопросы профилактики аварий, травма-
тизма при взрывных работах, утрат ВМ и добивались их решения. Работники тер-
риториальных органов Ростехнадзора принимали участие в ежегодно проводимой
МВД России операции «Динамит-Баланс».
Проверки антитеррористической устойчивости мест хранения взрывчатых ма-
териалов проводятся в соответствии с планами работы территориальных органов
по технологическому и экологическому надзору. Мероприятия территориальных
органов Ростехнадзора в рамках антитеррористической деятельности проводятся
в тесном взаимодействии с органами внутренних дел и ФСБ России. С правоохра-
нительными органами налажен обмен информацией. Расследование случаев утрат
взрывчатых материалов проводится совместно.
По рекомендации территориальных органов по технологическому и экологиче-
скому надзору организациями решаются вопросы по обеспечению складов ВМ пе-
риметральной охранной сигнализацией, портативными радиостанциями и другими
средствами связи. На крупных складах ВМ установлено теленаблюдение за терри-
торией, а также обеспечен видеоконтроль камер подземных складов ВМ и подво-
дящих к ним выработок. Значительное число организаций перешло на охрану по-
верхностных складов ВМ силами органов внутренних дел. Все склады ВМ в ночное
время суток охраняются усиленными караулами вооруженной охраны. Все подзем-
ные склады ВМ оборудованы связью с диспетчером организации, ряд подземных
складов ВМ обеспечены круглосуточной охраной.
В течение года инспекторский состав округов и инспекций провел около 6000 об-
следований (в предыдущем году — 6800) и выявил более 26,4 тыс.нарушений правил
и инструкций (в предыдущем году — 28,8 тыс.) В ходе надзорной деятельности про-
изведено 1849 (в 2003 г. — 1859) остановок взрывных работ, выполнявшихся с нару-
шением требований безопасности или обеспечения сохранности ВМ. С участием
работников территориальных органов Ростехнадзора проверены знания требований
по безопасности взрывных работ и сохранности ВМ у 13,4 тыс. человек взрывперсо-
нала, в том числе в ходе обследований — у 4,9 тыс. человек (в 2003 г. — у 25,47 тыс.).
Привлечены к ответственности за нарушения правил и инструкций 1840 (2512 — в
2003 г.) трудящихся, в т.ч. подвергнуты штрафным санкциям 473 человека, переда-
ны материалы в правоохранительные органы на 67 (11 — в 2003 г.) человека; 177 ру-
ководителей предприятий и организаций заслушивались на советах округов и ин-
спекций (в 2003 году — 568).
Ежегодно представители территориальных органов по технологическому и эко-
логическому надзору самостоятельно или с участием правоохранительных органов
проводят порядка 7 тысяч проверок, выявляя при этом до 30 тысяч нарушений. В
последние годы количество проводимых проверок снижается, а количество выяв-
ленных при этом нарушений остается практически на одном уровне и снижается
незначительно.
182
Таблица 2.2.15.4
Показатели надзорной деятельности
Наименование показателей
Ед.
2002 год
2003 год
2004 год
п/п
изм.
1
Проведено проверок
ед.
6874
6810
6007
2
Выявлено нарушений
ед.
30 378
28 838
26 482
в том числе лицензионных требований и усло-
ед.
1287
вий
3
Изъято разрешений на право производства
взрывных работ
ед.
64
67
68
4
Приостановлено объектов работ на срок бо-
лее суток
ед.
2068
1859
1849
5
Привлечено к дисциплинарной и администра-
тивной ответственности, всего
чел.
2971
2512
1840
в том числе:
переданы материалы в прокуратуру
чел.
32
11
67
подвергнуты штрафным санкциям
чел.
585
414
473
Более 95 % нарушений, систематически повторяющиеся во всех звеньях техно-
логического процесса взрывных работ, связаны с недисциплинированностью и бес-
контрольностью работы взрывперсонала и выявлены инспекторским составом при
проведении оперативных проверок. Анализ показывает, что в ходе таких проверок,
как правило, серьезных нарушений не выявляется, не исследуется должным обра-
зом организация взрывных работ, ее недостатки и «узкие» места.
