ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 5

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
65
ФГУП «Атомфлот» осуществляет эксплуатацию, а также обеспечивает базиро-
вание атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУ, хранение и перера-
ботку радиоактивных отходов (РАО), проведение транспортно-погрузочных и тех-
нологических операций с ядерным топливом.
Cостояние ядерной и радиационной безопасности на ФГУП «Атомфлот» соот-
ветствует требованиям федеральных норм и правил в области использования атом-
ной энергии.
Под государственным надзором находятся судостроительные и судоремонтные
заводы: ОАО «Балтийский завод», ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Амурский судостро-
ительный завод» и его филиал — завод судового оборудования «Восток», ОАО «ДВЗ
«Звезда» и другие предприятия, выполняющие работы и оказывающие услуги для
эксплуатирующей организации (всего 16 организаций).
На ОАО «ДВЗ «Звезда» осуществляется эксплуатация плавучего завода по пере-
работке ЖРО (ПЗО-500) и временного хранилища РАО.
На ОАО «Балтийский завод» ведутся работы по сооружению головного плавуче-
го энергоблока атомной теплоэлектростанции малой мощности.
На ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «ПО «Севмаш» строитель-
ство атомных судов в отчетный период не велось.
На предприятиях судостроительной отрасли уровень обеспечения ядерной и ра-
диационной безопасности соответствует требованиям федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии.
Под государственным надзором находятся комплексы стендов-прототипов кора-
бельных ядерных энергетических установок в организациях ФГУП «НИТИ имени
А.П. Александрова» и ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ». Состояние стендов-прототипов
на 31.12.2009 приведено в табл. 23.
Таблица 23
Состояние стендов-прототипов на 31.12.2009
Наименование
Эксплуатирующая
Техническое состояние
стенда-прототипа
организация
КВ-1
НИТИ
В эксплуатации
КВ-2
НИТИ
В эксплуатации
КМ-1
НИТИ
В эксплуатации в режиме окончательного остано-
ва с выгруженной активной зоной, находящейся в
хранилище стенда
ВАУ-6с
НИТИ
Вывод из эксплуатации (этап консервации)
27/ВМ
ФЭИ
Вывод из эксплуатации
27/ВТ
ФЭИ
Вывод из эксплуатации
Нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энер-
гии при эксплуатации стендов-прототипов не выявлено.
Проведение инспекций
В отчетном периоде центральным аппаратом, Северо-Европейским и
Дальневосточным межрегиональными территориальными управлениями по над-
зору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведена 101 ин-
спекция (в 2008 году — 112 инспекций), из них 1 — комплексная, 66 — целевые, 34 —
оперативные (в 2008 году — 1 комплексная, 78 целевые, 33 оперативные). Выявлено
66
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
и предписано к устранению 161 нарушение (в 2008 году — 170 нарушений), в том
числе:
нарушений требований норм и правил в области использования атомной энер-
гии — 70 (в 2008 году — 58);
нарушений условий действия лицензии — 91 (в 2008 году — 112).
По выявленным нарушениям выдавались акты-предписания и/или предписа-
ния на их устранение, проводилось заслушивание руководителей структурных под-
разделений поднадзорных организаций. Наложен штраф за нарушение федераль-
ных норм и правил в области использования атомной энергии на двух физических
лиц. Невыполненных в установленные сроки предписаний в отчетном периоде не
было. Причинами выявленных нарушений являются в основном недисциплини-
рованность и халатное исполнение обязанностей персоналом, слабый контроль со
стороны руководства.
Внеплановые инспекции не проводились.
Нарушения в работе
На поднадзорных объектах использования атомной энергии аварий и аварийных
происшествий в 2009 году и в 2008 году не было.
На атомных судах ФГУП «Атомфлот» Государственной корпорации по атомной энер-
гии «Росатом» зарегистрировано 13 эксплуатационных происшествий (в 2008 году —
15) по классификации Положения о порядке классификации, расследования и инфор-
мации о нарушениях в работе объектов атомного флота (РД 31.20.42-93). Причинами
происшествий являются:
течи парогенераторов — 7;
неисправности механического оборудования — 3;
неисправности в контрольно-измерительных системах — 1;
ошибка персонала — 2.
Течь трубной системы парогенераторов (в том числе до выработки ресурса труб-
ной системы) остается наиболее частым эксплуатационным происшествием при
эксплуатации атомных судов.
Коренные причины выхода из строя трубных систем парогенераторов в полной
мере не определены. Поиск причин появления трещин в трубных системах пароге-
нераторов продолжен с участием материаловедческих и других организаций.
На стендах ФГУП «НИТИ им А.П. Александрова» произошли 2 эксплуатационных
происшествия (в 2008 году — 0) по классификации Положения о порядке расследова-
ния и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок (НП-027-01).
Зарегистрированные эксплуатационные происшествия к превышению пределов
безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требова-
ниями инструкций по эксплуатации. Радиационная обстановка при всех происше-
ствиях оставалась в пределах нормы.
