ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 25

 

 

385
Экономические темы
Чаще всего граждане обращались по фактам строительства новых объектов с от-
клонениями от ранее согласованных проектов (увеличение этажности, размещение
дополнительных сооружений, изменение функционального назначения объекта и т.
д.); по фактам нарушения СНиПов при строительстве, несоблюдения требований
промышленной безопасности при работе башенных кранов на строительстве мно-
гоквартирных жилых домов, несоблюдения норм и правил пожарной безопасности
при строительстве жилых домов, неисправного состояния лифтов с просьбами о за-
мене старых лифтов на новые.
Граждане обращались за разъяснениями о порядке выдачи технических условий
и об условиях оплаты за технологическое присоединение энергетических устано-
вок; о правилах учета и расчетах недоучтенной электрической энергии при нару-
шении схем учета.
В обращениях содержались жалобы на перерывы в электроснабжении поселков и
хуторов; нелегальное подсоединение к линиям электропередачи и самовольную их
эксплуатацию; на отказы энергоснабжающих организаций в технологическом при-
соединении электроустановок граждан к электрической сети, вызванные стремле-
нием энергоснабжающих организаций переложить затраты на развитие собственных
электрических сетей на граждан, которые нуждаются в технологическом присоеди-
нении своих электроустановок; на отказ энергоснабжающих организаций в выдаче
технических условий для электроснабжения электроустановок потребителей; пре-
доставление некачественных услуг по электроснабжению — несоответствие предо-
ставляемой электрической энергии требованиям ГОСТа и, как следствие, выход из
строя электроприборов; ограничения в подаче электрической энергии.
В письмах граждан содержались жалобы на неудовлетворительное состояние
распределительных электрических сетей 0,4 кВ вследствие высокой степени их
износа (более 70 %) и на несоблюдение Правил технической эксплуатации элек-
трических станций и сетей; на неисправность пунктов учета энергии у потреби-
телей; на несоблюдение эксплуатирующими организациями (ЖЭУ) требований
Правил технической эксплуатации электроустановок и Межотраслевых правил
по охране труда при эксплуатации электроустановок; на несоблюдение Правил
охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В и Правил устройства
энергоустановок при строительстве общественных зданий вблизи высоковольт-
ных линий.
В письмах граждан содержались жалобы на нарушение требований промышлен-
ной безопасности при строительстве и эксплуатации наружных газопроводов; на
строительство газопроводов без проектной документации; прохождение надземных
газопроводов по территории жилых и дачных массивов; нарушения Правил охраны
газораспределительных сетей, жалобы на прокладку газопроводов с приближением
к жилым домам, отсутствие технического обслуживания газопроводов. Основные
причины обращений — граждане считают, что строительство газопроводов ведется
с отступлением от требований СНиП и не проводится необходимое техническое об-
служивание газовых сетей. В рамках реализации программы по газификации сель-
ской местности поступало много обращений, связанных с финансированием стро-
ительства межпоселковых и внутрипоселковых сетей.
Вызывали обеспокоенность граждан нарушения правил эксплуатации объектов
котлонадзора, нарушения правил теплоснабжения, нарушения при эксплуатации
386
опасных производственных объектов, неудовлетворительное состояние оборудова-
ния, находящегося на балансе коммунальных служб.
Граждане обращались за помощью в решении вопросов возмещения материаль-
ного ущерба в результате аварий в системах электроснабжения.
Готовность коммунальных служб к отопительному сезону вызывала большую
озабоченность граждан. С этой темой была связана значительная часть обращений.
Авторов волновали вопросы об установке счетчиков поквартирного учета тепловой
энергии и оплате тепловой энергии по факту потребления.
Экологические темы
Обращения граждан по вопросам экологии связаны в основном с социальными
вопросами, так как их решение затрагивает жизненные интересы населения, пра-
ва людей на проживание в нормальной экологической обстановке. В связи с этим
чаще всего граждане обращались по следующим вопросам: сброс производственных
стоков в водоемы и несанкционированные выбросы в атмосферу; вырубка зеленых
насаждений при строительстве жилых домов на особо охраняемых природных тер-
риториях (в зоне лечебно-оздоровительной местности и курортов, ботанических са-
дов); начало строительства новых объектов без получения соответствующих разре-
шительных документов, без наличия заключений экологической экспертизы или
без должного информирования населения и общественности о ее результатах; лик-
видация детских и спортивных площадок; уплотнение городской застройки; невы-
полнение предприятиями требований природоохранного законодательства вблизи
мест проживания или отдыха жителей городов и населенных пунктов; нарушение
требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
несоблюдения требований законодательства при обращении с отходами производ-
ства и потребления; просьбы о проведении проверок и привлечении к ответствен-
ности должностных лиц предприятий и организаций, допустивших появление не-
санкционированных свалок твердых бытовых отходов, загрязнение почвы нефте-
продуктами; нарушение охранных зон газораспределительных сетей; строительство
предприятий с нарушением норм промышленной безопасности; согласование вы-
деления земельных участков под индивидуальное строительство на территории зе-
мельных отводов действующих горно-добывающих предприятий. Причиной беспо-
койства также являлись выбросы из дымовых труб ТЭЦ.