До настоящего времени большинством территориальных органов по технологи-
ческому и экологическому надзору не в полной мере применяется Кодекс Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях к нарушителям требова-
ний промышленной безопасности. На этот факт было обращено внимание Генпро-
куратурой России.
В 2003 году за нарушения (почти 29 тысяч нарушений) порядка производства, хра-
нения, перевозок, применения и учета взрывчатых материалов было оштрафовано
всего 414 должностных лиц на общую сумму 919,2 тыс. руб. В 2004 году подвергнуты
штрафным санкциям за такие нарушения (26 482 нарушения) 473 должностных лица,
при этом общая сумма штрафов составила 1480,6 тыс. руб. Кроме того, по решению
Коллегии Бурятского управления к административной ответственности привлече-
но ОАО «Бурятзолото» (как юридическое лицо) в размере 400 МРОТ.
Допущенные аварийность, травматизм и случаи утрат взрывчатых материалов в
определенной степени связаны с недостатками и упущениями в работе территори-
альных органов по технологическому и экологическому надзору по наведению уста-
новленного порядка в хранении, перевозках, использовании и учете взрывчатых ма-
териалов на подконтрольных предприятиях.
Практически во всех территориальных органах недостаточно используются пре-
доставленные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору права и полномочия.
Анализ предписаний свидетельствует о том, что инспекторский состав при про-
ведении проверок мало бывает на местах взрывных работ во время подготовки взры-
вов. Недостаточно внимания при проведении проверок уделяется выявлению нару-
шений порядка хранения, учета и использования ВМ, которые создают предпосыл-
183
ки для хищений, выдаче ВМ в неподготовленные забои, выдаче немаркированных
ВМ, нарушению порядка уничтожения взрывчатых материалов и др.
Многие территориальные органы Ростехнадзора по сравнению с предыдущим
годом снизили профессиональный уровень проверок и обследований.
Работники большинства территориальных органов при проведении расследова-
ний случаев аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых материалов не выявляют
организационно-технические недоработки и упущения инженерных служб и руко-
водителей предприятий, связь аварий, несчастных случаев, утрат взрывчатых мате-
риалов с невыполнением условий, указанных в соответствующих разрешениях.
В области создания и совершенствования законодательной базы Управление по
надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами в
2005 году планирует принять участие:
в разработке проектов специальных технических регламентов «О безопасности
взрывчатых веществ и боеприпасов, процессов их производства, применения, хра-
нения, перевозки, реализации и утилизации» и «О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хра-
нения, перевозки, реализации и утилизации», а также национальных стандартов по
безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов про-
мышленного назначения;
в разработке законопроекта «О взрывчатых веществах и изделиях, их содержа-
щих, гражданского назначения», регламентирующего порядок оборота взрывчатых
материалов.
Приоритетными направлениями в работе Управления по надзору за взрывоопас-
ными и химически опасными производствами и объектами и территориальных орга-
нов по технологическому и экологическому надзору по совершенствованию взрыв-
ного дела на 2005 год следует считать:
ускорение разработки и внедрения техники и технологии взрывных работ в под-
земных выработках с использованием эмульсионных взрывчатых веществ, а также
совершенствование пневмозаряжания шпуров и скважин на подземных рудниках
и шахтах;
замену огневого и электроогневого способов взрывания, других традиционных
и устаревших систем и средств на современные, более безопасные и эффективные
системы инициирования зарядов при взрывных работах;
повышение уровня механизации взрывных работ и увеличение объемов приме-
нения более безопасных и эффективных взрывчатых веществ, изготавливаемых на
местах применения.
