ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2007 год) - часть 2

 

 

17
14. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Воронежской
области, г. Воронеж.
15. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Липецкой
области, г. Липецк.
16. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тамбовской
области, г. Тамбов.
17. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Владимирской
области, г. Владимир.
18. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ивановской
области, г. Иваново.
19. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Костромской
области, г. Кострома.
20. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ярославской
области, г. Ярославль.
Северо-Западный федеральный округ
21. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Северо-Западному федеральному округу, г. Санкт-Петербург.
22. Северо-Европейский межрегиональный территориальный округ по надзору
за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору, г. Санкт-Петербург.
23. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской
области, г. Калининград.
24. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Новгородской
области, г. Новгород.
25. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Псковской
области, г. Псков.
26. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Карелия, г. Петрозаводск.
27. Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Воркута.
28. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Мурманской
области, г. Мурманск.
18
29. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской
области, г. Архангельск.
30. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Вологодской
области, г. Вологда.
Южный федеральный округ
31. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону.
32. Донской межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору, г. Нововоронеж Воронежской области.
33. Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, г. Краснодар.
34. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Ингушетия, г. Назрань.
35. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Дагестан, г. Махачкала.
36. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чеченской
Республике, г. Грозный.
37. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кабардино-
Балкарской Республике, г. Нальчик.
38. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому
краю, г. Ставрополь.
39. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Карачаево-
Черкесской Республике, г. Черкесск.
40. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ.
41. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской
области, г. Астрахань.
42. Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, г. Волгоград.
19
Приволжский федеральный округ
43. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород.
44. Волжский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Балаково Саратовской области.
45. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Башкортостан, г. Уфа.
46. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
47. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Татарстан (Татарстан), г. Казань.
48. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской
Республике — Чувашия, г. Чебоксары.
49. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Мордовия, г. Саранск.
50. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Удмуртской
Республике, г. Ижевск.
51. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кировской
области, г. Киров.
52. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Пермь.
53. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбургской
области, г. Оренбург.
54. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Пензенской
области, г. Пенза.
55. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Саратовской
области, г. Саратов.
56. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской
области, г. Ульяновск.
57. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской
области, г. Самара.
20
Уральский федеральный округ
58. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург.
59. Уральский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Екатеринбург.
60. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Курганской
области, г. Курган.
61. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской
области, г. Челябинск.
62. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской
области, г. Тюмень.
63. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-
Мансийскому автономному округу — Югра, г. Сургут.
64. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ямало-
Ненецкому автономному округу, г. Ноябрьск.
Сибирский федеральный округ
65. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск.
66. Сибирский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Новосибирск.
67. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской об-
ласти, г. Омск.
68. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской об-
ласти, г. Томск.
69. Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Барнаул.
70. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Бурятия, г. Улан-Удэ.
71. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Хакасия, г. Черногорск.
72. Енисейское межрегиональное территориальное управление технологическо-
го и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору, г. Красноярск.
21
73. Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Иркутск.
74. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кемеровской
области, г. Кемерово.
75. Читинское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Чита.
Дальневосточный федеральный округ
76. Межрегиональное территориальное управление технологического и экологи-
ческого надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору по Дальневосточному федеральному округу, г. Хабаровск.
77. Дальневосточный межрегиональный территориальный округ по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, г. Хабаровск.
78. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской об-
ласти, г. Благовещенск.
79. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Саха (Якутия), г. Якутск.
80. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приморскому
краю, г. Владивосток.
81. Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Петропавловск-Камчатский.
82. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Магаданской
области, г. Магадан.
83. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сахалинской
области, г. Южно-Сахалинск.
84. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чукотскому
автономному округу, г. Анадырь.
Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Федеральные государственные унитарные предприятия
1. Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха, г. Санкт-
Петербург.
2. Государственный центр экологических программ, г. Москва.
3. Научно-исследовательский центр по проблемам экологической безопасности,
г. Москва.