Граждане выражали обеспокоенность негативным воздействием факторов взры-
ва (ударная волна, возбуждение сейсмических колебаний грунта и соответствую-
щие динамические воздействия на жилые постройки) при проведении горных ра-
бот (в пределах горного отвода); нарушением Правил охраны электрических сетей
напряжением до 1000 В и выше; повышенными уровнями шума от работы тепло-
потребляющего оборудования, расположенного в подвалах жилых и администра-
тивных зданий.
В 2007 году в почте Ростехнадзора появились новые темы обращений граждан.
Это ухудшение в целом экологической обстановки — загрязнение воздуха и почвы,
образование в большом количестве несанкционированных свалок, а также неудо-
влетворительное содержание давно существующих санкционированных свалок (под-
жоги свалок и сильное задымление близлежащих населенных пунктов). Проверка
жалоб на эту тему и их анализ позволяют сделать вывод, что имеют место явные на-
рушения природоохранного законодательства со стороны ответственных должност-
387
ных лиц. Новой темой в почте стало поступление обращений после серии публи-
каций в региональных СМИ, связанных с экологической ситуацией в городе Сочи
Краснодарского края и его пригородах. Так, поступил ряд писем, направленных на
принятие мер по прекращению размещения свалок в русле реки Херота.
Новыми темами обращений стали темы, связанные с проведением администра-
тивной реформы на уровне субъектов Российской Федерации, в результате которой
ряд вопросов, связанных с надзорно-контрольной деятельностью в сфере жилищно-
коммунального хозяйства, отошли к органам исполнительной власти на местах.
Тему обсуждения результатов проведения общественных слушаний также можно
отнести к новой теме, появившейся в 2007 году. Появились обращения, связанные
с неудовлетворительной процедурой проведения общественных слушаний по про-
ектам намечаемого строительства жилых домов, производственных предприятий,
опасных производственных объектов. Эти обращения подтверждают возрастающую
роль общественности в сфере экологии и безопасности. Проведение общественных
слушаний законодательно закреплено в ряде нормативных актов в сфере экологии,
в том числе в Федеральном законе «О государственной экологической экспертизе».
В 2007 году поступили обращения, связанные с предполагаемым строительством
Международного центра по обогащению урана на базе Ангарского электролизного
химического комбината, негативным влиянием предприятий ядерного топливного
цикла в городах Северске (Томская область) и Железногорске (Красноярский край),
общественными слушаниями по вопросу строительства энергоблоков Ленинградской
АЭС-2.
Новой явилась тема о намечаемом строительстве мусоросжигательных заводов в
регионах. В таких обращениях одни авторы выражали обеспокоенность по поводу
влияния на экологию в результате функционирования мусоросжигательных заводов,
другие, наоборот, поддерживали необходимость строительства таких предприятий.
Все авторы обращений высказывали свои предложения по поводу оптимальных ре-
шений проблем утилизации отходов в России. Поступающие в Ростехнадзор обра-
щения по данной теме были связаны с рассматриваемыми в Государственной Думе
Российской Федерации законопроектами в области работы с отходами производства
и потребления, в частности касающиеся упаковочных отходов. Другой причиной на-
правления в Ростехнадзор таких обращений явилось создание Межведомственной
комиссии по совершенствованию государственного регулирования в области обра-
щения с отходами в Российской Федерации и состоявшимся первым заседанием
этой комиссии в июле 2007 года. Приказ о создании комиссии был подписан руко-
водителем Ростехнадзора К.Б. Пуликовским 23.04.07 г., зарегистрирован в Минюсте
России 22.05.07 г., регистрационный № 9514.
В почте граждан в 2007 году появилась тема, связанная с безопасностью угольных
шахт, в связи с авариями на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» в Кемеровской
области. Данные шахты принадлежали одному собственнику — ОАО «ОУК
Южкузбассуголь». Авторы таких обращений направляли свои предложения, а также
технические решения по повышению уровня безопасности труда на шахтах. Другие
темы содержали жалобы на собственников предприятий, допускающих нарушения
при эксплуатации шахт, обращали внимание на важность профессии шахтера. Все
письма были рассмотрены специалистами Ростехнадзора.
В 2007 году стали поступать обращения от граждан по вопросам эксплуатации ба-
шенных кранов, в части того, что они установлены близко к жилым домам. В связи
388
с этим население волнуют последствия, связанные с возможным падением башен-
ного крана. При эксплуатации грузоподъемных кранов причинами возрастания ко-
личества обращений граждан явилась информация по телевидению и в газетах (цен-
тральных и местных) об аварии, связанной с падением башенного крана на жилой
дом в Приморском районе Санкт-Петербурга. Авторами обращений были жители
крупных городов, где проводится уплотнительная застройка.
Имелись обращения, в которых граждане требовали участия Ростехнадзора при
внедрении новейших технологий и разработок при реализации национальных про-
ектов в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хо-
зяйства.