В целях реализации указанных направлений территориальным органам по техноло-
гическому и экологическому надзору в 2005 году рекомендуется принять меры по:
повышению эффективности разрешительной и надзорной деятельности на базе
новых разработанных нормативных правовых документов Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе за счет сокра-
щения оперативных проверок и проведения более глубоких целевых обследований
подконтрольных организаций;
усилению контроля за разработкой, испытаниями в производственных условиях,
производством и применением взрывчатых материалов, получаемых из утилизиру-
емых боеприпасов и твердого ракетного топлива;
обеспечению эффективного (в рамках антитеррористической деятельности Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) кон-
184
троля за соблюдением поднадзорными организациями требований по обеспечению
сохранности взрывчатых материалов и предотвращению их возможного использова-
ния в террористических целях, в том числе участие в проводимых правоохранитель-
ными органами операциях, направленных на предупреждение незаконного оборота
взрывчатых материалов промышленного назначения;
повышению качества специальных технических расследований причин несчаст-
ных случаев, аварий и утрат взрывчатых материалов, в том числе обеспечение рас-
смотрения результатов расследования каждого такого случая на совещаниях при
руководителях территориальных органов с принципиальной оценкой качества ра-
боты комиссий;
организации надлежащей технической учебы инспекторского состава в целях
повышения его квалификации и компетентности, в том числе за счет улучшения
качества обучения непосредственно в территориальных органах, а также участия в
различных семинарах и совещаниях Ростехнадзора.
Для повышения эффективности государственного надзора за соблюдением уста-
новленного порядка оборота взрывчатых материалов руководителям территориаль-
ных органов по технологическому и экологическому надзору в 2005 году рекомен-
дуется:
обеспечить выполнение Плана работы Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по контролю за обеспечением сохранности
промышленных взрывчатых материалов в рамках антитеррористической деятельно-
сти. Работу по обеспечению физической защищенности опасных производственных
объектов проводить совместно с сотрудниками МВД России и ФСБ России;
при проведении контрольно-профилактической работы руководствоваться требо-
ваниями Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, используя все меры привлече-
ния к административной ответственности физических, должностных и юридических
лиц, вплоть до дисквалификации должностных лиц (статьи 3.2, 3.11) и наложения
административных штрафов на юридических лиц (статья 9,1). Привлекать к адми-
нистративной ответственности должностных лиц и рабочих, допускающих наруше-
ние правил и инструкций по взрывному делу, нарушающих установленный порядок
хранения, перевозки, использования и учета ВМ;
продолжить работу с конкретными поднадзорными организациями по замене
огневого взрывания на более безопасный электрический (с использованием элек-
тродетонаторов) или неэлектрический (с применением низкоэнергетических про-
водников импульса) способы инициирования зарядов взрывчатых веществ.
В качестве первоочередных мер по обеспечению сохранности промышленных
взрывчатых материалов потребовать от руководителей промышленных предпри-
ятий, осуществляющих хранение, перевозки, применение и учет взрывчатых мате-
риалов:
ограничить число лиц, допущенных к заряжанию скважин и шпуров, исключить
нахождение на заряжаемом блоке или в забое посторонних лиц, не участвующих в
подготовке взрыва;
проводить среди лиц сменного технического надзора, взрывников, горнорабо-
чих, проходчиков, других работников, привлекаемых к вспомогательным операци-
ям с ВМ, систематическую разъяснительную работу по вопросам безопасности об-
ращения со взрывчатыми веществами, средствами инициирования и установленной
185
законодательством Российской Федерации ответственности за нарушения правил
безопасности и сохранности взрывчатых материалов;
для предупреждения утрат взрывчатых материалов на местах производства взрыв-
ных работ обеспечить сокращение времени нахождения ВМ на местах работ, исклю-
чить условия для образования остатков ВМ за счет строгого соблюдения проектных
параметров буровзрывных работ, повышения качества подготовки рабочих мест к
заряжанию скважин и производству взрыва,
в целях предупреждения и своевременного обнаружения отказавших зарядов ВВ
повысить качество входного контроля выпускаемых заводами-изготовителями ВМ,
обеспечить тщательный осмотр рабочих мест после проведения каждого взрыва.
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требо-
ваний по безопасному транспортированию опасных веществ были направлены на
предупреждение аварий и несчастных случаев, на повышение промышленной без-
опасности на поднадзорных предприятиях и объектах в соответствии с требовани-
ями Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов».
По данным территориальных органов, общее количество поднадзорных органи-
заций 6022, которые эксплуатируют 6965 объектов. Протяженность путей необще-
го пользования, по которым осуществляется транспортирование опасных веществ,
составляет 157 985,1 км, в т.ч. железнодорожных — 139 670,3 км. Количество специ-
альных транспортных средств для транспортирования опасных веществ — 116 853, в
т.ч. автомобильных — 24 358, железнодорожных — 92 495. Общий объем погрузки-
выгрузки опасных веществ составил 448 125,2 тыс. т.