22
4. Внешнеторговая организация «Безопасность», г. Москва.
Федеральные государственные учреждения
1. Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Мос-
ква.
2. Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве,
г. Москва.
3. Научно-технический центр «Энергобезопасность», г. Москва.
4. Уральский государственный научно-исследовательский институт региональ-
ных экологических проблем, г. Пермь.
5. Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, г. Москва.
6. Государственный научно-исследовательский институт промышленной эколо-
гии, г. Саратов.
7. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному фе-
деральному округу, г. Москва.
8. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному
федеральному округу, г. Санкт-Петербург.
9. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федераль-
ному округу, г. Ростов-на-Дону.
10. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому
федеральному округу, г. Нижний Новгород.
11. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому феде-
ральному округу, г. Екатеринбург.
12. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому фе-
деральному округу, г. Новосибирск.
13. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточно-
му федеральному округу, г. Хабаровск.
23
2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Правовое и нормативное регулирование
Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования безопасности и
осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности в 2007 году
являлось одной из приоритетных задач Ростехнадзора.
В рамках данной задачи работы проводились по следующим основным направ-
лениям:
разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с
реализацией установленных задач и полномочий Ростехнадзора;
разработка предложений по внесению изменений в действующие законодатель-
ные и иные нормативные правовые акты в целях актуализации содержащихся в них
требований;
разработка технических регламентов, устанавливающих обязательные для при-
менения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
разработка и принятие методических документов в сферах деятельности органи-
заций, поднадзорных Ростехнадзору;
разработка и принятие документов, регламентирующих деятельность структур-
ных подразделений центрального аппарата и территориальных органов при реали-
зации полномочий Ростехнадзора, а также деятельность организаций, находящих-
ся в ведении Ростехнадзора.
В целях обеспечения реализации поручений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации по подготовке нормативных правовых ак-
тов в 2007 году в Ростехнадзоре были разработаны и утверждены:
1. План мероприятий Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору по реализации программных целей и задач, определенных в
2007 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации (утвержден приказом Ростехнадзора от 13.06.07 № 403).
2. План нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору на 2007 год.
3. План разработки руководящих документов Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору на 2007 год (утвержден приказом
Ростехнадзора от 13.12.06 № 1078).
4. План разработки федеральных норм и правил в области использования атом-
ной энергии на 2007 год.
Существенным отличием нормотворческой деятельности Ростехнадзора в 2007 го-
ду является ее систематизация и упорядочение.
С этой целью были разработаны и утверждены планы-графики разработки про-
ектов нормативных актов Ростехнадзора, определены ответственные исполнители
и соисполнители подготовки документов.
Кроме этого была создана система контроля за нормотворческой деятельностью
Ростехнадзора.
Ход подготовки проектов нормативных актов рассматривался:
на итоговых и квартальных заседаниях коллегии Ростехнадзора;
не реже 1 раза в месяц на заседаниях экспертного и научно-технического советов;
на оперативных совещаниях по выполнению месячных планов Ростехнадзора.
24
Начиная со второй половины 2007 года проводились еженедельные заслушива-
ния должностных лиц управлений центрального аппарата, ответственных за подго-
товку проектов нормативных правовых актов.
Планами Ростехнадзора в 2007 году была предусмотрена разработка:
концепций и проектов федеральных законов — 5;
проектов постановлений Правительства Российской Федерации — 18;
административных регламентов — 13;
руководящих документов — 54.
Кроме того, в течение года в Ростехнадзор поступили поручения Правительства
Российской Федерации о разработке одного проекта федерального закона, пяти про-
ектов постановлений Правительства Российской Федерации и двух административ-
ных регламентов.
В 2007 году в соответствии с планами и поступавшими поручениями Правительства
Российской Федерации Ростехнадзором разработаны три концепции и один проект
федерального закона:
1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в целях опре-
деления понятия «производственный объект»).
2. Концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственно-
сти за нарушение законодательства, норм и правил в области использования атомной
энергии и обеспечения реализации прав органов, осуществляющих государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии, по назначению
административных наказаний за правонарушения в указанной области).