Основные причины обращения граждан — это нарушения прав граждан, гаран-
тированных им Конституцией Российской Федерации: на неблагоприятную окру-
жающую среду; возможность угрозы возникновения опасности для их жизни и здо-
ровья; недостаточную осведомленность граждан об ответственности и полномочиях
соответствующих служб и организаций; отсутствие должного внимания к обществен-
ному мнению, несвоевременное реагирование различных служб на жалобы граждан;
недостаточно ясные и понятные разъяснения вопросов в тех инстанциях, куда граж-
дане обращались ранее, и, как следствие, неудовлетворенность их ответами, и об-
ращения в федеральный орган, как в последнюю инстанцию, способную повлиять
на сложившуюся неблагоприятную ситуацию; несогласие с административным на-
казанием, обжалование действий инспекторского состава при осуществлении кон-
трольно-надзорной деятельности.
В случаях, когда факты, изложенные в обращениях и жалобах, в результате их
изучения, проведения проверок частично или полностью подтверждались, руковод-
ством Ростехнадзора принимались необходимые меры в рамках имеющихся полно-
мочий.
Анализ поступивших жалоб показывает, что причинами, которые вызывают об-
ращения граждан, в большинстве случаях являются: нарушения действующего за-
конодательства и ненадлежащее исполнение должностными лицами поднадзор-
ных предприятий и организаций своих обязанностей; низкая исполнительская
дисциплина муниципальных органов власти, несогласованность действий орга-
нов муниципальной власти и хозяйствующих субъектов; недостаточная информи-
рованность граждан в части разграничений полномочий между Ростехнадзором,
местными органами власти и эксплуатирующими организациями; общая право-
вая неинформированность граждан; нарушение предприятиями, организациями,
а иногда и самими гражданами Правил безопасной эксплуатации промышлен-
ных объектов; недостаточная разъяснительная работа со стороны газораспреде-
лительных организаций по вопросам газификации и газоснабжения жилищно-
го фонда; начало реализации национального проекта в сфере жилищного строи-
тельства и ведения строительства новых домов за счет уплотнения существующих
жилых микрорайонов; смена балансодержателей, владельцев электросетей, пере-
дача электросетей в аренду, реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
и, как следствие, наличие бесхозных трансформаторных подстанций и источни-
ков электроснабжения; неудовлетворительная организация эксплуатации элек-
троустановок; невыполнение своих обязанностей эксплуатирующими органи-
зациями, Дирекцией муниципального имущества и благоустройства (МУФЗ),
Межрегиональным управлением технологического транспорта (МУТТ ЖКХ) по
389
содержанию бытовых электроустановок; отсутствие квалифицированного элек-
тротехнического персонала; неправомерные действия энергоснабжающих и сбы-
товых организаций по выдаче технических условий; нарушение сроков проведе-
ния профилактических измерений и испытаний электрооборудования; несвоевре-
менное проведение технического обслуживания, модернизации и реконструкции
электрических сетей энергоснабжающими организациями и собственниками жи-
лого фонда; неудовлетворительное состояние общедомовых электрических сетей
многоквартирных жилых домов вследствие высокой степени их износа и несо-
блюдения Правил технической эксплуатации электроустановок организациями
ЖКХ; некачественное теплоснабжение жилых домов, вызванное неудовлетво-
рительным техническим состоянием и отсутствием безопасной эксплуатации те-
пловых энергоустановок и сетей, в т.ч. по причине отсутствия балансодержателя;
высокая степень изношенности основных фондов предприятий экологической,
энергетической и технологической отраслей надзора; недостаточное качество
услуг, предоставляемых населению жилищно-коммунальными службами, рост та-
рифов на коммунальные услуги; недостаточное финансирование ремонтно-вос-
становительных работ.
По решению проблем, порождающих обращения граждан, были приняты сле-
дующие меры.
Для рассмотрения и вынесения решений по наиболее сложным вопросам, под-
нятым в обращениях граждан, создавались специальные комиссии; издавались со-
ответствующие приказы; осуществлялись выезды на место; выдавались акты-пред-
писания; предъявлялись штрафы; материалы контрольных мероприятий направ-
лялись в органы прокуратуры; проводились целевые обследования, направлялись
запросы в прокуратуру для принятия мер в решении отдельных вопросов, привле-
кались к административной ответственности должностные лица; проводилось кон-
сультирование граждан по интересующим их вопросам и давались разъяснения, в
т.ч. на личных приемах граждан; информация об основных направлениях, задачах
и функциях Ростехнадзора и его территориальных органов размещалась на веб-
сайтах в Интернете; готовились пресс-релизы по вопросам экологического, тех-
нологического и атомного надзора, справки о состоянии ядерной и радиационной
безопасности на объектах использования атомной энергии; пресс-конференции;
информационные материалы размещались в справочниках, бюллетенях, газетах,
журналах, освещались по радио и телевидению; руководители и специалисты при-
нимали участие в различных межведомственных комиссиях, рабочих группах; про-
водилась разъяснительная работа с поднадзорными организациями по вопросам,
вызывающим частые обращения граждан; на рабочих местах государственных ин-
спекторов устанавливались стенды, на которых размещались перечни документов,
необходимых для представления в органы Ростехнадзора; проводились совещания
со специалистами и обслуживающим персоналом эксплуатационных организаций
по поводу обращения граждан и принятия мер к более оперативной реакции на за-
явки граждан.