Инспекторским составом территориальных органов за отчетный период про-
ведено 4190 обследований, при этом выявлено и предписано к устранению свыше
33,8 тыс. нарушений правил и норм. В 964 случаях принимались запретные меры.
При осуществлении функций контроля и надзора за транспортированием опас-
ных веществ применялись предоставленные Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях полномочия в отношении должностных лиц
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Количество руководителей организаций, привлеченных к административной от-
ветственности 419, в том числе подвергнуты штрафным санкциям — 311 человек, об-
щая сумма штрафов составила 858,6 тыс. руб. На 22 руководителя организаций ма-
териалы по невыполнению требований Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ
и предписаний территориальных органов Федеральной службы переданы в органы
прокуратуры.
В 2004 году в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объ-
екты, при транспортировании опасных веществ аварий не было, произошел один
групповой несчастный случай (в 2003 г. аварий и несчастных случаев не было).
Групповой несчастный случай произошел 22 мая 2004 г. на промывочно-пропа-
рочной станции (ППС) отделения 58 железнодорожного цеха ОАО «Омский каучук»
(предприятие, поднадзорное Управлению Западно-Сибирского округа) при прове-
дении работ по очистке железнодорожных вагонов-цистерн от перевозимого груза.
При открывании люка-лаза произошел хлопок паров метанола, в результате кото-
рого один рабочий упал с площадки обслуживания вагона-цистерны на бетонный
186
пол ППС, получив тяжелую травму с термическими ожогами; второй рабочий, на-
ходившийся на переходном мостике эстакады, получил термический ожог.
За отчетный период на поднадзорных объектах произошел 581 инцидент из-за
нарушений требований промышленной безопасности, связанных с транспортирова-
нием опасных веществ (в 2003 году произошло 294 инцидента), причем 108 случаев
происшедших инцидентов связаны с нарушением требований безопасного транс-
портирования опасных веществ автомобильным транспортом.
К обобщенным причинам происшедших инцидентов можно отнести:
неудовлетворительное техническое состояние устройств путевого хозяйства и на-
рушение организации движения подвижного состава на путях (дорогах) необщего
пользования, приводящие к столкновениям и сходам подвижного состава;
старение основных фондов предприятий, прежде всего транспортных средств,
предназначенных для транспортирования опасных грузов;
низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, недостаточная квали-
фикация обслуживающего персонала, руководителей среднего звена, а также сни-
жение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением требований
обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов со стороны руководителей
предприятий, работников служб производственного контроля.
Неблагополучное положение с обеспечением безопасности перевозки опасных
грузов продолжает оставаться на промышленном железнодорожном транспорте.
За отчетный период на путях необщего пользования произошло 56 инцидентов,
связанных со сходом и столкновениями подвижного состава, загруженного опас-
ными грузами, которые, в основном из-за низких скоростей движения, не привели
к разгерметизации загрузочных емкостей и утечке, что могло иметь катастрофиче-
ские последствия, учитывая, что пути необщего пользования в большинстве случа-
ев находятся рядом с жилыми массивами населенных пунктов.
Особую тревогу вызывает техническое состояние подъездных путей на промыш-
ленных предприятиях. В ходе проведения проверок по обеспечению безопасности
перевозок опасных грузов работниками территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вскрыты гру-
бейшие нарушения в содержании подъездных путей, неудовлетворительное теку-
щее содержание пути, неисправность стрелочных переводов, гнилость шпал, несо-
ответствие типа рельсов требованиям нормативной документации и др. Такие нару-
шения были выявлены на ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов»,
ЗАО «Ростовсельхозхимия», ЗАО «Татнефтьавиасервис», ООО «Кемеровохиммаш»,
ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод», ФГУП «Химкомбинат Енисей», ФГУП
«Красмашзавод» и многих других предприятиях. При этом следует отметить, что 58 %
приостановок от общего количества приостановок работ связано с неудовлетвори-
тельным техническим состоянием железнодорожного пути.