Дозовые нагрузки
Обеспечение радиационной безопасности и организация радиационного кон-
троля в поднадзорных организациях осуществляется в соответствии с требования-
ми нормативных документов. В течение отчетного периода случаев переоблучения
персонала не зафиксировано. Дозовые нагрузки штатного и привлекаемого персо-
нала ниже пределов контрольных уровней. Безопасность персонала и населения с
точки зрения воздействия радиационных факторов обеспечена.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
67
Вывод из эксплуатации
Ядерные энергетические установки судов из эксплуатации в отчетном периоде
не выводились.
Обращение с радиоактивными отходами и источниками ионизирующих излуче-
ний
Обращение с РАО и ИИИ осуществлялось в соответствии с требованиями нор-
мативных документов по установленной технологической схеме с соблюдением
мер радиационной безопасности. Своевременно проводятся инвентаризации РАО
и ИИИ.
Несанкционированных выбросов и сбросов РАО не выявлено. На объектах и
прилегающих к ним территориях радиоактивного загрязнения не зафиксировано.
Степень готовности поднадзорных организаций и их соответствующих подразделе-
ний позволяет обеспечить эффективное проведение мероприятий по ликвидации
радиационных аварий и их последствий.
Состояние работы с ИИИ в поднадзорных предприятиях оценивается как удо-
влетворительное. Эксплуатация ИИИ производится в соответствии с требования-
ми нормативной и эксплуатационной документации.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций по повышению безопасно-
сти ядерных энергетических установок судов
Проектантами атомных судов и ядерных энергетических установок (ОАО «ЦКБ
«Айсберг», ФГУП «ОКБМ», ФГУП «НПО «Аврора» и РНЦ «Курчатовский инсти-
тут») проведен анализ выполнения требований федеральных норм и правил «Общие
положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов»
(НП-022-2000), «Правила ядерной безопасности ядерных энергетических установок
судов» (НП-029-01) на атомных судах, разработаны и согласованы с Ростехнадзором
предложения о порядке работ в обеспечение выполнения требований указанных фе-
деральных норм и правил. На основании анализа и предложений проектантов экс-
плуатирующей организацией оформлены для каждого атомного судна решения о
внедрении мероприятий по повышению уровня безопасности реакторных устано-
вок, в которых определены исполнители и сроки выполнения запланированных ме-
роприятий.
Выполнение указанных решений находится на контроле Ростехнадзора.
Состояние ядерной и радиационной безопасности ядерных энергетических уста-
новок судов соответствует требованиям федеральных норм и правил и оценивается
как удовлетворительное.
Состояние ядерной и радиационной безопасности
В поднадзорных организациях уровень обеспечения ядерной и радиационной
безопасности соответствует требованиям норм и правил в области использования
атомной энергии.
Предметом особого внимания Ростехнадзора является хранение ОЯТ на птб
«Лепсе». Вследствие длительного хранения часть ядерного топлива, находяще-
гося в хранилище птб «Лепсе», классифицируется как дефектное или аварийное.
В баках хранилища высокая суммарная радиоактивность, в связи с чем экипаж
птб «Лепсе» размещен в береговых помещениях, сооруженных у причала ФГУП
«Атомфлот».
68
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В рамках международного сотрудничества по проекту комплексной утилизации
птб «Лепсе» разработан и утвержден федеральными органами исполнительной вла-
сти эскизный проект вывода из эксплуатации судна. Разработка рабочего проекта
комплексной утилизации птб «Лепсе», спланированная на 2009 год, не начата из-за
отсутствия финансирования этих работ.
2.2.5. Радиационно опасные объекты
Общая характеристика объектов использования атомной энергии
По состоянию на 31 декабря 2009 года под надзором межрегиональных террито-
риальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управ-
лений) находилось 2271 организаций (2252 организации в 2008 г.), предприятий и
учреждений, осуществлявших свою деятельность в области использования атомной
энергии и имевших в своем составе 4738 радиационных источников стационарных
(РИС), 1438 пунктов хранения РВ и РАО (ПХ РВ и РАО), где проводились работы
с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радиону-
клидными источниками (РнИ).
В число поднадзорных объектов входят предприятия авиационной, металлургиче-
ской, судостроительной, судоремонтной и химической промышленности, горнодо-
бывающей и горнообогатительной отраслей, предприятия топливно-энергетического
комплекса, геологические, научные и транспортные организации, воинские части
и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские учрежде-
ния, таможенные органы и др. (далее — организации).
Общее число поднадзорных организаций, осуществляющих свою деятельность в
области использования атомной энергии, стабилизировалось и незначительно от-
личается от предыдущих отчетных периодов.
Примерно 40 % общего числа поднадзорных организаций не имеют ведомствен-
ной принадлежности (ОАО, ЗАО, ООО или организации другой формы собствен-
ности). Отсюда возникает проблема по признанию их в качестве эксплуатирующих
организаций. Вместе с тем статус «эксплуатирующей организации» является одним
из необходимых условий для получения лицензии на деятельность в области ис-
пользования атомной энергии. Информация о мерах, которые предпринимались в
этой ситуации, содержится в отчетах о деятельности Ростехнадзора за предыдущие
годы и в обращениях (письмах) в органы надзора за соблюдением законодательства.
