ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 21

 

 

321
результаты обследования и обоснование о наличии достаточного ресурса у основ-
ных компонентов оборудования энергоблока;
программу мероприятий по модернизации энергоблока с целью приведения его
в соответствие требованиям действующих нормативных документов;
отчет по углубленной оценке безопасности энергоблока.
Вышеуказанные документы эксплуатирующей организации стали предметом экс-
пертизы безопасности. Необходимо отметить, что отчет по углубленной оценке без-
опасности энергоблока № 2 Ленинградской АЭС доработан эксплуатирующей орга-
низацией с учетом замечаний и рекомендаций, отмеченных по результатам преды-
дущей экспертизы безопасности, которая была выполнена в НТЦ ЯРБ в 2002 году.
Результаты обследования текущего состояния строительных конструкций энер-
гоблока методами неразрушающего контроля свидетельствуют об отсутствии де-
фектов и повреждений, приводящих к снижению несущей способности или изме-
нению пространственной устойчивости их элементов. В соответствии с требования-
ми нормативных документов эксплуатирующей организацией выполнены расчеты,
которые подтвердили, что основные строительные конструкции центрального зала
и защитного ограждения первой очереди Ленинградской АЭС (энергоблоки № 1 и
№ 2) сохраняют прочность при воздействии землетрясения интенсивностью 6 бал-
лов. Результаты расчетов на воздействие воздушной ударной волны также подтвер-
дили работоспособность строительных конструкций первой очереди Ленинградской
АЭС в дополнительный период эксплуатации.
Экспертиза результатов комплексного обследования энергоблока № 2
Ленинградской АЭС подтвердила возможность эксплуатации основных компонен-
тов оборудования энергоблока в дополнительный период, в том числе оборудова-
ния КМПЦ, металлоконструкций и графитовой кладки реактора, строительных кон-
струкций зданий и сооружений энергоблока.
Представленная эксплуатирующей организацией концепция безопасности энер-
гоблока соответствует требованиям нормативных документов в области использо-
вания атомной энергии.
Результаты проведенной экспертизы безопасности позволили сделать вывод о
том, что дальнейшая эксплуатация энергоблока № 2 Ленинградской АЭС на номи-
нальной мощности возможна только после завершения всех запланированных ме-
роприятий по модернизации с целью приведения энергоблока в состояние, соответ-
ствующее требованиям действующих нормативных документов в области исполь-
зования атомной энергии.
Основные результаты экспертизы безопасности эксплуатации энергоблока № 3
Билибинской АЭС в дополнительный период.
Энергоблок № 3 Билибинской АЭС оснащен канальным водографитовым реак-
тором ЭГП-6 мощностью 12 МВт(э) и находится в эксплуатации с 1974 г. Энергоблок
обладает уникальными свойствами самозащищенности, которые обусловлены сле-
дующими факторами:
использование естественной циркуляции теплоносителя в основном циркуля-
ционном контуре при нормальных и аварийных режимах работы энергоблока;
применение трубчатых твэлов, обладающих большим запасом прочности оболо-
чек при авариях с нарушением отвода тепла и позволяющих избежать наличия про-
дуктов деления в теплоносителе при нормальных и аварийных режимах;
322
низкое удельное энерговыделение в активной зоне реактора;
простота обслуживания энергоблока, включая операции с перегрузкой топлива.
При проектировании энергоблока в качестве наиболее опасной была принята
проектная авария с разрывом одного твэла (на длине порядка 100 мм) с истечени-
ем теплоносителя в реакторное пространство, поэтому система локализации аварии
энергоблока рассчитана лишь на такую аварию. Однако, как свидетельствуют ре-
зультаты анализа, при срабатывании аварийной защиты реактора (даже при отказах
систем безопасности) в большинстве случаев не будет значимых последствий, что
всецело обусловлено высоким уровнем самозащищенности реактора.
По результатам проведенной экспертизы безопасности отмечено, что на энер-
гоблоке сохраняются отступления от требований действующих нормативных доку-
ментов. Эксплуатирующей организацией разработаны и поэтапно реализуются меры
по модернизации энергоблока с целью устранения (или компенсации) имеющихся
отступлений от требований действующих нормативных документов. Однако реали-
зованные и запланированные эксплуатирующей организацией меры по модерниза-
ции энергоблока не полностью охватывают имеющиеся отступления энергоблока
от требований нормативных документов. В связи с этим по результатам проведен-
ной экспертизы представленная концепция безопасности энергоблока признана не
соответствующей требованиям действующих нормативных документов и современ-
ному уровню развития науки и техники. Кроме этого, обоснование сейсмичности
площадки Билибинской АЭС признано недостаточным.
Анализ результатов комплексного обследования энергоблока № 3 Билибинской
АЭС и его подготовки к эксплуатации в дополнительный период не выявил факторов,
препятствующих продолжению эксплуатации энергоблока. Комиссией по обследо-
ванию отмечена техническая возможность продолжения эксплуатации энергоблока
сверх проектного срока. Представленное эксплуатирующей организацией обоснова-
ние остаточного ресурса строительных конструкций зданий и сооружений, важных
для безопасности, соответствует критериям оценки, принятым при экспертизе.