Наиболее распространенным видом происшедших инцидентов остаются утечки
опасных веществ при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и в пути сле-
дования вследствие неудовлетворительного технического состояния транспортных
средств, загрузочных емкостей и арматуры (около 82 % от общего числа инциден-
тов). Основными причинами являются утечки по сварным соединениям котлов и
неисправности сливной арматуры.
Так, например, использование ООО ПГ «Фосфорит» (предприятие, поднадзорное
Самарскому управлению) вагонов-цистерн с котлами, непригодными для перевозки
187
серной кислоты, привело к течи груза в июле на станции Пермь-Сортировочная и
в сентябре на станции Шушары. В ходе проведенного оперативного обследования
парка вагонов-цистерн, находящихся в собственности ООО ПГ «Фосфорит», при-
остановлена эксплуатация ряда цистерн по неисправности котлов, арматуры, несо-
ответствия окраски, трафаретов, знаков и надписей установленным требованиям.
Основные причины сложившегося положения:
нарушение технологии производства ремонтных работ, а также технического об-
служивания транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов
при подготовке их под налив;
отсутствие эффективных средств неразрушающего контроля транспортных
средств, особенно котлов вагонов-цистерн;
несоответствие запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры совре-
менным требованиям, предъявляемым к цистернам и сосудам, предназначенным
для перевозки опасных грузов.
В настоящее время Центральным конструкторским бюро арматуростроения
(г. Санкт-Петербург) по заданию Объединения вагоностроителей и при участии пред-
ставителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору разработаны и проводятся испытания опытных образцов арматуры, отвеча-
ющей современным и международным требованиям, для применения на вагонах-
цистернах, в которых транспортируют сжиженные углеводородные газы и нефте-
продукты. Проводятся широкие эксплуатационные испытания вагонов-цистерн,
оборудованных сливными приборами с тройным затвором, конструкция которых
разработана в полном соответствии с международными требованиями.
Одним из действенных рычагов, оказывающих существенное влияние на уровень
безопасности транспортирования опасных грузов на поднадзорных предприятиях и
объектах, является организация производственного контроля. Практически на всех
поднадзорных предприятиях разработаны положения «О производственном контро-
ле опасных производственных объектов».
Сохранение в организациях промышленного железнодорожного транспорта и
крупных промышленных предприятий ведомственного контроля позволило обе-
спечить приемлемый уровень безопасности транспортирования опасных веществ.
Вместе с тем нельзя не отметить, что на большинстве средних и мелких предпри-
ятий внедрение системы производственного контроля за обеспечением безопасно-
го транспортирования опасных грузов идет медленными темпами, зачастую про-
изводственный контроль осуществляется неэффективно или не осуществляется
совсем.
Общее количество работников поднадзорных организаций, занимающихся во-
просами производственного контроля, составляет 4692 человека. За неосуществле-
ние производственного контроля в отчетный период привлечено к административ-
ной ответственности свыше 200 руководителей предприятий и организаций.
Системы управления промышленной безопасностью являются составной час-
тью управления производством и внедрены на ряде крупных предприятий, таких,
как ОАО «Сибур-Нефтехим», ООО «Волготрансгаз», ООО «Верхневолжские маги-
стральные трубопроводы», ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий за-
вод», ОАО «Невинномысская ГРЭС» ОАО «Завод Ставбытхим», ФГУП «ДВЗ Звезда
ОАО «Дальэнерго», ОАО «ТрансСибнефть», ОАО «СеверГазпром», ОАО «АЭК «Коми-
Энерго» и многих других.
188
Действующие системы управления промышленной безопасностью различных
моделей определяют правовые, экономические, организационно-технические и са-
нитарно-профилактические основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов и распространяются на все структурные подразделения,
входящие в состав организации. Однако следует отметить, что медленное внедрение
СУПБ связано с существенными финансовыми затратами.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» при получении подконтрольными
организациями лицензий на деятельность по эксплуатации опасных производствен-
ных объектов обязательным условием являлось наличие договора страхования ответ-
ственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окру-
жающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
При проведении проверок предприятий на предмет страхования опасных произ-
водственных объектов выявлено, что большая часть предприятий проводит страхо-
вание на случай нанесения ущерба третьим лицам в случае аварии на опасных про-
изводственных объектах, без учета данных по идентификации, кроме того, лицензии
выдаются сроком на пять лет, а договоры страхования заключаются, как правило,
сроком на один год.