Однако органы исполнительной власти, которые в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 № 412 осуществляют государ-
ственное управление использованием атомной энергии, под разными предлогами
отказывают организациям в признании их в качестве «эксплуатирующей организа-
ции».
В число поднадзорных организаций входят также 49 региональных и ведомствен-
ных информационно-аналитических центров (РИАЦ, ВИАЦ) системы государ-
ственного учета и контроля РВ и РАО.
В 2009 году при осуществлении надзорной деятельности основное внимание уде-
лялось:
инспектированию организаций с наиболее потенциально опасными радиацион-
ными источниками (РИ), ПХ РВ и РАО, системами и средствами обеспечения ра-
диационной безопасности (РБ);
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
69
инспектированию (контролю) проведения организациями радиационно опасных
работ, в т.ч. по выводу из эксплуатации неиспользуемых или непригодных к даль-
нейшей эксплуатации мощных радиоизотопных установок и радиоизотопных тер-
моэлектрических генераторов (РИТЭГ), своевременной перезарядке действующих
установок и аппаратов;
надзору за деятельностью РИАЦ и системой физической защиты (ФЗ) РИ, ПХ
РВ и РАО.
За отчетный период выведено из-под надзора управлен
132 организации (табл. 24).
Таблица 24
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
Всего
40
23
18
14
6
22
9
132
Основными причинами вывода из-под надзора организаций являются органи-
зационно-правовые и структурные изменения юридических лиц, переход на дру-
гие принципы контроля технологических процессов (без применения РИ либо с
использованием РИ), не подпадающих под государственное регулирование (малая
активность), а также отсутствие финансовых возможностей применять РИ в про-
изводственных процессах.
Взято под надзор 95 новых организаций. Их распределение по федеральным окру-
гам незначительно отличается от вышеприведенных показателей по организациям,
выведенным из-под надзора.
Организация надзора за деятельностью воинских частей и организаций
Министерства обороны осуществляется в соответствии с директивой Министра
обороны Российской Федерации от 20.01.2003 № Д-3 «О регулировании деятель-
ности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в
области использования атомной энергии при обращении с радиоактивными веще-
ствами».
За отчетный год организациям было выдано 510 лицензий и 5680 разрешений
должностным лицам на право ведения работ в области использования атомной
энергии.
Распределение лицензий и разрешений представлено в табл. 25.
Таблица 25
Распределение лицензий и разрешений
Показатель/
Всего
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДвМТУ
управление
Выдано лицензий
510
184
47
92
40
44
58
45
Выдано разрешений
5680
569
255
733
1143
1318
949
713
Основными видами лицензируемой деятельности являются:
эксплуатация РИ;
эксплуатация хранилищ РВ и РАО.
В сферу государственного надзора входят:
1. Медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на
которых ведутся работы с открытыми РнИ.
2. Комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми РнИ,
в том числе:
70
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
технологические и медицинские облучающие установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
РИТЭГи.
3. Пункты хранения радиоактивных веществ, в том числе:
специализированные пункты хранения, расположенные главным образом в ор-
ганизациях «Изотоп»;
неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах исполь-
зования атомной энергии.
4. Хранилища радиоактивных отходов, в том числе:
специализированные хранилища ФГУП «РосРАО» и Чепецкого механического
завода;
неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования
атомной энергии;
хранилища, содержащие отходы с радионуклидами только природного проис-
хождения.
Классификация РОО по категориям потенциальной радиационной опасности
приведена в табл. 26.
Таблица 26
Классификация РОО по категориям потенциальной радиационной опасности
Категории радиационной
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
опасности
I
5
0
0
0
0
0
0
II
4
15
59
2
1
2
1
III
121
245
267
81
122
321
151
IV
1534
618
519
541
507
572
358
Всего организаций:
686
269
333
243
265
300
175
Всего РОО:
1664
878
845
624
630
895
510
В число пяти РО 1-й категории потенциальной радиационной опасности входят:
ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского» (комплексы
производства РВ, неспециализированное хранилище РАО), г. Обнинск Калужской
обл.;
Обнинский филиал «ГНЦ РФ ФГУП НИФХИ им. Л.Я. Карпова» (комплексы
производства РВ, комплексы мощных изотопных облучательных установок, неспе-
циализированное хранилище РАО), г. Обнинск Калужской обл.;
ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» (комплексы мощных изотопных облучатель-
ных установок, неспециализированные хранилища РВ и РАО), г. Москва;
ФГУП «Научно-исследовательский институт приборов» (комплекс мощных
изотопных облучательных установок, неспециализированные хранилища РАО),
г. Лыткарино Московской обл.
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», г. Саров, ЗАТО.