Экспертиза показала, что эксплуатация энергоблока организована в соответствии
с требованиями нормативных документов. Представленное эксплуатирующей ор-
ганизацией обоснование безопасности энергоблока при проектных и запроектных
авариях соответствует критериям оценки, принятым при экспертизе. При этом от-
мечено, что эксплуатирующей организацией не выполнен вероятностный анализ
безопасности энергоблока № 3 Билибинской АЭС.
Представленное эксплуатирующей организацией обоснование безопасности гра-
фитовой кладки, барабана-сепаратора и металлоконструкций реактора при эксплу-
атации в дополнительный период, равный 15 лет, признано по результатам экспер-
тизы недостаточным. Однако текущее (на 2005 г.) состояние графитовой кладки,
барабана-сепаратора и металлоконструкций реактора соответствует требованиям
нормативных документов. Учитывая незначительную скорость накопления повреж-
дений, можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что состояние указан-
ных элементов энергоблока будут удовлетворять требованиям нормативных доку-
ментов в течение ближайших 5 лет.
По результатам проведенной экспертизы безопасности не выявлено факторов,
препятствующих продолжению эксплуатации энергоблока № 3 Билибинской АЭС
в дополнительный период до 2011 года. Эксплуатирующей организации предложе-
но учесть замечания и рекомендации, отмеченные по результатам экспертизы.
323
Совершенствование системы экспертизы безопасности.
С целью совершенствования системы экспертизы безопасности в 2005 году была
разработана новая редакция руководящего документа «Требования к составу ком-
плекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение проведения экс-
пертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безо-
пасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и/или ка-
чества заявленной деятельности» (РД-03-15-2005). Особенностями новой редакции
руководящего документа являются повышенные требования к обоснованию науч-
но-технического и организационно-технического обеспечения со стороны эксперт-
ной организации при проведении экспертизы, к организации экспертизы на основе
применения в системе менеджмента качества процессного и системного подходов,
предусматривающих управление деятельностью экспертной организации и соответ-
ствующими ресурсами как совокупностью взаимосвязанных процессов.
Повышение качества экспертизы безопасности в Ростехнадзоре обеспечивается
комплексом постоянно совершенствующихся мер, которые включают в себя:
привлечение к экспертизе высококвалифицированных технических экспертов;
применение экспертами современных методов выполнения экспертизы;
обеспечение экспертов актуальной технической информацией об объектах ис-
пользования атомной энергии и опыте их эксплуатации;
наличие научно-методического обеспечения проведения экспертизы;
применение процессного и системного подходов при организации и проведении
экспертизы;
внедрение и развитие систем менеджмента качества, применяемых при органи-
зации и проведении экспертизы безопасности.
В НТЦ ЯРБ развитие системы менеджмента качества экспертизы в 2005 году осу-
ществлялось преимущественно в следующих направлениях:
совершенствование научно-методического обеспечения проведения эксперти-
зы, в частности, выполнены обзоры актуального состояния и оценки мероприятий
по модернизации и повышению безопасности эксплуатации энергоблоков АЭС с
ВВЭР-1000 и РБМК-1000, результаты которых будут учитываться экспертами при
проведении экспертизы безопасности;
разработка порядка аттестации экспертов в области использования атомной энер-
гии, совершенствование реестра экспертов с применением анкеты, разработанной
на основе унифицированного тематического рубрикатора;
пересмотр действующих инструкций, применяемых при экспертизе, в частно-
сти, «Инструкции к составлению Технического задания на организацию и прове-
дение экспертизы» и «Инструкции к составлению заключения эксперта по отдель-
ному вопросу»;
привлечение всех сотрудников к деятельности по совершенствованию системы
менеджмента качества экспертизы.
В 2005 году НТЦ ЯРБ получил российский и международный сертификаты о со-
ответствии действующей в НТЦ ЯРБ системы менеджмента качества (применитель-
но к экспертизе безопасности, научным исследованиям и разработке нормативных
документов в области использования атомной энергии) требованиям стандартов се-
рии ИСО 9001-2001.
Осуществляемая в системе Ростехнадзора аттестация программных средств в об-
ласти использования атомной энергии направлена на повышение качества расчет-
324
ных обоснований ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ, и тем самым, на
повышение качества экспертизы, осуществляемой в рамках установленной проце-
дуры лицензирования. Аттестации подлежат российские и зарубежные программ-
ные средства — как новые, так и уже применяемые. Согласно «Положению об атте-
стации программных средств, применяемых при обосновании безопасности ОИАЭ»
(РД-03-17-2001), объектами аттестации являются программные средства, применя-
емые:
для обоснования проектов, технических решений, параметров и режимов, влия-
ющих на безопасность объектов использования атомной энергии;
в технологических системах, обеспечивающих безопасность ОИАЭ, включая
транспортные и исследовательские реакторы, хранилища отработанного топлива,
транспортные контейнеры и т.п.
Для организации экспертизы и аттестации программных средств в области ис-
пользования атомной энергии с 1991 года при НТЦ ЯРБ действует Совет по ат-
тестации программных средств. Состав Совета пересматривается раз в три года.
При Совете функционируют 9 секций, которые проводят экспертизу программ-
ных средств по различным направлениям (нейтронная физика, тепло-гидравли-
ка, радиационная защита и радиационная безопасность, прочность оборудования,
трубопроводов и строительных конструкций, вероятностный анализ безопасно-
сти и др.).