3. Концепция и техническое задание на разработку проекта федерального зако-
на «О внесении изменений в статьи 20, 21 Федерального закона «О железнодорож-
ном транспорте в Российской Федерации».
4. Концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона
«О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности».
В 2007 году Ростехнадзор принимал участие в рассмотрении и согласовании, раз-
работке законопроектов, разрабатываемых иными федеральными органами, а так-
же в подготовке заключений и официальных отзывов Правительства Российской
Федерации на законопроекты, разработанные субъектами законодательной инициа-
тивы (депутатами, законодательными органами субъектов Российской Федерации).
Всего было рассмотрено 66 таких документов.
К наиболее важным в нормотворческой деятельности относится участие
Ростехнадзора в разработке законопроектов, предусмотренных Комплексом мер
по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, утвержденного распо-
ряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.07 № 781-р.
Ростехнадзор принял участие в подготовке двух законопроектов:
По пункту 24 «Комплекса мер...» — в разработке законопроекта «О внесении из-
менений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-
ях» (в части увеличения размера административного штрафа за нарушение требо-
ваний по рациональному использованию недр), ответственным разработчиком ко-
торого было определено МПР России.
25
По пункту 26 «Комплекса мер...» — в разработке законопроекта «О внесении из-
менений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части стимулирования соз-
дания мощностей по переработке минерального сырья, установления требований к
содержанию лицензий на пользование недрами и определения порядка внесения в
них изменений, а также уточнения оснований и порядка досрочного прекращения,
приостановления и ограничения прав пользования участками недр).
Анализ результатов законопроектной деятельности Ростехнадзора в 2007 году по-
зволяет сделать вывод о необходимости активизации взаимодействия Ростехнадзора с
комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
так как в настоящее время наибольшее количество изменений в федеральное зако-
нодательство вносится по инициативе депутатов Государственной Думы.
При этом особенно необходимо учитывать то, что в законопроекты, поступаю-
щие на заключение или официальный отзыв Правительства Российской Федерации,
во втором чтении вносятся существенные изменения и дополнения, которые могут
кардинально изменить законопроект.
В качестве примера можно указать на принятие Федерального закона от 04.12.07
№ 324-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации (в части совершенствования накопительно-ипотечной системы жилищ-
ного обеспечения военнослужащих), который внесли в Государственную Думу де-
путаты А.М. Макаров, А.Б. Коган, В.М. Заварзин, А.М. Головастик.
По названию законопроект не затрагивает компетенцию Ростехнадзора.
Профильными комитетами Государственной Думы, отвечавшими за рассмотре-
ние законопроекта, являлись Комитет по бюджету и налогам, а также Комитет по
обороне.
Правительством Российской Федерации было направлено положительное заклю-
чение на законопроект, подготовленное без участия Ростехнадзора.
Законопроект подписан Президентом Российской Федерации менее чем через 3
месяца после внесения проекта в Государственную Думу.
Вместе с тем при подготовке законопроекта ко второму чтению в него были вне-
сены изменения, напрямую затрагивающие компетенцию Ростехнадзора.
Так, Федеральным законом были внесены изменения в Градостроительный ко-
декс Российской Федерации, в соответствии с которыми из числа особо опасных и
технически сложных объектов капитального строительства исключены газораспре-
делительные системы (за исключением систем магистрального трубопроводного
транспорта), а также опасные производственные объекты, на которых использует-
ся оборудование, работающее под избыточным давлением или при температуре на-
грева воды выше 115 °С.
Таким образом, указанные объекты были исключены из числа объектов феде-
рального строительного надзора и соответственно фактически переданы под над-
зор региональных органов государственной власти, осуществляющих государствен-
ный строительный надзор.
В 2007 году Ростехнадзором велась разработка 23 проектов постановлений
Правительства Российской Федерации, из которых по поручениям Правительства
Российской Федерации — 16 проектов:
по поручениям 2007 года — 9 проектов;
в инициативном порядке — 7 проектов (на которые в дальнейшем получены по-
ручения Правительства Российской Федерации).