Радиационные источники, содержащие открытые РнИ активностью от мини-
мального уровня до 1,0·1014 Бк, включают:
радиоактивные вещества с суммарной активностью, соответствующей работам I,
II и III класса по ОСПОРБ-99 (P-32, S-35, C-14, Ra-226, Zr-95 и др.);
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
71
наборы реактивов для радиоиммунологического микроанализа и радиофармпре-
параты (РФП), используемые в медицинских учреждениях.
Суммарный годовой расход радиоизотопных генераторов медицинского назна-
чения составил 3213 шт.
Радиационные источники, содержащие закрытые РнИ с активностью от 1·101 до
4·1017 Бк, включают:
мощные облучающие технологические гамма-установки типа РВ-1200, К-20000
(60000, 120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М),
«Пинцет», «Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4 и
другие с неподвижным и подвижным облучателем и с разным количеством исполь-
зуемых закрытых источников на основе радионуклида Со-60 с суммарной активно-
стью до 3,0·1015 Бк;
различные модификации радиационно-терапевтических медицинских устано-
вок типа «Луч-1», «Агат-Р» (С, В, ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус-М (АМ)», Teratron Elite 80,
Multisours YDR, TERAGAM K-01 с разным количеством используемых закрытых ис-
точников на основе радионуклида Со-60 с суммарной активностью до 5,4·1014 Бк;
переносные гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид», РИД и «Стапель-5М» с ис-
точниками ГИИД-3 (4,5,6), томографы (дефектоскопы) типа CBS LBD на основе
Ir-192, Co-60, Cs-137 и Tl-170 с активностью источников до 2,0·1013 Бк;
более 10 видов РИП с источниками изотопов Рu-238-Be-9, Am-241-Be-9, Со-60,
Сs-137, Рu-238, Am-241 (от приборов технологического контроля, включающих сле-
дящие гамма-уровнемеры, плотномеры, расходомеры, толщиномеры, нейтрализато-
ры статического электричества, сигнализаторы обледенения, скважинные приборы
и датчики дозиметрической аппаратуры с встроенными источниками). Активность
изотопов в источниках указанных приборов составляет от 1·101 до 3,7·1011 Бк;
РИТЭГ, содержащие радионуклидный источник тепла (РИТ) с опасным радиону-
клидом Sr-90. Активность РИТ в десятки и сотни тысяч раз превышает активность
«типовых» радиационных источников и достигает 4,0·1017 Бк.
На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее по-
тенциально опасные РОО, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические уста-
новки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000,
120000, 200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-γ-100 (20, 25М), «Пинцет»,
«Панорама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1, ЯГРС-4;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации, например типа «Агат» (Р, Р1, С, В,
ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразруша-
ющего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» — 25, 170/400, 192/120,
«Стапель-5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием РнИ;
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживаемые
радиоизотопные устройства, в т.ч. РИТЭГ, имеющие в своем составе РИТ с радио-
нуклидом Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 4,81·1014 Бк до 4,55·1015 Бк
(в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до 6 РИТ.
72
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Кроме перечисленных РОО потенциально опасными являются также:
объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется хране-
ние в открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями солей при-
родных радионуклидов Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232 и К-40 (например, ОАО
«Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Роснефть-
Ставропольнефтегаз» и др.);
технологические подземные емкости, образовавшиеся в результате подземных
ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взры-
вов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва).
В отношении последних проводится работа по подготовке изменений в
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части определения
статуса этих объектов при их использовании и реабилитации территорий. В со-
ответствии с распоряжением от 17.12.2005 № 2237-р (в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации от 20.08.2008 № 1224-р) работа должна быть
закончена в 2010 году.
Общая оценка состояния безопасности РОО — удовлетворительная. Оценка
основана на отсутствии аварий класса А, П-1 и непревышении свыше установлен-
ных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных организаций и население.
Однако состояние безопасности РОО на ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (ава-
рийное состояние хранилищ) и ФГУП «Гидрографическое предприятие» Минтранса
России (отсутствие кадровых и технических возможностей для обеспечения безо-
пасности РИТЭГ) оценивается как неудовлетворительное.
Инспекционная деятельность
Государственный надзор за состоянием РБ на РОО осуществляли около 200 ин-
спекторов из 7 отделов по надзору за РБ, 56 отделов инспекций РБ, 11 отделов ин-
спекций ядерной и РБ других направлений надзора, на которых эти обязанности
возложены руководством межрегиональных территориальных управлений по над-
зору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ).
В 2009 году проведено 2212 инспекций (2869 инспекций в 2008 году) состоя-
ния РБ и физической защиты на РОО, в том числе 13 комплексных, 1962 целевые
и 237 оперативных.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, имеет практический стаж
работы от 1 до 10 лет. Повышение профессионального уровня инспекторов прово-
дится в основном в форме самостоятельной подготовки в системе технической уче-
бы, а также путем проведения семинарских занятий по изучению законодательных
актов Российской Федерации, нормативных документов по РБ, приказов и распо-
ряжений Службы.