В настоящее время в деятельности Совета и его секций участвуют представители
24 научных и технических организаций Российской Федерации. В 2005 году было
уточнено направление деятельности секции №7 Совета и начато формирование ее
состава. Эта секция уполномочена проводить экспертизу программных средств,
входящих в состав управляющих систем, применяемых на объектах использования
атомной энергии.
В разделе 2.7. настоящего Отчета приводятся результаты работы по аттестации
программных средств.
В 2005 году Совет по аттестации программных средств осуществил экспертизу 2-х
программных средств, которые будут применяться также экспертами НТЦ ЯРБ при
проведении экспертизы в рамках действующей процедуры лицензирования:
теплофизический модуль программы Зенит-95 [версия 6.0.01] (РФ), который
предназначен для решения стационарного и нестационарного уравнений теплопро-
водности с учётом лучистого теплообмена в рамках расчета напряженно-деформи-
рованного состояния элементов пространственных конструкций;
программный комплекс ЛИРА (Украина), который предназначен для линейно-
упругого расчета напряженно-деформированного состояния строительных кон-
струкций на статические и динамические воздействия, в числе которых: силовые,
температурные, деформационные, приложенные к узлам и элементам, произволь-
ные сосредоточенные и распределенные силы и моменты, распределенная темпе-
ратура, вынужденные узловые смещения; собственные колебания.
В числе аттестованных ПС, применяемых при экспертизе безопасности, также
следующие известные отечественные и зарубежные программные средства: КУПОЛ-
М [версия 1.10] (РФ), COTRAN-M (РФ), RELAP-ВВЭР (США), Risk Spectrum PSA
(Швеция) и др.
325
Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения.
Одной из значимых проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня ор-
ганизации экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, по-
прежнему является объективный дефицит высококвалифицированных технических
экспертов. Это обусловлено несколькими обстоятельствами, среди них:
фактическое отсутствие «рынка» высококвалифицированных специалистов сред-
него возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями и потен-
циально могут быть экспертами в области использования атомной энергии (след-
ствие «провала» подготовки специалистов с высшим образованием, вызванного син-
дромом Чернобыльской аварии);
высокая занятость высококвалифицированных специалистов, работающих в ве-
дущих организациях отрасли, что практически исключает возможность их привле-
чения в нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
НТЦ ЯРБ проводит постоянную работу, направленную на поиск высококвали-
фицированных технических специалистов, которых можно было бы привлечь в ка-
честве экспертов в области использования атомной энергии. Однако решить дан-
ную проблему чрезвычайно непросто.
Еще одной значимой проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня
экспертизы безопасности, является проблема сохранения знаний и опыта, которыми
располагают эксперты старшего возраста, которые, к сожалению, уходят на пенсию.
Текущая практика ряда западных стран (в частности, Германии и США) свидетель-
ствует о принятии в этих странах срочных мер для максимального сохранения зна-
ний уходящего поколения экспертов. Соответствующая деятельность в этих странах
проводится под лозунгом «менеджмент знаний», активно поддерживается органа-
ми регулирования и всемерно финансируется государством. Несомненно, что ана-
логичные меры по «менеджменту знаний» назрели и в России, что требует опреде-
ляющих решений со стороны руководства Ростехнадзора.
2.4.2. Экспертиза промышленной безопасности
Целью экспертизы промышленной безопасности является определение соот-
ветствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышлен-
ной безопасности. Обязательные требования, в области экспертизы промышлен-
ной безопасности определены Федеральным законом «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов», а также нормативными документами
Ростехнадзора.
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности организо-
вана в рамках Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безо-
пасности, которая представляет собой совокупность участников этой деятельности,
а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых
организуется и осуществляется аккредитация и экспертная деятельность в области
промышленной безопасности.
Развитие Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопас-
ности в 2005 году было связано с обеспечением выполнения требований Федерального
закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в
условиях либерализации экономики, а также с решением задач по организационно-
му обеспечению экспертной деятельности, нормативно-методическому и информа-
ционному обеспечению процедур экспертизы промышленной безопасности.
326
В 2005 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору России утверждено и зарегистрировано 194375 заключений экспер-
тизы промышленной безопасности, в утверждении 5340 заключений было отказано
ввиду их несоответствия установленным требованиям (по данным, полученным от
55 УТЭН). Распределение утвержденных заключений по объектам экспертизы про-
мышленной безопасности приведено на диаграмме (рис 1).
Декларации
промышленной
безопасности и
Проектная
Здания и
иные документы
документация
сооружения
3 %
13 %
5 %
Технические
устройства
79 %
Рис. 2.4.2.1. Распределение утвержденных заключений по объектам экспертизы
промышленной безопасности
Основной объем экспертизы приходится на технические устройства, применяе-
мые на опасных производственных объектах и связан с продлением сроков их без-
опасной эксплуатации.
Организация деятельности по проведению экспертизы промышленной безопас-
ности в 2005 году была связана со следующими направлениями работ:
аттестацией экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопас-
ности;
аккредитацией экспертных организаций;
подготовкой и повышением квалификации экспертов и специалистов эксперт-
ных организаций в области промышленной безопасности.
В 2005 году была продолжена работа по международному признанию Системы экс-
пертизы и аккредитации и подписания Многостороннего соглашения по аккредита-
ции с Европейским сотрудничеством по аккредитации, которая была начата в 2003 году.