390
Таблица 118
Статистические данные о работе с обращениями граждан в 2007 году
2006 год
2007 год
Поступило писем, всего
11817
9590
В том числе:
в центральный аппарат
664
1599
в территориальные органы и подведомственные организации
11153
7991
по сети Интернет
по факсимильной связи
43
354
по электронной почте
174
756
по «прямым» и «горячим» линиям
56
211
от депутатов Государственной Думы
19
120
по социальным вопросам
4358
2978
доложено руководителям федеральных органов исполнительной
664
1201
власти и их заместителям
доложено руководителям территориальных органов и подведом-
11153
7991
ственных организаций и их заместителям
Поступило судебных исков граждан, всего
8
29
В том числе:
количество судебных решений, вынесенных в пользу граждан
4
11
Принято граждан, всего
6146
3770
В том числе:
в центральном аппарате
70
101
в территориальных органах и подведомственных организациях
6076
3669
руководителями федеральных органов исполнительной власти и
60
99
их заместителями
руководителями территориальных органов и подведомственных
4418
1995
организаций и их заместителями
Взято на контроль писем в центральном аппарате, всего
589
960
В том числе:
переадресовано по принадлежности
46
90
находятся на рассмотрении
32
52
закончены рассмотрением
511
818
Результативность рассмотрения контрольных писем в центральном
аппарате
В том числе:
решено положительно
24
42
меры приняты
82
123
разъяснено
348
569
отказано
57
84
Кроме того:
виновные привлечены к ответственности
22
27
рассмотрено с выездом на место
328
393
рассмотрено с нарушением сроков
14
17
Проведено заседаний коллегии по вопросам работы с обращения-
145
104
ми граждан
В том числе:
в центральном аппарате
8
8
в территориальных органах и подведомственных организациях
137
96
391
В работе по многим обращениям граждан принимали участие специалисты ор-
ганов местного самоуправления.
Вся работа, проводимая в центральном аппарате и территориальных органах с
обращениями граждан, находится под личным контролем их руководителей.
Материалы по обращениям граждан и результаты их рассмотрения анализирова-
лись руководством, учитывались при планировании и осуществлении надзорной
и контрольной деятельности, дальнейшем расширении форм взаимодействия с об-
щественностью и средствами массовой информации в целях информирования на-
селения о процессах, происходящих в сфере ведения Ростехнадзора, и более полно-
го обеспечения прав граждан на получение информации.
2.8. Внутренний контроль деятельности (проверки территориальных органов)
За период 2007 года Контрольным управлением Ростехнадзора или с его уча-
стием проведено 29 проверок, в том числе: 20 проверок территориальных органов
Ростехнадзора, 3 подведомственных и 6 поднадзорных организаций.
Кроме того, сотрудники Контрольного управления приняли участие в проведе-
нии 8 служебных проверок.
Комплексными проверками в 2007 году были охвачены территориальные орга-
ны Центрального, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов, а так-
же Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Республике Хакасия.
Анализ нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных проверок дея-
тельности территориальных органов Ростехнадзора в федеральных округах, выявил
типовые нарушения, которые часто встречаются при проверках:
1. Нарушения делопроизводства:
не разработаны, не утверждены и (или) не представлены в Управление дела-
ми Ростехнадзора инструкции по делопроизводству территориальных органов
Ростехнадзора;
не исполняются требования инструкций по делопроизводству (не соблюдает-
ся форма, не указывается исполнитель на организационно-распорядительных и
служебных документах, не осуществляется правовая экспертиза документов, нет
согласований с заинтересованными отделами и т.д.);
делопроизводство не централизовано;
журналы ведутся с пропусками строк, имеются подчистки;
дела не прошнурованы, не пронумерованы, не внедрена электронная систе-
ма делопроизводства.
(УТЭН по Республике Бурятия, Читинское межрегиональное УТЭН, МТУ по
Центральному федеральному округу, УТЭН по Брянской области, УТЭН по Тверской
области, УТЭН по Тюменской области, УТЭН по Ханты-Мансийскому автономно-
му округу, УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу, УТЭН по Курганской
области, УТЭН по Астраханской области.)
2. Имеются случаи использования печатей и штампов не установленного образца
(печатей Госгортехнадзора), не зарегистрированных в журнале (книге) учета печатей
и штампов, на разрешительных документах, протоколах, актах, предписаниях.
(МТУ по Уральскому федеральному округу, УТЭН по Тюменской области.)
392
3. Нарушения федерального законодательства «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-
троля (надзора)»:
распоряжения на проверку подписываются не уполномоченными на то долж-
ностными лицами;
в распоряжениях не указываются обязательные реквизиты, а также норматив-
ные акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
в уведомлениях о проведении проверки указываются нормативные правовые
акты, утратившие силу.
(УТЭН по Тверской области, УТЭН по Владимирской области, УТЭН по
Челябинской области, УТЭН по Ханты-Мансийскому автономному округу, УТЭН
по Ямало-Ненецкому автономному округ, УТЭН по Курганской области.)