Задачи, функции и компетенция отделов определены в положениях об отделах,
утвержденных приказами руководителей управлений. Перечни поднадзорных ор-
ганизаций, закрепленных за отделами надзора и контроля, утверждены руководи-
телями управлений. Распоряжениями начальников соответствующих отделов под-
надзорные организации распределены между сотрудниками отделов по надзору и
отделов инспекций.
В отчетном периоде отделы инспекций осуществляли взаимодействие с орга-
нами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
73
лучия человека, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида-
ции последствий стихийных бедствий и природоохранной прокуратурой.
Взаимодействие осуществлялось в форме проведения совместных инспекций, ко-
миссий по расследованию происшествий, организации контроля за ввозом-вывозом
РВ и РАО на поднадзорную территорию и за ее пределы; обмена информацией по
вопросам, относящимся к компетенции каждой из сторон, разработке и выполне-
нию совместных планов, контроля за исполнением мероприятий РБ.
Инспекционная деятельность в основном осуществлялась в соответствии с пла-
нами работ Ростехнадзора. Проведение внеплановых инспекций в отчетном пери-
оде было обусловлено следующими причинами:
проверка достоверности сведений, представленных в документах для получения
лицензий на деятельность в области использования атомной энергии;
проверка достоверности информации по устранению выявленных нарушений;
проверка информации об изменении состояния радиационной безопасности;
проверка в связи с выводом организаций из-под надзора или взятием под над-
зор;
проверка состояния учета и хранения РВ, РИ и РАО в отдельных организациях;
проверка хода расследования радиационных происшествий и инцидентов;
проверка обстоятельств, связанных с обнаружением «бесхозных» ЗРнИ;
проверка вопросов организации утилизации РИ.
Проведено внеплановых инспекций в управлениях (табл. 27):
Таблица 27
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
Всего
63
17
8
Не прово-
1
16
2
107
дили
Основным видом инспекций при осуществлении надзора были целевые инспек-
ции (более 88 % общего числа), при которых проводилась проверка вопросов обе-
спечения РБ согласно «Типовой программе целевой инспекции состояния радиаци-
онной безопасности на объектах народного хозяйства» (РД-07-13-2001).
Всего в процессе надзорной деятельности выявлено 2831 нарушение в обеспече-
нии радиационной безопасности.
По выявленным нарушениям управлениями составлялись предписания, налага-
лись штрафы, направлялись материалы в правоохранительные органы.
Обобщенные показатели инспекционной деятельности и принятые управлени-
ями меры приведены в табл. 28-29.
Таблица 28
Показатели инспекционной деятельности на радиационно опасных объектах
Управление
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
Всего
Количество поднад-
686
269
333
243
265
300
175
2271
зорных организаций
Проведено инспекций
668
146
400
195
217
422
165
2212
В том числе:
комплексных
0
0
4
0
1
1
7
26
целевых
629
144
328
195
190
336
140
2661
74
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Управление
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
Всего
оперативных
39
2
68
0
26
85
18
144
Выявлено нарушений
1558
113
339
59
195
287
280
2831
Применено санкций
16
16
15
0
1
10
3
61
Показатель выявляе-
2,3
0,8
0,85
0,3
0,9
0,7
1,7
1,1
мости нарушений N*
* Ввыявляемость нарушений N — отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных
инспекций.
Анализ показывает, что в отчетном периоде:
число инспекций — 2212 (2869 в 2008 году);
число нарушений — 2831 (4288 в 2008 году);
выявляемость — 1,1 (1,49 в 2008 году).
Таблица 29
Сравнительные показатели санкций и мер принуждения,
примененных при проведении инспекций на РОО
Примененные меры
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Аннулирование (изъятие) лицензий
1
2
43
146*
Приостановление действий лицен-
7
7
11
зий
Запрещение применения оборудова-
ния и технологий
Приостановление производства работ
12
9
9
Предупреждения
2
2
Наложение штрафов на:
организации
14
34
27
25
должностных лиц
27
30
55
43
Общая сумма взысканных штрафов
526 500
1 064 000
532 000
670 000
Направление материалов в правоо-
11
8
23
15
хранительные органы
(принято 12)
* Лицензии аннулированы по заявлениям организаций о прекращении деятельности.
Практика применения санкций в отношении нарушителей, как правило, явля-
ется эффективной, но в то же время имеются и отрицательные результаты, связан-
ные с решениями мировых судей.
Меры принуждения, принятые по результатам инспекций, были своевременны-
ми, достаточными и эффективными.
Анализ причин нарушений требований безопасности, выполненный по резуль-
татам надзорной деятельности, приведен ниже.
Распределение нарушений по видам
Нарушения, связанные с соблюдением требований по:
1. Радиационной безопасности — 1825.
2. Физической защите — 344.
3. Учету и контролю РВ и РАО — 662.
Нарушения радиационной безопасности, связанные с выполнением комплек-
са мер:
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
75
1. Правового характера — 290 (16 %)
1.1. Обеспечение сроков действия разрешительных документов, а также их сво-
евременного переоформления — 268.