Была проведена предварительная проверка Координирующего органа — ФГУП «НТЦ
«Промышленная безопасность» в качестве Органа аккредитации группой оценщиков
Европейского сотрудничества по аккредитации. Группа оценки положительно оценила
деятельность НТЦ «Промышленная безопасность» и рекомендовала перейти к следу-
ющему этапу признания — полной оценке. Ведется подготовка к полной оценке НТЦ
«Промышленная безопасность» в качестве Органа аккредитации расширенной груп-
пой оценщиков Европейского сотрудничества по аккредитации.
В 2005 году функционировало 710 аккредитованных экспертных организаций (из
них 116 аккредитовано в 2005 году), 20 независимых органов по аттестации экспер-
тов, 31 территориальный уполномоченный орган по проверке экспертных органи-
заций, 23 — по проверке независимых учебных центров и 5 — по проверке испыта-
тельных лабораторий. За 2005 год аттестовано 2127 экспертов.
327
В 2005 г. продолжались работы по развитию Системы неразрушающего контроля,
как одного из элементов обеспечения промышленной безопасности, связанного с
повышением эффективности контроля состояния технических устройств, зданий и
сооружений на опасных производственных объектах в следующих направлениях:
аккредитация независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающе-
го контроля, независимых органов по аттестации персонала в области неразруша-
ющего контроля, независимых органов по аттестации методических документов по
неразрушающему контролю и независимых органов по аттестации средств нераз-
рушающего контроля;
аттестация лабораторий неразрушающего контроля;
аттестация персонала в области неразрушающего контроля.
С целью приведения процедур подтверждения компетентности органов оценки
соответствия в соответствие с требованиями Европейского сотрудничества по ак-
кредитации, в 2005 г., наряду с проведением аттестации лабораторий неразрушаю-
щего контроля, введена аккредитация испытательных лабораторий.
В настоящее время функционируют 38 независимых органов по аттестации ла-
бораторий неразрушающего контроля, 24 независимых органа по аттестации пер-
сонала в области неразрушающего контроля, 2 независимых органа по аттестации
средств неразрушающего контроля и 1 независимый орган по аттестации методи-
ческих документов. На конец 2005 г. аттестовано 2746 лабораторий неразрушающе-
го контроля (из них в 2005 г. — 1175), аккредитованы 4 испытательные лаборатории.
Прошли подготовку и аттестовано 14710 специалистов неразрушающего контроля,
выполняющих работы на опасных производственных объектах.
Перспективными направлениями работ, связанными с совершенствованием
Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности, сле-
дует считать:
проведение работ по реформированию организационных структур и документов
Системы аккредитации в области промышленной безопасности в части их соответ-
ствия Федеральному закону о «Техническом регулировании» при оценке соответ-
ствия и по признанию Системы аккредитации Европейским сотрудничеством по
аккредитации;
расширение работ по аккредитации органов и проведению работ по оценке со-
ответствия организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной
безопасности для опасных производственных объектов по проектированию, стро-
ительству, реконструкции опасных производственных объектов, монтажу, налад-
ке и ремонту технических устройств, применяемых на опасных производственных
объектах;
расширение работ по аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих
испытания механические, технологические и на коррозионную стойкость, структур-
ные и аналитические исследования, специальные виды испытаний;
организация аккредитации органов оценки соответствия на объектах электроэ-
нергетики и по экологическому контролю;
организация работ по добровольной аттестации методических документов и
средств неразрушающего контроля.
328
2.4.3. Государственная экологическая экспертиза
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.2004г. № 401, Ростехнадзор является специально
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы
в установленной сфере деятельности.
Структура подразделений Ростехнадзора, осуществляющих организацию и про-
ведение государственной экологической экспертизы, включает:
на федеральном уровне — Управление государственной экологической экспер-
тизы;
на региональном уровне — подразделения государственной экологической экс-
пертизы в территориальных управлениях Ростехнадзора.
Отделы государственной экологической экспертизы существуют во всех терри-
ториальных управлениях Ростехнадзора.