4. Нарушения федерального законодательства «О размещении заказов на постав-
ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд»:
информация о проведении торгов не размещается на Интернет-сайте;
вместо заключения государственного контракта составляется и подписывает-
ся договор, не соблюдаются сроки заключения договоров;
нарушения по ведению реестра договоров.
(УТЭН по Челябинской области, Северо-Кавказское межрегиональное УТЭН,
УТЭН по Воронежской области.)
5. Нарушения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы прохожде-
ния государственной гражданской службы:
нарушения по порядку оформления и ведения личных дел;
в должностных регламентах не указываются квалификационные требования;
в должностные регламенты не вносятся изменения в связи с изменениями су-
щественных условий труда, в контрактах не указываются должностные оклады;
несвоевременно государственные гражданские служащие проходят аттеста-
цию, несвоевременно им присваиваются классные чины.
(УТЭН по Кемеровской области, УТЭН по Тамбовской области, МТУ по Уральскому
федеральному округу, УТЭН по Тюменской области, УТЭН по Ставропольскому краю,
УТЭН по Республике Дагестан, Северо-Кавказское межрегиональное УТЭН.)
6. Нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правона-
рушениях в части оформления протоколов об административных правонарушени-
ях, обязательного разъяснения прав нарушителям, подписи, неисполнения нару-
шителями пунктов предписаний, слабого знания требований Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, не проводятся внеплановые
проверки организаций по контролю исполнения пунктов предписаний, несвоевре-
менно передаются материалы в суд, не взыскиваются штрафы.
(МТУ по Сибирскому федеральному округу, МТУ по Центральному федерально-
му округу, УТЭН по Тамбовской области, МТУ по Уральскому федеральному округу,
МТУ по Южному федеральному округу , УТЭН по Ставропольскому краю, Северо-
Кавказское межрегиональное УТЭН.)
7. Бланки строгой отчетности хранятся в помещениях, не отвечающих установ-
ленным требованиям, имеются не уничтоженные бланки старого образца (серии
АА), при выдаче разрешительных документов в области природопользования ис-
пользуется бланки неустановленного образца.
393
(МТУ по Сибирскому федеральному округу, УТЭН по Омской области, МТУ по
Центральному федеральному округу, УТЭН по Брянской области, УТЭН по Тверской
области, УТЭН по Астраханской области.)
8. Не проводятся проверки возможности выполнения соискателем лицензии ли-
цензионных требований и условий, лицензионные дела ведутся не должным обра-
зом, документы на получение лицензии принимаются не в комплекте, нарушают-
ся сроки рассмотрения представляемых на получение лицензии документов и вы-
дачи лицензии.
(УТЭН по Костромской области, УТЭН по Владимирской области, УТЭН
по Ярославской области, УТЭН по Астраханской области, УТЭН по Республике
Ингушетия, МТУ по Южному федеральному округу, Северо-Кавказское межреги-
ональное УТЭН, УТЭН по Республике Северная Осетия — Алания.)
9. Имеются нарушения в вопросах выполнения решений коллегии и оператив-
ных совещаний:
имеется неполный комплект документов, подтверждающий выполнение в срок
конкретных пунктов постановлений коллегии;
нарушаются сроки выполнения предусмотренных в решениях коллегий и опера-
тивных совещаний мероприятий;
формальный подход к выполнению решений оперативных совещаний Ростех-
надзора.
(МТУ по Сибирскому федеральному округу, МТУ по Центральному федерально-
му округу, УТЭН по Челябинской области).
10. В осуществлении государственного экологического надзора и государствен-
ной экологической экспертизе:
в заключениях государственной экологической экспертизы и в актах проверок
соблюдения соискателями лицензий лицензионных требований и условий не ука-
зываются конкретные виды разрешенной лицензируемой деятельности;
материалы обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов принимаются на экспертизу при от-
сутствии положительного заключения территориальных органов Роспотребнадзора,
при отсутствии материалов обсуждений объектов государственной экологической
экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных ор-
ганами местного самоуправления;
положительные заключения по лицензии и лицензии выдаются лицам при от-
сутствии у них соответствующего образования;
положительные заключения государственной экологической экспертизы выда-
ются при отсутствии установленных классов опасности опасных отходов;
при выявления нарушений требований законодательства в области обращения с от-
ходами производства и потребления повторные проверки результатов отчета о выпол-
нении предписаний соискателями лицензии не проводятся, а лицензия выдается;
при проведении целевых проверок соискателей лицензии кроме проверки вы-
полнения лицензионных требований и условий проверяются другие вопросы, не
касающиеся целей проверки.
(МТУ по Сибирскому федеральному округу, Енисейское МТУ, МТУ по
Центральному федеральному округу, УТЭН по Тамбовской области, УТЭН по
Тверской области, УТЭН по Ставропольскому краю, УТЭН по Республике Северная
Осетия — Алания.)
394
11. При нормировании в области охраны окружающей среды:
превышаются сроки рассмотрения документации по установлению лимитов на
размещение отходов;
проекты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу утверж-
даются при отсутствии положительного заключения территориальных органов
Роспотребнадзора;
лимиты на размещение опасных отходов выдаются при отсутствии лицензии на
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, разме-
щению опасных отходов.