1.2. Поддержание финансового обеспечения предела ответственности за убытки
и вред, причиненный юридическим и физическим лицам радиационным воздей-
ствием при осуществлении разрешенного вида деятельности — 22.
2.Организационного характера — 808 (44 %)
2.1. Общая документация по обеспечению РБ и ее соответствие нормативным
требованиям — 431.
2.2. Организация радиационного контроля — 136.
2.3. Готовность к предупреждению радиационных аварий и ликвидация их по-
следствий — 166.
2.4. Проведение расследований обстоятельств и причин нарушений в работе
РОО — 5.
2.5. Отчетность в установленные сроки по всем разделам УДЛ — 70.
3. Инженерно-технического характера — 204 (11 %)
3.1. Состояние и обслуживание систем и элементов, важных для безопасности —
114.
3.2. Проведение радиационного контроля, в том числе состояние дозиметриче-
ских и радиометрических приборов — 90.
4. Квалификационного и обучающего характера — 283 (16 %)
4.1. Организация систематической подготовки и проверки знаний работников
(персонала) по обеспечению РБ, РК, УК РВ и РАО, ФЗ РИ — 153.
4.2. Планирование и осуществление повышения квалификации работников (пер-
сонала) по обеспечению РБ, РК, УК РВ и РАО, ФЗ РИ — 118.
4.3. Уровень квалификации персонала — 12.
5. Прочими нарушениями — 240 (13 %)
Основную долю выявленных нарушений требований радиационной безопасно-
сти составляют нарушения организационного характера (44 %), связанные с нали-
чием и ведением организационно-распорядительной документации.
Низкая исполнительская дисциплина, отсутствие надлежащего контроля, низ-
кий уровень культуры работы с документами являются причинами нарушений фе-
деральных норм и правил в области использования атомной энергии.
Негативное влияние на деятельность поднадзорных организаций оказывают
структурные преобразования хозяйствующих субъектов. В этом случае средняя про-
должительность работы в одной должности или на одном рабочем месте работни-
ков не превышает, как правило, 2-3 года.
Текучесть кадров на ключевых должностях обусловливает недостаточный уро-
вень обеспечения РБ и, как следствие, высокий процент нарушений, связанных с
человеческим фактором.
В отчетном периоде было обращено внимание на качество подготовки и повы-
шения квалификации руководителей и специалистов поднадзорных организаций в
рамках процедуры выдачи разрешений на право ведения работ в области использо-
вания атомной энергии.
В целом основную долю нарушений составляют:
нарушения норм и правил, связанные с учетом и контролем РВ и РАО, физиче-
ской защиты РИ, ПХ РВ и РАО;
76
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
нарушения, связанные собеспечением радиационного контроля, подготовкой и
допуском к работе персонала;
нарушения условий действия лицензий, связанные с выполнением мероприятий
по введению в действие правовых и нормативных актов, в том числе лицензий, от-
четностью в установленные сроки.
В целях непрерывного выполнения поднадзорными организациями меропри-
ятий по обеспечению РБ отделы инспекций осуществляют предупредительный и
профилактический контроль:
за выполнением должностными лицами поднадзорных организаций мероприя-
тий по обеспечению требований радиационной безопасности;
за соблюдением должностными лицами поднадзорных организаций сроков пред-
ставления информации по выполнению УДЛ, по устранению выявленных наруше-
ний, отмеченных в предписаниях.
В отчетном периоде основной предупредительной и профилактической мерой к
нарушителям по-прежнему является выдача актов-предписаний (предписаний) на
устранение нарушений в деятельности согласно РД-03-43-98 и РД-07-04-99.
Предписания вручались в установленные сроки руководителям и должностным
лицам поднадзорных организаций и были приняты к исполнению. Заявлений о не-
согласии с выданными актами-предписаниями (предписаниями) от поднадзорных
организаций не поступало.
Такая мера применялась тогда, когда недостатки носили организационный ха-
рактер и не влияли в целом на обеспечение радиационной безопасности. Практика
такого подхода показала его достаточность и эффективность в проведении надзора
за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии.
В отчетном периоде имели место 44 случая нарушений в работе объектов исполь-
зования атомной энергии класса П-2.
Нарушения были связаны с:
нарушением требований технологического процесса персоналом при проведе-
нии работ по разрядке ИИИ — 1 случай;
дорожно-транспортным происшествием при транспортировании УКТ-1Ф —
1 случай;
обрывом каротажного снаряда при проведении геофизических работ, имеющего
в своем составе радиоизотопные источники излучения, — 19 случаев (причины: из-
нос отдельных элементов каротажных снарядов, которые не обнаруживаются при
подготовке к проведению геофизических работ, неудовлетворительная подготовка
скважин, нарушения технологического процесса при выполнении работ, геологи-
ческие осложнения);
качеством радиационного контроля при подготовке металлолома (обнаружени-
ем бесхозных источников ионизирующего излучения) для отправки на переработ-
ку в ООО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре) — 20 случаев (обнаружение ло-
кальных источников ионизирующего излучения в металлоломе, отправляемом на
переработку);
прочими нарушениями — 3 случая.