Общая численность специалистов, осуществляющих организацию и проведение
государственной экологической экспертизы в установленной сфере деятельности
Ростехнадзора, — 443 человека, включая 16 человек — в Управлении государствен-
ной экологической экспертизы центрального аппарата. Данные о численности от-
делов государственной экологической экспертизы территориальных управлений
Ростехнадзора в разрезе федеральных округов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о деятельности Ростехнадзора в области организации и проведения
государственной экологической экспертизы в 2005 году
Т00
Центральный аппарат
16
465
420
175
84
53
450
420
13136320,55
13056177,95
Итого
16
465
420
175
84
53
450
420
13136320,55
13056177,95
Центральный федеральный округ
Т01
УТЭН по городу Москве
18
2087
1112
993
119
572
150
2620
10245678,45
9757789
Т02
УТЭН по Московской
12
3191
2331
2061
108
1556
85
0
15932883
14421727,61
области
Т03
УТЭН по Рязанской об-
5
486
393
383
10
93
53
393
1700000
1700000
ласти
Т04
УТЭН по Смоленской
5
594
574
556
18
20
45
574
1463000
1028000
области
Т05
УТЭН по Тверской об-
6
2540
2169
1260
32
371
102
1292
9910110
8545900
ласти
Т06
УТЭН по Белгородской
6
689
679
509
34
10
41
689
5964684
5132620
области
Т07
УТЭН по Курской об-
5
639
616
586
3
13
54
616
2897756
2631592
ласти
Т08
УТЭН по Брянской об-
5
792
707
630
41
85
49
2761000
2698882,02
ласти
Т09
УТЭН по Калужской об-
5
346
314
251
4
32
55
268
1540000
1480000
ласти
329
Т10
УТЭН по Орловской об-
5
528
484
430
54
0
38
484
1440000
1390000
ласти
Т11
УТЭН по Тульской об-
5
556
476
384
15
86
52
405
2310000
1699636
ласти
Т12
УТЭН по Воронежской
4
672
537
515
22
135
136
537
1983000
2004000
области
Т13
УТЭН по Липецкой об-
5
711
682
599
28
29
49
627
1892000
1759000
ласти
Т14
УТЭН по Тамбовской об-
6
498
431
355
71
47
54
451
1013500
867701
ласти
Т15
УТЭН по Владимирской
5
260
151
118
30
3
110
148
1274677
929999
области
Т16
УТЭН по Ивановской
5
673
291
265
10
1
40
291
1430000
1430000
области
Т17
УТЭН по Костромской
6
1525
1134
1006
128
82
62
1443
3760000
3296000
области
Т18
УТЭН по Ярославской
6
1734
996
853
51
74
51
904
6800000
6200000
области
Итого
114
18521
14077
11754
778
3209
1226
11742
74318288,45
66972846,63
Северо-Западный федеральный округ
Т19
УТЭН по городу Санкт-
8
1033
994
975
19
52
126
994
12932202,93
12318886,86
Петербургу
Т20
УТЭН по Ленинградской
5
800
244
239
5
556
150
10
3139053,5
2358226,56
области
Т21
УТЭН по
3
563
469
442
27
39
442
3730800
3464800
Калининградской обла-
сти
Т22
УТЭН по Новгородской
5
290
263
249
2
27
1220000
1084000
области
Т23
УТЭН по Псковской об-
5
112
89
70
10
23
32
80
656000
609000
ласти
Т24
УТЭН по Республике
5
389
308
262
12
81
100
274
2676000
2375800
Карелия
Т25
Печорское межрегио-
8
269
195
169
13
73
72
182
1621876
1080870
нальное УТЭН
Т26
УТЭН по Мурманской
5
201
193
166
10
8
72
176
1468000
1319000
области
Т27
УТЭН по Архангельской
5
1091
572
555
17
188
165
555
2217000
1611000
области
Т28
УТЭН по Вологодской
6
720
705
607
18
15
311
720
3921000
3150000
области
Итого
55
5468
4032
3734
106
1050
1067
3433
33581932,43
29371583,42
Южный федеральный округ
Т29
УТЭН по Ростовской об-
5
1162
1093
878
14
201
38
892
7120000
7070000
ласти
Т30
Северо-Кавказское меж-
7
4965
4485
4382
103
480
299
0
21928000
20434000
региональное УТЭН
Т31
УТЭН по Республике
5
89
89
78
3
10
81
340000
220000
Ингушетия
Т32
УТЭН по Республике
5
170
130
80
4
57
80
84
1547000
937000
Дагестан
330
Т33
УТЭН по Чеченской
5
110
110
91
6
11
97
1760000
1163000
Республике
Т34
УТЭН по Кабардино-
5
116
109
96
0
7
11
96
93800
93800
Балкарской Республике
Т35
УТЭН по
5
240
223
187
7
9
72
194
2131000
1991000
Ставропольскому краю
Т36
УТЭН по Карачаево-
1
263
227
195
5
36
7
200
1151000
1061000
Черкесской Республике
Т37
УТЭН по Республике
4
375
359
357
2
16
33
375
0,049485
0,049485
Северная Осетия —
Алания
Т38
УТЭН по Астраханской
5
331
265
213
16
66
80
331
946000
845000
области
Т39
Нижне-Волжское межре-
7
1763
1615
1176
168
148
105
1338
11819000
9686000
гиональное УТЭН
Итого
54
9584
8705
7733
319
1029
746
3688
48835800,05
43500800,05
Приволжский федеральный округ
Т40
УТЭН по Нижегородской
8
1225
1114
1099
15
111
48
1114
7336000
6660000
области
Т41
УТЭН по Республике
5
729
511
232
185
320
73
511
5044114,32
4616398,76
Башкортостан