26
Принято Правительством Российской Федерации или внесено в установленном
порядке в Правительство Российской Федерации — 12 проектов постановлений,
что составляет 53 %:
«О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объек-
тов»;
«О полномочиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору по выдаче заключений о соответствии экологическим нормам и
требованиям производственных и складских помещений»;
«О порядке ведения государственного водного реестра»;
«О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорга-
низмов в водные объекты для водопользователей»;
«О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти,
участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации
в области химического разоружения»;
«О внесении изменений в перечень федеральных норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511» и др.
В 2007 году Ростехнадзором была завершена работа по подготовке проектов по-
становлений в целях реализации Федерального закона «О лицензировании отдель-
ных видов деятельности», достигнуты существенные результаты по подготовке ак-
тов, направленных на реализацию Федерального закона от 31.12.05 № 199-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий».
К числу наиболее важных постановлений Правительства Российской Федерации,
направленных на реализацию Федерального закона от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесе-
нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий», разработанных Ростехнадзором
и принятых Правительством Российской Федерации в 2007 году, необходимо отне-
сти следующие постановления:
от 29.08.07 № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 16.06.07 № 461 «О правилах разработки и утверждения
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
от 14.04.07 № 229 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 02.03.00 № 183 «О нормативах выбросов вредных (за-
грязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий
на него»;
от 23.07.07 № 471 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 15.01.07 № 31 «Об утверждении Положения о государ-
ственном контроле за охраной атмосферного воздуха».
В соответствии с поручениями Правительственной комиссии по проведению
административной реформы в 2007 году Ростехнадзором было утверждено два ад-
министративных регламента, разработка которых была начата в 2006 году (админи-
стративный регламент по исполнению государственной функции по организации и
проведению государственной экологической экспертизы, административный регла-
мент по исполнению государственной функции по установлению лимитов на раз-
мещение отходов), а также разработано 15 новых административных регламентов,
из которых было утверждено четыре:
27
1. Административный регламент по осуществлению государственной функции
по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного
реестра опасных производственных объектов.
2. Административный регламент по осуществлению государственной функции
по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ;
3. Административный регламент по осуществлению государственной функции
по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной без-
опасности;
4. Административный регламент по осуществлению государственной функции по
лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транс-
портировке, размещению опасных отходов.
В 2007 году Ростехнадзор был ответственным за организацию разработки 13 техниче-
ских регламентов. В течение года производилось согласование доработанных проектов
этих технических регламентов с федеральными органами исполнительной власти.
В связи с принятием Федерального закона от 01.05.07 № 65-ФЗ «О внесении из-
менений в Федеральный закон «О техническом регулировании» разработка техни-
ческих регламентов во второй половине 2007 года была приостановлена.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.07 № 1930-р
утверждена новая программа разработки технических регламентов, в соответствии
с которой Ростехнадзору необходимо будет разработать два регламента («О безопас-
ности оборудования, работающего под давлением» и «О безопасности лифтов»), а
также принять участие в разработке 23 технических регламентов.
В соответствии с планом разработки руководящих документов в 2007 году велась
разработка 77 руководящих документов, 54 из которых должны были быть утверж-
дены в 2007 году, 23 — в 2008 году.