Во всех подконтрольных организациях проводилась работа по предупреждению,
выявлению и пресечению террористической деятельности. Государственными ин-
спекторами были выявлены недостатки, создающие угрозу совершения террористи-
ческих актов. Уровень инженерной защищенности опасных производственных объ-
ектов не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Отдельные участки же-
лезнодорожных путей необщего пользования, используемые для транспортирования
опасных веществ, содержатся с отступлениями от норм и правил, в пунктах слива
и налива опасных веществ своевременно не ремонтируются поврежденные ограж-
дения, на ряде предприятий неудовлетворительно содержатся переездные настилы
железнодорожных путей к складам ВМ, слабо внедряются технические устройства
видеонаблюдения, системы блокировок и сигнализации.
На ряде предприятий не изданы приказы по организации физической защиты и
антитеррористической устойчивости ОПО, персонал не обеспечен средствами ин-
дивидуальной защиты в соответствии с аварийными карточками на опасные грузы,
не планируются и не проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналом или
проводятся формально.
Нормативные документы и правила по вопросам обеспечения физической за-
щиты и антитеррористической устойчивости ОПО содержат общие требования. Не
учитываются назначение и категория опасности ОПО, что не дает возможности го-
сударственным инспекторам определить достаточность мер по обеспечению анти-
террористической устойчивости опасного производственного объекта.
На крупных предприятиях имеются нештатные аварийно-спасательные службы
или формирования. Однако основное большинство поднадзорных организаций соб-
ственных аварийно-спасательных служб не имеет и заключает договоры со штатны-
ми подразделениями МЧС России.
Во всех поднадзорных организациях разработаны планы локализации и ликви-
дации аварийных ситуаций, приказом по предприятию назначаются нештатные ко-
манды из числа работников предприятий, с которыми проводятся учебно-трениро-
вочные занятия.
189
Проведенными проверками установлено, что имеют место случаи, когда в планах
локализации и ликвидации аварийных ситуаций предприятий не отражен порядок
ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожных подъездных путях с вагона-
ми, загруженными опасными грузами.
За отчетный период проводились проверки соблюдения требований промыш-
ленной безопасности инспекторским составом территориальных органов Федераль-
ной службы совместно с другими надзорными и правоохранительными органами,
комиссиями ЧС, представителями ФСБ и прокуратуры. Информация по вопросам
соблюдения требований промышленной безопасности поднадзорными организа-
циями направлялась в администрации городов и районов, на территории которых
расположена поднадзорная организация. По результатам совместных обследований
были вынесены постановления об административных правонарушениях в отноше-
нии руководителей проверяемых предприятий.
Состояние промышленной безопасности на опасных производственных объек-
тах, связанных с транспортированием опасных веществ, в целом поддерживается на
удовлетворительном уровне. Требования Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в основном
выполняются. Недостатки организационного характера и нарушения, не требующие
капитальных затрат, устраняются.
В целях реализации Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» и в соответствии с Положением
о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
учитывая европейскую тенденцию к единообразному подходу в перевозках опасных
грузов различными видами транспорта, первоочередными задачами являются:
совершенствование нормативной базы, а также требований к эксплуатации транс-
портных средств с целью обеспечения эффективного государственного надзора за
обеспечением безопасного транспортирования опасных веществ;
участие в разработке и согласовании нормативных актов, разрабатываемых спе-
циально уполномоченными органами исполнительной власти и регламентирующих
вопросы безопасного транспортирования опасных веществ;
участие в разработке технических регламентов в соответствии с Программой раз-
работки технических регламентов на 2003-2010 годы;
создание эффективно действующей системы подготовки и аттестации руково-
дителей, специалистов и персонала, участвующих в процессе транспортирования
опасных веществ на промышленных предприятиях;
организация обучения работников территориальных органов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих над-
зор за транспортированием опасных веществ;
оказание помощи территориальным органам, и в первую очередь вновь образо-
ванным, в организации и осуществлении контрольной и надзорной деятельности
за транспортированием опасных веществ.