Т42
УТЭН по Республике
5
193
183
162
5
10
60
167
212974,86
178577,97
Марий Эл
Т43
УТЭН по Республике
8
2142
2064
1557
507
78
190
1063
10348000
9427000
Татарстан (Татарстан)
Т44
УТЭН по Чувашской
5
569
451
307
144
30
65
451
1860000
1860000
Республике — Чувашия
Т45
УТЭН по Республике
5
395
308
275
12
68
24
316
474000
418000
Мордовия
Т46
УТЭН по Удмуртской
5
748
678
506
8
70
73
514
9486543
6005682
Республике
Т47
УТЭН по Кировской об-
5
443
343
194
103
100
104
291
2163000
1936000
ласти
Т48
Пермское межрегиональ-
6
714
653
453
30
61
287
483
6396000
5593000
ное УТЭН
Т49
УТЭН по Оренбургской
5
283
236
149
54
47
50
236
2200000
2100000
области
Т50
УТЭН по Пензенской
5
358
348
334
14
10
45
348
777000
522000
области
Т51
УТЭН по Саратовской
5
186
167
155
20
29
175
1146000
1149000
области
Т52
УТЭН по Ульяновской
5
492
342
297
15
150
78
312
1246000
1186000
области
Т53
УТЭН по Самарской об-
5
740
696
531
12
44
130
543
6990000
6787000
ласти
Итого
77
9217
8094
6251
1124
1099
1256
6524
55679632,18
48438658,73
Уральский федеральный округ
Т54
УТЭН по Свердловской
7
1443
1146
650
86
297
280
736
5305000
3910000
области
Т55
УТЭН по Курганской об-
5
387
358
343
6
9
70
407
1705000
1512000
ласти
331
Т56
УТЭН по Челябинской
5
514
338
245
9
176
129
509
3169000
2810000
области
Т57
УТЭН по Тюменской об-
5
695
691
650
14
4
38
691
9286107
8549387
ласти
Т58
УТЭН по Ханты-
5
1734
1734
1072
65
43
183
1072
39930207,99
33837357,35
Мансийскому АО —
Югра
Т59
УТЭН по Ямало-
3
889
879
551
12
20
52
563
35322258,62
30139518,7
Ненецкому АО
Итого
30
5662
5146
3511
192
549
752
3978
94717573,61
80758263,05
Сибирский федеральный округ
Т60
УТЭН по Новосибирской
5
1057
530
492
17
134
149
517
2442000
2284000
области
Т61
УТЭН по Омской обла-
6
624
275
7
305
80
370
282
3205000,2
2704000
сти
Т62
УТЭН по Томской об-
5
1486
1110
997
61
376
165
1110
19083248
16667108
ласти
Т63
Алтайское межрегио-
10
1334
1045
905
78
289
139
1045
4172000
4012000
нальное УТЭН
Т64
УТЭН по Республике
5
296
276
265
11
20
40
276
2540000
2360000
Бурятия
Т65
УТЭН по Республике
5
156
120
83
0
12
34
120
905000
853000
Хакасия
Т66
Енисейское межрегио-
6
1415
1283
1262
27
120
1131
1283
5629984,78
4451693,55
нальное УТЭН
Т67
Иркутское межрегио-
5
459
109
88
8
230
232
96
1300000
1210000
нальное УТЭН
Т68
УТЭН по Кемеровской
5
523
312
234
6
186
240
285
4087000
3676000
области
Т69
Читинское межрегио-
9
566
452
431
11
62
149
446
3873484
3603800
нальное УТЭН
Т70
УТЭН по Таймырскому
3
79
75
0
0
4
31
75
2900000
2700000
(Долгано-Ненецкому) АО
Итого
64
7995
5587
4764
524
1513
2680
5535
50137716,98
44521601,55
Дальневосточный федеральный округ
Т71
Хабаровское межрегио-
5
634
533
454
48
269
117
501
6295250
5723326
нальное УТЭН
Т72
УТЭН по Амурской об-
5
196
152
95
3
45
48
95
1038800
797000
ласти
Т73
УТЭН по Республике
6
418
385
327
58
33
23
80
3544785,39
2914382,34
Саха (Якутия)
Т74
УТЭН по Приморскому
5
1238
783
576
12
509
89
588
5179295
5143766
краю
Т75
Камчатское межрегио-
3
136
87
84
3
49
147
87
1173000
1173
нальное УТЭН
Т76
УТЭН по Магаданской
3
113
113
112
1
1
17
197
1100000
1000000
области
Т77
УТЭН по Сахалинской
5
325
297
132
14
114
34
146
1825000
1535000
области
Т78
УТЭН по Чукотскому АО
1
102
102
70
1
9
13
102
1240000
1180000
Итого
33
3162
2452
1850
140
1029
488
1796
21396130,39
18294647,34
Итого за 2005 год
443
60074
48513
39772
3267
9531
8665
37116
95714418,84
85267493,97
332
В 2005 году 46 представителей территориальных управлений прошли обуче-
ние в рамках повышения квалификации государственных служащих по курсу
«Экологическая экспертиза» в Институте рыночной инфраструктуры при Академии
им. Плеханова.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая рассмотренные, откло-
ненные, принятые на ГЭЭ.
По объектам федерального уровня:
- общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ — 465;
- количество материалов, принятых на ГЭЭ — 420;
- количество отклоненных материалов — 53;
- количество материалов, по которым завершена работа экспертных комиссий
ГЭЭ — 259;
- количество утвержденных положительных заключений экспертных комис-
сий — 175;
- количество отрицательных заключений экспертных комиссий — 84.
Виды документации, представляемой в 2005 году на государственную экологи-
ческую экспертизу федерального уровня, указаны в таблице 2.