Динамика уровня нарушений в работе РОО приведена в табл. 30-31.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
77
Таблица 30
Сведения о нарушениях радиационной безопасности в 2009 году
Показатель/управление
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДВМТУ
Количество зафиксирован-
3
1
4
0
13
3
20
ных нарушений, из них
А
П-1
П-2
3
1
4
0
13
3
20
Таблица 31
Динамика уровня нарушений в работе РОО
Показатель/год
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Количество зафиксированных
40
50
37
35
61
44
нарушений
По классам
А
нарушений
П-1
4
согласно
П-2
46
37
35
61
61
44
НП-014-2000
Проведенный контроль за ходом расследования и последующий анализ управле-
ниями представленных организациями материалов расследований нарушений по-
казал, что:
имели место ошибочные действия персонала и нарушение им требований про-
ведения радиационно опасных работ;
выявлены нарушения требований нормативных документов по безопасному ве-
дению радиационно опасных работ;
мероприятия по устранению причин и по профилактике нарушений носили
формальный характер, отчетные документы не соответствуют установленным фор-
мам;
допускается превышение сроков проведения расследования и передачи опера-
тивной информации, а в выводах комиссии не отражаются конкретные причины
нарушений.
За отчетный период:
1. Превышения основных пределов доз облучения персонала и населения не за-
фиксировано.
2. Недопустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ не было.
3. Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования радиоак-
тивных веществ не выявлено.
4. Несанкционированного проникновения на территорию РОО, несанкциони-
рованного доступа к РИ, РВ и РАО не отмечено.
Обращение с РАО и РИ
На территории Российской Федерации сбор, транспортирование, переработку,
кондиционирование и хранение РАО осуществлялось ГУП МосНПО «Радон», фи-
лиалами Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по
обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»).
Сдача РАО организациями, прием и хранение РАО филиалами ФГУП «РосРАО»
осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных технических докумен-
78
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
тов. Радиационная обстановка на объектах и в санитарно-защитной зоне контро-
лируется лабораториями радиационного контроля. Превышение допустимых уров-
ней радиационных параметров и загрязнение окружающей среды не зарегистриро-
вано.
Переработкой РАО занимаются ГУП МосНПО «Радон» и филиал ФГУП
«РосРАО». Для этого используются:
установка остекловывания (1 ед. на МосНПО «Радон») производительностью по
стеклу — 75 кг/ч, по шихте — 105 кг/ч;
установки битумирования (1 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском
филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);
установки цементирования (4 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском
филиале «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);
установки водоочистки (3 ед. на МосНПО «Радон и 1 ед. в Ленинградском фили-
але «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО») производитель-
ностью до 110 м3/ч;
установка концентрирования (1 ед. на МосНПО «Радон»);
установка сжигания (1 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском филиа-
ле «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);
установки прессования (2 ед. на МосНПО «Радон» и 1 ед. в Ленинградском отде-
лении филиала «Северо-Западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»).
В рамках реализации целевой программы «Переработка и утилизация металличе-
ских радиоактивных отходов» эксплуатируется комплекс по переработке металличе-
ских отходов, загрязненных РВ (ЗАО «Экомет-С», г. Сосновый Бор Ленинградской
обл.).
Анализ состояния и эффективности работы установок позволяет сделать вывод
об их надежности и достаточной безопасности для персонала и окружающей среды,
что подтверждается результатами радиационного контроля (табл. 32).
Таблица 32
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями
на переработку и захоронение
Количество отходов, образовавшихся в ор-Количество отходов, сданных организаци-
ганизациях
ями на переработку и захоронение
Твердые
Жидкие РАО
Отработавшие
Твердые
Жидкие
Отработавшие
РАО
НСС (УСЭ)
РАО
РАО
НСС (УСЭ)
или повреж-
или поврежден-
денные ЗРнИ
ные ЗрнИ
ЦМТУ
1,8·1014
2520,1
3,0·1013
11501,0
6,0·1015
5218
1,9·1014
22407,7
2,6·1013
819,0
7,9·1016
6195
СЕМТУ
1,98·1011
56
7,34·1010
24,0
7,12·1016
719
4,83·1012
314
1,21·1013
918,002
9,07·1016
1843
ДМТУ
9,04·109
56,415
0
0
1,81·1016
719
8,5·109
53,215
0
0
1,81·1016
570
ВМТУ
1,42·1012
3022,33
0
0
1,76·1015
727
6,53·108
32,27
0
0
4,42·1015
1019
УМТУ
1,2·109
67,98
3,7·108
0,2
1,03·1015
259
1,2·109
67,98
3,66·106
3,0
1,025·1015
2116
СМТУ
2,86·1014
224,75
3,68·108
0,2
6,54·1014
1598
2,82·1014
222,78
3,26·108
0,2
3,9·1014
3802
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
79
Количество отходов, образовавшихся в ор-Количество отходов, сданных организаци-
ганизациях
ями на переработку и захоронение
Твердые
Жидкие РАО
Отработавшие
Твердые
Жидкие
Отработавшие
РАО
НСС (УСЭ)
РАО
РАО
НСС (УСЭ)
или повреж-
или поврежден-
денные ЗРнИ
ные ЗрнИ
ДВМТУ
1,9·1012
22,6
0
0
2,48·1016
259
0,1·1012
191
0
0
67,5·1010
186
Всего:
4,8·1014
5970,2
30,1·1012
1528,2
123,01·1015
9362
4,77·1014
3288,9
2,81·1013
1740,2
19,3·1016
15211
В отчетном периоде были продолжены работы по обследованию и продлению
назначенного срока службы гамма-терапевтических аппаратов. Более 85 % аппара-
тов изношены, нет соответствия между световыми и радиационными полями, в не-
которых случаях не обеспечивается радиационная безопасность персонала и паци-
ентов.