Основными задачами, стоящими перед территориальными органами Федераль-
ной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с целью ор-
ганизации и осуществления действенного государственного надзора за транспорти-
рованием опасных веществ являются:
1. Завершение формирования структуры территориальных органов в соответствии
с приказом Ростехнадзора от 11.02.05 № 2 «О распределении полномочий между тер-
190
риториальными органами по технологическому и экологическому надзору Ростех-
надзора по отдельным направлениям надзора (контроля) и территориям субъектов
Российской Федерации».
2. Обеспечение комплектации имеющихся вакансий инспекторского состава,
осуществляющего надзор за транспортированием опасных веществ.
3. Принятие мер по выполнению приказа Госгортехнадзора России от 25.04.2004
№ 73, особенно в части проведения работ по регистрации опасных производствен-
ных объектов, связанных с транспортированием опасных веществ.
4. Повышение требовательности к руководителям и специалистам поднадзорных
организаций, допустивших грубейшие нарушения требований правил и норм безо-
пасности. Использование в полной мере способов административного воздействия,
предоставленных Положением о Федеральной службе по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору.
5. Уделение в ходе проведения обследований особого внимания случаям сокрытия
аварийных ситуаций, классифицируемых как инцидент в соответствии с Методиче-
скими рекомендациями по классификации аварий и инцидентов при транспортиро-
вании опасных веществ, а также порядку передачи информации в территориальные
органы о происшедших авариях и инцидентах.
6. Принятие мер по недопущению выдачи лицензий на эксплуатацию взрыво-
опасных и химически опасных объектов без наличия заключения экспертизы про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с транс-
портированием опасных веществ.
2.2.17. Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья
В 2004 году число поднадзорных организаций возросло на 11 % и составило 3148.
Число поднадзорных объектов в 2004 году выросло с 7291 до 10 142, т.е. увеличилось
на 39 %.
В отчетном периоде на ряде поднадзорных предприятий продолжалась работа по
приведению опасных производственных объектов в соответствие установленным
требованиям промышленной безопасности.
В ЗАО «Краснодонское», ОАО «Новоаннинский комбинат хлебопродуктов»
(Управление Верхне-Волжского округа), ОАО «Обловский элеватор» и ОАО «Ли-
пецкхлебмакаронпром» (Управление Верхне-Донского округа) проведена рекон-
струкция аспирационных сетей.
На КХ «Роса», ОАО «Алейскзернопродукт», АПК «Хлеб Алтая», АО «Русское поле»
(Алтайское управление) внедрены современные технологии, установлено оборудо-
вание с многоуровневым контролем за его безопасной эксплуатацией.
В ОАО «Карламанский элеватор» и «Зирганская МТС» (Башкирское управле-
ние) восстановлено автоматизированное управление технологическими процесса-
ми элеваторов. На ГУП «Мелеузовский элеватор» выполнены намеченные работы
по взрывобезопасности.
Производственные здания ОАО «Хлебная база № 106» и ЗАО АПК «Юность»
(Управление Приокского округа) оснащены необходимыми легкосбрасываемыми
конструкциями.
В ООО «Агрофирма «Павловская» (Управление Нижегородского округа) с уча-
стием немецкой фирмы «AWILA» проведено техническое перевооружение цеха по
191
производству комбикормов с установкой современного оборудования и средств кон-
троля за безопасной эксплуатацией технических устройств.
В то же время на большинстве объектов в связи с недостатком или отсутствием
необходимых средств модернизация устаревшего оборудования и технологических
линий проводилась низкими темпами. По-прежнему на многих опасных производ-
ственных объектах эксплуатируется изношенное, выработавшее свой нормативный
срок эксплуатации оборудование, отсутствуют устройства защиты оборудования,
зданий и сооружений, аспирационные установки не соответствуют требованиям
взрывобезопасности.
На многих предприятиях продолжают иметь место нарушения требований взры-
вобезопасности, регламента проведения опасных работ в силосах и бункерах.
Руководители предприятий, не выполняющих мероприятия по промышленной
безопасности, заслушивались на коллегиях управлений, привлекались к админи-
стративной (Алтайский, Курско-Белгородский, Енисейский округа и др.).