В соответствии с планами в 2007 году было разработано 54 проекта руководящих
документов, утверждено 44:
Временная инструкция по формированию кадрового резерва и работе с ним в
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Инструкция о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Инструкция о порядке организации и осуществлении надзора за промышленной
безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и исполь-
зования растительного сырья;
Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением тре-
бований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и
их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных про-
изводствах и объектах;
Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием про-
мышленной безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически
опасных производствах и объектах;
Инструкция о порядке проведения в Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору экспертизы материалов, предназначенных
к открытому опубликованию;
Инструкция о порядке рассмотрения документов для получения разрешений и
выдачи разрешений Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору;
28
Инструкция об организации и проведении в Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору комплексных, целевых, контрольных
и служебных проверок;
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в центральном аппа-
рате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору;
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, не-
обходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными граждан-
скими служащими Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору;
Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воз-
действие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, необхо-
димые для исполнения обязанностей по администрированию платы за негативное
воздействие на окружающую среду;
Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского со-
става по вопросам государственного надзора за энергоустановками;
Методические указания о порядке проверки деятельности организаций, эксплу-
атирующих объекты транспортирования опасных веществ;
Методические указания по оценке деятельности проверяемых территориальных
органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору;
Положение о Внебюджетном фонде финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору;
Положение о рассмотрении документов, обосновывающих обеспечение ядер-
ной и радиационной безопасности базового проекта блока атомной станции
(РД-04-04-2007), утвержденное приказом Ростехнадзора от 13.12.07 № 857 и вве-
денное в действие с 01.01.08 г.;
Инструкция о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-22-06-2007),
утвержденная приказом Ростехнадзора от 29.12.07 № 927 и введенная в действие с
01.01.08 г.
Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относя-
щихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору. Раздел 2 «Государственное регулирование безопасно-
сти при использовании атомной энергии» (П-01-01-2007), утвержденный приказом
Ростехнадзора от 30.07.07 № 518 и введенный в действие с 01.09.07 г., и другие.
Разработка федеральных норм и правил в области использования атомной энергии,
руководств по безопасности и руководящих документов выполнялась в соответствии
с Программой научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемой в 2007 году,
за счет средств федерального бюджета (ПНТД-07) и приложением к Комплексному
плану Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру на 2007 год, а также в соответствии с государственными контрактами с Росатомом
и концерном «Росэнергоатом» и международными контрактами.
В 2007 году утверждены 4 федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, 3 руководства по ядерной и радиационной безопасности, 2 руково-
дящих документа Службы, а также Перечень нормативных правовых актов и норма-
29
тивных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору. Раздел 2 «Государственное ре-
гулирование безопасности при использовании атомной энергии» (П-01-01-2007).
За отчетный период были утверждены следующие федеральные нормы и правила:
Основные требования к тепловыделяющим элементам и тепловыделяющим сбор-
кам с уран-плутониевым (МОКС) топливом для атомных станций (НП-080-07),
утвержденные постановлением Ростехнадзора от 29.06.07 № 1 и введенные в дей-
ствие с 01.01.08 г.
Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07), утвержденные
постановлением Ростехнадзора от 19.11.07 № 2 и вводимые в действие с 01.06.08 г.
Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций
(НП-082-07), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 10.12.07 № 4 и вво-
димые в действие с 01.06.08 г.
Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных уста-
новок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-07), утвержденные поста-
новлением Ростехнадзора от 27.12.07 № 7 и вводимые в действие с 01.06.08 г.
Были утверждены следующие руководства по безопасности:
Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов
[Справочный материал к Правилам безопасности при транспортировании радио-
активных материалов (НП-053-04)] (РБ-039-07), утвержденное постановлением
Ростехнадзора от 19.11.07 № 3 и введенный в действие с 03.12.07 г.;
Руководство по проведению периодической оценки блока атомной станции
(РБ-041-07), утвержденное постановлением Ростехнадзора от 10.12.07 № 5 и вве-
денное в действие с 01.01.08 г.;
Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потен-
циальной радиационной опасности (РБ-042-07), утвержденная постановлением
Ростехнадзора от 27.12.07 № 6 и введенная в действие с 01.03.08 г.
Необходимо отметить, что руководящие документы являются категорией актов,
в которых четко определяются конкретные требования к надзорной деятельности,
порядок их соблюдения, а также регламентируется деятельность государственных
инспекторов Ростехнадзора.
Вместе с тем, как показывает анализ, значительная часть таких документов была
принята еще 20-30 лет назад.