(МТУ по Сибирскому федеральному округу, Енисейское МТУ, МТУ по
Центральному федеральному округу, УТЭН по Тамбовской области, УТЭН по
Тверской области.)
12. Имеются нарушения сроков рассмотрения обращений граждан.
(Енисейское МТУ, УТЭН по Кемеровской области, УТЭН по Тамбовской
области, УТЭН по Тверской области, УТЭН по Брянской области, УТЭН по
Челябинской области.)
По результатам проведенных Контрольным управлением проверок 18 должност-
ных лиц Ростехнадзора были привлечены к дисциплинарной ответственности.
(МТУ по Сибирскому федеральному округу — 2 , МТУ по Уральскому федераль-
ному округу — 3, МТУ по Центральному федеральному округу — 6, МТУ по Южному
федеральному округу — 4, МТУ по Дальневосточному федеральному округу — 1,
центральный аппарат Ростехнадзора — 2).
По всем выявленным в ходе проведения комплексных проверок нарушениям и
недостаткам разработаны утвержденные руководителем Ростехнадзора Планы меро-
приятий по устранению нарушений и недостатков, проведены совещания и коллегии.
Управлениями центрального аппарата, МТУ по федеральным округам Ростехнадзора
обеспечен строгий контроль за устранением выявленных недостатков.
Отчеты о выполнении Планов мероприятий по устранению нарушений и недо-
статков территориальными органами Ростехнадзора своевременно представляются
в Контрольное управление.
Анализ оценок, выставленных территориальным управлениям, по результатам
проверок организации общей деятельности, осуществления и реализации полно-
мочий, эффективности деятельности, положительного опыта работы территориаль-
ных органов Ростехнадзора показал, что в лучшую сторону отмечается работа сле-
дующих территориальных органов Ростехнадзора:
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Тульской области;
Нижне-Волжского межрегионального территориального управления по техно-
логическому и экологическому надзору Ростехнадзора;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Курганской области;
Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологиче-
скому надзору Ростехнадзора;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Архангельской области;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Республике Татарстан;
395
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Магаданской области.
В «худшую» сторону по показателям эффективности деятельности, нарушениям
и недостаткам, выявленным в ходе проведения проверок, общей организации дея-
тельности, показателям аварийности и травматизма отмечается работа следующих
территориальных органов:
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Брянской области;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Тверской области;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Ставропольскому краю;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Ханты-Мансийскому автономному округу — Югра;
Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Кемеровской области;
Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическо-
му надзору Ростехнадзора;
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Республике Чувашия;
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Приморскому краю.
Контрольное управление оказывает правовую и методическую помощь управлени-
ям центрального аппарата Ростехнадзора, его территориальным органам и подведом-
ственным организациям по вопросам, относящимся к компетенции управления.
Отлажена система по контролю за выполнением решений коллегий, приказов и
распоряжений руководителя Ростехнадзора и поручений управлений центрально-
го аппарата. Вопросы исполнительской дисциплины, сроки и качество выполне-
ния поручений регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях и колле-
гиях межрегиональных территориальных управлений Ростехнадзора по федераль-
ным округам. Руководящий состав межрегиональных территориальных управлений
Ростехнадзора по федеральным округам активно участвует в работе с обществен-
ностью, они являются членами различных совещательных органов федерального и
регионального уровня. Планирование работы межрегиональных территориальных
управлений Ростехнадзора по федеральным округам и территориальных органов в
2007 году осуществляется на основе комплексного подхода к осуществлению над-
зорной деятельности.
С 2007 года территориальные органы стали больше практиковать проведение
комплексных проверок поднадзорных организаций с привлечением специалистов
почти всех видов надзора территориального управления, что обеспечивает соблю-
дение федерального законодательства Российской Федерации в части периодично-
сти проведения плановых проверок (обследований) 1 раз в 2 года.
Территориальными органами Ростехнадзора проводится работа по совершен-
ствованию взаимодействия и планированию контрольных мероприятий с терри-
ториальными органами Прокуратуры Российской Федерации, Росприроднадзора,
Роспотребнадзора, территориальными органами исполнительной власти на местах
в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации, а также про-
396
ведения полной, всесторонней и объективной проверки деятельности поднадзор-
ных организаций.
В 2007 году во многих территориальных органах Ростехнадзора созданы межрегио-
нальные отделы (по горному, строительному, энергетическому надзору), что является
немаловажным в обеспечении качественного выполнения функций Ростехнадзора
во всех субъектах Российской Федерации и полного их охвата.
Контрольное управление в 2007 году разработало следующие руководящие до-
кументы Ростехнадзора:
Инструкцию об организации и проведении в Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору комплексных, целевых, контрольных
и служебных проверок (РД-03-22-2007).
Методические указания по оценке деятельности проверяемых территориальных
органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору (РД-03-23-2007).
Контрольное управление является разработчиком приказа Ростехнадзора от
29.12.07 № 921 «Об организации закупок товаров, работ и услуг для государствен-
ных нужд».
Проводимые в соответствии с вышеназванными руководящими документами
проверки способствуют выявлению причин и условий возникновения нарушений
и недостатков в деятельности проверяемых территориальных органов (подведом-
ственных Ростехнадзору организаций), а также разработке мер, направленных на
их устранение.