За нарушения требований промышленной безопасности наложены администра-
тивные взыскания на руководителей ОАО «Назаровский элеватор», ЗАО «Атланта»
и ООО «Мукомол Плюс» (Енисейский округ), запрещена эксплуатация цеха по вы-
работке комбикормов ОАО «Балахнинская птицефабрика» (Нижегородское управ-
ление). Освобождены от занимаемой должности руководители ОАО «Слободской
комбинат хлебопродуктов» и ЗАО «Краснокамская макаронная фабрика» (Управле-
ние Западно-Уральского округа).
Лицензионная деятельность и контроль за соблюдением условий действия ли-
цензий осуществляются территориальными органами в установленном порядке. В
целом лицензионные условия поднадзорными организациями выполняются.
В то же время к наиболее часто встречающимся нарушениям лицензионных тре-
бований следует отнести неэффективную организацию производственного контро-
ля, неудовлетворительное обучение производственного персонала по промышлен-
ной безопасности, отсутствие учета и анализа причин инцидентов.
Из-за отсутствия обученного и аттестованного по промышленной безопасности
производственного персонала было отказано в выдаче лицензии ООО «Биокомплекс»
и ОАО «Птицефабрика Ермаково» (Управление Северного округа), ОАО «Ильино-
горское», ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» (Нижегородское управление).
В ходе проверок соблюдения лицензионных требований на ОАО «Серпухов-
хлебопродукт», ОАО «Геркулес», ОАО «Михневохлебопродукт», Хлебной базе
№ 20, ЗАО «Пригорское», ОАО «Рязаньхлеб», ОАО «Рязаньзернопродукт» и ОАО
«Новомичуринский хлебокомбинат» (Управление по Московской области) было
установлено, что руководители и должностные лица этих предприятий формаль-
но относятся к осуществлению производственного контроля, не принимают опе-
ративных мер по устранению выявленных нарушений, выполнению предписаний
инспекторов.
192
Общее число аварий на объектах и распределение их по видам опасных проис-
шествий.
Таблица 2.2.17.1
Аварии на объектах хранения и переработки зерна
Виды аварий
Число аварий
2004 г.
2003 г.
+/-
1. Воспламенение пылевоздушной смеси
1
1
0
2. Возгорание деревянных перекрытий мельницы
1
0
+1
Всего
2
1
+1
Таблица 2.2.17.2
Несчастные случаи со смертельным исходом на объектах
хранения и переработки зерна
Травмирующие факторы
Количество смертельно
травмированных, чел.
2004 г.
2003 г.
+/-
1. Удушье в результате попадания сыпучего продукта в дыха-
3
0
+3
тельные пути
2. Отравление аммиаком
2
0
+2
3. Травмирование рабочими органами технических устройств
0
3
-3
4. Падение с высоты
1
0
+1
Всего
6
3
+3
За 2004 год на взрывоопасных объектах хранения и переработки растительного
сырья произошло 2 аварии (в 2003 году — 1 авария).
20.01.2004 г. На ОАО «Вороновский солодовенный завод», п. Вороново Москов-
ской области, в результате самовозгорания ростков и зерновой пыли произошел пы-
легазовоздушный взрыв в бункере отходов.
В результате аварии пострадало 3 человека, частично разрушены строительные
конструкции солодовенного цеха.
Причинами аварии явились нарушение технологии хранения ростков, отсутствие
в технологических инструкциях мер безопасности при проведении работ по его за-
чистке.
На момент аварии у ОАО «Вороновский солодовенный завод» отсутствовала ли-
цензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Экспертиза
промышленной безопасности проектной документации на завод, разработанной
швейцарской фирмой «Buhler», не проводилась. Производственные помещения не-
обоснованно были отнесены к категории пожароопасных.
В ОАО «Волчихинское ХПП», Алтайский край, 18.05.2004 года из-за грубых на-
рушений регламента проведения огневых работ произошла авария, в результате
которой полностью уничтожена кровля мельницы и повреждено технологическое
оборудование.
В ОАО «Объединенные пивоваренные заводы» (г. Саранск) 17.02.2004 года при
демонтаже воздуховодов аспирационной системы с применением угловой шлифо-
вальной машины произошел локальный взрыв пыли в нории. Только благодаря на-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..