Реформирование структуры органов государственной власти, существенное из-
менение технологий и производственных процессов, прошедшие в последние годы,
настоятельно требуют пересмотра огромного количества этих документов.
Требования старых руководящих документов не соответствуют применяемым тех-
нологиям и оборудованию, либо в них предусмотрен порядок осуществления над-
зора инспекторами давно не существующих структур. Такая ситуация не может не
оказать негативного воздействия как на выполнение требований промышленной
безопасности, так и на развитие поднадзорных отраслей.
В 2007 году в Ростехнадзоре была разработана программа пересмотра руководя-
щих документов на 2008-2010 годы, в которую включен массив руководящих доку-
ментов, нуждающихся в уточнении, изменении или пересмотре.
В 2007 году Ростехнадзор в качестве соисполнителя принял участие в разработке
значительного количества нормативных правовых актов:
30
66 концепций, законопроектов, заключений и отзывов Правительства Российской
Федерации на законопроекты;
13 Указов Президента Российской Федерации;
131 акта Правительства Российской Федерации.
Наибольшая нагрузка по законопроектной и нормотворческой деятельности
Ростехнадзора в 2007 году легла на Управление государственного экологического
надзора.
С учетом решений о необходимости совершенствования законодательства в об-
ласти охраны окружающей среды, принятых руководством страны, очевидно, что в
ближайшие годы эта нагрузка не уменьшится.
В настоящее время в связи с проведением административной реформы, проведе-
нием структурной перестройки экономики Российской Федерации идет процесс ин-
тенсивного обновления законодательства поднадзорных Ростехнадзору отраслей.
В целях обеспечения эффективности государственного надзора необходима ак-
тивная законотворческая деятельность как самого Ростехнадзора, так и прило-
жения максимальных усилий по участию Ростехнадзора в законотворческой де-
ятельности иных федеральных органов исполнительной власти, Правительства
Российской Федерации, Комитетов Государственной Думы, а также отдельных де-
путатов Государственной Думы Российской Федерации.
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
В 2007 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору (далее — Ростехнадзор) осуществляла регулирование ядерной и ради-
ационной безопасности на 10 атомных станциях (далее — АЭС):
АЭС с реакторами типа ВВЭР — 5 станций (17 блоков);
АЭС с реакторами типа РБМК — 3 станции (11 блоков);
АЭС с реакторами типа БН — 1 станция (3 блока);
АЭС с реакторами типа ЭГП-6 — 1 станция (4 блока);
Энергоблоки № 1, № 2 Нововоронежской АЭС и № 1, № 2 Белоярской АЭС на-
ходятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации.
Энергоблокам № 3, № 4 Нововоронежской АЭС, № 1, № 2 Кольской АЭС, № 1,
№ 2 Ленинградской АЭС, № 1, № 2 и № 3 Билибинской АЭС продлен проектный
срок эксплуатации.
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам
В работе
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 — 9 шт., ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт., ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации
Канальные кипящие реакторы
АМБ-100 — 1 шт., АМБ-200 — 1 шт.
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-230 — 2 шт.
31
В 2007 году Управлением по регулированию безопасности атомных станций (да-
лее — Управление) Ростехнадзора было рассмотрено 173 заявления и комплектов
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности
и заявленной деятельности.
По результатам проведенных экспертиз подготовлена и выдана 41 лицензия, в
том числе:
на эксплуатацию атомных станций — 6;
на изготовление оборудования — 4;
на проектирование и конструирование ядерных установок — 8;
на проведение экспертизы проектной и конструкторской документации — 7;
на сооружение атомных станций и объектов на территории АЭС — 6;
на размещение атомных станций — 2;
на другие виды деятельности — 8.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до
2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.10.06 г., в 2007 году выданы 2 лицензии на размещение энергоблоков атомных
станций (Ленинградская АЭС-2 и Нововоронежская АЭС-2) и одна лицензия на со-
оружение энергоблока № 4 Калининской атомной станции.