Требования раздела 4 распоряжения руководителя Ростехнадзора от 10.12.07 № 63-рп
«О выполнении поручений Правительственной комиссии по проведению админи-
стративной реформы (Протокол от 27.11.07 № 71) в части сверки Финансовым управ-
лением с Минфином России перечня получателей средств федерального бюджета,
подведомственных Ростехнадзору, не обеспечивших переоформление разрешений на
открытие лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от пред-
принимательской и иной приносящей доход деятельности» выполнены.
Ликвидационные мероприятия в отношении всех федеральных государственных
учреждений «Управлений государственного энергетического надзора» были завер-
шены, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации юриди-
ческого лица в связи с его ликвидацией.
В 2007 году Контрольным управлением проведена правовая экспертиза свыше
1300 документов, из них более 900 приказов по основной деятельности, включая и
нормативные правовые акты Ростехнадзора.
В 2007 году специалисты контрольно-правового отдела принимали участие в
судебных разбирательствах по 31 делу по искам граждан и юридических лиц к
Ростехнадзору.
Положительно для Ростехнадзора решено 20 дел, по 4 делам решение принято в
пользу истцов, 7 дел находятся в производстве.
По 25 искам, поданными юридическими лицами, с положительным для
Ростехнадзора результатом полностью завершено производство по 19 делам, 6 дел
по искам юридических лиц находятся в процессе производства.
Организация закупок для государственных нужд
В течение 2007 года Контрольным управлением и конкурсной комиссией цен-
трального аппарата по распоряжению руководителя Ростехнадзора было подготов-
397
лено и проведено 30 открытых конкурсов на общую сумму более 188,3 млн руб., 1 от-
крытый аукцион на сумму 3,2 млн руб. и 34 размещения заказа способом запроса
котировок на общую сумму более 11,2 млн руб.
Данные проведенных комплексных проверок территориальных органов
Ростехнадзора показали, что наиболее характерными и часто встречающимися на-
рушениями являются:
неправильный выбор способа размещения заказов для государственных нужд;
отсутствие опубликования необходимых материалов о конкурсах, аукционах и
запросах котировок в официальном печатном издании и на официальном сайте;
установление незаконных сроков подачи конкурсных и котировочных заявок;
нарушение порядка размещения заказа (не соблюдаются сроки опубликования
информации о размещении заказов; не производится обязательная аудиозапись при
проведении заседаний комиссий; в протоколах не фиксируются результаты прове-
дения закупок; в извещениях, документациях, протоколах и контрактах не совпа-
дают наименования тем закупок, сроки и периоды поставки товаров, выполнения
работ, оказания услуг);
нарушения при заключении государственных контрактов (контракты заключа-
ются в праздничные и выходные дни; контракты заключаются по результатам про-
веденных торгов и запросов котировок ранее установленного законом срока).
В ноябре 2007 года Контрольным управлением был проведен семинар-сове-
щание по вопросам применения законодательства о закупках. В данном семинаре
приняли участие представители конкурсных комиссий территориальных органов
Ростехнадзора и ее подведомственных организаций.
В 2007 году опробована система стажировки специалистов территориальных ор-
ганов и подведомственных организаций Ростехнадзора в Контрольном управлении
по вопросам организации и проведению закупок для государственных нужд цен-
трального аппарата. В течение года подобную подготовку прошли более 30 специа-
листов.
398
3. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА НЕГАТИВНОЕ, ТЕХНОГЕННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Федеральным законом от 19.12.06 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»
на Ростехнадзор были возложены полномочия администратора доходов федерально-
го бюджета в 2007 году по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федераль-
ный бюджет было запланировано в размере 2,623 млрд руб. (по всем уровням бюд-
жетной системы 13,119 млрд руб.).
Фактическое поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду за 2007, год по данным Федерального казначейства
Российской Федерации, составило 3,376 млрд руб. или 128 % от запланированного
годового объема поступлений в федеральный бюджет.
Анализ поступлений платы в 2007 году по 8583 крупнейшим плательщикам (го-
довой платеж более 100 тысяч рублей) показал следующее.
Общая сумма начисленной платы по данным плательщикам — 10 880 381 873 руб.,
из них:
плата в пределах нормативов (выбросов, сбросов), лимитов на размещение отхо-
дов составила 5 049 503 344 руб. (в 2006 году — 3 636 709 931,44 руб.);
плата в пределах временно согласованных лимитов на выбросы и сбросы соста-
вила 1 657 372 166 руб. (в 2006 году — 2 655 019 952,88 руб.);
плата за сверхлимитное загрязнение составила 4 519 473 417 руб. (в 2006 году —
3 010 376 325,64 руб.).