Количество представленной на государственную экологическую экспертизу фе-
дерального уровня документации различных видов составляет:
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организа-
ций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осущест-
вление которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в
пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации или объем ино-
странных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов — 120 матери-
алов (46 % от общего объема проведенных государственных экологических экспер-
тиз документации);
материалы, обосновывающие безопасность лицензируемой деятельности, спо-
собной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду — 113 материа-
лов (43 %);
проекты правовых актов, международных договоров Российской Федерации, ре-
ализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую сре-
ду — 9 материалов (3.5 %);
проекты технической документации на новые технику и технологии — 10 мате-
риалов (3.8 %);
проекты целевых федеральных программ, при реализации которых может быть
оказано воздействие на окружающую среду — 2 материала (0.7 %);
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятель-
ность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружаю-
щую природную среду в пределах двух и более субъектов Российской Федерации —
8 материалов (3 %).
По объектам регионального уровня:
- общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ — 59609;
- количество материалов, принятых на ГЭЭ — 48093;
- количество отклоненных материалов — 9478;
- количество материалов, по которым завершена работа экспертных комиссий
ГЭЭ — 42780;
333
- количество положительных заключений экспертных комиссий — 39597;
- количество отрицательных заключений экспертных комиссий — 3183.
Сведения по прохождению ГЭЭ в разрезе федеральных округов Российской
Федерации представлены в таблице 1.
Виды документации, представляемой в 2005 году на государственную экологи-
ческую экспертизу регионального уровня, указаны в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о видах документации, представленной на государственную экологическую
экспертизу в Ростехнадзор в 2005 году
Проекты
Проекты
ТЭО и проекты
Материалы по
Материалы,
Проекты
Иные виды до-
правовых
программ и
строительства,
созданию ор-
обосновываю-
техниче-
кументации, ка-
актов
схем
реконструкции
ганизаций гор-
щие безопас-
ской доку-
сающейся хо-
но-добываю-
ность лицен-
ментации
зяйственной и
щей и перера-
зируемой дея-
на новые
иной деятельно-
батывающей
тельности
технику и
сти…
промышлен-
технологии
ности
Централь-
5
2
2
1
1
0
112
8
11
0
0
0
47
66
26
4
6
1
8
0
0
ный аппа-
рат
ЦФО
0
0
0
54
1
0
7223
442
1809
6
0
0
2186
112
319
6
0
0
1829
140
691
СЗФО
3
0
0
0
0
0
2350
71
794
0
0
0
334
18
38
0
0
0
1052
29
232
ЮФО
1
1
0
0
0
1
2738
118
372
20
2
13
784
20
88
0
0
0
507
5
31
ПФО
0
1
1
3
0
0
4958
819
659
44
7
0
1429
302
93
10
1
0
458
37
43
УФО
1
0
4
2
1
0
1409
74
110
2
0
1
433
18
83
2
0
0
590
34
83
СФО
1
0
1
3
0
0
2335
137
674
36
1
13
250
10
106
22
0
0
1209
52
215
ДФО
0
0
0
0
0
0
1178
81
689
53
5
25
301
28
69
0
1
1
303
4
42
ИТОГО
11
4
8
63
3
1
22303
1750
5118
161
15
52
5764
574
822
44
8
2
5956
301
1337
Количество представленной на государственную экологическую экспертизу ре-
гионального уровня документации различных видов составляет:
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организа-
ций и иных объектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов, на-
ходящихся в ведении Российской Федерации — 23933 материала (66 % от общего
объема проведенных государственных экологических экспертиз документации);
материалы, обосновывающие безопасность лицензируемой деятельности, спо-
собной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду — 6225 матери-
алов (15 %);
проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реа-
лизация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую сре-
ду — 8 материалов (0,02 %);
материалы по созданию организаций горонодобывающей и перерабатываю-
щей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов —
176 материалов (0,4 %);
334
проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, при реализации
которых может быть оказано воздействие на окружающую среду — 64 материала
(0,15 %);
иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятель-
ность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружаю-
щую природную среду в пределах двух и более субъектов Российской Федерации —
6249 материалов (14,6 %);
проекты технической документации на новые технику и технологии (объекты госу-
дарственной экологической экспертизы федерального уровня) — 42 материала (3,8 %).
Из всего объема представленных на государственную экологическую эксперти-
зу материалов доля документации, не принятой на государственную экологическую
экспертизу, составляет:
на федеральном уровне — 11 %;
на региональном уровне — 16 %.
Доля отрицательных заключений государственной экологической экспертизы,
проведенной в 2005 году, составляет:
на федеральном уровне — 32 %;
на региональном уровне — 7 %.
Основные недостатки материалов, представляемых на ГЭЭ.
1. Отсутствие необходимых согласований контрольных и надзорных органов
2. Отсутствие материалов, отражающих общественное мнение по вопросам на-
мечаемой деятельности
3. Низкое качество проектной документации
4. Нарушения и отклонения от норм проектирования при разработке раздела
«Охрана окружающей среды» (недостаточно полная или некорректная разработка
мероприятий по очистке выбросов вредных веществ в атмосферу, промышленных
и поверхностных стоков, неверные расчеты объемов образования отходов произ-
водства)
5. Недостаточная проработка вопросов в части оценки воздействия на окружа-
ющую среду и разработки мероприятий по минимизации воздействия объектов хо-
зяйственной деятельности на окружающую среду
6. Отсутствие в сметных расчетах сведений о затратах на природоохранные ме-
роприятия
7. Отсутствие расчетов экологического ущерба, в том числе в случае возникно-
вения возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций
8. Представление искаженной информации
9. Нерациональное отчуждение ценных земель и других угодий
10. Низкое качество или отсутствие графического материала
11. Отсутствие альтернативных вариантов размещения объектов
Достаточность материально-технических и информационных ресурсов для обе-
спечения работы экспертных подразделений.