По заявлениям эксплуатирующей организации было аннулировано 4 лицензии
на использование ядерных материалов при проведении научно-исследовательских
работ.
Управлением и центральным аппаратом в 2007 году по результатам проведенных
экспертиз комплектов документов, обосновывающих безопасность в области исполь-
зования атомной энергии (далее — ОИАЭ), было подготовлено и выдано 132 изме-
нения условий действия ранее выданных лицензий на различные виды деятельно-
сти в области использования атомной энергии.
Информация о количестве лицензий, выданных в 2007 году межрегиональными
территориальными округами по надзору за ядерной и радиационной безопаснос-
тью организациям, предоставляющим услуги эксплуатирующей организации, при-
ведена в табл. 2.
Таблица 2
Информация околичестве лицензий
Показатель
ВМТО
ДМТО
СЕМТО
УМТО
ЦМТО
Всего
Выдано лицензий на осуществле-
30
35
48
14
117
244
ние деятельности в ОИАЭ
В соответствии с Положением о выдаче разрешений Федерального надзора России
по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области исполь-
зования атомной энергии работникам атомных станций (РД-04-29-99) проведена
проверка знаний и выданы разрешения на право ведения работ в области использо-
вания атомной энергии: центральным аппаратом Службы — 53 работникам из чис-
ла руководящего персонала АЭС и межрегиональными территориальными округа-
ми — 451 работнику из числа оперативного персонала АЭС на право ведения тех-
нологического процесса.
32
2.2.1.1. Инспекционная деятельность
В 2007 году Управлением по регулированию безопасности атомных станций ор-
ганизованы и проведены совместно с Научно-техническим центром по ядерной и
радиационной безопасности и межрегиональными территориальными округами по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью:
плановая комплексная инспекция филиала ФГУП концерн «Росэнергоатом»
Кольской атомной станции;
плановая комплексная инспекция филиала ФГУП концерн «Росэнергоатом»
Балаковской атомной станции;
плановая комплексная инспекция филиала ФГУП концерн «Росэнергоатом»
Билибинской атомной станции;
целевая инспекция выполнения условий действия лицензий на ФГУП концерн
«Росэнергоатом» Белоярской атомной станции;
целевая инспекция выполнения условий действия лицензий на ФГУП концерн
«Росэнергоатом» Ростовской атомной станции;
внеплановая инспекция состояния эксплуатационной безопасности филиала
ФГУП концерн «Росэнергоатом» Ленинградской атомной станции комиссией, со-
стоящей из представителей Ростехнадзора и Центра по ядерной и радиационной
безопасности Финляндии;
целевые инспекции ООО ОКСАТ НИКИЭТ, ФГУП «Атомэнергопроект».
В целом оценка состояния безопасности проверенных атомных станций удовлет-
ворительная, серьезных нарушений в обеспечении безопасности АЭС не выявлено.
По выявленным недостаткам в обеспечении безопасности руководством АЭС разра-
ботаны мероприятия по их устранению. Выполнение указанных мероприятий взя-
то на контроль (табл. 3, 4).
Таблица 3
Результаты инспекционной деятельности межрегиональными территориальными
округами по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на АЭС в 2007 году
ВМТО
ДМТО
СЕМТО
УМТО
ЦМТО
ВСЕГО
Проведено инспекций
1002
879
1328
350
471
4030
В том числе:
Проведено инспекций ЭО, из
588
802
1019
152
125
2686
них
целевых
258
284
522
51
33
1148
оперативных
330
518
497
101
92
1538
Выявлено нарушений:
ФНП
45
22
27
21
63
178
УДЛ
30
4
2
12
2
50
Примечание. ЭО — эксплуатирующая организация, ФНП — федеральные нормы и прави-
ла, УДЛ — условия действия лицензий.
2.2.1.2. Нарушения в работе атомных станций
В 2007 году нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как ава-
рии, не было. На атомных станциях произошло 47 нарушений в работе, подлежащих
учету в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в
работе атомных станций, что на пять нарушений больше, чем в 2006 году.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..