В отчетном периоде продолжилась замена устаревшей радиационной техники.
Темпы замены оборудования связаны с финансовыми возможностями поднадзор-
ных организаций. В медицинских учреждениях страны находится около 300 облу-
чательных головок гамма-терапевтических аппаратов типа «Рокус» и «Агат» с защи-
той из обедненного урана.
Промышленные предприятия имеют около 10 тысяч гамма-дефектоскопов и за-
щитных контейнеров для ИИИ, биологическая защита которых содержит обеднен-
ный уран. Большинство гамма-терапевтических аппаратов и гамма-дефектоскопов
выработало назначенный срок службы и в ближайшее время подлежит выводу из
эксплуатации. На территории ОАО «НИИТФА» в результате разборки РИТЭГ мас-
са обедненного урана в изделиях и отдельных деталях постоянно растет. Многие
изделия защитной техники из обедненного урана находятся в муниципальной соб-
ственности и в собственности юридических лиц. Есть основание предполагать, что
число обращений собственников с просьбой об утилизации в ближайшее время вы-
растет в связи с окончанием назначенного срока службы и выводом изделий из экс-
плуатации. Из-за отсутствия системы сбора и утилизации указанных изделий име-
лись случаи появления их в пунктах сбора металлического лома, не исключено их
появление на заводах по переработке металлолома. В ОАО «НИИТФА» и ОАО «В/О
«Изотоп» накопилось более 70 т защиты из обедненного урана.
Проблема утилизации изделий из обедненного урана продолжает оставаться ак-
туальной и за отчетный период не получила своего разрешения.
Обеспечение безопасности РОО
Обеспечение радиационной безопасности в организациях соответствует нормам
и требованиям нормативных документов.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ (системы перемеще-
ния и фиксации закрытых РнИ, системы управления РИ, системы сигнализации и
оповещения о радиационной опасности, системы блокировок, системы физических
барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы вентиляции и
80
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
пожарной безопасности), в основном соответствуют проектным требованиям, тре-
бованиям нормативных документов и находятся в рабочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии, и аккредитованными лабораториями.
Анализ выполнения требований РБ показывает, что возможности поднадзорных
организаций не одинаковы.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с РВ и РАО осущест-
вляется в соответствии с требованиями нормативных документов в области исполь-
зования атомной энергии. Однако в ФГУП «Гидрографическое предприятие» (под
надзором ДВМТУ и СЕМТУ)) и ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (под надзором
СЕМТУ) не наблюдается существенного улучшения организации РБ.
Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-
монтажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной тех-
ники, замену отработавших назначенный срок службы закрытых РнИ и сдачу на
длительное хранение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетель-
ствование технических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационный контроль (РК) в поднадзорных организациях осуществлялся с
учетом категории РОО по потенциальной радиационной опасности и класса работ
штатными службами РБ или назначенными ответственными лицами, а в отдельных
случаях привлеченными организациями, имеющими лицензии Службы на оказа-
ние такого рода услуг.
РК на РОО осуществлялся с использованием радиометров и дозиметров, которые
своевременно проходили поверку в метрологических учреждениях Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии.
Повышению качества РК способствовала замена в отчетном периоде в ряде под-
надзорных организаций образцов устаревших дозиметрических приборов на совре-
менные.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования,
транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности закрытых РнИ, а при рабо-
те с открытыми РнИ — контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей
в воздухе рабочих и других помещений организаций.
В целях оперативного контроля радиационных параметров, обеспечения гаран-
тированного непревышения основных пределов доз облучения и снижения уровней
облучения до возможно низкого уровня в поднадзорных организациях установлены
контрольные уровни, согласованные с органами Роспотребнадзора, например:
среднегодовая эффективная доза за любые последовательные 5 лет для персона-
ла группы А:
а) эксплуатирующего гамма-терапевтические аппараты — не более 13-16 мЗв год;
б) эксплуатирующего гамма-дефектоскопы — не более 10-15 мЗв в год;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..