Материально-техническое обеспечение работы экспертных подразделений удо-
влетворительное.
Информационное обеспечение работы экспертных подразделений можно при-
знать неудовлетворительным. Отсутствуют автоматизированные системы сопровож-
дения работы экспертных подразделений (единые реестры объектов государственной
335
экологической экспертизы и экспертов, привлекаемых к работе экспертных комис-
сий; программы расчетов стоимости государственной экологической экспертизы и
оформления соответствующих документов (смет, актов выполненных работ, догово-
ров на оказание услуг и актов выполненных работ с экспертами и прочее). Отмечается
низкое обеспечение работы экспертных подразделений и привлекаемых в эксперт-
ные комиссии экспертов нормативно-методическими документами.
Ведение реестров объектов ГЭЭ и экспертов.
В реестр объектов государственной экологической экспертизы Ростехнадзора в
2005 году включено 37116 объектов.
Реестр экспертов, привлекаемых Ростехнадзором в состав экспертных комиссий
государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня,
включает 8665 специалистов.
Результаты надзора за территориальными управлениями Ростехнадзора в сфе-
ре осуществления деятельности в области государственной экологической экспер-
тизы.
В 2005 году Управлением государственной экологической экспертизы
Ростехнадзора осуществлена проверка экспертных подразделений 4-х территориаль-
ных органов Ростехнадзора — УТЭН по Ростовской области; УТЭН по Кемеровской
области; Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и
экологическому надзору; УТЭН по г. Москве.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения при организации и
проведении государственной экологической экспертизе:
- экспертные комиссии государственных экологических экспертиз состоят из чет-
ного количества членов экспертных комиссий, что противоречит Регламенту про-
ведения государственной экологической экспертизы;
- несоблюдение сроков проведения государственной экологической экспертизы;
- отдельные объекты определяются как объекты, не требующие проведения го-
сударственной экологической экспертизы.
Общая информация о средствах, поступающих за проведение ГЭЭ
В течение 2005 года за организацию и проведение государственной экологиче-
ской экспертизы к оплате представлено счетов на сумму 95714.418 тыс. руб., опла-
чено счетов на сумму — 85267.494 тыс. руб.
Средства поступают на оплату труда внештатных экспертов, техническое обеспе-
чение государственной экологической экспертизы.
Предложения по совершенствованию работы территориальных органов
Ростехнадзора в части организации и проведения ГЭЭ
Нормативное правовое, методическое и инструктивное обеспечение.
Необходимо разработать и утвердить:
Нормативные документы, разграничивающие сферы деятельности
Росприроднадзора и Ростехнадзора в области организации и проведения государ-
ственной экологической экспертизы
Порядок организации и проведения государственной экологической эксперти-
зы и инструкцию по ее организации и проведению
336
Пакет нормативных актов по реализации положений Федерального закона от
31.12.2005 № 199-ФЗ в области государственной экологической экспертизы
Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при про-
ведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении эко-
логического обоснования хозяйственной и иной деятельности.
Перечень органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, заклю-
чения (согласования) которых являются составной частью материалов, представля-
емых на государственную экологическую экспертизу
Классификатор объектов государственной экологической экспертизы в зависи-
мости от степени экологической опасности
Рекомендации по оформлению заключений ГЭЭ
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых в
обязательном порядке проводится оценка воздействия намечаемой деятельности на
окружающую среду
Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду на раз-
ных стадиях проектирования хозяйственной и иной деятельности
Инструкцию о порядке проведения государственной экологической экспертизы
материалов, обосновывающих получение лицензии на право осуществлять сбор, ис-
пользование, обезвреживание, размещение и транспортировку опасных отходов
Методические рекомендации по проведению государственного контроля за со-
блюдением выполнения требований и рекомендаций государственной экологиче-
ской экспертизы
Инструкцию о порядке продления срока действия заключения государственной
экологической экспертизы по объектам незаконченным строительством
Информационное обеспечение
Разработать и внедрить единую автоматизированную информационную систе-
му государственной экологической экспертизы Ростехнадзора, позволяющую осу-
ществлять:
- учет объектов, представленных на ГЭЭ и получивших заключения ГЭЭ;
- учет соблюдения регламента организации и проведения ГЭЭ;
- контроль сроков действия положительных заключений ГЭЭ;
- ведение электронного банка заключений экспертных комиссий и банка дан-
ных о внештатных экспертах;
- учет требований, подлежащих государственному экологическому контролю;
- учет движения средств за организацию и проведение ГЭЭ;
- формирование в автоматическом режиме документов, сопровождающих рабо-
ту по организации и проведению государственной экологической экспертизы (ти-
повые письма, приказы, формы заключений).
Обеспечить подразделения экологической экспертизы доступом в «Интернет»
и к необходимым для работы правовым информационным системам, библиотекам
проектно-технической документации
Юридическое обеспечение.
Ввести практику обобщения судебного опыта по результатам разрешения споров
в области государственной экологической экспертизы
Работа с персоналом
Организовать систему повышения квалификации специалистов государственной
экологической экспертизы и обмена опытом специалистов государственной эколо-
гической экспертизы (семинары, конференции, тренинги)

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..