Динамика поступлений в 2007 году (по сравнению с 2006 годом) показывает, что
плата в пределах нормативов выбросов (сбросов), лимитов отходов увеличилась. Это
связано прежде всего с применением коэффициента инфляции к нормативам пла-
ты, а также с ростом производства и, как следствие, увеличением негативного воз-
действия в пределах нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Сумма платы в пределах лимитов выбросов (сбросов) снизилась, при этом плата за
сверхлимитное загрязнение незначительно возросла. Это говорит об усилении кон-
троля за выдачей лимитов и общем снижении уровня негативного воздействия, пре-
вышающего нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Учитывая
изложенное, в результате планомерной работы Ростехнадзора и территориальных
органов в данном направлении, а также по ряду факторов, приведенных ниже, при
снижении общего уровня негативного воздействия поступления по плате за нега-
тивное воздействие в 2007 году возросли.
В 2007 году Ростехнадзором и его территориальными органами была усилена ра-
бота с плательщиками в части контроля за правомерностью начисления и своевре-
менностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора в течение 2007 года велась
работа по выявлению новых плательщиков посредством получения из налоговых орга-
нов информации о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных пред-
принимателях (приказ ФНС Российской Федерации от 21.03.04 № САЭ-3-09/7@ «Об
утверждении порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся
в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном
реестре индивидуальных предпринимателей»), а также проведения анализа стати-
стических данных.
399
В ходе проведения Ростехнадзором и его территориальными органами контроль-
ных мероприятий был выявлен ряд нарушений со стороны плательщиков, связан-
ных с неправильным применением ставок платы, неправомерным применением
льгот и понижающих коэффициентов к нормативам платы, а также с несоблюде-
нием утвержденных планов снижения выбросов и сбросов, на основании которых
предприятиям устанавливаются соответствующие лимиты. Были выявлены много-
численные факты нарушения учета образования и движения отходов производства
и потребления, а также условий их размещения. По результатам проверок платель-
щиков составлялись акты, выдавались предписания об устранении нарушений, что
вело к доначислению платежей за предыдущие периоды.
В 2007 году произошли изменения нормативно-правовой базы, регламентирую-
щей порядок составления и представления в территориальные органы Ростехнадзора
отчетности по плате.
Разработан и введен в действие приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 «Об утверждении формы
расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка запол-
нения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружа-
ющую среду». Данным приказом упрощена ранее применявшаяся форма отчетно-
сти по плате, более четко регламентирован порядок ее заполнения и представления.
Помимо прочего приказ позволил начать работу по приему отчетности в электрон-
ном виде.
Также разработаны и введены в действие Методические рекомендации по ад-
министрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части
выбросов в атмосферный воздух (приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 12.09.07 № 626). Указанные Методические
рекомендации были подготовлены в целях реализации территориальными органа-
ми Ростехнадзора функций администраторов платы за негативное воздействие на
окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых пла-
тельщиками расчетов платы, применения единого порядка определения и внесе-
ния платы
В 2007 году продолжалась работа по переходу на автоматизированный прием от-
четности, что должно существенно облегчить работу Ростехнадзора по сбору и об-
работке необходимой информации.
400
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 2007 году Ростехнадзор осуществлял международное сотрудничество в установ-
ленной сфере деятельности в рамках международных форумов, многосторонних со-
глашений и конвенций, а также двусторонних договоров и соглашений.
Содержание международного сотрудничества определялось основными направ-
лениями работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, установленными Комплексным планом работы Службы и планом
международного сотрудничества Службы на 2007 год.
В течение года в Ростехнадзоре было проведено 67 приемов иностранных деле-
гаций, в которых приняли участие 355 представителей зарубежных учреждений и
организаций.
В то же время за границу было командировано 445 работников Ростехнадзора,
участвовавших в 219 мероприятиях.
4.1 Международное сотрудничество в области экологического надзора
Международное сотрудничество в области экологического надзора осуществля-
лось Ростехнадзором с учетом соблюдения российского законодательства в области
охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами.
Специалисты Ростехнадзора участвовали в мероприятиях в рамках природоохран-
ных конвенций и международных организаций, а также двусторонних договоров и
соглашений с зарубежными странами.
Многостороннее сотрудничество
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо-
дов и их удалением
В период с 3 по 7 сентября 2007 года в Женеве (Швейцария) состоялась шестая
сессия Рабочей группы открытого состава Базельской конвенции о контроле за
трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
В работе сессии участвовала комплексная российская делегация, включая пред-
ставителей Ростехнадзора.
На сессии присутствовали представители 112 государств — членов Базельской кон-
венции, ряда государств, не являющихся Сторонами Базельской конвенции, в том
числе США, наблюдатели органов ООН и других организаций (ИМО, Европейский
союз, МТО).
Рабочая группа одобрила проект решения по экологически безопасной утилиза-
ции отходов электронной продукции на 2009-2010 годы.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
В период с 2 по 6 сентября 2007 года представитель Ростехнадзора (ФГУП «НИИ
Атмосфера») принял участие в 31-м заседании Руководящего органа Совместной
программы наблюдений и оценки переноса на большие расстояния загрязняющих
воздух веществ в Европе (ЕМЕП) Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загряз-
нении воздуха на большие расстояния, состоявшемся в Швейцарии (г. Женева).
Были представлены доклады целевых и рабочих групп исполнительного органа.
Отмечены сложности в подготовке исходных данных выбросов по странам. В свя-
зи с этим рекомендовано создание международного подцентра по инвентаризации
и оценке выбросов в Вене (Австрия).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..